зированную физическую нагрузку. Лыжникам характерно наибольшее время сохранения статического равновесия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся ситуационными видами спорта / Э.З. Харисова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 43-45.
2. Особенности антропометрической характеристики лиц юношеского возрастного периода, занимающихся различными видами спорта / Н.С. Бахарева, Д.Р. Юлмухаметов, А.А. Бахарева, Е.К. Гордеева // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 62.
3. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов-резерва спорта высших достижений. Этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования. - Москва : Спорт, 2020 - 174 с.
4. Хаснутдинов Н.Ш. Антропометрические параметры и анаэробная производительность у спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта / Н.Ш. Хаснутдинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 383-387.
5. Морфологический профиль студентов-спортсменов различных специализаций / Ф.А. Мавлиев, Р.Р. Миннахметов, Н.Х. Давлетова, Н.Ш. Хаснутдинов, А.В. Мастров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 213-215.
REFERENCES
1. Kharisova, E.Z. (2018), "Functional features of the cardiovascular system of athletes involved in situational sports", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3. pp. 43-45.
2. Bakhareva, N.S., Yulmukhametov, D.R., Bakhareva, A.A. and Gordeeva, E.K. (2018), "Features of the anthropometric characteristics of persons of a youthful age period involved in various sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 9. pp. 62.
3. Jordanskaya, F.A. (2020), Monitoring of functional readiness of young sportsmen-reserve of sports of the highest achievements. Stages of in-depth training and sports improvement, Sport, Moscow.
4. Khasnutdinov N.Sh. (2022), "Anthropometric parameters and anaerobic performance in athletes involved in team sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, No. 7 (209), pp. 383-387
5. Mavliev, F.A., Minnakhmetov, R.R., Davletova, N.Kh., Khasnutdinov, N.Sh., and Masterov, A.V. (2022), "Morphological profile of student-athletes of various specializations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (210), pp. 213-215.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.01.2023
УДК 796.062
К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕКТОРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Вячеслав Дмитриевич Миронов, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер СССР, Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, заведующая кафедрой Российский университет транспорта, Москва
Аннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос использования цифровой трансформации для совершенствования модели физического воспитания студентов. Внедрение цифровой трансформации призвано стать механизмом, который может преобразовать данную работу в системе высшего образования. Это поможет фундаментально изменить подходы к управлению и достичь контрольных показателей, заложенных в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 года.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, образовательное учреждение высшего образования, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, ФГОС ВО по дисци-
плинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p319-323
ON THE ISSUE OF DIGITAL TRANSFORMATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SECTOR OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER
EDUCATION
Vyacheslav Dmitrievich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored coach of the USSR, Failya Ravilevna Sibgatulina, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, department chair, Russian University of Transport, Moscow
Abstract
This article discusses the use of digital transformation to improve the model of physical education of students. The introduction of digital transformation is intended to become the mechanism that can transform this work in the higher education system. This will help fundamentally change management approaches and achieve the benchmarks laid down in the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports for the period up to 2030.
Keywords: physical culture and sports, educational institution of higher education, systematically engaged in physical culture and sports, Federal State Educational Standard for the disciplines "Physical Culture and sports" and "Elective courses in physical culture and sports", strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030.
Цель исследования - Поиск способов расширить количество студентов, для занятия спортом в высших учебных заведениях. В ходе выполнения поставленной цели нужно было уточнять смысл определенных терминов, которые используются как важнейшие показатели в системе стратегии планирования процессов в сфере физической и спортивной культуры. Необходимо проанализировать влияние рисков, связанных с неэффективными результатами работы всех исполнительных органов в рамках стратегии по развитию физической культуры и спорта в РФ в период до 2030 г. Следующая задача состоит в том, чтобы предложить способы устранения ошибок при сборе материалов для цифровой трансформации в высших учебных заведениях.
Объектом рассмотрения поставленных вопросов была цифровизация, а потом цифровая трансформация процесса физического воспитания в высших учебных заведениях.
Предмет - найти способы увеличения количества обучающихся, систематически осуществляющих направленную моторную активность в РУТ (МИИТ).
Физическая культура и спорт - объект государственного регулирования, и главной целью его является создание условий, обеспечивающих возможность заниматься физической культурой и спортом для любой категории граждан. [2]. Студенты, молодежь представляют собой будущее нашего общества. В формировании здоровья нации - сохранении жизненных сил, воспитании общей и спортивной культуры личности, развитии навыков культуры здорового образа жизни - важнейшим фактором является физическая культура.
Цифровая трансформация - важное направление для достижения результатов модели государственной политики в области спорта и физической культуры. Которая должна обеспечить межведомственное взаимодействие. Для того, чтобы конкретизировать направление работ в этой отрасли, кабинет Министров Российской Федерации в 2019 г. утвердил согласованную со всеми субъектами «Стратегию развития физической культуры и спорта» до 2030 г. Основным показателем реализации этой стратегии является рост количества систематически занимающихся физической культурой и спортом. [5].
Уточняя смысловую значимость этого показателя, можно найти следующее: рекомендации по реализации стратегии указывают, что «к числу систематически занимающихся физкультурой или спортом, или общей физической подготовкой относятся лица, выбравшие один вид спорта или общую физическую подготовку в организованных занятиях (кроме уроков в учебных заведениях) и посещающие занятия не реже 3 раз или 3 суммарных часов в неделю». [4].
Это определение по нескольким причинам вызвало массу споров. В соответствии с этим, согласно Приказу Федеральной службы государственной статистики от 27.03.2019 г., к числу систематически занимающихся определенными физическими упражнениями самостоятельно или избранным видом спорта организованно для молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет двигательный режим составляет 125 минут в неделю. Для формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры используется процесс физического воспитания, направленный на развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры, воспитание личности. А процесс физической подготовки направлен, с учетом вида деятельности человека и социально-демографических характеристик, на развитие физических навыков и умений, индивидуальных для каждого.
В силу того, что мы интересуемся именно вузами, последняя интерпретация определения «систематически занимающихся физической культурой и спортом» объясняет то, почему стратегия предусматривает рост систематически занимающихся студентов до 83% к 2030 году. Эта трактовка позволяет также объективно заполнять отчетные статистические материалы в формате ФК-1, исходя из частоты посещения студента как базовой дисциплины «Физическая культура и спорт», так и дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», предусмотренной ФГОС ВО, объемом 400 часов, из которых 72 часа - «Физическая культура и спорт» и 328 часа - «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Это необходимо ввиду интенсивного темпа развития современного общества, информационной насыщенности, жесткие требования к специалистам, конкуренция на рынке труда, в условиях приоритета развития творческих способностей будущих специалистов с опорой на активную самостоятельную работу, требует приобщения студентов к физическому самовоспитанию, включение их в процесс самосовершенствования.
Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 г. № 329 ФЗ ред. от 06.03. 2022 года. В высших учебных заведениях самостоятельно определяются формы физических занятий, применяемые физические средства, виды спортивной и двигательной активности, методики и продолжительность занятий в соответствии с государственными образовательными стандартами и направленностью физической подготовки. В этом определении очень важно указать, что всё это должно быть осуществлено на основании государственного образовательного стандарта.
В результате многолетней практики организации занятий по физической культуре и спорту, следует учитывать, что только планирование необходимых учебных часов по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в сетке занятий - это условие сохранения, а также увеличения числа студентов, систематически занимающихся физической и спортивной деятельностью. Подтверждением этому являются результаты анкетного опроса, организационного ВЦИОМ совместно с ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, где на вопрос, адресованный к молодежи в возрасте 13-29 лет «Что является причиной отказа от занятий спортом?», были получены следующие ответы: нехватка времени - 53%, большая нагрузка на работе и дома - 30%, состояние здоровья - 15%. Принимая во внимание полученные ответы, можно говорить о том, что кроме планирования нагрузки по дисциплинам в сетке занятий альтернативы достижения показателя в 83% нет, так как лишь отметки в журналах посещаемости занятий являются объективным подтверждением динамики данного показателя. [3]
Возвращаясь к стратегии, отметим, что в ней приоритетным направлением значится включение в критерии оценки вуза качества физкультурно -спортивной работы. Одним из показателей является количество студентов, систематически посещающих занятия по физической культуре и спорту. Учет данного показателя при оценивании комплексной деятельности образовательного учреждения изменит отношение руководства вуза к организации работы по физической культуре и спорту.
Включение данного показателя в условиях перехода к цифровой трансформации в образовательном учреждении крайне необходимо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования вопроса о цифровой трансформации в отрасли «Физическая культура и спорт» в секторе учреждений высшего образования была уточнена смысловая нагрузка определения «систематически занимающиеся физической культурой и спортом». Установлено, что данная нагрузка имеет тесную взаимосвязь с ФГОС ВО по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» с цифровым индикатором «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ» на период до 2030 года.
Снижение аудиторных часов при освоении дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» делает невозможным достижение индикаторных величин Стратегии по параметру количества студентов, «систематически занимающихся физической культурой и спортом».
При учете рейтинговых показателей деятельности организаций высшего образования необходимо вводить в число «количество студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом» и обеспечить контроль за достоверностью предоставляемых статистических данных по этому индикатору.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, П.А. Как и кого считать, занимающимися физической культурой и спортом / П.А. Виноградов , Ю.В. Окуньков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №11. - С. 102-105.
2. Изаак, С.И. Цифровизация и интеллектуализация стратегического управления в спорте / С.И. Изаак // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195) - С. 153-156.
3. Новости: Россия - спортивная страна: Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Москва, 2019 - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-sportivnaya-strana/ (дата обращения: 20.08.2022).
4. Рекомендации по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство спорта Российской Федерации : [сайт]. - URL: http://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2014/II (дата обращения: 20.08.2022).
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года // Министерство спорта Российской Федерации. : [сайт]. - URL: http:// static.government.ru/media/files (дата обращения: 20.08.2022).
REFERENCES
1. Vinogradov, P.A., OkunkovYu.V. (2012), "How and whom to consider engaged in physical culture and sports', Theory and practice ofphysical culture, No.11. pp. 102-105.
2. Izaak, S.I. (2021), "Digitalization and intellectualization of strategic management in sports», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 153-156.
3. News: Russia is a sports country (2019), All-Russian Center for the Study of Public Opinion, available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-sportivnaya-strana/ (data accessed: 20/08/2022).
4. Ministry of Sport of Russian Federation (2009), "Recommendations on the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2020", available at: http://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2014/II (data accessed: 20/08/2022).
5. Ministry of Sport of Russian Federation (2020), "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", available at: http:// stat-ic.government.ru/media/files (data accessed: 20/08/2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2023
УДК 796.015.4
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЛИЯНИЮ ДВУХ ВИДОВ СПОРТА: ШАХМАТ И КИКБОКСИНГА
Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России», Пермь; Владислав Владимирович Варинов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания России», Новокузнецк; Алексей Викторович Садков, кандидат педагогических наук, доцент, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России, Вологда; Татьяна Владимировна Швецова, кандидат педагогических наук, Алексей Борисович Тинюков, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова, Ульяновск
Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос физической и интеллектуальной подготовки курсантов вузов ФСИН России средствами соединения игры в быстрые шахматы и кикбоксинга. Необходимость слияния двух видов спорта позволит одновременно повысить боеспособность и интеллект курсантов к прохождения службы. Научная новизна результатов исследования заключается в слиянии двух видов спорта «шахмат» и «кикбоксинга» с целью улучшение функционально-физических и интеллектуальных способностей организма занимающихся. Практическая значимость результатов исследования заключается в применении данного опыта в подготовке учащейся молодежи различных возрастных групп.
Ключевые слова: курсанты, кикбоксинг, образовательная деятельность, спортивная деятельность, тренировочный процесс, физическая активность, шахматы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p323-327
EXPERIENCE IN ORGANIZING TRAINING SESSIONS TO MERGE TWO SPORTS:
CHESS AND KICKBOXING
Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk; Aleksey Viktorovich Sadkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda; Tatyana Vladimirovna Shvetsova, the candidate of pedagogical sciences, Aleksey Borisovich Tinyukov, the candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova, Ulyanovsk
Abstract
This article deals with the issue of physical and intellectual training of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia by means of combining the game of rapid chess and kickboxing. The need to merge the two sports will simultaneously increase the combat effectiveness and intelligence of cadets to the conditions of service. The scientific novelty of the results of the study lies in the fusion of the two sports "chess" and "kickboxing" in order to improve the functional, physical and intellectual abilities of the body involved. The practical significance of the results of the study lies in the application of this experience in the preparation of young students of various age groups.