Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОТОКОВОГО ТИПА ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА'

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОТОКОВОГО ТИПА ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПОРТАЛЬНОГО ТИПА / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОМПЛЕКС РАСПОЗНАВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ / СКАНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Назинцев Сергей Юрьевич, Минасян Артур Рубенович

В статье рассмотрены актуальные вопросы разработки перспективного интеллектуального пункта пропуска. Для реализации предложенной модели интеллектуального пункта пропуска отмечена необходимость применения некоторых технических элементов. Авторами предложена схема прохождения контроля транспортных средств в интеллектуальном пункте пропуска. Сделан вывод о предпочтительности применения инспекционно-досмотровых комплексов потокового типа, где в качестве источника излучения используют бетатрон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Назинцев Сергей Юрьевич, Минасян Артур Рубенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF STREAMING-TYPE SCANNING THROUGHPUT NII SYSTEMS WHEN CREATING AN INTELLIGENT CUSTOMS CONTROL CHECKPOINT

The article deals with topical issues of the development of a promising intellectual checkpoint. To implement the model of an intelligent checkpoint, the application of the necessary of some technical elements is considered. The authors scheme for passing vehicle control at an intelligent checkpoint is proposed. It is concluded that it is preferable to use streaming-type scanning Throughput NII systems, where a betatron is used as a radiation source

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОТОКОВОГО ТИПА ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА»

УДК 339.5

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОТОКОВОГО ТИПА ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА

Кулешов Александр Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, канд. техн. наук, доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Назинцев Сергей Юрьевич

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), инженер кафедры прикладной механики и инженерной графики, e-mail: snazintsev@ yandex.ru

Минасян Артур Рубенович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: stkidk@mail.ru

В статье рассмотрены актуальные вопросы разработки перспективного интеллектуального пункта пропуска. Для реализации предложенной модели интеллектуального пункта пропуска отмечена необходимость применения некоторых технических элементов. Авторами предложена схема прохождения контроля транспортных средств в интеллектуальном пункте пропуска. Сделан вывод о предпочтительности применения инспекционно-досмотровых комплексов потокового типа, где в качестве источника излучения используют бетатрон

Ключевые слова: таможенный контроль; предварительная информация; инспекционно-досмотровые комплексы портального типа; единая информационная система; комплекс распознавания государственных регистрационных знаков; сканирование транспортных средств

INTRODUCTION OF STREAMING-TYPE SCANNING THROUGHPUT NII SYSTEMS WHEN CREATING AN INTELLIGENT CUSTOMS CONTROL CHECKPOINT

Kuleshov Alexander V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Customs Operations and Customs Control, Candidate of Technical Sciences, Docent, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Nazincev Sergey Yu.

Saint Petersburg Electrotechnical University «LETI», Engineer of the Department of Applied Mechanics and Engineering Graphics, e-mail: snazintsev@ yandex.ru

Minasyan Artur R.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Affairs, e-mail: stkidk@ mail.ru

The article deals with topical issues of the development of a promising intellectual checkpoint. To implement the model of an intelligent checkpoint, the application of the necessary of some technical elements is considered. The authors scheme for passing vehicle control at an intelligent checkpoint is proposed. It is concluded that it is preferable to use streaming-type scanning Throughput NII systems, where a betatron is used as a radiation source

Keywords: customs control; preliminary information; scanning Throughput NIIS (non intrusive inspection systems); unified information system; the complex of recognition of License plate; vehicle scanning

Для цитирования: Кулешов А.В., Назинцев С.Ю., Минасян А.Р. К вопросу о внедрении инспекционно-досмотровых комплексов потокового типа при создании интеллектуального пункта пропуска // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 25-30.

Разработка интеллектуальных пунктов пропуска (далее - ИПП) является реализацией распоряжения Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1], а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363 «Об утвер-

ждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [2].

Ключевой задачей, реализуемой с помощью ИПП, должно быть повышение пропускной способности пункта пропуска не менее чем в 10 раз [3].

Целевыми ориентирами построения ИПП яв-

ляется повышение пропускной способности имеющихся пунктов пропуска, повышение эффективности таможенного контроля, внедрение потоковых технологий таможенного контроля, способных обеспечивать контроль транспортных средств и пассажиров вне влияния субъективного фактора применяющих их должностных лиц [4].

Техническое оснащение ПП для реализации потокового контроля с комплексным анализом уровня известных рисков нарушения законодательства как для транспортных средств, так и для товаров в настоящее время ограничено лишь оборудованием для таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также для измерения веса и габаритных размеров.

При разработке модели перспективного ИПП необходимо исходить из того, что основным элементом функционирования такой модели должна стать единая информационная система, способная обеспечить:

- возможность работы в качестве точки приема расширенной предварительной информации (ПИ) для всех государственных контрольных органов;

- интеграцию с программным обеспечением технических средств;

- контроль за перемещением транспортных средств (система визуализации с функцией распознавания и считывания государственных регистрационных знаков (далее - ГРЗ) транспортных средств и контейнеров, диспетчеризация их перемещения);

- реализацию системы электронной очереди;

- электронный документооборот.

На ИПП будет выполняться потоковое (автоматическое) определение: весогабаритных характеристик транспортного средства, государственного номера и модели транспортного средства. Помимо этого на ИПП будет осуществляться: съемка (фотографирование) днища транспортного средства, интеллектуальный анализ рентгеновских изображений (предварительный отбор снимков для более детального анализа должностным лицом) и взаимодействие с интегрированной системой ИПП.

При реализации модели ИПП для автомобильных перевозок на этапе прибытия (въезда) должны применяться технические элементы, как указано ниже.

До прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС таможенным органам представляется предварительная информация. На ее основе в единой информационной системе формируется учетная запись, которая будет выступать единой точкой приема всей последующей информации о перевозке.

В качестве идентификатора такой записи единая информационная система направляет перевозчику уникальный идентификатор (например, вали-датор, QR-код, штрих-код, транспондер и т.п.)

При въезде транспортного средства в ИПП идентификатор определяется специальным стационарным устройством для дистанционного

считывания информации, размещенном на въезде. При этом представитель перевозчика (водитель) подносит идентификатор к такому устройству и происходит считывание идентификатора, либо считывание происходит автоматически при использовании в качестве идентификатора транспон-дера. Информация о въезде транспортного средства в ИПП передается в единую информационную систему и сверяется с ПИ.

Комплекс распознавания ГРЗ должен обеспечить:

- фотографирование транспортного средства и ГРЗ;

- распознавание ГРЗ фронтальному и тыловому изображениям;

- автоматическое считывание и распознавание переднего и заднего ГРЗ (в случае автопоезда - переднего ГРЗ тягача и заднего ГРЗ прицепа).

Комплекс распознавания ГРЗ должен обеспечить формирование блока данных и комплекта фотоматериалов по каждому проезду транспортного средства, передачу блока данных в комплекс сбора, передачу данных по каналам связи в единую информационную систему ИПП.

В помещении туннельного типа располагаются Комплексы весового и габаритного контроля транспортных средств, система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов и ИДК.

Его размещение предполагается на пути следования транспортных средств.

Комплекс весового контроля должен обеспечить поосное взвешивание транспортных средств, вычисление суммарной массы транспортного средства, а также формирование блока данных по каждому проезду транспортного средства и передачу блока данных в единую информационную систему ИПП.

Блок данных, формируемый комплексом весового контроля, должен содержать:

- идентификатор блока данных;

- метку даты и времени;

- массу транспортного средства;

- количество осей транспортного средства;

- расстояние между осями транспортного средства;

- массу, приходящуюся на каждую ось транспортного средства, или сумму масс осей транспортного средства, входящих в группу.

Комплекс транспортного габаритного контроля должен определять наличия прицепа, полуприцепа, контейнера и обеспечивать:

- замер линейных характеристик транспортного средства - высоту, ширину и длину;

- распознавание категории транспортного средства;

- формирование блока данных по каждому проезду транспортного средства и его передачу в единую информационную систему ИПП.

Блок данных, формируемый комплексом транспортного габаритного контроля, должен содержать:

- идентификатор блока данных;

- метку даты и времени;

- максимальные габариты транспортного средства (высоту, ширину, длину);

- флаг наличия прицепа;

- флаг наличия полуприцепа;

- флаг наличия контейнера;

- категорию транспортного средства.

Автоматизированный комплекс радиационного

контроля должен обеспечить в непрерывном автоматическом круглосуточном режиме радиационный контроль перемещаемых товаров, включая багаж физических лиц, транспортных средств международной перевозки, формирование блока данных результатов радиационного контроля по каждому проезду транспортного средства (проходу физического лица) и передачу сформированного блока данных в единую информационную систему ПП:

- идентификатор блока данных;

- метку даты и времени;

- фронтальное изображение транспортного средства;

- ГРЗ автотранспортного средства (прицепа) (идентификатор физического лица);

- результаты радиационного контроля;

- отсутствие превышения радиационного фона;

- флаг наличия превышения радиационного фона;

- канал превышения радиационного фона (гамма и/или нейтронный);

- степень радиационной опасности объекта контроля;

- характер превышения ионизирующего излучения (локальный или распределенный);

- флаг наличия локального источника ионизирующих излучений;

- место размещения локального источника ионизирующего излучения в грузовом отсеке (объекте контроля).

Инспекционно-досмотровый комплекс (далее -ИДК) портального типа должен обеспечивать:

- 100% сканирование автотранспортных средств, пересекающих пункт пропуска, не ухудшая при этом пропускную способность пункта пропуска;

- формирование рентгеноскопического изображения с достаточным для идентификации объекта контроля уровнем качества (транспортное средство, перемещаемый товар), обеспечивающего возможность сопоставления визуальной информации со сведениями из соответствующей документации об автотранспортном средстве, перемещаемом товаре (объекте контроля);

- автоматический анализ рентгеноскопических изображений (при наличии технического решения);

- соблюдение требований и норм радиационной безопасности;

- отсечку кабины водителя транспортного средства при сканировании объекта контроля;

- распознавание и фиксирование государственных регистрационных номеров и модели ска-

нируемых автотранспортных средств посредством интегрированной системы визуализации.

Блок данных (файла снимка ИДК), формируемый ИДК портального типа, должен содержать:

- рентгеноскопическое изображения объекта контроля (снимок ИДК);

- идентификатор блока данных (уникальный номер снимка ИДК);

- наименование и код таможенного органа в пункте пропуска;

- дату и время проведения сканирования, в том числе время начала и окончания сканирования;

- ГРЗ автотранспортного средства (прицепа);

- номер контейнера;

- наименование и номера товарных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов;

- наименование и ИНН отправителя, получателя и перевозчика;

- наименование таможенной операции, при которой производится осмотр с использованием ИДК (прибытие, убытие, транзит);

- наименование (описание) товара - код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (на уровне 6 знаков) перемещаемого товара;

- наименование страны происхождения, отправления и страны назначения перемещаемого товара;

- ФИО и номер личной номерной печати оператора, производящего анализ рентгеноскопического изображения объекта контроля (при отсутствии возможности автоматического анализа);

- историю действий оператора, производящего анализ рентгеноскопического изображения объекта контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- комментарии о ходе анализа рентгеноскопического изображения;

- выделение области на рентгеноскопическом изображении, вызывающие подозрения (требующие комментария);

- заключение о статусе (без подозрения/под подозрением) по результатам анализа рентгеноскопического изображения объекта контроля.

ИДК потокового типа будет интегрирован в единую информационную сеть ИПП в интересах государственных контрольных органов, при этом будет обеспечена совместимость изображений с другими производителями ИДК (UFF совместимость).

В случае создания комплекса досмотра на основе ИДК потокового типа, его комплексирования с весовым оборудованием, оборудованием транспортного габаритного контроля, автоматизированной системой досмотра днища ТС, распознаванием и фиксированием государственных регистрационных номеров и модели сканируемых автотранспортных средств потоковый ИДК становится интеллектуальным ядром пункта пропуска.

Анализ характеристик существующих ИДК

перемещения ТС через потоковый ИДК.

В целом, можно рассматривать следующие варианты таможенного контроля транспортных средств на ИПП при использовании ИДК потокового типа:

1. Сканирование транспортного средства на ИДК портального типа с кабиной и водителем.

2. Сканирование грузового отсека транспортного средства под управлением водителя на ИДК портального типа, но без кабины (с последующим инструментальным досмотром кабины с использованием переносных технических средств таможенного контроля).

3. Сканирование транспортного средства с кабиной без водителя с использованием тягача-эвакуатора.

4. Сканирование легкового транспортного средства на ИДК портального типа с водителем (обеспечивается доза 60 нЗв за сканирование при работе ИДК 1ББ-Л на пониженной мощности излучения 4 МэВ).

Предложение водителям транспортных средств выбора варианта контроля транспортного средства важно с юридической точки зрения в целях исключения исковых требований к администрации ИПП по причине возможного нанесению вреда здоровью.

Схема прохождения контроля транспортных средств в ИПП представлена на рисунке.

Таблица

Преимущества и недостатки различных типов ИДК (составлено

ТИП ИДК Преимущества Недостатки

ИДК с линейным ускорителем Высокое качество рентгенографического изображения Большая доза облучения груза и биологических объектов (водителя транспортного средства)

Безопасность использования техногенного источника ионизирующего излучения Необходимость создания дорогостоящего комплекса безопасности для уменьшения безопасной зоны применения ИДК

Радиационный источник на основе линейного ускорителя электронов УЭЛР-6-1-Д-4-01 с по импульсной модуляцией энергии Высокая стоимость изготовления и технического обслуживания линейного ускорителя

ИДК с циклическим ускорителем (бетатрон) Наиболее низкая доза облучения водителя транспортного средства Риск нарушения целостности защитной капсулы радиационного источника на основе бетатрона

Качество рентгенографического изображения позволяет осуществлять экспресс анализ грузов и транспортных средств Качество рентгенографического изображения может быть несколько ниже, чем в ИДК с линейным ускорителем, создающих большую дозу облучения

Более низкая стоимость изготовления и технического обслуживания по сравнению с ИДК на основе линейного ускорителя Более высокие требования к обеспечению безопасности хранения радиационного источника на основе бетатрона

При сканировании кабины грузового либо легкового транспортного средства с водителем (обеспечивается доза 60 нЗв за сканирование при работе ИДК КБ-Л на пониженной мощности излучения 4 МэВ) Качество рентгенографического изображения кабины грузового либо легкового транспортного средства может быть несколько ниже, чем в ИДК с линейным ускорителем, создающих большую дозу облучения

Источник: составлено авторами

с линейным ускорителем и ИДК потокового типа с ускорителем на базе бетатрона позволяет выделить их преимущества и недостатки (см. таблицу).

В настоящее время в соответствии с постановлением «Об утверждении СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» [5] (далее - СанПиН 2.6.1.3488-17) допускается сканирование транспортного средства вместе с водителем при его добровольном согласии. При этом доза за сканирование, получаемая водителем во время проведения контроля управляемого им автомобиля, не должна превышать 0,3 мкЗв. Сканирование автомобиля с пассажирами не допускается.

При использовании ИДК в потоковом режиме в целях выполнения СанПиН 2.6.1.3488-17 в ИПП следует предусмотреть:

- автоматизацию получение согласия на выбор варианта контроля транспортного средства по прибытию (до прибытия) в ИПП;

- автоматизацию процесса разделения потоков транспортных средств;

- использование беспилотных тягачей-эвакуаторов для перемещения ТС через потоковый ИДК;

- использование тягачей-эвакуаторов с водителем, отнесенного к персоналу группы А, для

Схема прохождения контроля транспортных средств в ИПП (составлено авторами)

В целях обеспечения необходимого темпа сканирования транспортных средств, разделения потоков транспортных средств в зависимости от вариантов таможенного контроля транспортных средств на ИПП с использованием ИДК, выполнения требований п.33 СанПиН 2.6.1.3488-17 (7) для ИДК 1-го типа допускается сканирование транспортного средства вместе с водителем при его добровольном согласии, если эффективная доза за сканирование, получаемая водителем во время проведения контроля управляемого им автомобиля, не превышает 0,3 мкЗв.

Из предложенных вариантов применения ИДК потокового типа в ИПП можно сделать вывод о предпочтительности применения ИДК с меньшей дозой облучения водителя при приемлемом качестве рентгенографического изображения, который позволяет осуществлять экспресс анализ грузов и транспортных средств (в том числе автоматический интеллектуальный анализ).

ИДК потокового типа, в которых в качестве

источника излучения используют бетатрон, обеспечивают дозовую нагрузку на водителя 60 нЗв, то есть в пять раз ниже предела в 300 нЗв, установленного СанПиН 2.6.1.3488-17 [3].

К таким системам, безусловно, относятся системы с циклическим ускорителем (бетатроном), а именно: ИДК производства компаний ООО «Наука-Техника-Безопасность», ООО «ИСБ-А», ООО «Диагностика-М» российского производства.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101 c046143d08662125b1b4032/

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363 об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года //

СПС «Консультант Плюс». URL: https://mintrans.gov. ru/documents/2/11577

3. Берзан А.А., Миклава С.А. Трансформация контрольной деятельности в пунктах пропуска через государственную границу в новых экономических реалиях // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. С. 19-31.

4. Давыдов Р.В. Задача таможни - упрощение таможенных процедур // Таможенное регулирование.

Таможенный контроль. 2021. № 12. С. 3-5.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.09.2017 № 124 «Об утверждении СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» // СПС «Консультант Плюс».иКЬ:1!Ир:/М'^м'.со^икаП:.гиМоситеП:/со^_ аос_ЬЛ1№_282746/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.