Научная статья на тему 'К вопросу о трансформации концепции правового суверенитета государства в условиях глобализации'

К вопросу о трансформации концепции правового суверенитета государства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
STATE SOVEREIGNTY / GLOBALIZATION / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SAFETY / INTERNATIONAL LAW / CONSTITUTIONAL LEGAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байрамова С.Н.

Статья посвящена переосмыслению автором современной теоретической концепции государственного суверенитета как неотъемлемого признака самостоятельного государств, а также проблеме ее реализации в условиях глобализации. Автор подчеркивает, что гарантией соблюдения и реализации национальных интересов государств в современных условиях является последовательное развитие отрасли конституционного права на основе и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о трансформации концепции правового суверенитета государства в условиях глобализации»

УДК 342.7

Юридические науки

Байрамова С. Н., студентка юридического факультета

Санкт - Петербургского государственного экономического университета

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена переосмыслению автором современной теоретической концепции государственного суверенитета как неотъемлемого признака самостоятельного государств, а также проблеме ее реализации в условиях глобализации. Автор подчеркивает, что гарантией соблюдения и реализации национальных интересов государств в современных условиях является последовательное развитие отрасли конституционного права на основе и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Ключевые слова: государственный суверенитет, глобализация, национальные интересы, безопасность, международное право, конституционно-правовое развитие.

Annotation: The research contains the results of author's rethink of the modern concept of the sovereignty as an inherent trait of every independent state, and also the problems of its implementation due to globalization processes .Author highlights that the only way to guarantee and implement the national interests of the states is the consistent development of the constitutional law branch on the basis the universally recognized principles and norms of international law.

Key words: state sovereignty, globalization, national interests, national safety, International Law, constitutional legal development.

Современный мир характеризуется высоким уровнем развития сложных интеграционных процессов политической, экономической и информационной

глобализации, перестройкой мирового порядка в соответствии с принципами сотрудничества, взаимозависимости и взаимного учета интересов. Данные процессы одновременно с повышением роли международного права стали причиной деформации такого понятия как «правовой суверенитет» государства.

Понятие государственного суверенитета является одним из наиболее качественных и хорошо разработанных в теоретическом учении о государстве. Однако, как и любое понятие, оно не может оставаться абсолютным, его содержание меняется, зеркально отображая изменения внешнего мира [1, с 245246].

Существует два основных направления, в связи с которыми осуществляется процесс пересмотра классической концепции государственного суверенитета, корни которой лежат еще в учениях Ж. Бодена и Г. Еллинека.

Первое направление - концепция «ограниченного» или «мягкого» суверенитета, в рамках которой ставится под сомнение незыблемость принципа внешнего суверенитета, он перестает рассматриваться как безусловный признак государства, его имманентное свойство, а позиционируется, скорее, как оценочное суждение, непосредственно зависящее от посторонних наблюдателей. С другой стороны, выступает концепция «делимого» или «разделенного» суверенитета, который может быть распределен между федерацией и ее субъектами. Так насколько же значительными должны оказаться изменения в понятии государственного суверенитета?

Чтобы ответить на данный вопрос необходимо признать тот факт, что именно классическое представление о государственном суверенитете является тем идеологически-правовым стержнем, тем оплотом, который позволяет обеспечивать единый правопорядок, отстаивать интересы государства в условиях напряженной геополитической ситуации. Очевидно, что совершенствование доктрины государственного суверенитета целесообразно осуществлять не путем подрыва ее фундаментальных теоретических постулатов, таких как самостоятельность, независимость и верховенство государства, но посредством их развития и дальнейшей эволюции в области классических представлений.

Прежде всего, рациональным представляется выделение в составе государственного суверенитета таких его компонентов как политический, экономический, правовой и идеологический суверенитеты.

Политический суверенитет предполагает реальную самостоятельность государства в проведении своей внутренней и внешней политике. Государство, обладающее реальным, а не номинальным политическим суверенитетом способно, защищать интересы своего государство и своих граждан на международной арене, даже вопреки воле другого государства.

Экономический суверенитет подразумевает, что государство обладает достаточными сырьевыми, технологическими, кадровыми ресурсами и эффективно их использует для полного обеспечения жизнедеятельности общества и государства вне зависимости от воли экономических партнеров, автономно принимает стратегические и политические решения.

Правовой суверенитет означает, что государство самостоятельно и независимо в принятии юридически значимых решений. Внутренний правовой суверенитет проявляется в выборе таких моделей правового регулирования, которые отвечают, прежде всего, национальным интересам того или иного государства. Внешний суверенитет может проявляться в том, например, что государство может вносить поправки к международному договору, в момент его подписания, если какие-либо положения противоречат интересам этого государства [2].

Идеологический суверенитет предполагает наличие в государстве собственных духовных и культурных поведенческих ориентиров для обычных людей в различных жизненных реалиях. Граждане свободны в выборе индивидуальных ценностных ориентаций. Духовный стержень, осознание национальной культурной принадлежности позволяет успешно противодействовать зарубежной культурной экспансии.

В современном глобализирующемся мире правовой суверенитет государства ежедневно подвергается испытаниям внешнего мира.

Доказательством тому служит множество примеров из правоприменительной практики [3, с. 68-73; 4].

Таким образом, намечается тенденция, при которой государство не в состоянии в полной мере реализовать свой потенциал, не может зачастую самостоятельно определять содержание принимаемых нормативных актов и в целом проводить независимую правовую политику, отвечающую экономическим, культурным и иным национальным интересам общества. Глобализация приводит к сокращению прав государств и все больше прав «передает» в руки иных качественно новых образований [5, с. 101-107].

Для того, чтобы защититься от подобных явлений глобализации, современному государству необходимо разработать четкую концепцию собственного правового суверенитета, его основ и принципов а также иерархию правовых ценностей в национальной правовой системе.

В этой связи весьма сомнительным кажется отстаиваемый некоторыми авторами тезис о приоритете международного права перед национальным, который входит в противоречие с концепцией правового суверенитета в целом и конституционными положениями в частности. При этом часто цитируется норма части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Но она устанавливает приоритет международного договора только перед законом, то есть перед федеральными конституционными законами и федеральными законами, но никак не перед Конституцией, которая законом не является и имеет другую правовую природу и особый порядок принятия.

Международные договоры не могут противоречить Конституции Российской Федерации, что также следует из статьи 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», согласно которой «не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным судом Российской

Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению».

Иными словами, в соответствии с концепцией правового суверенитета, первое место в иерархии правовых ценностей в государстве всегда занимает Конституция этого государства.

Именно поэтому одной из важнейших задач современной правовой науки является формирование прочных научных основ доктрины сильного государства, развитие отрасли конституционного права с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.При этом, как известно, за сильным государством стоит не менее сильное гражданское общество, ведь государство в принципе не может быть сильным без тесного взаимодействия с дееспособным гражданским обществом [6, с. 200]. Государство, вырастая из общества, является главным и наиболее действенным его инструментом, направленным на защиту интересов общества и способов его развития. Неотъемлемым же компонентом доктрины сильного государства должна стать концепция правового суверенитета, создающая надежную правовую основу для претворения ее в жизнь.

Библиографический список:

1. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 416 с.

2. Тихомиров Ю.А. Правовой суверенитет: сферы и гарантии // Журнал Российского права. 2013. № 3. С. 5-20.

3. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. № 3. С. 68-73.

4. Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: монография. Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2002. 246 с.

5. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства/ Государство и право. 2006. № 6. С. 101-107.

6. Марченко М. Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). М.: Проспект, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.