Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЕРНАКУЛЯРНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАСТРОЙКЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

К ВОПРОСУ О ВЕРНАКУЛЯРНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАСТРОЙКЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / ВЕРНАКУЛЯРНАЯ ЗАСТРОЙКА / КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ / НЕОРЕНЕССАНС / НЕОБАРОККО / НЕОРОКОКО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кишкинова Е. М., Лапунова К. А.

Статья посвящена архитектурно-художественному анализу вернакулярной застройки Ростова-на-Дону второй половины XIX века, выявлению путей ее формирования, определению региональной обусловленности и систематизации вернакулярных элементов в жилых зданиях. Научная новизна статьи обусловлена тем, что подробное исследование вернакулярной застройки Ростова-на-Дону второй половины XIX века предпринимается впервые, выявление вернакулярных черт в рядовой исторической застройке позволяет рассматривать ее как неотъемлемую составляющую региональной идентичности архитектурного наследия, заслуживающую сохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE VERNACULAR TREND IN THE DEVELOPMENT OF ROSTOV-ON-DON IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

The article is devoted to the architectural and artistic analysis of the vernacular development of Rostov-on-Don in the second half of the 19th century, to identifying the ways of its formation, determining the regional conditionality and systematization of vernacular elements in residential buildings. The scientific novelty of the article is due to the fact that a detailed study of the vernacular buildings of Rostov-on-Don in the second half of the 19th century is being undertaken for the first time, the identification of vernacular features in an ordinary historical building allows us to consider it as an integral component of the regional identity of the architectural heritage that deserves to be preserved.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЕРНАКУЛЯРНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАСТРОЙКЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

К вопросу о вернакулярной тенденции в застройке Ростова-на-Дону

второй половины XIX века

Е.М.Кишкинова, К.А. Лапунова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Статья посвящена архитектурно-художественному анализу вернакулярной застройки Ростова-на-Дону второй половины XIX века, выявлению путей ее формирования, определению региональной обусловленности и систематизации вернакулярных элементов в жилых зданиях. Научная новизна статьи обусловлена тем, что подробное исследование вернакулярной застройки Ростова-на-Дону второй половины XIX века предпринимается впервые, выявление вернакулярных черт в рядовой исторической застройке позволяет рассматривать ее как неотъемлемую составляющую региональной идентичности архитектурного наследия, заслуживающую сохранения. Ключевые слова: архитектура Ростова-на-Дону второй половины XIX века, вернакулярная застройка, казачий курень, неоренессанс, необарокко, неорококо.

Цель настоящей статьи - выявление особенностей вернакулярной застройки исторического центра Ростова-на-Дону второй половины XIX века.

Задачи: определение путей формирования вернакулярной застройки; анализ влияния на нее природно-климатических условий и традиций народной архитектуры; выявление специфики материалов, объемно-пространственных композиций, стилистических предпочтений и декора вернакулярных зданий Ростова-на-Дону исследуемого периода.

Вернакулярная архитектура в настоящее время привлекает все более пристальное внимание исследователей. В публикациях, посвященных архитектуре исторического центра Ростова-на-Дону, вернакулярная застройка, как правило, лишь бегло упоминается [1, 2]. При этом сам термин «вернакуляр», заимствованный из лингвистики, применительно к архитектуре в научной, научно-популярной и публицистической литературе трактуется весьма неоднозначно [3, 4]. Наиболее простое определение -«архитектура без архитектора», «анонимная архитектура» - требует уточнения, ибо размывает границы вернакуляра, делая возможным

отождествление его с традиционной народной архитектурой, что является абсолютно некорректным. Народная архитектура, будучи, как и архитектура средневековая, зачастую имперсональной, отнюдь не является при этом непрофессиональной. Напротив, народное зодчество обладает устойчивыми, выкристаллизованными веками приемами, сложившейся системой передачи знаний и умений и неоспоримыми архитектурно-художественными достижениями. Теоретической базой для осмысления понятия вернакуляра для автора настоящей статьи служит концепция Г. В. Есаулова относительно трех пластов в архитектуре: «Первый пласт (ПП) - это произведения профессионального стилевого творчества. Второй пласт (ВП) представляет народное зодчество. Третий пласт (ТП) составляет так называемая «архитектура без архитектора» [5].

По нашему мнению, в архитектурно-градостроительной ткани исторического центра Ростова-на-Дону особого внимания заслуживает вернакулярная застройка второй половины XIX века. Применительно к более ранним этапам, о ростовском вернакуляре можно говорить лишь гипотетически, ввиду отсутствия сохранившихся построек, в то время как строительный бум начала XX века и увеличение числа квалифицированных зодчих в городе значительно повышает роль профессионального архитектурного творчества, снижая, соответственно, значение вернакуляра.

Как известно, в 1858 году в Российской Империи было отменено обязательное строительство по образцовым проектам. Именно от последних сорока лет XIX века дошло до нашего времени наибольшее количество примеров архитектуры «третьего пласта» в историческом центре Ростова.

Объекты, рассмотренные в данной статье, вполне легитимно инкорпорированы в городскую ткань. Как развивалась частная застройка в городе после отмены обязательного следования образцовым проектам в тех

случаях, когда у собственника не было средств заказать индивидуальный проект? Анализ памятников выявил несколько возможных путей.

1. Новое строительство

а) на основе модифицированных, главным образом стилистически, образцовых проектов (Донская, 51; Социалистическая, 17 и 101; Баумана, 16, 18 и 58; Обороны, 60; Ульяновская, 36). Последний пример - относящийся к концу XIX двухэтажный дом М. Я. Яковлевой - композицией симметричного фасада с крайними раскреповками, мотивами сухариков и рустовки связан с образцовыми проектами классицизма. Однако, трапециевидные завершения фронтонов и сандриков окон раскреповок, а также городчатые элементы во фризе свидетельствуют об использовании мотивов средневековой архитектуры в рамках эклектики.

б) на основе ранее примененных проектов. Так, доходный дом М. М. Поповой по адресу Темерницкая, 87 обнаруживает в оформлении фасада сходство с доходным домом А. П. Машонкина по адресу Б. Садовая, 104/29 (композиция и ритм фасада, сандрики, филенки с плечиками, размещенные между окнами и неодинаковые по размерам, подоконные ниши второго этажа). Оба здания относятся к третьей четверти XIX века, причем дом Машонкина, вероятно, был построен первым.

в) на основе публиковавшихся в альбомах проектов, разработанных профессиональными архитекторами. Пример: ул. Восточная, 12 -деревянный дом, близкий проекту № 13 «одноэтажного домика, размер 10х10 арш., три комнаты, кухня, передняя. Прирубка 4х4 арш. для сеней, чулана и теплого ватерклозета» из «Альбома проектов дач, особняков, доходных домов, служб и т. п.» Г. М. Судейкина, изданного в 1913 г. [6]. Этот дом можно предположительно датировать дореволюционным временем, от которого целиком деревянных построек в Ростове практически не осталось. г) на основе модифицированного традиционного жилища-куреня

(Станиславского, 146; Тургеневская, 62; Островского, 5). Дома компактные, с традиционной планировкой, на цокольном этаже или двухэтажные, с галереей, обшитыми досками коридорами и ныне утраченными резными полотнами двери, парадным деревянным крыльцом, ограждением «галдареи» из деревянных балясин. Первый из них относится к верхнедонской традиции и имеет фасад, оформленный мотивами норококо. Остальные близки нижнедонскому типу, особенно последний, датирующийся 1874 г. и воспроизводящий традиционную планировку, но с фасадом, решенным в кирпичном стиле [7].

2. Перестройка существующих зданий

а) надстройка этажа (Семашко, 2; Шаумяна, 58). В первом из них -доходном доме Р. Карабищер - надстройку третьего этажа заставляет предположить его неоренессансный декор, контрастирующий с выполненными в народном стиле наличниками второго яруса. Во втором - в доме, где родилась и жила балерина Ф. И. Балабина [8]- надстроенный третий этаж сдержан в декоре, в отличие от первоначальных, включающих мотивы необарокко и неоманьеризма.

б) пристройка деревянных неотапливаемых коридоров, как правило, к восточному или южному торцу, причем такие коридоры часто получают кирпичную фасадную часть с парадным входом и выполняются одновременно с постройкой основного объема (Богатяновский, 5; Суворова, 23; Станиславского, 209; Ульяновская, 46; Баумана, 32; Соколова, 7; Обороны, 60). Нарушая классицистическую симметрию фасадов, они выносили входную группу из дворового пространства на главный фасад.

в) кирпичные пристройки к существующим зданиям. Примеры -Обороны, 85, где двухэтапную строительную историю здания иллюстрирует различие декора и несовпадение по ширине междуэтажных тяг; Ульяновская, 41; Б. Садовая, 4 и 110; Социалистическая, 7; Университетский,

52. Характерные примеры вернакулярной пространственной модификации образцового проекта [9] демонстрируют двухэтажные дома по ул. Темерницкая, 29 и Ульяновская, 42 с пристройками к восточному торцу. В первом случае пристройка расположилась над воротами, во втором случае добавлен коридор с междуэтажной лестницей и парадным входом, оформленный козырьком-навесом на чугунных столбах, над которым еще позднее сооружена остекленная веранда.

г) изменение декора домов, построенных ранее. Пример - возведенный по образцовому проекту дом по ул. Обороны, 60. В конце XIX века к нему был пристроен коридор с парадным входом, фасад обогатился растительно-цветочной лепниной, рельефными раковинами, пилястрами коринфского и ионического ордера.

д) обкладка кирпичом деревянных зданий. Примерами такого рода изобилуют объявления в городских газетах.

На каждое изменение - обкладка кирпичом, надстройка этажа, пробивка окон, пристройка крыла, тамбура и даже новая декоративная отделка или ремонт внутри - запрашивалось разрешение Городской управы. Разрешения публиковались в конце XIX века в «Ведомостях Ростовской-на-Дону городской управы», а в начале XX века - в «Ведомостях Ростовского Градоначальства». Разрешения на строительство выдавали и вели надзор за строительством городские архитекторы, работавшие при Городской Управе.

К примеру, только в одном номере «Ведомостей» № 19 за 10 мая 1898 года опубликовано 30 таких разрешений, выданных городскими архитекторами Н. А. Дорошенко и В. К. Шкитко. Так, Иванову Ивану разрешена «Надстройка второго этажа над существующим 1 -этажным каменным домом и каменная к тому же дому пристройка» по ул. Никольской, 132. Александриной Марии разрешена «Пристройка несгораемой галереи к каменному дому» на углу Малого проспекта и Потемкинской улицы -

вероятно, имеется в виду металлическая галерея на дворовом фасаде. Баранову Якову разрешена «Перестройка 1-этажного каменного дома» по Казанской ул, 83. Прасковья Павлова получила разрешение «Обложить дом кирпичом» на Екатерининской ул., 46, а Егор Бакалов - «Переделать окно в дверь в каменном доме» по ул. Б. Садовой, 138. [1 0].

Все исследованные объекты вернакулярной застройки в историческом центре Ростова-на-Дону представляют собой одно-двух-трехэтажные здания компактной и Г-образной планировки, преимущественно жилой функции, иногда с торговыми помещениями на первом этаже.

Среди материалов, широко применявшихся при вернакулярном строительстве, следует выделить известняк высокопористого типа, блоки и плиты которого использовались для возведения подпорных стенок, ограждений участков, цокольных частей зданий, а порой также боковых и дворовых фасадов, в последнем случае из кирпича выполнялся только главный фасад. Примеры зданий со стенами из ракушечника - ул. Суворова, 81; Социалистическая, 153/Богатяновский, 29; с цоколем и ограждением участка из ракушечника - Станиславского, 149 и многие другие.

Кирпич использовался местного изготовления. Во второй половине XIX века в Ростове и Нахичевани работало множество кирпичных заводов, к началу следующего века количество их сократилось при увеличении объема производства. В 1912 году действовало 17 предприятий, из которых крупнейшим был завод А. А. Леванидова. К региональным особенностям можно отнести так называемую «донскую кладку», в которой использовался кирпич, произведенный на разных заводах и отличавшийся оттенками цвета, что позволяло создавать геометрические орнаменты. От широко известных примеров в Санкт-Петербурге, таких, как доходный дом Н. И. Львовой в Угловом пер., 7 (архитекторы Пранг Г. Б., Федюшкин Н. Д.), «донская

кладка» отличается сравнительно небольшим набором и простотой мотивов -как правило, шахматных или в виде ромбов (Донская, 34 и др.).

Особенностью вернакулярных построек, обусловленной климатом, можно считать наличие летних помещений (балконов, террас, веранд), а также упомянутых выше использовавшихся круглый год неотапливаемых деревянных пристроек-коридоров с междуэтажными лестницами. До недавнего прошлого местами сохранялись также деревянные крыльца и террасы дворовых фасадов [11].

Несколько лучше сохранились открытые металлические галереи вдоль дворовых фасадов и связывающие эти галереи черные лестницы, наличие которых также обусловлено климатом (Станиславского, 149 и многие другие). Они были экономным способом, не загромождая внутреннее пространство, организовать связь двора, хозяйственных помещений и комнат прислуги. Еще одна особенность вернакулярной архитектуры - наличие балконов на чугунных столбах на парадных фасадах, ныне, к сожалению, уничтоженных почти повсеместно, за редким исключением (Крыловской, 32; сохранилось клеймо ростовского механического завода братьев Мартын). Балкон на столбах на уличном и галерея на дворовом фасаде генетически связаны, прежде всего, с балясником и галдареей казачьего куреня, а также, возможно, с террасами традиционного жилища народов Кавказа. Вернакулярная архитектура выступает как транслятор этих форм из народного зодчества в архитектуру профессиональную. Балконы на колоннах и столбах - как чугунных, так и каменных - становятся характерным элементом фасадов не только жилых, но и общественных зданий Ростова и других городов нашего региона, а металлические галереи дворовых фасадов - неотъемлемой частью доходных домов второй половины XIX - начала XX века (Пушкинская, 151; Университетский, 57 и др.).

Кирпичный и штукатурно-лепной декор вернакулярных зданий стилистически относится к необарокко (Б. Садовая, 104 - дом А. П. Машонкина; Социалистическая, 17), неорококо (Обороны, 60; Станиславского, 146, где рокайльные мотивы использованы в оформлении здания, воспроизводящего, как уже было сказано, верхнедонской курень), неоренессанса (Семашко, 2 - дом Р. Карабищер, третий этаж), кирпичному стилю (Баумана, 16 - дом А. Дороговцева и А. Новиковой; Островского, 5 -упомянутый выше дом-курень), а также воспроизводит мотивы народного зодчества, главным образом в оформлении наличников (Донская, 34; Баумана, 28; Баумана, 58 - дом М. С. Китаева). К числу зданий, изобилующих фасадным убранством, можно отнести дом Машонкина [12]. Его декор (частично утраченный) включает картуши, пальметты, разнообразный цветочно-растительный орнамент, изображения путти в геральдической композиции, крупные львиные маскароны, кадуцей, символы искусства, науки, промышленности и торговли, окруженные ветвями с цветами и плодами.

Для декоративных мотивов характерна несколько наивная трактовка форм, прямолинейная визуализация идеи процветания, частое изображение кадуцея, обилие охранительной и благопожелательной символики (маскароны львов, Меркурия, Афродиты), произвольное варьирование размеров филенок с декором, геральдические композиции, где место герба занимают инициалы владельца, непринужденное сопоставление разностилевых элементов (Донская, 32, где заимствования из «узорочья» XVII века соседствуют с рокайльным заполнением тимпана). При этом взаимодействие с народной архитектурой идет по двум встречным направлениям: дома с объемно-пространственной композицией куреня получают декор в духе «изящных стилей», а доходные дома - наличники со стилизованными мотивами, заимствованными из деревянной резьбы [13].

Вернакулярная составляющая представлена и в решении кованых козырьков и ворот, изготовлявшихся многочисленными ростовскими кузнечными мастерскими. Наряду с инициалами владельца и годом постройки здания, здесь широко представлены стилизации плодов винограда и граната (Семашко, 17; Суворова, 85; Социалистическая, 17).

Из рассмотренных зданий далеко не все признаны объектами наследия. Множество построек вернакулярного пласта, включенных в 1990-х годах в «Проект охранных зон», но не получивших статус объектов культурного наследия, на данный момент уже утрачены полностью, лишились - целиком или частично - своего декора либо находятся на данный момент в аварийном состоянии. Учитывая, что вернакулярные постройки, как правило, невелики по размерам, иногда скромны по внешнему облику, а в силу применявшихся материалов особенно чувствительны к воздействию времени, следует признать, что именно вернакулярная архитектура XIX века в Ростове наиболее уязвима. Именно этому «историческому вернакуляру» в первую очередь грозит исчезновение. Выявление сохранившихся примеров такой застройки, их анализ и сохранение приобретает поэтому особую значимость.

Литература

1. Москаленко И.А. Методы восстановления зданий после Второй Мировой войны // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1103.

2. Москаленко И.А. Этапы формирования набережной и спусков города Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5452.

3. Rudofsky B. Architecture without Architects: A Short Introduction to Non-Pedigreed Architecture. Albuquerque: University of New Mexico Press. 1987. 128 p.

4. Wharton D. Roadside Architecture. Southern Spaces, February 1, 2005. URL: southernspaces.org/2005/roadside-architecture.

5. Есаулов Г. В. Архитектура Юга России. От истории к современности. Москва: Архитектура-С, 2016. 568 с.

6. Судейкин Г.М. Альбом проектов дач, особняков, доходных домов, служб и т. п. 4-е изд. М: Издание автора, 1916. 116 с.

7. Кишкинова Е.М., Чайкин В.А. Трансформация казачьего куреня в вернакулярной архитектуре Ростова-на-Дону // Заметки ученого, 2021. № 10. С. 22- 25.

8. Солнышкин Ю. Н., Волошинова Л. Ф. Проект охранных зон Ростова-на-Дону. Машинописные книги. Ростов-на-Дону, 1993. URL: kozhin-obelisk.livejournal.com/2918.html

9.Кириченко Е.И. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.340 с.

10. Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы. 1898. № 19 от 10.05.

11. Слепцов С. Курень в городе // Молот, 1987. 24.01.

12. Овчинников А. Чехова, 29: один из самых старых и самых бывших домов.URL:rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/progulki_po_gorodu/che khova_29_b_sadovaja_104_odin_iz_samykh_starykh_i_samykh_byvshikh_domov /4-1-0-525

13. Кишкинова Е.М., Чайкин В.А. Специфика декора вернакулярной архитектуры Ростова-на-Дону второй половины XIX - начала XX века // Заметки ученого, 2021. № 11(2). С. 17- 22.

References

I. Moskalenko I.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4 (part 1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1103.

2. Moskalenko I.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2018, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5452.

3. Rudofsky B. Architecture Without Architects: A Short Introduction to Non-Pedigreed Architecture. Albuquerque: University of New Mexico Press. 1987. 128 p.

4. Wharton D. Roadside architecture. Southern Spaces, February 1, 2005. URL: southernspaces.org/2005/roadside-architecture.

5. Esaulov G. V. Arhitektura YUga Rossii. Ot istorii k sovremennosti [Architecture of the South of Russia. From history to the present]. Moskva: Arhitektura-S, 2016. 568 p.

6. Sudeikin G.M. Al'bom proektov dach, osobnyakov, dohodnyh domov, sluzhb i t.p. [Album of projects for dachas, mansions, tenement houses, services, etc]. 4th ed. M: izdanie avtora, 1916. 116 p.

7. Kishkinova E.M., Chaikin V.A. Zametki uchenogo, 2021. № 10. Pp. 22-25.

8. Solnyshkin Yu. N., Voloshinova L. Proekt ohrannyh zon Rostova-na-Donu. Mashinopisnye knigi. Rostov-na-Donu, 1993. [Project of protection zones of Rostov-on-Don. Typewritten books. Rostov-on-Don, 1993]. URL: kozhin-obelisk.livejournal.com/2918.html

9. Kirichenko E.I. Russkoe gradostroitel'noe iskusstvo. Gradostroitel'stvo Rossii serediny XIX - nachala XX veka [Russian urban art. Urban planning in Russia in the middle of the 19th - early 20th centuries]. M.: Progress-Tradition, 2001.340 p.

10. Vedomosti Rostovskoj-na-Donu gorodskoj upravy. 1898. No. 19. Ot 10.05.

II. Sleptsov S. Molot, 1987. 24.01.

12. Ovchinnikov A. CHekhova, 29: odin iz samyh staryh i samyh byvshih domov. [Chekhov, 29: one of the oldest and most former houses]. URL:rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/progulki_po_gorodu/chekhova_ 29_b_sadovaja_104_odin_iz_samykh_starykh_i_samykh_byvshikh_domov/4-1 -0525

13. Kishkinova E.M., Chaikin V.A. Zametki uchenogo, 2021. № 11(2). pp. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.