УДК 130.3 И.А. СОРОКА
кандидат философских наук, доцент, кафедра общей и прикладной политологии, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 130.3 I.A. SOROKA
Candidate of philosophical sciences, associate Professor, Department of General and applied political science, Orel
State University E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Н.А. БЕРДЯЕВА
TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF GERMAN PHILOSOPHY ON THE FORMATION OF N.A. BERDYAEVS RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL AND POLITICAL VIEWS
В статье речь идёт о влиянии немецкой философии на формирование религиозно-философских и политических взглядов Н.А. Бердяева. Автор отмечает, что под влиянием немецких философов Н.А. Бердяев формирует духовно-нравственные принципы государства и развивает общее учение о Духе.
Ключевые слова: государство, нравственность, церковь, категорический императив, свобода, ответственность.
In the article we are talking about the influence of German philosophy on the formation of the religious-philosophical and political views of N.A. Berdyaev. The author notes that under the influence of German philosophers N.A. Berdyaev forms the spiritual and moral principles of the state and develops a General doctrine of the Spirit.
Keywords: state, morality, the Church, the categorical imperative, freedom, responsibility.
И.И. Евлампиев отмечает, что все по-настоящему оригинальные и новые идеи, которые могли бы сложиться в целостную систему, в работах Н.А. Бердяева тонут в бесконечных повторах, в хаосе ненужных и второстепенных деталей, часто доводятся до банальности, но так и не получают действительного развития [7, 131]. В работе «Диалектика божественного и человеческого» Н.А. Бердяев признавал противоречивость своей философии и подчёркивал, что она вызывается самим её существом и не может быть устранена [2, 7].
Для рассмотрения религиозных и политических воззрений мыслителя важно выявить идейные приоритеты философа, и философские истоки его общетеоретических позиций. И П.П. Гайденко, и И.И. Евлампиев считают, что Н.А. Бердяев как философ формировался под влиянием, с одной стороны, русской религиозной мысли (прежде всего Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьёва), а с другой - немецкого идеализма и немецкой мистики. При этом он свои труды создавал на основе интерпретации различных концепций русской и западной философии.
И.И. Евлампиев подчёркивает, что Н.А. Бердяев был подвержен большому количеству разнообразных влияний. Чуть ли не все крупные мыслители древности и современности присутствуют на страницах его произведений в качестве авторитетных источников его идей.
Большинство исследователей выделяют три периода в творчестве Н.А. Бердяева, однако продолжительность данных периодов исследователи определяют различно.
Так, В.С. Нерсесянц первый этап эволюции взгля-
дов Н. А. Бердяева характеризует как попытку сочетать марксизм с неокантианством и отчасти с христианством. Хронологически этот период начинается в 90-е годы XIX века, а заканчивается в 1903-1905 г. Взгляды философа этого периода отражены в работе «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии».
Второй этап творчества связан со сближением Н.А. Бердяева с Д. С. Мережковским и его кругом. Это период характеризуется увлечённостью мыслителя идеями «нового религиозного сознания», в котором он большое внимание уделяет государственно-правовой проблематике. Среди работ этого периода выделяются: «Новое религиозное сознание и общественность», «Духовный кризис интеллигенции».
Третий период связан с вынужденной эмиграцией Н.А. Бердяева. В это время им были написаны такие значимые работы, как «Царство Духа и царство Кесаря», «Философия неравенства».
Периодизация В. А. Кувакина существенно отличается. Первый период, по его мнению, протекал до 19001901 гг. и он характеризуется значительной эклиптикой воззрений философа, ибо он одновременно находился под влиянием идей И. Канта, К. Маркса, Л.Н. Толстого, Ф. Ницше и др. Поэтому первоначальная философская позиция Н.А. Бердяева сочетает в себе неокантиант-ство, «осложнённое и запутанное самыми разнородными включениями: от абстрактно понятных и ложно истолкованных марксистских идей до идей имманентной философии...» [9, 141]. Неслучайно, В.А. Кувакин отмечает, что Н. А. Бердяев стремится сочетать материалистическое понимание истории с этическим учением
© И.А. Сорока © I. A. Soroka
09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,
И. Канта. В результате такого смешения из марксизма изгонялись все революционные идеи и, в свою очередь, изменялась до неузнаваемости кантовская философия. Характерной чертой бердяевской мысли в данный период была её незрелость и неустойчивость. Его работы представляют собой сумму идей, набор проблем и не отличаются цельностью, системностью.
Второй период - период 900-х годов, по мнению В. А. Кувакина, самый «смутный» и неопределённый в мировоззренческой биографии. Он условно делит его на два этапа. Этап 1901-1907 гг. отмечает как поворот к религиозной философии. Н.А. Бердяевым написаны работы «Новое религиозное сознание и общественность», «Вехи». В этот период философ затрагивает проблемы мистики, свободы, государства, общества и т.д. Здесь он подвёл итоги революции 1905 г. Второй этап 19071917 гг. - время богоискательства, критического отношения к революции.
Третий период - высылка за границу и творчество Н.А. Бердяева за рубежом. Это время эсхатологических и апокалиптических идей Н.А. Бердяева. Творчество этого периода проникнуто мыслями о кризисе современной личности и эпохи.
Андереев А.Л. выделяет следующие этапы творчества Н.А. Бердяева:
Первый период - юношеский - это увлечение марксизмом; второй период - соединение марксизма с кантианством; третий период - идеализм; четвёртый - религиозно-нравственные искания в русской философии.
На наш взгляд, все приведённые классификации этапов творчества философа достаточно верны. Но тем не менее, более детальной и объективной, на наш взгляд, является классификация, предложенная В. А. Кувакиным.
Первый этап творчества Н.А. Бердяева связан с его увлечением немецкой философией. В. А. Кувакин, А.Л. Андреев отмечают особое увлечение мыслителя кантианством.
По мнению Н.И. Осмоновой, для И. Канта и Н.А. Бердяева центральной темой философской мысли всегда был человек, его природа, сущность, свобода и цель существования [4,85]. Н.А. Бердяев, считает она, воспринял у И. Канта идею автономии воли, согласно которой никакие авторитеты не могут служить законом для моей воли, воля свободна только тогда, когда сама ставит над собой закон, которому затем и подчиняется [11]. Оба мыслителя обращались к проблемам религии, познания сущности Бога, устройства государства и власти.
Сам Н.А. Бердяев считал, что кантианство - явление неизмеримо более глубокое, факт самой жизни, самого бытия.
И. Кант - крайний исключительный рационалист, он отвергает всё чудесное, рационализирует веру, вводит религию в пределы разума и не допускает веры нерациональной.
И И. Кант и Н.А. Бердяев в своих философских учениях подчёркивали значимость духовных принципов.
Своё доказательство бытия Божия Н.А. Бердяев именует антропологическим. Вслед за немецким мистиком он не видит Бога вне человека. Бог - не абсолютный монарх, не первопричина мира; Бог существует «инкогнито». Только наличие духа в человеке говорит о том, что Бог есть, ибо он смысл и истина жизни. Оба мыслителя считают, что человеку необходимо верить в Бога. По мнению И. Канта, без веры в Бога не может быть никакой уверенности в том, что в мире существует нравственный закон. Н.А. Бердяев как представитель религиозной философии также считает, что понять человека можно лишь в его отношении к Богу.
Другая проблема, которая особо интересовала обоих мыслителей, - проблема государства. Так И. Кант в центре понимания государства ставит моральный закон или категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [8, 347]. Н.А. Бердяев развивает эту идею глубже. Он связывает государство с религиозными истоками и считает, что «государство имеет не только природный, но и божественный исток. Он есть действие божественного начала в замутнённой природной среде...» [3, 539]. По мнению И. Канта, государство должно подчиниться правовому закону. Н. А. Бердяев развивает эту идею и считает, что государство должно ограничиваться «Церковью» и «правами человеческой души».
Кант и Бердяев являются яркими выразителями своего времени и своей истории, живым воплощением немецкой классической философской традиции и русской религиозно-философской мысли. И. Кант свой долг как философа видел в установлении прав человечества, иначе он не мог мыслить. Характер же философствования Н.А. Бердяева выразился в его противоречивости и эмоциональности, отразившемся в отстаивании духовной свободы человека, в отвержении государства. В этом было своеобразие его философствования, и в то же время выражение его экзистенциального опыта. Таким образом, в их философствовании произошло сплетение, пересечение философской и культурной традиций через их собственное интеллектуальное осмысление, внутренний духовный опыт. Так же как И. Кант, русский философ ставит в центр и человека, и государства нравственные и духовные принципы, веру в Бога, государство приобретает нравственно-религиозный характер.
Одной из центральных фигур, чьё влияние на формирование воззрений русских философов нельзя не отметить, является Г. Гегель. Сам Н.А. Бердяев признавал огромное значение влияния Г. Гегеля на русскую философскую мысль. «Миновать Гегеля нельзя, и, быть может, главный дефект современной философии в том, что она недостаточно считается с Гегелем, этой вершиной, пределом, концом» [1, 243].
Необходимо отметить, что Г. Гегель в большей степени повлиял на формирование религиозных воззрений Н.А. Бердяева. Это влияние можно проследить при анализе творчества обоих мыслителей. Пересечения касаются, прежде всего, размышлений о Духе и свободе, о человеке и Божестве. Хочется подчеркнуть, что ни одна
из проблем в философии Г. Гегеля не оказала такого глу -бокого влияния на Н.А. Бердяева, как философия Духа немецкого мыслителя. Данное понятие стало основным в творчестве философов.
Бердяев Н. А. отмечает, что наиболее замечательно в гегелевском учении о духе, что «дух» для Г. Гегеля есть Логос. Но главным признаком духа является свобода, что имеет христианские истоки.
По мнению Н.А. Бердяева, немецкий философ сделал первую попытку построить целостную философию духа. Эта философия духа синтезирует греческий ин-теллектуалистический универсализм с пониманием духа как свободы, что внесено в историю христианством. Недостатком гегелевской философии духа, по мнению Н.А. Бердяева, было непонимание внутреннего существа личности, личной духовности, личного отношения человека и Бога.
Достижение духовности есть освобождение от власти мировой и социальной среды. Нет необходимости эволюции в духовной истории мира, как думал Г. Гегель. Важно понять, что духовность не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их.
Бердяев Н. А. считает, что Г. Гегель был плохим христианином, но он был прав, когда подчёркивал, что дух есть возвращение к себе, что Святой Дух есть субъективный дух. Н.А. Бердяев считает, что немецкого философа можно рассматривать как консерватора и революционера, ибо он был сторонником прусской монархии, в которой видел воплощение абсолютного духа и в то же время через диалектику внёс революционную динамику в мышление.
Таким образом, в философии Г. Гегеля Н.А. Бердяев воспринял общее учение о Духе, которое послужило основой для таких идей русского мыслителя, как: связь личности и Бога, понимание свободы.
Шестов Л.И. в работе «Н.А. Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия» писал, что Н.А. Бердяев ведёт свою философскую родословную от знаменитого немецкого мистика Я. Бёме [13]. В данном исследовании необходимо указать, что влияние немецкого мистика на русского религиозного философа затрагивало, главным образом, проблемы свободы, добра и зла, и вытекающую отсюда проблему теодицеи. Сам Н.А. Бердяев писал, что «основными проблемами для меня были проблемы человека, свободы, творчества. Есть две ориентации религиозно-философской мысли - ориентация на первичность Софии и ориентация на первичность свободы. Я принадлежу ко второму направлению.» [4, 315].
Безусловно, с Л.И. Шестовым можно согласиться, но с оговоркой: влияние это носило в большей степени теологический характер, так как и Я. Бёме и Н.А. Бердяева интересовала проблема сущности Бога и связанной с ней тема свободы. Данная проблема заслуживает отдельного рассмотрения и не является аспектом нашего исследования.
Другой немецкий философ, оказавший влияние на формирование воззрений Н.А. Бердяева, - Ф. Ницше.
Вопрос о том, насколько радикально повлиял
Ф. Ницше на формирование философии в России в ХХ веке, является спорным. Например, Б. Гройс утверждает, что Ф. Ницше воспринимался как «самый русский» и одновременно подлинно христианский среди западных мыслителей [6, 57]. С.Н. Мареев считает, что Ф. Ницше оказал самое существенное влияние на Н.А. Бердяева [10].
Пустарников В.Ф. это категорично отрицает[12]. Оригинальные и смелые высказывания Ф. Ницше не остались незамеченными ни одним русским мыслителем и так или иначе повлияли на интеллектуальное развитие российской интеллигенции.
Выдающийся русский мыслитель неоднократно обращался к философскому наследию немецкого философа и с неизменной теплотой и сочувствием отзывался как о нем самом, так и о его трудах. Даже критикуя отдельные его мысли, не соглашаясь с ним, Н.А. Бердяев демонстрирует исключительно уважительное, доброжелательное отношение к немецкому коллеге.
Три основные проблемы выделяет русский философ в творчестве Ф. Ницше: проблему отношения человеческого и божественного, проблему человеческого творчества и проблему страдания.
Бердяев Н. А. верно замечает, что Ф. Ницше ошибочно считать атеистом. Это было бы упрощением. «Ницше хочется, чтобы Бог вернулся», - пишет русский философ [2, 371]. Ф. Ницше с горечью замечает, что Бог умер, и убило его само христианство. Немецкий философ с глубоким сочувствием и симпатией относился к Иисусу Христу, пеняя ему лишь за то, что он встал на сторону слабых духом, душевно убогих людей, своей всеобъемлющей и всепрощающей любовью затормозив их развитие, не давая им возможности критически отнестись к самим себе.
Бердяев Н.А. считает, что для Ф. Ницше сверхчеловеческое - это и есть божественное. Однако в ницшеанском сверхчеловеке исчезает и божественное, и человеческое. Нет больше двух природ, нет встречи Бога и человека. Русский философ усматривает в этом измену человеку. Человек для Ф. Ницше - стыд и позор, который должен быть преодолен переходом к новой, сверхчеловеческой расе. Таким образом, в глазах Н.А. Бердяева у Ф. Ницше божественное сводится к природному, духовный рост - к биологической эволюции. В этом Н.А. Бердяев усматривает противоречивость ницшеанского понимания человека
У Ницше, считает Н.А. Бердяев, нет двух природ, нет тайны богочеловечности, есть всего одна природа.
Бердяев Н.А. считает, что ошибка Ф. Ницше была в том, что он хотел, чтобы человек сотворил сверхчеловека, чтобы божественное, которое не было сущим, было сотворено человеком, чтобы низшее породило высшее.
Бердяев Н.А. пишет, что Ф. Ницше считался самым страшным врагом христианства, писал о христианстве очень дурно и несправедливо, написал «Антихриста», самое слабое из своих произведений. Но Ф. Ницше был вместе с тем человеком, раненным Христом и христианской темой.
По мнению русского философа, Ф. Ницше - искупи-
09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES
тельная жертва за грехи новых времён, жертва гуманистического сознания. Н.А. Бердяев восхищается книгой «Заратустра». Он пишет, что для Ф. Ницше последняя ценность не человеческая, а сверхчеловеческая, то есть им преодолена проблема гуманизма. Человек для него стыд и боль, человек должен быть преодолён, человек должен прийти к тому, что выше, чем человек, что уже сверхчеловек. «В Ницше гуманизм побеждается не сверху - благодатно, а снизу, собственными силами че-ловека»[2, 323].
Ницше Ф. признал христианскую мораль рабьей, плебейской, моралью слабости и возненавидел её. Н.А. Бердяев считает, что Ф. Ницше - великий моралист, но всё, что он говорил о христианстве, «нужно перевернуть, взять наоборот» [2, 467]. По мнению Н.А. Бердяева, мотивы нитцшевской критики христианской морали глубоки и ценны, но сама критика совсем не верна. «Ницше говорит как религиозный слепец. Религия Христа совсем не то, за что Ницше её принимал. Христианская мораль не рабски плебейская, а аристократически - благородная, мораль сынов Божьих» [2, 467]. По мнению Н.А. Бердяева, христианство - религия сильных духом, а не слабых. «В христианской святости был подбор сильных духом, было накопление духовной мощи» [2, 467].
Бердяев Н.А. считает, что подлинная христианская мораль возлагает на человека, усыновленного Богом, свободную ответственность за свою судьбу и судьбу мира и исключает возможность чувствовать обиду на судьбу, жизнь и людей. Христос не вне нас, а в нас, он - Абсолютный Человек в нас. И религия Христа есть религия высшей силы человека, она противоположна всякой слабости и подавленности человека.
По мнению Н.А. Бердяева: «Бог. давно умер и заменён моралью. Мораль эта должна быть свергнута новым религиозным Возрождением, по существу своему сверхморальным» [13, 319]. П. Гайденко считает, что сверх-морализм Бердяева не так уж далёк от имморализма Ницше.
Бердяев Н.А. считает, что Ф. Ницше не знал и не понимал настоящего христианства Перед ним было выродившееся христианское общество, в котором угас героический дух. И он восстал против этого мещанского христианства. Из-за слабости и ничтожества христиан Ф. Ницше не увидал силы и величия христианства.
Если Ф. Ницше провозгласил, что «Бог умер», то, по Бердяеву, он должен возродиться в человеке так же, как человек должен возродиться в Боге.
В трактовке Н. А. Бердяевым творческой мощи человека явно сказывается ницшеанское влияние. Но философ не хочет следовать за Ф. Ницше, потому что так можно дойти до открытого богоборчества и антихристианства. Он хочет примирить ницшеанство с христианством за счет модернизации последнего.
То, что самой большой заслугой Ф. Ницше Н.А. Бердяев считал постановку проблемы творчества -не удивительно. В свободном человеческом творчестве русский философ усматривал уподобление человека Богу. Жизнь, по Ф. Ницше, есть творческий процесс,
справедливо отмечает Н.А. Бердяев. Однако есть различие между творчеством человеческим и божественным: человек не может творить живых существ, кроме как рождая себе подобных. АФ. Ницше, как считает Н.А. Бердяев, хотел, чтобы человек сотворил сверхчеловека, чтобы божественное, высшее было сотворено низшим. Ничтожное существо должно сотворить Бога - в этом русский философ опять усматривает противоречие. Да и не Бога должен сотворить человек, а развить себя до состояния творца новых ценностей, новой, более здоровой, более одухотворенной, наполненной радостным творчеством жизни. Признаками духовного здоровья философ считал зрелую свободу духа, т.е. самообладание, честность, ответственность, смелость, радость, уверенность, стремление развить в себе неповторимую и гармоничную личность, самостоятельную в поисках счастья. Следует искоренить в себе желание разрушать, мстить, жестокость, злобу, досаду, болезненную чувствительность к обидам, зависть, лицемерие, страх перед новизной и желание спрятаться за чужое мнение. Это как раз и есть путь достижения состояния сверхчеловека - нового, высшего состояния человека-творца. Это путь вечного становления личности.
Бердяев Н.А. пишет, что трагическое восприятие жизни Ф. Ницше было связано с тем, что он считал героическим перенесение страданий без утешения (а христианство придает страданиям смысл и утешает), без надежд на иную жизнь. Страдание, если только оно есть творческое страдание, лишает человека самоуверенности, учит творческому беспокойству, предполагает веру, надежду и радость от осознания своей исторической роли - стать мостом к состоянию сверхчеловека. Поэтому страдание все же должно иметь смысл, свое оправдание. Н.А. Бердяев считает, что через немецкого философа зачинается новое антропологическое откровение в мире, которое в своём последнем осознании, в своём Логосе должно стать христологией человека. Именно отношение Ф. Ницше к христианству стало толчком пристального внимания и осознания Н.А. Бердяевым данной религии.
Таким образом, немецкая философия безусловно оказала серьёзное влияние на формирование воззрений Н.А. Бердяева. Мыслители обращались к проблемам религии, познания сущности Бога, устройства государства и власти.
Из работ русского философа видно, что он, так же как И. Кант, духовность человека связывает с Богом, оба мыслителя считают, что понять человека можно лишь в его отношении к Богу, без веры в Бога в мире не может существовать никакой нравственный закон. Философы обращались к проблеме государства. Н.А. Бердяев развивает идею немецкого философа о том, что в центре государства должен быть моральный закон, а государство имеет божественный исток. Вслед за немецким философом Н.А. Бердяев подчёркивает, что государство должно ограничиваться «Церковью» и «правами человеческой души».
Гегель больше повлиял на формирование религиозных воззрений философа. Одним из основных понятий
у Н.А. Бердяева, так же как у немецкого философа, является понятие Дух. По мнению русского религиозного мыслителя, Г. Гегель сделал первую попытку построить целостную философию Духа, недостатком которой, по
мнению русского философа, было непонимание внутреннего существа личности, личной духовности, личного отношения человека и Бога.
Библиографический список
1. Бердяев Н. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. М.: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ; 2007.
2. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. Сост и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ООО Изд-во АСТ; Харьков 2003.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Шкоды. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004.
4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. М.: Искусство, ИЧП Лига, 1994. Т. 2.
5. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
6. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии, 1992 г. № 9.
7. ЕвлампиевИ.И. История русской метафизики XIX-XX вв. Русская философия в поисках абсолюта. Ч.1. СПб., 2000.
8. Кант Иммануил Сочинения в 6 - т. Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана, М., «Мысль», 1965 г Т. 4. Ч. 1.
9. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М.: Мысль, 1980.
10. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс) Русская философия «серебряного века» и персонализм
H.А. Бердяева. Режим доступа: http://society.polbu.ru/mareev_histphilosophy/ch145_i.html
11. Осмонова Н.И. Назначение человека в философии И. Канта и Н.А. Бердяева // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.) Бишкек 2004.
12. ПустарнаковВ.Ф. Был ли когда-нибудь Фридрих Ницше «самым русским» из западных философов? Ф. Ницше и философия в России. Режим доступа: http: // www/nietzshe.ru /look/markov.php#n6
13. Шестов Л. Н.А. Бердяев. Гнозис и экзистнциальная философия. Режим доступа: http: // www.humanities.edu. ru|db|msg|5985
References
1. Berdyaev N. Konstantin Leontiev. Sketch of the history of Russian religious thought. Alexei Stepanovich Khomyakov. M: AST Moscow: GUARDIAN; 2007.
2. Berdyaev N.A. Dialectic of the divine and human. Status and takes. Art. NR. Kalyuzhny. M.: OOO Publishing house AST; Kharkiv 2003.
3. Berdyaev N.A. Philosophy of freedom. EDS., the joining. Art. and comment. CENTURIES Skoda. M.: OOO "AST"; Kharkiv: Folio, 2004.
4. Berdyaev N.A. Philosophy of creativity, culture, art. M: the Art of ECP League, 1994. So 2.
5. Gaidenko P.P. Vladimir Soloviev and the philosophy of the silver age. M.: Progress-Tradition, 2001.
6. Groys B. Search for Russian national identity // Questions of philosophy, 1992, No. 9.
7. Evlampiev I.I. History of the Russian metaphysics of the XIX-XX century Russian philosophy in search of the absolute. Part
I. SPb., 2000.
8. Kant Immanuel Works in 6 - I. / Under the General editorship SCI Asmus, A.V. Gulyga, TI of Aizerman, M., "Thought", 1965, So 4. H. 1.
9. Kuvakin V.A. Religious philosophy in Russia: the beginning of the XX century. M: Idea, 1980.
10. MareevS.N.,MareevaE.V. History of philosophy (General course) Russian philosophy of the "silver age" and N.A. Berdyaev's personalism. Mode of access: http://society.polbu.ru/mareev_histphilosophy/ch145_i.html
11. Osmonova N.I. Purpose of man in the philosophy of I. Kant and N.A. Berdyaev // Universal and the national in philosophy: II international scientific-practical conference CRT (27-28 may 2004) Bishkek 2004.
12. Pustarnakov V.F. Was ever Friedrich Nietzsche "the most Russian" from Western philosophers? F. Nietzsche and philosophy in Russia. Mode of access: http: // www/nietzshe.ru /look/markov.php#n6
13. Shestov L. N.A. Berdyaev. Gnosis and existancial philosophy. Mode of access: http: // www. humanities.edu.ru|db|msg|5985