Научная статья на тему 'К вопросу о воспитании: Иоанн Златоуст и Лев толстой'

К вопросу о воспитании: Иоанн Златоуст и Лев толстой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСТВО" / ПЕРВОИСТОЧНИКИ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / "HUMAN EVOCATION" / UNIVERSAL HUMAN VALUES / HUMANE CULTURE / SPIRITUALITY / EDUCATION / SOURCE DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брешковская Каринэ Юрьевна, Кувырталова Марина Александровна, Сороцкий Михаил Самуилович

В статье исследуются антропологические аспекты философско религиозных воззрений Иоанна Златоуста и Л. Н. Толстого, позволяющие рассматривать воспитание как один из главенствующих факторов развития личности и культуры общества. Особое внимание в статье уделено изучению первоисточников, в которых определяется идейное своеобразие гуманитарного образования, а их главной задачей является воссоздание целостного смысла и цели воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING EDUCATION: IOANN ZLATOUST AND LEV TOLSTOY

The article reviews anthropological aspects of philosophic -religious views of Ioann Zlatoust and L.N. documents which determine ideological peculiarity of humane education, and Tolstoy as one of the predominant factors of personality development and social environment. The emphasis in the article will be made on review of source their main goal is to recreate integral meaning and aims of education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитании: Иоанн Златоуст и Лев толстой»

УДК 37.01

Брешковская К.Ю. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Кувырталова М.А. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Сороцкий М.С. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-74-37; е-таПфЬПеоШБрцЛШа.ш

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ: ИОАНН ЗЛАТОУСТ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ

В статье исследуются антропологические аспекты философско-религиозных воззрений Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого, позволяющие рассматривать воспитание как один из главенствующих факторов развития личности и культуры общества. Особое внимание в статье уделено изучению первоисточников, в которых определяется идейное своеобразие гуманитарного образования, а их главной задачей является воссоздание целостного смысла и цели воспитания.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности,

человекотворчество», первоисточники, гуманитарная культура, духовность, воспитание

Гуманитарная наука, реализуя культурные, ценностно-ориентированные и идентификационные универсальные функции в системе «человек - социум», все более выступает в форме образования как ресурса, способного обеспечить устойчивое развитие личности и всех сфер жизнедеятельности общества.

Ориентируясь на идею «человекотворчества», современное образование является одним из главенствующих факторов и условий реализации культуры, гуманизации и гармонизации жизни.

Новое постиндустриальное общество определилось не только вследствие развития технологий перераспределения трудовых ресурсов, но и раскрытием нового основного ресурса - ресурса индивидуальности конкретной личности.

Рассматривая гуманитарную культуру как «форму духовной рефлексии», «результат духовного самопроизводства человека и общества», А. Запесоцкий предлагает следующие условия формирования оптимального образа личности в единстве его трех ипостасей:

во-первых, единство с самим собой, тождественное отражение самого себя, собственной природы (рода);

во-вторых, коммуникативного единства человека с миром значимых других;

в-третьих, единства с Идеалом, то есть образа как «следа» проекции на личность высших форм выражения человеческой сущности [6].

Таким образом, онтологический срез деятельности личности обнаруживается в системе базовых культурных ценностей, в языке, искусстве, в общественной нравственности, нормах, традициях и идеалах. Этический идеал, формирующийся определённой культурой и отражающий в себе её представления о значимых ценностных основаниях и способах их воплощения,

лежит в основе разнообразных педагогических концепций и воспитательных систем. Поэтому в числе важнейших направлений исследовательской деятельности современного образования является работа по изучению мировой философско-педагогической мысли различных исторических эпох, вошедших в «золотой фонд» общечеловеческих ценностей. Их главная заслуга состоит в повороте философско-педагогической мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности, творящей мир культуры и объединяющей в своём внутреннем мире и поведении распространение идей духовного просвещения.

Для современного исследования роли религиозно-философских и педагогических взглядов мыслителей, педагогов и их вклада в развитие современного образования, понимания традиций большое значение имеет изучение первоисточников, особенно, просветительско-педагогических, публицистических работ, в которых определяется идейное своеобразие гуманитарного образования. Они составляют культурно-ценностный архив и идентификационный ресурс социума, невостребованность или разрушение которого, на наш взгляд, неизбежно ведёт к расколу общества, экзистенциональной пустоте, утрате смысла существования человека.

Основными видами первоисточников являются памятники древней письменности, древние рукописи по вопросам воспитания и обучения, характеризующие работу школы; сочинения выдающихся педагогов, труды по истории, истории философии, особенно тех авторов, педагогические взгляды которых имеют особое значение в истории педагогической мысли для понимания идейного своеобразия гуманитарного образования. (например, Иоанн Златоуст, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.).

Изучение первоисточников позволяет конкретизировать основные теоретические положения о сущности педагогических систем, концепций, взглядов мыслителей в их историческом развитии; осуществить сравнительно-сопоставительный анализ различных точек зрения на сущность всемирного историко-педагогического процесса; представить сущность педагогических идей, теорий в контексте лучших гуманистических традиций.

Методологические аспекты в работе исследователей с первоисточниками предполагают реализацию следующих принципов:

- научности и доступности: обеспечение применения утвердившихся в науке положений для осмысления педагогических категорий и понятий (образование, воспитание, обучение, развитие и др.) в их исторической динамике, во взглядах различных мыслителей; раскрытие и показ внутренней связи понятий, идей с мировоззрением автора;

- системности, позволяющей проследить развитие ведущих педагогических идей и концепций, осуществить сравнительно-сопоставительный анализ взглядов мыслителей на наиболее важные педагогические проблемы (цель и задачи воспитания, образования, содержание и организация данных процессов, принципы их реализации, деятельность школы, требования к учителю и т.д.);

- связи теории с практикой: соотнесение ведущих теоретических

положений с реальной педагогической практикой той эпохи, страны, представителем которой является данный автор; видение актуальности авторских педагогических позиций для современности;

- целостности: рассмотрение отдельных теоретических положений (идей) как части целостной концепции [8].

Среди основных направлений, нашедших отражение в работах мыслителей различных исторических эпох, актуальных для современной концепции образования, возможно выделить попытки воссоздания целостного смысла и цели воспитания. В связи с этим научный интерес представляет исследование гуманитарного потенциала в творчестве Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого, который предполагает рассмотрение концепции духовности в рамках категории «воспитание». В контексте данной проблематики онтологический критерий переносит акцент исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего её высшие устремления и достижения.

Важнейшей функцией культуры (cultura anima) с древнейших времён является возделывание и взращивание души. В рамках данной проблематики феномен воспитание может рассматриваться как способность человека приобщаться к добродетельному ведению жизни в условиях социального целого, осуществляемое посредством воспитания, то есть впитывания культурного наследия человечества.

Анализ речей («Уроки о воспитании», «Воспитание», «К верующему отцу» и др.) Иоанна Златоуста и работ исследователей (В. И. Экземплярского, И. Зейпеля, И.В. Попова, Г. Флоровского), посвящённых его творчеству, а также ретроспективный анализ философско-педагогических произведений Л.Н. Толстого позволяет заключить, что вопросы духовного становления, роли и места воспитания и образования в жизни людей, постоянно находились в центре внимания и Иоанна Златоуста, и Л.Н. Толстого. Несмотря на различие эпох поздней античности и нового времени, следует отметить и нечто общее, что, несомненно, обусловливало особое внимание мыслителей к проблеме воспитания - наличие социально-экономических противоречий, ярко выраженная культурная неоднородность, утверждение индивидуальности человека и как следствие этого - его «беспомощность» перед лицом превратностей судьбы.

Время, на которое приходится рождение и жизнь Иоанна Златоуста, характеризуется фактом противоборства уходящего в историю язычества и распространяющегося христианства. Гонения на христиан, а также профессиональная адвокатская практика, открывшие сферу действительности со стороны неправедности, глубокого несоответствия требованиям христианского идеала, послужили побудительными причинами обращения Иоанна Златоуста к служению Богу и людям. Иоанн Златоуст явился проводником и популязатором идей христианства Римской империи эпохи упадка. В его гомилиях (речах), обращённых к людям, поднимаются проблемы власти, хозяйственной этики, семьи и воспитания в контексте христианской морали [13].

Ретроспективный анализ речей Иоанна Златоуста позволяет рассматривать проблему смысла и назначения воспитания в контексте гуманитарной культуры, ориентирующей человека на преодоление «мирских» соблазнов, собственных пороков и недостатков ради утверждения в своей жизни высших нравственных и религиозных ценностей. Он считал воспитание детей в христианском духе важнейшей религиозной заповедью и уделял этим вопросам большое внимание в своих проповедях. Особо он подчеркивал ответственность семьи за правильное духовно-нравственное воспитание. «Не перестану я ублажать вас, просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться о наставлении детей» - отмечал Златоуст (1 Тим. 2, 15). Он утверждал, что «если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств. Закон, говорит апостол, положен не для праведника (1 Тим. 1, 9). Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их великим бедствиям, и предаем в руки палачей, и часто ввергаем в пропасть» [12, с. 7879]. По мнению Златоуста, основная цель воспитания - воспитание «... детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Это первое и величайшее из благ (1)» [12, с. 79].

« ... Дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни», - отмечает Иоанн Златоуст в речах «О воспитании» [9, с. 88]. Под долгом воспитать своих детей св. Златоуст понимал как долг «... образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве»[5].

В осмыслении вопросов духовного воспитания Иоанн Златоуст отталкивался от понятия «попечение». Возлагая всю полноту ответственности на родителей, Златоуст, в свою очередь, ссылается на мнение ап. Павла: «Судия с одинаковою строгостью требует от нас (попечения о) спасении нашем и наших ближних. Посему Павел везде убеждает, чтобы «никто» не искал «своего, но каждый [пользы] другого» (1 Кор.10:24). Далее Свт. Златоуст стремится уточнить употребление ап. Павлом понятия «попечение». Что значит родитель «не печется» о ребенке своем? «Я думаю, что он (ап. Павел) разумеет попечение о душе: если же ты не согласишься, то тогда мое мнение будет еще более твердым. Ибо если он говорит это о теле, предает такому наказанию и называет худшим язычников не подающего этой ежедневной пищи; то где будет место тому, кто небрежет о важнейшем, о необходимейшем?» [15. Т. 1, с. 148].

Таким образом, Иоанн Златоуст говорил о чрезвычайной значимости и приоритетности развития нравственной сферы в духовном становлении ребёнка и считал, что: «Прежде образуй душу сына твоего, а стяжания он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег, и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оста вить его богатым? Научи его быть добродетельным. Ибо таким образом он может и состояние умножить, если же и не умножит, то, по крайней мере, он ничем не будет хуже людей

зажиточных» [12, с. 81].

Специфика решения свт. Златоустом вопросов духовного воспитания и ответственности родителей за воспитание детей нашла отражение в определенной иерархия грехов, где «нерадение о детях» рассматривается Иоанном Златоустом больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия. Он отмечал: «Итак, первая, снизу идущая, степень порочности и жестокости -оставлять без внимания рабочий и домашний скот врагов, когда он страждет; а вторая за ней высшая - не радеть о самих врагах; потому что насколько человек превосходнее бессловесного, настолько этот грех больше того; третья за этою (степень) - презирать братий, хотя бы они были и незнакомые; четвертая - не радеть о домашних; пятая - когда небрежем не только об их теле, но и о погибающей душе; шестая, - когда беспечно смотрим на гибель не только домашних, но и детей наших; седьмая - когда не ищем и других, кто бы о них позаботился, восьмая - когда и тем, которые сами собою хотят это делать, препятствуем и запрещаем; девятая - когда не только препятствуем, но и восстаем против них» [14, Т.1, с. 149-150].

Иоанн Златоуст в своих речах утверждал, что основой нравственного воспитания является целомудрие. Целомудренный человек, по мнению свт. Златоуста, отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях. В этом значении целомудрие есть «здравие ума и души» (из Беседы 4-й на послание к Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с Богом - есть потеря целомудрия. Неслучайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в творении [4]. «...будем удерживать порывы наших детей и то страхом, то убеждениями, будем обуздывать юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Не будем оставлять юношей без попечения; но зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их браком по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохраняются и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти...» [1, с. 94]. Он подчёркивал, что любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов.

Небезынтересно заметить, что в работе «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей» [3] Златоуст среди важных условий правильного воспитания отмечает особое значение речи, поэтому задача родителей, воспитателей следить за ее чистотой от всякого рода сквернословия и злословия: «И таким образом сами врата эти будут достойны Господа, так что не произносится ни позорное, ни глумливое, ни бессмысленное, но лишь то, что подобает владыке».

Другими, не менее важными «вратами» воспитания, по мнению Златоуста, является слух, который не должен воспринимать «ничего неуместного». В связи с этим он отмечает значимость рассказов и бесед на

религиозно-нравственные темы, призванные «образовывать» душу ребенка.

«Врата», благодаря которым «душа открывается небу и обладает красотой» - это врата глаз.

Вслед за античными мыслителями (Платоном), Златоуст обращает внимание на роль в воспитании добродетелей воли, «сердца», и, особенно, разума, который необходимо сделать «понятливым и изгнать всяческое неразумие» (1020, 85).

Таким образом, обращение к педагогическим воззрениям свт. Иоанна Златоуста позволяет прийти к заключению, что взгляды проповедника на специфику духовного воспитания - один из аспектов его многогранного наследия. Убежденность в чрезвычайно широких возможностях воспитания связана с новым динамическим восприятием человека, характерным для монотеизма, утверждающего в качестве основополагающей истины идею о сотворении мира из ничего. При этом его интересуют именно эмоциональные аспекты педагогического воздействия - воспитание чувств и души. В гомилиях свт. Златоуста главнейшая задача воспитания представлена как учение детей в наставлении Господнем. Это, - по мнению Златоуста, - первое и величайшее из благ. И поэтому воспитание, по мысли Златоуста, для того чтобы быть успешным, должно базироваться на онтологических и аксиологических основаниях - добродетели, целомудрии, любомудрии. Тренировка христианских добродетелей, а не знаний, по мнению Иоанна Златоуста, должна составить основу воспитания верой. Данные идеи нашли свое дальнейшее развитие в истории гуманистической мысли, одним из представителей которой был Л.Н.Толстой.

Период, в котором складывалось и развивалось философско-педагогическое мировоззрение Л.Н. Толстого, был насыщен крупными историческими событиями: нарастающим противоборством полярных тенденций общественно-политической жизни России, выразившихся, с одной стороны, в реформаторских усилиях правительства по пути преобразования страны в буржуазное государство, а с другой, - в эскалации агрессивности политических сил, проповедовавших революционные идеи решительного слома самодержавия и радикального переустройства общества [11].

Под влиянием реформ правительства Александра II вопросы воспитания и образования рассматривались как главнейшие среди других вопросов общественного бытия. В пореформенный период в России 1850-1870 гг. происходило распространение гуманистических и демократических взглядов. Данный процесс выдвигал перед теоретиками педагогики в качестве первоочередной задачи разработку новых целей образования и воспитания, ориентированных на обеспечение свободы личности, раскрытие ее творческого потенциала.

Сложившиеся социально-экономические условия побудили Л.Н. Толстого выбирать «новые, особые пути» решения вопросов народного просвещения и явились источником формирования его личных социально-философских идей о всемирном единении человечества на основе любви и разумности. Л.Н.Толстой не признавал никаких внешних «объективированных»

характеристик изменений общественного устройства, не имеющих нравственных причин, условий и нравственных установок личности. В этой связи он предлагал особый способ решения проблемы о новом общественном устройстве. Способ этот, по мнению Л. Н. Толстого, состоит преимущественно в собственном духовном совершенстве, необходимом для приобретения силы воздействия на других добром, любовью и разумным освещением [16, Т. 38, с. 91].

Л.Н. Толстой подчёркивал, что сущность этой идеи состоит в стремлении к единению с другими людьми и Богом, единению, проявляемому любовью, на приучение себя к этой любви должны быть направлены все-все силы. Л.Н.Толстой отмечал, что «уяснение этого нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» [16, Т. 25, с. 226].

Данные положения во многом, как показывает проведенный анализ первоисточников, были созвучны идеям Иоанна Златоуста и определили педагогическую позицию Л.Н.Толстого по вопросу роли и назначения воспитания. Он был убежден, что именно любовь во взаимоотношениях людей и жизни общества есть то благо, к которому должно стремиться человечество. Он писал: «... благо, истинное благо, не такое благо, которое нынче может быть благом, а завтра может стать злом, и не такое, какое было бы благом для одного тебя, а злом для других, а одно истинное несомненное благо, такое благо, которое благо и для тебя, и для всех людей, и сегодня и завтра и во всяком месте. А такое истинное благо дается только тому, кто исполняет закон своей жизни. Закон же этот ты знаешь и по разуму, и по учениям всех мудрецов мира, и по влечению своего сердца. Закон этот любовь: любовь к высшему совершенству, к Богу и ко всему живому и в особенности к подобным себе существам - людям» [16, Т. 38, с. 96].

Антропологические аспекты философско-религиозных взглядов Л.Н. Толстого представлены его учением о человеке духовном. Учение о человеке духовном изложено в произведениях «О жизни», «Круг чтения», «Путь жизни» и др., в которых Л.Н. Толстой стремился показать, что смысл и содержание жизни человека заключаются в развитии нравственного самосознания, в постоянном утверждении себя как духовно-нравственной личности. Л.Н. Толстой рассматривал духовность как высшее начало, истинную основу жизни человека и всего мира. Рождение духовного человека происходит тогда, когда в нем пробуждается «разумное сознание», которое мыслитель рассматривал во взаимосвязи с понятием «совесть». Для выявления сущности процесса воспитания в контексте антропологических взглядов Л.Н. Толстого мы обратились к его мыслям о смерти и бессмертии. Глубоко прочувствовав потребность в бессмертии каждого, кто пришел в этот мир, Л.Н. Толстой поставил вопрос о нравственном бессмертии личности. Эта позиция мыслителя имеет методологический характер для понимания гуманистической сущности процесса воспитания.

Обращение к наследию Л.Н. Толстого и работам исследователей (Е.Д. Мелешко, Н.В. Кудрявой, М.А. Лукацкого и др.), посвящённых его творчеству, позволяет заключить, что вопросы духовно-нравственного становления

человека, роли и места образования в жизни людей постоянно находились в центре внимания Л.Н. Толстого и рассматривались во взаимосвязи. Существенным фактором, определившим целостный характер этики Л.Н. Толстого, является единство религиозно-философских принципов учения и духовно-нравственного опыта жизни. Фундамент, на котором строится этика Л.Н. Толстого, образуют принципы любви, непротивления злу насилием и неделания. Они были положены Толстым в основу определения идеала и целей профессиональной деятельности учителя, сущности его взаимодействия с учащимися в процессе обучения и воспитания. По мнению Л.Н. Толстого, профессиональная деятельность учителя, обусловленная религиозно-нравственными принципами любви, непротивления злу насилием, самодвижения, усилия, предполагает достижение «идеала блага»; обеспечивает осознанный выбор учащимися вектора своего индивидуального развития; способствует формированию чувственно-эмоциональной сферы ребёнка как необходимой для жизни и движения к благу отдельного человека и человечества. И потому, писал Л.Н. Толстой, для того чтобы образование было плодотворным, т.е. содействовало бы движению человечества к все большому и большому благу нужно выработать общее для обучаемых и обучающих основание, вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответствии их важности размерах. Таким основанием всегда было и не может быть не что другое как религия [15, с. 489-490]. Поэтому, отмечал Толстой, в основу современного образования должны быть поставлены два самых главных и необходимых, отсутствующих в нашем образовании предмета: религиозное понимание и нравственное учение. «И потому полагаю, - писал отечественный педагог-философ в 1909 году, - что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования. В этом, по моему мнению, в наше время состоит первое и, пока оно не будет сделано, единственное дело не только образования, но и всей науки нашего времени, не той, которая вычисляет тяжесть той звезды, вокруг которой вращается солнце, или исследует происхождение организмов за миллионы лет до нашего времени, или описывает жизни императоров, полководцев, или излагает софизмы богословия или юриспруденции, а той одной, которая есть точно наука, потому что нужна действительно людям. Нужна же людям потому, что, наилучшим образом отвечая на те, одни и те же вопросы, которые везде и всегда ставил и ставит себе всякий разумный человек, вступающий в жизнь, она содействует благу как отдельного человека, так и всего человечества» [15, с. 494].

Сравнительный анализ по проблеме исследования показал, что во взглядах на вопросы воспитания И. Златоуст и Л.Н. Толстой были едины в понимании необходимости духовно-нравственного воспитания детей, ориентированного на преодоление «мирских соблазнов» и «собственных пороков». В решении этой задачи они выступали не только как мыслители,

философы, но и практики-новаторы, собственная просветительская и педагогическая деятельность которых основывалась на антропологическом учении, имевшем ярко-выраженный религиозно-нравственный характер. Однако, если Златоуст среди способов воспитания допускал наказания, «когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком», угрозой побоев или розги, то Л.Н. Толстой считал их неприемлемыми с точки зрения идеи «ненасилия», свободного развития личности.

В контексте культурных детерминант проблемы воспитания Л.Н. Толстой рассматривал через реализацию таких функций:

- культуротворческая, предполагающая развитие личности, прежде всего, через овладение ею формами духовно-практического опыта человечества;

- этическая, позволяющая учителю реализовывать нравственный потенциал педагогического процесса (образования), нести ответственность за его результаты перед учениками, обществом, Богом, самим собой.

Таким образом, рассмотрение отдельных теоретических положений (идей) Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого как части целостной концепции человека духовного, позволяет рассматривать воспитание как один из главенствующих факторов развития личности и культуры общества, детерминированных духовностью, разумностью, нравственным самосовершенствованием, состоянием науки и образования в целом.

В целом, в условиях утверждения в отечественном образовании гуманистической парадигмы общественного развития, необходимости возрождения духовности обращение к религиозно-философским и педагогическим трудам Иоанна Златоуста и Л.Н. Толстого, актуализирует такие проблемы, как:

-теоретической разработки вопроса синтеза веры и знания в современном образовании, ориентированном на развитие личности учащегося;

- разработка концепции человека как человека духовного;

- трансляции культурного понимания в современном образовательном процессе;

- осмысление новых подходов к современному образованию как к средству совершенствования личности и общества;

- разработка вопросов профессиональной психолого-педагогической этики и др.

Литература

1. Азбука православного воспитания: сборник по творениям святителей / ред. Н.А. Ильичева. М.: Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1997. 223 с.

2. Брешковская К.Ю. Философско-педагогическое осмысление Л.Н. Толстым специфики профессиональной деятельности учителя: дис... канд. пед. наук : 13.00.01. Москва, 2008. 194 с.

3. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей [Электронный ресурс] // Страничка православной матери: [сайт]. URL: http://www.orthomama.ru/cat80text274 .htm (дата обращения: 10.10.2014).

4. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне [Электронный ресурс] //Азбука веры : [сайт]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/7Ioann Zlatoust/ob Anne (дата обращения: 10.10.2014).

5. Иоанн Златоуст. Уроки воспитания [Электронный ресурс] // РгоШколу.ру : [интернет-портал]. URL: http://www.proshkolu.ru/user/ksmsweta2/file/3026309 (дата обращения: 10.10.2014).

6. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.

7. Златоуст Иоанн, свят. Избранные поучения. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002. 589 с.

8. Кувырталова М.А., Власов Э.В., Тарасова Ю.А. История образования и педагогической мысли: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей вузов. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. 333 с.

9. Лукацкий М.А. Образование и культура в творчестве Л.Н. Толстого. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 232 с.

10. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. М.: Наука, 2006. 309 с.

11. Очерки истории российского образования: к 200-летию министерства образования российской Федерации: в 3 т. Т. 2. М.: МГУП, 2002. 316 с.

12. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. М.: ДАРЪ, 2006. 576 с.

13. Сороцкий М.С. Хозяйственная этика Иоанна Златоуста : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05. Тула, 2004. 161 с.

14. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: В 2 кн. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1898.

15. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Кудрявая. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 592 с.

16. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. / гл. ред. Н.С. Родионов. М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1928-1959.

Breshkovskaya K.Yu., Kuvirtalova M.A., Sorotsky M.S.

CONCERNING EDUCATION: IOANN ZLATOUST AND LEV TOLSTOY

The article reviews anthropological aspects of philosophic - religious views of Ioann Zlatoust and L.N. documents which determine ideological peculiarity of humane education, and Tolstoy as one of the predominant factors of personality development and social environment. The emphasis in the article will be made on review of source their main goal is to recreate integral meaning and aims of education.

Keywords: universal human values, "human evocation", source documents, humane culture, spirituality, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.