филологические науки -языкознание
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ «ДНЕВНИКА ...
УДК 81:821
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0067
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ «ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ»
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
© 2019
Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)
Аннотация. Основной задачей статьи является сопоставление особенностей публицистического и художественного начал в моножурнале Ф.М. Достоевского и поиск ответа на вопрос о роли их сочетания в «Дневнике писателя». Феномен этого издания заключается в том, что ему характерны не только внешние особенности публицистического и художественного стилей, но и сочетание заложенных в идейную основу двух видов мышления: образного и логического, то есть основанных на художественных образах и логике понятий и суждений соответственно. В связи с этим возникает вопрос о роли сочетания публицистического и художественного начал в тексте «Дневника писателя». Разнообразие публицистических и литературных жанров позволяет Ф.М. Достоевскому посмотреть на проблемы в перспективе, с разных сторон, обратить внимание читателя на детали как внешнего мира, действительности, так и внутреннего мира отдельного человека или типа людей. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на то, что публицистические произведения превосходят художественные по количеству, значение последних при этом остается высоким, поскольку именно в них затрагиваются философские, этические и нравственные аспекты.
Ключевые слова: литература, Ф.М. Достоевский, моножурнал, «Дневник писателя», публицистика, жанр, публицистический и художественный стили, идейная основа, феномен, художественные образы, философские, этические и нравственные аспекты.
TO THE QUESTION ABOUT THE GENRE ORIGINALITY OF A "DIARY OF A WRITER" F.M. DOSTOYEVSKY
© 2019
Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail: rubcova2@mail.ru)
Abstract. The main task of the article is to compare the peculiarities of the journalistic and artistic beginnings in the mono-journal of F.M. Dostoevsky and the search for an answer to the question about the role of their combination in the "Writer's Diary". The phenomenon of this publication is that it is characterized not only by the external features of the journalistic and artistic styles, but also by the combination of the two types of thinking laid down in the ideological basis: figurative and logical - that is, based on artistic images and logic of concepts and judgments, respectively. In this regard, the question arises about the role of the combination of journalistic and artistic beginnings in the text of the "Writer's Diary". A variety of journalistic and literary genres allows F. M. Dostoevsky will look at problems in perspective, from different angles, to draw the reader's attention to the details of both the external world, reality, and the inner world of an individual or a type of people. The authors come to the conclusion that, despite the fact that nonfiction works exceed artistic ones in quantity, the value of the latter remains high, since it is in them that the philosophical, ethical and moral aspects are affected.
Keywords: literature, F.M. Dostoevsky, mono journal, "Diary of a Writer", journalism, genre, journalistic and artistic styles, ideological basis, phenomenon, artistic images, philosophical, ethical and moral aspects are affected.
На протяжении двух столетий творчество Ф.М. Достоевского представляет большой интерес как для читателя, так и для исследователей в различных областях науки. С появлением новых научных статей открываются разные стороны его уникального наследия. Растущая тенденция к разностороннему исследованию творчества Ф.М. Достоевского, а именно, «Дневника писателя», существующего на грани литературы и журналистики, делает актуальным детальное рассмотрение данного произведения на наличие различных элементов, характерных для художественного и публицистического стилей.
Проблема жанрового своеобразия моножурнала была поднята еще в 1960-1970-е годы В.В. Виноградовым и В.А. Тунимановым [1,2]. В конце XX - начале XXI столетия исследователи Т.В. Захарова, Р.Г. Назиров, М.М. Бахтин, Г.С. Прохоров и другие внесли значительный вклад в литературоведение и историю отечественной журналистики, раскрыв многие жанровые особенности и расширив представление о замысле автора «Дневника писателя» [3-17].
«Дневник писателя» Ф.М. Достоевского - это уникальное явление публицистики. Одним из определяющих факторов его уникальности выступает жанровое своеобразие как целого моножурнала, так и отдельных публикаций в нем. Единство идей и форм их воплощения достигается посредством мастерского соединения пу-Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)
блицистических и художественных элементов. Анализ публицистических глав «Влас», «Маленькие картинки», «Бобок» и художественных глав «Мальчик у Христа на елке», «Столетняя», «Приговор», «Кроткая» на наличие публицистических и художественных признаков позволил выявить частые случаи сопряжения «факта» как замысла и основы сюжета произведения, что характерно для журналистики, с художественным воплощением данного «факта».
Органичное соединение журналистских информационных поводов, публицистических размышлений и художественных элементов приводит к значительному жанровому многообразию: статьи, очерки, фельетоны, полемика, репортажи, некрологи, отчеты, обозрения, рецензии, литературная критика, воспоминания и мемуары гармонично сочетаются с этюдами, новеллами, рассказами, повестями. Кроме того, характерной особенностью является то, что, будучи важным явлением журналистики, «Дневник писателя» не представляется без эстетических образов и героев - признаков художественных произведений. Посредством анализа особенностей отдельных произведений малой прозы были выявлены уникальные жанры, созданные Ф.М. Достоевским в «Дневнике писателя», а именно «фантастический рассказ» (глава «Кроткая»), художественный, петербургский, очерк («Маленькие картинки», «Столетняя»,
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna philological sciences -
TO THE QUESTION ABOUT THE GENRE ORIGINALITY ... linguistics
«Мальчик у Христа на ёлке»).
Из писем Ф.М. Достоевского своим знакомым становится ясно, что он сам не мог дать четкое жанровое определение «Дневнику писателя». В письме Я.П. Полонскому он говорит: «Все буквально не понимают, что такое «Дневник» - журнал или книга?» - не давая при этом ответа на этот, как выяснится впоследствии, риторический вопрос [18]. «Верите ли Вы, например, тому, что я еще не успел уяснить себе форму «Дневника», -пишет он Х.Д. Алчевской через два месяца после письма Полонскому [19]. Это, равно как и действительный факт слияния журналистики и художественной литературы, позволяет сделать замечание о том, что Достоевский-журналист не существует без Достоевского-писателя, и что роль художественного слова для Ф.М. Достоевского настолько весома, что он использует его даже в журналистских работах как один из главных приемов создания текста.
Ф.М. Достоевскому удалось синтезировать в «Дневнике писателя» факты действительности с писательскими впечатлениями. Кроме отдельных глав определенных жанров, на страницах моножурнала встречаются главы, сочетающие в себе черты множества публицистических и литературных жанров. Такое разнообразие позволяет автору посмотреть на проблемы в перспективе, с разных сторон, обратить внимание читателя на детали как внешнего мира, действительности, так и внутреннего мира отдельного человека или типа людей.
Наличие произведений малой прозы и элементов художественного стиля в разных главах не нарушает и не подавляет общий публицистический контекст, а, наоборот, является дополнением к «Дневнику писателя». Если сравнивать с поэмой Н.В. Гоголя, то художественные элементы в моножурнале Ф.М. Достоевского подобны лирическим отступлениям в «Мертвых душах»: у них есть особые задачи, в число которых входит характеристика отдельных особенностей характера русского человека, авторская попытка выявить несколько возможных причин различных событий и явлений русской жизни.
Совмещение публицистических и художественных элементов характерно для многих глав «Дневника писателя». Например, рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» включает в себя реальную и фантастическую истории. Несмотря на то, что в его основе лежит выдуманный сюжет - эпизод из жизни бедного мальчика, оставшегося сиротой, впоследствии умершего на улицах Петербурга, - Ф.М. Достоевский в роли повествователя не только не исключает того, что этот рассказ правдоподобен и имеет под собой основание, но даже делает на этом акцент и в начале, и в конце произведения: «...но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось.» [20, с.232], «.мне кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно.» [20, с.236]. Это указание на «действительность» и является намеком на то, что в рассказе отражены реальные социальные проблемы того периода.
Еще одним доказательством наличия элементов журналистского текста в главе «Мальчик у Христа на ёлке» является тот факт, что Достоевский делает отсылки к реальным, типичным для Петербурга 1870-х годов, событиям и ситуациям, в которых решалась судьба детей: «.одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома при прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди матерей (во время самарского голода), четвертые за-дохлись в вагонах третьего класса от смраду» [20, с.236].
Соединение особенностей публицистики и художественной литературы характерно и для главы «Кроткая». Несмотря на то, что автор называет ее «фантастическим рассказом», читателю еще до изучения информационной повестки того периода становится ясно, что «фантастического» в этой ситуации не так много. А если учитывать и обстоятельства написания данного 272
произведения: те факты, что прототипом героини повести является реальный человек - швея Марья Борисова; что автором заимствованы факты из ее биографии; что конфликт, лежащий в основе произведения, вместе с явлением суицида, в нем описываемым, это и есть петербургская повестка; что, наконец, прежде, чем написать целый ряд произведений о самоубийстве, Достоевский долгое время изучал новости о случаях суицида в прессе и следил за статистикой, - можно с уверенностью сказать о публицистическом начале данного произведения малой прозы.
В то же время художественное воплощение как нельзя лучше передает глубину бытового конфликта, лежащего в основе повести. Возможность говорить устами героя, а не своими собственными, дала Достоевскому почву для раскрытия характера не просто отдельного персонажа, но целого типа «подпольного» человека.
Прямые публицистические задачи в моножурнале -это далеко не единственное, что выполняет «Дневник писателя». За журналистским взглядом на социальные, политические, культурные и нравственные проблемы стоит попытка создать диалог голосов и сознаний. Так, наличие произведений малой прозы и художественных элементов в отдельных статьях позволяет стереть границы между общественным и личным, синтезировать взаимовлияние внешних проблем и внутренних переживаний, что прослеживается в главах «Приговор» и «Кроткая», где остросоциальное явление служит поводом для изучения психологии сознания людей, имеющих отношение к суициду, «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на елке».
При этом стоит заметить, что даже малая проза Достоевского в «Дневнике писателя» по своей родовой природе не является эпосом, в связи с чем можно определить ее как пример оригинального авторского жанра, сочетающего в себе как художественное, так и публицистическое начало. То есть, даже если произведение по жанру не является журналистским и за основу повествования автор берет вымышленный сюжет, поднимаемые в тексте проблемы все же рассматриваются в контексте злободневности и находят отражение в современных публицисту реалиях.
Важно отметить, что по объему публицистические произведения превосходят художественные. Однако это не умаляет значение последних в контексте «Дневника писателя», а, наоборот, позволяет автору выделить некоторые темы, например, судьбу «униженных и оскорбленных» в главах «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на елке», «Кроткая».
Наконец как одну из причин весомого количества художественных фрагментов в моножурнале можно выделить веру Ф.М. Достоевского в силу художественного слова. Недаром смешение жанров наблюдается в главах, сюжет которых во многом основывается на реальных событиях. Вероятно, именно такой способ подачи материала был выбран Достоевским для наибольшего влияния на чувства и сознание читателя и для того, чтобы вызвать у него эмоции, в частности, сострадание к героям и, соответственно, реальным людям с похожими характерами.
Ф.М. Достоевский основывается на сочетании эмпирического и эстетического, дополняя реальные образы такими чертами, которые помогают лучше передать особенности изображаемой действительности. Недаром в «Кроткой» особое внимание уделяется истории взаимоотношений супругов.
Исходя из этого, трудно говорить о публицистическом и художественном как отдельных характеристиках «Дневника писателя». Два начала сочетаются в нем и становятся единым целым, что прослеживается даже в отдельных произведениях, потому как автор зачастую совмещает в них черты различных жанров. Так и одно, и другое играет важную роль в моножурнале и отличает его от других изданий того же периода.
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
филологические науки -языкознание
Таким образом, были сопоставлены публицистические и художественные черты отдельных глав «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Это помогло прийти к выводу, что, несмотря на то, что публицистические произведения превосходят художественные по количеству, значение последних при этом остается высоким, поскольку именно в них затрагиваются философские, этические и нравственные аспекты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Туниманов В.А. Публицистика Достоевского. "Дневник писателя" // Достоевский - художник и мыслитель. М.: Наука, 1972. С. 165-209.
2. Виноградов В.В. Проблема риторических форм в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского //Виноградов В.В. О художественной прозе. М.-Л.: Наука, 1930. 186 с.
3. Богданов С.В. Самоубийства в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века: масштабы, тенденции, проблемы недоучета // Суицидология. 2013. №4 (13). С. 3-10.
4. Захарова Т.В. «Дневник писателя» как оригинальное жанровое явление и идейно-художественная целостность / Творчество Ф. М. Достоевского: Искусство синтеза. Екатеринбург: Изд-во: Урал, унта, 1991. С. 251-282.
5. Михновец Н.Г. Кроткая // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 116-121.
6. Назиров Р.Г. Проблема художественности Ф.М. Достоевского / Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза. Екатеринбург: Изд-во: Урал ун-та, 1991. С. 125-156.
7. Прохоров Г.С. М.М. Бахтин о природе «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского //Вестник РГГУ. 2013. №20 (121). С. 33-44.
8. Рева Е.К. Жанровое своеобразие «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2010. №15 (19). С. 44-47.
9. Смыслова О.Н. «Дневник писателя» в системе творчества Ф. М. Достоевского. Автореф. дис. канд. филол.наук. М., 2000.
10. Мартинсен Д.А. Полемика о «простоте» и «упрощенности» в «Дневнике писателя» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Вып. 9.
11. Матюшкин A.B. Христос и русская идея в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского // Достоевский и современность. Старая Русса, 1998.
12. Поддубная Р.Н. «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя и «Дневник писателя» Достоевского (жанровый аспект) // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. Альманах № 6.
13. Синякова Л.Н. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского за 1876 г. как идейно-художественное единство: Автореф. дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 1988.
14. Степанян К.А. Гоголь в «Дневнике писателя» Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1996. Альманах № 7.
15. Тарасов А.Б. Сходство и различие в истолковании нравственно-философской проблематики в «Дневнике писателя» Достоевского и в дневниках Толстого // Достоевский и современность. Материалы IXМежд. старорусских чтений. Новгород, 1995.
16. Фокин Г.Е. К вопросу о генезисе «Дневника писателя» за 1876-1877 гг. (Историко-литературный аспект) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Вып. 13.
17. Фокин П.Е. Структура и образ автора в «Дневнике писателя» 1876-1877гг. Ф.М. Достоевского: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1995.
18. Достоевский Ф.М. Письма (1876). Достоевский Ф.М. -Полонскому Я.П., 4 февраля 1876. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/ dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/dostoevskij-polonskomu-4-fevralya-1876. htm (дата обращения 25.06.2019).
19. Достоевский Ф.М. Письма (1876). Достоевский Ф.М. -Алчевской Х.Д., 9 апреля 1876. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/ pisma-dostoevskogo/dostoevskij-alchevskoj-9-aprelya-1876.htm (дата обращения 25.06.2019)
20. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 880 с.
Статья поступила в редакцию 26.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ «ДНЕВНИКА ...
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)
273