Научная статья на тему 'К вопросу о занятиях по практической фонетике'

К вопросу о занятиях по практической фонетике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирзалиева Дилдора Бакировна

В изучении русского языка как языка межнационального общения в Узбекистане важно подробно разобрать со студентами фонетику как раздел лингвистики. В статье названы аспекты фонетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о занятиях по практической фонетике»

Язык, изучаемый лингвистом, - это язык-объект, а язык, на котором формулируется теория - это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации).

На метаязыке создаются метатексты - это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языка, разговорники и т.п. Можно говорить не только о языках, но и о языке вообще, поскольку языки мира имеют много общего [1, с. 37]. Частная лингвистика изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. Исследованием единых черт всех языков эмпирически и дедуктивно, общих закономерностей функционирования языка, разработкой методов исследования языка занимается общая лингвистика. Её частью является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о языке вообще. Одноязычная лингвистика ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения между ними. Диахроническая лингвистика сопоставляет разные временные срезы в истории языка. Внешняя лингвистика описывает язык во всем многообразии его социальных вариантов и функций. Внутренняя лингвистика рассматривает язык как однородный код, где описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; может ограничиваться только «правильным» языком либо учитывать разнообразные отступления от него; может описывать лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка либо включать в себя правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов. Значит, лингвистика - это наука о языке.

Список литературы

1. МихайловМ.М. Двуязычие: проблемы, поиски. Чебоксары, 1989. 160 с.

К ВОПРОСУ О ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ

Мирзалиева Д.Б.

Мирзалиева Дилдора Бакировна — преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в изучении русского языка как языка межнационального общения в Узбекистане важно подробно разобрать со студентами фонетику как раздел лингвистики. В статье названы аспекты фонетики.

Ключевые слова: фонетика, русский язык, вуз, студент, преподаватель.

Фонетика (от греч. ркопё - «звук») изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи, их образование, классификацию и изменение в речевом потоке, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки (фонетические слова, такты, фразы).

Звуки речи как природное явление имеют акустическую, артикуляционную и общественную (функциональную) стороны.

Три стороны звуков речи позволяют выделить три аспекта фонетики: акустический, артикуляционный и социальный.

На их основе возникли три фонетические дисциплины: акустика речи, физиология речи и фонология. Видоизменения звуков в речевой цепи называют фонетическими (звуковыми) процессами. Такие процессы могут быть вызваны положением звука в слове (позиционные звуковые процессы), взаимовлиянием начала и конца, т.е. рекурсии и экскурсии соседних звуков (комбинаторные звуковые процессы).

Учёные сегодня рассматривают также перцептивную фонетику, которая имеет дело с восприятием звуков речи ухом [1, с. 26]. Акустическая фонетика занимается изучением физических (акустических) характеристик звуков речи. С точки зрения физики звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате периодических колебаний голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например, губ, языка. Из голоса состоят гласные, из шума - глухие согласные.

Занятие по практической фонетике обычно начинается с комплексной фонетической зарядки, включающей в себя либо упражнения на развитие фонетического слуха, речевого ритма, техники речи

либо фразы или небольшие тексты, направленные на отработку звуков и способов их соединения в потоке речи. Работа, как правило, проводится фронтально и занимает не более 10-15 минут.

Введение основной темы занятия рекомендуется осуществлять с привлечением учебно-исследовательской работы студентов. Для этого целесообразно использовать аудирование фонетического материала с последующим анализом и формулированием выводов или правил. При этом особое внимание должно быть уделено отработке основного звучащего текста темы. Его изучение обычно проходит этапы введения, первичного и вторичного закрепления. Основные интонационные модели текста (интонация основных коммуникативных типов высказывания, модели привлечения внимания, приглашения к продолжению беседы в диалогическом тексте) должны закрепляться на материале чтения самостоятельно подготовленных отрывков или в устной работе на занятии, включающем подготовительные и речевые упражнения, которые являются обязательной составляющей завершающего этапа занятия.

Практическая отработка фонетического материала сопровождается изучением теоретических положений по каждой теме. Проверка знаний по фонетике языка осуществляется как в виде вопросов и ответов, так и в виде практического задания аналитического характера.

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану: 1) затранскрибировать слово, поставив ударение; 2) определить количество слогов, указать ударный; 3) показать, какому звуку соответствует каждая буква, определить количество букв и звуков; 4) в столбик выписать слова, рядом - звуки, указать их соответствие; 5) указать количество букв и звуков; 6) охарактеризовать звуки по следующим параметрам: гласный: ударный/безударный, согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного, а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Студенты должны уметь делать полный и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д. Им могут быть предложены следующие упражнения. Найдите слова, в которых: количество букв больше, чем звуков; количество букв меньше, чем звуков; все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие) [2, c. 114]. Изучение темы по фонетике можно завершить контрольной работой.

Список литературы

1. Yule George. The Study of Language. Cambridge University Press. Р. 26.

2. БондаренкоМ.А. Введение в языкознание: Курс лекций. Тула: ТГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.