УДК 378.01
М.В. Зуева
К ВОПРОСУ О ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ
Одним из важнейших показателей, влияющих на продуктивность обучения студентов, является уровень здоровья. Формированию и сбережению здоровья обучающихся призвано содействовать физическое воспитание. Решающим фактором в сохранении и укреплении здоровья является образ жизни. Следовательно, повышается значимость психолого-педагогического аспекта формирования мотивационно-ценностных ориентаций (знаний, мотивов, убеждений, потребностей) на здоровый образ жизни. В связи с этим возникает проблема создания определенной системы социально-педагогических
мероприятий, формирующих сознание, духовность, культуру, индивидуальный образ жизни и направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, для построения которой, прежде всего, необходимо разработать эффективную систему валеологического образования. Образовательному направлению следует отвести основную роль в виду того, что особую ценность для общества имеют социальные и профессиональные аспекты личности, так как лишь здоровые специалисты могут успешно решать производственные задачи и проводить образовательную и воспитательную деятельность по укреплению здоровья молодежи. И система валеологического образования должна быть такой, чтобы студент, овладевший определенным объемом знаний в этой области, сформировал у себя мотивы, убеждения и потребности в здоровом образе жизни, основу которого составляет достаточно высокий уровень двигательной активности. Необходимо совершенствование учебного процесса с целью создания условий для получения студентами валеологических знаний и формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни. Используемые в нефизкультурных вузах формы физического воспитания в определенной степени призваны содействовать решению этих вопросов. Однако, для более успешного решения поставленной проблемы необходимо совершенствование валеологического образования в содержательном (обусловленном спецификой валеологических знаний и умений) и процессуальном (связанном с определением педагогических условий и способов усвоения валеологических знаний и умений) аспектах. К педагогическим условиям эффективного формирования валеологической культуры студентов можно отнести: совершенствование содержания
профессионального образования посредством включения в него системы валеологических знаний; учет личностного фактора, определяющего индивидуальные стремления к сохранению и укреплению здоровья; дифференцированную методику проведения занятий по физическому воспитанию со студентами, предусматривающую оптимальный выбор форм, методов и средств обучения.