Научная статья на тему 'К вопросу о тюркоязычных скифах как предтечах современных татар'

К вопросу о тюркоязычных скифах как предтечах современных татар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1108
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИФЫ / ТАТАРЫ / ДНК-АНАЛИЗ / SCYTHIANS / TATARS / DNA ANALYSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хакимов Рафаэль Сибгатович

Цель: исследование возможности существования тюркоязычных скифов и их отношения к татарам. Материалы: письменные источники о скифах, археологические данные и результаты ДНК-анализа. Результаты и научная новизна: общепринятая в литературе трактовка определяет язык скифов как протоиранский, а наследниками считаются осетины. ДНК-генеалогия относит ариев и их потомков скифов к гаплогруппе R1a по Y-хромосоме, что исключает осетин в качестве наследников скифов. ДНК-анализ позволяет утверждать о существовании тюркоязычных скифов, вышедших из Азии. Привлечение методов ДНК-генеалогии предоставляет доказательства для утверждения о существовании в истории тюркоязычных скифов, как предтечей гуннов и татар. Новизна исследования состоит в привлечении к историческим темам возможности ДНК-генеалогии, что расширяет источниковую базу и раздвигает рамки предмета историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of Turkic languages speaking Scythians as precursors of the modern Tatars

The aim of the article is the research of possibility of Turkic lan-guages speaking Scythians existence and their relations to the Tatars. Materials: written sources about Scythians, archeological materials and results of DNA analysis. Results and scientific novelty: commonly used in literature treatment defines the language of Scythians as pre Iranian, and their successors are considered to be Ossetians. DNA genealogy regards aries and their successors Scythians to gaplogroup R1a on Y chromosome, that excludes Ossetians as successors of Scythians. DNA analysis allows to affirm the existence of Turkic language Scythians coming from Asia. Attraction of DNA genealogy methods gives the facts to affirm the existence of Turkic language speaking Scythians in history as precursors of Huns and Tatars. The novelty of research is in attraction the assistance of the DNA genealogy to the historical problems that enlarges the source base and extends the frame of historiography as a subject.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тюркоязычных скифах как предтечах современных татар»

УДК 929.5

К вопросу о тюркоязычных скифах

как предтечах современных татар

Рафаэль Хакимов

(Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)

Аннотация.

Цель: исследование возможности существования тюркоязычных скифов и их отношения к татарам.

Материалы: письменные источники о скифах, археологические данные и результаты ДНК-анализа.

Результаты и научная новизна: общепринятая в литературе трактовка определяет язык скифов как протоиранский, а наследниками считаются осетины. ДНК-генеалогия относит ариев и их потомков скифов к гап-логруппе Юа по Y-хромосоме, что исключает осетин в качестве наследников скифов. ДНК-анализ позволяет утверждать о существовании тюркоязычных скифов, вышедших из Азии. Привлечение методов ДНК-генеалогии предоставляет доказательства для утверждения о существовании в истории тюркоязычных скифов, как предтечей гуннов и татар. Новизна исследования состоит в привлечении к историческим темам возможности ДНК-генеалогии, что расширяет источниковую базу и раздвигает рамки предмета историографии.

Ключевые слова: скифы, татары, ДНК-анализ.

Предки татар в Поволжье

Гунны (в значительной части тюркоязычные), затем тюрки рано освоили территорию между Волгой и Уралом. Когда Истеми-каган в 558 г. завершил покорение Поволжья и Приуралья, там уже жили тюркские племена.

В татарских сказаниях сохранились отзвуки тех времен. Одним из известных преданий является легенда об Алып-батыре [1, с. 23-25]. Хотя это одна из древнейших татарских легенд, но там речь идет о событиях довольно поздних, скорее всего, относящихся ко времени распада Второго Тюркского каганата. По преданию, у пророка Ноя было три сына и среди них Яфес (Иафет), - так начинается рассказ. В свою очередь у Яфеса также было три сына: Гази, Тюрок и Алп. Они были красивыми и сильными, но со временем повздорили, дело дошло до войны между Гази

и Тюрком. Эта борьба закончилось победой Тюрка, который, тем не менее, решил покинуть родные места и ушел на север.

Алп был богатырем, мог сдвигать горы, одной рукой поднимал лошадь. Однажды он выехал в дальние страны, заблудился и не смог найти дорогу назад. Так он вышел к реке и встретил племя, говорившее на похожем языке. Он подобрал себе жену и остался с этим народом. У Алпа родилось два сына, он не знал, как их назвать. Неожиданно надвинулись тучи, похолодало, и дети расплакались. Алп пытался их успокоить, а дети продолжали плакать. Тогда Алп догадался, что они плачут неспроста. Видимо, им надо дать имена, решил он. Алп посоветовался с женой и одного назвали «Болгар», а другого «Буртас». Дети Алпа выросли такими же богатырями и впоследствии основали два города. Из двух сыновей возникли два народа, которые вначале говорили на одном языке, а затем их говоры начали отдаляться.

В этой легенде важно отметить факт существования тюркских племен до того, как Алп вышел к большой реке. Возникает вопрос: с какого времени тюрки - предки татар жили на территории между Волгой и Уралом? Ведь сегодня татары трактуются как пришлый народ, завоевавший булгар и основавший Золотую Орду. Существует даже так называемая теория булгарского происхождения современных татар, не имеющих, якобы, отношения к татаро-монголам. На самом деле все гораздо сложнее.

Известный российский лингвист С. Е. Малов пишет: «Могу только сказать, что и за пять веков до н. э. тюрки жили там же, где они живут главным образом (с малыми исключениями) и теперь» [12, с. 136]. О том же пишет Н. Я. Бичурин. В предисловии к «Собранию сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» есть такие строки: «Из сих известий, несмотря на краткость их, открывается, что на всей полосе Средней Азии от Восточного океана на запад до Каспийского моря искони обитали те же самые народы, которые и ныне населяют сию страну; вели тот же самый образ жизни, какой ведут потомки их по прошествии 2 000 лет, находились в тех же пределах, в которых последние и ныне живут, с небольшим изменением в пространстве» [2, с. 10]. Отметим важный момент: народы, жившие до новой эры на территории Средней Азии от Тихого океана до Каспийского моря, и поныне живут там же. Иначе говоря, когда гунны объявились в Поволжье, они там нашли родственные племена, когда татары вместе с Бату-ханом появились в Поволжье и Причерноморье, они опять-таки обнаружили своих родственников. Общую основу на пространстве Великой Степи могли заложить только скифы. Эта гипотеза нуждается в доказательствах.

Обратим внимание на следующие слова С. Е. Малова. Он на основе анализа 30-40 тюркских наречий приходит к выводу: «Миграции не имели того влияния и значения в истории тюркских языков, каковые им

обычно приписывают». Вывод исключительно важный для понимания истории татар, чьи предки до новой эры уже жили в Поволжье, Причерноморье и на Дунае. Последующее Великое переселение народов внесло свои коррективы, но лишь в плане возвышения одних тюркских племен над другими. Появление гуннов, а затем татар во главе с Бату нельзя трактовать как обретение ими новой родины, они всегда рассматривали Великую Степь как свою Большую Родину, заселенную близкородственными народами.

Особо примечательно утверждение С. Е. Малова о древности современного татарского языка. «Я считаю, - писал он, - что на западе тюркской территории издавна, т. е. задолго до V в. до н.э., из многих племенных языков образовались две языковые группы: одна по характеру языков хазаро-булгарско-чувашская, а другая - башкиро-татарско-кыпчакско-мишарская. Эту последнюю для избежания недоразумения с хронологией (татары XIII в.!) лучше называть только "мишарской", так как с термином "мишарь" никакой историко-хронологической путаницы, надо думать, не произойдет. Наличность на западе этой мишарской (татарской) языковой группы с древнейших времен для меня, с языковой точки зрения, не подлежит никакому сомнению. Западно-тюркские языки показывают, что они прошли слишком большую и долгую жизнь, они испытали на себе много разных влияний и пр. Это не могло произойти в очень короткий срок. Все переселения тюрков из Центральной Азии, какие мы знаем (например, гунны, монголо-татары, киргизы), не произвели на западе того языкового влияния и переворота в пользу восточнотюрк-ских языковых элементов, какие можно было ожидать, если бы здесь на западе не было бы уже своих установившихся и отстоявшихся издавна западнотюркских языков» [12, с. 137]. Это утверждение наводит на серьезные размышления. Ясно, что первичным языком предков татар в Поволжье было мишарское (татарское) наречие, на которое в УП-Х вв. наслоилось булгарское, а затем в XIII в. поволжско-хорезмский говор, после чего окончательно сформировался современный татарский язык.

Такое очень определенное утверждение выдающегося лингвиста нуждается в подтверждении. У историков нет необходимых источников, а археологи не могут свой материал интерпретировать по лингвистическим и этническим признакам. На помощь может прийти ДНК-генеалогия, в частности анализ по Y-хромосоме. Сам по себе этот метод не связан с этничностью, языком и даже физической антропологией, но он вполне может внести ясность в существующие точки зрения.

Первые свидетельства о скифах

О происхождении скифов существует огромное количество литературы. Все авторы исходят из немногочисленных свидетельств древних

летописцев и археологических находок последних десятилетий. «Наиболее ранние упоминания о народе "ашкуза", или "ишкуза", известны из клинописных текстов государств Передней Азии, и исследователи идентифицируют название "ишкуза" ("ашкуза") со скифами. Подобное отождествление дает основание поместить скифов на арену борьбы между государствами Малой и Передней Азии уже в VII в. до н. э. Нам пока не известно, откуда и каким путем проникли скифские орды на территории государств Древнего Востока. Из "Истории" Геродота следует, что в начале VI в. до н. э. скифы были разгромлены мидийским царем Киакса-ром, после чего им пришлось уйти в районы Северного Причерноморья» [10, с. 6]. В этой статье Т. М. Кузнецовой важно отметить время появления скифов в Причерноморье - VI в. до н.э.

Геродот в «Истории» приводит разные легенды о происхождении скифов. Одна из них гласит: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безводной пустыней, родился первый человек по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению, неверно Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был, по их словам, Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липоксая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая - те, которые называются катиарами и траспиями, а от младшего брата - те, что называются паралатами; общее же название всех их - сколоты по имени одного царя; скифами назвали их эллины... Так рассказывают скифы о своем происхождении; лет им с начала их существования, или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько» [16, с. 47]. Диодор Сицилийский, автор I в. до н. э., сообщает, что скифы первоначально занимали территорию на Р. Аракс (Сыр-Дарья), а затем «захватили страну к западу от Танаиса» (Дон). О причинах миграции сообщает Геродот: «Кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в Киммерийскую землю». Геродот сам побывал в Причерноморье, где наблюдал жизнь скифов.

Киммерийцы под натиском скифов бежали в Переднюю Азию. Преследуя киммерийцев, скифы вторглись в Мидию.

В конце VI в. до н. э. в Причерноморье появились войска персидского царя Дария I Гистаспа, который, как свидетельствовал Геродот, пошел войной на скифов, чтобы отомстить им за двадцативосьмилетнее господство и бесчинства в странах Древнего Востока. Победа досталась скифам. Постепенно скифы стали играть значительную роль не только в Северном Причерноморье, но и на Балканах. Расцвет скифов приходится на время правления Атея.

«Усиление скифов не оставило равнодушным македонских правителей, и в 339 г. до н. э. Филипп II Македонский совершил вторжение в Скифию. У реки Истр (совр. Дунай) произошло сражение, в котором погиб сам Атей, и скифам пришлось покинуть Добруджу» [10, с. 10]. Источники свидетельствуют о неспокойной обстановке в Скифии в последующие десятилетия.

Появление новых кочевников привело к сокращению территории Скифии. «На протяжении II в. до н. э. сарматы вытеснили скифов из степей между Доном и Днепром, ограничив тем самым район их обитания бассейнами нижнего Днепра и Буга и Степным Крымом. С этого времени начался новый и последний этап истории Скифии, которая с первых веков нашей эры стала именоваться Малой Скифией» [10, с. 11]. Крым стал центром Скифского государства, где находилась резиденция царя скифов Скилура и сына его Палака. Письменные источники сообщают о скифских крепостях в Крыму - это Неаполь (Симферополь), Палакий и Хаб, о войнах скифов с Херсонесом, о сарматах, выступавших то как союзники Херсонеса, то как союзники скифов.

В III в. н. э. на Крым обрушились готы, под натиском которых скифам частично пришлось отступить в горные районы и налаживать новую жизнь в этих труднодоступных местах. Нашествие гуннов в IV в. н. э. нанесло последний удар по скифам, после чего Скифия перестала существовать.

Происхождение скифов

В узком смысле скифами называют кочевников степей Причерноморья, в широком - все племена кочевых скотоводов, которые в первом тысячелетии до н. э. широко распространились по евразийской степи.

Концепции о происхождении скифов строятся вокруг двух-трех позиций. Одна из гипотез связывает предков скифов с племенами срубной культуры эпохи бронзы, проникшими в Северное Причерноморье из Поволжья. Мигранты-«срубники» встретились в степях Причерноморья с более ранними племенами, слились с ними, создав единый этнос с про-тоиранским языком.

Другая точка зрения выводит происхождение скифов из глубин Азии в VII в. до н. э. Они принесли с собой в Причерноморье уже сфор-

мировавшуюся культуру с характерным типом вооружения, конской сбруи и художественного звериного стиля.

Общность скифской культуры прослеживается от Сибири до Причерноморья, что подтверждается генетическими исследованиями. Ученые пришли к выводам, «что группы кочевников железного века из Южного Урала и Казахстана, по культурным особенностям сходные с классической культурой скифов Северного Причерноморья, располагаются недалеко друг от друга, то есть связаны между собой и генетическим сходством. Ближе всего к ним находятся популяции позднего бронзового века и железного века из России, позднего неолита и бронзового века из Центральной Европы, популяции энеолита из Самары, популяции ямной и срубной культур бронзового века».

Скифы происходят от ариев. С. Г. Кляшторный пишет: «Арии Поволжья, Урала, Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем в начале 1 тыс. до н.э., когда завершилось формирование нового типа скотоводческого хозяйства - кочевнического, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленного производства, окончательно сложился тот способ обработки земли, который связан с созданием крупных ирригационных систем. Преемниками ариев в Великой Степи стали их отдаленные потомки - скифы, саки и саврома-ты» [8, с. 76]. Сведения об «ариях» появляются в письменных источниках у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями». По этой древней традиции арийцев определяют по языку. Один из специалистов по ариям Л. С. Клейн пишет: «Арии по общепризнанному точному научному значению слова - это народы одной языковой семьи, представляющей собой ветвь обширной индоевропейской группы народов». По его мнению, происхождение индоевропейцев в основном лингвистическая проблема [7, с. 362]. Лингвистический подход изначально отрицает ариев в качестве тюркоязычных племен, что сужает значимость такого подхода, ведь носители разных языков могут быть по происхождению одного корня.

Иной подход предложил А. А. Клёсов, который ариев связывает с гаплогруппой Ма Y-хромосомы, считая лингвистическую и историческую точки зрения просто мнением, а не достоверным знанием. «Арии, -пишет он, - это носители гаплогруппы Ма на историческом отрезке времени от 5500 лет назад до примерно 2500 лет назад, и они говорили на арийских языках, которые по разным причинам потом стали называть "протоиндоевропейскими" и "индоевропейскими". Арии, которые вышли из Европы, и никакими тюрками, конечно, не были, принесли индоевропейские языки в Индию, в Иран, в Малую Азию (хетты) и в Сирию (митаннийские арии) примерно 3500 лет назад. Но была еще одна ветвь

ариев, которые прошли за Урал до Алтая и стали там скифами, если придерживаться общепринятой классификации. Они основали там археологические "культуры скифского круга", и после жизни там, фактически в изоляции от своего древнего ИЕ [индоевропейского] языка, в течение, как минимум, тысячи лет, и живя в окружении носителей тюркского языка, многие перешли на тюркский язык. Поскольку скифских племен там было определенно много, то кто-то сохранил ИЕ языки, кто-то перешел на тюркские, кто-то сохранил европеоидность, кто-то приобрел мон-голоидность от местных матерей, бабушек и прабабушек» [3, с. 1798]. Значит, не все скифы говорили на протоиранском языке, часть из них стали тюркоязычными.

Аксиоматический подход избирает в качестве постулата какой-либо тезис без доказательств, на чем и строит теорию. Выбор в качестве исходной позиции генетическиого подхода (арии принадлежат к гапло-группе Юа) не ограничивает носителей по языковому признаку. В случае лингвистического подхода не может быть ограничений с генетической принадлежностью. Можно также ввести признаки по принадлежности к определенной культуре, иначе говоря, ориентироваться на описания Геродота, других свидетелей, археологические материалы. В этом случае скифы могут оказаться носителями многих языков и гаплогрупп. Можно было бы ориентироваться на самоназвание, но живое употребление этнонима сохранилось в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами.

Брать за отправную основу одну гаплогруппу и относить только ее к ариям не совсем научный подход. Например, сам же А. А. Клёсов носителей гаплогруппы ИЛЬ называет «эрбинами», не привязывая ни к языку, ни к самоназванию какого-либо народа. Тогда и представителей Юа можно было бы назвать «эрайнами». У А. А. Клёсова чувствуется привязанность именно к Юа, доминирующей у русских, чье происхождение он связывает с арийцами. Однако критерий отнесения народа именно к русским по корням вызывает вопросы. Он считает русскими тех, кто с русским самосознанием живет на территории России, имеет русских в трех поколениях и говорит на русском языке. Такие критерии подходят для этнологов, этнографов, политологов, но для ДНК-генеалогии он бесполезен. Ведь в четвертом поколении может оказаться татарин, что нетрудно доказать, если рассмотреть происхождение русского дворянства. По расчетам В. О. Ключевского в Бархатной книге, учитывавшей столбовых дворян, фамилий «великорусских, оказывается 33%, происхождения польско-литовского, т. е. в значительной степени западнорусского, -24%, происхождения немецкого, западноевропейского - 25%, происхождения татарского и вообще восточного - 17%, и 1% остается неопределим» [9, с. 193]. Если учесть, что польско-литовское дворянство во многом имеет татарские корни, а вовсе не западнорусские, то процент

служивых татар будет гораздо выше. П. Н. Савицкий писал Л. Гумилеву: «Как известно, великорусское дворянство, сыгравшее огромную роль в создании великого Русского государства, на 30, 40 и даже более процентов состояло из потомков этих мурз, князей и слуг». Сегодня многие ученые пытаются доказать несостоятельность поговорки «Поскреби русского и обнаружишь татарина». Однако это доказать без подтасовок сложно. Слишком много свидетельств обрусения татар во времена христианизации и перехода (часто добровольное) татарских мурз в русское дворянство.

Спор лингвистов, археологов, историков, генетиков о языке и происхождении ариев пока не имеет удовлетворительного ответа. В любом случае у него нет практического смысла. Больше определенности со скифами, что важно для выяснения времени появления предков татар в Волго-Уральском регионе.

Территория Скифии

Нет сомнений, что предками татар были гунны, как восточные, так и западные. Гунны наследовали культуру скифов и, возможно, говорили на том же языке [13, с. 3]. Однако такая гипотеза требует подтверждения.

Русский историк Андрей Лызлов в книге «Скифская история» (1692 г.) границы Скифии определяет от Дона на восток: «Границы же скифийския з запада от реки Дону [а Ботер, описатель всего света, полагает от Волги, еже и приличнее имать быти]. На восток солнца до пределов хийских, иже со Индиею. С полудня от моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийскаго, то есть Хвалисскаго. На полнощь даже до океана скифийскаго Ледоватаго» [11, л. 1]. По разным историческим и археологическим данным получается, что прародина скифов находилась где-то в пределах довольно обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном. Там они жили в окружении родственных им по культуре и языку племен: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая).

Для нас важно, что археологи в Поволжье находят материал, связанный со скифами. Д. Раевский пишет: «В ряде ананьинских могильников, расположенных по течению Волги между впадением в нее Камы и Ветлуги, часто попадаются скифские предметы VП-VI вв. до н. э. в сочетании со специфическими вещами центрально-кавказского и даже урартского происхождения. Точно такое же сочетание скифских и кавказских вещей мы находим в синхронных названным ананьинским памятникам могильниках Центрального Кавказа, и это позволяет реконструировать переселение какой-то группы воинов с Кавказа на Среднюю Волгу примерно тогда же, когда происходило расселение по разным регионам Восточной Европы возвращавшихся через Кавказ из Передней Азии скифов.

Тогда скифские и кавказские вещи, найденные в ананьинских могильниках, можно рассматривать как археологические следы тех самых "других скифов", которые, по свидетельству Геродота, отделились от основного массива своих соплеменников и продвинулись далеко на северо-восток Европы» [14, с. 92]. Впоследствии Скифия стала называться Великой Татарией (в латинских источниках та же территория называлась Тартари-ей).

Язык скифов

Признание за скифами протоиранских корней стало общим местом. Такое единодушие сложилось в силу отсутствия каких-либо данных о языке скифов. Поскольку по мнению ученых скифы пришли откуда-то из Азии, то и должны говорить на североиранском языке. Кое-кто утверждает, что скифы говорили на различных диалектах древнеиранского языка или даже древнем осетинском. При этом не оспаривается территория расселения скифов, где до сего дня живут в основном тюрки.

Такое в исторической науке бывает. Не только о древнейших временах, но даже о Золотой Орде, по которой сохранилось немало источников, гуляют домыслы солидных историков. Так общепринято, что государственным языком Орды был монгольский, но ни одного документа на монгольском языке не найдено, все они написаны на татарском. Вокруг языка Золотой Орды возникла обширная литература, пытающаяся найти влияние на татар не только монгольского, но также уйгурского, кыпчак-ского, караханидского, карлукского, чагатайского наречий, называют официальный язык огузо-кыпчакским, хорезмско-поволжским, поволж-ско-золотоордынским, тюрки или тюркским, но только не татарским. А все произошло потому, что А. П. Григорьев отождествил татар с монголами [6]. Он решил, что в Монгольской империи живут монголы, значит, и документы писали на монгольском языке. Остальные ученые просто повторили это заключение. Одна ошибка стала общим мнением.

Сходная ситуация сложилась с языком скифов, о котором можно судить только по именам их правителей: Таргитай, Липоксай, Арпоксай, Колаксай и т. д., которые звучат явно по-тюркски. Если в этот список добавить имя Тукай, никто и не заметит подвоха. Других примеров языка скифов не сохранилось.

По мнению Заура Гасанова, «племя "царские скифы", а также племя, которое Геродот называет "сыны слепцов", относятся к алтайской языковой семье» [4, с. 66]. Он не одинок в своем утверждении. Во всяком случае на такой обширной территории под обобщающим названием «скифы» могли жить разноязыкие племена. Геродот упоминает семь языков, на которых говорили в Скифии. Наверняка среди семи языков присутствовало и тюркское наречие. Такое предположение подтверждается выво-

дами генетиков. И. Л. Рожанский пишет: «Возникновение кыпчакской ветви тюркских языков может быть связано с тюркизацией одной из групп скифских по происхождению племен, как можно судить по преобладанию ветвей одного и того же субклада R1a-Z2125 среди всех без исключения народов этой группы» [15, с. 1731].

Теория об ираноязычных скифах строится на предположении, которое стало общепризнанным по одной причине - никто не опровергал такое мнение. Генетики подвергают сомнению связь скифов с осетинами. А. Клёсов утверждает: «В современных исторических науках принято считать, что предки осетин - это аланы, а аланы - ираноязычное племя скифо-сарматского происхождения. То есть по всем признакам они должны были бы иметь основную гаплогруппу R1a, но этой гаплогруппы у осетин практически нет, ни у дигорцев, ни у иронцев. У осетин доминирует гаплогруппа G2a - от двух третей (дигорцы) до трех четвертей (иронцы), а эта гаплогруппа к скифам и аланам никак не вписывается, если следовать определениям современных историков, что аланы - это потомки скифов и сарматов». Это вовсе не значит, что скифы не могли быть ираноязычными, вместе с тем ДНК-генеалогия развеивает миф о скифских корнях осетин.

Обратимся к зарубежным генетикам, более независимым от внутри-российских дискуссий, зачастую политизированных, как, например, у палеогенетиков. Весьма солидный журнал «Nature» опубликовал данные, по которым оказывается, что «современные популяции с наибольшей вероятностью существования непосредственно произошли от восточных скифских групп почти исключительно тюркского языка... Особо высокая статистическая поддержка была задокументирована для некоторых тюр-коязычных групп, географически расположенных вблизи археологических памятников восточных скифов (например, теленгитов, трубчатых, тофаларов), но и среди тюркоговорящего населения Центральной Азии (например, киргизы, казахи и каракалпаки). Эти же результаты были получены для некоторых тюркских групп, живущих западнее, например, для казанских татар» [17, с. 69]. Гипотеза лингвистов о существования тюркоязычных скифов сегодня подтверждается генетиками.

Итак, ДНК-анализ дает дополнительные аргументы в пользу утверждения С. Малова о проживании предков татар в Поволжье задолго до V в. до н. э. и использовании ими татаро-мишарского наречия, близкого к сегодняшнему языку. Этими предками, без сомнения, были скифы. Благодаря ДНК-анализу историю предков татар можно начать по крайней мере с VII в. до н.э.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борьщгы татар эдэбияте. Казан, 1963.

2. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.-Л., 1950. 382 с.

3. Вестник Академии ДНК-генеалогии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dna-academy.ru/wp-content/uploads/10_10_2017.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

4. Гасанов З. Царские скифы. Нью-Йорк, 2002. 486 с.

5. Генетики и антропологи о скифах. Генофонд РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=23726 (дата обращения: 10.03.2017).

6. Григорьев А. П. Официальный язык Золотой Орды. XIII-XIV вв. // Тюркологический сборник 1977. М.: Наука, 1981. С. 81-89.

7. Клейн Л. С. Ямная, не ямная (обзор современных работ о курганных погребениях Подунавья) // Stratum plus. 2017. Т. 2. С. 362-363.

8. Кляшторный С. Г. Страна арийцев // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. Казань: Ин-т истории АН РТ, Рухият, 2002. С. 69-76.

9. Ключевский В. О. Сочинения. Т. II. М., 1988. 448 с.

10.Кузнецова Т. М. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия. М., 1992. С. 3-14.

11.Лызлов А. Скифская История. М.: Алгоритм, 2012. 320 с.

12.Малов С. Е. Древние и новые тюркские языки // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка XI. Вып. 2. М., 1952. С. 135-143.

13.Паркер Э. Тысяча лет из истории татар. Казань, Идел-Пресс, 2003. 288 с.

14.Раевский Д. Скифия // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. Казань: Ин-т истории АН РТ, Рухият, 2002. С. 77-93.

15.Рожанский И. Л. Литовские татары. ДНК-родословные и их корни в степях Евразии // Вестник Академии ДНК-генеалогии = Proceedings of the Academy of DNA Genealogy. Академия ДНК-генеалогии Boston-Moscow-Tsukuba, 2017. Т. 10. № 5. С. 1715-1735.

16. Скифы. Хрестоматия / сост. Кузнецова Т. М. М.: Высшая школа. 1992, 304 с.

17.Nature: international journal of science [Электронный ресурс] Режим доступа: https://images.nature.com/original/nature-assets/ncomms/2017/ 170303/ncomms14615/extref/ncomms14615-s1.pdf.

Сведения об авторе: Хакимов Рафаэль Сибгатович - доктор исторических наук, директор Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, вице-президент Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); history@tataroved.ru

To the question of Turkic languages speaking Scythians

as precursors of the modern Tatars

Rafael Khakimov

(Sh. Marjani Institute of History of AS RT)

Abstract: The aim of the article is the research of possibility of Turkic lan-guages speaking Scythians existence and their relations to the Tatars.

Materials: written sources about Scythians, archeological materials and results of DNA analysis.

Results and scientific novelty: commonly used in literature treatment defines the language of Scythians as pre Iranian, and their successors are considered to be Ossetians. DNA genealogy regards aries and their successors Scythians to gaplogroup R1a on Y chromosome, that excludes Ossetians as successors of Scythians. DNA analysis allows to affirm the existence of Turkic language Scythians coming from Asia. Attraction of DNA genealogy methods gives the facts to affirm the existence of Turkic language speaking Scythians in history as precursors of Huns and Tatars. The novelty of research is in attraction the assistance of the DNA genealogy to the historical problems that enlarges the source base and extends the frame of historiography as a subject.

Keywords: Scythians, Tatars, DNA analyses.

REFERENCES

1. Boryngy tatar edebiyate [Tatar's ancient literature]. Kazan. 1963.

2. Bichurin N.Ya. Sobranie svedeniy o narodakh, obitavshikh v Sredney Azii v drevnie vremena [A collection of information about peoples who lived in ancient times in Central Asia]. V.1. M.-L. 1950. 382 p.

3. Vestnik Akademii DNK-genealogii [Bulletin of DNA-genealogy Academy]. Volume 10. No. 5. May 2017. Available at: http://dna-academy.ru/wp-content/uploads/10_10_2017.pdf (accessed 10.03.2017).

4. Gasanov Z. Tsarskie skify [Tsar's Scythians]. New York, 2002. 486 p.

5. Genetiki i antropologi o skifakh. Genofond RF [Genetics and anthropologists about Scythians. Gene fund of RF]. Available at: http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=23726 (accessed 10.03.2017).

6. Grigor'ev A.P. Ofitsial'nyy yazyk Zolotoy Ordy. KhIII-XIV vv. [Official language of the Golden Horde]. Tyurkologicheskiy sbornik [Turcological collection] 1977. M.: Nauka, 1981, pp. 81-89.

7. Kleyn L. S. Yamnaya, ne yamnaya (obzor sovremennykh rabot o kurgannykh pogrebeniyakh Podunav'ya) [Pit or not pit (review of modern works about burial mound burials along Danube river)]. Stratum Plus Journal. 2017, V. 2, pp. 361-376.

8. Klyashtornyy S. G. Strana ariytsev [Country of Aries]. Istoriya tatar s drevneyshikh vremen v semi tomakh. T. I. Narody stepnoy Evrazii v drevnost [History of the Tatars from the ancient times in seven volumes. V. I. Peoples of the steppe Eurasia in ancient times]. Kazan. Marjani Institute on history, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Rukhiyat, 2002, pp. 69-76.

9. Klyuchevskiy V. O. Sochineniya [Works]. V. II. M., 1988. 448 p.

10. Kuznetsova T. M. Kratkaya istoriya skifov [Short history of the Scythians]. Skify: Khrestomatiya [Scythians: Selections of literature]. M., 1992, pp. 3-14.

11. Lyzlov A. Skifskaya Istoriya [History of Scythians]. M.: Algoritm, 2012. 320 p.

12. Malov S. E. Drevnie i novye tyurkskie yazyki [Ancient and modern Turkic languages]. Izvestiya AN SSSR. Otdelenie literatury i yazyka [Department of literature and language]. XI. issue. 2. M., 1952, pp. 135-143.

13. Parker E. Tysyacha let iz istorii tatar [Thousand years from the history of the Tatars]. Kazan. Idel-Press, 2003. 288 p.

14. Raevskiy D. Skifiya [Scythia]. Istoriya tatar s drevneyshikh vremen v semi tomakh. T. I. Narody stepnoy Evrazii v drevnosti [History of the Tatars from the ancient times in seven volumes. T. I. Peoples of the steppe Eurasia in ancient times]. Kazan. Marjani Institute on history, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Rukhiyat, 2002. pp. 77-93.

15. Rozhanskiy I.L. Litovskie tatary. DNK-rodoslovnye i ikh korni v stepyakh Evrazii [Lithuanian Tatars. DNA- genealogy and their roots in the steppes of the Eurasia]. Vestnik Akademii DNK-genealogii [Proceedings of the Academy of DNA Genealogy]. Moscow-Boston-Tsukuba, 2017. V. 10, no. 5, pp. 1715-1735.

16. Kuznetsova T. M. Skify. Khrestomatiya [Scythians. Selected literature]. M.: Vysshaya shkola. 1992, 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Nature: international journal of science. Available at: https://images.nature.com/original/nature-assets/ncomms/2017/170303/ ncomms14615/extref/ncomms14615-s1.pdf. (accessed 10.03.2017).

About the author: Rafael Sibgatovich Khakimov - Doctor of historical sciences, Director, Sh. Marjani Institute on history, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Vice-President of AS RT, Academitian of AS RT (7A, Baturin St., Kazan 420111, Russian Federation); history@tataroved.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.