Научная статья на тему 'К вопросу о взаимовлиянии истории и Географии в описании отношений римлян и варваров в Географии Страбона'

К вопросу о взаимовлиянии истории и Географии в описании отношений римлян и варваров в Географии Страбона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАБОН / ВАРВАРЫ / ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самохвалова Наталия Евгеньевна

Страбон в Географии утверждает важность географических факторов в политической и экономической истории государств и народов, а также показывает случаи влияния римлян на географическую картину мира, подчёркивая таким образом могущество Римской Империи и благотворность её воздействия на подчиненные народы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strabos Geography is both a historical and geographical work. Strabo shows how geographical aspects can influence history, though at the same time mans behavior can change geographical boundaries in the world. This possibility of changing geography helps Strabo characterize the Romans as powerful rulers of the world.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимовлиянии истории и Географии в описании отношений римлян и варваров в Географии Страбона»

Н. Е. Самохвалова

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОВЛИЯНИИ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ В ОПИСАНИИ ОТНОШЕНИЙ РИМЛЯН И ВАРВАРОВ

в «Географии» Страбона1

Резюме. Страбон в «Географии» утверждает важность географических факторов в политической и экономической истории государств и народов, а также показывает случаи влияния римлян на географическую картину мира, подчёркивая таким образом могущество Римской Империи и благотворность её воздействия на подчиненные народы.

Ключевые слова: Страбон, варвары, география.

1. Произведения, принадлежащие к античной историко-географической традиции, в большинстве своём довольно трудно однозначно отнести к одной из двух этих наук, истории или географии. Если принять в качестве отправной точки наиболее расхожее определение различия между ними и соотнести историю со временем, а географию - с пространством (например, Clarke 1999: 4-22), то становится очевидным, что описание ойкумены в трудах античных авторов, за редким исключением, сочетает в себе оба параметра, поскольку характеристикой географического пункта зачастую становится некое произошедшее там в прошлом событие.

2. Страбон - автор, написавший два самостоятельных произведения, каждое из которых отнесено им самим к одной их этих наук. От «Исторических записок» сохранилось лишь небольшое количество фрагментов, однако во вступлении к «Географии» Страбон упоминает о них, сравнивая с «Географией» и сообщая, что «этот труд («География») имеет одинаковый план с прежним («Историческими записками») и предназначен для того же круга читателей, преимущественно занимающих высокое поло-

1 Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МД-998.2010.6.

жение» (I. 1. 23; цитаты даны в переводе Г. А. Стратанов-ского). Однако, несмотря на наличие у Страбона отдельного произведения, посвященного истории и к моменту написания «Географии» уже завершенного, в «Географии» присутствует множество исторических вкраплений. Таким образом, объектом описания становится как время, так и пространство, что позволяет проследить взаимовлияние этих двух категорий.

3. Влияние пространства на время, то есть, географических характеристик на исторические процессы, проявляется многообразно и на различных уровнях. Так, например, географическое положение выдвигается как одна из основных причин возвышения Рима, причем Страбон всесторонне анализирует особенности расположения и климата Италии, выявляя все географические преимущества (окруженность морем как залог безопасности и развития торговли; разнообразие температур внутри страны, следствием которого стало разнообразие животного и растительного мира; сочетание гор и равнин; обилие рудников), и делает вывод, что эта страна «не только приспособлена самой природой к владычеству от того, что превосходит окружающие страны своими достоинствами и размерами территории, но также в силу своей близости к ним легко может добиться повиновения» (VI. 4. 1). Географическое положение становится для Страбона и одним из ключевых факторов формирования образа жизни и нравов варварских племен (ТЬо11агд 1987: 12-19; Оиеск 2000: 78-79). Так, о Корсике он пишет: «образ жизни на острове отсталый, потому что остров каменистый и большей частью совершенно непроходим, так что обитатели гор, живущие разбоем, свирепее диких овец» (V. 2. 7). Расположение по отношению к морю влияет на нравы: «после знакомства с морем они (варварские племена) не только стали хуже в моральном отношении (так, они обратились к морскому разбою и убивали чужестранцев), но соприкосновение с морем привело к тому, что они заимствовали от них роскошь и торгашеские наклонности» (VII.

3. 7).

4. В отличие от влияния географических факторов на развитие истории, примеры обратного, влияния истори-

ческих процессов на пространство, гораздо реже встречаются в «Географии» и связаны в первую очередь с последствиями образования Римской Империи: римляне приходят в покоренные земли, и под их воздействием меняется территория: возникают новые гавани и дороги, города получают другие названия, характерные черты народов уходят в прошлое, заменяясь другими, привнесенными извне. Влияние римского владычества сказывается в первую очередь на этнографической картине мира: «римляне, подчинив своему владычеству много племен от природы диких в силу условий местностей, потому что это были скалистые местности, лишенные гаваней, холодные или по какой-либо другой причине неудобные для обитания большой массы населения, таким образом не только заставили народы, до сих пор разобщенные, вступить в общение друг с другом, но и научили даже более диких цивилизованной жизни» (II. 5. 26) (примеры см. также Almagor 2005: 53). Римляне переселяют народы с одного места на другое («Ана делает изгиб к югу и отделяет область междуречья, которую по большей части населяют кельты и некоторые луситанцы, переселенные сюда римлянами с другого берега Тага», III. 1. 6), основывают колонии, создавая таким образом новое географическое пространство (Clarke 1999: 294-295).

5. В «Географии» Страбона подробно анализируется влияние географических факторов на политическое, экономическое и нравственное развитие народов, но показывается также и возможность обратного влияния: римляне, завоевав большую часть обитаемого мира, оказываются в состоянии перекроить политическую и этнографическую карту, влиять на географическую картину мира. Этот мотив в структуре «Географии» становится ещё одним, немаловажным, подтверждением той мысли Страбона, что Рим ко времени жизни автора достиг «совершенного государственного устройства» и «никогда раньше римляне и их союзники не наслаждались столь продолжительным миром и таким изобилием благ, как при Цезаре Августе» и его наследнике Тиберии (VI. 4. 2).

Литература

Almagor 2005 - Almagor E. Who is a barbarian? The barbarians in the ethnological and cultural taxonomies of Strabo // Dueck D., Lindsay H., Pothecary (Eds.). Strabo's Cultural Geography. The Making of A Kolossourgia. Cambridge University Press. P. 4255.

Clarke 1999 - Clarke K. Between Geography and History. Hellenistic Constructions of the Roman World. Oxford: Claredon Press. Dueck 2000 - Dueck D. Strabo of Amasia. A Greek Man of Letters in Augustian Rome. London; New York.

Thollard 1987 - Thollard P. Barbarie et Civilisation chez Strabon. Paris.

Summary

Strabo's Geography is both a historical and geographical work. Strabo shows how geographical aspects can influence history, though at the same time man's behavior can change geographical boundaries in the world. This possibility of changing geography helps Strabo characterize the Romans as powerful rulers of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.