Научная статья © Красникова Е.В., 2022
NIION: 2010-0082-1/22-062 УДК 343.9
MOSURED: 77/27-006-2022-01-81
К ВОПРОСУ О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Екатерина Всеволодовна Красникова
НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблемам возмещения ущерба от преступлений коррупционной направленности. Рассматриваются недостатки деятельности правоохранительных органов по возмещению ущерба от преступлений и правового регулирования. Приводятся статистические данные. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: коррупция, преступность, прокуроры, возмещение ущерба, законодательство, статистические данные Для цитирования: Красникова Е.В. К вопросу о возмещении ущерба от преступлений коррупционной направленности // Современная наука. 2022. № 2. С. 41-44.
Original article
ON THE QUESTION OF COMPENSATION FOR DAMAGE FROM CORRUPTION CRIMES
Ekaterina V. Krasnikova
Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation [email protected]
Abstract. The article is devoted to the problems of compensation for damage from crimes of corruption. The shortcomings of the activities of law enforcement agencies to compensate for damage from crimes and the shortcomings of legal regulation are considered. Statistical data are given. Measures are proposed to improve the legislation. Keywords: corruption, crime, prosecutors, damages, legislation, statistics
For citation: Krasnikova E.V. On the question of compensation for damage from corruption crimes // Modern science. 2022. № 2. P. 41-44.
Одной из наиболее эффективных стратегий противодействия коррупции является лишение коррупционеров имущества, полученного за счет преступной деятельности, путем его изъятия и конфискации. Данное направление следует считать одним из наиболее важных в борьбе с коррупцией, поскольку оно снижает экономическую целесообразность преступной деятельности, ограничивает возможности коррупционеров реинвестировать средства в законный бизнес и продолжать коррупционную деятельность.
Возмещение ущерба от преступлений коррупционной направленности (далее - ПКН) следует рассматривать как элемент системной деятельности по минимизации и ликвидации последствий коррупции, направления противодействия коррупции, закрепленного в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3].
Законодательством Российской Федерации предусмотрены действенные механизмы, позволяющие возмещать ущерб, причиненный в результате совершения ПКН, в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве конфисковывать имущество лиц, признанных виновными в совершении ПКН, а также обращать в доход государства имущество, в отношении которого чиновниками не представлены сведения, подтверждающие его приобретение на законные доходы.
Кроме того, имущество, полученное в результате совершения ПКН, может быть конфисковано на основании ст. 81 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [1].
Возмещение ущерба от ПКН на протяжении последних лет остается приоритетным направлением
деятельности правоохранительных органов, осуществляющих противодействие коррупции.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, предусматривается, что достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной в числе прочего на решение задач по предупреждению и пресечению ПКН, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также по возмещению ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышению уровня ответственности за их совершение (подп. 13 п. 47) [5].
В последние годы согласно сведениям официальной статистики фиксируется как увеличение размера причиненного материального ущерба по уголовным делам о ПКН, так и размера добровольно погашенного материального ущерба и изъятого имущества.
Так, размер причиненного материального ущерба по уголовным делам о ПКН в 2021 г. превысил 63,9 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2020 г. (58,3 млрд руб.). Размер добровольно погашенного материального ущерба составил 15,6 млрд руб. -на 272,9% больше, чем в 2020 г. (4,1 млрд руб.), изъято имущества, денег, ценностей на сумму 6,2 млрд руб. - на 58,5% больше, чем в 2020 г. (3,9 млрд руб.). В 2021 г. стоимость имущества, в том числе сумма денежных средств, на кото-
О --41
MODERN SCIENCE. 2022. № 2.
рую наложен арест, превысила 56,4 млрд руб. (в 2020 г. - 24,2 млрд руб.).
Как отметил Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов, арест имущества предполагается не только в целях возмещения ущерба, но и для обеспечения исполнения наказания, в частности, в виде штрафа. Например, преступления, связанные со взяточничеством, ущерба не причиняют. Вместе с тем за получение взятки в особо крупном размере может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от двух до четырех миллионов рублей или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки [9].
Одним из наиболее эффективных средств возмещения ущерба, причиненного ПКН, является возмещение ущерба одновременно с разрешением уголовного дела судом.
Гражданский иск в уголовном деле - один из способов защиты нарушенных прав, это требование, обращенное к суду о возмещении причиненного преступлением имущественного или компенсации морального вреда, направленное против обвиняемого или лиц, несущих за него имущественную ответственность, подлежащее рассмотрению в рамках производства по уголовному делу [8].
Работа прокурора на данном направлении заключается в предъявлении гражданского иска в порядке, установленном ч. 3 ст. 44 УПК РФ, высказывании своей позиции по гражданскому иску, осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, в том числе по обеспечению гарантий возмещения вреда, причиненного преступлением.
Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного преступлением, - одно из направлений деятельности правоохранительных органов, осуществляемой в ходе предварительного расследования в рамках предоставленных законом полномочий.
Так, должностные лица органов предварительного следствия устанавливают характер и размер вреда, причиненного преступлениями (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), и обеспечивают возмещение указанного вреда (ч. 3 ст. 42 УПК РФ).
Своевременное установление имущественного положения виновного лица, принятие таких мер, как арест имущества или изъятие похищенного имущества из незаконного владения виновного, обеспечивает возможность реального возмещения ущерба, причиненного преступлением, что, в свою очередь, характеризует качество работы правоохранительных органов на данном направлении деятельности.
Как показывает анализ правоприменительной практики, органами предварительного расследования, как правило, достаточно эффективно принимается комплекс мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного ПКН, и возможной конфискации имущества.
При расследовании уголовных дел о ПКН направляются запросы в регистрационные органы о наличии недвижимости, автотранспорта, банковских счетов, акций и другого движимого и недвижимого имущества у подозреваемого (обвиняемого), его родственников и знакомых. При необходимости принимаются меры по наложению
ареста на имущество обвиняемого, находящееся за рубежом.
Правоохранительными органами устанавливается как имущество, подлежащее конфискации, так и имущество, на которое может быть наложен арест.
Механизм реализации действий сотрудников правоохранительных органов, направленных на возмещение ущерба от преступлений, закреплен в совместном Приказе Генпрокуратуры России № 182, МВД России № 189, МЧС России № 153, ФСБ России № 243, СК России № 33, ФСКН России № 129, ФТС России № 800, ФССП России № 220, Росфинмониторинга № 105 от 29 марта 2016 г. «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями» [6].
В числе основных недостатков работы правоохранительных органов по возмещению ущерба от ПКН можно выделить несвоевременность принятия мер по установлению имущества и наложению ареста на имущество в порядке, предусмотренном ст. 115 УПК РФ, а также неустановление имущества других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, в случаях, когда имелись основания полагать, что имущество получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.
Недостатки в деятельности правоохранительных органов нередко обусловлены низким уровнем взаимодействия органов предварительного расследования с оперативными и экспертными подразделениями, а также с контрольно-надзорными, налоговыми и регистрирующими органами.
В связи с недостатками деятельности правоохранительных органов по возмещению ущерба, причиненного ПКН, на этапе предварительного расследования нередко арест на имущество совершивших его лиц накладывается непосредственно в судебном заседании по ходатайству прокурора.
Следует отметить, что одним из основных вопросов, которому следует уделять особое внимание в ходе работы по возмещению ущерба от ПКН, является определение его размера и существенности. Так, в случае отсутствия в материалах уголовного дела достаточных данных, свидетельствующих об обоснованности вменения подсудимому размера причиненного ущерба или доказательств существенности причиненного вреда, в ходе судебного заседания прокурорам приходится принимать дополнительные меры, направленные на обеспечение соответствующих доказательств, при необходимости привлекаются государственные эксперты. При непредставлении таких доказательств судами выносится оправдательный приговор или принимается решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 3 апреля 2017 г. № 236/8 «Об организации работы по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям престу-
42
ЬА'Н'
плениями» направлено на эффективное решение задач по возмещению ущерба от преступлений органами Генеральной прокуратуры Российской Федерации [7].
Органами прокуратуры и на регулярной основе предпринимаются усилия, направленные на совершенствование указанной деятельности.
На региональном уровне разработаны и действуют организационно-распорядительные документы, регламентирующие работу по обеспечению возмещения ущерба от ПКН, при необходимости в правоохранительные органы направляются информационные письма о недостатках в работе и т.п.
Анализ правоприменительной практики показывает, что к числу причин, затрудняющих процесс возмещения ущерба от ПКН, относятся и недостатки законодательного регулирования.
Так, в настоящее время в задачи оперативно-разыскной деятельности не входит установление доходов и имущества, полученных преступным путем, что в существенной степени затрудняет установление такого имущества. В этой связи представляется целесообразным внести изменения в ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: абзац 5 ст. 2 после слова «конфискации» дополнить словами «а также имущества и доходов, полученных преступным путем» [4].
Анализ правовой природы различных мер, направленных на возмещение ущерба от преступлений коррупционной направленности, позволяет утверждать, что непосредственно на предупреждение преступности нацелена конфискация имущества, предусмотренная главой 15.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Именно в институте конфискации содержится как карательный потенциал, направленный на предупреждение совершения новых преступлений, так и восстановительный (в части возмещения ущерба, причиненного преступной деятельностью) [2].
Анализ правовых оснований конфискации имущества, предусмотренной гл. 15.1 УК РФ, показывает, что применение данной меры не всегда позволяет изымать имущество, полученное в результате совершения ПКН. В таких случаях возмещение ущерба заменяется применением гражданско-правовых либо уголовно-процессуальных мер.
Так, конфискация имущества как мера уголовно-правового характера применяется только на основании обвинительного приговора суда (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Конфискация имущества не может применяться в случаях, когда вынесение обвинительного приговора суда невозможно, в том числе в случаях прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, в связи с деятельным раскаянием, с применением судебного штрафа и др.
Кроме того, законом не конкретизировано, является ли конфискация имущества правом или обязанностью суда, в связи с чем суды не во всех случаях применяют данную меру и изымают имущество.
Также необходимо отметить, что, на основании положений главой 15.1 УК РФ для применения конфискации имущества необходимо доказать факт получения этого имущества именно в результате совершения конкретного ПКН, в совершении ко-
торого обвиняется лицо, после чего возможно это имущество конфисковать по решению суда.
Таким образом, представляется, что повысить результативность принимаемых мер по обеспечению обращения в доход государства имущества коррупционеров и возмещению за счет него ущерба от ПКН после постановления судом приговора способно совершенствование уголовно-процессуальных норм, регулирующих деятельность уполномоченных органов по возмещению ущерба, причиненного ПКН.
Конфискация преступных активов в случаях, когда осуждение лица является невозможным, будет способствовать совершенствованию норм уголовного права.
Список источников:
1. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (Часть I). Ст. 4921.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 28.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (Часть 1). Ст. 6228.
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144- ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
5. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (Часть II). Ст. 5351.
6. Приказ Генпрокуратуры России № 182, МВД России № 189, МЧС России № 153, ФСБ России № 243, СК России № 33, ФСКН России № 129, ФТС России № 800, ФССП России № 220, Росфинмониторинга № 105 от 29 марта 2016 г. «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. № 6. 2016.
7. Указание Генпрокуратуры России от 3 апреля 2017 г. № 236/8 «Об организации работы по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям преступлениями» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.02.2022).
8. Мирошниченко М.Н. Обращение прокуроров в суды с исками о возмещении ущерба, причиненного государству преступлениями // Законность. 2020. № 3. С. 8-11.
9. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=67360817 (дата обращения: 17.02.2022).
References:
1. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated of 18.12.2001 № 174-FZ (as amended on 30.12.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 24.12.2001. № 52 (Part I). Art. 4921.
2. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 28.01.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. № 25. Art. 2954.
ПРАВО
43
MODERN SCIENCE. 2022. № 2.
3. Federal Law of 25.12.2008 № 273-FZ (as amended on 30.12.2021) «On Combating Corruption» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 29.12.2008. № 52 (Part 1). Art. 6228.
4. Federal Law of 12.08.1995 №144-FZ (as amended on 30.12.2021) «On operational-search activity» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 14.08.1995. № 33. Art. 3349.
5. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.07.2021. № 27 (Part II). Art. 5351.
6. Order of the General Prosecutor's Office of Russia № 182, Ministry of Internal Affairs of Russia № 189, Ministry of Emergency Situations of Russia № 153, Federal Security Service of Russia № 243, Investigative Committee of Russia № 33, Federal Drug Control Service of Russia № 129, Federal Customs Service of Russia № 800, FSSP of Russia
№ 220, Rosfinmonitoring № 105 of 29.03.2016 «On the procedure for interaction between law enforcement and other state bodies at the pre-trial stage of criminal proceedings in the field of compensation for damage caused to the state by crimes» // Bulletin of the Federal Bailiff Service. № 6. 2016.
7. Instruction of the Prosecutor General's Office of Russia of 03.04.2017 № 236/8 «On the organization of work to compensate for damage caused to the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation, municipalities, state and municipal unitary enterprises by crimes» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 17.02.2022).
8. Miroshnichenko M.N. Appeal of prosecutors to the courts with claims for compensation for damage caused to the state by crimes // Legality. 2020. № 3. P. 8-11.
9. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=67360817 (date of access: 17.02.2022).
Информация об авторе
Е.В. Красникова - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации
Контакты:ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022 Information about the author
E.V. Krasnikova - Candidate of Legal Sciences, leading researcher of the department of scientific support for prosecutorial supervision and strengthening the rule of law in the sphere of state and municipal service, anti-corruption of the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
Contacts: ul. 2-ya Zvenigorodskaya, 15, Moscow, Russia, 123022
Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 04.03.2022; принята к публикации 09.03.2022. The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 04.03.2022; accepted for publication 09.03.2022.
44 - LAW -