Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗА АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗА АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
436
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ОБРАЗ АВТОРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОЗИЦИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сухомлина Татьяна Александровна

Предлагаемая статья посвящена изучению художественного текста, в котором одной из центральных проблем является исследование индивидуального стиля автора. Автор статьи полагает, что понятие «авторский стиль» в настоящее время заслуживает пристального внимания. В частности, требует решения вопрос о стилистической структуре образов автора и персонажа, связанный с принципами отбора и комбинирования языковых средств. Образ автора - это не субъект речи, который чаще не представлен в структуре текста. Это высшее объединение всех речевых структур произведения, его идейно-стилистическое средоточие. В то же время это высшая форма сценического воплощения реального автора, представленная в образе персонажа. Основными факторами, определяющими специфику образа автора, являются индивидуальность писателя, его мировоззрение, а также стиль и литературный жанр текста. Автор статьи утверждает, что при всем многообразии уникальных сочетаний художественно-изобразительных элементов, отражающих категорию образа автора в конкретном тексте, сам набор этих элементов ограничен; он может быть представлен системно, предопределяя основные характеристики категории образа автора. В статье называются основные характеристики типологического описания данной категории и характеризуются типы образа автора в художественном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TYPOLOGY OF THE AUTHOR’S IMAGE IN THE LITERARY TEXTS

The proposed article is devoted to the literary text, in which the author’s individual style is one of the central problems of studying. The author believes that concept of the author's style deserves close attention, in particular, the issue of some questions about stylistic structure of the author’s image and the character’s image which is associated with the principles of selection and combination of linguistic means and forms. The concept of the author's image is not a subject of speech, which is rarely represented in the structure of a text. It’s the union of all speech structures in the work. It’s also an ideological and stylistic focus. At the same time, it’s the highest form of stage embodiment of the real author, represented in the image of a character. The main factors that determine specific image of the author are writer’s personality, his worldview, as well as the style and literary genre of the language. The author comes to the conclusion that with all diversity of unique combinations of the artistic elements that reflect the category of the author's image in the particular text, the set of these elements is limited and can be presented systematically, anticipating the main characteristics of the author's image category. The author also gives main characteristics of the typological description of this category and characterizes main types of the author's image in a literary text.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗА АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 811.111

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗА АВТОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ON THE ISSUE OF TYPOLOGY OF THE AUTHOR'S IMAGE IN THE LITERARY TEXTS

© 2021

Т.А. Сухомлина Т. А. Sukhomlina

Предлагаемая статья посвящена изучению художественного текста, в котором одной из центральных проблем является исследование индивидуального стиля автора. Автор статьи полагает, что понятие «авторский стиль» в настоящее время заслуживает пристального внимания. В частности, требует решения вопрос о стилистической структуре образов автора и персонажа, связанный с принципами отбора и комбинирования языковых средств. Образ автора - это не субъект речи, который чаще не представлен в структуре текста. Это высшее объединение всех речевых структур произведения, его идейно-стилистическое средоточие. В то же время это высшая форма сценического воплощения реального автора, представленная в образе персонажа. Основными факторами, определяющими специфику образа автора, являются индивидуальность писателя, его мировоззрение, а также стиль и литературный жанр текста. Автор статьи утверждает, что при всем многообразии уникальных сочетаний художественно-изобразительных элементов, отражающих категорию образа автора в конкретном тексте, сам набор этих элементов ограничен; он может быть представлен системно, предопределяя основные характеристики категории образа автора. В статье называются основные характеристики типологического описания данной категории и характеризуются типы образа автора в художественном тексте.

Ключевые слова: язык художественной литературы; индивидуальный стиль; образ автора; типологические особенности; критерии; позиция повествователя.

The proposed article is devoted to the literary text, in which the author's individual style is one of the central problems of studying. The author believes that concept of the author's style deserves close attention, in particular, the issue of some questions about stylistic structure of the author's image and the character's image which is associated with the principles of selection and combination of linguistic means and forms. The concept of the author's image is not a subject of speech, which is rarely represented in the structure of a text. It's the union of all speech structures in the work. It's also an ideological and stylistic focus. At the same time, it's the highest form of stage embodiment of the real author, represented in the image of a character. The main factors that determine specific image of the author are writer's personality, his worldview, as well as the style and literary genre of the language. The author comes to the conclusion that with all diversity of unique combinations of the artistic elements that reflect the category of the author's image in the particular text, the set of these elements is limited and can be presented systematically, anticipating the main characteristics of the author's image category. The author also gives main characteristics of the typological description of this category and characterizes main types of the author's image in a literary text.

Keywords: language of a literary text; individual style; image of the author; typological features; criteria; position of the narrator.

До настоящего времени нет полной ясности в содержании такого основного понятия филологии, как «стиль», а также в определении границ стилистики, толковании понятия «стилистическая структура образа автора»; недостаточно изучена и описана история развития стилей и языка художественной литературы. Разработка категории образа автора в рамках теории стилей - один из новых путей исследования художественных текстов, способных расширить научное представление о сути данного явления.

Исследование индивидуального стиля автора художественного произведения является одной из центральных проблем филологии. Понятно, что авторский стиль - это сложная, система, включающая языковые средства и формы творческого выражения. Все его существенные признаки трудно раскрыть полностью. Поэтому изучение стиля автора предполагает решение многочисленных проблем и задач. Особое место среди них занимает вопрос о стилистической

структуре образа автора и образов персонажей, связанный с принципами отбора и комбинирования языковых средств в тексте.

Образ автора является важным компонентом художественного текста. Согласимся с позицией А.Н. Соколова, считающего, что через образ автора художник выражает себя [1, с. 156]. Образ автора - это то, что объединяет систему речи персонажей в их соотношении с рассказчиком и является идейным центром целого текста [2, с. 139]. Типы и варианты соотношений могут быть многообразны. Они зависят от особенностей художественной организации и стилистических характеристик текста. Стиль и творчество, в свою очередь, определяются своеобразием мировидения автора в целом.

Филологическая наука, начав с общих вопросов истории формирования образа автора, его сущности и значимости в тексте (Д.С. Лихачев [3], Б.О. Корман [4], Л.А. Новиков [5], Е.А. Иванчикова [6] и др.), осмыслив специфику функционирования образа автора в конкретных произведениях (С.М. Филюш-кина [7], Н.В. Драгомирецкая [8] и др.), вплотную подошла к проблеме описания инварианта образа автора. Появляется ряд работ, реконструирующих образ автора на основе анализа корпуса произведений одного писателя (О.М. Проскурина - Достоевского [9], Л.В. Малов - Пушкина [10]), осуществляются первые попытки выявить типологические черты образа автора на основе сопоставления произведений разных писателей (Н.В. Драгомирецкая [8]). Важными типологическими признаками образа автора при этом признаются персонифицированное воплощение посредника между биографическим автором и художественным отражением действительности (Н.В. Драгомирецкая [8]), лингвистический принцип грамматической выраженности повествователя (К.Н. Атарова [11]), синтаксико-семантиче-ское построение текста как способ отражения субъектной структуры художественного произведения, составляющих его «отрезков разнохарактерных текстов» (В.А. Кухаренко [12]), сигнатура дозирования стилистической

разнохарактерности текста (И.В. Вершинин [13], В.В. Одинцов [14]).

Анализируя предложенные исследователями подходы к изучению категории образа автора, можно прийти к выводу о том, что каждый писатель и каждое произведение требует обновления приемов исследования. Фиксация комплекса обязательных приемов является обоснованной, поскольку уникальные сочетания художественно-изобразительных элементов, отражающих категорию образа автора в конкретном тексте, многообразны, а сам набор этих элементов ограничен и может быть сведен в конечную систему.

Понятие типологических особенностей является динамическим, учитывающим как устойчивость объединяемых явлений, так и многообразие их вариантов. Динамический характер типологического ряда образа автора проявляется в постоянном изменении в процессе исторического развития факторов, влияющих на формирование и эволюцию данного явления. Если видеть в образе автора посредника между реальностью текста и читателем, то основными факторами, определяющими специфику образа автора на каждом этапе развития литературы, являются не только индивидуальность писателя, его мировоззрение, но и современные ему система норм литературного языка, стили, литературные жанры. При всей «свободе» писателя образ автора зависит не только от авторской воли, но и от жанрово-родовых условий, о которых писал В.В. Виноградов [15, с. 188], опираясь на представления традиционной поэтики о специфике прозаических текстов. Академическое литературоведение в качестве основных особенностей прозаических произведений называет максимально возможное использование всей совокупности формально-выразительных средств, значительную свободу их выбора и объединения; разнообразие способов повествования; возможность многословия в повествовательной структуре словесного произведения; повествование, описание, рассуждение как основные способы изображения и т.д.

Т.А. Сухомлина

Создание обобщенной модели образа автора художественного произведения идет по пути описания соотношений разных субъектов: реального автора, образа автора, повествователя, персонажа. Для выявления типологических характеристик образа автора немаловажное значение имеет установление дистанции между ним и реальным автором.

На лингвистическом уровне выделению образа автора способствует определение своеобразия языковой структуры повествовательного монолога на фоне литературного языка (отбор слов, система морфологических, словообразовательных, синтаксических предпочтений и т.д.), а также уникальное, индивидуально-авторское отношение к слову (наличие/отсутствие семантических приращений значений, их типы).

Представление о субъектной много-слойности повествования возникает благодаря обнаружению двух и более точек зрения в рамках одного монолога. В качестве примера отметим переход от диалогической речи к повествованию в «Фиесте» Э. Хемингуэя: «Mencken hates Paris: so many young men get their likes and dislikes from Mencken» [16, p. 44]. Изменение типа речи является следствием изменения точки зрения, и это свидетельствует об открытом вмешательстве голоса автора в зафиксированную диалогом картину мира.

Общий принцип выделения образа автора (с учетом субъектной многослойности текста или при ее отсутствии) в конкретике текста реализуется в уяснении частных аспектов, каковыми являются:

- пространственно-временная определенность/неопределенность субъекта повествования;

- ограниченность / неограниченность его знаний о происходящем;

- совпадение / несовпадение модально-концептуальной оценки изображаемой повествователем (рассказчиком) и общего смысла произведения.

Критерии выявления образа автора предопределяют основные характеристики его типологического описания с акцентом:

- на субъектную/внесубъектную организацию повествования, их комбинирование в зависимости от авторской интенции;

- проявление открытой демонстративности различий в образе автора: рассказчик, участник событий или безличный повествователь;

- степень близости (формальная или содержательная) автора и повествователя;

- отношение образа к выражению автором идейно-эмоционального освещения происходящего;

- формы соотношения речи рассказчика и персонажей.

Использование обозначенных принципов и критериев дает возможность определить основные типы образа автора в художественном тексте через степень близости между автором и иными субъектами речи.

Образ автора как синтез всех речевых структур произведения, его идейно-стилистическое средоточие объединяет созданные реальным автором образы повествователей и рассказчиков, которые являются посредниками между ним и художественной действительностью. Повествователь - не-персонифицированный, а рассказчик - персонифицированный субъект повествования. Степень близости между реальным автором и его посредником определяет различные способы организации произведения по формальному и содержательному признаку. Чем дальше в повествовании рассказчик от реального автора, тем более оценочным становится описание героя, а чем ближе он к автору, тем шире возможности для индивидуализации речи персонажей. Но как бы ни был далек рассказчик, он всегда будет являться речевым порождением автора, выраженным в образе рассказчика.

Проблема соотношения образа автора и его посредников в тексте помимо аспекта связанности/несвязанности речевых партий героев с субъективностью повествователя (рассказчика) имеет содержательный аспект:

совпадение/несовпадение морально-концептуальной позиции субъекта повествования и общего смысла произведения. Типы выражения образа автора в идейно-эмоциональном освещении происходящего могут колебаться от принятия авторитетности оценок повествователя (рассказчика) до их иронической подачи. В тексте это отношение может быть выражено как вербальными формами (в предисловии или послесловии, в примечаниях), так и невербальными, то есть складываться из всей совокупности художественно-изобразительных средств или, чаще всего, из стилистических колебаний повествовательного монолога.

Итак, образ автора - это одна из важнейших семантических составляющих текста. Он зафиксирован всевозможными средствами, выбор которых является показателем отношения реального автора к изображаемым событиям и художественным образам. Стилевой аспект образа автора - это высшая форма языкового воплощения реального автора. Изучение образа автора требует выявления средств его многосторонней реализации как в речи героев, так и в его собственно-авторской речевой партии. Последнюю можно назвать центром коммуникативного процесса, так как с ее помощью осуществляется контакт между автором и читателем.

* * *

1. Соколов А.Н. Теория стиля. М. : Искусство, 1968. 223 с.

2. Сухомлина Т.А. Понятие автор и его значение в тексте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 2. С. 138-140.

3. Лихачев Д.С. О филологии. М. : Высшая школа, 1989. 208 с.

4. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: для студ.-заоч. 3-4 курсов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1972. 110 с.

5. Новиков Л.А. Проблемы языкового значения // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М. : РУДН, 2001. 672 с.

6. Иванчикова Е.А. Автор в повествовательной структуре исповеди и мемуаров (На материале произведений Ф.М. Достоевского) // Язык как творчество. М. : Наука, 2001. С. 250-255.

7. Филюшкина С.М. Национальный стереотип в массовом сознании и литературе // Опыт исследовательского подхода. № 4(49). М. : Логос, 2005. С. 141-155.

8. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. М. : Наука, 1991. 379 с.

9. Проскурина Ю.М. Типология образа автора в творчестве Ф.М. Достоевского : учебное пособие. Екатеринбург : Уральский гос. пед. институт, 1992. 55 с.

10. Малов Н.Н. Неизвестные письма П.В. Анненкова об издании сочинений Пушкина // Пушкинские чтения на Верхневолжье : сборник 2. Калинин : Калининский гос. ун-т, 1974. 20 с.

11. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 39, № 1. М. : Наука, 1980. С.33-46.

12. Кухаренко В.А. Интерпретация текста : учебное пособие. М. : Просвещение, 1988. 192 с.

13. Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм: новое в литературной эстетике // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11, № 4(6). С. 1519-1527.

14. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. : Просвещение, 1988. 169 с.

15. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М. : Высшая школа, 1971. 240 с.

16. Hemingway E. The sun also rises. AST Publishers, 2019. 317 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.