Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ПРОЕКТЕ НОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ПРОЕКТЕ НОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / КОАП РФ / ПРОЕКТ ЗАКОНА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанов Камиль Арифович

Административные наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф. Содержание административного наказания определяется его целями и согласно КоАП РФ применяется в целях предупреждения совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера и лишено такого назначения. Поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание. В 2020 году предпринята неудачная попытка принятия нового проекта КоАП РФ с весьма высокими штрафами. В статье рассматриваются возможные пути совершенствования и принятия КоАП РФ в новой редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TRANSFORMATION OF CERTAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES IN THE DRAFT NEW CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Administrative penalties in Russia are imposed on citizens, officials and legal entities in accordance with the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and the administrative laws of the subjects of the Russian Federation. The latter can only provide for a warning and a fine as punishments. The content of an administrative penalty is determined by its objectives and, according to the Administrative Code of the Russian Federation, is used to prevent the commission of administrative offenses by both the offender and other persons. Administrative punishment, expressing a negative assessment of the offense by the state, causing harm (moral, property) to the guilty person, is not of a repressive nature and is devoid of such an appointment. Therefore, the functions of punishment are not punitive, but preventive, the tasks of which are education. In 2020, an unsuccessful attempt was made to adopt a new draft of the Administrative Code of the Russian Federation with very high penalties. The article discusses possible ways to improve and adopt the new version of the Administrative Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ПРОЕКТЕ НОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

УДК 342.92 ББК 67.401.011

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-241-245 © Султанов К.А., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ПРОЕКТЕ НОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Камиль Арифович Султанов, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат экономических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: mpkr@mail.ru

Аннотация. Административные наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф. Содержание административного наказания определяется его целями и согласно КоАП РФ применяется в целях предупреждения совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера и лишено такого назначения. Поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание. В 2020 году предпринята неудачная попытка принятия нового проекта КоАП РФ с весьма высокими штрафами. В статье рассматриваются возможные пути совершенствования и принятия КоАП РФ в новой редакции.

Ключевые слова: сотрудник полиции, КоАП РФ, проект закона, административные наказания, предупреждение, административная ответственность.

ON THE TRANSFORMATION OF CERTAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES IN THE DRAFT NEW CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kamil A. Sultanov, Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: mpkr@mail.ru

Abstract. Administrative penalties in Russia are imposed on citizens, officials and legal entities in accordance with the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and the administrative laws of the subjects of the Russian Federation. The latter can only provide for a warning and a fine as punishments. The content of an administrative penalty is determined by its objectives and, according to the Administrative Code of the Russian Federation, is used to prevent the commission of administrative offenses by both the offender and other persons. Administrative punishment, expressing a negative assessment of the offense by the state, causing harm (moral, property) to the guilty person, is not of a repressive nature and is devoid of such an appointment. Therefore, the functions of punishment are not punitive, but preventive, the tasks of which are education. In 2020, an unsuccessful attempt was made to adopt a new draft of the Administrative Code of the Russian Federation with very high penalties. The article discusses possible ways to improve and adopt the new version of the Administrative Code of the Russian Federation.

Keywords: police officer, Administrative Code of the Russian Federation, draft law, administrative penalties, warning, administrative responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Султанов К.А. К вопросу о трансформации отдельных видов административных наказаний в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):241-245.

Административное наказание является логическим завершением оконченного производства по делу об административных правонарушениях. Именно наказание является мерой ответственности за совершение административного правонарушения и должно применяется в превентивных целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания занимают важное место в системе средств государственного принуждения, тем самым обеспечивая действенную реализацию государством функций блюстителя общественно значимых интересов. В связи с этим, главной государственной задачей выступает обеспечение эффективных и разумных условий для властного вмешательства в правовые возможности личности с тем, чтобы оправдать социальные ожидания, которые возлагаются на подобные правоограничительные меры. По мнению А.Л. Боренштейна, административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина [1]. К числу наиболее эффективных подобного рода «стимуляторов» относятся такие виды административных наказаний, как лишение физического лица, ранее предоставленного ему специального права, административный арест и административный штраф [2].

Административная ответственность имеет специфические черты, которые отличают ее от иных видов юридической ответственности — уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Н.Г. Салищева и А.Ю. Якимов справедливо выделяют специфические виды административных наказаний [3], к которым они относят предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности [4]. Кроме того, указанные авторы выделяют и иные специфические черты административной ответственности, разграничивая ее с гражданской, уголовной и дисциплинарной.

Административные наказания, являясь мерами административного принуждения, являются сегодня одним из эффективных средств профилактики (предупреждения) правонарушений, в том числе и преступлений в различных сферах общественных отношений. Д.Н. Бахрах [2] отмечает, что мера принудительного воздействия становится наказанием, если законодатель внес ее в список административных наказаний. Ученый справедливо акцентирует внимание

на том, что некоторые меры административного принуждения хотя и похожи на наказание, не являются таковым [5].

Административные наказания применяются не только за нарушения норм административного законодательства. Административная ответственность может наступать и за нарушения норм конституционного законодательства (ст. 5.1-5.26, 17.1, 17.2 КоАП РФ и др.), а также трудового (ст. 5.27-5.34 КоАП РФ и др.), гражданского (ст. 7.12, 14.4, 14.11 КоАП РФ и др.), экологического, семейного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

По справедливому замечанию Д.Н. Бахраха и Э.Н. Ренова, административное наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты [2]. По сути, это реакция государства на противоправное, порицаемое деяние, негативно влияющее на общественные отношения. Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, произведенную официально, гласно [6].

В настоящее время проблемы защиты прав граждан в производстве по делам об административных правонарушениях являются широко обсуждаемыми как в быту, так и в средствах массовой информации. Как пишет А.Р. Лихов, создается впечатление, что проблема нарушения прав человека при применении административного принуждения носит международный характер. На форумах, проводимых в Интернете по данной проблеме, граждане различных государств (в основном бывшего СССР) делятся своим опытом общения с органами и должностными лицами, наделенными административно-юрисдикционными полномочиями [7].

В 2021 году активно ведется широкая и масштабная дискуссия по проекту нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который был отклонен Правительством Российской Федерации в 2020 году. В настоящее время законопроект находится в Министерстве юстиции РФ на повторном согласовании. Согласно проекту новой редакции главного закона об административных правонарушениях, отдельные виды наказаний требуют уточнения. В частности, содержание понятия такого вида административного наказания как конфискация имущества, поскольку, несмотря на существующее правило о том, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота, санкции ряда статей действующего КоАП предусматривают конфискацию таких пред-

метов, например, контрафактной продукции, которая, по сути, не может находиться в законном обороте (при этом необходимо учитывать изменения в гражданском законодательстве, касающиеся ограничения оборото-способности объектов гражданских прав). Кроме того, возможна конфискация имущества, не являющегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, у собственника при наличии его вины в непринятии мер по устранению причин и условий совершения административного правонарушения лицом, которому соответствующее имущество было передано во временное владение.

Предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности [8].

При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует сохранить судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях обеспечения оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета [9]

Также подлежит расширению перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за счет включения в него таких обстоятельств, как: совершение административного правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, либо мужчиной — одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, за исключением случаев, когда родители привлекаются к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а таюке если привлечение к административной ответственности не связано с противоправным поведением данного ребенка либо ребенок не является потерпевшим.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, может быть расширен за счет включения в него таютх обстоятельств, как: принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению данного административного правонарушения; причинение административным правонарушением ущерба либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в определенном КоАП РФ размерах.

Одновременно представляется возможным исключить из указанного перечня отягчающее обстоя-

тельство в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, имея в виду, что данное обстоятельство нередко является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения. В настоящее время отсутствует единая система регистрации и учета лиц, совершивших административные правонарушения, поэтому наличие повторности как обстоятельства, отягчающего ответственность, в большинстве случаев является формальностью, а, следовательно, не способствует объективному рассмотрению дела.

В КоАП РФ должно быть закреплено положение, исключающее возможность назначения нескольких административных наказаний при выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, реализации принципа гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Такой подход будет соответствовать критериям справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод граждан в зависимости от степени общественной вредности совершенных ими административных правонарушений [10].

Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

При назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

В случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных по-

следствий административного правонарушения, либо добровольного устранения или добровольного возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба, административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство. В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП.

При назначении лицу административного наказания в виде штрафа с учетом его имущественного и финансового положения административный штраф может быть назначен шоке низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Новым КоАП должны быть предусмотрены особенности назначения отдельных видов административных наказаний, а также случаи и условия освобождения от наказаний, отсрочки наказания, рассрочки выплаты административных штрафов, порядок и случаи замены одного вида административного наказания другим видом административного наказания. При этом следует иметь ввиду, что максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года).

Уже в 2021 году Министерство Юстиции РФ планирует представить проекты новых кодексов, которые должны в 2022 году вступить в законную силу. Учитывая прошедшие общественные слушания, считаем нецелесообразным в новом проекте КоАП РФ повышать ставки денежных штрафов. А наоборот практику уплаты половины штрафа в 20-дневный срок распространить на иные правонарушения, так как сейчас только административные правонарушения по 12 главе КоАП РФ могут быть уплачены со скидкой 50%. В частности оплата штрафа «со скидкой» должна быть распространена и на региональные штрафы за неоплаченную парковку. Например, в настоящее время подобные штрафы, хотя формально и относятся к

правонарушением в области дорожного движения, но фактически размещены в региональных законах, что не позволяет нарушителям оплачивать в 20-дневный срок половину штрафа.

Литература

1. Административное право России: Курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008.

3. Селезнев В. А. Исполнение отдельных видов административных наказаний / В. А. Селезнев // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 93104.

4. Жукова Ю.В. Практика применения наказания за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 2. С. 123-128.

5. Ясенева М.О. Способ совершения преступления как элемент криминалистической характеристики нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 18-1. С. 111-112.

6. Игнатьева Е.В. Дисквалификация как вид административного наказания в сборнике: проблемы конституционной и административной ответственности. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 252-255.

7. Долгих И.П., Супонина Е.А. К вопросу об оптимизации отдельных видов административных наказаний // Юридические исследования. 2014. № 10. С. 1-18. DOI: 10.7256/23059699.2014.10.1322 URL: https://nbpublish.com/ Hbrary_read_artide.php?id=13225.

8. Ясенева М.О. Способ совершения преступления как элемент криминалистической характеристики нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 18-1. С. 111-112.

9. Игнатьева Е.В. Дисквалификация как вид административного наказания. Сборник: Проблемы конституционной и административной ответственности. Материалы межвузовской

научно-практической конференции. М. 2017. С. 252-255.

10. Дудниченко Л.А. К вопросу о понятии административного наказания // В сборнике: Личность и общество в современной культуре. Сборник статей III-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 287-297.

References

1. Administrative law of Russia: Course of lectures / Ed. by N. Yu. Khamaneva. M.: TK Velbi, Publishing house «Prospect», 2008.

2. Bakhrakh D. N. Administrative law of Russia: Textbook. 2nd ed., reprint.

3. Seleznev V.A. Execution of certain types of administrative punishments / V. A. Seleznev // Journal of Russian Law. 2016. No. 2. pp. 93-104.

4. Zhukova Yu.V. Praktika primeneniya punishments for violation of traffic rules by a person subjected to administrative punishment // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. No. 2. pp. 123-128.

5. Yaseneva M.O. The method of committing a crime as an element of criminalistic characteristics of violations of traffic rules by a person subjected to administrative punishment // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2018. No.

18-1. pp. 111-112.

6. Ignatieva E.V. Disqualification as a type of administrative punishment in the collection: problems of constitutional and administrative responsibility. Materials of the interuniversity scientific and practical conference. 2017. pp. 252255.

7. Dolgikh I.P., Suponina E.A. On the issue of optimization of certain types of administrative penalties. 2014. No. 10. P. 1-18. DOI: 10.7256/23059699.2014.10.1322 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=13225.

8. Yaseneva M.O. Method of committing a crime as an element of criminalistic characteristics of violations of traffic rules by a person subjected to administrative punishment Actual problems of combating crimes and other offenses. 2018. No. 18-1. pp. 111-112.

9. Ignatieva E.V. Disqualification as a type of administrative punishment. Collection: Problems of constitutional and administrative responsibility. Materials of the interuniversity scientific and practical conference. M. 2017. pp. 252-255.

10. Dudnichenko L.A. On the question of the concept of administrative punishment // In the collection: Personality and society in modern culture. Collection of articles of the III-th International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 287-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.