Сапрунов Александр Георгиевич
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета (e-mail: [email protected])
К вопросу о возможном введении в уголовное законодательство России ответственности лиц, осуществляющих в юридическом лице фактическое руководство
Рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с необходимостью введения в Уголовный кодекс РФ специальной нормы об уголовной ответственности лиц, осуществляющих в юридическом лице фактическое руководство, с целью эффективной борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, уголовная ответственность, субъект преступления, юридическое лицо.
A.G. Saprunov, Doctor of Law, Professor, Professor of a Chair of Criminal Law of the Kuban State Agrarian University; e-mail: [email protected]
To the question of possible introduction to the criminal legislation of Russia of responsibility of persons performing the actual management in the legal entity
The questions and problems connected with need of introduction to the Criminal code of the Russian Federation special norm on criminal liability of persons, the actual management performing in the legal entity, for the purpose of effective fight against corruption are considered.
Key words: corruption, fight against corruption, criminal liability, subject of crime, legal entity.
На сегодняшний день в России вопросам борьбы с коррупцией уделяется все больше и больше пристального внимания со стороны органов государственной власти, поскольку она представляет собой одно из наиболее опасных, разлагающих институты государства и гражданского общества явлений современной действительности.
Под коррупцией в российском законодательстве понимается подкупность общественных и политических деятелей в экономической, политической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения, целью которого является личное обогащение, ставшее нормой в нашем государстве. Подкуп должностного лица и государственных деятелей всех категорий, продажность за предоставляемые блага и преимущества, протекционизм работников по принципу личной преданности, приятельских отношений или родственных связей - все это является проявлением коррупции.
Согласно оценке международной организации «Transparency international» (TI - «Международная прозрачность») по уровню коррупции Россия заняла в 2012 г. 143 место в мире из 182 возможных, ее индекс составил 2,4 балла. В 2011 г. Россия занимала 154 место с индексом 2,1 балла.
Наименее коррумпированные страны, по версии TI, - Новая Зеландия (9,5 балла), Дания и Финляндия (по 9,4 балла). Японии и Германии досталось 14 место (по 8 баллов), США заняли 24 место с показателем в 7,1 балла, Израиль -36 место (5,8 балла). Хуже всего обстоит дело с коррупцией в Северной Корее и Сомали, которые находятся в конце списка с показателем в 1 балл [1].
В 2012 г. уровень коррупционной преступности в нашем государстве увеличился почти на четверть. В поступившем в Совет Федерации докладе Генерального прокурора РФ Юрия Чайки «О состоянии законности и правопорядка в 2012 году» указывается, что «число зарегистрированных преступлений коррупционной
88
направленности увеличилось в минувшем году по сравнению с предыдущим на 22,5% и составило 49513, тогда как в 2011 г. - 40407». К уголовной ответственности привлечено более 13,5 тыс. лиц.
Несмотря на предпринимаемые государством меры, коррупция препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.
Основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены на законодательном уровне. Примерами такой борьбы с коррупцией являются ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. [2] и других международных правовых документов, принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3], Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [4].
Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг. предписывает «принять меры по повышению эффективности применения положений гражданского и административного законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности юридических лиц, от имени которых или в интересах которых совершаются коррупционные преступления...» [5]. При этом важно понимать, что «от имени» юридических лиц в коррупционные отношения вступают их руководители и иные управленцы, поведение которых является общественно опасным (примером этого может являться проведение различных тендеров и аукционов).
Важной антикоррупционной правовой мерой борьбы, на наш взгляд, является установление юридической ответственности. Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, а должностные лица - также и к дисциплинарной ответственности. По действующему законодательству согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста,
тогда как действующим законодательством Российской Федерации, помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, введена также и ответственность для юридических лиц. Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для их совершения, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 14 данного закона применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
На настоящий момент в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям и допускающие ответственность юридического лица. К таким нормам относятся ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».
Таким образом, по действующему отечественному законодательству за совершение правонарушений коррупционного характера юридическое лицо может быть привлечено только к административной ответственности. При этом привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не исключает привлечения конкретных субъектов (физических лиц), участвовавших в совершении коррупционных правонарушений, к ответственности уголовной или административной. И наоборот, даже если физические лица - участники (работники, руководители) юридического лица привлечены к ответственности, одновременно с этим ответственность может быть возложена и на само юридическое лицо.
Так, ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица с учетом изменений возникает не только при совершении законными представителями юридических лиц
89
преступлений, предусмотренных ст. 291 и ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ, в интересах либо от имени организации, но и в случае покушения на совершение указанных выше преступлений. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном и особо крупном размере выделено в отдельные части ст. 19.28 КоАП РФ. Санкции по ним ужесточены.
Несовершенство действующего законодательства позволяет юридическим лицам абсолютно безнаказанно решать свои корпоративные задачи преступными средствами.
С учетом того, что юридическое лицо не рассматривается в качестве субъекта преступления, как правило, неблагоприятные уголовно-правовые последствия участия в преступлении относятся не к институту уголовно-правового наказания (которое несет только физическое лицо), а к иным мерам уголовно-правового воздействия.
Соответствующий проект закона разработан в Следственном комитете РФ. В нем причастность юридического лица к преступлению определяется как совершение преступления в интересах юридического лица либо использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления. При этом причастность будет иметь место лишь в случаях совершения таких преступлений
специальным субъектом, в качестве которого предусмотрено физическое лицо, выполняющее в юридическом лице управленческие функции.
Новеллой является введение в субъектный состав преступления, причастность к которому влечет меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, такого специального субъекта, как лицо, осуществляющее в юридическом лице фактическое руководство. К этой категории в соответствии с проектом закона относятся лица, которые хотя и не занимали должность в юридическом лице и не действовали от его имени на основании доверенности, однако фактически определяли решения. Данное положение сделает невозможным уклонение от ответственности компаний, практикующих схемы номинального руководства.
В качестве мер уголовно-правового воздействия могут быть предложены такие санкции, как предупреждение, штраф, лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, лишение права заниматься определенным видом деятельности, запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, принудительная ликвидация (в соответствии с проектом закона ликвидация юридического лица как исключительная мера будет возможна только в случае, если оно создано в целях совершения или сокрытия преступления).
1. Мировой рейтинг коррупции. URL: www.bbc. co.uk/russian/russia /2012/12/121205_transparency_ index_2012.shtml (дата обращения: 13.05.2013).
2. Бюл. междунар. договоров. 2006. № 10. С. 7-54.
3. URL: www.base.consultant.ru/Региональ-ное законодательство.
4. URL: http://www.rg.ru/2011/05/06/korrupt-dok.html.
5. О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297. URL: http://www.pmvo. gov.ru (дата обращения: 13.05.2013).
1. World ranking of corruption. URL: www.bbc. co.uk/russian/russia/2012/12/121205_ transparency_ index_2012.shtml (date of access: 13.05.2013).
2. Bull. of intern. agreements. 2006. № 10. P. 7-54.
3. URL: www.base.consultant.ru/Regional legislation.
4. URL: http://www.rg.ru/2011/05/06/korrupt-dok.html.
5. About the national plan of corruption counteraction for 2012-2013 and modification of some acts of the President of the Russian Federation concerning corruption counteraction: decree of the President of the Russian Federation of March 13, 2012 № 297. URL: http://www.pravo. gov.ru (date of access: 13.05.2013).
90