Научная статья на тему 'К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в зарубежных странах'

К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квитчук Анатолий Сергеевич, Болотина Елена Валентиновна

Статья посвящена исследованию вопросов выявления водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, а также анализу юридических механизмов привлечения к ответственности таких лиц в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Квитчук Анатолий Сергеевич, Болотина Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clause is devoted to research of questions of revealing of the drivers managing a vehicle in a condition of alcoholic or narcotic intoxication, and also analysis of legal mechanisms of attraction to the responsibility of such persons in foreign countries.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в зарубежных странах»

Международное право, экологическое право

УДК 351.754

A.C. Квитчук*, Е.В. Болотина**

К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в зарубежных странах

Статья посвящена исследованию вопросов выявления водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, а также анализу юридических механизмов привлечения к ответственности таких лиц в зарубежных странах.

Clause is devoted to research of questions of revealing of the drivers managing a vehicle in a condition of alcoholic or narcotic intoxication, and also analysis of legal mechanisms of attraction to the responsibility of such persons in foreign countries.

Рост автомобилизации неизбежно ведет к повышению интенсивности дорожного движения. Управление автомобилем на дорогах крупного города требует быстрой реакции и способности принимать моментальные решения. Ошибка одного водителя может нарушать плавность перемещения всего транспортного потока.

Результат - замедление движения потока и нередко дорожная пробка. Нагрузки на психику участников дорожного движения усиливаются. Водители, вырвавшись из дорожной пробки, стремятся нагнать потерянное время, проявляя повышенную агрессивность к другим участникам дорожного движения, создавая риск ДТП.

В таких потоках водители, управляющие транспортными средствами в состоянии опьянения, представляют для окружающих огромную опасность. Это признается всеми, и по отношению к таким водителям неизбежно будут применяться все более жесткие меры. Очевидно, что не должно быть снисхождения для тех, кто может лишить других имущества, здоровья, а то и жизни. Сегодня эта проблема в России очевидна и статистически оценена. Опыт стран с высоким уровнем

* Начальник кафедры ОД ГИБДД и АП, доктор юридических наук, профессор, полковник милиции.

** Старший преподаватель кафедры ОД ГИБДД и АП, доктор юридических наук, доцент, подполковник милиции.

автомобилизации показывает, что в экстремальных транспортных условиях современного мегаполиса ряд состояний водителей представляет растущую опасность. Осознание серьезности этой опасности и заблаговременные меры способны снизить издержки ДТП в период перехода российского сообщества на качественно иной уровень автомобилизации.

Среди состояний водителей, повышающих риск ДТП, в первую очередь следует назвать алкогольное и наркотическое опьянение. Употребление опьяняющих веществ порождает ухудшение как физиологических (снижение остроты зрения, замедление движений, снижение их точности), так и психологических функций (притупление ощущений и ослабление внимания). Таким образом, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, представляет серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

В последние годы за рубежом большое внимание уделяется изучению риска, связанного с управлением транспортными средствами под воздействием наркотических препаратов.

В 1999 г. действующая в рамках Совета Европы группа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков организовала в г. Страсбург (Франция) международный семинар «Дорожное движение и запрещенные наркотические вещества», на котором ученые - представители европейских медицинских, психологических, судебно-психиатрических научных учреждений и сотрудники дорожных полиций обсуждали результаты проводившихся в течение 90-х гг. исследований по проблемам, связанным с управлением транспортными средствами под воздействием наркотических препаратов (как запрещенных, так и легальных, принимаемых водителями по медицинским показаниям)1 . В результате исследований было определено, что в различных государствах Европейского союза от 1 до 2% водителей употребляют запрещенные наркотические средства. Среди взрослого населения в среднем до 10% водителей управляют автомобилем, находясь под воздействием предписанных по медицинским показаниям наркотических препаратов. Участники семинара отметили опасную тенденцию роста потребления водителями наркотических веществ и рассмотрели действующие в Европе законодательные нормы, направленные на отстранение лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, от управления транспортными средствами.

В связи с недостаточной изученностью вопроса о влиянии различных наркотиков на способность человека управлять транспортным средством, количественные ограничения на их употребление водителем за рубежом не приняты. В настоящее время во многих странах (Австрия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Швейцария и др.) отсутствуют специальные законодательные нормы об ответственности водителя за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. В основном в этих государствах в законах о дорожном движении существует единое положение о запрещении управления транспортным средством под воздействием алкоголя и наркотиков (иногда еще и иных психотропных веществ). Применяемые в отношении водителя-нарушителя меры наказания те же, что и в случае превышения им допустимого уровня содержания алкоголя в крови. Более того, даже при обнаружении наркотиков в крови для привлечения водителя к ответственности полиции часто необходимо доказать, что действие наркотиков реально проявлялось в опасной манере управления транспортным средством (Великобритания, Нидерланды, Чехия, Швейцария).

В то же время наличие наркотиков или их следов в организме водителя в некоторых странах является основанием для наложения на водителя более строгих санкций (Австрия, Польша). В основном это касается ситуаций, когда водитель привлекается к ответственности за совершение действий, приведших к ДТП и повлекших ранение или смерть потерпевшего.

Тем не менее за рубежом общественная опасность управления транспортным средством под воздействием наркотических препаратов стала признаваться все более широко. Так, в 1998 г. в Германии, в 1999 г. в Бельгии были приняты законы, в соответствии с которыми правонарушением является сам факт наличия наркотиков в крови водителя. И в той, и в другой стране определен перечень наркотических веществ, употребление которых водителю запрещено. Так, например, в Бельгии за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения предусмотрены следующие санкции: лишение свободы на срок от 15 дней до 6 месяцев и (или) штраф в размере от 200 до 2 тыс. евро при наличии в организме водителя как минимум одного из следующих веществ: ТНС, амфетамин, морфин, кокаин, МДМА, МДЕА, МВДВ. Аналогичные санкции предусмотрены за передачу управления транспортным средством лицу, имеющему признаки употребления одного из перечисленных веществ, и за отказ от медицинского освидетельствования. Повторное в течение трех лет нарушение влечет ответственность в виде лишения свободы на срок от 1 месяца до 2 лет и (или) штрафа в размере от 400 до 5 тыс. евро.

Также в 1999 г. в Польше вступил в действие закон об ужесточении ответственности водителя в случае, когда у него в крови обнаруживаются наркотики. Во Франции и Швейцарии в настоящее

Квитчук A.C., Болотина E.B. К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей.

время обсуждаются законопроекты о введении специальных санкций за управление транспортным средством при наличии наркотических средств в крови водителя2.

В то же время в подавляющем большинстве стран полиция не располагает приборами для обнаружения наркотических веществ в организме человека сразу же на дороге. Среди европейских государств такие технические средства есть лишь в Бельгии и Швейцарии. Для анализа берется проба мочи, причем бельгийские полицейские отмечают неудобство работы с имеющимися приборами, поскольку для предоставления водителем пробы на анализ необходимо создание на дороге определенных условий (как минимум требуется наличие огороженного со всех сторон закрытого помещения).

В Нидерландах прошли испытания аналогичных приборов, но в силу тех же ограничений полицией практически не применяются. В рамках Европейского союза осуществляется проект «Rosita EU» по разработке технических средств выявления наркотиков в организме водителей для использования полицией в надзоре за соблюдением правил дорожного движения. В Германии в двух административно-территориальных образованиях и в г. Мюнхене испытываются приборы, позволяющие определять наличие наркотиков в организме с помощью анализа пробы пота. Полицейскими подразделениями трех графств Англии и одного района Шотландии в 1999 г. испытывались приборы, устанавливающие употребление наркотиков по анализу проб пота и слюны. Предварительные результаты доказали высокую степень достоверности их показаний. В 1999 г. Финляндия присоединилась к названному проекту.

Пока же полицейские многих стран считают отсутствие специальной техники сдерживающим фактором в работе по выявлению лиц, управляющих транспортными средствами под воздействием наркотических препаратов. Разработка соответствующих приборов и оснащение ими полицейских подразделений, по их мнению, необходимы.

Кроме того, необходимо затронуть вопрос совершенствования подготовки полицейских по выявлению водителей, управляющих транспортными средствами под воздействием наркотических препаратов. Здесь следует отметить следующее. Совсем отсутствуют соответствующие учебные занятия в программах обучения полицейских в Дании, Испании, Польше, Швеции. Незначительное и явно, по мнению полицейских, недостаточное число учебных часов включено в общую программу подготовки полицейских в Австрии, Бельгии, Чехии. Специальные учебные программы только разрабатываются в Великобритании и Финляндии. В тех же европейских странах, где такие программы уже действуют (Италия. Швейцария. Германия. Норвегия), пока только в Швейцарии все полицейские проходят учебный курс, посвященный распознаванию водителей, принявших наркотики. В Италии лишь 10% работающих на дороге полицейских имеют специальную подготовку. В Норвегии с 1998 г. в учебный план Академии полиции входит рассчитанный на 20 часов курс, касающийся наркотиков и движения автотранспорта3.

В Германии программа обучения полицейских «Выявление лиц, находящихся под воздействием наркотиков, в процессе дорожного движения» была разработана группой экспертов Института судебной медицины при университете земли Саар по поручению Федерального управления автомобильных дорог4.

Таким образом, среди основных проблем, возникающих в связи с предупреждением и пресечением случаев управления транспортными средствами с состоянии наркотического опьянения, полицейские многих стран отмечают:

- не всегда четкое законодательное формулирование состава правонарушения применительно к употреблению водителями наркотиков;

- сложный порядок доказывания негативного влияния наркотиков на поведение водителя за

рулем;

- отсутствие технических средств для выявления наличия наркотиков в организме водителя непосредственно на дороге;

- неподготовленность полицейских к распознаванию состояния наркотического опьянения водителей.

В этой связи весьма интересным представляется опыт таких европейских государств, как Германия и Австрия.

В Австрии после многолетней дискуссии с 1 января 2003 г. вступило в силу постановление об обязательном исследовании крови водителя в случае, если сотрудниками полиции были установлены нарушения в его поведении и при этом у них возникли подозрения, что эти нарушения - следствие приема наркотических веществ. В отличие от Германии в Австрии, принята трехступенчатая модель подтверждения факта управления автомобилем в состоянии наркотического опьянения.

На первом этапе полицейские обязаны исключить возможность того, что причиной изменений в поведении задержанного водителя является алкоголь. Далее они должны определить, могут ли выявленные изменения в поведении водителя быть следствием приема наркотических веществ.

Для фиксации симптомов, указывающих на вероятность приема водителем наркотиков, существует анкета, которую заполняет прошедший специальную подготовку сотрудник полиции непосредственно на месте остановки транспортного средства. В анкете указываются признаки неадекватного поведения водителя и его внешний вид, а также ответы на вопросы о возможном приеме лекарственных препаратов. Затем водителя для установления наличия наркотических веществ и степени их воздействия согласно действующему законодательству направляют к врачу, работающему в государственной санитарной службе, федеральном органе полиции или государственном лечебном учреждении. За отказ от медицинского освидетельствования на водителя налагается административное наказание в виде штрафа в размере от 1162 до 5813 евро, который соответствует максимальному размеру штрафа за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (при содержании алкоголя в крови более 1,6 г/л)5.

Второй этап — клинические исследования в целях оценки степени снижения способности водителя к управлению ТС. Врач проверяет зрачки задержанного (реакцию на поток света), его речь и проводит специальные тесты «палец - палец» и «палец — нос». При этом моча для анализа на предмет присутствия наркотических веществ в организме не забирается, т.к. это не предусмотрено порядком медицинского осмотра.

Если результаты клинических исследований указывают на изменения в поведении водителя, связанные с употреблением наркотических веществ, врач переходит к осуществлению третьего этапа - исследованию крови. Отказ задержанного от исследования крови является административным правонарушением. Кровь на анализ в принудительном порядке не берется. Полученная проба крови направляется в Институт судебной медицины. В случае положительного результата ее анализа водителю грозит штраф от 581 до 3663 евро (такой же размер штрафа установлен за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения при содержании алкоголя в крови водителя в количестве 0,8 - 1,19 г/л).

При невозможности взыскания штрафа водитель несет ответственность в виде лишения свободы сроком до 6 недель. Наказание в виде лишения свободы вместо штрафа может применяться в отношении водителя, уже ранее штрафовавшегося за аналогичные правонарушения.

Временное лишение права на управление транспортным средством в Австрии применяется в том случае, если поведение водителя четко указывает на то, что он вследствие приема наркотических веществ или лекарственных препаратов не в состоянии контролировать свое поведение. Основанием для такого наказания может стать и заключение врача, подтверждающее тот факт, что изменение поведения водителя является последствием приема наркотиков. Дополнительно к водителю могут быть применены и другие меры: обязательное обучение на курсах или прохождение медицинского переосвидетельствования. Право на управление транспортным средством возвращается только после выполнения водителем дополнительно назначенных предписаний.

В иных случаях, если состояние водителя ТС не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, может быть ограничен срок действия водительского удостоверения.

В Германии водители, управляющие транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения, привлекаются к ответственности в соответствии с § 316 Уголовного кодекса. При этом, как и в Австрии, для наказания водителя недостаточно только наличия в крови веществ, подтверждающих употребление наркотиков. Необходимо установить не только внешние проявления употребления наркотиков, но и их влияние на способность водителя управлять транспортным средством.

В то же время в Германии действует § 24 Закона о дорожном движении, запрещающий управление транспортным средством под воздействием перечисленных в специальном приложении наркотических веществ (гашиш, амфетамины, кокаин, героин) даже в том случае, если отсутствуют внешние признаки неспособности водителя к управлению транспортным средством, а следы данных веществ присутствуют в крови. При подозрении на употребление этих наркотиков водитель в любом случае должен сдать кровь для проведения анализа и пройти медицинское освидетельствование. Проба крови берется для анализа даже без его согласия в принудительном порядке. Другие исследования для выявления присутствия наркотических веществ в организме подозреваемого (например, анализ мочи) не предусмотрены. Положительный результат анализа крови на присутствие наркотических веществ является единственно требуемым доказательством совершенного водителем правонарушения.

Квитчук A.C., Болотина E.B. К вопросу о выявлении и привлечении к ответственности водителей...

Размер денежного штрафа в соответствии с § 24 Закона о дорожном движении Германии может достигать 1500 евро, а при повторном задержании за аналогичное правонарушение сумма увеличивается на 750 евро.

Уголовный кодекс Германии (§ 316) устанавливает ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения в виде штрафа или лишения свободы сроком на один год. Те же действия, повлекшие создание угрозы для жизни и здоровья (§ 315 УК), наказываются штрафом или лишением свободы сроком на 5 лет.

В Германии за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения может быть назначено наказание в виде: временного изъятия удостоверения на право управления ТС, изъятия водительских документов без права повторного их получения. Дополнительно к наказанию в виде лишения права на управление транспортным средством водителю начисляются штрафные баллы (от 5 до 7 в зависимости от тяжести совершенного правонарушения), которые фиксируются Федеральным министерством автомобильного транспорта в г. Фленсбурге. Существующая в Германии система штрафных баллов при совершении правонарушений в соответствии с §§ 315с, 316 УК предусматривает не только начисление баллов, но и направление на учебные курсы водителей, имеющих постоянные и временные удостоверения.

Органы, ответственные за выдачу водительских удостоверений, наделены правом согласно действующему законодательству при выдаче нового удостоверения водителю, ранее привлекавшемуся к ответственности за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, самостоятельно требовать от него предоставления дополнительных документов (например, медицинских) или ограничивать срок действия выдаваемого удостоверения.

И немецкие, и австрийские специалисты отмечают, что в настоящее время практически достаточно сложно выявить водителей, управляющих ТС под воздействием наркотических веществ. Для этого необходимо наличие большого числа сотрудников полиции, специально подготовленных (как теоретически, так и практически). По их мнению, нужна новая концепция привлечения к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения. Факт употребления водителем наркотиков целесообразно подтверждать непосредственно на месте его остановки сотрудниками полиции во время патрулирования или при проведении специальных надзорных мероприятий. Однако пока это дело будущего.

Анализ состояния российской проблемы аварийности по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, позволил сформулировать ряд предложений и рекомендаций с учетом зарубежного опыта для снижения риска дорожной аварийности, обусловленной опасными состояниями водителей, которые условно можно разделить на следующие группы:

1. Меры, направленные на совершенствование процедуры выявления водителей, находящихся в состоянии опьянения:

- повышение уровня подготовки специалистов медицинских учреждений, проводящих освидетельствование водителей;

- повышение уровня технической оснащенности медицинских учреждений, проводящих освидетельствование;

- развитие парка передвижных пунктов освидетельствования;

- применение технических средств освидетельствования сотрудниками ГИБДД;

- организация химико-токсикологической лаборатории на базе ПНД для исследования биологических объектов на содержание ПАВ;

- оперативная доставка биологических объектов из удаленных районов в химико-токсикологическую лабораторию.

2. Меры, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения:

- вернуть под лицензирование такси и грузовых перевозчиков;

- повысить требования к перевозчикам для предупреждения ДТП по вине нетрезвых водителей;

- ужесточение наказания для работодателей за выпуск водителей в рейсы с нарушением норм работы и отдыха водителей;

- использование потенциала процедуры тендера для обеспечения доступа на транспортный рынок только безопасным операторам.

3. Меры, направленные на повышение уровня информированности населения и органов и учреждений, обеспечивающих безопасность дорожного движения:

- проведение информационных кампаний против управления транспортными средствами в состоянии опьянения;

- создание оперативной системы взаимодействия ГИБДД, медицинских учреждений и общественности для обеспечения неотвратимости наказания тех, кто подвергает риску окружающих;

- обучение сотрудников ГИБДД формам и методам выявления водителей, находящихся в состоянии наркотического опьянения;

- информирование ГИБДД о лицах, употребляющих наркотические вещества и имеющих водительские права для принятия мер предупредительного характера;

- разработка для сотрудников ОВД методических материалов о способах выявления признаков наркотического опьянения;

- проведение совместных оперативных и профилактических мероприятий служб ГИБДД и наркоконтроля;

- в рамках производства по уголовным делам в отношении водителей направлять в адрес руководителей автотранспортных предприятий представления, обязывающие принять меры профилактического характера.

Таким образом, следует отметить, что только ужесточение контроля и мер ответственности не дает желаемого эффекта. Без информирования населения, без участия всех организаций, имеющих отношений к дорожной безопасности, в рамках общей концепции путем координированных усилий решить проблему снижения дорожно-транспортных происшествий невозможно. Взаимодействие служб ГИБДД и наркоконтроля содержит огромный потенциал для решения проблемы аварийности по вине водителей в состоянии опьянения. Требуются активные действия со стороны общественности, необходима активизация общественных некоммерческих организаций, профессионально выявляющих группы риска и проводящих информационную и разъяснительную работу при сотрудничестве с другими организациями.

1 В период с 1990 по 1998 г. в 13 европейских государствах (Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Дания, Германия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция) проведено 23 научных исследования по проблемам влияния наркотиков на способность человека управлять транспортным средством и в целом на безопасность дорожного движения.

2 См.: Выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения: Обзорная информация. Выпуск 13. - М.% НИЦ ГИБДД МВД РФ, 2001. С.10-11.

3 См.: Выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения: Обзорная информация. М.: НИЦ ГИБДД МВД РФ, 2001. Выпуск 13. С.10-11.

4 Moller M. Standardization of Police Report and analytical for Drug Testing in Body Fluids/ Institute fur Rechtsmedizin. Universittat de Saarianers. 66421 Homburg/ Saar.

5 Семибратова Л.В. Привлечение к ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения, в Австрии и Германии. //Информационный бюллетень.М.: МВД РФ ДОББДД, 2005.№28.С.41-45.

УДК 34:502.7

В.А. Румянцев*, А.П. Алхименко**, Л.А. Кудерский***, И.А. Соболь** И.С. Уханов*****

Правовые проблемы охраны уникальных водных объектов (к вопросу о подготовке проекта Федерального закона «Об охране Ладожского озера»)

Рассмотрены особенности правовой охраны уникальных водных объектов в России и за рубежом в прошлом и настоящем. Выявлены основные пути обеспечения правового режима охраны Ладожского озера как природного комплекса, имеющего исключительное природное, хозяйственное, социальное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное, культурно-историческое и геополитическое значение.

* Директор Института озероведения РАН, доктор географических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

** Заведующий лабораторией природопользования и географии Института озероведения РАН, доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

*** Главный научный сотрудник Института озероведения РАН, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

**** Профессор кафедры международного права Санкт-Петербургского университета МВД, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

***** Доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского университета МВД, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.