Научная статья на тему 'К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях'

К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1037
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА / КОНЦЕПЦИЯ О ФАКТОРАХ РИСКА / ФАКТОРЫ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RISK FACTORS / CONCEPT OF RISK FACTORS / SCHOOL FACTORS / HEALTH STATUS / DIRECTIONS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна

В статье представлен обзор факторов оказывающих влияние на уровень здоровья современных детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Представлена интерпретация концепции о факторах риска, согласно которой вероятность развития заболеваний зависит от адаптационных возможностей организма. В соответствии с указанной концепцией, при массовых обследованиях одновременно со структурой здоровья можно определять основные факторы риска для каждого из функциональных состояний организма. Исследование статистических данных состояния здоровья учащихся городских школ свидетельствует о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся. Полученные данные позволяют выявить основные факторы риска для каждого из функциональных состояний организма ребенка, что соответственно, дает возможность определить направления воздействия на структуру заболеваемости путем борьбы с выделенными факторами. Выявленные образовательным учреждением факторы риска также следует рассматривать как направления деятельности, работая по которым, можно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the identification of risk factors for health of children and adolescents in educational institutions

The article shows an overview of the factors affecting the health of children and adolescents in educational institutions. The interpretation of the concept on risk factors shows that the probability of disease development depends on the adaptive capacity of the body. In addition, according to presented conception during mass surveys it is possible to define simultaneously with the health structure the underlying risk factors for each of the functional state of an organism. Study of statistics of urban school students health shows an increase of school determined functional disorders and chronic illnesses among the students. The data show the major risk factors for the functional state of an organism and give directions to the selected factors struggle. The risk factors identified by the educational institution should be considered as activities direction for trend changing and improving the health of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях»

врачей / А. А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 352 с.

3. Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / В.В. Бунак. - М. : Наука, 1980. - 528 с.

4. Башкиров, П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Башкиров. -М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1962. - 339 с.

5. Кабачков, В.А, Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кабачков В.А. ; Всерос. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. - М., 1996. - 40 с.

REFERENCES

1. Baranov, A. A. and Scheplyagina, L.A (2000), Physiology of growth and development of children and teenagers, Medicine, Moscow, Russian Federation.

2. Baranov, A.A., Kuchma, B.R. and Sukhareva, L.M. (2007), Medical and social aspects of adaptation modern teenagers to the conditions of education, study and employment: A Guide for doctors, Media, Moscow, Russian Federation.

3. Bunak, B.B. (1980), The genus Homo, its origin and the subsequent evolution, Science, Moscow, Russian Federation.

4. Bashkirov, P.N. (1962), Doctrine of the physical development of human, publishing house MGU, Moscow, Russian Federation.

5. Kabachkov, B.A. (1996), Foundations of physical education with a professional orientation in the professional technical educational establishments, publishing house BNIIFK, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

УДК 613.955+371.7

К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),

Екатеринбург

Аннотация

В статье представлен обзор факторов оказывающих влияние на уровень здоровья современных детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Представлена интерпретация концепции о факторах риска, согласно которой вероятность развития заболеваний зависит от адаптационных возможностей организма. В соответствии с указанной концепцией, при массовых обследованиях одновременно со структурой здоровья можно определять основные факторы риска для каждого из функциональных состояний организма. Исследование статистических данных состояния здоровья учащихся городских школ свидетельствует о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся. Полученные данные позволяют выявить основные факторы риска для каждого из функциональных состояний организма ребенка, что соответственно, дает возможность определить направления воздействия на структуру заболеваемости путем борьбы с выделенными факторами. Выявленные образовательным учреждением факторы риска также следует рассматривать как направления деятельности, работая по которым, можно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья детей и подростков.

Ключевые слова: факторы риска, концепция о факторах риска, факторы внутришкольной среды, состояние здоровья, направления деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p172-177 TO THE QUESTION OF THE IDENTIFICATION OF RISK FACTORS FOR HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Natalia Vladimirovna Tretyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State Professionally Pedagogical University, Yekaterinburg

Annotation

The article shows an overview of the factors affecting the health of children and adolescents in educational institutions. The interpretation of the concept on risk factors shows that the probability of disease development depends on the adaptive capacity of the body. In addition, according to presented conception during mass surveys it is possible to define simultaneously with the health structure the underlying risk factors for each of the functional state of an organism. Study of statistics of urban school students health shows an increase of school determined functional disorders and chronic illnesses among the students. The data show the major risk factors for the functional state of an organism and give directions to the selected factors struggle. The risk factors identified by the educational institution should be considered as activities direction for trend changing and improving the health of children and adolescents.

Keywords: risk factors, concept of risk factors, school factors, health status, directions of activity.

ВВЕДЕНИЕ

Факторы риска заболеваемости, инвалидности, дезадаптации и смертности изучаются не одно десятилетие, поскольку диапазон их влияния на ребенка весьма широк. Не являясь непосредственной причиной, они обуславливают функциональные отклонения роста и развития организма, возникновение болезней и их летальные исходы [2-4]. Знание факторов риска позволяет определить пути повышения эффективности деятельности по охране здоровья детей и подростков, в нашем случае в условиях общеобразовательных учреждений.

С целью изучения факторов влияющих на уровень здоровья современных детей и подростков был проведен анализ отечественной литературы (более тридцати литературных источника, опубликованных с 1965 года по настоящее время) и статистическое исследование уровня здоровья современных школьников на примере Новоуральского административного округа Свердловской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выделяют две основные группы факторов, влияющих на здоровье человека: 1) факторы здоровья, укрепляющие здоровье; 2) факторы риска, ухудшающие здоровье [1,2,4]. Факторы риска определяются как сочетание условий, агентов, как определенное физиологическое состояние, образ жизни, значительно увеличивающий подверженность той или иной болезни, повышающий вероятность утраты здоровья, возникновения и рецидива болезней [2- 4]. Механизм их влияния на организм заключается в снижении резистентности, нарушении развития, облегчении возникновения болезней под воздействием причинных агентов [2,4].

В эпидемиологических исследованиях широкое распространение получила концепция, согласно которой действие факторов риска является сугубо индивидуальным, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма [1]. На действие определенных факторов каждый индивидуум реагирует по-своему, однако единым для всех является развитие неспецифической адаптационной реакции с формированием определенных донозологических состояний [1]. Следовательно, все факторы, вызывающие неспецифические адаптационные реакции организма и ведущие к снижению его адаптационных возможностей, могут рассматриваться как факторы риска дезадаптации, которые одновременно являются и факторами риска заболеваний, поскольку представляют собой следствие нарушения гомеостаза и срыва адаптаци-

онных механизмов [4].

Главной особенностью применения концепции о факторах риска является то, что интенсивность любого фактора может быть исследована по отношению к различным функциональным состояниям организма [1]. Отсюда следует, что при массовых обследованиях, одновременно со структурой здоровья, можно определять основные факторы риска для каждого из функциональных состояний и, таким образом, эффективно воздействовать на структуру здоровья путем борьбы с выявленными факторами [1,2,4].

По мере накопления данных о факторах риска, медициной предлагались разные подходы к распределению их по группам: исследователями учитывались особенности самого фактора риска, длительность, тяжесть его воздействия и т. п. [2,4]. Исследования, основанные на отборе наиболее значимых для оценки показателей здоровья факторов, привели к выводу, что образ жизни может являться ведущим фактором, обусловливающим состояние здоровья человека в современных условиях [1,4]. К образу жизни относятся 50-55% всех факторов, а главное, в отличие от социальных и природных условий, образ жизни действует на здоровье непосредственно (социальные и природные условия и факторы - опосредованно). На втором месте по силе находится воздействие многообразных природных и социальных, техногенных и прочих факторов окружающей среды, оценка влияния на здоровье которых составляет 20-25%, а также генетических, наследственных факторов, удельный вес которых колеблется в пределах 15-20% [1,4].

В научной литературе описывается система образования как один из весомых социальных факторов, влияющих на показатели здоровья детей и подростков [2,4]. С негативным влиянием именно факторов внутришкольной среды специалисты связывают от 20 до 40% детско-подростковой патологии [4]. Условно их можно разделить на три большие группы: гигиенические факторы, учебно-организационные, психолого-

педагогические [2]. Первая группа факторов обобщает все реальные условия учебного процесса, все то, что подлежит гигиеническому нормированию. Вторая группа отражает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения. Третья группа обобщает стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности. В целом к факторам риска относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным особенностям учащихся в ходе учебного процесса [3,4].

Имея представление о факторах риска и неся ответственность за состояние здоровья своих воспитанников и обучающихся, образовательные учреждения должны проводить работу по формированию, сохранению и укреплению их здоровья [2,4]. Известно, что состояние здоровья детей и подростков является важнейшей предпосылкой успешной реализации функций на всех этапах школьного онтогенеза, и при этом оно во многом зависит от условий жизнедеятельности учащихся [4]. В этой связи, изучение динамики показателей состояния здоровья в процессе роста и развития детского организма в период обучения в школе дает возможность получить наиболее важную интегральную характеристику успешности адаптации к условиям образовательной среды [4]. Характеризуют состояние здоровья показатели заболеваемости и физического развития [2,4]. Рассмотрим данные статистики заболеваемости школьников на примере Новоуральского административного округа Свердловской области. Нами было проведено исследование уровня физического развития детей из 22 городских школ, распределения их по группам здоровья, медицинским группам для занятия физическим воспитанием, уровня заболеваемости и травматизма за период 1998-2008 гг. в расчете на 100 учащихся [4].

В современных условиях отмечается постоянная интенсификация учебного процесса, выражающаяся в увеличении объема учебного материала и количества уроков, как следствие - большая утомительность и большая физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к снижению числа здоровых детей [2, 4]. Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом

прироста заболеваемости, являются период обучения в первом классе, в средних классах и в 10-11-м классах, что обусловлено периодом адаптации учащихся к новой ступени обучения [4].

В нашем исследовании за период 1998-2008 гг. количество учащихся городских школ, отнесенных к 1-й группе здоровья, в целом сократилось на 4,7% (с 13,1 случая на 100 чел. в 1998г. до 8,4 в 2008 г.). Соответственно наметилась тенденция к незначительному увеличению числа школьников, имеющих 11-ю группу здоровья - темп прироста к концу 2008 г. составил 3,6% по отношению к 1998 г. (57,2 и 60,8 соответственно) [4]. На одном уровне осталось количество детей с 111-ей группой здоровья (в 1998 - 29,4, в 2008

- 29,5), но наблюдался рост детей с 1У-ой группой здоровья - темп прироста к 2008 г. составил 0,9%[4]. Одновременно возрос процент детей с хроническими заболеваниями. Следует отметить, что по данным Научно исследовательского центра гигиены и охраны здоровья детей и подростков государственного учреждения «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук на возрастающую учебную нагрузку организм детей в первую очередь реагирует формированием и усилением функциональных нарушений со стороны нервной системы, органов кровообращения и зрения. При продолжающихся учебных перегрузках функциональные расстройства переходят в хронические заболевания - формируются выраженные неврозы и вегетативно-сосудистые расстройства, стабилизируются нарушения артериального давления, прогрессирует близорукость, развивается психосоматическая патология [4]. Статистические данные нашего исследования подтверждают данные факты, так, в структуре хронических заболеваний школьников первое место занимает патология зрения - за 10 лет она выросла на 14,0% (в

1998 г. было отмечено 127,2 случая на 1000 человек, а в 2008 г. - 268,0); на втором месте

- патология опорно-двигательного аппарата, которая к 2008 г. возросла на 16,8% (в 1998 г. 423,5 случая на 1000 чел., в 2008 г. - 592,0); патология желудочно-кишечного тракта увеличилась на 5,3% (в 1998г. 136,9 случаев на 1000 чел., в 2008 г. - 190,0); патология нервной системы - на 2,8% (в 1998 г. - 83,5,. в 2008 г. - 112,0.); патология мочеполовой системы - на 1,7% (в 1998 г. - 56,3, в 2008 г. - 74,0) [4]. Число учащихся с нормальным физическим развитием сократилось на 5,0%, увеличилось количество школьников с избытком и дефицитом массы тела (на 1,5 и 3,2% соответственно) [4]. Число учащихся, отнесенных к основной медицинской группе для занятий физическим воспитанием сократилось на 0,6% (с 73,1 в 1998 г. до 72,5 к 2008 г.); в подготовительной группе для занятий физическим воспитанием количество детей осталось на том же уровне (1998 г. - 20,9;

1999 г. - 20,7; 2000 г. - 39,6; 2005 г. - 21,9; 2008 г. - 21,1); темп прироста численности специальной А группы составил 0,6% ( 3,2 в 1998 г., 3,8 в 2008 г.); не изменилось количество детей, освобожденных от занятий физическим воспитанием (2,8 в 1998г., 2,6 в 2008 г.) [4]. Уровень травматизма за 10 лет также возрос на 10,2% (173,3 случая на 1000 чел. в 1998 г. и 177,3 в 2008 г.) [4].

Таким образом, можно сделать вывод о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и хронических заболеваний, при этом следует отметить, что независимо от статуса учреждения (гимназия, образовательное учреждение с углубленным изучением предметов или традиционная общеобразовательная школа) и наличия в нем специализированной валеологической деятельности, учреждения по уровню состояния здоровья своих учащихся незначительно отличаются друг от друга [4]. Так, в городской гимназии на протяжении более трех лет процент учащихся с нормальным физическим развитием ниже средних показателей по городу, большое число детей имели избыточную массу тела; учащихся с 1-ой группой здоровья меньше, чем в среднем по городу, большое число детей, освобожденных от занятий физическим воспитанием; гимназия лидировала по уровню острой заболеваемости, патологии опорно-двигательного аппарата и системы пищеварения [4].

В одной из школ, имеющих в своей структуре валеологическую службу, также

много учащихся с избыточной массой тела, низок уровень детей с I группой здоровья и детей, отнесенных к основной медицинской группе для занятий физическим воспитанием, повышенные показатели заболеваемости ОРВИ, гриппом, патологии костномышечной системы, зрения, пищеварения, высок уровень травматизма [4].

Проведенное исследование позволило выделить основные негативные стороны в динамике состояния здоровья учащихся городских школ: сокращение числа детей с нормальным физическим развитием; уменьшение школьников, относящихся к I группе здоровья и к основной медицинской группе для занятия физическим воспитанием; непрерывный рост хронической патологии зрения, пищеварения, заболеваний костномышечной и нервной систем, подъем уровня травматизма [4].

На основании этого можно утверждать, что проводимая образовательными учреждениями деятельность по охране здоровья детей и подростков не учитывает действие внутришкольных факторов риска и соответственно, не в полной мере решает поставленные перед ней задачи (заметим, что существующее положение характерно для многих школ не только Свердловской области) [4]. Статистические же данные состояния заболеваемости по каждому отдельному образовательному учреждению позволяют определить основные факторы риска для каждого из функциональных состояний школьников и, соответственно, воздействовать на структуру заболеваемости путем борьбы с выделенными факторами (в соответствии с концепцией о факторах риска).

ВЫВОДЫ

Особое внимание исследователей в вопросах охраны здоровья человека направлено на выявление факторов риска значительно увеличивающих подверженность организма той или иной болезни. Выделяют биологические и социальные факторы риска. К числу последних относятся факторы внутришкольной среды - факторы, отражающие условия обучения, учебную нагрузку и особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В соответствии с концепцией о факторах риска, действие факторов является индивидуальным, и вероятность развития заболевания зависит от адаптационных возможностей организма. Важно то, что интенсивность любого фактора может быть исследована по отношению к различным функциональным состояниям организма. Кроме того при массовых обследованиях одновременно со структурой здоровья можно определять основные факторы риска для каждого из функциональных состояний.

Данные статистики заболеваемости школьников свидетельствуют о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся. Статистические данные состояния заболеваемости позволяют каждому образовательному учреждению определить основные факторы риска для каждого из функциональных состояний школьников и, соответственно, воздействовать на структуру заболеваемости путем борьбы с выделенными факторами (в соответствии с концепцией о факторах риска). В этом случае выделенные образовательным учреждением факторы риска стоит рассматривать как направления деятельности, работая по которым, можно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицын, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3. - С. 49-52.

2. Третьякова, Н. В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : дис. ... канд. пед. наук / Третьякова Н.В. -Екатеринбург, 2005. - 197 с.

3. Третьякова, Н. В. Основы здоровьесбережения : практикум / Н. В. Третьякова.

- Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 138 с.

4. Третьякова, Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : монография / Н. В. Третьякова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. - 142 с.

REFERENCES

1. Lisitsyn, Y. P. (1998), "The concept of risk factors and lifestyle", Zdravookhranenye RF, No.3, pp. 49-52.

2. Tretyakova N. V. (2005), Organizational and pedagogical conditions for health protection in an educational institution: dissertation, Yekaterinburg, Russian Federation.

3. Tretyakova N. V. (2011), Foundations of health: practical manual, publishing house of Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation.

4. Tretyakova N. V. (2009), Bases for the organization of health in an educational institution: monographic, publishing house of Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected] УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ РАСЧЕТОВ ВОЕННОУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Александр Сергеевич Фадеев, соискатель,

Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки пожарных расчетов военно-учебных заведений. К числу основных из них автор относит: направленность подготовки на формирование практических навыков ликвидации пожаров; насыщенность процесса обучения пожарноприкладными упражнениями; разработка мер воздействия для сокращения сроков адаптации к решению профессиональных задач; применение средств подготовки для развития качеств необходимых пожарным; включение в содержание подготовки специального курса: «Развитие психической устойчивости при тушении пожаров и спасении людей»; подбор средств для поддержания высокого уровня мотивации у личного состава пожарных расчетов во время обучения; соблюдение последовательности обучения, с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров; разработка объективных критериев оценки уровня готовности пожарных расчетов, к действиям при пожаре.

В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки пожарных расчетов военноучебного заведения.

Ключевые слова: педагогические условия; профессиональная подготовка; пожарные расчеты, военно-учебные заведения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p177-180 PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF

PREPARATION OF FIRE-FIGHTING CREWS OF MILITARY SCHOOLS

Alexander Sergeyevich Fadeev, the competitor,

Mikhaylovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for increasing the efficiency of preparation of fire-fighting crews of military schools. The author includes in number of main the following: preparation orientation on formation of practical skills of elimina-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.