Научная статья на тему 'Лингвистика английского языка и её структурные компоненты'

Лингвистика английского языка и её структурные компоненты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3143
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авалбаева Мафтуна Кодир Кизи

В статье говорится о том, что язык выделяется среди других явлений действительности. Перечислены некоторые ветви лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистика английского языка и её структурные компоненты»

вопроса, просьбы, приказа, в восклицательных предложениях. Отношения между членами предложения выражаются также с помощью предлогов и союзов.

В системе высшего образования Индонезии основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Очевидно, именно поэтому индонезийские учащиеся всегда выполняют домашние задания, сами подбирают необходимый материал для презентации, без посторонней помощи от начала и до конца могут разработать любой проект, будь то новогодняя газета, концертный номер или выступление на конференции.

Список литературы

1. Теселкин А.С. Индонезийский язык: Учебное пособие. М.: Восточный университет, 2003. 149 с.

ЛИНГВИСТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЕЁ СТРУКТУРНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ Авалбаева М.К.

Авалбаева Мафтуна Кодир кизи - преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о том, что язык выделяется среди других явлений действительности. Перечислены некоторые ветви лингвистики.

Ключевые слова: лингвистика, английский язык, студент, преподаватель, высшее учебное заведение.

В изучении любого языка важно обращать внимание на ряд его компонентов. Это касается и лингвистики. Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Следовательно, лингвистика - это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке. Лингвистика английского языка исследует структуры и закономерности данного языка, его функционирование и развитие, а также сравнивает с другими языками для выявления связей с ним.

Лингвистика бывает общей и частной. Общая лингвистика - рассматривает, исследует и сравнивает все языки мира в целом. Частная лингвистика рассматривает только один конкретный язык. В нашем случае, английский язык. Лингвистика подразделяется на научную лингвистику и практическую лингвистику. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках. Значит, лингвистика - это обобщение всех наук о языке. Фонетика, грамматика, лексика, стилистика и другие являются ее ветвями. Невозможно перечислить всё, что включает в себя лингвистика. Некоторые науки настолько тесно переплетаются друг с другом, что их различия размыты, они могут являться дочерними сразу для нескольких других наук одновременно.

Говоря о грамматике, например, можно чётко сказать, что она имеет два подраздела: морфологию и синтаксис, которые, в свою очередь, имеют собственные ответвления. Все они являются частями лингвистики. Язык не дан лингвисту в прямом наблюдении, непосредственно наблюдаемы лишь факты речи или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их текстами или языковой материал.

Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним через языковые же факты, либо внешним через факты физиологические, психологические, логические или социальные.

Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные двумя путями. Первый: метод эксперимента - наблюдение над поведением носителей живых говоров. Второй путь: оперирование филологическими методами, собирание материалов письменных языков и взаимодействие с филологией, изучающей письменные памятники в их культурно-исторических связях.

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их в виде теорий. Она бывает либо дескриптивной (описывающей реальную речь), либо нормативной (указывающей как «надо» говорить и писать).

Язык, изучаемый лингвистом, - это язык-объект, а язык, на котором формулируется теория - это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации).

На метаязыке создаются метатексты - это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языка, разговорники и т.п. Можно говорить не только о языках, но и о языке вообще, поскольку языки мира имеют много общего [1, с. 37]. Частная лингвистика изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. Исследованием единых черт всех языков эмпирически и дедуктивно, общих закономерностей функционирования языка, разработкой методов исследования языка занимается общая лингвистика. Её частью является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о языке вообще. Одноязычная лингвистика ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения между ними. Диахроническая лингвистика сопоставляет разные временные срезы в истории языка. Внешняя лингвистика описывает язык во всем многообразии его социальных вариантов и функций. Внутренняя лингвистика рассматривает язык как однородный код, где описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; может ограничиваться только «правильным» языком либо учитывать разнообразные отступления от него; может описывать лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка либо включать в себя правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов. Значит, лингвистика - это наука о языке.

Список литературы

1. МихайловМ.М. Двуязычие: проблемы, поиски. Чебоксары, 1989. 160 с.

К ВОПРОСУ О ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ

Мирзалиева Д.Б.

Мирзалиева Дилдора Бакировна — преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в изучении русского языка как языка межнационального общения в Узбекистане важно подробно разобрать со студентами фонетику как раздел лингвистики. В статье названы аспекты фонетики.

Ключевые слова: фонетика, русский язык, вуз, студент, преподаватель.

Фонетика (от греч. ркопё - «звук») изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи, их образование, классификацию и изменение в речевом потоке, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки (фонетические слова, такты, фразы).

Звуки речи как природное явление имеют акустическую, артикуляционную и общественную (функциональную) стороны.

Три стороны звуков речи позволяют выделить три аспекта фонетики: акустический, артикуляционный и социальный.

На их основе возникли три фонетические дисциплины: акустика речи, физиология речи и фонология. Видоизменения звуков в речевой цепи называют фонетическими (звуковыми) процессами. Такие процессы могут быть вызваны положением звука в слове (позиционные звуковые процессы), взаимовлиянием начала и конца, т.е. рекурсии и экскурсии соседних звуков (комбинаторные звуковые процессы).

Учёные сегодня рассматривают также перцептивную фонетику, которая имеет дело с восприятием звуков речи ухом [1, с. 26]. Акустическая фонетика занимается изучением физических (акустических) характеристик звуков речи. С точки зрения физики звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате периодических колебаний голосовых связок. Шум возникает в результате непериодических колебаний звучащего тела, например, губ, языка. Из голоса состоят гласные, из шума - глухие согласные.

Занятие по практической фонетике обычно начинается с комплексной фонетической зарядки, включающей в себя либо упражнения на развитие фонетического слуха, речевого ритма, техники речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.