Научная статья на тему 'К вопросу о типологии названий законов и проектов законов о внесении изменений: региональный аспект'

К вопросу о типологии названий законов и проектов законов о внесении изменений: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологии названий законов и проектов законов о внесении изменений: региональный аспект»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

М.В. Батюшкина

Батюшкина Марина Владимировна — кандидат педагогических наук, старший консультант отдела лингвистической экспертизы и систематизации законодательства правового управления Законодательного собрания Омской области

К вопросу о типологии названий законов и проектов законов о внесении изменений: региональный аспект

Региональный законодательный процесс, как и федеральный, одновременно направлен на первичное регулирование общественных отношений и изменение действующих правовых норм. В первом случае правовые предписания оформляются в качестве нового («базового») закона, во втором случае составляют предмет закона, вносящего изменения в действующий («базовый») закон. В нормотворческой практике отмечаются и законы смешанной («гибридной») формы, одновременно устанавливающие новое правовое регулирование и вносящие изменения в действующий нормативный правовой акт, а также законы, признающие нормативные правовые акты утратившими силу.

Для того чтобы сформировать представление о своеобразии региональной практики моделирования текстов проектов законов о внесении изменений, в качестве объекта анализа нами были выбраны законы Омской области о внесении изменений как показательные тексты, отражающие стратегию, тактику и технику законотворчества в целом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области»1 внесением изменения считается: исключение или изложение в новой редакции разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов, подпунктов, абзацев, предложений, приложений областных законов; исключение или замена слов, символов другими словами, символами; дополнение областного закона новыми положениями (разделами, подразделами, главами, параграфами, статьями, пунктами, подпунктами, абзацами, предложениями, словами).

По данным на 1 августа 2014 года, из 1659 областных законов (как действующих, так и недействующих) более 1000 — законы о внесении изменений. Это не только свидетельство тенденции направленности областного законодательного процесса на изменение действующих правовых норм, но и необходимости приведения областных законов в соответствие с динамично изменяющимся федеральным законодательством.

Несмотря на многообразие законов о внесении изменений, с одной стороны, и предметную специфику, характерную для отдельных законов, с другой стороны, с юридико-технической точки зрения тексты законов о внесении изменений складываются на одной формальной основе, поэтому им свойственны сходные особенности, общая модель оформления. Более того, особенности оформления одного закона о внесении изменений не только служат примером, своего рода ориентиром, для оформления другого закона, но и оказывают влияние на особенности юридической техники при его разработке. Поэтому можно сказать, что подготовка проекта закона основывается, прежде всего, на практике составления закона с аналогичным текстовым оформлением.

На современном этапе развития законодательства к юридической технике оформления законодательных актов как на этапе разработки, так и на этапе экспертизы текстов законодательных актов выдвигаются повышенные требования. Так, по мнению Н.А. Власенко, техничность законопроекта, его соответствие стандартам и правилам законодательной техники, являются одними из факторов, от которых зависит качество закона2.

Представление о юридико-технических особенностях оформления текстов законов о внесении изменений как способах передачи юридически значимой информации ввиду возможности учета и описания таких особенностей, но невозможности их кодификации формируется на основе анализа текстов, образующих региональную правовую базу, обобщения юридико-технических характеристик и сложившихся правотворческих традиций подготовки и оформления законопроектов. В связи с этим можно сказать, что сложившаяся правотворческая практика является не только одним из главных организующих факторов законотворческой деятельности, но и обеспечивает устойчивость и единообразие законодательства.

1 О нормативных правовых актах Омской области: закон Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ (ред. от 10.12.2013) // Омский вестник. 2002. № 54 // СПС «Гарант» (дата обращения: 29.06.2014).

2 См.: Парламентское право России: монография / А.И. Абрамова [и др.] / под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2013. С. 245.

Батюшкина М.В. К вопросу о типологии названий законов и проектов законов...

135

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Центральной юридико-технической особенностью оформления законов о внесении изменений, доминантным качеством их стилистики является модельность оформления содержания, которая характеризуется общими структурно-синтаксическими и функционально-стилистическими шаблонами. Модельность оформления проявляется в том числе и в способах конструирования названий законов о внесении изменений. Своеобразие типов названий законов о внесении изменений, их общие и локальные черты являются предметом анализа настоящей статьи.

С позиции законодателя, название закона есть, прежде всего, реквизит, открывающий текст закона. При этом данный реквизит не всегда уникален, поскольку встречаются законы с однотипными названиями. На наш взгляд, в названии должна быть сосредоточена правовая идея текста закона, его содержательная перспектива, поскольку с помощью названия формируется «сжатое» представление о содержании текста закона в целом. Чем точнее название-тема, тем точнее представление о содержании текста закона, а значит, наиболее полно выполнена его тематическая функция. Название имеет и целевую установку, в частности, название закона о внесении изменений прямо указывает на цель принятия такого закона.

В нормотворческой практике отмечается использование разных типов названий законов о внесении изменений в зависимости от следующих факторов: количества законодательных актов, в которые вносятся изменения; количества структурных единиц, в которые вносятся изменения; количества вносимых изменений; качественной конкретизации изменений в названии закона.

Рассмотрим более подробно данные типы на примере корпуса законов Омской области о внесении изменений, которые могут быть условно разделены на две группы: группу законов, которые вносят изменения в какой-либо один законодательный акт, и группу законов, которые вносят изменения в несколько (два или более) законодательных актов. При этом, несмотря на однородность и аналогичность оформления содержания как в первой, так и во второй группах отмечается вариативность формулирования названий законов о внесении изменений. (Особая разнородность в оформлении названий законов отмечается в период с 1994 по 2005 годы. На наш взгляд, это обусловлено, в частности, и тем, что «внесение дополнений в закон» и «внесение изменений в закон» в этот период считалось разными процедурами. С 2006 года оформление названий законов о внесении изменений стало более единообразным, понятие «дополнение» вошло в объем понятия «изменение», что совершенно обосновано, поскольку, в конечном счете, изменяется текст областного закона.) С учетом этого, в зависимости от обобщенных типов названий законов о внесении изменений в обеих группах могут быть выделены подгруппы.

Рассмотрим первую группу, которая представлена законами, вносящими изменения в один законодательный акт. К данной группе могут быть отнесены: законы, вносящие изменение (изменения) в одну или две статьи одного законодательного акта (первая подгруппа); законы, вносящие изменения в несколько (более двух) структурных единиц одного законодательного акта (вторая подгруппа); законы, вносящие изменение (изменения) в один законодательный акт и признающие один или более законодательных актов, утрачивающих силу (третья подгруппа).

Первая подгруппа. С 1995 года в практике оформления названий законов Омской области о внесении изменения в одну или две статьи одного законодательного акта использовались различные формулировки:

1) при внесении изменений в одну статью законодательного акта:

О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 10 июля 1995 года № 28-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «Об установлении ставки налога на имущество юридических лиц Омской области»);

О внесении дополнения в статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» (Закон Омской области от 11 июня 1999 года № 190- ОЗ «О внесении дополнения в статью 13 Закона Омской области «О плате за землю»);

О внесении изменений и дополнений в статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» (Закон Омской области от 1 апреля 1999 года № 180-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 21 Закона Омской области «Об областном бюджете на 1998 год»);

О внесении дополнения в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 9 июня 2000 года № 244-ОЗ «О внесении дополнения в Закон Омской области «О налоге с продаж»);

О внесении изменения и дополнения в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 11 марта 2001 года № 272-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в Закон Омской области «Об установлении ставок платы за пользование водными объектами на территории Омской области»);

О внесении изменения в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от25 марта 2002 года № 362- ОЗ «О внесении изменения в Закон Омской области «О номерах и границах судебных участков мировых судей Омской области») ;

О внесении изменения в статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» (Закон Омской области от 25 декабря 2012 года № 1508- ОЗ «О внесении изменения в статью 18 Закона Омской области «О Контрольно-счетной палате Омской области»);

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

О внесении изменений в статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» (Закон Омской области от 25 декабря 2012 года № 1503- ОЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Закона Омской области «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области»);

2) при внесении изменений в две статьи законодательного акта:

О внесении изменений в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 20 июня 1995 года № 24-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «Об Избирательной комиссии Омской области»);

О внесении изменений и дополнения в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 9 ноября 2004 года № 561-ОЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Омской области «О налоге на имущество организаций»);

О внесении изменений в статьи (номера статей указываются через союз и) Закона Омской области «название закона» (Закон Омской области от 6 декабря 2012 года № 1489-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Омской области «Об аварийно- спасательных службах Омской области»).

В связи с поглощением понятия «дополнение» понятием «изменение» с 2006 года варианты, содержащие в названии ссылку на внесение дополнений в законодательный акт, постепенно вышли из употребления.

С 1998 года параллельно с вариантами названий законов о внесении изменений без конкретизации номера статьи, в которую вносится изменение (вносятся изменения), начинают употребляться варианты названий законов с конкретизацией номера изменяемой статьи закона. В последние годы конкретизация названия закона, вносящего изменения в одну или две статьи одного законодательного акта, стала сложившейся тенденцией областной нормотворческой практики. Так, в 2005 году было принято 6 законов данного типа, в 2006 — 8, в 2007 — 4, в 2008 — 8, в 2009 — 12, в 2010 — 14, в 2011 — 19, в 2012 — 13, в 2013 — 21. При этом варианты названий законов о внесении изменения (изменений) в одну (две) статьи законодательного акта без конкретизации номера статьи используются в меньшей степени (в 2011 году — 6 законов, в 2012 — 7 законов, в 2013 — 6).

В отношении варианта «О внесении изменения в Закон Омской области «название закона» (без конкретизации) следует отметить, то с 2006 года сфера его предпочтительного употребления значительно сузилась. Такой вариант, как правило, используется в областной нормотворческой практике либо при исключении статьи законодательного акта (Закон Омской области от 10 марта 2010 года № 1243-ОЗ «О внесении изменения в Закон Омской области «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области»), либо при дополнении законодательного акта новой статьей (Закон Омской области от 10 апреля 2012 года № 1439-ОЗ «О внесении изменения в Закон Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере»), либо при внесении изменения в приложение к законодательному акту (Закон Омской области от 28 июля 2010 года № 1284-ОЗ «О внесении изменения в Закон Омской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственным полномочием в сфере поддержки сельскохозяйственного производства»).

В особом порядке формируются названия законов о внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области. Применительно к таким законам используются два типа формулировок названий: если проект закона вносит поправку в одну статью Устава (Основного Закона) Омской области, то используется вариант «О внесении поправки в Устав (Основной Закон) Омской области» (Закон Омской области от 3 марта 2003 года № 429- ОЗ «О внесении поправки в Устав (Основной Закон) Омской области»); если проект закона вносит поправки в две статьи Устава (Основного Закона) Омской области, то используется вариант «О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области» (Закон Омской области от 8 апреля 2013 года № 1525-ОЗ «О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области»). При этом название не содержит конкретизации номера статьи (номеров статей).

Ко второй подгруппе мы отнесли законы, вносящие изменения в несколько (более двух) структурных единиц одного законодательного акта.

В результате анализа региональной законодательной базы отмечены следующие варианты названий законов данной подгруппы:

О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области (Закон Омской области от 6 апреля 2010 года № 1251- ОЗ «О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области»);

О внесении изменений в Кодекс (название кодекса) (Закон Омской области от 5 мая 2010 года № 1261-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»);

О внесении изменений в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 6 ноября 1996 года № 77-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «Об административной ответственности за нарушение архивного законодательства Омской области»);

О внесении дополнений в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 15 июля 1998 года № 151-ОЗ «О внесении дополнений в Закон Омской области «О территориальном дорожном фонде»);

Батюшкина М.В. К вопросу о типологии названий законов и проектов законов...

137

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 6 марта 1998 года № 138-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприниматель ства»);

О внесении дополнений и изменений в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 27 июля 2004 года № 536-ОЗ «О внесении дополнений и изменений в Закон Омской области «Об административной ответственности за правонарушения на городском и пригородном транспорте и нарушение общественного порядка на территории Омской области»);

О внесении изменений и дополнения в Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 4 февраля 2004 года № 501-ОЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Омской области «О договорах и соглашениях Омской области»).

Очевидно, что подобная вариативность также обусловлена ранее существовавшим разграничением понятий «изменение» и «дополнение», Постепенно, с процессом включения понятия «дополнение» в понятие «изменение», доминирующим вариантом стало название «О внесении изменений в Закон Омской области «название закона»,

Третья подгруппа, Относительно названий законов, одновременно вносящих изменение (изменения) в один законодательный акт и признающих один или более законодательных актов утрачивающими силу, отмечаются следующие типы формулировок:

О внесении изменения (изменений) в Закон Омской области «название закона» и о признании утратившим силу Закона Омской области «название закона» (Закон Омской области от 28 июня 2012 года № 1457-ОЗ «О внесении изменения в Кодекс Омской области об административных правонарушениях и о признании утратившим силу Закона Омской области «О нормативах распространения в Омской области печатной продукции, аудио— и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет»);

О внесении изменения (изменений) в Закон Омской области «название закона» и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области» (Закон Омской области от 27 ноября 2008 года № 1109-ОЗ «О внесении изменения в Закон Омской области «О библиотечном деле в Омской области» и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области»);

О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области» (Закон Омской области от 23 апреля 2014 года № 1626- ОЗ «О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области»).

Напомним, что вторую группу законов образуют законы, вносящие изменения в несколько (два и более) законодательных актов, Во второй группе могут быть выделены следующие подгруппы: законы, вносящие изменение в два законодательных акта и имеющие в названии соответствующую конкретизацию (четвертая подгруппа); законы, вносящие изменение в два и более законодательных акта и не имеющие в названии соответствующей конкретизации (пятая подгруппа); законы, вносящие изменения в два и более законодательных акта и имеющие в названии соответствующую конкретизацию (шестая подгруппа); законы, вносящие изменения в два и более законодательных актов и признающие один или более законодательных актов утрачивающими силу (седьмая подгруппа),

Четвертая подгруппа — законы, вносящие изменения в два законодательных акта и имеющие в названии соответствующую конкретизацию,

В ходе анализа региональной законодательной базы выделено четыре типа конструкций названий законов данной подгруппы,

1, В формулировке названия используется обобщающее слово «законы» и оформленный сочинительной союзной связью перечень законодательных актов, в которые вносятся изменения:

О внесении дополнений и изменений в законы Омской области «название закона» и «название закона» (Закон Омской области от 26 февраля 1996 года № 42-ОЗ «О внесении дополнений и изменений в Законы Омской области «О местном самоуправлении в Омской области» и «О выборах в органы местного самоуправления Омской области»);

О внесении изменений в законы Омской области «название закона» и «название закона» (Закон Омской области от 3 ноября 2004 года № 556- ОЗ «О внесении изменений в Законы Омской области «О Законодательном Собрании Омской области» и «О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области»),

Следует отметить, что данные варианты названий были распространены в практике нормотворчества до 2006 года, с 2007 года не используются,

2, Конструкция названия представляет собой последовательное, оформленное сочинительной союзной связью перечисление законодательных актов, в которые вносятся изменения:

О внесении изменений в Закон Омской области «название закона» и Закон Омской области «название закона» (Закон Омской области от 29 мая 2009 года № 1158-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» и Закон Омской области «О выборах в органы местного самоуправления Омской области»);

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

О внесении изменений в Закон Омской области «название закона» и Кодекс Омской области «название кодекса» (Закон Омской области от 17 июля 2013 года № 1565-03 «О внесении изменений в Закон Омской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области» и Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области»),

3. Уточняются не только названия законов, в которые вносятся изменения, но и номера статей данных законов. Как и в приведенных выше примерах, используется последовательное, оформленное сочинительной союзной связью перечисление:

О внесении изменений в статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» и статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» (например, Закон Омской области от 24 ноября 2008 года № 1100-О3 «О внесении изменений в статью 31 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области и статью 15 Закона Омской области «Об Избирательной комиссии Омской области»),

4. Если в один законодательный акт вносятся изменения в ряд статей, а в другой — в одну статью, используются варианты:

О внесении изменений в статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» и Закон Омской области «название закона» (например, Закон Омской области от 6 февраля 2008 года № 1006-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Омской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области» и в Закон Омской области «О Законодательном Собрании Омской области»);

О внесении изменений в Закон Омской области «название закона» и статью (номер статьи) Закона Омской области «название закона» (например, Закон Омской области от 26 декабря 2008 года № 1118- ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 2 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере»),

Следует подчеркнуть, что при формировании названия проекта закона, вносящего изменения в два законодательных акта, наиболее частотны следующие типы названий: если изменения вносятся в одну статью каждого из законодательных актов — «О внесении изменений в статью (номер статьи) /форма законодательного акта/ «название законодательного акта» и статью (номер статьи) /форма законодательного акта/ «название законодательного акта»; если изменения вносятся в одну статью одного законодательного акта и две статьи другого законодательного акта — «О внесении изменений в статью (номер статьи) /форма законодательного акта/ «название законодательного акта» и статьи (номера статей (не более двух), соединенные союзом «и») /форма законодательного акта/ «название законодательного акта»; если изменения вносятся в одну статью одного законодательного акта и несколько (более двух) статей другого законодательного акта — «О внесении изменений в статью (номер статьи) /форма законодательного акта/ «название законодательного акта» и /форма законодательного акта/ «название законодательного акта»; если изменения вносятся в несколько структурных единиц каждого из законодательных актов — «О внесении изменений в /форма законодательного акта/ «название законодательного акта» и /форма законодательного акта/ «название законодательного акта»,

Пятая подгруппа — законы, вносящие изменения в несколько (два и более) законодательных актов и не имеющие в названии соответствующей конкретизации.

Законы данной подгруппы, как правило, имеют однотипное название «О внесении изменений в отдельные законы Омской области», поэтому их можно назвать омонимичными (или одноименными). Например, законы Омской области от 4 октября 2010 года № 1289-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» и от 31 января 2014 года № 1607-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области». Данная подгруппа представлена небольшим количеством региональных законов (в 2009 году было принято 9 законов, в 2010 — 12, в 2011 — 8, в 2012 — 9, в 2013 — 8). В силу сходной информативной функции законы с омонимичными названиями обусловливают поиск дополнительной информации (о номере закона, дате его подписания, ключевых словах).

Шестая подгруппа — законы, вносящие изменения в два и более законодательных акта и имеющие в названии соответствующую конкретизацию тематики или обусловленности (причинных связей) вносимых изменений. Например: Закон Омской области от 18 июля 2013 года № 1567-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с уточнением порядка осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления Омской области отдельных государственных полномочий» или Закон Омской области от 8 апреля 2013 года № 1522-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»,

В последние годы отмечается рост количества законов, имеющих в названии конкретизацию тематики или обусловленности вносимых изменений. Так, если в 2011 году был принят один областной закон с таким названием (Закон Омской области от 7декабря 2011 года № 1417-ОЗ «О внесении из-

Батюшкина М.В. К вопросу о типологии названий законов и проектов законов...

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

менений в отдельные законы Омской области по вопросам осуществления государственного контроля (надзора)»), в 2012 году — 2 закона (законы Омской области от 31 июля 2012 года № 1464-О3 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»; от 5 октября 2012 года № 1477-О3 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области по вопросам регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), то в 2013 году было принято 10 законов, вносящих изменения в несколько (более двух) законов и имеющих в названии соответствующую конкретизацию тематики или обусловленности вносимых изменений.

Примеры: Закон Омской области от 8 апреля 2013 года № 1532- О3 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в целях реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»; Закон Омской области от 1 октября 2013 года № 1576-О3 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с совершенствованием бюджетного процесса в Омской области»; Закон Омской области от 10 декабря 2013 года № 1591-О3 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Увеличение количества законов, имеющих в названии конкретизацию тематики или обусловленности вносимых изменений, следует назвать одной из положительных тенденций регионального нормотворчества. Если сопоставить названия законов пятой и шестой подгрупп, то можно отметить, что название законов шестой подгруппы точнее отражает содержание закона, предмет регулирования, удобнее при учете и систематизации, поиске и ссылках в других нормативных правовых актах, унификации банков данных правовой информации, обеспечении автоматизированного обмена правовой информацией.

Седьмая подгруппа. К данной подгруппе относятся законы, вносящие изменения в несколько (два и более) законодательных актов и признающие один или более законодательных актов утрачивающими силу. При этом отмечаются такие типы конструкций названий, как:

О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Омской области и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области (3акон Омской области от 22 декабря 2004 года № 604-О3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Омской области и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области»);

О внесении изменений в отдельные законы Омской области и признании утратившим силу Закона Омской области «название закона» (3акон Омской области от 8 декабря 2009 года № 1212-О3 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области и признании утратившим силу 3акона Омской области от 6 мая 2009 года № 1157-О3 «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»);

О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области (3акон Омской области от 6 декабря 2012 года № 1491-О3 «О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области»).

В целом учет типологии названий законов о внесении изменений при разработке законопроектов, на наш взгляд, способствует обеспечению единообразного подхода к юридико-техническому оформлению принимаемых законов, поскольку формирует представление о предпочтительности тех или иных вариантов названий. Так, с точки зрения изложенной в настоящей статье типологии за время работы законодательного (представительного) органа государственной власти Омской области больше всего было принято областных законов, вносящих изменения в несколько (более двух) структурных единиц одного законодательного акта (то есть законов второй подгруппы). В качестве общей положительной тенденции следует назвать увеличение количества областных законов, содержащих в названии соответствующую конкретизацию. Названия с конкретизирующим уточнением тематики или обусловленности внесения изменений предпочтительнее одноименных названий.

В заключение отметим, научные методы работы с законодательными текстами, в частности, анализ и обобщение названий законов о внесении изменений с учетом их номинативной (отражение предмета регулирования) и информативно-интегративной (отражение системных связей между законами) функций, позволяют не только значительно обогатить представление о юридико-технических особенностях оформления региональных законодательных актов, о роли и степени соблюдения мо-дельности при создании проектов законов, но и в постановочном плане, требующем дополнительного обсуждения, выработать предложения, направленные на дальнейшее развитие процесса законотворчества и обновление российского законодательства.

140

Юридическая техника. 2015. № 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.