ществляться в России обществами взаимного кредита, обществами взаимного страхования или государственными фондами поддержки малого бизнеса. Деятельность этих институтов законодательно закреплена в России, что доказывает, по нашему мнению, необходимость и возможность существования институтов, поддерживающих малые и средние предприятия и содействующие уменьшению банковских рисков. Однако эффективность таких институтов по ряду причин не высока.
Очевидно, что при создании любого нового института возникает ряд сомнений о самой необходимости его создания, возможности выполнения идентичных функций уже существующими институтами, его статусе, режиме налогообложении и т.д.
Если же рассматривать возможность создания сети институтов, в основе которых лежит принцип взаимности, кроме объективных причин, существует несколько нюансов.
1. В настоящее время в России невелика роль профсоюзов и других организмов, выражающих интересы различных профессий.
2. Отсутствует тот уровень солидарности между самими предпринимателями или руководителями малых и средних предприятий, который имеется в зарубежных странах. Предпринимателю легче договориться самостоятельно с банкиром, чем участвовать в создании какого-либо института.
Учитывая вышеизложенные проблемы, а также проанализированный опыт зарубежных стран, мы предлагаем внедрить в практику российского экономического законодательства понятие института взаимного поручительства, основанного на фондах поддержки малого бизнеса и отвечающего следующим требованиям:
1) акционерами вновь созданного института могут быть предприниматели, представители малых и средних предприятий, банки, страховые компании, а также федеральные и региональные власти;
2) специализация института - выдача поручительств малым и средним предприятиям на получе- ^ ние банковских кредитов; ^
3) основные задачи: - способствование получению предприятиями всех форм финансирования, необходимых для их развития; □
- принятие на себя части рисков кредитных институтов, на основе использования статистичес- О кой информации (данных региональных статистических управлений, отделов анализа и прогнозирования местных администраций, Министерства Финансов РФ и других учреждений), проведении соб- ^ ственной грамотной секторальной экспертизы и сборе данных, непосредственно касающихся клиен- а та; ®
4) гарантией выдаваемых поручительств, должно служить выполнение обязательных экономии
сии;
о
ческих нормативов деятельности финансовых учреждений, определённых Центральным Банком Рос- ®
о
и средних предприятий. о
5) в управлении вновь созданного института должны принимать участие представители малых
ШЕВЧЕНКО И.В. о
К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
а
>
о
о о
о
Развитие рыночной системы в современных условиях сопровождается возникновением тенден- §
ций и явлений, которые воздействуют на рыночное равновесие, устойчиво нарушая достигнутый ба- о ланс и сохраняя неравновесное положение сколь угодно долго. В таких случаях рынок труда теряет
свою способность автоматически разрешить то или иное противоречие, вследствие чего возникает |
потребность в государственном регулировании рынка труда. Механизм регулирования рынка труда - о
это, прежде всего, механизм регулирования противоречий функционирования рынка труда, который т
призван уравновесить противоположные стороны, либо сохранить желаемое равновесие на опреде- 1
ленный срок. ^
Применение механизма государственного регулирования рынка труда актуализируется тогда, 5
когда существующая экономическая среда перестает воспроизводить ресурс труда, отвечающий со- о
временным требованиям, сдерживает рост его качественных параметров и затрудняет эффективное о
О
перераспределение. Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов, безработицы особенно обостряются в условиях трансформируемой экономики, в процессе становления цивилизованного рыночного хозяйства. Как пишут Е. Антосенков и 0. Петров, регулирование рынка труда имеет огромное значение для формирования цивилизованной рыночной экономики и предотвращения социальных кризисов [1, с. 34-45].
В отечественной экономической литературе необходимость регулирования рынка труда, социальных и экономических последствий его нестабильности признается практически всеми экономистами. Отличаются лишь подходы к целям и средствам этого регулирования. По мнению Б. Ракитского, "основным направлением регулирования рынка труда должна быть психологическая адаптация наемных работников и безработных, так как население не готово к проблемам, возникающим на рынке труда, в частности, к безработице" [11, с. 35]. И.К. Заславский считает важнейшим средством регулирования рынка труда контрактные отношения. Он не признает безработицу важной и трудноразрешимой проблемой. По мнению ученого основная задача регулирования рынка труда - уничтожение ущемления прав работников в период, когда не сформирована социально-экономическая система: "Следует бороться не с самой безработицей как таковой, а с нарушением трудовых и социальных прав трудящихся, реализуемых через рынок труда" [6, с. 45].
Согласно взглядам В. Космарского и А.Шохина, сам по себе рост безработицы не страшен для населения и в целом для экономики. Самый главный вопрос, который должен решать механизм регулирования рынка труда - это сокращение сроков безработицы [14, с. 67].
Важное методологическое значение в концепции механизма регулирования рынка труда имеют Ги взгляды сторонников косвенного регулирования. Так, по мнению
¡Ё И. Бушмарина, "самым важным аспектом регулирования рынка труда является достижение гар-
монических отношений между государством, предпринимателями и профсоюзами" [3, с. 97]. К. Мид кульский считает, что государство чрезмерным регулированием рынка труда может препятствовать □ реализации требований экономической эффективности [3, с. 98]. Данный подход основан на призна-^ нии необходимости формирования принципиально новой модели занятости, когда с целью решения -<> проблем рынка труда государство должно прогнозировать рыночную ситуацию в интересах эффективного использования национального ресурса труда. Ряд зарубежных экономистов (А. Рофе, Б. Збышек ко, В. Ишин и др.) сводят регулирование рынка труда к определению и установлению правовых норм и и социальных выплат безработным [12, с. 65].
ф Центральными в контексте нашего исследования представляются подходы к вопросам регули-
со -
| рования рынка труда в аспекте политики занятости. Некоторые ученые, такие как Б.Г. Збышко, В.В. Ишин, В.А. Павленков, А.И. Рофе, Э. Саруханов, Г.Э. Слезингер отождествляют регулирование рынка
о
о труда с политикой занятости, а "труд" с "занятостью" [9, с. 9; 12, с. 52-70]. Э. Саруханов считает, что Ее занятость является предпосылкой трудовой деятельности, и рынок труда правильнее было бы назвать
ЕЕ рынком занятости, а регулирование рынка труда - это регулирование проблем занятости и безрабо-
о
а тицы.
< Представители противоположной точки зрения (С.А. Дятлов, Л.П. Киян,
^ Л.В. Суворова и др.) различают рынок труда, политику занятости и процессы их регулирования. о Сторонники этого подхода считают, что воспроизводство ресурса труда и рынок труда являются о частями сферы занятости (см., напр.: [4, с. 63]). Наиболее четкие различия между политикой занято-^ сти и политикой на рынке труда дает А. Семенов [13, с. 72]. Он полагает, что "государственная поли-£ тика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на £ свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятель-^ ности". Исходя из этого, в число принципов государственной политики занятости, сформулирован® ных в ст. 5 Закона РФ "0 занятости населения в РФ", по мнению ученого, чью точку зрения мы разде->| ляем, целесообразно включить обязательства государства по формированию рациональной структу-5 ры занятости. Она должна отвечать общественным потребностям и требованиям рынка, способство-® вать достижению сбалансированности предложения ресурса труда и рабочих мест, созданию новых Л рабочих мест и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуально-§ го потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных О
отношений в трудовой сфере.
При этом объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - Правительство и Федеральное Собрание. Что касается политики на рынке труда, то, будучи составной частью общей политики занятости, она призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда в процессе функционирования рыночной экономики. Ее основная задача - минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности ресурса труда. В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое, экономически активное население, в качестве субъектов - Министерство труда и социального развития и Федеральная Служба занятости в лице своих региональных центров.
Данный подход следует считать верным, если рассматривать рынок труда в узком смысле, т.е. как сферу обмена. Здесь, действительно, объектом политики на рынке труда выступает только незанятое экономически активное население. Однако мы полагаем, что рынок труда, выполняя множество функций, охватывает все трудоспособное население (в более широком смысле). Поэтому объектом политики на рынке труда должно выступать и занятое, и незанятое население. В этом случае понятие "политика на рынке труда" будет тождественно понятию "политика занятости".
Похожей точки зрения придерживается экономист А.Э. Котляр, который считает, что цели политики занятости связаны с проблемами использования труда - повышением его продуктивности. Этому должны способствовать сдвиги в структурах занятости (отраслевой - за счет возрастания доли передовых технологий, профессионально-квалификационной - за счет увеличения удельного веса квалифицированного труда и современных профессий, демографической - за счет более образованной молодежи) [8,
с. 41]. Важным направлением политики занятости на современном этапе должно стать решитель- ^ ное сокращение излишних масс ресурса труда (скрытой безработицы).
Цели же политики на рынке труда - способствовать работодателю - собственнику рабочих мест □ в приобретении ресурса труда определенного качества, создавая тем самым предпосылки соединению О факторов производства. Ищущим работу людям должно оказываться содействие в подборе рабочего места по возможности в соответствии с профессионально - квалификационными, демографическими ^ и иными характеристиками, безработным предоставляются услуги по обучению (профессиональная а переподготовка и повышение квалификации) и т.п. ®
По мнению И. Заславского, разделение политики занятости и политики на рынке труда сводится о к разнице в использовании разных форм и методов регулирования на разных уровнях управления. ®
СО
Так объектом регулирования на федеральном уровне будет занятость населения РФ, а на уровне субъек- |
та РФ - региональный рынок труда [5, с. 23]. ^
Оригинальный ответ на вопрос о взаимосвязи занятости и рынка труда, как объектов государ- о
ственного регулирования дают В.Н.Иванова и Т.И. Безденежных: "...очевидна тесная связь между ^
системами занятости и рынком труда. Процесс регулирования занятости (деятельности населения) ^
можно рассматривать только лишь в их взаимосвязи, придавая при этом большое значение рынку труда ^
как системе (инструменту), обеспечивающей эффективную занятость населения" [7, с. 14]. Подобный ^
подход, на наш взгляд, позволяет рассматривать конечную цель регулирования рынка труда как дос- о
тижение определенного количественного и качественного уровня занятости. о
Используемые в отечественной литературе словосочетания "государственная политика, влияю- о щая на стабильность рынка труда и занятости" [10, с. 94] или "государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда" [2, с. 290] довольно точно отражают цели государственного вмешательства в сферу трудовых отношений, однако их основной недостаток
в сложности и длине формулировок, поэтому мы предпочитаем использовать в данном контексте тер- ;=
мин "государственное регулирование рынка труда". ^
При этом регулирование рынка труда может быть рассмотрено как в широком, так и в узком £
смысле этого термина. >|
В широком смысле слова регулирование рынка труда охватывает все процессы, связанные с о
формированием спроса и предложения ресурса труда. Его главная цель состоит в том, чтобы государ- |
ство создавало с помощью комплекса экономических, административных, законодательных, органи- ^
зационных и иных мер максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно о
О
работать, и поддерживало тех, кто в силу объективных обстоятельств не может найти работу.
Так как задача государственного регулирования рынка труда в широком смысле - способствование полной и эффективной занятости. Цели регулирования рынка труда в узком смысле термина -способствование работодателю в приобретении ресурса труда определенного качества, а ищущим работу людям - в подборе рабочего места в соответствии с их профессионально - квалификационными, демографическими и иными характеристиками. А также при необходимости в повышении их конкурентоспособности путем устранения объективных препятствий, (информационных, квалификационных, социальных, психологических), мешающих им занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места.
Таким образом, среди российских экономистов не осталось крайних противников регулирования рынка труда, существуют лишь различия во мнениях по поводу степени и способов этого регулирования. Некоторые экономисты придерживаются мнения о строгом контроле над процессами, происходящими на рынке труда. Они считают, что регулирование рынка труда должно быть активным и прямо направленным на рынок труда. Другие высказывают противоположное мнение - отвергают прямое вмешательство и считают несостоятельной стратегию развития, опирающуюся на доминирующую роль государства. В тоже время они избегают другой крайности - сведение государственного регулирования экономики к минимуму. Регулирование рынка труда, по их мнению, должно осуществляться с помощью законодательных актов или программ регулирования в случае возникновения кризисной ситуации, то есть от случая к случаю.
Итак, критическое рассмотрение основных концепций регулирования рынка труда позволило сделать вывод о том, что в экономической теории главным при рассмотрении регулирования рынка Ги труда является определение степени вмешательства государства в процессы, происходящие на нем и
□I и Т->
'Т. определение методов и мероприятий регулирования рынка труда. В то же время специальные исследования механизма регулирования рынка труда как самостоятельной экономической категории прак-06тически отсутствует, его рассматривают только в рамках механизма регулирования экономики. Под
□ механизмом государственного регулирования рынка труда нами понимается система отношений в
^ трудовом обмене по поводу способа формирования воздействия государства на различные парамет-
-<> ры рынка труда. Он выражает способ воздействия государства с помощью различных форм, методов
и инструментов на элементы рынка труда и факторы, влияющие на них.
® Как удалось установить, общепринятых теоретических положений о механизме регулирования
и рынка труда не существует даже в тех странах, где рынок труда давно сформирован и эффективно
ф функционирует. Это связано с различиями экономической жизни, интересов различных социальных
| слоев в разных странах, временными различиями, особенностями экономических систем, в рамках которых используются те или иные методы регулирования рынка труда. В этой связи, для нашей страны
о с формирующимся рынком труда, ярко выраженными национальными особенностями и традициями,
Ее специфической демографической, социально-экономической и научно-технической средой необходим
ЕЕ специфический механизм регулирования рынка труда.
о. Так, например, государственное регулирование рынка труда в странах с развитыми рыночными о
< отношениями исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутвер-^ ждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием о директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Подобные устремле-о ния зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятель-^ ных решений и действий, но и при создании для этого необходимых условий. Государство имеет воз-£ можность создать эти условия, которыми выступают конкурентная среда и наличие для всех пример-£ но равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства здесь состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, социальных и культурных возможностей раз-^ вития общества. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт формирования западного ® общества 80-90-х годов. При этом государство, ни при каких обстоятельствах не выступает давящей >| директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт 5 развития цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению кон® куренции и, как следствие, рынка труда. Государственное регулирование рынка труда в условиях Л рыночного хозяйства представляет собой систему методов законодательного, исполнительного и кон-§ тролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными институтами и обществ
ственными организациями в соответствии с общественно-необходимыми целями стабилизации и приспособления существующего рынка труда к изменяющимся условиям хозяйствования.
Поскольку, государство является основным субъектом регулирования рынка труда, то оно выполняет общие и специфические функции, которые не могут выполнять другие субъекты регулирования рынка труда. Именно государство во всех странах отслеживает и регулирует уровень безработицы. Исходя из этого, механизм государственного регулирования является важнейшей частью регулирования рынка труда. Разработка и использование данного механизма является одной из основных задач регулирования экономики.
Конкретные меры государственного регулирования рынка труда должны разрабатываться с учетом этапа социально-экономического развития народного хозяйства страны.
Так, на этапе экономического кризиса стратегия государства на рынке труда должна основываться на модели выживания и предполагать активное воздействие на спрос на ресурс труда и повышение инвестиционной привлекательности регионов. Основные задачи такой политики - поддержание социальной стабильности, уровня жизни населения, сохранение трудового потенциала страны, сдерживание уровня безработицы. Основные методы: активные мероприятия на рынке труда с применением гибких форм занятости и найма при соблюдении прав предпринимателей свободно управлять наймом и увольнением в целях повышения эффективности производства.
На этапе экономической депрессии стратегия государства на рынке труда должна быть направлена на поддержание сбалансированности спроса и предложения ресурса труда. Основной упор в этих условиях делается на исследование рынка труда, прогнозирование развития спроса на ресурс труда и планирование профессионально-квалификационной и других структур предложения ресурса труда.
На этапе экономического оживления и подъема, т.е. в ситуации, в которой находится Россия в настоящее время, стратегия государства на рынке труда должна быть направлена на поддержание продуктивной модели занятости, регулирование спроса и предложения ресурса труда и его цены с
>
о о
учетом стратегии социально-экономического развития общества. □
□
Литература.
1. Антосенков Е. Мониторинг социально-трудовой сферы // Экономист. 1998. № 4. ^
2. Буланов B.C. Рынок труда. Учебник / Под. ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина. М.: D Экзамен, 2000. ®
3. Бушмарин И. В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М.: Фолио, 1998. о
4. Дятлов C. Рабочая
сила в системе рыночных отношений. М.: Экономика, 1998. cd
5. Заславский И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 2.
6. Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики. 1997. №
2.
7. Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. М: Финансы |
и статистика, 2002. ™
о
8. Котляр А.Э. 0 понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. g-
9. Павленков В.А. Рынок труда. М.: Экономика, 1992.
10. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в о переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1999. о
11. Ракитский Б. Конкретно-исторические особенности становления рынка труда в СССР // Воп- о росы экономики. 1991. № 9.
12. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов и труда / Под ред. А.И. Рофе. М.: НИК, 1997.
13. Семенов А. Приоритеты политики занятости в России // Экономист. 1998. № 3. ;=
14. Шохин А. Рынок труда в СССР в переходный период // Вопросы экономики. 1991. № 9. ^
CD
О CD
О х О
О