Научная статья на тему 'К вопросу о валидности научного эмпирического исследования'

К вопросу о валидности научного эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
373
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛИДНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ИСТИНА / СУБЪЕКТ / КОНТРОЛЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ / НАУКА / ЗНАНИЕ / VALIDITY / OBJECTIVITY / TRUTH / SUBJECT / CONTROL / RESEARCH / CONTROL PROCEDURES / SCIENCE / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антипова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы эмпирических процедур контроля в научном исследовании в связи с задачей повышения обоснованности результатов исследования. Проблемы угроз валидности и их контроля рассматриваются в контексте изменения научной парадигмы. Показана возможность рассматривать эти контролирующие процедуры в качестве предмета деятельности реального эмпирического субъекта науки, который реципрокно, ставя эмпирическую гипотезу под сомнение, оценивает условия эмпирического исследования и угрозы валидности в качестве очевидно существующих в реальности (объективных). Статья содержит обоснование возможности описывать связь между тем, что субъект ставит под сомнение (гипотеза), и тем, что признается субъектом как реальность (угрозы валидности и процедуры контроля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Validity of Scientific Empirical Research

The article deals with the problems of empirical control procedures in scientific research in connection with the problem of validity of the research results. The problems of validity threats and their control are considered in the context of changing the scientific paradigm. It is shown that it is possible to consider these control procedures as a subject of activity of a real empirical subject of science, which, putting the empirical hypothesis into question, considers the conditions of empirical research and the threat of validity as obviously existing in reality (objective). The problem, in the author's opinion, is that the hypothesis substantiation within the framework of empirical research is carried out on the basis of conclusions, the acceptability of which has yet to be substantiated with the use of controlling empirical procedures. Accordingly, questions are raised about the empirical subject of scientific knowledge. The article contains the substantiation of the possibility to describe the connection between the fact that the subject calls into question (hypothesis) and the fact that the subject is recognized as reality (threats of validity and control procedures) as reciprocal.

Текст научной работы на тему «К вопросу о валидности научного эмпирического исследования»

17. 95-letniy Etush bezhit iz Rossii vmeste s zhe-noy [95-year-old Etush flees from Russia with his wife], available at: https://news.rambler.ru/ starlife/39641356-95-letniy-etush-bezhit-iz-ros-sii-vmeste-s-zhenoy/?utm_source=head&utm_ campaign=self_promo&utm_medium=news&utm_ content=news (accessed April 17, 2018).

18. Zemfire zapretili vystupat 'vRossii [Zemfirawasbanned from performing in Russia], available at: https:// sport.rambler.ru/football-2018/40054870/?utm_ content=rsport&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (accessed June 8, 2018).

19. «Zasnul tol'ko v 6 utra»: Salakh v shoke ot or-ganizatsii ChM-2018 [«I fell asleep only at 6

am»: Salah is shocked by the organization World Cup-2018], available at: https://sport.rambler.ru/ football/40669235/?utm_content=rsport&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (accessed August 28, 2018).

20. Vodolazy razbirayut infrastrukturu Krymskogo mosta [Divers dismantle the infrastructure of the Crimean bridge], available at: https://news.rambler.ru/ community/40690143/?utm_content=rnews&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (accessed August 31, 2018).

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ №16-03-00038 «Технологии противодействия укреплению общероссийской идентичности как фактор рисков национальной безопасности».

15 октября 2018 г.

УДК 37.015.31

К ВОПРОСУ О ВАЛИДНОСТИ НАУЧНОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И.Г. Антипова

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-43-47

Проблемы смены научных парадигм и реалистической гносеологии, изменения классической трактовки научной истины, становясь предметом дискуссий ученых, оттесняют на периферию методологических исследований проблемы обоснования выводов научного эмпирического исследования. Но вопросы выбора и реализации процедур контроля угроз валидности (адекватности, соответствия метода своему назначению - от лат. Vale - здоровье) научного исследования актуальны в контексте реальной науки. Дональд Кэмп-белл, один из первооткрывателей проблемы, описал ряд факторов (внутренних и внешних угроз валидности), которые могут быть ответственны за погрешности при проведении экспериментов [1, с. 34-48]. Научное исследование предполагает среди прочих решение следующих вопросов: как выбрать пригодные (валидные) методики; как организовать исследование, которое пригодно для испытания гипотез; как проконтролиро-

Антипова Ирина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: antipovaig@list.ru, т. 8(863)2184000 доб. 11618.

вать условия, предстающие как объективные, которые могут помешать оценить наличие закономерности. Контроль помех и представляет собой контроль угроз валидности. Проблема состоит в том, что обоснование гипотезы в рамках эмпирического исследования осуществляется на основании выводов, приемлемость которых еще должна быть обоснована с применением контролирующих эмпирических процедур, создающих возможность признать полученные эмпирические факты в качестве основания для выводов.

Автор уже отмечал: «Исследование выглядит как решение конкретной научной проблемы, но за этим стоит последовательное принятие решений» [2]. Продолжим рассмотрение в аспекте анализа деятельности реального субъекта науки и вопроса о контроле угроз валидности - как реализацию решений исследователя (эмпирического субъекта). Наш анализ опирается на следующие допущения: несмотря на различные решение мировоззренческих вопросов о существо-

Irina Antipova - Southern Federal University, 116, Dneprovsky lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: anti-povaig@list.ru, tel. +7(863)2184000 ext. 11618.

вании реальности, о том, насколько реальность доступна для рациональной мысли, насколько возможно принятие классической трактовки истины, каждый исследователь в собственной реальной деятельности применяет контролирующие процедуры. Представители различных методологических подходов могут вступать в продуктивные диалоги, поскольку существует возможность взаимопонимания по вопросам реализации процедур контроля, которые и создают возможности оценить выводы как обоснованные и приемлемые для использования в различных практиках.

Это взаимопонимание обеспечивается применением рационалистических процедур, а представители различных методологических подходов вступают в диалог как реальные эмпирические субъекты, используя культурные средства в рамках своей коммуникации. Поэтому такие подходы можно рассматривать как средство взаимодействия культурных субъектов, а их диалог - как представляющий культурную практику. Эти допущения связаны с тем, что каждый исследователь, независимо от собственного подхода, осуществляет в собственном исследовании нормирующие, контролирующие рациональные процедуры, которые формируют возможность принятия результатов исследования. Это становится как условием, так и продуктом диалога. Несмотря на кажущуюся тривиальность сформулированных допущений, их экспликация выполняет функцию указания на рациональный метод постановки рассматриваемых вопросов, хотя обращение к проблемам обоснования результатов научного эмпирического исследования стоит начать с реконструкции исторического контекста.

Наука представляет собой изобретение человеческого разума и трансформируется исторически - это аксиома. Рассматривая науку как с экстерналистской, так и с интерналистской точек зрения, нельзя не увидеть изменение трактовки объективности научного знания и реализации процедур, рассчитанных на различно трактуемую обоснованность формулируемых выводов. Дело в том, что исторический взгляд на науку приводит к разрушению основ классической рациональности. Философы ставят вопрос: «Стоит ли мыслить науку вне истории и какова цена, которую пришлось бы заплатить за такое рассмотрение?» [3, с. 48]. Эта цена известна - релятивизм. Однако вне истории наука никем не рассматривалась, вопрос же весьма продуктивен. Он позволяет сделать вывод о том, что возможность «удержать историю науки под контролем

разума» наивна [3, с. 50]. В то же время допускается, что историческое исследование не всегда приводит к релятивизму. В историческом развитии науки прослеживается устойчивое нормати-рование в поисках истины. Историческое начало проблем обоснованности знания можно усмотреть уже в рациональности античной мысли: платоновская трактовка истины включает норма-тивизацию в связи с тем, что формулируется как прескрипция для всякого мыслителя. Аристотель формировал логику не только как науку, но и как систему логических правил мысли, ставшую основой классической рациональности.

Новоевропейская наука, сменив истину на объективность знания, опиралась также на картезианский проект рациональности и открытия в методологии науки Галилео Галилея. Проблема объективности в нормативистской трактовке истины, согласно аксиологии науки, включилась в структуру научного этоса. Началось и оснащение научного исследования эмпирическими приемами реализации объективности, обоснованности, строгости полученного знания (сейчас это понимается как «валидность»). Эти приемы осуществлял Г. Галилей, следуя Копернику (который первоначально работал в рамках птоле-меевской парадигмы), но, как и Коперник, он приближал условия реального экспериментирования к тем точным условиям, которые создают возможность строгого испытания (оценивания) гипотетической закономерности. Галилей, в частности, учитывал в исследованиях механического движения использование приемов, снижающих трение и улучшающих скольжение предмета.

Методологически проблема контроля условий экспериментирования сформулирована в критическом рационализме в связи с критикой позитивизма, раскрывшей наивные взгляды классической науки на возможность непосредственно устанавливать эмпирические факты и приведшей к переформулировке актуальных проблем методологии науки. Постпозитивистская критика привела к значительному изменению нормативов научного исследования, которое стало осуществляться дедуктивно, включая обоснование гипотез. Был принят норматив обсуждать не только альтернативы экспериментальной контргипотезы, но и гипотезы, учитывающие другие возможные объяснения полученных фактов, связанные с наличием угроз валид-ности в эмпирическом исследовании. Исторический подход, основателем которого признан Томас Кун, показал, что наука осуществляется

на основании парадигмы, смена которой представляет научную революцию [4]. Это приводит, как показал В.С. Степин, не только к смене парадигмы как центральной теории, но и к изменению научной картины реальности, нормативов, мировоззрения исследователей [5]. Но исторический подход, различно связанный с релятивистской критикой науки, хотя и не отклонил, но и не решил проблему оценивания условий обоснованности теоретической системы, методов и объективности полученных фактов в эмпирическом исследовании. Пафос острой критической мысли несколько притупился. П. Фейерабенд значительно запутал вопросы реализации условий объективности в научном исследовании и содержащийся в постпозитивистской критике релятивистский подход, осознание связи оценки фактов и условий их получения с той же теорией, которая проходит испытания в эмпирическом исследовании[6].

Продвижения в методологии и философии науки связаны с осознанием ограничений постпозитивизма, сомнениями в неуязвимости логического позитивизма. Осознается и взаимодополнительность систем конструктивизма и реализма, хотя каждая из них не содержит критериев оценки собственной адекватности, но проливает свет на противоположную: «Претензии конструктивизма и реализма друг к другу понятны и оправданны» [7, с. 86]. Вопрос упирается в принятие ценностей как знания. Л.А. Микешина обосновала включённость аксиологии в систему рациональных выводов исследователя, поскольку «нет «единственно правильной» методологии, она всегда привязана к исследовательской программе, целям, условиям, парадигме и ценностным предпочтениям исследователя» [8]. Значительные изменения в понимание объективности внесли качественные исследования, методология которых включает системные допущения, не согласующиеся с классической картезианской парадигмой не связанного со своим объектом наблюдателя. Происходит, как замечает Л.А. Ми-кешина, «расширение сферы рационального», поворот к реальному субъекту науки, в связи с которым возникает и проблема «нестрогости и релятивности»: «Восприятие и осмысливание окружающей действительности и происходит в рамках индивидуального контекста субъекта [9].

Как замечает И. Т. Касавин, «смягчаются нормативистские претензии» [10, с. 6]. Философы науки обсуждают проблемы релятивизации научной истины и знания и признают, что для проблемы релятивизма нет «решения, но

работа над <...> решением продвигает вперед понимание» [11, с. 68]. Открывается широкое пространство для научного диалога. Различая релятивизм и релятивность в науке, Л.А. Мике-шина сосредоточенно обсуждает «диалог разных концепций» [12, с. 53]. Теория эксперимента существенно уточняется Д. Кэмпбеллом в связи с тем, что признаётся наличие качественных компонентов исследования, участия «здравого смысла» в оценивании условий получения результатов [1, с. 39]. Т. В. Корнилова допускает возможность выхода исследователя «в широкие рамки», за границы парадигмы [13].

Значительные изменения методологии науки оцениваются различно, но легитимность изменений, возможность удержаться от резкого неприятия находят отражение в повороте к эмпирическому субъекту и признанию смены парадигмы, которая включает в научное исследование не только метод, но также субъект. Это вызывает сомнения в возможности признания для классических систем «знания объективной истинности и статуса научности» [14, с. 6]. Конечно, возникают и дополнительные вопросы обоснования научных выводов. Но, на наш взгляд, продвижение к эмпирическому субъекту науки не только вызывает неудобства, но и (что гораздо более важно) предоставляет широкий спектр данных для рассмотрения вопросов о том, как реальный субъект науки находит возможности оценить приемлемость получаемых фактов, формулируемых научных выводов. Так эмпирический субъект становится не только досадной проблемой для обоснования истинности, но предметом исследования в контексте разъяснения функционирования классических систем мысли. Несмотря на то, что исследователи не имеют точных нормативов и правил их применения, для них также невозможна и прямая релятивизация научного знания, поскольку легитимируется вопрос о реальном (эмпирическом) субъекте, который переживает то очевидность реальности и принимает строгие решения, то осознает допустимость исключительно конструктивистских решений.

Проблема контролирующих процедур, контроля угроз валидности (систематически описанных в теории эксперимента Д. Кемпбел-лом и Т.В. Корниловой) остается актуальной. Остается место и для критики научных фактов, выводов, теорий, которая (критика) и представляет собой основания как объективности, так и продвижений в науке. Продвижения, которые, согласно гегелевскому подходу к науке, связа-

ны с изменением научных методов, не всегда согласованы с предписаниями нормативистски трактуемой истины, а также классическим пониманием научных методов. Но это продвижение науки можно признать и как нелегитимное. Это актуальные вопросы, поскольку работа в науке представляет собой не только получение фактов, но и их критическое осмысление в русле не только теории, но и исторических изменениий парадигмы. Релятивизм может представлять науку вне всякой апелляции к истине, и эта точка зрения, несомненно, связана с практиками социального устройства. Но представить научное исследование вне контролирующих процедур выбора приемлемых решений и эмпирических контрольных процедур не только невозможно, но и не требуется ни конструктивизмом, ни блуровской программой в социологии знания, которые критиками расцениваются как релятивизирующие.

Несомненно, эти программы изменяют формулировки вопросов обоснования научных результатов, но не отказываются от исследования процедур выбора в реальном научном исследовании. Так, остается возможность поставить вопрос: поскольку угрозы валидности не только распознаются на основании той же теоретической системы, которая участвует в строгом испытании, но и рассматриваются в связи с применяемыми формами контроля, то на каком основании осуществляется контроль? Как эмпирический субъект принимает решения о прекращении испытаний и процедур контроля? Поскольку рациональных оснований для принятия решения философия науки не предоставляет, то возникает соблазн говорить о том, что эти решения осуществляются прямо на основании реальности. Но конструктивизм, как и критический рационализм, не согласятся с прямой апелляцией к реальности.

В рамках поворота к эмпирическому субъекту приходится признать реальность решений о фактах контроля, возможности прекратить контроль ввиду очевидности результатов. Не рассчитывая на причинные объяснения, мы можем констатировать то, что, ставя под сомнение гипотезу и осуществляя контроль угроз валидно-сти в эмпирическом испытании гипотезы, исследователь не может не мыслить с позиций другой точки опоры, которую уже никак под сомнение не ставит. Получается, что чем сомнительнее сформулированная гипотеза, тем очевиднее контролирующие и испытывающие процедуры, и это указывает на устройство реального субъекта. Реальный (эмпирический) субъект в науке

реципрокно, возвращаясь к началу исследования и ставя эмпирическую гипотезу под сомнение, расценивает условия эмпирического исследования и угрозы валидности в качестве очевидно объективно наличествующих.

Итак, проблемы обоснования выводов научного исследования и контроль угроз валид-ности взаимно обусловливают друг друга, представляя две стороны научного субъекта как субъекта эмпирического. Проблема контролирующих процедур эмпирического исследования находится в русле актуальных исследований методологии науки потому, что учитывается факт подготовки и реализация контроля, осуществляемого по усмотрению исследователя, а это указывает на актуальную для философии науки проблему эмпирического субъекта. Несмотря на признание сконструированности и теории, и гипотезы, угрозы валидности в исследовании рассматриваются только в реалистическом плане. Угроза валидности становится движущим началом научного творчества. Эмпирический субъект осуществляет обоснованное научное исследование и процедуры эмпирического контроля взаимно (реципрокно), то признавая несомненными эмпирические условия и факты, то контролируя эмпирические условия исследования и переживая сомнение в очевидности получаемых эмпирических фактов. Угроза валидности научного исследования и применяемых методов составляет важнейшую составную научной теории, её ядро и выступает побудительным мотивом совершенствования применяемых методов и уточнения поставленных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальных науках и психологии. СПб: Наука. 1996. 396 с.

2. Антипова И.Г. Теория принятия решения в контексте научного исследования: эвристичность парадоксальности // Научная мысль Кавказа. 2016. № 3. С. 35-39.

3. Столярова О.Е. Стоит ли мыслить науку вне истории? // Эпистемология & философия науки. 2017. № 1. С. 47-51.

4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

5. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743 с. С. 565-578.

6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 544 с.

7. Невважай И.Д. Взаимодополнительность конструктивизма и реализма в эпистемологии // Эпистемология & философия науки. 2015. № 1. С. 83-97.

8. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М: РОСС-ПЭН, 2007. 439 с. С. 8.

9. Микешина Л.А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с. С. 50.

10. Касавин И.Т. Мир науки и жизненный мир человека // Эпистемология & философия науки. 2005. № 3. С. 5-11.

11. Касавин И.Т. Релятивизм: абстрактная теория или методологическая практика // Эпистемология & философия науки. 2004. № 1. С. 67-69.

12. Микешина Л.А. Релятивизм как эпистемологическая программа // Эпистемология & философия науки. 2004. № 1. С. 53-63.

13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: МГУ, 2011. 381 с. С. 9.

14. Микешина Л.А. Эмпирический субъект // Эпистемология & философия науки. 2009. № 1. С. 5-15.

REFERENCES

1. Kempbell D. Modeli eksperimentov v sotsial'nykh naukakh i psikhologii [models of experiments in social Sciences and psychology]. St.-Petersburg, Nau-ka, 1996, 396 s.

2. Antipova I.G. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2016, no. 3, pp. 35-39.

3. Stolyarova O.E Epistemologiya & filosofiya nauki, 2017, no. 1, pp. 47-51.

4. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy [The Structure of scientific revolutions]. Moscow, Progress, 1975, 288 p.

5. Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie [Theoretical knowledge]. Moscow, Progress-Tradiciya, 2000, 743 p., pp. 565-578.

6. Feyerabend P. Izbrannye trudy po metodologii nauki [Selected works on the methodology of science]. Moscow, Progress, 1986, 544 p.

7. Nevvazhay I.D. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2015, no. 1, pp. 83-97.

8. Mikeshina L.A. Epistemologiya tsennostey [Episte-mology of values]. Moscow, ROSS- PEHN, 2007, 439 p., p. 8.

9. Mikeshina L.A. Filosofiya poznaniya [The Philosophy of knowledge]. Moscow, Progress-Tradiciya, 624 p., p. 50.

10. Kasavin I.T. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2005, no. 3. pp. 5-11.

11. Kasavin I.T. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2004, no. 1, pp. 67-69.

12. Mikeshina L.A. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2004, no. 1, pp. 53-63.

13. Kornilova T.V. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental psychology]. Moscow, Moscow State Univ. Press, 2011, 381 p., p. 9.

14. Mikeshina L.A. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2009, no. 1, pp. 5-15.

6 ноября 2018 г.

УДК 323.2

ОТ ВЕСТЕРНИЗАЦИИ К ИСЛАМИЗМУ: МАЯТНИК ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТУРЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

А.В. Бедрик, Е.Е. Волошина, И.В. Губарев

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-47-53

Современная Турецкая Республика является одной из наиболее динамично развивающихся стран Евразийского

макрорегиона. Историческая роль Турции в ис-

Бедрик Андрей Владимирович - кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: abedrik@bk.ru;

Волошина Екатерина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, e-mail: katerina_ voloshina@bk.ru;

Губарев Иван Викторович - аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: ivan8.93@mail.ru.

ламском мире, ее современные претензии на статус регионального лидера на Ближнем Востоке, интегрированность в наиболее влиятельные международные военно-политические и экономи-

Andrey Bedrik - Institute of Sociology and Regional Studies at the Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: abedrik@bk.ru;

Ekaterina Voloshina - Rostov State Economic University "RINH", 69 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: katerina_voloshina@bk.ru;

Ivan Gubarev - Institute of Sociology and Regional Studies at the Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: ivan8.93@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.