5.4. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕГОСУДАРСТВЕЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Кузин Артемий Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии»
Аннотация: в представленной статье проанализированы позитивные и негативные аспекты вероятной де-юре коммерциализации отечественных пенсионных фондов, то есть придания им правового статуса коммерческих организаций, аргументирована авторская позиция по данному вопросу, заключающаяся в необходимости сохранения нынешнего правового статуса негосударственного пенсионного фонда как некоммерческой организации социального обеспечения
Ключевые слова: акционерные общества, коммерческие организации, коммерциализация, негосударственные пенсионные фонды, некоммерческие организации, правовой статус, пенсионная система, пенсионная реформа
ON THE QUESTION OF OPPORTUNITY AND ADVISABILITY OF CHANGING OF JURIDICAL STATUS OF NON-STATE PENSION FUNDS
Kuzin Artemii Aleksandrovich, candidate of juridical sciences, senior lecturer of chair of civil law and process of humanise faculty
Place of employment: FSBEO HPE «Moscow state university of geodesy and cartography»
Abstract: in the article analysed positive and negative aspects of probable de-jure commercialization of domestic non-state (private) pension funds, or, in other words, giving them juridical status of commercial organizations, argued author's position on this question consists in the necessity retaining the current juridical status of private pension fund as a non-profit social welfare organizations
Keywords: commercial organizations, joint-stock companies, juridical status, commercialization, non-profit organizations, non-state (private) pension funds, pension reform, pension system
Пенсионная система Российской Федерации вступила в очередную стадию реформирования. За минувшее десятилетие на российском рынке пенсионных услуг сформировались тенденции, с одной стороны, - к сокращению числа его участников и, с другой стороны, - к росту их капитализации. В связи с этим если в 2005 году на нем функционировал 261 негосударственный пенсионный фонд (НПФ), то на 11.10.2013 их число составило 125. Данное сокращение обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что, по действующему законодательству, имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) НПФ, занимающихся обязательным пенсионным страхованием (ОПС), должно составлять, не менее 100 млн рублей. Сегодня НПФ по своему правовому статусу являются некоммерческими организациями. Однако в последнее время стал подниматься вопрос об изменении их правового статуса со статуса некоммерческой организации на статус коммерческой.
Чиновники и некоторые эксперты в качестве показательных ориентиров ссылаются на частные пенсионные фонды ряда зарубежных стран, а также на опыт реформирования национальной пенсионной системы Республики Казахстан, где данные фонды обладают статусом коммерческой организации1. Государство рассчитывает
1 Применение организационно-правовой формы коммерческой орга-
низации в целях пенсионного обеспечения и страхования, действительно, имеет место в пенсионных системах ряда стран. При этом обязательным (легальным) условием считается отделение СПН в той
или иной форме от УК и ее активов (Чили, Аргентина, Колумбия,
Коста-Рика, Перу, Уругвай, Эстония, Венгрия, Польша и др.). Что
касается Республики Казахстан, то Закон от 20.06.1997 №136-! «О
на то, что коммерциализация отечественных НПФ заметно упростит работу госрегулятора, повысит эффективность его контроля над рынком пенсионных услуг.
Однако трудно утверждать о наличии единой позиции по рассматриваемому вопросу даже среди чиновников высшего ранга. Так, в свое время в нижнюю палату Российского парламента был внесен Законопроект, предусматривавший трансформацию нынешнего правового статуса НПФ. В нем, в частности, утверждалось, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационноправовых формах некоммерческих корпораций или некоммерческих унитарных организаций. В числе последних: общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации; государственные (в том числе государственные акаде-
пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (действующая редакция //Web-ресурс: http: www.zakon.kz/212306-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-20.html) предусматривает создание открытых и накопительных пенсионных фондов. Акционерами открытого НПФ могут быть физические и юридические лица, акционерами корпоративного (накопительного) НПФ - только юридические лица - работодатели вкладчиков/получателей пенсий. Однако организационно-правовая форма АО для пенсионных фондов не позволила в Казахстане решить проблему, которая остро стоит и перед российскими НПФ -проблему достаточности их капитала. Подробнее см.: Глава Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев о новой экономической стратегии и пенсионных деньгах //Интернет-газета ZonaKZ. - 18.01.2013; Web-ресурс: http: www.zonakz.net/articles/61519; Интервью председателя правления АО «НПФ "Астана"» А.В.Карягиным, 06.02.2013 //Web-ресурс: http: blog.astananpf.kz/?p=222
мии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения; религиозные организации. Фондом, по смыслу данного Законопроекта, признается не имеющая членства некоммерческая унитарная организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные, социальные, иные общественно полезные цели. На основании ст.118 Законопроекта реорганизация фонда не допускается2. Таким образом, была предложена конкретизация правового статуса НПФ как «некоммерческой унитарной организации», которая де-юре не подлежит реорганизации3.
Однако такой вариант преобразования НПФ принят не был. Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности одобрила внесенный Министерством финансов Российской Федерации Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, по мнению его разработчиков, «направлен на создание условий и закрепление правовой возможности создания и преобразования негосударственных пенсионных фондов, функционирующих в настоящее время в форме некоммерческих организаций, в хозяйствующие общества -акционерные НПФ либо иной, помимо акционерной, организационно-правовой формы коммерческой деятельности». Предполагается, что это будет способствовать повышению эффективности работы негосударственных пенсионных фондов. Законопроектом предлагается со дня вступления его в силу (01.01.2014) установить запрет на создание новых НПФ в форме некоммерческих организаций, ограничить возможность реорганизации действующих некоммерческих НПФ только путем слияния или присоединения, а с 01.07.2014 - только путем преобразования в коммерческие организации. Также предлагается установить срок, до которого все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, должны завершить реорганизацию, - до 01.01.20164. Иными словами, курс на коммерциализацию НПФ упорно и настойчиво проводится верховной исполнительной властью нашей страны.
После того, как на базе Центрального банка Российской Федерации (Банка России) был создан новый мега-госрегулятор отношений, складывающихся в соответствующем сегменте финансового рынка - рынке пенсионных услуг5, Правительством Российской Федерации активно лоббируется возможность и целесообразность придания негосударственным пенсионным фондам
2 Подробнее см.: Проект Федерального закона №47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Г раж-данского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция, принятая Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I-м чтении 27.04.2012) //Консультант Плюс. - 10.09.2013.
3 Об этой и иных проблемах, вероятных при принятии указанного Законопроекта федеральным законодателем см.: Воробьева Е.В. Негосударственные пенсионные фонды в условиях изменения гражданского законодательства //Социальное и пенсионное право. - 2012.
- №3.
4 Цит. и подробнее см.: Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения внесённый Минфином России проект федерального закона, вносящего изменения в законодательство о негосударственных пенсионных фондах //Интернет-портал Правительства Российской Федерации. -09.10.2013; Web-ресурс: http: government.ru/dep_news/7135
5 Ранее эта функция была закреплена за Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР России).
(НПФ) правового статуса коммерческих организаций6.
Собственно, вопрос о статусе НПФ дискутировался с момента их образования: являются ли НПФ финансовым институтом (хотя и выполняющими социальную функцию) или же социальным институтом (хотя и действующим в финансовой сфере)7. Тогда возобладала, получив юридическое оформление, точка зрения, что всякий негосударственный пенсионный фонд должен выступать на отечественном рынке пенсионных услуг в качестве особой организационно-правовой формы некоммерческих организаций (НКО) социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
1) негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в соответствии с федеральным законом и договорами об обязательном пенсионном страховании;
3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Именно в таком формате представлено сегодня правовое положение российских негосударственных пенсионных фондов, предусмотренное взаимосвязанными юридическими нормами, закрепленными статьями федеральных законов: от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о НПФ) ; от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о НКО)9; от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об ОПС)10; Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)11, иных нормативных правовых актов.
Каковы ключевые доводы «против» сохранения нынешнего правового статуса НПФ?
Во-первых, трудно не согласиться, что нынешний правовой статус НПФ небезупречен постольку, поскольку
6 Подробнее см.: Башкатова А. Частные пенсионные фонды ждет статусная революция //Независимая газета. - 10.10.2013; Web-ресурс: http://www.ng.ru/economics/2013-10-10/1_pensia.html; Минфин России - за прозрачность структуры НПФ //Web-ресурс: http: www.nnpf.ru/novosti/index.php?ELEMENT_ID=2161; Правительство взялось за негосударственные пенсионные фонды //KM.RU. -15.08.2013; Web-ресурс: http:
www.km.ru/economics/2013/08/14/pensionnyi-fond-rf/718414-pravitelstvo-vzyalos-za-negosudarstvennye-pensionnye; Правительство само отрегулирует мегарегулятор //Finmarket.Ru. - 26.02.2013; Web-ресурс: http: www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3241197
7 Аранжереев М.М., Хмыров В.В. К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов //Пенсионное обозрение (электронный журнал). - 08.04.2013; Web-ресурс: http: www.pensionobserver.ru/arxiv/214-aprel-iyun-2013-g/diskutiruem/k-voprosu-o-preobrazovanii-negosudarstvennyix-pensionnyix-fondov
8 Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о НПФ) (действующая редакция) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). -13.05.1998; Консультант Плюс. - 10.09.2013
9 Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о НКО) (действующая редакция) //Рг (федеральный выпуск). - 24.01.1996; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
10 Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об ОПС) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
11 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994
№51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-
ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ГК РФ) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996;
28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
деятельность негосударственных пенсионных фондов, так или иначе, связана с «коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов»12. Логично, далее, предположить: если НПФ вправе заниматься в ограниченном объеме предпринимательством, то к ним должны быть предъявлены требования, гарантирующие, как соблюдение законных интересов контрагентов фондов, так и их (фондов) не-увод в безрассудное предпринимательство под прикрытием статуса НКО.
Во-вторых, находясь в организационно-правовой форме НКО, НПФ не всегда могут адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия функционирования рынка пенсионных услуг, оперативно производить реорганизацию, слияние, поглощение, привлекать новых инвесторов, у некоторых фондов, действительно, имеют место «непрозрачная» система управления и контроля со стороны их учредителей, наблюдается дефицит ресурсов на развитие инфраструктуры13.
Возможное изменение правового статуса НПФ в сторону их «коммерциализации» в то же время сложно назвать в надлежащей степени аргументированным, как с научной, так и с практической точек зрения.
НПФ, будучи де-юре некоммерческими организациями, де-факто занимают срединное положение между, с одной стороны, частными управляющими компаниями (УК), чья деятельность по управлению пенсионными активами (средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений) направлена на получение систематической прибыли и неизбежно связана с повышенными рисками предпринимательской деятельности, и, с другой,
- Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), деятельность которого преимущественно направлена на решение социальных задач, что объективно снижает его маневренность на финансовом рынке и влечет за собой неполное использование им возможностей для умножения накоплений будущих пенсионеров14. Такая диспозиция НПФ выгодно отличает их от УК - сравнительно большей надежностью и устойчивостью в ситуации негативно складывающейся конъюнктуры рынка; от государственного пенсионного института - возможностью расчетливо воспользоваться благоприятно складывающейся конъюнктурой рынка для получения дополнительного дохода на инвестированные средства.
На наш взгляд, неоспоримым преимуществом негосударственных пенсионных фондов в сфере пенсионного обеспечения и страхования перед кредитными, страховыми организациями, частными управляющими компаниями, паевыми инвестиционными фондами, иными юридическими лицами, инвестирующими финансовые ресурсы, является то, что НПФ - организации именно некоммерческие.
Принципиально значимо, что передача средств пенси-
12 Гражданское право: В 4-х т. Т.1: Общая часть /В.С.Ем и др. Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 2005. - С.361-362.
13 Подробнее см., в частности: Модернизация пенсионной системы Российской Федерации определит пути ее развития. Интервью Агентству «РИА Новости» президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов К.С.Угрюмова //РИА Новости. - 03.03.2010; Web-ресурс: http:
ria.ru/economy/20100303/211986510.html; Угрюмов К. Копить смолоду. Смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски //РГ (федеральный выпуск). - 31.10.2011; Web-ресурс: http: www.rg.ru/2011/10/31/ugrumov.html
14 Подробнее см.: Муравлева Т. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного страхования //Финансы и кредит. -2008. - №47(335), декабрь.
онных накоплений управляющей компании (управляющим компаниям) (УК) производится фондом исключительно на основании договора (договоров) доверительного управления в соответствии с требованиями ГК РФ, законов о НПФ, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Рос-сии15.
Доход, полученный в результате деятельности по размещению пенсионных резервов/инвестированию средств пенсионных накоплений (за вычетом вознаграждений), направляется НПФ на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты пенсий участникам/застрахованным лицам НПФ, а не распределяется между учредителями фонда. То есть действующие правовые нормы разумно ограничивают предприниматель-ские16 возможности негосударственных пенсионных фондов по сравнению с аналогичными возможностями иных участников рынка пенсионных услуг17, гарантируют не увод НПФ в безрассудное предпринимательство под прикрытием статуса НКО.
В соответствии с действующим законодательством, учредителями НПФ могут быть граждане и (или) юридические лица, которые регистрируют в государственных налоговых органах учредительный документ - устав фонда, на основании которого такой фонд будет осуществлять свою дальнейшую деятельность. Передав нПф в собственность имущество (ИОУД), его учредители де-юре утрачивают имущественные права в отношении ИОУД фонда. После этого учредители и фонд больше не отвечают по обязательствам друг друга.
Социальные функции НПФ шире, чем непосредственное его «участие рублем», как в национальной пенсионной системе Российской Федерации - в частности, так и в рыночной ее экономике - в целом. В частности, через развитие корпоративных пенсионных программ негосударственные пенсионные фонды конкретно (на практике), а не декларативно показывают «социальную ответственность» отечественного предпринимательства, в значительной степени способствуют укреплению «социального партнерства» работодателей - предпринимателей и наемных работников.
Деятельность НПФ по аккумулированию и размещению средств пенсионных резервов, инвестированию средств пенсионных накоплений осуществляется на принципах «разумности, возвратности и платности». При этом основная задача негосударственных пенсионных фондов -сохранение и стабильный прирост средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений с целью своевременной выплаты негосударственных пенсий участникам и накопительной части трудовой пенсии - застрахованным лицам. Законодатель предъявляет к НПФ иные дополнительные и достаточно жесткие требования (по сравнению с любыми другими фондами) в отношении
15 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //Рг (федеральный выпуск). - 30.07.2002; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
16 На основании абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
17 Подробнее см.: Макаров О.В. Правовой режим сохранности пенсионных резервов и накоплений: проблемы становления и развития //Социальное и пенсионное право. - 2012. - №1.
устойчивости таких фондов, сбалансированности их инвестиционных портфелей, формирования транспарентной (прозрачной) системы управления ими и пр.
Между тем, противники сохранения нынешнего правового положения НПФ как НКО уже предлагают различные варианты трансформации НПФ в форму коммерческой организации.
Прежде всего, как было отмечено выше, активным модератором «коммерциализации» НПФ выступают публичные власти, для которых предпочтительным представляется вариант преобразования НПФ в акционерные общества. Но, на основании п.1 ст.50 ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» (Закон об АО)18, акционерное общество - это коммерческая организация, основной целью деятельности которой является «извлечение прибыли». В связи с этим непонятно, как цель «извлечения прибыли» может быть согласована с целью «социального обеспечения», на которую негосударственные пенсионные фонды прямо ориентирует Закон о НПФ, не приведут ли вероятные законодательные новеллы к такой хозяйственной деятельности фондов, когда ради «извлечения прибыли» новоявленные АО перейдут на достаточно рискованную, безрассудную инвестиционную политику, понесут невосполнимые убытки и, далее, обанкротившись, лишат их участников, а также застрахованных лиц права на достойную пенсию?!
Другой предлагаемый вариант трансформации нынешнего правового статуса НПФ - их преобразование в своего рода имущественные комплексы, по аналогии с паевыми инвестиционными фондами (ПИФ), состоящими из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, де-юре принадлежащих участникам, застрахованным лицам на праве общей долевой собственности без права выделения их доли в натуре. Однако данный имущественный комплекс мыслится находящимся дефакто под управлением не столько НПФ, сколько специализированных УК, осуществляющих, как непосредственное инвестирование указанных средств, так и администрирование пенсионных счетов, расчет, назначение, выплату соответствующих пенсий участникам, застрахованным лицам. «Минусы» указанного варианта верно, на наш взгляд, определили М.М.Аранжереев и В.В.Хмыров: услуги коммерческой организация (УК) «являются более дорогими для клиентов и при прочих равных условиях обусловят более низкий уровень пенсий; в связи с потенциальным конфликтом между социальной ориентированностью деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию, а также коммерческим статусом НПФ у значительной части вкладчиков, участников и застрахованных лиц может понизиться степень доверия к НПФ; кроме того, потребуется разработка и внедрение абсолютно новых нормативно-правовой базы, механизмов контроля и регулирования деятельности НПФ»19.
Еще один предлагаемый вариант трансформации нынешнего правового статуса НПФ - их преобразование в накопительные фонды2 . При известной привлекатель-
18 Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон об АО) (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 29.12.1995; Консультант Плюс.
- 10.09.2013.
19 Аранжереев М.М., Хмыров В.В. К вопросу о преобразовании негосударственных пенсионных фондов.
Подробнее см.: Воронин Ю.В. Актуальные проблемы развития пенсионного законодательства Российской Федерации //Современное состояние законодательства, науки трудового права и права социального обеспечения. Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. - М., 2010. - С.560-566.
ности указанного варианта, как и у двух рассмотренных выше, возникает проблема тщательной разработки и внесения многочисленных изменений в действующее гражданское и пенсионное законодательство.
Таким образом, исходя из результатов проведенного краткого анализа различных подходов к правовому положению негосударственных пенсионных фондов, представляется целесообразным сохранить нынешний правовой статус НПФ как некоммерческих организаций социального обеспечения, по возможности унифицировав соответствующие специальные правовые нормы, закрепленные Законом о НПФ, с общими правовыми нормами
- положениями ГК РФ, Закона о НКО. Непродуманность, поспешность внесения и вероятное утверждение нашим законодателем логически противоречивых новелл в законодательство о НПФ, на наш взгляд, могут лишь навредить обеспечению должного порядка, устойчивости отечественного пенсионного рынка. Вместе с тем было бы желательно именно тонкой и точной настройкой действующего законодательства обеспечить юридическое решение проблем, которые к настоящему моменту, действительно, обозначились в сфере функционирования НПФ (в частности, речь идет о «непрозрачных» правах, обязанностях, ответственности учредителей НПФ, переуступке их прав на возмездной основе, детализации механизма реорганизации НПФ, системы стимулирования вложения средств в ИОУД фондов путем предоставления налоговых льгот на вклад их учредителей, освобождении НПФ от налогообложения при инвестировании их активов с целью предоставления дополнительных преимуществ перед иными накопительными и сберегательными программами, прямо не направленными на пенсионное обеспечение участников фондов, застрахованных лиц и др.).
Список литературы:
1. Аранжереев М.М., Хмыров В.В. К вопросу о преобразо-
вании негосударственных пенсионных фондов //Пенсионное обозрение (электронный журнал). - 08.04.2013; Web-ресурс: http: www.pensionobserver.ru/arxiv/214-aprel-iyun-2013-
g/diskutiruem/k-voprosu-o-preobrazovanii-negosudarstvennyix-pensionnyix-fondov
2. Башкатова А. Частные пенсионные фонды ждет статусная революция //Независимая газета. - 10.10.2013; Web-ресурс: http://www.ng.ru/economics/2013-10-10/1_pensia.html
3. Воробьева Е.В. Негосударственные пенсионные фонды в условиях изменения гражданского законодательства //Социальное и пенсионное право. - 2012. - №3. - С.2-4.
4. Воронин Ю.В. Актуальные проблемы развития пенсионного законодательства Российской Федерации //Современное состояние законодательства, науки трудового права и права социального обеспечения. Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. - М.: Издательство «Проспект», 2010. - С.560-566.
5. Глава Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев о новой экономической стратегии и пенсионных деньгах //Интернет-газета ZonaKZ. - 18.01.2013; Web-ресурс: http: www.zonakz.net/articles/61519
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от
30.11.1994 №51 -ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ГК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
7. Гражданское право: В 4-х томах. Том 1: Общая часть. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» /В.С.Ем и др. Отв. ред. Е.А.Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Волтерс Клувер», 2005. - 720 с.
8. Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (действующая редакция) //Web-ресурс: http: www.zakon.kz/212306-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-20.html
9. Интервью председателя правления АО «НПФ "Астана"»
А.В.Карягиным, 06.02.2013 //Web-ресурс: http:
blog.astananpf.kz/?p=222
10. Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила с учетом состоявшегося обсуждения внесенный Минфином России проект федерального закона, вносящего изменения в законодательство о негосударственных пенсионных фондах //Интернет-портал Правительства Российской Федерации. - 09.10.2013; Web-ресурс: http: government.ru/dep_news/7135
11. Макаров О.В. Правовой режим сохранности пенсионных резервов и накоплений: проблемы становления и развития //Социальное и пенсионное право. - 2012. - №1. - С.14-18.
12. Минфин России - за прозрачность структуры НПФ
//Web-ресурс: http:
www.nnpf.ru/novosti/index.php?ELEMENT_ID=2161
13. Модернизация пенсионной системы Российской Феде-
рации определит пути ее развития. Интервью Агентству «РИА Новости» президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов К.С.Угрюмова //РИА Новости. - 03.03.2010; Web-ресурс: http:
ria.ru/economy/20100303/211986510.html
14. Муравлева Т. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного страхования //Финансы и кредит. -2008. - №47(335), декабрь. - С.82-87.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от
31.07.1998 №146-ФЗ. Часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ (НК РФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 06.08.1998; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №32. - Ст.3340; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
16. Обзор подсектора страховых организаций и негосудар-
ственных пенсионных фондов за 2012 год, подготовленный Банком России //Web-ресурс: http:
www.finmarket.ru/z/bw/ins_anlinf.asp?rid=7&sec=1434&id=3447 154
17. Орлова И.Ю. Мониторинг общественного мнения россиян о пенсиях и отечественной пенсионной системе //Социально-политические науки. - 2013. - №1. - С.119-123.
18. Орлова И.Ю. На старте очередной пенсионной реформы //Социально-политические науки. - 2012. - №4. - С.90-97.
19. Пенсионная реформа: кому доверить накопления и что будет с «молчунами» //РИА Новости. - 18.09.2013; Web-ресурс http: ria.ru/society/20130918/964051055.html
20. Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии. Интернет-интервью редактора сервера «Консультант Плюс» Н.Лашкиной с заведующим кафедрой гражданского права МГУ им. М.В.Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, д.ю.н., проф. Е.А.Сухановым. Октябрь 2008 г. //Консультант Плюс. -
10.09.2013.
21. Правительство взялось за негосударственные пенсионные фонды //KM.RU. - 15.08.2013; Web-ресурс: http: www.km.ru/economics/2013/08/14/pensionnyi-fond-rf/718414-pravitelstvo-vzyalos-za-negosudarstvennye-pensionnye
22. Правительство само отрегулирует мегарегулятор
//Finmarket.Ru. - 26.02.2013; Web-ресурс: http:
www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3241197
23. Проект Федерального закона №47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция, принятая Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I-м чтении 27.04.2012) //Консультант Плюс. - 10.09.2013.
24. Ушакова Д. Работающих пенсионеров все-таки ограничат в правах //Известия. - 23.09.2013; Web-ресурс: http: www.izvestia.ru/news/557452
25. Угрюмов К. Копить смолоду. Смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски //Российская газета (федеральный выпуск). - 31.10.2011; Web-ресурс: http: www.rg.ru/2011/10/31/ugrumov.html
26. Федеральный закон Российской Федерации от
07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о НПФ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 10.09.2013
27. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о НКО) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 24.01.1996; Консультант Плюс. -
10.09.2013.
28. Федеральный закон Российской Федерации от
26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон
об АО) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 29.12.1995; Консультант Плюс. -
10.09.2013.
29. Федеральный закон Российской Федерации от
24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.07.2002; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
30. Федеральный закон Российской Федерации от
15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об ОПС) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -20.12.2001; Консультант Плюс. - 10.09.2013.
31. Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. - 2012. - №2. - С.258-264.
32. Яковлева М. Пенсионных фондов больше не будет. Их будет только меньше //КоммерсантЪ. - 23.08.2013; Web-ресурс: http: www.kommersant.ru/doc/2261104
Reference list:
1. Aranzhereev M.M., Khmyrov V.V. On the question of transformation of non-state pension funds //Pension review (e-zine). -08.04.2013; Web-resource: http: www.pensionobserver.ru/arxiv/214-aprel-iyun-2013-g/diskutiruem/k-voprosu-o-preobrazovanii-negosudarstvennyix-pensionnyix-fondov
2. Bashkatova A. Non-state pension funds waiting status revolution
//Nezavisimaya gazeta. - 10.10.2013; Web- resource:
http://www.ng.ru/economics/2013-10-10/1_pensia.html
3. Civil Code of Russian Federation. Part 1 from 30.11.1994 №51-
FL. Part 2 from 26.01.1996 №14-FL. Part 3 from 26.11.2001 №146-FL. Part 4 from 18.12.2006 №230-FL (CC RF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 08.12.1994; 06-
08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Consultant Plus. -
10.09.2013.
4. Civil law: In 4 volumes. Volume 1: General Part. Textbook for students, en-rolled in the direction 521400 «Jurisprudence» and the specialty 021100 «Jurisprudence» /V.S.Em etc. Ans. ed. E.A.Suhanov. 3rd edition, revised and enlarged. - M.: Publishing house «Wolters Kluwer», 2005. - 720 p.
5. Draft of Federal law №47538-6 «On making amendments to the first, second, third and fourth parts of Civil Code of Russian Federation and certain legislative acts of Russian Federation» (edition, adopted by the State Duma of Federal Assembly of Russian Federation in the first reading 27.04.2012) //Consultant Plus. - 10.09.2013.
6. Federal law of Russian Federation from 24.07.2002 №111-FL «On investment of funds for finance the funded part of labour pension in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.07.2002; Consultant Plus. - 10.09.2013.
7. Federal law of Russian Federation from 26.12.1995 №208-FL «On joint-stock companies» (Law on JsC) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 29.12.1995; Consultant Plus.
- 10.09.2013.
8. Federal law of Russian Federation from 15.12.2001 №167-FL «On mandatory pension insurance in Russian Federation» (Law on MPI) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -20.12.2001; Consultant Plus. - 10.09.2013.
9. Federal law of Russian Federation from 12.01.1996 №7-FL «On non-commercial organizations» (Law on NcO) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 24.01.1996; Consultant Plus.
- 10.09.2013.
10. Federal law of Russian Federation from 07.05.1998 №75-FL «On non-state pension funds» (Law on NsPF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.05.1998; Consultant Plus.
- 17.12.2012; Consultant Plus. - 10.09.2013.
11. Government itself will adjust megaregulator //Finmarket.Ru. -
26.02.2013; Web-resource: http:
www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3241197
12. Government took over non-state pension funds //KM.RU. -
15.08.2013; Web-resource: http:
www.km.ru/economics/2013/08/14/pensionnyi-fond-rf/718414-pravitelstvo-vzyalos-za-negosudarstvennye-pensionnye
13. Government's Commission on legislative activities approved in view of discussion made by Ministry of Finance of Russia draft of federal law, amending law on non-state pension funds //Web-site of Government of Russian Federation. - 09.10.2013; Web-resource: http: government.ru/dep_news/7135
14. Head of Association of pension funds of Kazakhstan Aidar Ali-
baev about new economic strategy and pension money //Internet-newspaper ZonaKZ. - 18.01.2013; Web-resource: http:
www.zonakz.net/articles/61519
15. Interview of A.V.Karyagin - chairman of the board of JSC
«NsPF "Astana"», 06.02.2013 //Web-resource: http:
blog.astananpf.kz/?p=222
16. Khmelevskaya S.A., Ermakov D.N. Improvement of insurance arrangements Russian's pension system //Business in law. - 2012. -№2. - P.258-264.
17. Law of Republic of Kazakhstan from 20.06.1997 №136-I «On pension provision in Republic of Kazakhstan» (current edition) //Web-resource: http: www.zakon.kz/212306-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-20.html
18. Makarov O.V. Juridical regime of the safety of pension reserves and accruals: problems of formation and development //Social and pension law. - 2012. - №1. - P.14-18.
19. Ministry of Finance of Russia - for the transparency of nonstate pension funds //Web-resource: http:
www.nnpf.ru/novosti/index.php?ELEMENT_ID=2161
20. Modernization of pension system of Russian Federation will determine the path of its development. Interview Agency «RIA Novosti», giving by president of National association of non-state pension funds K.S.Ugryumov //RIA Novosti. - 03.03.2010; Web-resource: http: ria.ru/economy/20100303/211986510.html
21. Muravleva T. Non-state pension funds in the pension insurance system //Finance and credit. - 2008. - №47 (335), December. -P.82-87.
22. Orlova I.U. Monitoring of Russian public opinion about pensions and national pension system //Socio-political sciences. - 2013. - №1.
- P.119-123.
23. Orlova I.U. On start of upcoming pension reform //Socio-political sciences. - 2012. - №4. - P.90-97.
24. Overview of sub-sector insurance companies and non-state
pension funds for 2012, prepared by the Bank of Russia //Web-resource: http:
www.finmarket.ru/z/bw/ins_anlinf.asp?rid=7&sec=1434&id=3447154
25. Pension reform: whom to trust the accumulation and what will be with «undecideds» //RIA Novosti. - 18.09.2013; Web-resource: http: ria.ru/society/20130918/964051055.html
26. Prospects of development of civil law in Russia: plans and contemporary realities. Online interviews editor server «Consultant Plus» N.Lashkina with head of chair of civil law of Moscow state university named after M.V.Lomonosov, deputy chairman of Presidential Council of Russian Federation for codification and improvement of civil legislation, doctor of law, professor E.A.Suhanov. October 2008 //Consultant Plus. - 10.09.2013.
27. Tax Code of Russian Federation. Part 1 from 31.07.1998 №146-FL. Part 2 from 05.08.2000 №117-FL (TC RF) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 06.08.1998; Collection of legislation of Russian Federation. - 2000. - №32. - St.3340; Consultant Plus. - 10.09.2013.
28. Ugryumov К. Stash in youth. Mixed pension system is better than others can diversify risks //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -31.10.2011; Web-resource: http: www.rg.ru/2011/10/31/ugrumov.html
29. Ushakova D. Employed pensioners still restrict in the rights
//Izvestia. - 23.09.2013; Web-resource: http:
www.izvestia.ru/news/557452
30. Vorobyova E.V. Non-state pension funds under changes of civil law //Social and pension law. - 2012. - №3. - P.2-4.
31. Voronin Y.V. Actual problems of development of the pension legislation of Russian Federation //Current state law, science, labour law and social security law. Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Conference. - M.: Publishing house «Prospect», 2010. - P.560-566.
32. Yakovleva M. Pension funds will not be more. They will be only
less //Kommersant. - 23.08.2013; Web-resource: http:
www.kommersant.ru/doc/2261104
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензию статья кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» А.А.Кузина посвящена достаточно актуальной в настоящее время теме - коррекции механизма правового регулирования отношений с участием негосударственных пенсионных фондов, являющихся важным элементом отечественной пенсионной системы, что неизбежно сопряжено с изменениями норм действующего частного (гражданского), публичного (налогового) и смежного (пенсионного) права и адекватного им законодательства. Действительно, вопрос о возможной коммерциализации НПФ, то есть изменения их правового статуса (из некоммерческих - в коммерческие организации) жестко дискутируется, как на уровне правительственных чиновников, так и непосредственными субъектами пенсионного рынка. Понятно, что в условиях пенсионной реформы приходится идти на непопулярные меры, ломая «правила игры» на правовом «поле». Однако следует согласиться с автором в том, что нередко непродуманность, поспешность внесения и вероятное утверждение законодательных новелл «могут лишь навредить обеспечению должного порядка, устойчивости отечественного пенсионного рынка». И, следовало бы добавить, - систему сложившихся правовых норм, которые показали свою относительную эффективность в процессе правового регулирования соответствующих общественных отношений. Вот, собственно, почему «желательно именно тонкой и точной настройкой действующего законодательства обеспечить юридическое решение проблем, которые к настоящему моменту, действительно, обозначились в сфере функционирования НПФ».
Импонируют общая юридическая культура автора, логичный ход его рассуждений, основанный на богатом эмпирическом материале, ключевые тезисы, позволяющие отчетливо осознать «плюсы» и «минусы» возможной коммерциализации деятельности НПФ.
Таким образом, статья заслуживает высокой оценки, в ней много элементов научной новизны, и она может быть рекомендована к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах.
Кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии»
В. Н. Васин