Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" 1917-1920-Х ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" 1917-1920-Х ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДОЛОГИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анна Владиславовна

В статье на основе сравнительного анализа декретов советской власти и стратегических документов Народного комиссариата просвещения 1917-1924 гг., а также научной дискуссии различных педагогических школ о советском проекте «новый человек» рассматривается теория и практика становления модернизации образовательного процесса. Содержание такой модернизации базировалась на постулатах свободного воспитания советского человека, основанных на принципах трудового воспитания, самоуправления учащихся, советских идеологических ценностей в целях «создания» всесторонне развитой личности. Делается вывод о возможности применения средств и приемов педагогического процесса 1920-х гг. в современных условиях цифровой формы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Анна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECT OF USING THE METHODS OF FORMING “THE NEW MAN” OF THE 1917-1920S IN THE MODERN RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION

Based on the comparative analysis of the decrees of the Soviet government and strategic documents of the People’s Commissariat of education in 1917-1924 as well as a scientific discussion of various pedagogical schools about the project of the Soviet monopoly of «the new man», the article examines the theory and practice of the genesis of the modernization of the educational process. The content of such modernization was based on the postulates of free education of the Soviet person, based on the principles of labor education, student self-government, and Soviet ideological values in order to «create» a fully developed personality. The conclusion is made about the possibility of using the means and techniques of the pedagogical process of the 1920s in the modern conditions of digital education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" 1917-1920-Х ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.65.12 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-139-152

ББК 74

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» 1917-1920-Х ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ON THE PROSPECT OF USING THE METHODS OF FORMING "THE NEW MAN" OF THE 1917-1920S IN THE MODERN RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION

Попова Анна Владиславовна

Профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры конституционного права Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент E-mail: anna0710@yandex.ru

Popova Anna V.

Professor at the Department of International and Public Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation; Professor at the Department of Constitutional Law, Institute of Law and National Security, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; ScD in Law, PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: anna0710@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе сравнительного анализа декретов советской власти и стратегических документов Народного комиссариата просвещения 1917-1924 гг., а также научной дискуссии различных педагогических школ о советском проекте «новый человек»

Abstract. Based on the comparative analysis of the decrees of the Soviet government and strategic documents of the People's Commissariat of education in 1917-1924 as well as a scientific discussion of various pedagogical schools about the project of

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Попова А. В., 2021

рассматривается теория и практика становления модернизации образовательного процесса. Содержание такой модернизации базировалась на постулатах свободного воспитания советского человека, основанных на принципах трудового воспитания, самоуправления учащихся, советских идеологических ценностей в целях «создания» всесторонне развитой личности. Делается вывод о возможности применения средств и приемов педагогического процесса 1920-х гг. в современных условиях цифровой формы образования.

the Soviet monopoly of «the new man», the article examines the theory and practice of the genesis of the modernization of the educational process. The content of such modernization was based on the postulates of free education of the Soviet person, based on the principles of labor education, student self-government, and Soviet ideological values in order to «create» a fully developed personality. The conclusion is made about the possibility of using the means and techniques of the pedagogical process of the 1920s in the modern conditions of digital education.

Ключевые слова: педагогика, педология, трудовое воспитание, образовательный процесс, всесторонне развитая личность.

Keywords: pedagogy, paedology, labor education, educational process, a fully developed personality.

Для цитирования: Попова А. В. К вопросу о возможности использования методов формирования «нового человека» 1917-1920-х гг. в современной системе российского образования // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 139-152. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5139-152.

Cite as: Popova A. V. On the prospect of using the methods of forming "the new man" of the 1917-1920s in the modern Russian system of education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 139-152. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-139-152.

После Октябрьской революции 1917 г. и полного уничтожения старой системы государственно-правового и социально-экономического развития, в целях создания нового государства, основанного на принципах советской демократии трудящегося и эксплуатируемого народа, ставилась задача формирования советского общества на принципиально иных ценностных установках, чему и должна была способствовать новая система образования, необходимая советскому государству для воспитания нового человека1. А. В. Луначарский предлагал «изменить чувствования и волю, преобразовать характер, натуру человека» [1, с. 19] в целях быстрейшего создания общества нового типа.

А. В. Луначарский и Н. К. Крупская предложили создать систему образования, основываясь на положениях марксизма-ленинизма как идейной (идеологической) базы

1 В начале ХХ в. были широко распространены две противоположные по своему содержанию теории основ построения нового общества и нового человека - преобладания в человеке биологического начала над социальным (теория Ч. Дарвина, философские идеи Ф. Ницше, психоанализ З. Фрейда и др.) и, наоборот, доминирования социального над биологическим (К. Маркс, Л. Н. Толстой).

победившей революции, а также постулатах свободного воспитания при обязательном формировании одновременно трудовых и нравственных ценностей у воспитуемых К. Н. Вентцеля2 и прагматической «инструментальной» педагогики Дж. Дьюи3, предлагавшего создать школу, в которой дети изучают окружающий мир на основе их активной жизненной позиции. Народный комиссариат просвещения РСФСР (далее - Наркомпрос) в кратчайшие сроки создал стратегию реформирования содержания национального образования, заключавшуюся в:

1) создании единой трудовой школы, основанной на ее связи с производством, практикой, определение труда в качестве основы для социализации индивида вместо упразднявшихся всех дореволюционных образовательных учреждений, включая начальные школы, гимназии, все виды училищ и т. д., бесплатной и обязательной для посещения всеми трудящимися;

2) базировании всей системы обучения на идейных установках, когда приверженность делу революции ставилась выше знаний и профессионализма;

3) формировании ученического самоуправления, мнение которого признавалось таким же важным, как и мнение педагогического коллектива, в силу чего учащиеся получали право не только высказываться о форме занятий и правилах поведения в школе, но и участвовать в оценке деятельности своих педагогов, предлагать их увольнение, при этом в каждой школе формировался общий коллектив из учителей и учеников, совместно решающих возникающие вопросы в системе образования;

4) использовании методики выездных занятий, выдвижении экскурсионного метода на первый план для формирования необходимых умений и навыков;

5) отделении школы от церкви, с запретом на проявления любого религиозного воспитания;

6) определении трудового начала в образовательном процессе в качестве первостепенного, единственно возможного для революционного преобразования;

7) модернизации учебного плана (исключение латыни, увеличение объема естественнонаучных дисциплин (физики, математики, географии, химии, биологии и т. д.);

8) существенном обновлении педагогического состава, включении в него политически грамотных лиц, обладающих революционным правосознанием.

2 К. Н. Вентцель полагал, что основой воспитания должен быть сам ребенок, так как он обладает равными со взрослыми правами и свободами, поэтому школа не должна быть зависимой от государства, а должна находиться в ведении общин или иных свободных союзов граждан. Дети самостоятельно формируют ценности, вырабатывая способность творчески преобразовывать окружающую действительность. Образование должно заключаться в нравственном воспитании, основой которого является воспитание воли в достижении поставленных целей и навыков творческого производительного труда. В 1917 г. создал первую в мире «Декларацию прав ребенка».

3 Дж. Дьюи утверждал, что ребенок, как неповторимая индивидуальность, должен находиться в центре педагогического процесса, чужой опыт не дает знаний, но помогает воспитанию, которое представляет собой процесс увеличением содержательного контента собственного опыта на основе концентрации на чужом опыте и его анализе. Цель «инструментальной педагогики», основанной на игровой и трудовой деятельности ребенка, заключается в формировании у ребенка способности к самообучению (умение решать творческие задачи, овладение творческими навыками, обогащение личного опыта (знаний)).

Данная стратегия получала правовое закрепление в принятых 16 октября 1918 г. высшими органами советской власти целого ряда документов, в частности: Декрет № 812 «О единой трудовой школе (Положение)»4 (далее - Декрет ВЦИК № 812). Целью провозглашенной модернизации образовательного процесса заявлялось создание новой русской школы, положенные в основание которой методика и принципы должны вывести ее на первой место в мире. Особое внимание уделялось «воспитанию коллективиста, которое должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать» [2, с. 3]. В Декрете № 812 отмечалось, что единая трудовая школа базировалась на принципах выборности всех школьных работников, врачей и инструкторов физического труда; запрете домашних заданий и работ во внеучебное время, психологического и физического насилия; отмене всех видов экзаменов; принципиально нового подхода к обучению, выражавшегося в возможности обучаться в течение всей жизни и для любой возрастной категории; вариативность преподаваемых дисциплин при единой доктринальной основе; обязательном трудовом воспитании, основанном на участии в земледельческом и промышленном производстве.

Также предусматривалось деление 9-летнего учебного процесса на две ступени: на младшей ступени (дети 8-13 лет), предусматривающей 5-летний цикл обучения (ст. 2 Декрета ВЦИК № 812), осуществлялось только преподавание «трудовой энциклопедии», в рамках которой предлагалось изучение различных «трудовых процессов», а на старшей ступени (подростки 13-17 лет) обучающимся дополнительно к продолжению изучения трудовой энциклопедии предлагалась история науки, но только те факты и события, которые связаны с экономикой и хозяйственной жизнью [3], а также учебные дисциплины образовательной программы, но при обязательном использовании практики, «трудового способа усвоения» на протяжении четырех лет. Связь обучения с практикой была основана на идее новой образовательной стратегии, заключающейся в том, что «труд, на котором покоится преподавание в новой школе, должен быть производительным настоящим трудом, настоящим участием учеников в хозяйственной жизни страны» [4, с. 140-141].

Предлагался следующий график проведения образовательного процесса:

а) обучение проводилось в аудиториях с 1 сентября по 1 июня; «занятия под открытым небом» (проведения различного рода экскурсий, летних лагерей и др. мероприятия) в течение одного летнего месяца (1 июня - 1 июля); предполагалось каникулярное время (летние каникулы - с 1 июля по 1 сентября, зимние - с 23 декабря по 7 января и весенние - с 1 по 14 апреля) (ст. 14);

б) школа должна быть открытой для посещения учащихся в течение всей учебной недели (5 дней), 6-й день предполагалось использовать как раз для проектной работы, лабораторных и иных занятий под контролем педагогов; а также различного рода

4 Декрет «О единой трудовой школе РСФСР (Положение)» [Текст] // Известия ВЦИК Советов. № 225. 16 октября 1918 г.

собраний и ученических совещаний; на 7-й день предлагалось проведение различного рода экскурсий, посещение культурно-массовых мероприятий, самостоятельной подготовки к занятиям под руководством иных преподавателей, чем те, которые заняты на аудиторных занятиях (ст. 15).

В целях воспитания самостоятельности и ответственности за новую жизнь учащиеся старше 12 лет принимали участие в Школьном совете как органе самоуправления школы, в состав которого, наряду с учениками, входили в том числе школьные работники и представители трудового населения, а также один представитель от Отдела народного просвещения (ст. 26-27), такой Совет имел право решать внутренние вопросы, напрямую касающиеся жизни образовательного учреждения (ст. 31).

Предлагаемая система модернизации образовательного процесса в 1917-1919-х гг. была основана на прогрессивных принципах, заключающихся в вариативности, регионализации и индивидуализации учебного процесса, приданию ему субъектного, активно-деятельностного характера, заключающегося в попытке соединить теорию с практикой, идейные и трудовые навыки. Однако новый исторический этап в развитии РСФСР потребовал иных подходов к системе образования. В 1920-х гг. начался новый этап модернизация советского образования, конечной целью которого становилось воспитание нового человека, способного к преобразованию окружающей его действительности и построению новой социалистической реальности [5]. Для решения поставленной задачи предлагались различные модели «нового человека», содержательные характеристики которых представлены в табл. 1.

01 июля 1920 г. была принята «Декларация Народного комиссариата просвещения УССР о социальном воспитании»5, в которой провозглашалась важность для советской действительности не только новых подходов к содержанию образовательного процесса, но и к воспитанию советского человека через «позитивную социализацию личности», когда трудовая деятельность детей выступала важным фактором воспитания. Для этого предусматривалось осуществление непрерывной трудовой сельскохозяйственной деятельности в трудовых школах-колониях6 и трудовых школах-коммунах на основе использования опыта дореволюционных сельских школ на Украине [6].

Для обоснования и развития таких установок в воспитательном процессе в 1920-х гг. появилась новая наука - педология, основой для которой становится комплексное изучение физиологии, психологии, социализации ребенка на различных этапах его становления. Целью педологии заявлялась система принципиально новых подходов к обучению и становлению новой советской личности [7, ^ 89]. Особый интерес представляли в этой связи разработки педагогов-теоретиков С. Т. Шацкого и П. П. Блон-ского, основные идеи которых были положены в основу новой стратегии модернизации советского образования. Так, С. Т. Шацкий полагал, что необходимо сочетать обучение

5 Декларация Народного комиссариата просвещения УССР о социальном воспитании детей // Антология педагогической мысли Украинской ССР / сост. Н. П. Калениченко. М.: Педагогика, 1988. С. 306-310.

6 Наиболее известной трудовой колонией была трудовая коммуна им. А. М. Горького, которую создал и работал А. С. Макаренко.

Таблица 1

Характеристика моделей «нового человека» 1917-1927 гг.

№ Модель нового человека Автор(ы) Содержательная характеристика

1 «Революцио-нер-разруши-тель старого мира», «улучшенное издание человека-революционера» Л. Д. Троцкий Временный тип человека, необходимый для развития советского государства только до победы перманентной революции, который должен обладать хорошо развитыми физическими и духовными способностями, быть начитанным, обладать опытом ведения революционной деятельности и обязательно иметь друзей-революционеров в зарубежных странах. Он должен быть: а) идеологически связан с пролетариатом; б) не бояться применять повсеместное и жестокое насилие по отношению к врагам революции и им сочувствующим; в) быть атеистом и интернационалистом, то есть отрицать традиционные ценности дореволюционной России; г) быть решительным и мужественным, не сомневаться в принятом решении, даже если нет опыта в подобных делах; д) быть готовым ко всему. Для формирования такого нового человека, «улучшенного издания» человека как дальнейшей задачи коммунизма» [8, е. 218], необходимо использовать психологию и педагогику, которую Л. Д. Троцкий определял «царицей общественной мысли»

2 «Созидатель нового мира», «индустриальный человек», «научно-организованный человек» (НОЧ) Н. И. Бухарин Новая экономическая политика потребовала формирования человека, обладающего способностями для создания нового эконо -мического строя, для которого уже не характерна революционная борьба и противостояние классов, поэтому главными чертами признаются знания, умения. По мнению Н. И. Бухарина, особую роль в формировании человека играет реальная среда, в которой тот живет, оказывая влияние и на «физиологическую природу индивидуума» [9]. Когда будут разрешены все классовые противоречия и общество будет состоять только из рабочего класса и крестьянства, только тогда создастся основа для рождения человечества в целом и нового человека в частности

3 «Универсальная, свободная личность, живущая задачами общества» А. В. Луначарский В результате нового подхода к системе образования будет сформирована новая личность, сформированная путем самосовершенствования и приобретения самого широкого круга необходимых знаний и умений, готовая в случае необходимости не задумываясь пожертвовать своей жизнью ради задач нового со -циалистического общества [10, е. 292]. Новый человек должен отличаться от «старого» такими чертами характера, как настойчивость, трудолюбие, дух солидарности, обостренное чувство чести. Новый человек «совершенно индивидуально устраивает свою обстановку, свои философские убеждения, свою семью, свой бытовой уклад. Если при этом возникает великое разнообразие, - тем лучше. Это значит, что общество расцветает пышным цветом. Это великое разнообразие никогда не превратится в хаос, ибо интересы не будут противоположны, ибо в основном-то тогда люди являются братьями и сотрудниками» [11]

4 «Нравственно свободный коммунистический человек» Л. И. Божо-вич, Т. Е. Кон-никова, К. Д. Радина Новый человек является «продуктом» совершенно иного состояния всей системы нравственного воспитания не только в образовательных учреждениях, но и в семье, должно быть сформулировано принципиально иное содержательное понимание гуманизма по отношению к иным членам общества [12].

Окончание таблицы 1

№ Модель нового человека Автор(ы) Содержательная характеристика

Основой для такого отношения должна стать последовательная педагогическая система, а не случайные отдельные мероприятия, проводимые педагогами от случая к случаю [13]. Только система образования при учете трудового и правового воспитания способна сформировать личность с гражданской позицией, которая не «нанесена» извне, а является результатом глубокого убеждения и устойчивого мировоззрения [14]

5 «Собирательный человек» А. А. Богданов Новый человек формируется под влиянием новой организационной науки и системы образования. Исходя из того, что человек является продуктом той среды, в которой он живет, духовное развитие человека представляет собой процесс, включающий следующие этапы: 1) двойное «дробление» (сначала происходит дуализм мышления в результате разделения человеческого труда на организаторский и исполнительский, затем - специализация труда); 2) появление машинного производства и технологичного труда, которое привело к преодолению «раздробленности», проявленной на 1-м этапе. В результате 2-го этапа человек будет представлять собой прин -ципиально новый психический тип, в характеристике которого происходит совмещение и организаторской, и исполнительской компетенций, то есть происходит «собирание человека, прежде всего, под влиянием научного и технического прогресса» [15, е. 11]

6 «Всесторонний развитый коллективист» Н. К. Крупская Новый человек может быть сформирован только в социальной среде, которая создается в советской школе, образовательно-воспитательный процесс в которой должен, с одной стороны, учитывать «природные» интересы каждого ребенка, новые общественные реалии, а также перспективы для каждого обучающегося в советской действительности для максимального приложения сил каждому [16]. Основой для формирования новой личности является симбиоз коллективиста и индивидуального развития каждого индивида как разносторонне развитой личности, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать» [17]. Особое значение в формировании нового человека принадлежит самоуправлению учащихся в советской школе, которое воспитывает коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства. Преподаватели должны использовать такие педагогические средства и способы, которые будут способствовать формированию организационных навыков и умений [18]

7 Цельный коллективист А. С. Макаренко Главным для формирования человека является воспитательный коллектив, состоявший из педагогов и воспитанников с равными правами и обязанностями. «Человек не воспитывается по частям», поэтому только воспитательный коллектив может заставить человека измениться под влиянием самой жизни и примеров членов коллектива. Человек является частью коллектива как развивающегося содружества товарищей, объединенных общим делом и живущих по своим законам, и изменяется под его влиянием [19; 20]

с трудовой деятельностью, так как только последняя представляет собой важнейшее средство активизации. По его мнению, лишь всестороннее воспитание, обязательно включающее трудовые навыки, а не только процесс получения теоретических знаний в ходе получения образования, может сформировать креативное мышление, позволяющее делать открытия на благо всего общества. Кроме того, предлагалось реализовать дифференцированные учебные планы для каждой школы, которые не были, однако, статичны, так как предполагалось внесение необходимых уточнений и корректировок в соответствии с изменяющейся реальной действительностью [21].

Основные требования к процессу обучению, по мнению П. П. Блонского, заключались в создании единой системы получаемых в ходе изучения теоретических учебных дисциплин знаний, умений и навыков на идеологической марксистско-ленинской идеологической основе, нравственных критериев поведения советского человека; эстетического воспитания обучающегося; атеистического воспитания и принципов научности и обоснованности; физического и трудового воспитания в ходе самообразования и самовоспитания учащихся и овладение ими определенной квалификацией для формирования ответственной, разносторонне развитой советской личности, обладающей высокими моральными и профессиональными качествами [21]. Все это станет возможным только при создании отдельной науки - «человековедения» или «педологии» [1, с. 89].

Содержание новой стратегии закреплялось в ряде программных документов, принятых Научно-педагогической секцией Государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения РСФСР (НПС ГУС)7, а также схемах и школьных программах 1922-1927 гг. с целью «формирования... инициативной и активной личности школьника, готового к творческому участию в социальном преобразовании мира» [3] на основе использования психолого-педагогических теорий формирования личности Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна [22], синтезировавших культурно-историческую концепцию развития человека и психологическую теорию деятельности в целях сближения теоретического содержания образовательного процесса и реальной, прагматической жизни, преодоления отчуждение учащегося от самого процесса обучения, проводимого преподавателями. Смысл подобного синтеза выражался в лозунге: «от ребенка к миру, от мира к ребенку».

Новая стратегия модернизации образовательного процесса в 1920-е гг. включала в себя:

а) провозглашение необходимости использования в системе обучения творческого подхода, основанного на сочетании не только образовательных констант, но и воспитательного процесса;

7 Первый состав НПС ГУС был сформирован в 1921 г. Н. К. Крупской по принципу объединения лиц, обладающих революционным правосознанием, и педагогов традиционной школы разных возрастных категорий: П. П. Блонский, А. Г. Калашников, С. А. Левитин, А. К. Жуков, С. Т. Шацкий (признанные педагоги в сфере отечественной и зарубежной трудовой школы), В. Н. Шульгин (руководитель отдела Единой трудовой школы при Народном комиссариате просвещения), Г. О. Гордон и М. М. Пистрак (руководители Главного управления социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвоса)).

б) систему методических приемов и средств педагогической деятельности, в которой основополагающими определялись как эмпирические, так и рационалистические средства, выражавшиеся в процессе исследовательской деятельности обучающихся при хорошей технической оснащенности всей системы образования;

в) принципиально новые отношения между сторонами образовательного отношения, придание им субъектно-объектного характера;

г) участие в трудовой деятельности, совмещенной с образовательной средой в каждом учебном заведении;

д) создание интегрированных (комплексных) учебных курсов;

е) создание большого количества различного рода образовательных программ, различающихся в зависимости от учебного заведения (школа фабрично-заводского ученичества (ФЗС), школа крестьянской молодежи (ШКМ), рабочие факультеты, общеобразовательная школа в городе или сельской местности) и специфики каждой отдельной территории и населяющих ее народов и национальностей [3; 4].

Однако, несмотря на новаторский характер, стратегия была не лишена недостатков, к числу которых следует отнести привнесение большевистской трактовки марксизма в виде единственной идеологической составляющей педагогического процесса, в результате чего идеалистическая цель построения в отделенном будущем безгосударственного коммунистического общества во всем мире входила в противоречие с существующим государством диктатуры пролетариата, военного коммунизма и красного террора, то есть образовательный процесс объективно не мог решить поставленные стратегией задачи - соотнести утопическую идеальную реальность с существующей реальной действительностью советской России.

Модернизация высшего образования в целях построения нового социалистического общества в первые годы становления советской власти заключались в «превращении высшей школы в кузницу кадров новой рабоче-крестьянской интеллигенции, способной затем вытеснить старых специалистов (спецов)» [14, с. 257]. Для достижения такой цели в соответствие с Декретом СНК РСФСР № 631 «О правилах приема в высшие учебные заведения»8 от 02 августа 1918 г. провозглашалось право для каждого бесплатного посещения занятий в вузе в роли слушателя без предоставления документа, свидетельствовавшего об окончании образо -вательного курса, при полной отмене экзаменов. Образовательная политика в высшей школе была подчинена тем же целям, что и школьная политика - соединение теоретических знаний с трудовой деятельностью; сокращение цикла гуманитарных дисциплин и увеличение естественнонаучных. Поэтому вместо упраздненных университетских факультетов9 и были созданы специальные рабочие факультеты (рабфаки), подготавливавшие трудящихся и эксплуатируемых к процессу обучения и работе в социалистическом хозяйстве [14, с. 257-258].

8 Декрет СНК РСФСР № 631 от 02 августа 1918 г «О правилах приема в высшие учебные заведения» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 770.

9 23 декабря 1918 г. постановлением Наркомпроса упразднялись юридические факультеты, вместо них были созданы факультеты общественных наук (фОНы). Позднее, 4 марта и 18 апреля 1921 г., были упразднены историко-филологические факультеты.

В сентябре 1921 г. Декретом СНК № 486 было принято Положение «О высших учебных заведениях РСФСР»10, прямо обязывающее вузы принимать детей трудящихся по специальным направлениям от общественных организаций, обучение проводилось на бесплатной основе, всеобщей для рабочего класса и трудящегося крестьянства, по факультетам научными работниками (профессорами, преподавателями (и те, и другие избирались Ученым Советом вуза)) и научными сотрудниками (избирались профессорами и преподавателями). Новая экономическая политика и необходимость упрочения советского правосознания привели к необходимости восстановления гуманитарных знаний, но только в виде «общего научного минимума», утвержденного в качестве обязательного Декретом СНК № 117 от 4 марта 1921 г.11 и заключающегося в изучении истории Октябрьской социалистической революции 1917 г. и истмата как доктриналь-ной основы. В этих целях был образован «Институт общественных наук» во всех вузах в составе трех отделений: 1) экономического, дающего представления об организации промышленности, труда, снабжения и финансово-административного регулирования; 2) правового, включающего изучение судебного и административного правового процесса; 3) общественно-педагогического, подготавливающего к работе в школьном и внешкольном образовании (ст. 2).

Практически все компоненты образовательной стратегии 1920-х гг. используются в той или иной степени российскими вузами, достаточно вспомнить реализуемые в вузах компетентностный подход, собственный образовательный стандарт, привлечение практиков для преподавания учебных дисциплин и др. [20]. Однако, на наш взгляд, есть целый ряд содержательных характеристик педагогики первых лет советской власти, незаслуженно отброшенных, которые могут быть использованы, естественно, с применением иных методических характеристик, соответствующих новым условиям цифровой экономики и социально-психологическим характеристикам поколения Z в Российской Федерации [23]. Полагаем важным обратить особое внимание именно на использование на современном этапе государственно-правового развития России в XXI в. провозглашенного в 1920-х гг. принципа всестороннего развития личности обучающегося, основанного на применении личностно-ориентированных дидактических методов и средств и признания важности и значимости общего образования для формирования новой личности.

Несмотря на то, что сегодня современные педагогические средства и приемы основываются на биологических особенностях людей, в том числе с самых ранних этапов его развития, с использованием цифровых образовательных технологий, считаем, что процесс образования должен ориентироваться, прежде всего, на формирование гуманистических компетенций. Поэтому современное нам состояние

10 Декрет СНК РСФСР № 486 от 02 сентября 1921 г. «О высших учебных заведениях РСФСР (Положение)» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1944. С. 803-809.

11 Декрет СНК № 117 от 04 марта 1921 г. «О плане организации факультетов общественных наук Российских университетов». // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1944. С. 176-177.

образовательного процесса при непродуманной стратегии модернизации, использовании не соответствующей психолого-педагогическим особенностям поколения Z системы педагогических методов, приемов и средств может привести к нежелательному результату.

Если стратегия модернизации, проводившаяся в России 100 лет назад, контролировалась государством организационно, идеологически и содержательно, с целью тесного взаимодействия обучения с практикой, трудовой деятельностью для преобразования существующей действительности исключительно на основе постулатов марксистско-ленинской доктрины (что не всегда было успешным и правильным с точки зрения целей и задач педагогики), то на современном этапе развития российского образования доктринальная основа для процесса трансформации образовательной системы нечетко определена. Поэтому предлагаем в целях модернизации образовательного процесса взять на вооружение появившуюся в первой трети ХХ в. модель всесторонне развитой личности, обладающей нравственными, профессиональными и коммуникативными компетенциями, но в рамках преобразующей педагогики и цифрового формата системы образования.

Список литературы

1. Литература и новый человек: [сб. ст.] / [отв. ред. В. В. Ермилов]. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 431 с.

2. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников // Новые веяния в педагогике: [сайт]. URL: http://www.eduinfluence.ru/ inehs-9-1.html (дата обращения: 28.03.2021).

3. Богуславский М. В. Разработка и реализация вариативных стратегий модернизации системы советского образования (1917-1930 гг.) // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3 (35). С. 52-64.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

5. Бабич Е. С. Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917-1938 гг. // Вопросы исторической науки: материалы II междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 34-37.

6. Богуславский М. В. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений в отечественной педагогической науке (конец XIX - ХХ вв.): моногр. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 500 с.

7. Крупская Н. К. О воспитании и обучении: сб. избр. пед. произв. / сост. Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. М.: Учпедгиз, 1946. 411 с.

8. Ковынева М. В. Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 2007. 222 с.

9. Бухарин Н. И. Речь на 1-м Педологическом съезде (дек. 1927 - янв. 1928) // На путях к новой школе. 1928. № 1. С. 9-15.

10. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 634 с.

11. Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. 559 с.

12. Евдокимов Е. Ю. Становление идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 83-84.

13. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 81-89.

14. Худобродов А. Л., ЗаровнятныхВ. А. Реформа высшего образования в Советском государстве в 20-е годы XX века // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 4. С. 256-264.

15. Кораблева Т. Ф. Модели социального воспитания в советской России 1920-х годов // Социальная педагогика. 2019. № 1. С. 7-17.

16. Кобрин К. Фабрика и ее работник. Л. С. Выготский и глобальные русские общественно-культурные проекты ХХ века // Звезда. 1998. № 6. С. 208-219.

17. Кораблева Т. Ф. Homo Sovetikus как проект и реальность // Народное образование.

2019. № 4. С. 82-94.

18. Грохольская О. Г. Научно-педагогическое наследие Н. К. Крупской // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 23-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10105.

19. Новиков С. Г., Забелинская О. С. Разработка А. В. Луначарским идеала «Нового человека»: ретроспективный взгляд // Учебный эксперимент в образовании. 2011. № 4: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. С. 10-14. URL: https:// www.mordgpi.ru/upload/iblock/3c5/91c994e17544a2ad90121568b49b0ecd.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Сальников В. П., Брылева Е. А., Галиев Ф. Х. Воспитание подрастающего поколения в условиях дистанционного образования и цифровизации: новые концептуальные подходы правового государства // Правовое государство: теория и практика.

2020. № 4-2 (62). С. 186-198.

21. Блонский П. П. Трудовая школа. Ч. 1-2. М.: Лит. изд. отд. Нар. ком. по просвещению, 1919. 114 с.

22. БогуславскийМ. В. История отечественной педагогики (первая треть XX века). Томск: Изд-во НТЛ, 2005. 312 с.

23. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений / под ред. проф. М. А. Эскиндарова. М.: Прометей, 2021. 496 с.

References

1. Ermilov V. V. (ed.) Literatura i novyy chelovek. Moscow: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1963. 431 p.

2. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy vospitaniya nravstvennykh tsennostey u starsheklassnikov. Available at: http://www.eduinfluence.ru/inehs-9-1.html (accessed: 28.03.2021).

3. Boguslavskiy M. V. Razrabotka i realizatsiya variativnykh strategiiy modernizatsii sistemy sovetskogo obrazovaniya (1917-1930 gg.). Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2015, No. 3 (35), pp. 119-129.

4. Sukhomlinskiy V. A. Kak vospitat nastoyashchego cheloveka: Etika kommunisticheskogo vospitaniya. Moscow: Pedagogika, 1990. 288 p.

5. Babich E. S. Transformatsiya predstavleniy rossiyskikh politikov ob idealnom cheloveke v 1917-1938 gg. In: Voprosy istoricheskoy nauki. Proceedings of the II International scientific conference. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2013. Pp. 34-37.

6. Boguslavskiy M. V. Preemstvennost i novatorstvo v razvitii osnovnykh napravleniy v otechestvennoy pedagogicheskoy nauke (konets XIX - XX vv.): monogr. Moscow: FGNU ITIP RAO, 2012. 500 p.

7. Krupskaya N. K. O vospitanii i obuchenii: sb. izbr. ped. proizv. Moscow: Uchpedgiz, 1946. 411 p.

8. Kovyneva M. V. Vospitanie tolerantnoy lichnosti sredstvami modulnoy organizatsii lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Rostov-on-Don, 2007. 222 p.

9. Bukharin N. I. Rech na 1-m Pedologicheskom syezde (Dec. 1927 - Jan. 1928). Na putyakh k novoy shkole. 1928, No. 1, pp. 9-15.

10. Lunacharskiy A. V. O vospitanii i obrazovanii. Moscow: Pedagogika, 1976. 634 p.

11. Osnovnye printsipy edinoy trudovoy shkoly. In: Abakumov A. A., Kuzin N. P., Puzyrev F. I., Litvinov L. F. (comps.) Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatelnaya shkola: sb. dok. 1917-1973 gg. Moscow: Pedagogika, 1974. 559 p.

12. Evdokimov E. Yu. Stanovlenie idei grazhdanskogo vospitaniya v otechestvennoy pedagogike. Sibirskiy pedagogicheskiyzhurnal. 2016, No. 2, pp. 83-84.

13. Bozhovich L. I., Konnikova T. E. O nravstvennom razvitii i vospitanii detey. Voprosy psikhologii. 1971, No. 1, pp. 81-89.

14. Khudobrodov A. L., Zarovnyatnykh V. A. Reforma vysshego obrazovaniya v Sovetskom gosudarstve v 20-e gody XX veka. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2013, No. 4, pp. 256-264.

15. Korableva T. F. Modeli sotsialnogo vospitaniya v sovetskoy Rossii 1920-kh godov. Sotsialnaya pedagogika. 2019, No. 1, pp. 7-17.

16. Kobrin K. Fabrika i ee rabotnik. L. S. Vygotskiy i globalnye russkie obshchestvenno-kulturnye proekty XX veka. Zvezda. 1998, No. 6, pp. 208-219.

17. Korableva T. F. Homo Sovetikus kak proekt i realnost. Narodnoe obrazovanie. 2019, No. 4, pp. 82-94.

18. Grokholskaya O. G. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie N. K. Krupskoy. Istoriya ipedagogika estestvoznaniya. 2019, No. 1, pp. 23-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10105.

19. Novikov S. G., Zabelinskaya O. S. Razrabotka A. V. Lunacharskim ideala "Novogo cheloveka": retrospektivnyy vzglyad. Uchebnyy eksperiment v obrazovanii. 2011, No. 4: Proceedings of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation. Pp. 10-14. Available at: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/3c5/91c994e17544a2ad90121568b49b 0ecd.pdf (accessed: 29.03.2021).

20. Salnikov V. P., Bryleva E. A., Galiev F. Kh. Vospitanie podrastayushchego pokoleniya v usloviyakh distantsionnogo obrazovaniya i tsifrovizatsii: novye kontseptualnye

podkhody pravovogo gosudarstva. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020, No. 4-2 (62), pp. 186-198.

21. Blonskiy P. P. Trudovaya shkola. Vol. 1-2. Moscow: Lit. izd. otd. Nar. kom. po prosveshcheniyu, 1919. 114 p.

22. Boguslavskiy M. V. Istoriya otechestvennoy pedagogiki (pervaya tret XX veka). Tomsk: Izd-vo NTL, 2005. 312 p.

23. Eskindarov M. A. (ed.) Transformatsiya obrazovatelnogo protsessa v usloviyakh smeny pokoleniy. Moscow: Prometey, 2021. 496 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5

Статья поступила в редакцию 02.04.2021 The article was received on 02.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.