Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДОВЕРИЯ'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДОВЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИА КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДОВЕРИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Репина Снежана Викторовна, Адаменко Сергей Олегович

В статье исследуется проблема баланса доверия и недоверия в цифровой среде, связанная с турбулентностью современного общества, избыточностью и неоднородностью информационно-коммуникационных потоков, создающих противоречивую картину мира. В статье рассматриваются вопросы цифрового доверия к цифровым институтам, цифровым технологиям и платформам. Цифровое доверие определяется как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Многие считают, что цифровая среда развивается автономно и почти не пересекается с генеральным путем развития современного мира. Безусловно, это не так, потому что уже сегодня процессы цифровизации стали неотъемлемой частью современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DIGITAL ENVIRONMENT OF TRUST

The article examines the problem of the balance of trust and distrust in the digital environment, associated with the turbulence of modern society, redundancy and heterogeneity of information and communication flows, creating a contradictory picture of the world. The article deals with the issues of digital trust in digital institutions, digital technologies and platforms. Digital trust is defined as user confidence in the ability of digital institutions, businesses, organizations, technologies, and processes to create a secure digital world. Many believe that the digital environment develops independently and almost does not overlap with the general path of development of the modern world. Of course, this is not the case, because already today the processes of digitalization have become an integral part of modern society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДОВЕРИЯ»

системами - принципа единоначалия и коллегиальности [2], должен быть готов включиться в систему управления образовательной организации, в которой он будет работать.

За дисциплиной Управление образовательными системами закреплен ряд компетенций (ОПК-4, ПК-6, ПСК-1), которые направлены, прежде всего, на формирование готовности к взаимодействию с участниками образовательных отношений, на осмысление (на новом, более высоком уровне) специфики начального общего образования, на развитие умения владеть нормативно-правовой документацией. Данный предмет рассматривает теоретические основы управления, принципы государственной политики в сфере образования, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. Мы изучаем органы управления образованием и осуществление межведомственного взаимодействия в области образования. Особое внимание отводим методам и формам управления образовательной организацией, самоуправлению, Уставу и должностной инструкции. Отдельно останавливаемся на повышении квалификации педагогов, аттестации педагогических кадров (с учетом актуальных требований и регионального законодательства в данной области).

К реализации заявленной дисциплины активно привлекаются педагоги (наши выпускники, учителя начальных классов), заместители руководителя и руководители образовательной организации (так же и с учетом второго профиля подготовки). Активно используются интерактивные формы и методы взаимодействия взаимодействия, совместные с образовательными организациями Интернет-конференции, выходы в детские сады и школы, составление своего перспективного плана повышения квалификации, кейс-метод, метод драматизации (например, разработка и проведение в студенческой группе педагогического совета) и т.д. Это позволяет не только овладеть современными управленческими технологиями, активно участвовать в процессе управления образовательной организацией, но и учитывать потребности и запросы всех участников образовательных отношений, и, возможно, в дальнейшем быть более успешным в своей профессиональной педагогической деятельности, иметь возможности для повышения квалификации и карьерного роста.

Выводы. Таким образом, изучение проблемы развития управленческой компетентности в вопросе теоретической и практической профессиональной подготовки будущих педагогов требует особого внимания.

Во-первых, управленческая компетентность является неотъемлемой частью в вопросе определения результативности профессиональной деятельности учителя-менеджера.

Во-вторых, совершенствует целеполагание собственной профессиональной деятельности учителя.

В-третьих, управленческая деятельность позволяет учитывать проблемы всех субъектов образовательного процесса.

В-четвертых, управление явление корпоративное, позволяющее планировать, прогнозировать, принимать решения и осуществлять рефлексию управленческой деятельности в общей системе управления образовательной организации.

Учитель-менеджер - это специалист, со знанием и умением применять современных педагогических технологии, в том числе и управленческие, а так же специалист:

- владеющий методикой преподавания учебных дисциплин на высоком профессиональном уровне;

- умеющий планировать, моделировать, прогнозировать и управлять своей профессиональной деятельностью, деятельностью обучающихся и реализовывать управленческие функции в процессе обучения.

Владение учителем управленческой компетентностью позволяет обеспечивать гарантированный уровень образования, достижение прогнозируемой и диагностируемой цели за намеченное время и с заранее определенными затратами ресурсов. Управленческая компетентность, в свою очередь представляет собой данный набор теоретических и практических компонентов в области менеджмента образования.

Литература:

1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// upr.1sept.ru/article.php?ID=200702011 (дата обращения: 12.01.2020).

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Юрайт, 2015. - 719 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Эксмо, 2020. - 144 с.

Педагогика

УДК 316

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Репина Снежана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Адаменко Сергей Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный университет» (г. Иваново)

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ДОВЕРИЯ

Аннотация. В статье исследуется проблема баланса доверия и недоверия в цифровой среде, связанная с турбулентностью современного общества, избыточностью и неоднородностью информационно-коммуникационных потоков, создающих противоречивую картину мира. В статье рассматриваются вопросы цифрового доверия к цифровым институтам, цифровым технологиям и платформам. Цифровое доверие определяется как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Многие считают, что цифровая среда развивается автономно и почти не пересекается с генеральным путем развития современного мира.

Безусловно, это не так, потому что уже сегодня процессы цифровизации стали неотъемлемой частью современного общества.

Ключевые слова: доверие, идентичность, социальные сети, медиа коммуникации, виртуальное пространство, личность, публичность, интернет, цифровое доверие, цифровая среда доверия, цифровизации, конфиденциальность информации.

Annоtation. The article examines the problem of the balance of trust and distrust in the digital environment, associated with the turbulence of modern society, redundancy and heterogeneity of information and communication flows, creating a contradictory picture of the world. The article deals with the issues of digital trust in digital institutions, digital technologies and platforms. Digital trust is defined as user confidence in the ability of digital institutions, businesses, organizations, technologies, and processes to create a secure digital world. Many believe that the digital environment develops independently and almost does not overlap with the general path of development of the modern world. Of course, this is not the case, because already today the processes of digitalization have become an integral part of modern society.

Keywords: trust, identity, social networks, media communications, virtual space, personality, publicity, internet, digital trust, digital environment of trust, digitalization, information privacy.

Введение. Цифровизация является объективным процессом, который уже сравнительно давно начался и с большой скоростью распространяется в современном мире. Когда мы говорим о цифровизации современной жизни людей, мы имеем в виду создание информационного общества. Цифровая среда охватывает практически все сферы жизни современного общества: политику, экономику, техническую и общественную деятельность, науку, культуру, образование. Цифровая реальность во многих странах уже является важным признаком отбора в социум. Этот процесс происходит также в России, причем ускоренными темпами, в том числе из-за пандемии COVID-19. В первые три месяца пандемии, по словам руководителей крупных компаний, процесс цифровизации в их организации проходил с удивительной скоростью, достигая показателей второго или третьего года их пятилетних планов. Будущее уже наступило: появилась цифровая медицина, автоматизация промышленного производства и роботизация, усовершенствованная электронная торговля, чат-боты служб клиентской поддержки, виртуальная реальность, облачные кухни, фитнес и многое другое. Пандемия и экономический спад подстегнули изменения: 40% опрошенных по всему миру руководителей говорят об ускорении цифровизации. При этом используются новые бизнес-стратегии, о которых они раньше даже и не думали. В России об ускорении цифровизации заявили 24% руководителей, что почти в 2 раза меньше, чем по миру [10].

Одна из основных причин столь существенного цифрового разрыва, возможно, кроется в более поздней «цифровизации» России по сравнению со странами Запада, что косвенно подтверждается всемирным рейтингом готовности стран к сетевому миру (Networked Readiness Index47J, ежегодно выпускаемым Всемирным экономическим форумом. Так, в течение 2008-2011 гг. Россия находилась лишь в восьмом десятке рейтинга (72-80-е места), а относительная положительная динамика стала заметна лишь с 2012 г. Это позволило нашей стране к 2015 г. подняться в этом рейтинге на 41-е место, обойдя сразу несколько стран Южной и Восточной Европы, в том числе Чехию, Хорватию и Италию.

Изложение основного материала статьи. Пространство интерне-коммуникаций является одним из наиболее популярных объектов исследования в современных социологических, экономических, политических и других общественных наук. Новая форма социальных коммуникаций определяет свой порядок формирования социальных связей, отличающих от аналогичных в офлайн-пространстве. Многие зарубежные и отечественные исследователи сходятся на том, что одной из ключевых особенностей интернет-коммуникаций является преобладание горизонтальных социальных связей над вертикальными. Перенос свойственных онлайн-взаимодействию типов связи в офлайн-среду ведет к изменению существующих типов взаимодействия, трансформируя привычную иерархию реальной действительности.

Одной из основных проблем современных информационных технологий, возникших на основе процессов цифровизации, является невиданная ранее вовлеченность огромного количества участников коммуникаций. В этой связи появляется объективная необходимость установления общепризнанных правил цифровой коммуникации. Создатели программного продукта в сфере цифровизации создают свои технологические программы и регламенты, связанные с организационной и технической стороной процессов информационных технологий. Однако социокультурные отношения и взаимодействия в рамках процессов цифровизации как новой технологии требуют создания определенных правил в сфере коммуникации на современном уровне. Эти современные правила, по всей видимости, невозможно создать одномоментно и внедрить по указанию «сверху». Этот процесс займет определенное время и потребует, чтобы основные участники договорились о дефинициях и определенном наборе общих положений, которые характеризуют деятельность в сфере цифровизации.

В настоящее время растет недоверие к информации, прежде всего в Интернете и на телевидении. Сегодня к информации такое отношение, как раньше было к сплетням: «Ну мало ли кто что сказал? Почему я должен верить на слово?» Проблема заключается в том, что это отношение сейчас обращено в сторону профессиональных источников информации. Получается, люди еще не научились ориентироваться в растущем потоке информации и предпочитают ничему не верить. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы профессиональное сообщество в сфере цифровых коммуникаций смогло как можно быстрее договориться об общих правилах деятельности и тем самым повысить доверие к информации [7].

Данные изменения особенностей социальной коммуникации затрагиваю практически все стороны общественного взаимодействия, в том числе и такого феномена как доверие. Говоря о таком явлении, как доверие, мы прежде всего подразумеваем степень уверенности индивида в собственном прогнозе относительно будущих действий контрагента в условиях невозможности контроля его поведения и всей ситуации социального взаимодействия. Следовательно, цифровое доверие нами будет рассматриваться как уверенность пользователей в способности людей, технологий и процессов создавать безопасный цифровой мир. В более широком смысле цифровое доверие - это «уверенность людей в надежности и безопасности цифровых систем, процессов и технологий». Как отмечает Н. Лумана, потребность в доверии в условия существующего информационно-компьютерного общества актуализируется при решении конкретных задач, которые связаны с определёнными рисками, когда вероятный ущерб невозможно просчитать [9].

Аспект формирования цифрового доверия особенно актуален для молодежи, которая вовлечена в цифровую или киберсоциализацию. Социализация в сети формирует «представление о себе как о множественной системе и влияет на представление о социальных практиках». Социальные нормы осваиваются не только в процессе адаптации к внешним обстоятельствам, но и посредством внутреннего прочтения себя как сюжета. Специфичность цифровой социализации состоит, прежде всего, в зависимости от опосредованной коммуникации в ущерб непосредственной; в исчезновении связи с локальностью; в отсутствии одиночества как необходимой части процесса социализации; в деформации языкового общения, в размывании границ между публичным и приватным.

Современные исследователи, рассматривая доверие в контексте интернет-коммуникаций, чаще всего выделяют несколько видов доверия: доверие к той или иной интернет-платформе, сайту или социальной сети, доверие к конкретному социальному сообществу или группе, созданных на различных сайтах или социальных сетях, а также межличностное доверие или доверие непосредственно между двумя пользователями [2].

Цифровое доверие находится в центре современной экономики совместного потребления, когда стремление к исключению блага с помощью прав частной собственности уступает желанию пользоваться благом совместно. Такой тип доверия как доверия к конкретным платформам, сайтам или социальным сетям в интернет-пространстве чаще всего является объектом исследований на стыке социологических и экономических дисциплин, а также социологических и политических. Пользователи активнее доверяют тем или иным платформам свои персональные данные, когда их уровень доверия к интернет-площадке достаточно высок. Как следствие, ликвидация возможности коррупции и мошенничества и повышение прозрачности способствует росту доверия, что ведет к привлечению сторонних инвестиций и в целом повышения экономической эффективности. Цифровая экономика, сосредоточенная в сфере оказания услуг, в наибольше степени зависима от доверия со стороны пользователей. Для его повышения зачастую идут по пути прозрачности: создают корпоративные и персональные аккаунты в социальных сетях, развивают собственные бренды, инвестируют в благотворительность и общественную деятельность, привлекают к сотрудничеству лидеров мнений. Данная деятельность несет за собой не только дополнительные затраты для компаний, но также накладывает на них определённую социальную нагрузку, вынуждает создавать собственный контент и реагировать на внешнюю информационную повестку. Говоря о заинтересованности в развитии политических дисциплин при изучении феномена доверия, ряд ученых на основе эмпирических данный подтверждают тот факт, что существуют положительная корреляция фактором изменения предпочтений с уровнем групповой идентификации [5].

Рассмотрим один из типов доверия в цифровой среде - доверии между двумя непосредственными участниками социального взаимодействия, первоначально важно обозначить ряд характеристик самих пользователей. По данным исследования Н.В. Шалютиной, М.В. Придатченко и И.В. Ситниковой, мотивом обращения к социальным медиа для пользователей в большинстве является развлечение, общение, а также получение информации посредства обращения к источникам, заменяющим СМИ. Как правило, акторы внутри социальных сетей действующие индивидуумы электронных социальных сетей формируют свой пул общения путем самопрезентации, получив одобрение своим действиям и мыслям в виртуальном пространстве близкий по смысловой нагрузке и жизненным установкам им самим. В тоже время, как отмечают исследователи, уровень доверия в внутри данных социальных сообществ (не зависимо анонимное или полуанонимное присутствие в нем индивидов) отсутствует. Находя общие точки соприкосновения, взаимный интерес, основанный на жизненных целях и ценностях, общих интересах, а также демонстрируемые в деловой среде профессиональные качества, пользователи социальных сетей вступают в данные группы [13].

Имея достаточно большой круг общения в социальных сетях, круг «друзей» в социальных сетях пользователи в реальной жизни общаются или просто знакомы. Влияние на доверие к каким-либо сообществам в социальных сетях и как ориентироваться в различных сферах деятельности. В частности, как показывают данные исследования Г.Л. Тульчинского и А.А. Лисенкова, мнению специалистов в какой-либо отрасли участники интернет-коммуникаций доверяют значительно больше (83.93%), чем мнению друзей (7.14%). Из числа опрошенных склонны доверять информации опубликованной в группах, основанных на взаимном интересе - 57%, а информации полученной от пользователей с высоким социальным капиталом из этих сообществ 74% [12] При этом вовлечение друзей в те или иные сообщества слабо коррелируется с уровнем доверия к этим группам. По мнению абсолютного большинства пользователей социальных сетей, вызывают доверие более авторитетные источники информации, чем рекомендации друзей. Статус «дружбы» в сетевом взаимодействии не всегда подразумевает личное знакомство. Под определение «друга» может попадать совсем незнакомый прежде человек, возможно из другой страны, который активно реагирует на ваши посты, оставляет комментарии или ставит лайки. Такой тип взаимодействия также относят к разряду «слабых связей», теорию которых развивает социолог М. Грановеттер. Согласно его концепции, «слабые связи» характеризуются: кратковременностью взаимодействия, низкой эмоциональной вовлеченностью при общении, а также неразвитой системой социального обмена при взаимодействии и невысоким уровнем взаимного доверия [6].

Выводы. Обобщение результатов проведенного исследования дает возможность утверждать, что укрепление цифрового доверия становится важным условием внедрения цифровых технологий, а также одним из главных инструментом развития социальных институтов и экономики. Его формирование -длительный процесс. Оно требует объединения усилий всех заинтересованных сторон. Необходимы и дальнейшие научные исследования по данной проблематике, особенно учитывая ее новизну.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Максимова К.А., Уракова М.Н. Потребительское поведение как социальный феномен // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 6 (48). С. 110-114.

2. Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 14-17.

3. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л Цифровые технологии в образовательном пространстве. В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона:

проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. Красноярск, 2020. С. 88-91.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Информационно-образовательная среда школы как инновационная управленческая задача // Наука и практика регионов. 2019. № 4 (17). С. 90-93.

5. В Gartner сформулировали принципы регулирования цифрового общества [Электронный ресурс]: https://www.computerworld.ru/news/V-Gartnersformulirovali-printsipy-regulirovaniya-tsifrovogo-obschestva (дата обращения 20.01.2020).

6. Малушко Е.Ю., Лизунков В.Г. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 3.

7. Ноакк Н.В., Ларин С.Н., Знаменская А.Н. Моделирование проявлений феномена доверия к продуктам цифровой экономики//Международный научно-исследовательский журнал - № 3 (69) - 2018, Март, С. 160-163

8. Ноакк Н.В., Ларин С.Н., Знаменская А.Н. Новый подход к использованию психологических механизмов для формирования доверия пользователей к продуктам цифровой экономики // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 1А. С. 156-163.

9. С надеждой всматриваясь вдаль. Российский выпуск 20-го опроса руководителей крупнейших компаний мира. 2017 год [Электронный ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/20th-ceo-survey.pdf (дата обращения 20.01.2020).

10. Соловяненко Н.И. Цифровая повестка дня в правовом механизме формирования «пространства знаний» в интеграционных объединениях государств (ЕС и ЕАЭС) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019 г. № 8. С. 163-167.

11. Тим Клау. Укрепление доверия: как расти в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/assets/director.pdf (дата обращения 20.01.2020).

12. Тульчинский Г.Л., Лисенкова А.А. Проблема доверия и современные информационно-коммуникативные технологии // Российский гуманитарный журнал. 2016. №2. С. 238-239.

13. Шалютина Н.В., Придатченко М.В., Ситникова И.В. Роль социальных медиа в формировании межличностного доверия у молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №2. С. 138-139.

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам исследования уровня сформированности семейных ценностей у девочек подросткового возраста. Раскрываются основные понятия проблемы, определено влияние традиционных ценностей на формирование мировоззрения современных подростков. Выявлены эффективные формы работы по формированию семейных ценностей у несовершеннолетних девочек, представляющие практикоориентированные занятия, которые способствуют правильному отношению к межполовому общению, картине будущей семьи и роли матери. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при организации воспитательно-профилактической работы в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: несовершеннолетняя, ценности, семья, мать, беременность.

Annotation. The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the study of the level of formation of family values in adolescent girls. The basic concepts of the problem are revealed, and the influence of traditional values on the formation of the worldview of modern adolescents is determined. The effective forms of work on the formation of family values in minors were identified, representing practice-oriented activities that contribute to the correct attitude towards inter-sex communication, the picture of the future family and the role of the mother. The practical significance of the research lies in the possibility of using the research results when organizing educational and preventive work in educational institutions.

Keywords: minor girl, values, family, mother, pregnancy.

Введение. В современном мире стремительно меняется положение женщины в обществе, что напрямую отражается на ее восприятии себя, на ее нравственных и жизненных ценностях. В век цифровой технологии женщина имеет много возможностей самоутверждаться и самореализовываться, активно работать над собственным статусом, удовлетворением потребностей, самостоятельно определять цели в жизни, систему ценностей. Одновременно, традиционные ценности также не утрачивают своего значения. По мнению Захаровой Г.И.: «Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений» [2, с. 3]. Становится актуальной проблема формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, т.к. огромный поток информации, которые получают подростки, искажают ценности семьи, приводят к ранней беременности среди девушек, к отрицанию традиционного уклада семьи, неготовности брать на себя ответственность и т.д. Особенно сильно влияние социальных сетей, куда бесконтрольно сливают совершенно различную информацию субъективного характера, при этом доступ к ним имеют абсолютно все. Подростки склонны доверять информации, получаемой из данных доступных источников и подражать предлагаемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.