DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10872 ДЖИОЕВ Сослан Хазбиевич,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),
e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРОКУРОРОМ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности надзорной деятельности прокурора, направленной на создание условий для реализации прав несовершеннолетних, восстановление прав в случае их нарушений на всех стадиях уголовного судопроизводства с учетом анализа законодательной регламентации и правоприменительной практики. В частности, исследуется уголовно-процессуальное законодательство, устанавливающее особые правила к производству процессуальных действий, относящихся к мерам процессуального принуждения в отношении лиц несовершеннолетнего возраста и практика его реализации. Так же обращено внимание на процедуру рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних в открытых судебных заседаниях, высказана позиция о необходимости конкретизации законодательства в рамках названной процедуры.
Ключевые слова: защита прав несовершеннолетних, прокурорский надзор, процессуально-правовые гарантии несовершеннолетних, меры процессуального принуждения, закрытое судебное разбирательство.
DZHIOEV Soslan Khazbievich,
Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Organization judicial and prosecutorial investigative activities, Kutafin Moscow State Law University
ON THE ISSUE OF THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS BY A PROSECUTOR IN RUSSIAN CRIMINAL PROCEEDINGS
Annotation. The article examines the features of the prosecutor's supervisory activities aimed at creating conditions for the realization of the rights of minors, the restoration of rights in case of violations at all stages of criminal proceedings, taking into account the analysis of legislative regulation and law enforcement practice. In particular, the article examines the criminal procedural legislation that establishes special rules for the production of procedural actions related to measures of procedural coercion in relation to minors and the practice of its implementation. Attention is also paid to the procedure for considering cases of juvenile crimes in open court hearings and a position is expressed on the need to concretize legislation within the framework of this procedure.
Key words: protection of the rights of minors, prosecutor's supervision, procedural and legal guarantees of minors, measures of procedural coercion, closed trial.
В России вопросам обеспечения прав детей, как уязвимой части общества, нуждающейся в особой заботе и повышенном внимании со стороны государства, придается первостепенное значение. Еще в правовых источниках Российской Империи красной нитью проходила идея о том, что применительно к детям наказание должно «иметь характер, преимущественно, воспитания, быть средством исправления дурных зачатков и развития добрых качеств»
[1], соответственно, быть, в первую очередь, «залогом лучшего будущего» [2], а не возмездием за содеянное. К примеру, законодательное закрепление в тот период получили гарантии защиты прав несовершеннолетних - участников уголовно-процессуальных правоотношений, которые нашли отражение в особенностях производства, предусматривающих целый комплекс исключений: участие законных представителей, обязательное участие защитника, отдельные меры преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
сечения, применяемые только в отношении несовершеннолетних обвиняемых, меры для решения вопроса о разумении несовершеннолетних, выделение дел о соучастии несовершеннолетних в отдельное производство и ряд других [3].
Сегодня, как и прежде, в числе приоритетных остается направление деятельности государства по обеспечению благосостояния интересов детей и созданию всех необходимых условий для их всестороннего развития, в т.ч. и при обстоятельствах конфликта с законом, когда несовершеннолетний, будучи в статусе подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, в связи с особенностями, присущими данному возрасту, не может не только в полном объеме, но и грамотно и качественно «противостоять» уголовному преследованию и предъявленному обвинению [4].
Особая роль в защите прав и интересов несовершеннолетних отводится прокуратуре [5], главная задача надзорной деятельности которой состоит в проверке соблюдения законов на всех стадиях уголовного судопроизводства. При этом, основное внимание должно быть сфокусировано на поиске баланса между, с одной стороны, интересами общества и целями правосудия и, с другой - интересами и уязвимостью несовершеннолетних [6], что подтверждается позицией Европейского Суда по права человека (ЕСПЧ) и, в целом, соответствует международным нормам и стандартам, провозглашающим принцип повышенной охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве1.
Свою деятельность прокуроры осуществляют, руководствуясь законодательными положениями, нашедшими отражение, в первую очередь, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»2, УПК РФ3, приказах Генпрокуратуры4 и т.п., и используя накопленный
1 См.: Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.); Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних и др.
2 См.: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
3 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4 См.: Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. - 2008. - № 2; Приказ Генпрокурора
практический опыт деятельности в рассматриваемой сфере.
Отечественное уголовно-процессуальное законодательство с учетом требований и рекомендательных положений международных правовых актов устанавливает в отношении подозреваемых или обвиняемых, не достигших возраста совершеннолетия, дополнительные процессуально-правовые гарантии, которые нашли отражение в специальной гл. 50 УПК РФ.
Очевидно, в уголовно-процессуальной сфере прокуроры, осуществляя деятельность, направленную на создание условий для реализации прав несовершеннолетних, а также на восстановление прав в случае их нарушений, обязаны надзирать за тем, чтобы соблюдалась законность не только в отношении несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых либо подсудимых, но и потерпевших от преступных посягательств, а также свидетелей по уголовному делу.
Согласно Приказу Генпрокуратуры от 14 ноября 2017 г. № 774 для прокуроров всех уровней указанная выше деятельность должна считаться приоритетной. Поэтому, в случае выявления фактов нарушения прав несовершеннолетних, прокурор обязан в пределах, имеющихся у него полномочий, принять меры к восстановлению прав и возмещению причиненного ущерба, включая компенсацию морального вреда.
Учитывая широкое поле деятельности, направленной на защиту прав несовершеннолетних прокурором в уголовном судопроизводстве, остановимся на отдельных аспектах, требующих более пристального внимания с точки зрения законодательной регламентации и правоприменительной практики.
С позиции прокуратуры осуществление функции защиты прав лиц, не достигших совершеннолетия, в уголовном судопроизводстве не должно ограничиваться только кругом лиц, достигших возраста уголовной ответственности. Действительно, УПК РФ, предоставляя дополнительные гарантии несовершеннолетним, не предусматривает каких-либо изъятий для лиц, возраст которых исключает основание привлечения их к уголовной ответственности. Уголовно-процессуальный закон рассматривает недостижение возраста, с которого лицо привлекается к уголовной
РФ от 16.01.2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»; Приказ Генпрокуратуры РФ от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; Приказ Генпрокуратуры РФ от 14.11.2017 г. № 774 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // Законность. - 2018. - № 1; и др.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
ответственности, как безусловное основание для принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела или, если оно уже возбуждено, о его прекращении (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Возможно также прекращение уголовного преследования по этому основанию (ч. 3 ст. 27 УПК РФ). В этой связи на досудебной стадии в обязанности прокурора входит требование от органов дознания и предварительного следствия неукоснительного соблюдения прав данной категории несовершеннолетних, исходя из того, что процессуальные действия, производимые указанными органами, равно как и принимаемые процессуальные решения, затрагивают их (несовершеннолетних) интересы (абз. 9 п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 14.11.2017 г. № 774). Учитывая, что материалы в отношении указанных несовершеннолетних рассматривают специальные органы - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), на прокурора возлагается обязанность обеспечивать незамедлительное направление копий материалов в данный орган. Уместно будет заметить, что Приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 г. № 188 устанавливается обязанность прокуроров принимать участие в работе КДНиЗП и проводить анализ практики рассмотрения ими дел. Такая установка заслуживает одобрения, поскольку, как показывает проведенный нами анализ, неуклонно растет число лиц, состоящих на учете в КДНиЗП, в отношении которых было прекращено уголовное дело либо отказано в возбуждении уголовного дела по основанию недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности.
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особые правила к производству процессуальных действий, относящихся к мерам процессуального принуждения в отношении лиц несовершеннолетнего возраста. Данная сфера уязвима тем, что в результате уголовного преследования государственными органами и должностными лицами могут быть ограничены или вовсе нарушены права указанной категории лиц [7].
В случае выявления фактов избрания мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого и обвиняемого без каких-либо оснований или с нарушением процессуального порядка применения таких мер, должно незамедлительно последовать прокурорское реагирование на действия должностных лиц, допустивших нарушение закона. При этом, прокурору предписана обязанность использовать предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК РФ полномочия при обнаружении случаев незаконного задержания несовершеннолетнего. Эта обязанность распространяется также на случаи, если несовершеннолетний незаконно лишается свободы либо незаконно помещается в раз-
личные специальные учреждения (ЦВСНП, СВУЗТ и т.п.), или содержится под стражей свыше срока, определенного УПК РФ (абз. 4 п. 1.4 Приказа Генпрокуратуры № 774).
К несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) в совершении преступления из категории, согласно ст. 15 УК РФ, тяжких или особо тяжких может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 108 УПК РФ), предполагается в качестве крайней меры. Как исключение, допускается применение данной меры и в отношении лиц, совершивших преступления средней тяжести, кроме достигших возраста 16 лет подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления средней тяжести впервые. Анализ судебной практики рассмотрения апелляционных представлений прокуроров позволяет сделать вывод, что избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или продление срока содержания подозреваемого (обвиняемого) под стражей на основании одной только тяжести предъявленного обвинения признается судом недопустимым1. К сожалению, примеров ходатайств перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, основанных только на тяжести предъявленного обвинения, встречается много. На наш взгляд, недопущение подобных фактов в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, возможно при неукоснительном выполнении Приказа Генпрокуратуры № 774, содержащего требование о составлении прокурором письменного заключения об обоснованности ходатайства органов дознания или следствия об избрании указанной меры пресечения с последующим согласованием с соответствующим руководителем либо его заместителем. Обязательным для прокурора является оценка ходатайства о продлении в отношении несовершеннолетнего срока содержания под стражей с учетом положений о разумном сроке уголовного судопроизводства. Изучая приложенные к ходатайству материалы, прокурор должен проверить, не отпали ли основания для применения меры пресечения в виде содержания несовершеннолетнего под стражей. И наконец, в каждом случае необоснованного избрания несовершеннолетнему данной меры пресечения или необоснованного ее продления своевременно обжаловать решения суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
1 См.: Апелляционное постановление Московского городского суда от 25.06.2019 г. по делу № 10-11837/2019 // «КонсультантПлюс»; Апелляционное постановление Московского городского суда от 25.06.2019 г. по делу № 10-11832/2019 // «Консультант-Плюс»; и др.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Обеспечению охраны и защиты прав несовершеннолетних в рамках уголовного судопроизводства способствуют требования, предъявляемые к прокурорской деятельности в части осуществления ежедневного мониторинга публикаций федеральных, региональных средств массовой информации и интернет-ресурсов. В обязанности прокурора входит: незамедлительная организация проверки сообщений о преступлениях против интересов несовершеннолетних, несоблюдении их прав и свобод на всех стадиях уголовного судопроизводства; вынесение, в случае обнаружения признаков преступления, мотивированного постановления о направлении в орган предварительного расследования соответствующих материалов, необходимых для решения вопроса об уголовном преследовании; пресечение фактов, когда в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях получают распространение персональные данные несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей, а также иные любые сведения, которые касаются участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
Законодатель устанавливает запрет на предание гласности без согласия лица, не достигшего совершеннолетия, и/или его законного представителя какой-либо информации, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего (абз. 2 п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 774), что соответствует Пекинским правилам, ст. 21 которых устанавливает, что «материалы дел несовершеннолетних должны храниться строго конфиденциально и не должны передаваться третьим лицам»1. Следует заметить, что данное положение полностью не воспринято УПК РФ, который допускает рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних в открытых судебных заседаниях. Исключение составляет рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, а также в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ. Таким образом, большая часть несовершеннолетних возраста от 16 до 18 лет отечественным уголовно-процессуальным законодательством защищена в меньшей степени, чем указанная выше категория несовершеннолетних. В связи с изложенным, представляется наиболее целесообразным, законодательно закрепить положение о том, что рассмотрение дел о преступлениях несовер-
1 См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «КонсультантПлюс».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
шеннолетних, достигших возраста 16 лет, в открытых судебных заседаниях допускается только с согласия несовершеннолетнего и/или его законного представителя. Механизм получения такого согласия также требует законодательного закрепления.
На сегодняшний день предусмотренные законодательством процессуальные формы реагирования на нарушения закона предоставляют прокурору возможность в каждом конкретном случае, с учетом имеющихся обстоятельств, выбрать наиболее целесообразную форму реагирования, которая будет более действенно способствовать установлению законности в той или иной сфере, касающейся несовершеннолетних.
Список литературы:
[1] Российское законодательство Х - ХХ вв.: в 9 т. / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1991. - Т. 8: Судебная реформа. - С. 284.
[2] Российское законодательство Х - ХХ вв.: в 9 т. / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1991. - Т. 8: Судебная реформа. - С. 284.
[3] Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина Х1Х — начало ХХ вв.): дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1995. - С. 115-124.
[4] Ахмедов У. Н. Особенности защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в досудебном производстве // Вестник Воронежского ин-та МВД России. -2018. - № 3. - С. 115-122.
[5] Быкова Е.В., Выскуб В.С. Роль прокурора в обеспечении верховенства права при производстве по уголовным делам // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 5; Ергашев Е.Р. О современных проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2015. - № 6. - С. 35 - 42; Ефанова Е.В. О соотношении полномочий прокурора и государственного обвинителя в судебных стадиях российского уголовного процесса // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Право. - 2013. - № 2. - С. 406-412.
[6] Быкова Е.В., Выскуб В.С. Роль прокурора в обеспечении верховенства права при производстве по уголовным делам // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 5. - С. 96-101.
[7] Столбина Л.В. Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе: автор. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 4.
Spisok literatury:
[1] Rossijskoe zakonodatel'stvo H - HH vv.: v 9 t. / pod obshch. red. O.I. Chistyakova. - M.: Yurid. lit., 1991. - T. 8: Sudebnaya reforma. - S. 284.
[2] Rossijskoe zakonodatel'stvo H - HH vv.: v 9 t. / pod obshch. red. O.I. Chistyakova. - M.: Yurid. lit., 1991. - T. 8: Sudebnaya reforma. - S. 284.
[3] Belyaeva L.I. Pravovye, organizacionnye i pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti ispravitel'nyh zavedenij dlya nesovershennoletnih pravonarush-itelej v Rossii (seredina HIH — nachalo HH vv.): dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 1995. - S. 115-124.
[4] Ahmedov U.N. Osobennosti zashchity prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih podozre-vaemyh i obvinyaemyh v dosudebnom proizvodstve // Vestnik Voronezhskogo in-ta MVD Rossii. - 2018. -№ 3. - S. 115-122.
[5] Bykova E.V., Vyskub V.S. Rol' prokurora v obespechenii verhovenstva prava pri proizvodstve po
ugolovnym delam // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2016. - № 5; Ergashev E.R. O sovremennyh problemah prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov organami, osushchestvlyayushchimi pred-varitel'noe sledstvie // Elektronnoe prilozhenie k «Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu». - 2015. -№ 6. - S. 35 - 42; Efanova E.V. O sootnoshenii polno-mochij prokurora i gosudarstvennogo obvinitelya v sudebnyh stadiyah rossijskogo ugolovnogo processa // Vestnik Voronezhskogo gos. un-ta. Ser.: Pravo. -2013. - № 2. - S. 406-412.
[6] Bykova E.V., Vyskub V.S. Rol' prokurora v obespechenii verhovenstva prava pri proizvodstve po ugolovnym delam // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2016. - № 5. - S. 96-101.
[7] Stolbina L.V. Obespechenie prav nesovershennoletnih podozrevaemyh, obvinyaemyh v ugolovnom processe: avtor. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2007. - S. 4.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
-к
^ Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020