форма позволяет решить эту проблему, создавая широкие возможности для участия большого числа субъектов в распределении результатов экономической деятельности, решая задачу повышения мотивации труда работника и развития его творческого потенциала.
Адаптация фирм к рыночным условиям бизнеса в России происходит противоречиво. Резкий переход от централизованного распределения ресурсов к рыночному, неразвитость рыночной инфраструктуры значительно повышают трансакционные издержки поиска информации и партнеров. Маркетинговые службы предприятий и маркетинговые посредники редко используют для оценки эффекта альтернативные трансакционные издержки.
Список литературы:
1. Коуз Р. Фирма. Рынок. Право: пер. с англ. / Р. Коуз. - 1999.
2. Романчин В.И. Интерактивная теория фирмы / В.И. Романчин. - М.: Изд-во «Машиностроение-1», 2003. - 272 с.
3. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. Книга 1 / О.С. Сухарев. - М.: ИЭ РАН, 2001. - 576 с.
4. Шумпетер И. История экономического анализа: в 3-х т. / пер. с англ.; под ред. В.С. Автономова. - СПб: Экономическая школа, 2001.
5. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2001. - 480 с.
К ВОПРОСУ О ЦИКЛАХ КОНДРАТЬЕВА
© Кульков В.В.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Данная статья посвящена вопросу длинных волн Кондратьева, а именно существующих на сегодня разных точек зрения ученых экономистов относительно истинности этого экономического явления.
Длинные волны в экономике или «большие циклы конъюнктуры» начали анализироваться экономистами в середине XIX века. В 1847 году английский ученый Х. Кларк отметил, что между двумя крупными экономическими кризисами 1793 и 1847 годов прошло 54 года, и предположил, что такой интервал не случаен и должны существовать какие-то «физические» причины этого явления. Далее английский ученый В. Джевонс заметил повторяющиеся длительные периоды роста и падения в анализировавшихся им рядах цен. Однако он не смог найти объяснения этому явлению, причины общей для всех случаев. В 60-х годах того же века была разработана теория циклических кризисов К. Марксом. Эта теория дала толчок к изучению феномена длинных
* Стажер-исследователь Управления научных исследований, студент Российско-Американского факультета.
волн экономистами, т.к. существующие тенденции к цикличности кризисов становились все очевиднее. В 1901 году русский марксист А.И. Гельфанд впервые сформулировал, что капиталистической экономике свойственны длительные периоды спада и застоя. Он отмечал, что циклические кризисы, приходящиеся на период подъема, выражены слабее, а в период спада - наоборот глубже и продолжительнее. Причинами подъема рынка в начале ХХ века этот ученый считал открытие новых рынков, внедрение электричества и рост добычи золота. Далее за А.И.Гельфандом изучением длинных волн занимались голландские экономисты марксистского толка Я. Ван Гельдерен и С. Де Вольф. Ван Гельдерен в 1913 году, опираясь на разнообразную статистику, включавшую как длинные ряды цен так и более короткие ряды производства, показатели финансов, данные о международной торговле, миграции, занятости, разработал теорию волнообразного эволюционного движения при капитализме [1].
В настоящее время «теория длинных волн» в мировой экономической науке связана с именем известного советского экономиста Н.Д. Кондратьева. В начале 20-х годов Кондратьев развернул широкую дискуссию по вопросу о длительных колебаниях при капитализме. В те времена еще очень сильны были надежды на скорую революцию в передовых капиталистических странах, и поэтому вопрос о будущем капитализма, о возможности нового его подъема, достижения им более высокой стадии развития был чрезвычайно актуален. Дискуссия началась с опубликованной в 1922 году работы «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны», в которой Кондратьев выступил с предположением о существовании длинных волн в развитии капитализма. Несмотря на отрицательную реакцию большинства советских ученых на эту публикацию, Н.Д. Кондратьев продолжал последовательно отстаивать свою позицию в следующих работах:
- «Спорные вопросы мирового хозяйства и кризиса (ответ нашим критикам)» - 1923;
- «Большие циклы конъюнктуры» - 1925;
- «К вопросу о больших циклах конъюнктуры» - 1926;
- «Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики» (совместно с Д.И. Опариным) - 1928.
Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д. Математическая методика исследования, применявшаяся Кондратьевым, была не лишена недостатков и подвергалась справедливой критике со стороны его оппонентов, но все возражения касались лишь точной периодизации циклов, а не их существования. Кондратьев Н.Д. понимал необходимость вероятностного подхода при исследовании статистических рядов экономических показателей. В своей
статье «Большие циклы конъюнктуры» он писал, что считать доказанным наличие таких циклов нельзя, но вероятность их существования велика.
Таблица 1
Длинные волны и их фазы, выявленные Кондратьевым
Номер волны Фаза длинной волны Дата начала Дата конца
1 восходящая Конец 1780-ых - начало 1790-ых гг. 1810-1817 гг.
нисходящая 1810-1817 гг. 1844-1851 гг.
2 восходящая 1844-1851 гг. 1870-1875 гг.
нисходящая 1870-1875 гг. 1890-1896 гг.
3 восходящая 1890-1896 гг. 1914-1920 гг.
нисходящая 1914-1920 гг.
Последующие исследователи Кондратьевских циклов также идентифицировали следующие длинные волны и их фазы для периода после Первой мировой войны [2, с. 190].
Таблица 2
«Пост-кондратьевские» длинные волны и их фазы
Номер волны Фаза длинной волны Дата начала Дата конца
4 восходящая 1890-1896 гг. 1914-1920 гг.
нисходящая 1914-1929 гг. 1939-1950 гг.
5 восходящая 1939-1950 гг. 1968-1974 гг.
нисходящая 1968-1974 гг. 1984-1991 гг.
6 восходящая 1984-1991 гг. 2005-? гг.
нисходящая 2005-? гг. ?
Сегодня существует несколько теорий, относительно сущности длинных волн.
Инновационная теория Шумпетера. В последние десятилетия наиболее популярным стало объяснение динамики кондратьевских волн, связывающее ее с волнами технологических инноваций. В рамках этого подхода каждая кондратьевская волна связана с определенным ведущим сектором (или ведущими секторами), технологической системой, технологическим стилем или технико-экономической парадигмой. Например, 3-я кондратьевская волна иногда характеризуется как «эпоха стали, электричества и тяжелого машиностроения. 4-я волна - это эпоха нефти, автомобилей и массового производства. Наконец, современная, 5-я, волна описывается как эпоха информации и телекоммуникаций», в то время, как приближающаяся 6-я волна по некоторым предположениям будет связана прежде всего с нано- и биотехнологиями, и в целом, с т.н. МВЮ-конвергенцией, где N расшифровывается как нанотехнологии, В - как биотехнологии, I - как информационные технологии, а С - как когнитивная наука[3].
Инвестиционная теория Форрестера. Первоначально и сам Кондратьев в своих работах делал упор именно на инвестиционную составляющую длинных волн. За большие циклы, по мнению исследователей, отвечают процессы, происходящие в отраслях, выпускающих средства производства. Коротко этот
механизм можно описать следующим образом. Допустим, что конечный продукт экономики состоит из двух секторов: производства средств производства и выпуска потребительских товаров. Капитальный сектор, производящий средства производства, обеспечивает машинами и оборудованием не только отрасли, выпускающие потребительские товары, но и самого себя. Рост потребления вызывает еще более быстрый рост средств производства, то есть между двумя отраслями действует акселератор. Согласно утверждению авторов модели, величина этого акселератора в реальной жизни намного больше того, который необходим для равновесного движения. Это связано с тем, что рост капитала в условиях постоянного спроса ускоряется дополнительными обстоятельствами: спекуляциями, переоценкой спроса, изменением реального процента по кредитам, различным срокам запаздывания поставок, пирамидальной платежной структуре. Все эти факторы способствуют перенакоплению в капитальном секторе. Заказы сначала резко растут, а потом резко сокращаются. Этого достаточно для появления длительных колебаний [4].
Интеграционная теория. Было предпринято и несколько попыток объединить инвестиционное и инновационное объяснение К-волновой динамики в рамках единого теоретического подхода. Одним из убежденных сторонников этой концепции является бельгийский ученый Йос Дельбеке. Дельбеке видит будущее в объединении усилий теоретиков по трем направлениям. Во-первых, по мнению Дельбеке, многие моноказуальные модели в принципе совместимы. В качестве примера он приводит построения французского исследователя А. Пиатье, который считает, что при изучении длительных колебаний нужно опираться на процессы, порождающие среднесрочные колебания, принимать во внимание инновационные аспекты, социальные и политические проблемы. Он говорит, что при изменении производственной системы изменяется вся окружающая ее среда: экология, управление, образовательная система, инфраструктура. Во-вторых, в четвертой кондратьевской волне мир дошел в своем развитии до такого состояния, когда необходимы меры решительной государственной политики для ослабления последствий структурной перестройки и длительной депрессии в различных капиталистических странах. Многие из теоретиков длинных волн дают политикам рекомендации, которые часто противоречат друг другу. В-третьих, хотя длительные колебания - феномен, несомненно, присущий в первую очередь развитым капиталистическим странам, современных мир стал настолько взаимосвязанным, что необходима общая теория, раскрывающая законы его взаимодействия. Экономическое развитие и разумная экономическая политика внутри каждой страны невозможны без учета этих законов [2, с. 195-196].
На этом фоне нельзя не упомянуть того обстоятельства, что сам факт существования кондатьевских волн до сих пор не получил в мировой науке окончательного признания: эмпирические проверки, проведенные некоторыми исследователями не подтвердили наличия К-волн в мировой произ-
водственной динамике. Относительно истинности существования длинных волн продолжают и до сих пор спорить экономисты.
Так, в отечественной научной среде существует альтернативная теория, объясняющая спады и подъемы в мировой экономике. Данная теория принадлежит Михаилу Хазину [5, 6]. Теория основана на 2 факторах: понимание того, что ключевым моментом в развитии в эпоху НТП является углубление разделения труда и максимальный уровень разделения труда, определяемый в рамках замкнутой экономической системы, определяется его размерами. Отсюда вывод - уровень разделения труда растет в замкнутой системе до некоторого момента, а дальше - она начинает сторнировать. Если мы посмотрим на XIX век, то увидим феномен, который Ленин и марксисты начала ХХ века назвали законом «неравномерного развития», суть которого состояла в том, что страны, вступающие на путь капиталистического развития позже, развиваются быстрее. В рамках теории Хазина этот закон следует интерпретировать так: те страны, которые начинают формировать собственную, самодостаточную систему разделения труда, то есть то, что мы назвали «технологической зоной», реализуют проект догоняющего развития и развиваются очень быстро, причем быстрее предшественников, за счет использования их опыта. При этом нужно учесть, что если страна просто строит капитализм, а своей системы разделения труда создать не может, то особо высоких темпов роста она долго показывать не может. Типичный пример -страны Латинской Америки в начале ХХ века: пока они развивали внутренние рынки - активно росли, как только стало понятно, что они слишком малы для создания собственных технологических зон - развитие резко замедлилось. Хазин назвал этот кризис кризисом падения эффективности капитала.
В конце XIX века ведущие страны исчерпали возможности для внутреннего роста, начался первый кризис падения эффективности капитала. Ее пытались преодолеть I Мировой войной - и это не получилось, Германия устояла, хотя ее лишили части колоний и независимой финансовой системы. А вот Япония продолжала развиваться, как и возникший СССР - первая, за счет захвата азиатских территорий, второй - за счет освоения внутреннего рынка. Второй кризис падения эффективности капитала начался в 30-е годы и закончился после II Мировой войны. И вот тут две технологические зоны - победители (США, СССР), начали бурно развиваться, а Германия (точнее, Германии) и Япония ждали, когда их включат в свою систему разделения труда победители. Этого же ждала и Британия, которая во время войны не смогла поддержать своего статуса лидера технологической зоны. Новый кризиса падения эффективности капитала начался в СССР в начале 60-х, но длился очень долго, в связи с плановым характером хозяйства. В США он же начался в начале 70-х, и происходил очень резко. А затем СССР распался, и США получили возможность последний раз расширить рынки сбыта. Этот момент очень хорошо виден на графиках, скажем, расширенной долларовой денежной массы. Сегодняшний кризис - это очередной кризис падения эффектив-
ности капитала и из него уже быстрого выхода нет - поскольку расширять рынки сбыта больше невозможно, они даже будут падать в связи с исчерпанием механизмов стимулирования спроса. А это значит, что никакой «кондратьевской весны» быть не может - должна произойти смена модели развития. В ней, конечно, могут появиться и другие долгосрочные циклы, но они будут построены на совершенно других механизмах, как считает Михаил Хазин.
Вопрос выяснения истинности кондратьевских волн до сих пор остается актуальным, учитывая что при существовании этих волн, одним из главных вопросов всей экономической науки становится необходимость сглаживать и регулировать эти волны, чему мы до сих пор так и не научились.
Список литературы:
1. Черепков А. Теория «Длинных волн» Н.Д. Кондратьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ss.xsp.ru/st/019/index.php (дата обращения: 19.06.2012).
2. Коротаев А.В., Цирель С.В. Кондратьевские волны в мировой экономической динамике // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие / Ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. - М.: Либроком/URSS, 2009.
3. Прайд В., Медведев Д. А. Феномен NBIC-конвергенции. Реальность и ожидания // Философские науки. - 2008. - С. 97-108.
4. Forrester J.W. The Kondratieff Cycle and Changing Economic Conditions. - Cambridge, MA: MIT (MIT System Dynamics Group working paper), 1981.
5. Хазин М. Теория кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/473153 (дата обращения: 16.06.2012).
6. Хазин М. О циклах Кондратьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/969714 (дата обращения: 16.06.2012).
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПОДХОДАХ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ
© Семенцова М.И.*, Михалёва Е.П.*
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,
г. Брянск
В статье рассмотрены подходы к функционированию рынка труда различных экономических школ и направлений: классической экономической школы, неоклассического направления, экономической школы Дж.М. Кейнса, рассмотрен подход К. Маркса, уделено внимание концепции гибкого рынка труда. Исследуются различные дефиниции:
* Студент.
* Старший преподаватель кафедры Экономики, кандидат экономических наук.