Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА'

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухов А.А.

Статья посвящена инновациям, как одному из методов развития предприятия. В ней рассматривается само понятие инноваций, их виды и классификация. Также рассматривается влияние инноваций на конкурентоспособность организации. Кроме того, автором были выявлены факторы, влияющие на отбор организацией инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CHOICE OF INNOVATIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT

Article is devoted to innovations as to one of methods of development of the enterprise. In it the concept of innovations, their types and classification is considered. Also influence of innovations on competitiveness of the organization is considered. Besides, the author revealed the factors influencing selection of innovative projects by the organization.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА»

УДК 387

Сухов А.А.

студент магистратуры 1 курса факультет «Экономики, менеджмента и гуманитарного образования» Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) научный руководитель: Ивашенцева Т.А., профессор

Россия, г. Новосибирск К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Аннотация:

Статья посвящена инновациям, как одному из методов развития предприятия. В ней рассматривается само понятие инноваций, их виды и классификация. Также рассматривается влияние инноваций на конкурентоспособность организации. Кроме того, автором были выявлены факторы, влияющие на отбор организацией инновационных проектов.

Ключевые слова: экономика, предприятие, конкурентоспособность, инновация, инновационный проект

Sukhov A.A. master student

first year, The faculty of Economy, Management and arts education Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering

Novosibirsk, Russia Ivashentseva T.A. Candidate of Economic Sciences, Professor TO THE QUESTION OF THE CHOICE OF INNOVATIONS FOR

BUSINESS DEVELOPMENT

Annotation:

Article is devoted to innovations as to one of methods of development of the enterprise. In it the concept of innovations, their types and classification is considered. Also influence of innovations on competitiveness of the organization is considered. Besides, the author revealed the factors influencing selection of innovative projects by the organization.

Keywords: economy, enterprise, competitiveness, innovation, innovative project

Зарубежный и отечественный опыт развития предприятий свидетельствует о том, что именно применение инноваций позволяет предприятиям в условиях рыночной экономики значительно повышать эффективность своей работы и усиливать конкурентные позиции. Обеспечение конкурентоспособности организации, захват новых рынков, а также улучшение имиджа бизнеса и увеличение денежного потока возможно

путем создания, внедрения и распространения различных инноваций. Способность находить и применять инновации является важной характеристикой современного предприятия.

В первую очередь необходимо определиться с понятием инноваций. А.К. Казанцев и Л.Э. Миндели, в своём учебнике «Основы инновационного менеджмента», определяют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [1].

Для управления инновационной деятельностью предприятия необходимо тщательное исследование инноваций, с помощью которого становится возможным их успешный отбор и применение. Как правило, классификация инноваций строится с учетом технологических параметров, а также с учетом рыночных позиций предприятия. Автором данной статьи были рассмотрены учебная и специальная литература, а также различные интернет-источники, и на основе [2] составлена системная классификация инноваций (таблица 1).

Таблица 1

Классификации инноваций_

Классификационный признак (группа инноваций) Виды инноваций

1. Технологические параметры • продуктовые;

• процессные.

2. По типу новизны для рынка ✓ новые для отрасли в мире;

✓ новые для отрасли в стране;

✓ новые для предприятия.

3. По отношению к предприятию ■ инновации на входе в предприятие;

как к системе ■ инновации на выходе с предприятия;

■ инновации системной структуры

предприятия.

4. В зависимости от глубины радикальные;

вносимых изменении улучшающие;

модификационные.

5. Инновации, с учетом сфер ♦ технологические;

деятельности предприятия ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Данная классификация позволяет позиционировать и выбирать инновации, необходимые в различных ситуациях при развитии бизнеса. Например, если одной из целей предприятия является выход на международный рынок, то в соответствии с данной классификацией руководством должны быть рассмотрены из 1 -й группы продуктовые

инновации, из 2-й группы инновации «для отрасли в мире», из 3-ей группы инновации «на выходе с предприятия», по признаку глубины вносимых изменений (4-я группа) «радикальные инновации», а также освоение новых продуктов может сопровождаться любыми инновациями из 5-й группы -«инновации, учитывающие непосредственно сферу деятельности данного предприятия».

Р.А. Фатхутдинов в своём учебнике по инновационному менеджменту [3] предлагает следующую классификацию инноваций (таблица 2).

Таблица 2

Классификация новшеств и инноваций_

Признак классификации Виды новшеств или инноваций

1. Уровень новизны 1.1 Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 1.2 Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)

2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество 2.1 Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2 То же НИОКР 2.3 Организационно-технологическая подготовка производства 2.4 Производство (включая тактический маркетинг) 2.5 Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией

3. Масштаб новизны инновации 3.1 Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2 Новые в стране 3.3 Новые в отрасли 3.4 Новые для фирмы

4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется новшество 4.1 Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2 То же в сфере образования 4.3 В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.) 4.4 В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)

5. Сфера применения новшества 5.1 Новшества для внутреннего (внутри фирмы) применения 5.2 Новшества для накопления на фирме 5.3 Новшества в основном для продажи

6. Частота применения новшества 6.1 Разовые 6.2 Повторяющиеся (диффузия)

7. Форма новшества -основы инновации 7.1 Открытия, изобретения, патенты 7.2 Рационализаторские предложения 7.3 Ноу-хау 7.4 Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5 Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.

Признак классификации Виды новшеств или инноваций

8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения новшества 8.1 Научно-технический 8.2 Социальный 8.3 Экологический 8.4 Экономический (коммерческий) 8.5 Интегральный

9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется новшество 9.1 Подсистема научного сопровождения 9.2 Целевая подсистема 9.3 Обеспечивающая подсистема 9.4 Управляемая подсистема 9.5 Управляющая подсистема

Данная классификация инноваций допускает возможность кодирования для упрощения управления инновационной деятельностью. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя знаками и более для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь 9 цифр [3].

Например, код инновации - 142411342. Это означает, что данная инновация является радикальной, внедренной непосредственно в производство, новой для страны, промышленной, внутреннего применения, разовой, являющейся ноу-хау. Эта инновация даёт экономический эффект и относится к целевой подсистеме.

При наличии нескольких альтернативных инновационных проектов применение такой кодировки позволит выбирать из общей базы наиболее актуальные для развития предприятия инновации.

Известны предложения и по классификации инноваций с учетом отраслевой специфики внедряющего их предприятия. Например, для строительной отрасли по направлениям использования различают следующие инновации [5, с. 192]:

- технические, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов строительства;

- организационно-управленческие, которые связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации строительного производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные, которые решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем образования и т.д.

Еще одна классификация инноваций по их целевой направленности, учитывающей требования рыночной экономики, применительно к

строительной отрасли, может содержать следующие группы инноваций [5, с. 193]:

• внедрение новых эффективных строительных технологий (строительство экспериментальных жилых домов с учетом современных архитектурно-планировочных решений, теплозащитных требований с применением современных автономных систем инженерного обустройства; организация и совершенствование технологии производства эффективных стеновых и теплоизоляционных материалов; строительство, реконструкция и техническое перевооружение предприятий стройиндустрии с обеспечением ввода в действие мощностей по производству строительных изделий, материалов, конструкций; инженерное обустройство жилых домов);

• применение новых видов строительных машин и оборудования (внедрение высокоэффективного вибропрессового оборудования, производство высокоэффективных основных видов строительных машин, изготовление новых образцов и партий машин и оборудования), обладающих более высокой производительностью, экономичностью и позволяющих снижать срок строительства и удельный вес затрат на эксплуатацию машин и механизмов;

• использование новых строительных материалов, в том числе отделочных (например, утеплители стен), обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими качествами теплосберегающими, звукоизолирующими и т.п.;

• внедрение новых архитектурно-планировочных решений (отбор паспортов проектов жилых домов с учетом новых требований по теплотехнике и корректировка ранее выпущенных каталогов жилых домов и т.д.);

• применение новых форм организации строительных работ.

Далее автором данной статьи были рассмотрены некоторые аспекты

применения инноваций организациями. Следует отметить, что инновации внедряются путем разработки и реализации инновационных проектов.

Основными источниками инноваций в современных условиях могут быть различные выставки и ярмарки. Например, в г. Новосибирске создан специальный выставочный комплекс - 1ТЕ Новосибирск-Экспоцентр, на базе которого ежегодно проводятся выставки инновационных продуктов и технологий по различным отраслям, применение которых распространяется на различные виды деятельности и может быть при развитии бизнеса [6].

Вообще, главная проблема применения инноваций заключается в правильности их выбора. Сложность отбора для внедрения в производство того или иного предлагаемого наукой и техникой решения заключается прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих решений на производство. Это разнообразие определяется тем, что различные внедряемые в производство нововведения даже при условии, что они приносят одинаковый производственный эффект, обладают

неодинаковой экономической эффективностью, так как по-разному влияют на изменения в производственном аппарате, а также на организацию производства [1].

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Оценка проекта - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией [4].

Автором данной статьи был проведён анализ интернет ресурсов [4], в результате которого были выявлены и систематизированы факторы, которые следует учитывать при выборе инновационных проектов (таблица 3).

Таблица 3

Факторы, влияющие на отбор инновационных проектов

Факторы Составляющие

Факторы, связанные с целями корпорации, ее стратегиями, п олитиками и ценностями • Совместимость проекта с текущей стратегией компании и ее долгосрочными планами.

• Допустимость изменений в стратегии фирмы с учетом потенциала проекта.

• Согласованность проекта с представлениями о компании.

• Соответствие проекта отношению корпорации к риску.

• Соответствие проекта отношению корпорации к нововведениям.

• Соответствие временного аспекта проекта требованиям корпорации.

Маркетинговые факторы ■ Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка.

■ Общая емкость рынка.

■ Доля рынка, которую сможет контролировать корпорация.

■ Жизненный цикл продукта в виде товара.

■ Вероятность коммерческого успеха.

■ Вероятный объем продаж.

■ Временной аспект рыночного плана.

■ Воздействие на существующие продукты.

■ Ценообразование и восприятие продукта потребителями.

■ Позиция в конкуренции.

■ Соответствие продукта существующим каналам распределения.

■ Оценка стартовых затрат.

Научно- технические факторы - Соответствие проекта стратегии НИОКР.

- Допустимость изменений в стратегии НИОКР с учетом потенциала проекта.

- Вероятность технического успеха проекта.

- Стоимость и время разработки проекта.

- Патентная чистота проекта.

- Наличие научно технических ресурсов для выполнения проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Возможность выполнения будущих НИОКР на базе данного проекта и новой технологии.

- Воздействие на другие проекты.

Факторы Составляющие

Финансовые факторы о Стоимость НИОКР.

о Вложения в производство.

о Вложения в маркетинг.

о Наличие финансов в нужные моменты времени.

о Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств.

о Время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное значение расходов.

о Потенциальный годовой размер прибыли.

о Ожидаемая норма прибыли.

о Соответствие проекта критериям эффективности инвестиций, принятым в компании.

Производствен -ные факторы > Новые технологические процессы.

^ Достаточная численность и квалификация производственного персонала.

^ Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям.

^ Цена и наличие материалов.

^ Производственные издержки.

^ Потребности в дополнительных мощностях.

Внешние и экономические критерии: ❖ Возможные вредные воздействия продуктов и технологии.

❖ Влияние общественного мнения.

❖ Текущее и перспективное законодательство.

❖ Воздействие на уровень занятости.

Стоит отметить, что актуальность проблемы выбора объекта нововведения состоит в том, что правильный первоначальный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятельности предприятия и делает развитие производства необратимым, поэтому для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта на предмет воздействия факторов, приведенных в таблице 3.

В современной экономике инновации играют огромную роль. Без их применения практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Также инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к повышению конкурентоспособности предприятия путем создания новых потребностей, снижения себестоимости продукции, обеспечения притока инвестиций, повышения имиджа производителя новых продуктов, открытия и захвата новых рынков, в том числе и внешних.

Использованные источники:

1. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Экономика, 2004. - 518 с.

2. Бандурин, А.В. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] / А.В. Бандурин. - Режим доступа: https://marketing.wikireading.rU/11146. - Загл. с

экрана (дата обращения: 26.11.2017).

3. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - Санкт Петербург: Питер, 2011. - 448 с.

4. Отбор и оценка инновационных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.technopark.by/business/206.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2017).

5. Кошелев В.А. Особенности инновационно-инвестиционной деятельности в строительной отрасли [Электронный ресурс] / В.А. Кошелев // Экономические науки. - 2009. - № 5 (54). - С. 191 - 194. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/28/1267205698/39.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2017).

6. Новосибирск Экспоцентр. Календарь выставок [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.novosibexpo.ru/calendar/category/vystavki_i_yarmarki.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 26.11.2017).

УДК 745:7.013:77.041

Таран И.В. преподаватель кафедра декоративного искусства ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

АР Крым, г. Симферополь ПРОПОРЦИИ - ПРЕДМЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Аннотация. Изучение пропорции тела является одной из существенных частей подготовки будущих художников. Данная тема обращает внимание на исключительно важную роль пропорции в достижении цельности изображения и его сходства с реальным предметом. Ключевые слова: пропорции, анатомия, фигура, канон, цельность

Taran I.V.

the teacher of the department of decorative art Crimean Engineering-pedagogical University

Simferopol, Crimea PROPORTIONS - A SUBJECT OF SPECIAL IMPORTANCE IN THE CREATION OF WORKS OF FINE ART Annotation. The study of the proportion of the body is one of the essential parts of the training of future artists. This topic draws attention to the extremely important role of proportions in achieving the integrity of the image and its similarity to the real object.

Key words: proportions, anatomy, figure, canon, integrity

Тело человека представляет собой сложно построенный организм, в котором все отдельные образования тесно связаны между собой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.