Научная статья на тему 'К вопросу о циклической динамике инвестиционных процессов в машиностроительном комплексе'

К вопросу о циклической динамике инвестиционных процессов в машиностроительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о циклической динамике инвестиционных процессов в машиностроительном комплексе»

А.В. Пиденко

К ВОПРОСУ О ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Машиностроение - наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население -предметами потребления.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей: в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемым материалам, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию - производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок и сварных конструкций для машиностроения.

Таблица 1

Производство важнейших видов продукции машиностроительного комплекса РФ за 1992-2004 гг.[1].

Показатели Годы

1992 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Электромашины крупные, тыс. шт. 14,9 4,6 3,4 2,9 3,6 4,1 4,1 3,3 3,8 4,1

Металлорежущие станки, тыс. шт. 53,4 18,0 9,4 7,6 7,9 8,9 8,3 6,5 5,7 5,4

Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт. 16,5 2,2 1,2 1,3 1,1 1,2 1,3 1,2 1,6 1,5

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт. 16,9 7,1 5,0 3,9 4,1 4,0 6,5 10,7 27,0 34,5

Вагоны пассажирские магистральные, тыс. шт. 961 489 517 503 716 802 859 867 1025 1202

Грузовые автомобили, тыс. шт. 583 142 146 141 176 184 173 173 193 200

Автобусы, тыс. шт. 48,2 39,8 46,0 45,7 50,0 54,0 56,5 66,7 76,2 75,7

Троллейбусы, тыс. шт. 1685 340 117 126 384 498 657 193 376 369

Тракторы:

- тыс. шт. 137 21,2 12,4 9,8 15,4 19,2 14,2 9,2 8,1 8,7

- суммарная мощность двигателей, л.с. 12,6 1,9 1,5 1,0 1,6 2,1 1,6 1,0 1,0 1,0

Комбайны:

- зерноуборочные, тыс. шт. 42,2 6,2 2,3 1,0 2,0 5,2 9,1 7,5 5,4 7,9

Окончание табл. 1

Показатели Годы

1992 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

- кормоуборочные, шт. 8488 511 324 242 315 535 951 576 479 479

Доильные установки, шт. 13716 528 459 381 369 394 262 223 257 332

Экскаваторы, тыс. шт. 15,4 5,2 4,2 3,3 2,6 3,4 3,6 3,2 2,9 3,5

Бульдозеры, тыс. шт. 12,2 2,4 2,5 1,6 2,4 3,0 2,7 1,7 1,8 1,8

Прядильные машины, шт. 1106 133 30 3 5 8 14 16 49 34

Ткацкие станки, шт. 11887 1890 465 170 126 95 187 313

Фотоаппараты, тыс. шт. 1607 296 143 60,1 81,2 137 136 76,6 92,0 57,1

Часы бытовые, млн. шт. 57,8 17,8 5,0 3,8 6,3 7,4 7,0 6,0 5,1 3,8

Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт. 604 70,3 54,1 17,9 26,9 29,1 17,4 20,8 16,4 16,9

Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт. 3184 1789 1186 1043 1173 1327 1719 1938 2218 2554

Телевизоры 3672 1005 327 329 281 1094 1002 1962 2376 4504

в том числе:

- цветного изображения 2039 370 252 293 264 1094 1002 1962 2376 4504

- из общего производства телевизоров - переносные, тыс. шт. 667 517 52,6 36,3 19,7 25,0 22,8 24,7 12,2 4,4

Состояние отечественного машиностроения в последнее десятилетие определяется процессами радикальных рыночных реформ и конверсией военных производств, что обуславливает серьезные структурные трансформации машиностроительного комплекса. Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства.

Об этом свидетельствуют данные, характеризующие производство важнейших видов продукции машиностроительного комплекса РФ за 1992-2004 гг. (табл. 1).

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это привело к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и, в конечном счете, к затуханиюинвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения в 1993 г. снизился по сравнению с 1990 г. в 3-4 раза.

Во второй половине 90-х гг. спрос на продукцию машиностроения стабилизировался. Условием этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Несмотря на все положительные стороны данного процесса, машиностроение в целом нуждается в реструктуризации, на что потребуются преимущественно централизованные капиталовложения, так как децентрализованные средства недостаточны. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает

современным требованиям, и реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.

В период 1995-2004 гг., на фоне сохраняющегося эффекта девальвации рубля, интенсивное наращивание выпуска продукции отечественного машиностроения инициировалось резким сокращением импорта, с одной стороны, и увеличением масштабов экспорта, с другой. При увеличении инвестиций в основной капитал за2000-2004 гг. на 23,6% выпуск продукции отечественного машиностроения возрос на 13,1%, экспорт - на 10,6%, а объем импорта машин и оборудования составил 68,7% от предкризисного уровня 1997 г.

Более медленные темпы роста машиностроения по сравнению с динамикой инвестиций компенсировались расширением импорта. В 2001-2004 гг. импорт машин и оборудования рос опережающими темпами по сравнению с динамикой импорта в целом, а также динамикой производства отечественного машиностроения (табл. 2).

Это позволило поддержать сформировавшуюся в период восстановительного роста тенденцию к повышению доли затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций. В 2004 г. доля расходов на машины повысилась до 38,9% против 35,0% в 2001 г. и 29,9% в кризисном 1998 г.

Отметим, что протекающий в настоящее время в России процесс реформирования машиностроительного комплекса направлен на предотвращение неэффективного размещения ресурсов, завышения цен, вытеснения потенциальных конкурентов и других негативных тенденций, то есть реформа в отраслевых структурах должна способствовать реформированию отраслей с учетом микро- и макроэкономических тенденций развития, что позволяет преодолеть стагнацию машиностроительного комплекса. Однако реформирование машиностроительного комплекса в значительной степени происходит на старой технологической основе, что с учетом роли предприятий машиностроительного комплекса в социально-экономическом развитии территорий фактически консервирует психологическое отставание России от уровня развитых странах мира. В результате возникает серьезное противоречие: с одной стороны, экономический рост необходимо стимулировать как фактор, привлекающий инвестиции в машиностроение, с другой-инвестиции должны способствовать его технологической перестройке.

Таблица 2

Динамика инвестиций в основной капитал, выпуска продукции машиностроения и импорта машин и оборудования в 19992004 гг. в % к предыдущему году [1]

1999. 2000. 2001. 2002. 2003. 2004.

Инвестиции в основной капитал 105,3 117,4 108,7 102,0 109,8 106,6

Выпуск продукции машиностроения 117 120 107 102 124,5 117,8

Импорт машин и оборудования 64,8 105,7 132,8 117,7 111,1 105,0

Экспорт машин и оборудования 97,7 113,9 114,3 96,0 137,9 142,5

Опыт развития и функционирования предприятий машиностроительного комплекса показывает, что для достижения ими успеха на рынке необходимо осуществлять взаимосвязанные инвестиции в четырех крупных направлениях:

- поддержание масштабности производства;

- внедрение инновационных технологий;

- создание общенациональной сбытовой и маркетинговой сети;

- создание дееспособного управленческого аппарата.

Большая часть суммы капитальных вложений приходится на инвестиции в расширение воспроизводства, основным источником которых является государственный бюджет, прибыль и заемный капитал. О размерах данных вложений можно судить по приросту основных фондов или размеру амортизационных отчислений, величина которых невелика ввиду сильной изношенности действующих фондов. В последние годы среди причин, приведших к сокращению инвестиций в машиностроении и металлообработке, можно назвать:

- вынужденное распределение прибыли на текущее потребление;

- снижение роли амортизационных отчислений;

- отсутствие необходимого денежного обращения;

- резкое уменьшение государственной поддержки, высокий уровень налогообложения доходов, инфляция и другие негативные явления.

Вместе с тем, в ходе реформ произошло резкое падение объемов капиталовложений за счет всех источников финансирования. Из-за дефицита федерального и региональных бюджетов снизился удельный вес бюджетных ассигнований в общем объеме финансирования капитальных вложений. Масштабы привлекаемых иностранных инвестиций не отвечают сегодня инвестиционным возможностям и потребностям машиностроительного комплекса.

Большинство предприятий машиностроительного комплекса не позволяет финансировать инвестиции из прибыли ввиду ее отсутствия или низкой рентабельности производства. Амортизационные отчисления активно используются не по назначению и часто направляются на финансирование оборотных средств.

Современное машиностроение объединяет комплекс промышленных подотраслей и является наиболее многопрофильным сектором промышленности, причем процесс выделения и дифференциации новых машиностроительных производств продолжается. Ведущими подотраслями комплекса являются: общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.

Важнейшей подотраслью общего машиностроения является станкостроение. В

2003 г. общее производство станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО) в мире достигло, по данным европейского объединения станкостроительных ассоциаций, 35 млрд долл.

В России, в связи с общим спадом производства, в станкостроительной промышленности сохраняется устойчивая тенденция снижения объемов выпуска практически всех видов продукции. В 2004 г. производство металлорежущих станков в натуральном выражении составило 10,1% относительно 1992 г., в том числе с ЧПУ - 0,5%; кузнечно-прессового оборудования - 9,1%, в том числе с ЧПУ -1,1%. В результате Россия, еще несколько лет назад входившая в пятерку крупнейших производителей металлообрабатывающего оборудования наряду с Японией, США, Германией и Италией, в 1997 г. заняла 17-е место, в 1998 г. - 20-е, а в

2004 г. - 27-е место из числа 35 государств-производителей станочного оборудования. По выпуску кузнечно-прессовых машин Россия в 2004 г. стояла на 26-й строчке.

Сокращение выпуска оборудования объясняется рядом причин общеэкономического характера.

1. Общим падением спроса. Спрос на металлорежущие станки, как и на все инвестиционное оборудование, может установиться только тогда, когда стабилизируется и начнет расти спрос на изготавливаемые с их использованием товары.

2. Низким, относительно стран Запада, уровнем технологического качества отечественного оборудования, что инициирует отечественных предпринимателей к покупке зарубежного оборудования.

Оборудование является активной материальной основой любой технологической системы. Его состояние и прогрессивность определяет в конечном итоге кон-

курентоспособность как отдельного предприятия, так и промышленности в целом. Технологическая отсталость России, значительно выросшая в последнее десятилетие, отражает сложившийся устаревший парк оборудования предприятий. Его состояние можно оценить уровнем износа (амортизацией), коэффициентом обновления и возрастной структурой.

В табл. 3 представлена динамика показателей технического состояния основных фондов отрасли машиностроения и металлообработки: коэффициентов выбытия, обновления и степени износа основных фондов.

Таблица 3

Динамика показателей использования основных фондов [1]

Показатели использования основных фондов Отрасли Годы

1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Коэффи- циент выбытия Вся промышленность 1,3 1,4 1,2 1,2 1,1 1,0 1,1 1,1

Машиностроение и металлообработка 1,3 1,2 1,1 1,0 1,1 1,3 1,2 1,3

Коэффи- циент обновле- ния Вся промышленность 1,3 1,0 1,0 1,3 1,5 1,5 1,5 1,7

Машиностроение и металлообработка 0,8 0,4 0,7 0,7 0,9 1,0 1,1 1,5

Степень износа Вся промышленность 47,9 49,4 50,4 51,6 52,3 54,0 52,7 52,8

Машиностроение и металлообработка 41,5 47,7 49,5 52,6 53,2 53,1 53,8 54,1

Как видно из табл. 3, как в целом по промышленности, так и по отрасли машиностроения и металлообработки отмечается увеличение степени износа основных фондов. Если в 1995 г. износ основных фондов в отрасли машиностроения составлял 41,5%, то в 2004 г. он уже вырос и составил 54,1%.

Таким образом, можем отметить, что имеются определенные проблемы и нерешенные вопросы на пути активизации инвестиционных процессов, некоторое повышение инвестиционной привлекательности в машиностроительном комплексе РФ. Очевидно, что многие проблемы инвестиционной деятельности имеют общегосударственный характер, и их можно решать при активном вмешательстве государства, а некоторые из них, в частности, организационно-экономического характера, можно и следует решать на региональном уровне.

Несмотря на то, что в Ростовской области имеются определенные проблемы, ряд экспертов отмечает, что у региона накоплен значительный потенциал для скорейшего выхода из кризиса. Т ак, на основе анализа рейтинга российских регионов, подготовленного консалтинговым агентством «Экспресс-регион» и опубликованного в журнале «Эксперт» № 47 за 2004 г., можно сделать вывод о довольно высоком уровне инвестиционного потенциала Ростовской области. По интегральному рейтингу инвестиционного потенциала, так же как и по инвестиционному риску, регион в 2002-2004гг. находится на 23 месте среди всех субъектов РФ. Данное распределение регионов показывает, что наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность, инновационный и интеллектуальный потенциал. Особое значение для Ростовской области имеет

именно последний фактор, так как специфическая особенность её - преобладание в структуре промышленности высокотехнологичных и наукоемких производств, в основном предприятий ВПК, наличие десятков научно-исследовательских организаций. Поэтому здесь имеется значительный научно-технический потенциал, квалифицированные специалисты, что может послужить основой инвестиционного развития нового типа, в противовес первой волне инвестиций, затронувшей топливно-сырьевые регионы с преобладающей экспортной ориентацией.

К числу положительных моментов в инвестиционной сфере Ростовской области можно отнести, на наш взгляд, следующие:

1. Наличие производственно-технической базы, достаточно диверсифицированной структуры, пригодной для организации различных видов бизнеса.

2. Научный потенциал, овеществленный в различных формах интеллектуальной собственности, патентах, промышленных образцах ноу-хау.

3. Наличие квалифицированного персонала.

4. Потенциальная востребованность части продукции предприятий региона на внутреннем рынке, рынках ближнего и дальнего зарубежья.

5. Поддержка со стороны областной администрации мероприятий по развитию новых ресурсосберегающих технологий, производства импортозамещающих и экспортных товаров.

Однако имеются и негативные стороны, противодействующие инвестиционному развитию, которые, по сути, нейтрализуют все положительные моменты:

1. Производственное оборудование предприятий морально и физически устарело, не в полной мере отвечает задачам рыночной ориентации, основные производственные и инфраструктурные мощности простаивают.

2. Имеющаяся интеллектуальная собственность не оценена с позиций ее рыночного применения. Некоторые, наиболее привлекательные запатентованные технологии, ноу-хау расхищаются или используются без лицензий или иных компенсаций.

3. Потенциальные возможности персонала недоиспользуются из-за не- разработанности организационно-экономических форм его включения в новые формы и виды деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Маркетинговый анализ потребностей внутреннего рынка, рынков ближнего и дальнего зарубежья, с привязкой к производственным возможностям предприятий, не проводится.

5. Недостаточно разработаны инвестиционные программы, включающие и пакеты конкретных проектов, позволяющие материализовать в различных формах поддержку со стороны областной администрации, привлечь сторонние источники инвестиций и снизить воздействие всего комплекса негативных факторов.

Особым образом отметим следующее. Возможность реализации инвестиционных программ и проектов сдерживается рядом факторов. Решающими из них являются: несогласованность действий участников инвестиционного процесса; неумение правильно оценить инвестиционную ситуацию, а также неготовность предприятий-инициаторов проектов выполнять комплекс работ инвестиционного цикла, от проведения технико-экономических исследований до эффективного управления ресурсами проектов на этапе их реализации.

Ситуация усугубляется недостаточно развитой в регионе инфраструктурой инвестиционной деятельности, включающей системы информационного обслуживания, оказания квалифицированных услуг подготовки и переподготовки руководителей и ведущих специалистов.

Кроме негативных вышеперечисленных факторов, к ограничениям в сфере инвестиционной деятельности в Ростовской области можно отнести отсутствие нормативно-законодательной базы для формирования благоприятного инвестиционного климата.

Считаем, что привлечение в Ростовскую область инвестиций становится возможным при создании следующих организационных условий:

- наличия особых законодательных актов как федерального, так и регионального уровней;

- содержательной стратегии экономического развития, разработанной местной администрацией при поддержке основных политических партий и населения;

- наличия программ по развитию финансового рынка и менеджмента, приватизации и т.д.;

- развития экспорта;

- четкой политики поддержки бизнеса;

- утверждения профессиональных и открытых взаимоотношений с деловыми кругами.

Реализация этих мер, с нашей точки зрения, может способствовать повышению инвестиционной привлекательности не только в машиностроительном комплексе страны, но и в других отраслях экономики и народного хозяйства в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Россия в цифрах. 2005. Крат. стат. сб. / Росстат.- М., 2005. -С. 198.

Л.Г.Матвеева

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕГИОНЕ: МЕТОДОЛОГИЯ,

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Усиление региональных парадигм и подходов в экономической науке последних лет определяет методологически акцентированный интерес теоретиков-регионоведов к исследованию базовых основ, формирующих воспроизводственный режим каждой территориально-локализованной экономической системы, к числу которых относится формирование выверенной с учетом макро- и мезоэко-номических детерминант региональной инновационной политики. В этой связи безусловный приоритет в решении обозначенной проблемы приобретает мезоуро-вень, а сама возможность наращивания стабилизационных тенденций экономического развития страны все больше связывается со значительным усилением инновационной активности не столько в традиционно отраслевом, сколько в региональном аспекте. Практика последних лет показала, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности и конкурентоспособности регионов, основанные на получении дотаций из федерального бюджета, использовании природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, уже не могут обеспечить комплексного развития территорий и повышения качества жизни населения. В современных условиях данные проблемы могут быть решены только путем использования инновационных механизмов территориального развития.

При выборе направлений инновационной политики региона, нацеленных на создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы, важной проблемой является учет стратегии экономического развития в системе воспроизводственных отношений на мезоуровне. Данный аспект проблемы актуализирует рассмотрение региона как воспроизводственной системы, что означает признание факта возобновления всех сторон и сфер региональной целостности в ходе их системного взаимодействия, в том числе и инновационной сферы. При этом следует заметить, что специфика формирования инновационного потенциала конкретного региона (как и страны в целом) состоит в том, что наука и производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.