Научная статья на тему 'К вопросу о возникновении трамвайного движения в Уфе'

К вопросу о возникновении трамвайного движения в Уфе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАМВАЙ / ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ / УФА / БАШКИРИЯ / STREETCAR / TRAM / CITY PUBLIC TRANSPORT / ELECTRIC TRANSPORT / UFA / BASHKIRIYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Венера Раилевна

Излагаются основные результаты исследования вопроса возникновения трамвайного движения в Уфе, затрагивается историографический аспект проблемы, вопрос влияния нового вида транспорта на городскую структуру и ее дальнейшего развития, а также преимущества трамвая над другими видами транспорта. Рассматриваются технические характеристики, альтернативные варианты расширения транспортной сети города и исторические условия появления трамвая. Это событие характеризуется как один из важнейших факторов, смягчивших остроту транспортной проблемы в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EMERGENCE OF STREETCAR SERVICE IN UFA

The paper deals with the main results of the research into the emergence of streetcar service in the city of Ufa. It dwells upon the historiographic aspect of this problem and the advantage of the tram over the other means of transport. The author considers the technical characteristics, alternative options of the expansion of the transport structure of the city, and historical conditions of the emergence of the tram. The emergence of the tram is characterized as one of the major factors which have softened the acute transport problem in the city.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возникновении трамвайного движения в Уфе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341). История. Вып. 60. С. 48-52.

УДК 656.01

В. Р. Матвеева

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ТРАМВАЙНОГО ДВИЖЕНИЯ В УФЕ

Излагаются основные результаты исследования вопроса возникновения трамвайного движения в Уфе, затрагивается историографический аспект проблемы, вопрос влияния нового вида транспорта на городскую структуру и ее дальнейшего развития, а также преимущества трамвая над другими видами транспорта. Рассматриваются технические характеристики, альтернативные варианты расширения транспортной сети города и исторические условия появления трамвая. Это событие характеризуется как один из важнейших факторов, смягчивших остроту транспортной проблемы в городе.

Ключевые слова: трамвай; городской общественный транспорт; электрический транспорт; Уфа; Башкирия.

Транспорт - очень важная составляющая жизни общества. Думаю, что это утверждение ни у кого не вызовет сомнений, ведь без транспорта невозможно было бы обеспечить сообщение между населенными пунктами, различными частями городов и, как следствие, их особый темп жизни и развитие страны в целом.

Неотъемлемой частью транспортной системы любого города является общественный пассажирский транспорт. Невозможно представить город без курсирующих по нему автобусов, трамваев или других видов общественного транспорта. Как становится понятно из заглавия данной статьи, больший интерес для нас представляет трамвай, а точнее - процесс возникновения трамвайного движения в современной столице Республики Башкортостан - Уфе.

Актуальности нашему исследованию прибавляет тот факт, что в настоящее время трамвайные хозяйства различных городов страны находятся на совершенно противоположных полюсах развития. Так, в одних городах трамвайное движение процветает, а в других находится на стадии застоя и даже ликвидации. Уфа в этом плане представляет собой пример целесообразного сочетания трамвайного сообщения с другими более современными видами пассажирского транспорта.

Целью нашего исследования является изучение процесса возникновения трамвайного движения в Уфе.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1) изучить исторические условия, обусловившие появление трамвая в городе;

2) исследовать процесс возникновения трамвайного движения.

Историография изучаемого вопроса не очень обширна и в основном представлена в контексте общей истории самого города. В этой связи можно выделить труды С. Г. Синенко1, Х. Я. Тахаева и И. И. Пархоменко2, М. В. Агеевой3.

Отдельных работ, которые были бы посвящены непосредственно вопросам пуска и развития трамвая в Уфе, мною обнаружены не были. Однако была найдена работа энциклопедического характера, описывающая электрический транспорт по городам нашей страны4. В частности, в ней даются сведения по ключевым моментам развития электрического транспорта, такие как: дата открытия движения, описание маршрутов, список используемых марок и серий троллейбусов и трамваев, протяженность пути по годам и т. д.

Чем же было обусловлено появление трамвая на улицах города? Каковы исторические условия этого события?

После Октябрьской революции 1917 г., положившей начало иному экономическому и социально-политическому строю, начинается новый период в истории нашей Родины5. В Уфе к этому времени имелось лишь небольшое количество мелких предприятий полукустарного типа, которые сбывали свою продукцию на местном рынке6.

В связи с новой экономической политикой 20-30-е гг. ХХ в. характеризовались бурным развитием Уфы7, которое коренным образом поменяло его облик. По данным авторов краткого очерка по истории Уфы, прирост промышлен-

1 Синенко С. Г. Уфа старая и новая.

2 Тахаев Х. Я. Уфа - столица Башкирской АССР.

3 Уфа : страницы истории.

4 Городской электрический транспорт.

5 История России... С. 338-355.

6 См.: Тахаев Х. Я. Уфа - столица Башкирской АССР. С. 51.

7 См.: Города и районы Республики Башкортостан. С. 18.

ной продукции в первом квартале 1924/1925 гг. по сравнению с первым кварталом 1923/1924 гг. составил 64 %8. В середине 1920-х гг. в Уфе появился автобус, ездивший по маршруту Верхнеторговая площадь - железнодорожный вокзал «Уфа» - Сафроновская пристань9. До этого горожане передвигались либо пешком, либо на лошадях10.

Несмотря на то, что появление автобусного сообщения облегчило транспортную проблему, касающуюся непосредственной перевозки пассажиров к местам их работы, оно не могло решить ее полностью. Хочется сказать о том, что появление трамвая на улицах города не было связано исключительно только с промышленным развитием. Немаловажным фактом явился рост самого города в связи с увеличением количества его населения. Так, количество населения Уфы на 17 декабря 1926 г. составило 98537 человек, а к 1932 г. достигло 114800 человек11.

Впервые о трамвае для Уфы заговорили гораздо раньше 1937 г. Как свидетельствуют Журналы Уфимской городской Думы от 1900 г., «около 2-х лет тому назад городом передано горному инженеру Николаю Владимировичу Коншину право устройства в Уфе электрического трамвая, и на устройство такового Думою было поручено Управе заключить с предпринимателем договор»12. Из этого следует, что договор с Н. В. Коншиным о строительстве в городе трамвая был заключен уже в 1898 г.

Также следует сказать о том, что 1 февраля 1898 г. начала давать ток первая городская электрическая станция, и на улицах Уфы зажглись электрические дуговые фонари13, что и сподвигло Н. В. Коншина сделать доклад Уфимской городской Думе о возможности строительства трамвая (кстати, проведением электрического освещения в городе также занимался Н. В. Коншин).

В этот же год избрали особую комиссию, которая должна была выработать условия для строительства трамвая. Как свидетельствует официальный сайт Управления электрического транспорта г. Уфы, приезжали различные предприниматели, знакомились с городом и делали вывод о том, что строительство трамвая здесь преждевременно. Обосновывалось это мнение узостью и кривизной улиц, а также тем, что они были немощеными и неасфальтированными. Весной и

8 См.: История Уфы. Краткий очерк. С. 278.

9 См.: Синенко С. Г. Уфа старая и новая... С. 23.

10 Там же. С. 20.

11 См.: Районы Башкирской АССР. С. 14.

12 Журналы Уфимской городской Думы. С. 70.

13 Уфа: страницы истории. С. 358.

осенью они утопали в грязи, а тротуары были настолько маленькими, что проезжающие экипажи окатывали прохожих с ног до головы14. Думаю, экономические соображения также могли послужить причиной отклонения трамвайного проекта, так как он требовал довольно больших затрат на фоне отсутствия данного вида транспорта в более крупных городах. На тот период времени трамвайное сообщение имелось лишь в Киеве, Нижнем Новгороде, Витебске, Екатеринославе и Казани. В Москве и Санкт-Петербурге его не было вовсе. А вариант конки, имевшийся в Москве и Санкт-Петербурге, не подходил для Уфы в силу особенностей ландшафта города.

Решение о строительстве трамвая было принято в 1936 г. Как свидетельствует Протокол № 163 заседания бюро Уфимского городского комитета ВКП (б) от 17 февраля 1936 г., было принято решение о строительстве двухлинейной трамвайной магистрали и отведении соответствующего помещения под контору строительства трамвая15.

Почему было принято решение о столь глобальной работе, как пуск трамвая? Ведь это требовало немалых затрат при прокладке рельсовых путей, оснащении специальной техникой, устройстве трамвайного депо и т. д. Почему бы просто не расширить автобусный парк и не увеличить количество маршрутов?

На преимущества трамвайного сообщения над автобусным указывают М. Я. Резник и М. С. Черток: «Трамвай использует электрическую энергию, автобус же потребляет ценные и дефицитные виды топлива»16. Во-вторых, он является экологически чистым видом транспорта, что было весьма важно для города с развитой промышленностью. В-третьих, в силу перечисленных особенностей (использование электричества для движения) у трамвая не возникало проблем с пуском двигателя в зимнее время, как у автобусов, то есть автобусы попросту могли не завестись в морозы. В-четвертых, «трамвай имеет более высокую провозную способность»17. Это обеспечивалось возможностью прицепить к одному трамвайному вагону еще один и таким образом увеличить вместимость трамвая вдвое. Таким образом, в часы «пик» трамваи оказывались более предпочтительными.

14 См.: История электрического транспорта в г. Уфе.

15 Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Ф. 342. Оп. 2. Д. 460. Л. 98.

16 Резник М. Я. Учебное пособие для водителей трамвая... С. 3.

17 Там же.

50

В. Р. Матвеева

Немаловажной особенностью трамвая было то, что он требовал больших денежных затрат только на стадии организации движения (т. е. строительство рельсовых путей, организация и строительство трамвайного депо, обеспечение депо трамвайными вагонами и специализированной техникой). В дальнейшем в ходе эксплуатации трамваи не требовали больших материальных вложений. Индекс эксплуатационных затрат двухосного моторного вагона (например, вагон серии Х, о котором речь пойдет далее), по данным В. А. Юдина и Д. С. Самойлова, составляла 0,7518.

Хочется сказать, что уже менее чем через год решение бюро Уфимского городского комитета ВКП (б) было реализовано. Как свидетельствует официальный сайт Администрации городского округа г. Уфы, первая обкатка трамвая прошла в ночь с 23 на 24 января 1937 г. Регулярное движение было открыто 1 февраля. Длина трамвайных линий на тот момент составила всего 6 км. В парке Управления городской железной дороги насчитывалось 5 моторных и 3 прицепных вагона. Маршруты проходили от здания почтамта (с угла современных улиц Коммунистической и Ленина) до Пермской; от почтамта с поворотом на Революционную и до депо. «За первый год работы городской железной дороги было перевезено 7701200 человек»19.

К сожалению, полной информации о марках эксплуатируемых на тот момент времени вагонов нет. Однако с некоторой долей уверенности можно говорить о том, что в начале эксплуатировались вагоны серии Х. Такой вывод мы сделали на том основании, что к вагонам, выпущенным до 1941 г., М. Я. Резник и М. С. Черток относят двухосные моторные серий Х, Ф, БФ, МС и т. д.; двухосные прицепные серии М, С, ПС, МСП, ПБ и т. д.20, а в энциклопедическом словаре «Городской электрический транспорт: Россия, СССР и Российская Федерация» под редакцией Ю. М. Коссого утверждается, что в Уфе «эксплуатировались вагоны серии Х и М, Ф и С (из Москвы), МС и ПХ (из Ленинграда), КТМ-1+КТП-1 (позднее частично переданы в другие города) <...>»21. При этом вагоны КТМ-1 и КТП-1 являются вагонами послевоенной постройки.

Обращаясь к характеристике вагонов серии Х, хотелось бы сказать, что они производились на Мытищинском заводе. Вес ненагружен-

18 См.: Юдин В. А. Городской транспорт. С. 187.

19 История развития трамвая в г. Уфа.

20 Резник М. Я. Учебное пособие. С. 68-69.

21 Городской электрический транспорт. С. 321.

ного вагона равнялся 13,6 т, количество мест для сидения ограничивалось 26, однако при максимальном наполнении вагона количество мест возрастало до 64, максимальная скорость вагона составляла 40 км/ч22.

Для формирования более яркой картины пуска трамвая в городе 1937 г. хотелось бы привести отрывок статьи с сайта Администрации городского округа город Уфа: «<...> внедрение нового вида транспорта сопровождалось частыми поломками, нарушался график движения, но трамвай сразу же полюбился горожанам, а вагоновожатые были столь же популярны, как автомобилисты и железнодорожники. 36 выпускников первых курсов вагоновожатых чувствовали себя настоящими героями даже при том, что легкой их работу назвать нельзя. Не было теплых боксов и ремонтной базы, в мороз стыли ноги, в

23

снегопад пути расчищали лопатами всю ночь»23.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что весьма важным фактором в появлении трамвая в Уфе было стремление советского руководства ускорить развитие страны, вывести ее на новый уровень, превратить из аграрной в индустриальную, не зависимую от капиталистических стран. Уфе отводилась роль будущего промышленного центра союзного значения. Естественным следствием этих стремлений было бурное промышленное развитие города, в связи с чем страдала окружающая экологическая обстановка. Наилучшим решением проблемы был пуск трамвая как наиболее эффективного и экологически чистого вида общественного транспорта. Справедливости ради следует отметить тот факт, что экологические соображения не имели в то время первостепенного значения. На первый план ставился вопрос наибольшей провозной способности будущего транспорта, так как его количество было весьма ограниченным. Даже к 60-м гг. ХХ в. проблема нехватки общественного транспорта оставалась актуальной.

В целом, только что появившийся трамвай в городе вызвал много эмоций и сыграл большую положительную роль в жизни города, несмотря на такую малую протяженность линий. Первые трамвайные линии Уфы были построены для улучшения транспортного сообщения крупных промышленных районов в северной части города с жилыми кварталами. В целом, эта цель была успешно достигнута.

Думаю, что появление трамвайных путей в городе ускорило дальнейшее освоение его се-

22 См.: Технический справочник... С. 16-17.

23 История развития трамвая в г. Уфа.

верной части и рост в этом направлении. В дальнейшем это приведет к присоединению к Уфе в 1956 г. города Черниковска.

Хотелось бы добавить, что в современной Уфе трамвай по-прежнему остается популярным видом транспорта, хотя некоторые маршруты и

демонтируются. Несмотря на этот факт, в разработке находятся проекты пуска скоростного трамвая и увеличения имеющегося трамвайного парка. Надеемся, что трамвай как экологически чистый вид транспорта и дальше будет курсировать по улицам города.

Библиографический список

1. Города и районы Республики Башкортостан. Уфа : Издат. дом «Республика», 2007. 603 с.

2. Городской электрический транспорт : Россия, СССР и Российская Федерация. География, история, статистика : энциклопед. справ. / под общ. ред. Ю. М. Коссого. Н. Новгород : Штрих-Н, 2007. 367 с.

3. Журналы Уфимской городской Думы. 1900 г. Уфа : Электр. типо-литография В. П. Колмацка-го и Ко, 1901. 330 с.

4. История Уфы. Краткий очерк / под ред. Р. Г. Ганеева, В. В. Болтушкина, Р. Г. Кузеева. Уфа : Башкир. книж. изд-во, 1981. 604 [1] с.

5. История России : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георги-ева, Т. А. Сивохина. М. : ТК Велби : Проспект, 2006. 528 с.

6. История развития трамвая в г. Уфа [Электронный ресурс] / Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, 2000-2012 гг. URL : http://www.ufacity.info/transport/history/ tram.php (дата обращения: 14.06.2013).

7. История электрического транспорта в г. Уфе [Электронный ресурс] / Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Официальный сайт, 2012. URL : http://www.muet-ufa.ru/o-predpriyatii/istoriya-muet/4-istoriya-elektrotransporta (дата обращения: 14.06.2013).

8. Районы Башкирской АССР : стат. справ. Уфа : Хоз-во Башкирии, 1931.

9. Резник, М. Я. Учебное пособие для водителей трамвая 1-го класса / М. Я. Резник, М. С. Черток. М. : Изд-во лит. по строительству «Стройиздат», 1964. 371 с.

10. Синенко, С. Г. Уфа старая и новая. Популярная иллюстрированная энциклопедия. Уфа : ГУП «Башкортостан», 2007. 272 с.

11. Тахаев, Х. Я. Уфа - столица Башкирской АССР / Х. Я. Тахаев, И. И. Пархоменко. Уфа : Баш-книгоиздат, 1961. 128 с.

12. Технический справочник по городскому электротранспорту : в 3 т. Т. 2. М. : Изд-во М-ва коммун. хоз-ва РСФСР, 1960. 565 [1] с.

13. Уфа : страницы истории / сост. М. В. Агеева. Уфа : Китап, 2006. 376 с.

14. ЦГАОО РБ. Ф. 342. Оп. 2. Д. 460. Л. 98.

15. Юдин, В. А. Городской транспорт : учеб. для вузов / В. А. Юдин, Д. С. Самойлов. М. : Строй-издат, 1975. 287 с.

Сведения об авторе

Матвеева Венера Раилевна - аспирант кафедры истории Отечества и методики преподавания истории Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. 453000, Пр. Ленина, 49, Стерлитамак. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 12 (341). History. Issue 60. P. 48-52.

ON THE EMERGENCE OF STREETCAR SERVICE IN UFA

V R. Matveeva

Graduate student of the Chair of Fatherland History and Techniques of Teaching History, Sterlitamak Branch of Bashkir State University. 453000, Leninapr-t, 49, Sterlitamak. [email protected]

52

B. P. Mameeeea

The paper deals with the main results of the research into the emergence of streetcar service in the city of Ufa. It dwells upon the historiographic aspect of this problem and the advantage of the tram over the other means of transport. The author considers the technical characteristics, alternative options of the expansion of the transport structure of the city, and historical conditions of the emergence of the tram. The emergence of the tram is characterized as one of the major factors which have softened the acute transport problem in the

Keywords: streetcar; tram; city public transport; electric transport; Ufa; Bashkiriya.

References

1. Goroda i rajony Respubliki Bashkortostan. Ufa : Izdat. dom «Respublika», 2007. 603 s.

2. Gorodskoj jelektricheskij transport : Rossija, SSSR i Rossijskaja Federacija. Geografija, istorija, statis-tika : jencikloped. sprav. / pod obshh. red. Ju. M. Kossogo. N. Novgorod : Shtrih-N, 2007. 367 s.

3. Zhurnaly Ufimskoj gorodskoj Dumy. 1900 g. Ufa : Jelektr. tipo-litografija V. P. Kolmackago i Ko, 1901. 330 s.

4. Istorija Ufy. Kratkij ocherk / pod red. R. G. Ganeeva, V. V. Boltushkina, R. G. Kuzeeva. Ufa : Bashkir. knizh. izd-vo, 1981. 604 [1] s.

5. Istorija Rossii : uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. / A. S. Orlov, V. A. Georgiev, N. G. Georgieva, T. A. Sivohina. M. : TK Velbi : Prospekt, 2006. 528 s.

6. Istorija razvitija tramvaja v g. Ufa [Jelektronnyj resurs] / Administracija gorodskogo okruga gorod Ufa Respubliki Bashkortostan, 2000-2012 gg. URL : http://www.ufacity.info/transport/history/tram.php (data obrashhenija: 14.06.2013).

7. Istorija jelektricheskogo transporta v g. Ufe [Jelektronnyj resurs] / Municipal'noe unitarnoe predpri-jatie Upravlenie jelektrotransporta gorodskogo okruga gorod Ufa Respubliki Bashkortostan. Oficial'nyj sajt, 2012. URL : http://www.muet-ufa.ru/o-predpriyatii/istoriya-muet/4-istoriya-elektrotransporta (data obrashhenija: 14.06.2013).

8. Rajony Bashkirskoj ASSR : stat. sprav. Ufa : Hoz-vo Bashkirii, 1931.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Reznik, M. Ja. Uchebnoe posobie dlja voditelej tramvaja 1-go klassa / M. Ja. Reznik, M. S. Chertok. M. : Izd-vo lit. po stroitel'stvu «Strojizdat», 1964. 371 s.

10. Sinenko, S. G. Ufa staraja i novaja. Populjarnaja illjustrirovannaja jenciklopedija. Ufa : GUP «Bash-kortostan», 2007. 272 s.

11. Tahaev, H. Ja. Ufa - stolica Bashkirskoj ASSR / H. Ja. Tahaev, I. I. Parhomenko. Ufa : Bashknigoiz-dat, 1961. 128 s.

12. Tehnicheskij spravochnik po gorodskomu jelektrotransportu : v 3 t. T. 2. M. : Izd-vo M-va kommun. hoz-va RSFSR, 1960. 565 [1] s.

13. Ufa : stranicy istorii / sost. M. V. Ageeva. Ufa : Kitap, 2006. 376 s.

14. CGAOO RB. F. 342. Op. 2. D. 460. L. 98.

15. Judin, V. A. Gorodskoj transport : ucheb. dlja vuzov / V. A. Judin, D. S. Samojlov. M. : Strojizdat, 1975. 287 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.