Научная статья на тему 'К вопросу о традиции в культурном пространстве Южного Дагестана'

К вопросу о традиции в культурном пространстве Южного Дагестана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фейзуллаева З. М.

Южный Дагестан интересный духовный феномен на Кавказе. Рассматриваемые в статье традиции в культурном пространстве Южного Дагестана актуальны в изучении проблем динамики литературного процесса, соотношения этих традиций и новаторских тенденций. Автор давно занимается этими вопросами и пришла к интересным выводам, которые вынесены в девять пунктов заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

South Dagestan is an interesting spiritual phenomenon in the Caucasus. The traditions of South Dagestan examined in the paper are relevant for studying the dynamics of the literary process, the correlation of these traditions and innovative tendencies. The results of the research are set forth in the nine items of the conclusion. The paper can be of interest for all who investigate the Dagestani spiritual culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о традиции в культурном пространстве Южного Дагестана»

З. М. Фейзуллаева

К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА

Работа представлена кафедрой литературы Дагестанского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент С. Х. Хурдамиева

Южный Дагестан - интересный духовный феномен на Кавказе. Рассматриваемые в статье традиции в культурном пространстве Южного Дагестана актуальны в изучении проблем динамики литературного процесса, соотношения этих традиций и новаторских тенденций. Автор давно занимается этими вопросами и пришла к интересным выводам, которые вынесены в девять пунктов заключения.

South Dagestan is an interesting spiritual phenomenon in the Caucasus. The traditions of South Dagestan examined in the paper are relevant for studying the dynamics of the literary process, the correlation of these traditions and innovative tendencies. The results of the research are set forth in the nine items of the conclusion. The paper can be of interest for all who investigate the Dagestani spiritual culture.

Среди актуальных проблем изучения динамики литературного процесса одной из важных является проблема соотношения традиций и новаторских тенденций.

«Традиция представляет собой социокультурную данность, устоявшийся способ задания посредством строго определенных символических кодов структуры социокультурного пространства, включающего в себя код определенного социального порядка и его интерпретацию в культуре» [2, с. 19].

Когда речь идет о культурных, социальных, религиозных традициях региона, каким является Дагестан с его специфическими этническими, этнолингвистическими, географическими особенностями, следует учитывать многие факторы, способствующие формированию того или иного рода традиций. Понимание традиции в целом базируется на историческом подходе. Обращение к традиции часто вызвано необходимостью «заново осмыслить идею и принципы нашей историко-культурной взаимодополнительности, единства культурного пространства» [3, с. 15].

В Дагестане первый этап исторической и культурной традиции сложился в Х-ХУ вв. Это было связано с внедрением арабо-мусульманской духовной культуры, ставшей своего рода базовым фондом последующих культурных инновационных процессов на протяжении многих веков. Пути арабо-мусульманской культуры в Дагестан проходили через южный форпост - Дербент. История Дербента - это история разных народов и религий. Здесь представлены все мировые религии от зороастризма до иудейской, христианской и мусульманской. Топос Дербента - перекресток. На него с четырех сторон воздействовали четыре стихии. Преобладание одной из них предрешало характер эпохи. Географическое положение Дербента и южных территорий, сопредельных с ним, а также бурные исторические события, вторжения с юга и с севера разных народов, племен, этнических групп сформировали специфическую, оригинальную по своему этническому составу популяцию, ныне населяющую этот исторический регион. Культурный срез этни-

ческого сообщества Дербента - гетерогенный пласт, отличающийся высокой степенью этноконфесиональной толерантности.

Следует отметить большой удельный вес тюркского населения, представителей азербайджанской группы народностей, чья культура, язык также оказали сильное влияние на исконно народное творчество лезгин, агулов, цахуров, рутулов, табасаранцев, татов. Это влияние можно найти во многих областях жизни, наиболее выразительно оно проявилось в традициях ашугской поэзии [4].

По классификации известного словацкого филолога Диониза Дюришина в данном случае речь идет об общности восточно-ориентированных литератур по географическому признаку. Характерной чертой подобных общностей национальных литератур является их типологическое тяготение к историко-литературной целостности национальной литературы. «Связи и отношения между их компонентами выражают закономерности развития, близкие тем, которые характеризуют процесс становления национальной литературы» [1, с. 131].

Охватить все эти формы невозможно, ограничимся наиболее характерными тенденциями в культурном пространстве юга Дагестана.

В художественном пространстве Дагестана активно формируется и развивается новая литературная общность, основанная на межлитературных связях генетически и регионально родственных культур, опирающаяся на многовековые традиции восточно-мусульманской культуры и радикально новые для национальной культурной системы формы литературного творчества. Одним из наиболее выразительных примеров подобного явления стало творчество представителей Южного Дагестана, где восточные традиции получили в свое время боль-

шое распространение, стали неотъемлемой частью ментального, духовного мира полиэтнического населения этого региона. Здесь ярко проявляется закон преемственности, который предполагает как использование исконно национальных традиций, так и освоение всех доступных достижений близких и далеких эстетических систем.

Сближение и взаимодействие культур Дагестана и России было закономерным и исторически обоснованным процессом, который берет свое начало еще в конце Х1Х в. С каждым новым этапом историко-социальных сдвигов в обществе интеграционные тенденции в национальной и русской литературах нарастали, приобретали характер всеобъемлющий. Естественно, исторически сложившаяся, многовековая ориентированность литературы Дагестана на восточную культуру в ХХ в. дополнилась новыми культурными импульсами, идущими от русской, а через нее и мировой культуры.

Рассмотрев конкретные примеры взаимодействия традиций и новаторства в творчестве современных поэтов Дербента и Южного Дагестана в целом, мы выявили степень обращенности каждого из художников слова к традиционным канонам, а также инновационные элементы, привнесенные в исконно национальные формы поэтического искусства. Исследование текстов показало, что художественно-тематический диапазон творчества поколения поэтов Южного Дагестана очень широк. В первую очередь их поэзия остается восточной. Наряду с этим поэзию позднего периода (конец ХХ - начало ХХ1 в.) можно охарактеризовать как европеизированную. Подобный синтез дает интересные в художественном плане результаты, обогащает традиционные элементы поэтического высказывания, закладывает основы дальнейшего обогащения национальной литературы новыми темами, ху-

дожественными образами, стилистическими и языковыми средствами.

В исследование проблемы формирования восточных художественных традиций в литературе большой вклад внесли труды дагестанских исследователей академика Г. Г. Гамзатова, К. И. Абукова,

З. Н. Акавова, С. А. Бедерханова, Ф. И. Ва-габовой, Р. М. Кельбеханова, С. Х. Хурда-миевой, Р. Ф. Юсуфова, М. Г. Юсуфова, М. Я. Ярахмедова

Современные же тенденции в дагестанской литературе пока еще не разработаны в достаточной мере.

В данной статье мы попытались вкратце обрисовать картину соотношений традиций и новаторства в современной поэзии Южного Дагестана, динамику творческого обогащения поэзии на материалах исторического, культурологического и собственно художественного характера.

Исследованием традиции в качестве единого социального феномена занимались И. С. Полонская, Э. С. Маркарян,

Н. Дугин, Н. С. Сарсенбаев, С. Шерлаи-мова, М. Виролайнен, Р. Генон, В. Н. Не-чипуренко, А. Малер, В. Мусатов и др.

При рассмотрении общих закономерностей развития литературы, сравнительно-исторических закономерностей

формирования художественных явлений, историко-культурных эстетических систем мы опирались на труды В. В. Виноградова, М. Б. Храпченко, Ю. М. Лотма-на, Б. Шкловского, А. С. Бушмина, Б. То-машевского, С. Владимирова, Дм. Молдавского, Т. З. Толгурова и др.

Проблема традиции предполагает исследование сложных процессов трансформации многовековых традиций, выявление исторических корней и социальнокультурологических мотивов данного явления, рассмотрение процессов трансформации традиций восточно-мусульманской культуры в поэзии Южного Дагестана на современном этапе.

Развернутое освещение этой проблемы прольет свет на многие вопросы, касающиеся динамики литературного процесса на современном этапе, высветит новые тенденции, а также новые имена, которые в дальнейшем могут стать объектом литературного интереса.

Обращение к вопросу о традиции в культурном пространстве Южного Дагестана позволило сделать некоторые выводы:

1) дагестанская литература является наглядным примером синтеза восточнозападных культурных традиций. В результате длительного процесса взаимодействия всех исходных слагаемых в полиэтнической, полилингвистической национальной среде складывается уникальная общность культуры, литературы, которая в начале ХХ в. принимает структурированный характер;

2) историческая судьба дагестанской культуры сложилась так, что она была распахнута навстречу веяниям культур разных народов. Начиная с Х1 в. дагестанская культура испытывала на себе глубокое и всестороннее влияние иноязычных эстетических систем, перерабатывала и трансформировала эти влияния, придавала им новые качества, органически соответствующие ее собственной природе;

3) арабское, персидское, позже тюркское, а с начала ХХ в. и русское культурно-языковое влияние входили в ареал эстетических взаимодействий, которые обогащали дагестанскую культуру, формировали определенные художественные традиции, а затем в преобразованном виде становились неотъемлемой ее частью;

4) пути распространения восточномусульманской культурной традиции носили индивидуальный характер. Большое значение в этом процессе имели исторический и географический факторы. Одним из первых ареалов, воспринявших

арабскую письменность и культуру, стал Дагестан, и в первую очередь Дербент. Именно здесь пересекались культурные, религиозные, литературные потоки, идущие с Востока. Об активности и интенсивности восточно-мусульманского влияния на регион Дербента имеются многочисленные научные сведения и памятники культуры, литературы. Взаимодействие и взаимопроникновение истинно дагестанских и арабо-мусульманских культур в течение веков были настолько обширными, плодотворными, многообразными, что они оставили яркий след во всех сферах духовной жизни Дагестана и в наибольшей степени - Дербента;

5) с начала 90-х гг. минувшего века устоявшееся восприятие традиционной поэзии Южного Дагестана как явления, сформировавшегося на стыке трех культур - собственно дагестанской, азербайджанской, персидской, - претерпевает существенную трансформацию. Это касается как новаций в творчестве литературного объединения «Гюлистан», так и тех поэтов, которые не входят в это объединение, но являются представителями народов Южного Дагестана. В их поэзии многие традиционные восточные символы переосмыслены, подкреплены новыми идеологемами и новыми реалиями;

6) в поэзии Южного Дагестана возникла некая синтетическая общность литературного письма. Восточная и западная традиции теряют свой онтологический смысл, элементы этих традиций используются поэтами для более свободно-

го самовыражения, не признающего канонических рамок;

7) одновременно с изменением формы мировосприятия и миропонимания, обновлением религиозных эмоций и философии мысли в современном творчестве поэтов южной зоны Дагестана наблюдается и частое обращение к канону, традициям дербентской школы поэтического письма. Этот уникальный феномен вобрал в себя различные пласты художественной культуры, начиная от фольклорных песен лезгин, ашугского творчества дагестанских азербайджанцев, образцов азербайджанской классической поэзии, элементов персидского стихового космо -са, народной песенной стихии татов;

8) в последние два десятилетия в Южном Дагестане усиливается позиция и растет число русскоязычных поэтов, ориентированных на творчество С. Есенина, В. Маяковского, И. Бродского, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Б. Окуджавы. Интеграция элементов русской, восточной, западноевропейской культур в дагестанскую, так же как и обратный процесс, объективно не только способствует расширению творческих возможностей авторов, пишущих на родных языках, но и способна раздвинуть границы их менталитета;

9) в творчестве современных поэтов можно отметить обогащенный образ традиций, насыщение их дыханием сегодняшней жизни, обнаружить неожиданные и принципиально новые для дагестанской литературы направления (метареализм, постмодернизм).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дюришин Д. Особые межлитературные общности и методика их изучения // Вопросы литературы. 1984. № 4.

2. Полонская И. Н. Традиция: смысловые грани понятия // Научная мысль Кавказа. 2004. № 2.

3. Султанов К. К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. М.: ИМПИ РАН, 2001.

4. Хурдамиева С. Х. Ашугская поэзия дагестанских азербайджанцев. Махачкала, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.