2. Сладковский, М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). - М., 1974.
3. Guo Yunshen. The Chinese Eastern Railway and Sino-Russian trade and economic relations // The cultural heritage of the North. - 1991. -№ 2 // In Chinese. ШШШ. ФШ^ФШШШШШ // 1991^®2ffl.
4. Буркова, В.Ф. Китайско-Восточная железная дорога: история строительства и эксплуатации // Дальневосточная магистраль России / сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев. - Хабаровск, 1997.
5. Жигалов, Б.С. КВЖД в дальневосточной политике России (1906-1914 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2008. - № 1.
6. Marks, S.G. The Burden of the Far East: the Amur Railroad Question in Russia, 1906-1916 / S.G. Marks // Sibirica: The Journal of Siberian Studies. Vol. I. - 1993/1994. - № 1.
7. Мелихов, Г.В. Белый Харбин. Середина 20-х. - М., 2003.
8. Мелихов, Г.В. Маньчжурия далекая и близкая. - М., 1991.
9. Мелихов, Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925-1932). - М., 2007.
10. Patrikeeff, F. Railways and the Russo-Japanese War: Transporting War / F. Patrikeeff, H. Shukman. London and NY: Routledge,
2007.
11. The Chinese Eastern Railway // Electronic resource [Э/р]. - Р/д: http://baidu.cntv.cn/schedule [In chinese: // http://baidu.cntv.cn/ schedule
12. Куропаткин, А.Н. Русско-японская война: из дневников А.Н. Куропаткина и Н.П. Линевича / А.Н. Куропаткин, Н.П. Линевич; предисл. М.Н. Покровского. - Л., 1925.
13. Беккелдиев, К. Дьявол сидит в проекте или нас поглотит Китай? // Майдан^д. - 2011. - № 30.
14. Li Yanling. Zhongdong Railway Was Constructed through the Joint Efforts of China and Russia // Journal of Liaoning Normal University (Social Science Edition). May 2008 No.3 // In Chinese: //
2008 ^5 ЯШ3 ffl.
Bibliography
1. Kontrakt na postroyjku Kitayjskoyj vostochnoyj zheleznoyj dorogi (KVZhD). Berlin, 27 avgusta/8 sentyabrya 1896 g. // Izvestiya Ministerstva inostrannihkh del. - 1916. - Kn. 3 4.
2. Sladkovskiyj, M.I. Istoriya torgovo-ehkonomicheskikh otnosheniyj narodov Rossii s Kitaem (do 1917 g.). - M., 1974.
3. Guo Yunshen. The Chinese Eastern Railway and Sino-Russian trade and economic relations // The cultural heritage of the North. - 1991. -№ 2 // In Chinese. ШШШ. ФШ^ФШШШШЯМ // 1991^®2ffl.
4. Burkova, V.F. Kitayjsko-Vostochnaya zheleznaya doroga: istoriya stroiteljstva i ehkspluatacii // Daljnevostochnaya magistralj Rossii / sost. V.F. Burkova, V.F. Zuev. - Khabarovsk, 1997.
5. Zhigalov, B.S. KVZhD v daljnevostochnoyj politike Rossii (1906-1914 gg.) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. -
2008. - № 1.
6. Marks, S.G. The Burden of the Far East: the Amur Railroad Question in Russia, 1906-1916 / S.G. Marks // Sibirica: The Journal of Siberian Studies. Vol. I. - 1993/1994. - № 1.
7. Melikhov, G.V. Belihyj Kharbin. Seredina 20-kh. - M., 2003.
8. Melikhov, G.V. Manjchzhuriya dalekaya i blizkaya. - M., 1991.
9. Melikhov, G.V. Rossiyjskaya ehmigraciya v mezhdunarodnihkh otnosheniyakh na Daljnem Vostoke (1925-1932). - M., 2007.
10. Patrikeeff, F. Railways and the Russo-Japanese War: Transporting War / F. Patrikeeff, H. Shukman. London and NY: Routledge, 2007.
11. The Chinese Eastern Railway // Electronic resource [Eh/r]. - R/d: http://baidu.cntv.cn/schedule [In chinese: // http://baidu.cntv.cn/ schedule
12. Kuropatkin, A.N. Russko-yaponskaya voyjna: iz dnevnikov A.N. Kuropatkina i N.P. Linevicha / A.N. Kuropatkin, N.P. Linevich; predisl. M.N. Pokrovskogo. - L., 1925.
13. Bekkeldiev, K. Djyavol sidit v proekte ili nas poglotit Kitayj? // Mayjdan.kg. - 2011. - № 30.
14. Li Yanling. Zhongdong Railway Was Constructed through the Joint Efforts of China and Russia // Journal of Liaoning Normal University (Social Science Edition). May 2008 No.3 // In Chinese: //
2008 ^5 ЯШ3 ffl.
Статья поступила в редакцию 20.11.14
УДК 93/94
KortunovA.I. THE QUESTION OF LAND DISPUTES BETWEEN ORENBURG COSSACKS AND KYRGYZ KAI-SAKS (KAZAKHS) OF NOVOLINEINY DISTRICT OF ORENBURG COSSACK ARMY (1835-1861). This paper studies the problem of land disputes between Orenburg Cossacks and Kirgiz Kaisaks (Kazakhs) of the Novolineiny District of the Orenburg Cossack Army in the period from 1835 to 1861. By studying, the complex of legislation, record keeping and statistical sources, as well as the original literature, we attempted to analyze the relations between Kyrghyz Kaisak and Cossack government in the specified period, as well as to assess their views on the same problems associated with the use and misappropriation of land on the Orenburg border line. The findings of the study clearly state a dominated thought of some "aiding" of the provincial authorities to Orenburg Cossacks and obvious colonial trends in decisions taken by the authorities. The research is based on the analysis of a large range of materials, including the documents on history of Russian-Kazakh relations, published in Alma-Ata in 1960s.
Key words: Kyrgyz Kaisaks (Kazakhs), Orenburg Cossacks, land disputes, Novolineiny District, Old Line, New Line, Orenburg Cossack army.
А.И. Кортунов, канд. ист. наук, н.с. каф. Отечественной истории Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРАХ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ И КИРГИЗ-КАЙСАКОВ (КАЗАХОВ) НОВОЛИНЕЙНОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА (1835-1861 гг.)*
В данной статье рассматривается проблема земельных споров оренбургских казаков и киргиз-кайсаков (казахов) Новолинейного района Оренбургского казачьего войска в период с 1835 г по 1861 г Приводятся данные исследования комплекса законодательных, делопроизводственных и статистических источников, оригинальной литературы. Предпринята попытка проанализировать отношения киргиз-кайсацких и казачьих Правлений в
обозначенный период, а так же оценить их точку зрения на одни и те же проблемы, связанные с пользованием и незаконным присвоением земель на Оренбургской пограничной линии. В выводах исследования явно преобладает мысль о некотором «пособничестве» губернских властей оренбургским казакам и явной колониальной направленности принимаемых властями решений.
Ключевые слова: киргиз-кайсаки (казахи), оренбургские казаки, земельные споры, Новолинейный район, Старая линия, Новая линия, Оренбургское казачье войско.
В настоящее время актуальными в отечественной и зарубежной (в основном казахской) исторической науке остаются вопросы заселения и хозяйственного освоения юго-восточных окраин Российского государства в XVIII-XIX вв. Данные процессы растянулись на несколько столетий. Это было связано с открытым противодействием местных народов проникновению в регионы новой российской администрации, а вместе с ними и многочисленных переселенцев (военно-служилого контингента, крестьян и др.). Здесь же географически обрисовывались определенные очаги напряженности и открытых конфликтов между новопоселенцами и местными жителями. Споры были связаны в основном с правами на землю.
Отметим, что одним из мало изученных вопросов истории земельных отношений на Оренбургской пограничной линии является вопрос, связанный с земельными спорами оренбургских казаков и киргиз-кайсаков Новолинейного района Оренбургского казачьего войска. На фоне нарастающего интереса общественности к региональной истории и культуре, а особенно к межнациональным и межкультурным взаимодействиям народов, данная работа может выполнить общую научно-просветительскую функцию. Тем более что специального исследования вопроса земельных споров в Новолинейном районе Оренбургского войска до настоящего времени не проводилось.
В российской и зарубежной историографии довольно подробно освещены вопросы, связанные с историей заселения и освоения военно-служилым контингентом Юго-восточной пограничной линии в XVIII-XIX вв. Дореволюционная историография, в которой затрагивалась тема, связанная с возникновением и заселением Новолинейного района, довольно обширна. Здесь выделяются работы Старикова Ф.М. [1], Добросмыслова А.И. [2], Витевского В.Н. [3] и др. В советское время появляются специальные исследования по истории Новолинейного района Оренбургского казачьего войска. В 1928 г. выходит в свет труд
A.Ф. Рязанова хронологически ограниченный 1835-1845 гг. [4]. В Алма-Ате в 1960-х гг. выходят сборники документов и материалов по истории русско-казахских отношений, где публикуются некоторые документы по Новолинейному району [5; 6]. Позднее появляется монография Н.Е. Бекмахановой [7], в которой подробно описываются русско-казахские взаимоотношения на юго-восточной границе России, демография Казахстана, Оренбургского казачьего войска и Уральского казачьего войска и др. В постсоветской историографии выделяются работы, непосредственно связанные с нашей проблемой, В.Ф. Мамонова [8],
B.С. Кобзова [8; 9; 10], А.П. Абрамовского [10], Г.И. Русова [11], А.А. Рыбалко [12] и др. Некоторые сведения по теме нашего исследования мы можем найти в диссертациях и авторефератах диссертаций по истории и этнографии Южного Урала [13; 14; 15]. Таким образом, можно утверждать, что выбранная тема не достаточно освещена в историографии.
Отдельно необходимо отметить теоретическую и практическую значимость нашего исследования. В частности, ее результаты могут быть использованы в изучении исторического прошлого Уральского региона; при подготовке учебной литературы для высшей школы; при разработке учебных спецкурсов в высших учебных заведениях; при разработке государственных программ по сохранению и развитию национально-культурного наследия народов Уральского региона.
В перспективе возможен более глубокий анализ различных источников связанных с вопросами земельных споров оренбургских казаков и киргиз-кайсаков (казахов) Новолинейного района Оренбургского казачьего войска в 1835-1861 гг. Сегодня существует ряд проблем в изучении законодательных, делопроизводственных, статистических и других источников находящихся в фондах различных местных и центральных архивов. Главная проблема связана с широкой географией архивохранилищ, где хранятся документы по теме нашего исследования. Интересующие нас фонды находятся в Российском государственном историческом архиве, Российском государственном военно-историческом архиве, Государственном архиве Оренбургской области, Объединенном государственном архиве Челябинской области, 478
Центральном государственном архиве Республики Казахстан и др. Данное обстоятельство затрудняет сбор материала, его систематизацию и анализ. Несмотря на это перспективы дальнейших исследований в этом направлении нам представляются вполне реальными.
Начиная наше исследование, отметим, что в начале XIX столетия в кулуарах Губернского правления Оренбургского края активно обсуждалась идея строительства новой оборонительной линии, которая прошла бы напрямую от Орской крепости до Троицка, через Киргизскую степь. Разработкой данного вопроса занимались Оренбургские военные губернаторы П.К. Эссен и П.П. Сухтелен, но сделать задуманное предстояло другому человеку. Летом 1833 г. на пост Оренбургского военного губернатора был назначен генерал-майор Василий Алексеевич Перовский, и именно он реализовал планы своих предшественников. В течение двух лет все приготовления в отношении проекта реорганизации Оренбургской пограничной линии были успешно выполнены.
В 1835 г. Комитетом министров утверждается проект и особая инструкция о перенесении пограничной линии в степь. Старая линия оставалась действующей до окончания обустройства Новой. Кроме казаков к переселению на Новую линию были назначены регулярные пехотные части с артиллерией. При этом вся вновь занятая пограничная полоса должна была составить собственность Оренбургского войска, из которого казачьему населению следовало отвести наделы земли до 30 десятин на каждую душу. Оставшиеся от наделов казаков земли должны были составить фонд Оренбургской губернии и находиться в распоряжении пограничной комиссии [16, с. 22].
Новая линия укреплений, протянулась на 500 верст от Ор-ской крепости через реку Кумак, возвышенность Маспагат, хребет Кара-Узба, по течению рек Бирсуат и Сынташты, левобережью рек Аят и Тогузак до места впадения последней в реку Уй с конечным пунктом в Березовском отряде. В общей сложности в участке, отрезанном от Киргизской степи, оказалось 4300 тыс. десятин земли. С этого времени граница стала проходить вверх по течению Тобола до места впадения в него реки Уй, по Ую до Березовской станицы на устье реки Тогузак, далее по Новой линии вверх по Тогузаку до Михайловского укрепления, затем степью на приток Тобола реку Аят у Николаевского укрепления. Отсюда она шла правобережьем Аята, степью через Наследин-ское и Императорское укрепления до слияния рек Урал и Орь у Орской станицы [17, с. 24].
В 1835-1837 гг. на Новой линии были построены следующие укрепления: Императорское, Наслединское, Михайловское, Константиновское, Николаевское; и станицы Ново-Орская, Елизаветинская, Мариинская, Атаманская, Екатерининская, Княж-нинская, Еленинская, Надеждинская, Веринская, Варваринская, Кумакская, Петровская, Павловская, Андреевская, Аннинская, Георгиевская, Ольгинская, Владимирская, Александровская, Софийская, Натальинская, Алексеевская и Кириловская [18, с. 69-71].
Порядку заселения Новой линии уделялось особое внимание. В Комитете министров рассматривалось два предложения: 1) заселить новую линию сначала временно, а потом уже основательно; 2) заселение произвести сразу и в довольно сжатые сроки. Комитет министров выбрал второй вариант. Возобладало мнение, что заселение вновь построенных укреплений необходимо было провести сразу для того, чтобы киргиз-кайсаки (казахи) видели решительность действий правительства. При этом, «... Высочайшим Повелением, между прочим, постановлено было в непременную обязанность Главного Оренбургского Начальства все свои действия направлять к тому, чтобы кочующих в районе той линии киргиз совершенно удалить со временем за черту ея, исподволь подготовляя их к этой мере» [19].
Отметим, что вторая половина 1830-х гг. была очень напряженной для Новой линии. Киргиз-кайсаки совершали набеги на вновь строящиеся укрепления и станицы. Военные столкновения на линии стали постоянными. Перовский вынужден был мобилизовать местные нерегулярные и регулярные части для подавле-
ния протеста. В результате, под особой охраной строительство все же было закончено.
Несмотря на многочисленные оговорки по поводу ликвидации чересполосицы в Новолинейном районе, избежать ее не удалось. Впоследствии оказалось, что на участке между Старой и Новой линиями традиционно кочевали (и в летнее и в зимнее время) несколько тысяч киргизских кибиток. Десятки тысяч кир-гиз-кайсаков одновременно выселить из района не представлялось возможным. В результате правительству пришлось дать разрешение местным казахам временно остаться на обжитых местах.
12 декабря 1840 г. Высочайшим указом утверждается Положение об Оренбургском казачьем войске, в котором были прописаны следующие параграфы, относящиеся к казачьей земле между Старой и Новой линиями и проживающим на ней киргиз-кайсакам: «§1. Для водворения Оренбургского казачьего войска определяются . земли, заключающиеся между новою и старою линиями, в прирезанном от Киргизской степи участке. В состав сих определяемых войску земель не входят. Дороги для прогона скота. Солевозныя дороги, в установленной широте. Определенные для ордынцев доступы к меновым дворам, при городе Оренбурге и на линии. §3. За сим изъятием, все прочия земли, в §1 означенныя, предоставляются в общественное достояние Оренбургскаго казачьяго войска и те из них, кои состоят в гражданском ведомстве, исключаются из онаго и поступают в непосредственное войсковое управление. Полковые округи образуются в разных частях Оренбургской военной линии и близ оной, так же в участке земли, прирезанном новою линиею от Киргизской степи» [20, с. 797-798].
По Положению оренбургским казакам разрешалось пользоваться лугами, находящимися в степи за рекой Уралом, для сенокошения, но только по особому разрешению Командира Отдельного Оренбургского Корпуса (с условием допуска после этого киргиз-кайсаков в зимнее время на прежних основаниях). Самовольный захват сенокосных мест в Киргизской степи строго воспрещался.
Таким образом, с переводом земель Новолинейного района в общественное достояние Оренбургского казачьего войска, право киргиз-кайсаков на зимовки в том районе было сохранено на прежнем основании, а скотопрогонные и солевозные дороги, как предназначенные для общего пользования, исключены из числа предоставленных войску земель.
В одном из дореволюционных фондов Российского государственного исторического архива была обнаружена «Записка об устройстве быта киргизов обитающих в районе между старою и новою Линиями в Оренбургской губернии (XVI в. - 1893 г.)», в которой сообщалось, что ситуация несколько поменялась при преемнике графа В.А. Перовского по управлению Оренбургским краем, Генерал-лейтенанте В.А. Обручеве, «.предусматривая различныя затруднения в осуществлении предписанной меры - постепеннаго удаления киргизов из района в степь, главным образом по недостатку удобных мест в степи для водворения киргизов, вошел с представлением об оставлении киргизов в районе между линиями, с дозволением устроить там постоянные жилища, в которых они могли бы проводить зиму со своими семействами и стадами, заготовляя летом нужный для продовольствия их запас, летом же кочевание иметь впереди линии. На всеподданнейшем докладе об этом Вице-канцлера от 17 октября 1842 г. за № 1028 Государь Император изволил собственноручно начертать: «Согласен впредь до повеления»» [21].
После данного решения еще нескольких лет обсуждались меры по урегулированию землепользования казаков и кир-гиз-кайсаков в Новолинейном районе. В результате правительство постановило сделать отводы киргизам через войсковых офицеров, при депутатах от степняков, за пользование которыми требовалась плата.
Земельный вопрос в Новолинейном районе обострился после указа от 16 сентября 1850 г. Здесь утверждалось Высочайшее повеление об отводе участков земли в районах между Старой и Новой линиями, свободной от пользования казаков и киргизов, отставным офицерам регулярных войск, не имеющим средств к существованию. При этом они зачислялись с семейством в казачье сословие и наделялись всеми правами на землю [22, с. 753-754].
После многочисленных земельных тяжб, 3 ноября 1851 г. Генерал-губернатор граф В.А. Перовский предписал Войсковому хозяйственному правлению Оренбургского казачьего войска, весной 1852 г. сделать окончательный отвод под киргиз-кайсац-
кие зимовки. Распорядившись об исполнении этого предписания Оренбургское войсковое правление сообщило Генерал-губернатору в рапорте от 13 декабря 1851 г. за № 7856, что «.за чертою Новой линии, которая принимается произвольно и не утверждена до сих пор высшим начальством казаки, с самого заведения на ней станиц, имеют пользование поземельными угодьями в недальнем от нея разстоянии на внешней стороне. Места эти киргизами оспариваются, но если б казаки лишились их, то подверглись бы крайнему затруднению в поддержании домашнего быта. Поэтому Войсковое Правление просило разрешить, чтобы с внешней стороны границею Новолинейнаго района была, по крайней мере, пятиверстная полоса, по всему протяжению Новой линии, которая и служила бы на будущее время пределом пользования казаков» [23].
Это ходатайство не было поддержано Перовским. В представлении от 22 декабря 1851 г. за № 1671 он утверждал, что «... делать вообще пятиверстную прирезку от Киргизской степи, по всей линии, без соображения с местностью и действительною потребностью было бы тем бесполезнее, что из многолетняго опыта достаточно известно, что в каком бы количестве не наделить Оренбургских казаков угодьями, они не менее того всегда будут иметь мнимую надобность соседних чужих землях, от неумения пользоваться своими» [24].
После продолжительной переписки с Оренбургским войсковым правлением, предписанием от 28 марта 1853 г. за № 1211, Генерал-губернатор все-таки разрешил считать границей казачьих владений не главную дорогу, а линию, проходящую в пяти верстах от нее в Киргизской степи, «.но с непременным условием оставлять перед каждым селением и идущим из степи внутрь линии дорогам свободные пространства для прогона скота и перекочевок киргиз-кайсаков и чтобы допустить по-прежнему киргизов к зимним кочевкам на сем пространстве не за платно» [25].
В ходатайстве от 7 мая 1854 г. за № 3146 Оренбургское войсковое правление опять попросило о прирезке вглубь степи, но уже в другой форме. Предлагалось провести черту напротив станиц Атаманской, Наслединской, Мариинской, Аннинской и Николаевской от линейной дороги на 8 верст (общей длинной не менее 80 верст), в виду того, что значительное пространство казачьих земель отходит под караванные дороги и дороги для ордынцев, кочующих из района в степь. На этот раз Генерал-губернатор В.А. Перовский своим предписанием от 3 июня 1854 г. за № 1807 сразу разрешил провести линию на 8 верст от линейной дороги с тем, чтобы уже эта линия считалась окончательной для пользования казаков, «.если же и после этого им понадобится земля, то вместо ходатайства о прирезке новых угодий от Киргизской степи, приказываю входить с представлением о переселении казаков во внутренние станицы». В результате Оренбургское войсковое начальство смогло отрезать от Киргизской степи более 300 тыс. десятин [26; 27].
Таким образом, начальству Оренбургского казачьего войска удалось закрепить за своими казаками огромную полосу земли, взамен не принадлежащего войску (по Положению от 12 декабря 1840 г.) пространства занятого в районах караванными и скотопрогонными дорогами и взамен кочевых путей установленных для перекочевки киргиз-кайсаков из Новолинейного района в Киргизскую степь.
Стоит отметить, что за этим непосредственно на Новой линии последовала череда конфликтов. Из делопроизводственной документации мы узнаем о жалобах киргиз-кайсаков на «бесчинства» оренбургских казаков. Казахи утверждали, что начальство Оренбургского войска старалось выбрать для казаков самые лучшие земли Новолинейного района и стремилось к постоянному увеличению своих земельных наделов за счет степняков, пользуясь неопытностью последних. В частности в одном письме, отправленном Оренбургскому губернскому начальству, говорится, что сделанные в 1850-х гг. прирезки не смогли удовлетворить Оренбургское войско. «При проведении войсковой границы внутрь к землям войска измежевано гораздо большее количество земли: против некоторых поселков, как например Николаевскаго, граница углубляется в Киргизскую степь до 12-ти верст, вместо разрешенных 8-ми» [28].
После многочисленных споров между оренбургскими казаками и новолинейными киргиз-кайсаками, по предписанию Оренбургского и Самарского Генерал-губернатора А.П. Безака, в конце 1861 г. Оренбургское войсковое правление и Областное правление оренбургских казахов подготовили рапорты о земельных спорах. В первую очередь бросается в глаза разночтение в количестве кочующих киргиз-кайсаков в Новолинейном районе
и непосредственно на Новой линии. Оренбургское казачье начальство говорило о 6193 кибитках (14258 мужского пола и 13161 женского пола), а Областное правление оренбургских казахов называло цифру в 9631 кибитку (43000 душ обоего пола), обвиняя казаков в том, что они сознательно сфальсифицировали статистику. Скорее всего, истина находится где-то посередине, так как подсчитать точное количество киргизских кибиток было затруднительно и войсковому начальству и областному правлению. Можно предположить, что соотношение казаков и кир-гиз-кайсаков в Новолинейном районе в 1861 г. было примерно одинаковым (казаков насчитывалось около 41000 душ обоего пола) [29, с. 177-182].
Далее в рапортах следуют объяснения, как необходимо поступить со свободными землями Новолинейного района и на каких условиях предоставлять киргиз-кайсакам участки. Оренбургское Войсковое Правление утверждало, что «...в настоящее время по народонаселению, с запасом земли на прибыль, свободно 1 900 000 десятин. Эти земли необходимо отдать казахам для зимовки., изъять из собственности войска без стеснения казаков, ущерба войсковых доходов и его благоустройства. Из густонаселенных казачьих станиц по Старой линии предлагается переселять излишек населения на новую линию. В межлинейной зоне предоставить зимующим там казахам не 12 000 кибиток, а лишь всего 6 000. Считать необходимым казахов обязать платить за кочевку на землях Оренбургского казачьего войска» [30, с. 179].
В свою очередь Областное правление оренбургских казахов предлагало провести размежевание на участки киргизские и казачьи (30 десятин на душу и 15 на прибыль), опахать их. Разрешить на дачах киргизам заниматься хлебопашеством и строить дома (землянки). Позволить киргизам свободно переходить на летние кочевья, без указания срока и провести скотопрогонные дороги. Вместо сбора за билеты ввести подать на землю и др. [31, с. 181].
Необходимо заметить, что земельные споры между оренбургскими казаками и новолинейными киргиз-кайсаками были довольно частым явлением и решались в основном на местном уровне. Вплоть до начала XX в. земельный вопрос в Новолинейном районе Оренбургского казачьего войска не был окончательно решен, что в свою очередь может стать объектом отдельного научного исследования.
Итак, отметим, что 1835 год стал отправной точной нового этапа систематизации охраны Оренбургской пограничной линии и заселения Киргизской степи военно-служилым контингентом (казаками, регулярными пехотными ротами и др.). Вновь создан-
Библиографический список
ная Новая линия, протянувшаяся напрямую от Орской крепости до Троицка, отрезала от киргизских кочевий огромную территорию, более 4 млн. десятин земли, что привело к открытой конфронтации новопоселенцев с местными кочевыми киргизскими родами. Достроить Новую укрепленную линию получилось лишь под охраной специально организованных местных регулярных и нерегулярных частей.
Земельные споры между казаками и киргиз-кайсаками в это время становятся обычным делом. Ситуация обостряется после Высочайшего утверждения 12 декабря 1840 г. Положения об Оренбургском казачьем войске, по которому почти все земли между Старой и Новой линиями передавались во владение оренбургскому казачеству (исключение составили дороги для прогона скота и солевозные дороги). Во избежание чересполосицы выселению подлежали киргизы, традиционно кочевавшие на территории вновь образованного Новолинейного района.
Несмотря на многочисленные попытки правительства перевести новолинейных киргиз-кайсаков в другие места к 1861 г. этого сделать не удалось в первую очередь по причине их многочисленности. Не правильные статистические данные начала 1830-х гг. (предполагалось, что между Старой и Новой линиями кочует незначительное количество киргизских кибиток, а на деле их численность по самым скромным подсчетам оказалась около шести тысяч) привели к возникновению огромной проблемы связанной с поиском новых кочевых мест для них. В результате в 1842 г. Император повелел оставить новолинейных киргиз-кайсаков на прежних местах вплоть до окончательного решения.
В 1850-х гг. ситуация но Новой линии усугубляется. Постановлением Генерал-губернатора В.А. Перовского к Новолинейному району прирезается участок от линейной дороги на 8 верст вглубь Киргизской степи (общей длинной не менее 80 верст). Это еще больше стеснило киргиз-кайсаков в кочевьях, что приводило к многочисленным жалобам с их стороны. В свою очередь новолинейные казаки подавали жалобы на киргиз-кайсаков, обвиняя их в «потравах» и использовании для своих нужд казачьих сенокосов. Сложившаяся ситуация требовала скорейшего разрешения, но к сожалению более чем за четверть века земельный вопрос в Новолинейном районе так и не был улажен.
*Исследование выполнено в рамках базовой части Государственного задания на проведение научно-исследовательской работы Министерства образования и науки РФ (2014-2016 гг.). Тема научно-исследовательской работы: «Кочевники Золотой Орды XШ-XV веков и казачество Урала XVI-XIX веков: проблемы этно- и социально-культурной преемственности» (Проект № 2936).
1. Стариков, Ф.М. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте Оренбургских казаков. - Оренбург, 1891.
2. Добросмыслов, А.И. Тургайская область. Исторический очерк. - Оренбург, 1900. - Т. 1. - Вып. 3.
3. Витевский, В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Историческая монография: в 3 т.- Казань, 1897.
- Т. 1.
4. Рязанов, А.Ф. На стыке борьбы за степь (Очерк по истории колонизации Новолинейного района 1835-1845 гг.) // Труды Оренбургского отдела Географического общества. - 1928. - Вып. 26.
5. Казахско-русские отношения в XVI-XVШ вв. Сборник документов и материалов / под ред. В.Ф. Шахматова, Ф.Н. Киреева и Т.Ж. Шоинбаева. - Алма-Ата, 1961.
6. Казахско-русские отношения в XVШ-XIX вв. (1771-1867 гг.). Сборник документов и материалов / под ред. М.О. Джангалин, В.Ф. Шахматова и Ф.Н. Киреева. - Алма-Ата, 1964.
7. Бекмаханова, Н.Е. Формирование многонационального населения Казахстана и Северной Киргизии (последняя четверть XVIII - 60-е гг. XIX вв.). - М., 1980.
8. Мамонов, В.Ф. Пограничная линия: казаки Урала на защите рубежей Отечества / В.Ф. Мамонов, В.С. Кобзов. - Челябинск, 1992.
9. Кобзов, В.С. Новая линия // Вестник Челябинского университета. - 1992. - № 1. - Сер. 1: История.
10. Абрамовский, А.П. Оренбургское казачье войско в трех веках / А.П. Абрамовский, В.С. Кобзов. - Челябинск, 1999.
11. Русов, Г.И. Заселение Новой пограничной линии // Крестьянство и казачество Южного Урала в трех веках: программа и материалы региональной науч. конф. - Оренбург, 1996.
12. Рыбалко, А.А. История и быт казаков Новолинейного района (Этнографический очерк) // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия.
- Челябинск, 1995.
13. Горбунова, С.В. Оренбургская пограничная комиссия и политика России в Младшем казахском жузе: автореф. дис. ... канд. ист. наук.
- М., 1998.
14. Идрисов, Р.А. Историческая география Западного Казахстана в первой половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Алматы, 1998.
15. Рыбалко, А.А. Традиционная архитектура оренбургских казаков (вторая половина XIX - начало XX века): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Ижевск, 2007.
16. Рязанов, А.Ф. На стыке борьбы за степь (Очерк по истории колонизации Новолинейного района 1835-1845 гг.) // Труды Оренбургского отдела Географического общества. - Оренбург, 1928. - Вып. 26.
17. Идрисов, Р.А. Историческая география Западного Казахстана в первой половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Алматы, 1998.
18. Мамонов, В.Ф. Пограничная линия: казаки Урала на защите рубежей Отечества / В.Ф. Мамонов, В.С. Кобзов. - Челябинск, 1992.
19. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1291. Оп.82. Д.27а. Л.238.
20. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр.2. XXV. Отд.1. №14041. - С-Пб., 1841.
21. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27а. Л.237об.
22. ПСЗРИ. Собр.2. Т.XXV. Отд.1. №24477. - С-Пб., 1850.
23. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27а. Л.238.
24. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27а. Л.238.
25. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27а. Л.238-238об.
26. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27а. Л.238об.
27. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27б. Л.5об.
28. РГИА. Ф.1291. Оп.82. Д.27б. Л.325об.
29. Казачьи войска Азиатской России в XVIII - начале XX вв. (Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Уральское). Сборник документов / Сост. Н.Е. Бекмаханова. - М., 2000.
30. Казачьи войска Азиатской России в XVIII - начале XX вв. (Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Уральское): сборник документов / сост. Н.Е. Бекмаханова. - М., 2000.
31. Казачьи войска Азиатской России в XVIII - начале XX вв. (Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Уральское): сборник документов / сост. Н.Е. Бекмаханова. - М., 2000.
Bibliography
1. Starikov, F.M. Istoriko-statisticheskiyj ocherk Orenburgskogo kazachjego voyjska s prilozheniem statji o domashnem bihte Orenburgskikh kazakov. - Orenburg, 1891.
2. Dobrosmihslov, A.I. Turgayjskaya oblastj. Istoricheskiyj ocherk. - Orenburg, 1900. - T. 1. - Vihp. 3.
3. Vitevskiyj, V.N. I.I. Neplyuev i Orenburgskiyj krayj v prezhnem ego sostave do 1758 g. Istoricheskaya monografiya: v 3 t.- Kazanj, 1897. -T. 1.
4. Ryazanov, A.F. Na stihke borjbih za stepj (Ocherk po istorii kolonizacii Novolineyjnogo rayjona 1835-1845 gg.) // Trudih Orenburgskogo otdela Geograficheskogo obthestva. - 1928. - Vihp. 26.
5. Kazakhsko-russkie otnosheniya v XVI-XVIII vv. Sbornik dokumentov i materialov / pod red. V.F. Shakhmatova, F.N. Kireeva i T.Zh. Shoinbaeva.
- Alma-Ata, 1961.
6. Kazakhsko-russkie otnosheniya v XVIII-XIX vv. (1771-1867 gg.). Sbornik dokumentov i materialov / pod red. M.O. Dzhangalin, V.F. Shakhmatova i F.N. Kireeva. - Alma-Ata, 1964.
7. Bekmakhanova, N.E. Formirovanie mnogonacionaljnogo naseleniya Kazakhstana i Severnoyj Kirgizii (poslednyaya chetvertj XVIII - 60-e gg. XIX vv.). - M., 1980.
8. Mamonov, V.F. Pogranichnaya liniya: kazaki Urala na zathite rubezheyj Otechestva / V.F. Mamonov, V.S. Kobzov. - Chelyabinsk, 1992.
9. Kobzov, V.S. Novaya liniya // Vestnik Chelyabinskogo universiteta. - 1992. - № 1. - Ser. 1: Istoriya.
10. Abramovskiyj, A.P. Orenburgskoe kazachje voyjsko v trekh vekakh / A.P. Abramovskiyj, V.S. Kobzov. - Chelyabinsk, 1999.
11. Rusov, G.I. Zaselenie Novoyj pogranichnoyj linii // Krestjyanstvo i kazachestvo Yuzhnogo Urala v trekh vekakh: programma i materialih regionaljnoyj nauch. konf. - Orenburg, 1996.
12. Rihbalko, A.A. Istoriya i biht kazakov Novolineyjnogo rayjona (Ehtnograficheskiyj ocherk) // Arkaim: Issledovaniya. Poiski. Otkrihtiya. -Chelyabinsk, 1995.
13. Gorbunova, S.V. Orenburgskaya pogranichnaya komissiya i politika Rossii v Mladshem kazakhskom zhuze: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk.
- M., 1998.
14. Idrisov, R.A. Istoricheskaya geografiya Zapadnogo Kazakhstana v pervoyj polovine XIX veka: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Almatih, 1998.
15. Rihbalko, A.A. Tradicionnaya arkhitektura orenburgskikh kazakov (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk.
- Izhevsk, 2007.
16. Ryazanov, A.F. Na stihke borjbih za stepj (Ocherk po istorii kolonizacii Novolineyjnogo rayjona 1835-1845 gg.) // Trudih Orenburgskogo otdela Geograficheskogo obthestva. - Orenburg, 1928. - Vihp. 26.
17. Idrisov, R.A. Istoricheskaya geografiya Zapadnogo Kazakhstana v pervoyj polovine XIX veka: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Almatih, 1998.
18. Mamonov, V.F. Pogranichnaya liniya: kazaki Urala na zathite rubezheyj Otechestva / V.F. Mamonov, V.S. Kobzov. - Chelyabinsk, 1992.
19. Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj istoricheskiyj arkhiv (RGIA). F.1291. Op.82. D.27a. L.238.
20. Polnoe sobranie zakonov Rossiyjskoyj imperii (PSZRI). Sobr.2. T.XV. Otd.1. №14041. - S-Pb., 1841.
21. RGIA. F.1291. Op.82. D.27a. L.237ob.
22. PSZRI. Sobr.2. T.XXV. Otd.1. №24477. - S-Pb., 1850.
23. RGIA. F.1291. Op.82. D.27a. L.238.
24. RGIA. F.1291. Op.82. D.27a. L.238.
25. RGIA. F.1291. Op.82. D.27a. L.238-238ob.
26. RGIA. F.1291. Op.82. D.27a. L.238ob.
27. RGIA. F.1291. Op.82. D.27b. L.5ob.
28. RGIA. F.1291. Op.82. D.27b. L.325ob.
29. Kazachji voyjska Aziatskoyj Rossii v XVIII - nachale XX vv. (Astrakhanskoe, Orenburgskoe, Sibirskoe, Semirechenskoe, Uraljskoe). Sbornik dokumentov / Sost. N.E. Bekmakhanova. - M., 2000.
30. Kazachji voyjska Aziatskoyj Rossii v XVIII - nachale XX vv. (Astrakhanskoe, Orenburgskoe, Sibirskoe, Semirechenskoe, Uraljskoe): sbornik dokumentov / sost. N.E. Bekmakhanova. - M., 2000.
31. Kazachji voyjska Aziatskoyj Rossii v XVIII - nachale XX vv. (Astrakhanskoe, Orenburgskoe, Sibirskoe, Semirechenskoe, Uraljskoe): sbornik dokumentov / sost. N.E. Bekmakhanova. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 20.11.14
УДК 94 «1910/1917»
Fortunatov VV. THE PATRIOTIC LABOR FEAT RUSSIAN RAILWAYMEN IN THE FIRST WORLD WAR. The
article investigates the activities of workers, engineers and employees of the railroad transport in Russia during the First World War. Carrying out the general mobilization of the Russian Army in the first weeks of the war, further hard work by the Russian railway workers had to ensure that all necessary actions of the army, the defense industry and the civil population were fulfilled. The employees who ensured the work of the Russian railroad had to selflessly and effectively carry out their duties for two and a half years. The railroad workers also had to go to the front, the railway equipment frayed, the technical and material organization had to survive through the most difficult time. The financing of the work of the railroad was not sufficient. All these factors fostered the growth of tension, tiredness of people and led to some failure in the work. The author's final decision on the quality and role of the railroad employees is that they all did a patriotic feat of labor, and are the authors of a bright page in the Russian history of the First World War. These people deserve to be told and the memory of their labor feat is to be expressed in a monument.
Key words: the First World War, general mobilization, Russian army, railway transport, patriotic deed.
В.В. Фортунатов, д-р ист. наук, проф., зав. каф. «История» Петербургского гос. университета путей сообщения, г. Санкт-Петербург, E-mail:[email protected]