УДК 821.161.1
ГРНТИ 17.82.32
Е. А. Дубровская
К вопросу о жанровой идентификации литературной сказки (на примере сборника «Гусарские сказки» Ю. Галича)
В данной статье проблема жанровой идентификации литературной сказки рассматривается как связанная напрямую с авторской номинацией. Исторически обусловленные преобразования изменяют предметный мир сказки, формируя сказочный хронотоп. С учетом особенностей логики развития жанра литературной сказки делается вывод, что в «Гусарских сказках» Юрия Галича сказочным хронотопом является реально существовавший мир дореволюционной России. Литературной сказкой Ю. Галича становится рассказ о былом.
Ключевые слова: жанровая идентификация, авторская номинация, сказочный хронотоп, эволюция жанра, литературная сказка, рассказ, Ю. Галич.
Evgeniya Dubrovskaya
To the Question of Genre Identification of a Literary Fairy Tale (on the Example of the Collection "Hussar Tales" by Y. Galich)
In this article, the problem of genre identification of a literary fairy tale is considered as related directly to the author's nomination. Historically determined transformations change the subject world of a fairy tale, forming a fabulous chronotope. Taking into account the peculiarities of the development of the literary fairy tale genre, it is concluded that in the "Hussar Tales" by Yuri Galich, the fabulous chronotope is the real world of pre-revolutionary Russia. The literary tale of Y. Galich becomes the story of the past.
Key words: genre identification, author's nomination, fairy-tale chronotope, evolution of the genre, literary tale, story, Y. Galich.
Проблема жанровой идентификации произведения напрямую связана с авторской жанровой номинацией. «Характер жанровых номинаций свидетельствует, с одной стороны, о жанровой рефлексии автора, с другой - о разрушении и сознательной трансформации традиционных моделей» [8]. Сказка задает определенные читательские ожидания, более того, Л. В. Чернец говорит о «влиянии жанровых ожиданий читателей на творчество писателя как постоянно действующую в литературе закономерность» [12, с. 10]. При слове
© Дубровская Е. А., 2020 © Dubrovskaya E., 2020
«сказка» обычно мы имеем в виду « не столько конкретные сказочные произведения, сколько некий теоретический инвариант сказочного жанра, общий строй жанровой традиции волшебной народной сказки», от ее формальных признаков (традиционные формулы сказочных зачинов и концовок, повторяющиеся конструкции, трехступенчатое строение сюжета на уровне персонажей, действий героев, мотивов), эксплицирующихся в тексте, до идейно-семантического уровня, который зачастую откладывается в подсознании и мотивирует наши дальнейшие действия (например, современная так называемая сказкоте-рапия) [7, с. 9].
До сих пор многие исследователи полагают, что понятие «литературная сказка» даже в традиционном понимании является неясным, расплывчатым, неточным, даже оксюморонным (В. П. Аникин, Т. Г. Леонова, Л. В. Овчинникова). Если мы рассмотрим наиболее авторитетные определения термина «литературная сказка», например, Л. Ю. Брауде, Т. Г. Леоновой, Ю. Ф. Яр-мыша, Т. В. Кривощаповой, И. З. Сурат, и др., мы столкнемся как раз с этим «теоретическим инвариантом» жанра. М. Н. Липовецкий считает, что «память жанра» основана только на волшебной народной сказке, поэтому чудо, волшебство являются миромоделирующим фактором в литературной сказке. Но из всего разнообразия текстов в поле зрения ученого попала только одна жанровая разновидность, несомненно, очень яркая и характерная - волшебные сказки.
Здесь мы наблюдаем традиционный подход к жанровой номинации, но существует и неизбежная авторская рефлексия в русле жанрового канона. «В каких бы текучих формах ни выражался жанр, - отмечала Л. Я. Гинзбург, - за ним всегда стоит теоретизирование и нормативность, т.е. к нему с большим или меньшим правом примышляется некоторое долженствование (вне этих условий вообще умирает ощущение жанра)» [2, с. 96]. Исторически развиваясь, жанр меняется, на разных этапах развития литературы жанрообразую-щими и жанроопределяющими становятся разные признаки, «но без определенных норм и границ никакой жанр обойтись не может; жанр и есть особая система норм» [10, с. 10]. Жанр литературной сказки, по мнению Л. В. Овчинниковой, признается пограничным, появившимся в результате «взаимовлияния фольклора и литературы на протяжении Х1Х-ХХ вв.» [9, с. 34]. Кроме того, «каждая историческая эпоха, каждое историческое направление рождает новую художественную форму. Свидетельством постоянного развития и непрекращающейся жизни литературной сказки служит появление в наше время самых разнообразных произведений сказочного жанра» [1, с. 234].
Постоянное развитие жанра предполагает его изменение, в котором должна присутствовать логика [10, с. 10-11]. Исторически обусловленные преобразования изменяют предметный мир сказки, формируя сказочный хронотоп. Например, с развитием технологий вместо волшебной палочки появляется магический планшет. В то же время кардинальные изменения окружающей действительности, например, уклада жизни, могут повлиять на внутреннее отношение автора к прошедшим событиям. Это может стать тем «цветным стеклышком», через которое писатель смотрит на мир.
В «Гусарских сказках» Юрия Галича сказочным хронотопом является реально существовавший мир дореволюционной России [3, с. 79]. Предметный мир не изменяется автором, вымысел как жанрообразующий принцип отсутствует в произведениях Галича. Авторская номинация произведения - «Гусарские сказки. Рассказы» - сталкивает жанры по основному жанрообразующему принципу. Установка на вымысел в сказке и установка на достоверность в рассказе создают иную жанровую модель произведения, где «авторский подзаголовок вступает в диалогические (а иногда и оппозиционные) отношения с жанровым каноном, национальной традицией, сигнализируя об экспериментальном характере произведения» [8].
Мы предполагаем, что слово «сказка» у Галича апеллирует к фольклору в широком смысле - как народному творчеству о мире отдельно взятого сообщества - гусар. Неизбежная неточность субъективного представления художника об объективной реальности всегда присутствует в произведении при создании жизнеподобия. В то же время способность человека «произвольно комбинировать элементы этих представлений, создавая несвойственные реальности сочетания» также свойственна воображению автора [5, с. 26]. Можно сказать, что вымысел, присутствующий в этих произведениях, нечаянного происхождения, он неизбежен, но не задуман, это субъективный вымысел при фактической передаче.
Называя свои рассказы сказками, Юрий Галич, несомненно, учитывал характерные признаки обоих жанров. Со стороны сказки - устную традицию бытования, явный вымысел при каждой последующей передаче, одновременно со стороны рассказа - письменную фиксированность и достоверность фактов, «создание иллюзии тождества искусства и жизни» [11, с. 105].
Таким образом, на основе анализа эволюции сказочного жанра, в рамках данной статьи мы можем выделить некоторые жанровые особенности литературной сказки.
На первом этапе - в доклассицистский период - это запись и обработка фольклорного текста писателем, вносящим собственные коррективы разной
степени изменения текста. В период русского классицизма жанр литературной сказки сближается с жанрами стихотворной лирической новеллы или басни. В период романтизма сказка предстает в виде романтической поэмы, легенды и притчи. В литературе середины и конца XIX сказка приобретает сатирико-ал-легорические и назидательно-дидактические черты.
Начиная с середины XIX века литературная сказка стала развиваться по двум основным направлениям: сказка для детей и сказка для взрослых. Сказка начала XX века вобрала в себя основные черты литературной эпохи переходного типа: всеобщий кризис сознания, распад привычного мира, символизм, эстетика тайны, «сомнение во всесильной казуальности и поиск новых объяснений связей между явлениями» [6, с. 613]. К середине ХХ века жанр детской литературной сказки полностью сложился и обрел свою форму, многообразие, а главной отличительной чертой, по мнению многих исследователей, стала установка на вымысел [9]. Во взрослой литературе произведения, по мнению Е. Н. Ковтун, по типу вымысла подразделяются на рациональную фантастику, фэнтези, сказочную, мифологическую, сатирическую и философскую условности [5, с. 51].
В произведениях Юрия Галича мы наблюдаем логику изменения жанра литературной сказки для взрослых. Для Галича сказкой становится рассказ о былом, а не вымысел. Жанр освобождается от всех наслоений, от некоторых присущих ему жанровых признаков, приходя к своему древнему истоку - сказанию, одновременно теряя сказочный вымысел в бытовом, низком его смысле -как неправдоподобие, обман, - и приобретая тот же вымысел, но на более высоком уровне - как миф о прошлых деяниях. Миф как десакрализация обряда и сказка как профанация мифа в произведениях Юрия Галича реализовались в сказке-рассказе.
«Возрождение на новом витке историко-культурного развития объективной "памяти" жанра, реконструкция жанрового архетипа приводит к тому, что привычный традиционно-классический жанр предстает в неожиданно-обновленном виде, своего рода «знакомым незнакомцем» [4].
Список литературы
1. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. Серия лит. и языка. М.: Наука, 1977. Т. 36. № 3. С. 226-234.
2. Гинзбург Л. Я. Опыт философской лирики (Веневитинов) // Поэтика: сб. тр. Л., 1929. Вып. 5. С. 72-104.
3. Дубровская Е. А. Преломление сказочной традиции в творчестве Ю. Галича // Жанры в историко-литературном процессе: сб. науч. ст. / под ред. Т. В. Мальцевой. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. Вып. 6. С. 76-80.
4. Зырянов О. В. Логика жанровых номинаций в поэзии нового времени // Новый
филологический вестник. 2011. № 1. Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/
67
article/n/logika-zhanrovyh-nominatsiy-v-poezii-novogo-vremeni (дата обращения: 25.02.2020)
5. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2008. 406 с.
6. Лейдерман Н. Л. Теория жанра: Научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 904 с.
7. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). Свердловск, 1992. 184 с.
8. Маркова Т. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. 2011. № 1. Электронный ресурс. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2011/1/ma15.html (дата обращения: 15.02.2020).
9. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века (История, классификация, поэтика). М., 2003. 312 с.
10. Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа. Красноярск, 1998. 195 c.
11. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 405 с.
12. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 190 c.
References
1. Braude L. YU. K istoriiponyatiya «literaturnaya skazka» [To the history of the concept of "literary fairy tale"] Izvestiya ANSSSR. Seriya lit. iyazyka [Proceedings of the USSR Academy of Sciences. Series lit. and language]. Moscow: Nauka Publ., 1977. T. 36. № 3. Pp. 226-234.
2. Ginzburg L. YA. Opyt filosofskoj liriki (Venevitinov) [The experience of philosophical lyrics (Venevitinov)] Poetika: sb. tr. [Poetics. Collection of works]. Leningrad, 1929. Vyp. 5. Pp. 72-104.
3. Dubrovskaya E. A. Prelomlenie skazochnoj tradicii v tvorchestve YU. Galicha [Refraction of the fabulous tradition in the works of Yu. Galich] ZHanry v istoriko-literaturnomprocesse: sb. nauch. st. [Genres in the historical and literary process: coll. pap.] pod red. T. V. Mal'cevoj. St.Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina, 2015. Vyp. 6. Pp. 76-80.
4. Zyryanov O. V. Logika zhanrovyh nominacij v poezii novogo vremeni [The logic of genre nominations in the poetry of modern times] Novyj filologicheskij vestnik. 2011. №1 [New philological bulletin. 2011. No1] Elektronnyj resurs. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/logika-zhanrovyh-nominatsiy-v-poezii-novogo-vremeni (data obrashcheniya: 25.02.2020).
5. Kovtun E. N. Hudozhestvennyj vymysel v literature XX veka: Ucheb. рosobie [Fiction in 20th Century Literature: A Study Guide]. Moscow: Vyssh. Shkola Publ., 2008. 406 p.
6. Lejderman N. L. Teoriya zhanra: Nauchnoe izdanie [Theory of the genre: Scientific publication] Institut filologicheskih issledovanij i obrazovatel'nyh strategij «Slovesnik» UrO RAO; Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2010. 904 p.
7. Lipoveckij M. N. Poetika literaturnoj skazki (na materiale russkoj literatury 1920-1980-h godov) [Poetics of a literary fairy tale (based on the material of Russian literature of the 1920-1980s)]. Sverdlovsk, 1992. 184 p.
8. Markova T. Avtorskie zhanrovye nominacii v sovremennoj russkoj proze kak pokazatel' krizisa zhanrovogo soznaniya [Author's genre nominations in modern Russian prose as an indicator of the crisis of genre consciousness] Voprosy literatury. 2011. №1 [Questions of literature.
68
2011. No1] Elektronnyj resurs. URL: http://magazines.russ.ru/vopHt/20nA/ma15.html (data obrashcheniya: 15.02.2020).
9. Ovchinnikova L. V. Russkaya literaturnaya skazka XXveka (Istoriya, klassifikaciya, po-etika) [Russian literary tale of the XX century (History, classification, poetics)]. Moscow, 2003. 312 p.
10. Tamarchenko N. D. Tipologiya realisticheskogo romana [Typology of a Realistic Novel]. Krasnoyarsk, 1998. 195 p.
11. Halizev V. E. Teoriya literatury: Uchebnik [Literature Theory: Textbook]. 4-e izd., ispr. i dop. Moscow: Vyssh. shk. Publ., 2005. 405 p.
12. CHernec L. V. Literaturnye zhanry (problemy tipologii ipoetiki) [Literary genres (problems of typology and poetics)]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. 190 p.