УДК 796.012.42.37
К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Сергей Дмитриевич АНТОНЮК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected] © Наталия Олеговна РУБЦОВА Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
© Александр Сергеевич СТРЕКАЛОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected] © Алексей Валерьевич РУБЦОВ Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Российская Федерация, соискатель, зав. лабораторией, старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
Двигательные способности инвалидов являются самой проблемной частью их психосоматической сферы, во всех нозологических группах в первую очередь страдают двигательные способности детей-инвалидов.
Ключевые слова: двигательные способности; формирование двигательной сферы; нозологические группы.
В современном понимании двигательные способности - это комплекс параметров и особенностей состояния организма человека, позволяющий создавать целенаправленные двигательные действия с заданными количественными и качественными чертами. В этот комплекс входят морфофункциональные свойства, уровень развития физических свойств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья человека [1].
В теоретическом плане «двигательные способности» - величина интегральная и обязана описываться суммой значений многопараметрических функций взаимосвязи результативности двигательных действий и комплекса характеристик морфофункциональных возможностей и биомеханических черт опорно-двигательного аппарата, где двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья выступают в качестве коэффициентов реализации.
Ю.Ф. Курамшин так определяет двигательные способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств
человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения [2].
Понятно, что измерение двигательных возможностей очень затруднено, поэтому на практике традиционно говорят о двигательных возможностях в каком ином виде двигательной деятельности и судят по показателям ее результативности.
Общеизвестно, что на ранних этапах онтогенеза в детском и юношеском возрасте наблюдается интенсивное естественное развитие двигательных способностей, что проявляется в росте характеристик физической подготовленности, в наборе двигательных навыков и умений и в улучшении состояния здоровья, под которым понимается психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических конфигураций и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания [3, 4].
Частичная или полная утрата двигательной функции вследствие травм и заболеваний ставит проблему восстановления двигательных возможностей, и зачастую речь идет не о реабилитации, а о полной абилитации ребенка. Один из эффективных путей решения вышеотмеченных проблем - это внедрение средств адаптивной физической культуры, к которым в первую очередь относятся физические упражнения и оздоровительные причины природы [4].
Диапазон двигательных нарушений у де-тей-инвалидов очень широк: от легкой задержки психомоторного развития до серьезных расстройств функций опорно-двигательного аппарата, приводящих к инвалидности уже с детства. Отклонения в двигательном развитии сопровождают очень многие побочные заболевания, в первую очередь, ортопедического и неврологического профиля. Как правило, такими нарушениями страдают дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) - самой сложной нозологией детей с проблемами психосоматического развития [4].
В отличие от детей с ДЦП двигательные функции у детей других нозологических групп (проблемы слуха, зрения, интеллектуальной сферы) в основном сохранены, но обладают целым рядом специфических особенностей: плохая координация сложных двигательных актов; несформированность дифференцированных движений; низкая обучаемость движениям; ригидность сформированных навыков; недостаток целенаправленных движений; нецелесообразное построение движений; затруднения при выполнении движения по словесной инструкции; недостаток произвольной регуляции движений при выполнении максимальных физических усилий.
Ряд исследователей (Г.В. Буканова.
Н.А. Гросс, Т. Л. Шарова и др.) особо выделяют группу детей с ранним детским аутизмом, которые обладают гармоничным физическим развитием, двигательными навыками соответственно возрасту, быстро приобретают новые, например, катание на роликовых коньках. Главная сложность заключается в организации целенаправленного обучения, установления обратной связи между окружающей средой, ребенком и педагогом в том числе.
Обзор современных исследований, касающихся особенностей развития двигательных способностей детей-инвалидов различных нозологических групп, показал, что в настоящее время нет единого мнения по методическим подходам к формированию двигательной сферы детей и контролю особенностей ее становления [5-7].
А.А. Дмитриев показал, что нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации личности умственно отсталых детей имеет уровень сформированности его двигательных способностей. Он доказывает, что одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у таких детей, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое развитие, но и сказывающиеся на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей социально-трудовой адаптации по окончании школы.
Е.Р. Баенская в своих исследованиях доказала, что у детей с ранним детским аутизмом при условно «нормальном» формировании двигательной сферы существенно страдает эмоциональная сфера, которая к подростковому возрасту сводит на нет все его двигательное благополучие, сами движения теряют смысл их выполнения без подкрепления положительными эмоциями.
В исследованиях Б.В. Сермеева, С.А. Калмыкова, Л.Н. Ростомашвили, Д. В. Шибанова, И.Н. Ляховой, С.А. Королева и других особое значение уделяется физическому воспитанию и развитию двигательных способностей детей с нарушениями слуха. Однако, несмотря на то, что выявлены некоторые особенности физического состояния, в т. ч. развития двигательной сферы глухих, которые сопровождаются нарушением функциональных систем и уровня физического развития физических качеств: мышечной силы, гибкости, двигательно-координационных
способностей и других, все же целостная их характеристика еще не получила должного научно-методического обоснования.
С. А. Калмыков, С. А. Королев считают, что глухие дети на протяжении всего обучения в школе отстают от слышащих сверстников как в физическом развитии, так и по уровню двигательной подготовленности. Особенно это проявляется в среднем школьном возрасте (10-14 лет) в показателях, характеризующих мышечную силу и гибкость.
В связи с этим во время обучения данной категории детей в образовательных учреждениях необходимо иметь эффективно действующую систему педагогических мероприятий, которая обеспечила бы должный уровень развития физических качеств в сочетании с коррекционной направленностью процесса физического воспитания глухих. Именно поэтому, учитывая достигнутый уровень научных знаний о закономерностях компенсаторного развития глухих детей, в системе специального обучения важное место отводится решению вопросов, связанных с коррекцией недостатков двигательной сферы, разработке эффективных форм и методов проведения учебных занятий.
Учитывая значительную, если не основную роль зрительного анализатора в психическом и физическом развитии ребенка, не стоит недооценивать роль двигательного анализатора в становлении психосоматического статуса детей. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднение в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Наши собственные исследования особенностей формирования двигательной сферы у детей, страдающих церебральными параличами, показали, что эта нозологическая группа в наибольшей степени страдает двигательными нарушениями и это отражается в первую очередь на развитии двигательных способностей детей [7].
При построении своей экспериментальной методики мы исходили из того, что определяющим синдромом клинических проявлений при церебральных параличах у детей дошкольного возраста является синдром двигательных расстройств. Именно коррекция двигательных нарушений средствами адаптивной физической культуры составляет ядро реабилитационных мероприятий при ДЦП, однако наряду с коррекционным воздействием на моторику ребенка мы посчитали необходимым комплексное воздействие на речевые и психическими расстройства детей, т. е. нами в процессе реализации методики напрямую затрагивается познавательная сфера ребенка. Методика должна предусматривать онтогенетически последовательную поэтапную стимуляцию развития возрастных, двигательных (моторных), психических и речевых функций детей, страдающих детскими церебральными параличами [7].
Поскольку ДЦП проявляется с раннего детства, реабилитационно-оздоровительный процесс должен начинаться как можно раньше и опираться на следующие методические условия:
1) раннее выявление церебральной патологии и начало лечебно-восстановительных и оздоровительных мероприятий;
2) коррекционную работу необходимо проводить непрерывно, объединив при этом усилия родителей, невропатолога, психолога, педагога-дефектолога, специалиста по адаптивной физической и оздоровительной культуре, массажиста, физиотерапевта и других специалистов;
3) на ранних этапах развития ребенка особую роль отводить коррекции двигательных нарушений, как определяющей общее развитие ребенка с ДЦП;
4) проведение мероприятий по коррекции нарушений высших корковых функций (гнозиса, праксиса, речи). Эти мероприятия целесообразно проводить в процессе игровой и лечебной деятельности;
5) соответствие применяемой методики, приемов лечебной физкультуры, воздействий на познавательную сферу уровня физического и психического развития ребенка и выраженности сопутствующих синдромов (судорожного, гипертензионно-гидроцефального, повышенной рефлекторной возбудимости и т. д.).
Таблица 1
Контрольные тесты для оценки развития двигательных способностей детей, страдающих церебральными параличами
Зона актуального развития Стоит - не ходит Сидит - не стоит Лежит - не сидит
Контрольные тесты а) ходит на коленях а) сидит на полу с прямыми ногами а) голову держит
б) стоит на одной ноге б) сидя поворачивается вправо-влево, манипулирует предметами б) опирается на прямые руки, ноги согнуты (на четвереньках)
в) приседает на двух ногах в) сидя на стуле поднимает руки над головой в) лежит на боку, верхняя рука вдоль тела, ноги прямые
Зона ближайшего развития Развитие координации в и.п. стоя Развитие координации в и.п. сидя Развитие координации в и.п. лежа
Основным средством двигательной коррекции детей с ДЦП являются специально подобранные упражнения, в соответствии с индивидуальными задачами лечебно-воспитательной работы, определяемые состоянием и возрастом ребенка. В отличие от других средств комплексного лечения, адаптивная двигательная реабилитация требует активного участия самого ребенка в процессе лечения, начиная с сосредоточения его внимания при выполнении пассивных движений, вплоть до самостоятельного выполнения сложных движений, действий и проявления инициативы.
Результаты наших исследований показали высокую эффективность оздоровительнокоррекционных воздействий с использованием средств адаптивной физической культуры (АФК), при этом следует отметить, что средства АФК оказывают воздействия не только на двигательную, но и на познавательную сферу данной категории детей.
Но все же мы не смогли снять вопрос об эффективном контроле двигательной деятельности детей, страдающих церебральными параличами. Предложенная нами методика эффективна в процессе проведения оздоровительно-коррекционных воздействий, и поэтому мы рассмотрели вопрос контроля развития двигательных способностей более широко и нашли уже разработанные методики оценки изменения двигательных функций, в частности, в работах Е.И. Горбуновой, А.С. Берляевой, которые предложили методику контроля в виде тестов в процессе обучения и воспитания ребенка со статодинамическими проблемами. Эта методика поможет не только специалистам, но и родителям
лучше ориентироваться в перспективах и планировании коррекционных мероприятий (табл. 1).
Процесс выполнения человеком любой двигательной деятельности обеспечивается не отдельными мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а целостным живым организмом, который в аспекте двигательных проявлений представляет собой двигательную функциональную систему (ДФС).
Главные свойства организма как двигательной функциональной системы - универсальность, высокая пластичность и приспособляемость: всякое изменение специфики требуемого движения (например, отказ от дополнительной опоры) немедленно вызывает соответствующую выборочную активизацию морфоструктур, способных содействовать реализации этого движения, и торможение других, в чьей активности в данном случае нет необходимости [3].
Обращение к научным и исследовательским работам по проблеме формирования двигательных способностей у детей-инвали-дов различных нозологических групп свидетельствует о том, что роль двигательного анализатора не сводится только к физиологическим проблемам (снижению уровня моторного развития, пространственной ориентации, отставания детей по развитию физических качеств, низкой координированности движений) данной категории детей, у них возникают проблемы социализации и интеграции в общество, что в целом существенно снижает уровень их психосоматического статуса.
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 1987.
2. Кряжев В.Д. Биомеханические и биоэнергетические принципы оздоровления организма человека // Теория и практика физической культуры. 1990. № 7. С. 28-31.
3. Лях В. И. Двигательные способности школьников: базы теории и методики развития. М., 2000.
4. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. СПб., 2005.
5. Губа В.П. Возрастные базы формирования двигательных умений (базы теории и методи-
ки морфофункциональных исследований). Смоленск, 1996.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М., 2000.
7. Антонюк С.Д., Литвинов А.А. Реализация интегративного подхода в оздоровительнокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста с комплексными нарушениями двигательной функции // Адаптивная физическая культура: современные инновации и технологии: материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Тамбов, 2007. С. 6-10.
Поступила в редакцию 19.07.2011 г.
UDC 796.012.42.37
ON QUESTION OF PURPOSEFUL FORMING AND CONTROL OF MOTOR ACTIVITIES DISABLED BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
Sergey Dmitriyevich ANTONYUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor, Head of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
Natalia Olegovna RUBTSOVA, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Professor, Head of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
Alexander Sergeyevich STREKALOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
Alexey Valerievich RUBTSOV, Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism, Moscow, Russian Federation, Competitor, Laboratory Chief, Senior Lecturer of Theory and Methodics of Adaptive Physical Activity Department, e-mail: [email protected]
Disabled motor activities are the most problematic part of their psychosomatic sphere, in all nosological groups disabled children motor activities suffer first of all.
Key words: motor activities; motor sphere forming; nosological groups.