Научная статья на тему 'К вопросу о типологии лабреток южной Камчатки'

К вопросу о типологии лабреток южной Камчатки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЧАТКА / ТАРЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗДНИЙ НЕОЛИТ / ТИПОЛОГИЯ / ЛАБРЕТКИ / ОБСИДИАН / KAMCHATKA / TARJA CULTURE / LATE NEOLITHIC / TYPOLOGY / LABRETS / OBSIDIAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пташинский Андрей Валентинович

В статье дается описание и предлагается типология лабреток. Эти оригинальные украшения характерны для тарьинской археологической культуры (I тыс. до н.э.).Работа основана на анализе части предметов из частной коллекции с юго-восточного побережья Камчатки, в основном Авачинской бухты. В основу типологии положены различия формы в анфас (соотношение выступающей части к базе) и форма основания. В результате выделено три основных типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE TYPOLOGY OF LABRETS OF SOUTHERN KAMCHATKA

The article describes and suggests the typology of labrets. These original ornaments are characteristic of the Tarja archaeological culture (1st millennium BC).The work is based on the analysis of a portion of objects from a private collection from the southeast coast of Kamchatka, mainly from the area of Avacha bay. The typology is based on the en face form differences (the ratio of the protruding part to the base) and the differences in the shape of the base. As a result, three main types are identified.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типологии лабреток южной Камчатки»

ИСТОРИЯ

HISTORY

УДК 903.25(571.66)

А.В. Пташинский К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ЛАБРЕТОК ЮЖНОЙ КАМЧАТКИ

В статье дается описание и предлагается типология лабреток. Эти оригинальные украшения характерны для тарьинской археологической культуры (I тыс. до н.э.).

Работа основана на анализе части предметов из частной коллекции с юго-восточного побережья Камчатки, в основном — Авачинской бухты. В основу типологии положены различия формы в анфас (соотношение выступающей части к базе) и форма основания. В результате выделено три основных типа.

Ключевые слова: Камчатка, тарьинская культура, поздний неолит, типология, лабретки, обсидиан.

А.^ Ptashinskiy

REVISITING THE TYPOLOGY OF LABRETS OF SOUTHERN KAMCHATKA

The article describes and suggests the typology of labrets. These original ornaments are characteristic of the Tarja archaeological culture (1st millennium BC).

The work is based on the analysis of a portion of objects from a private collection from the southeast coast of Kamchatka, mainly from the area of Avacha bay. The typology is based on the en face form differences (the ratio of the protruding part to the base) and the differences in the shape of the base. As a result, three main types are identified.

Key words: Kamchatka, Tarja culture, late Neolithic, typology, labrets, obsidian.

По этнографическим данным, традиция ношения лабреток — оригинальных лицевых украшений, гораздо более эффектных, чем современный пирсинг, существовала у западных эскимосов на азиатском и американском берегу Берингова пролива, алеутов (но не повсеместно), индейцев обеих Америк, аборигенов Африки, Меланезии и Полинезии. Они привлекали и привлекают внимание и в начале XX в. и в начале XXI в. как отечественных [1-5, 7-10], так и зарубежных [11-20] исследователей. Под «лабреткой» в статье понимается предмет неутилитарного назначения (украшение) для крепления и ношения на лице, в первую очередь, губах и щеках.

В этнографических описаниях ительменов подобные вставки не отмечены, но археологические находки свидетельствуют о существовании лабре-ток у древних жителей южной части полуострова. Они, вместе с антропо- и зооморфными фигурками, «лунницами» и другими оригинальными изделиями неутилитарного назначения являются одной из «визитных карточек» тарьинской культуры (I тыс. до н.э.). К настоящему времени на Камчатке известны и опубликованы около 50 лабреточных шпилек и лабреток разных типов, изготовленных в основном из камня, единичные экземпляры сделаны из кости. Все они тяготеют к южной Камчатке, в основном, к юго-восточному побережью. Одна

шпилька обнаружена в долине реки Авачи и три — в долине реки Камчатки (см. рис. 1). В исследованных ранее слоях тарьинской культуры изделия из органических материалов не сохраняются, археологические коллекции включают находки только из камня.

Рис. 1. Места находок лабреток на Камчатке

Несомненно, лабретки являются не только культурно значимым, половозрастным и социальным индикатором, но и этнически важным признаком, отличающим тарьинскую культуру от последующей древнеительменской. Ведущей формой хозяйства для тарьинской культуры, в соответствии с географическими и экологическими — приморскими — условиями, должен быть специализированный морской промысел. Этнографы считают ительменов примером классических рыболовов, соответственно, экономической основой древнеительменской культуры должен быть интенсивный сезонный лов лососевых. Если, как предполагают некоторые исследователи, эти культурные образования имеют генетическую связь, то в долине р. Камчатка и на западном побережье лабретки и антропо- и зооморфная скульптура должны относиться к обычным и широко распространенным находкам, но этого не наблюдается.

Недавно, благодаря доброжелательному отношению одного из камчатских коллекционеров, мне удалось ознакомиться с обширным и очень интересным собранием, содержащим в своем составе, помимо разнообразных уникальных предметов, несколько десятков лабреток, как целых, так и их обломков. По словам владельца коллекции А. В., все они происходят, в основном, с разрушающихся памятников, расположенных на берегах Авачинской губы и были получены и собраны в последнее десятилетие. Возможность одновременного осмотра и анализа 57 предметов позволила предложить свою типологию этих своеобразных украшений. Такого количества лабреток нет в фондах ни одного камчатского музея. Это заставляет дать их описание и рисунки, т. е. ввести в научный оборот осмотренные предметы в качестве сравнительного материала для перспективных исследований. Предполагаемых украшений для мочек ушей не выделено, все изделия, вероятней всего, для губ. Составных или наборных лабреток также не выявлено. Следов краски ни на одном изделии не отмечено.

Несомненно, надо учитывать, что Петропавловск-Камчатский — портовый город с высокой миграцией населения. Многие моряки, рыбаки, военные, геологи, бывающие в самых разных уголках не только полуострова, но и Чукотки, часто привозят в город много оригинальных предметов, место происхождения которых с необходимой точностью определить невозможно. Вероятно, некоторые из описанных ниже были обнаружены за пределами Камчатки. Так же можно допустить, что единичные

уникальные лабретки относятся не к тарьинской культуре, а к значительно более позднему времени — периоду деятельности Российско-Американской компании, которая перевозила своих работников — эскимосов и алеутов по всему побережью северной Пасифики.

Общая теория археологической классификации достаточно полно рассмотрена отечественными исследователями [6]. Полученные ими результаты и выводы учтены при написании данной статьи.

Обсуждение конкретных классификационных схем и типологии лабреток южной Камчатки начала Т. М. Дикова [4]. По форме и месту ношения она выделяет четыре группы [4, с. 57] или типа [5, с. 214] лабреток. Надо иметь ввиду, что в «приложении II» к монографии Тамары Митрофановны [5] не совпадают с текстом номера рисунков и есть важные различия в описании некоторых находок.

Неясно, почему Р. С. Васильевский в статье, непосредственно посвященной лабреткам [1], не упоминает о выводах и о работе Т. М. Диковой. Возможно, по его мнению, она не относится к «обстоятельным» публикациям. Он кратко упоминает камчатские материалы, полученные только Н. Н. Ди-ковым и справедливо возражает против его попыток удревнить время бытования подобных украшений и определить Камчатку как место возникновения этого обычая. Р. С. Васильевский считает лаб-ретки одним из твердых этнических индикаторов и выделяет шесть типов для севера тихоокеанского региона [1, с. 71, 74-75].

Американский ученый Grant R. Keddie предлагает делить лабретки на две категории по две группы в каждой по таким же основаниям, что и Т. М. Ди-кова [12, p. 60, fig. 4]. Другие исследователи, например, La Salle — выделяет десять [15, р. 22, table 4.7] и одиннадцать [16, р. 131, fig. 3] типов, а N. Ro-rabaugh и K. A. Shantry — семь стилей [19, р. 8]. Они анализируют условия и место находок, их размеры, материал, цвет, фактуру, вес и возраст, ген-дерную принадлежность, места ношения, дают названия типам и частям, приводят схемы измерений этого особого типа «ювелирных изделий Севера».

Эти и другие авторы высказали немало интересных предположений, пытаясь определить символическое, статусное и социальное значение, этническую принадлежность, центры возникновения, пути миграций, выявить закономерность периода времени и территории распространения подобного способа украшения. Их обсуждение не входит в задачи данной работы, но основной, на мой взгляд, положительный опыт названных исследователей учтен.

Нельзя не согласиться с утверждением, что классификация и типология — первый, самый сложный шаг в каждом исследовании. Возражения вызывает то, что почти все они не разделяют лабретки из этнографических сборов и археологических коллекций в целом и, по материалу, в частности.

Все изделия, представленные в статье, относятся к археологическим находкам и изготовлены из разных пород каменного сырья. Основным материалом является обсидиан (вулканическое стекло), широко распространенная горная порода на полуострове. Ретушированные края орудий из обсидиана исключительно острые, поэтому у «готовых» и использовавшихся лабреток все края целенаправленно затуплены (завальцованы). Несмотря на твердость, он обладает малой износостойкостью на истирание и легко и хорошо шлифуется в разной степени (грубая, средняя, тонкая шлифовка) и полируется. Находки этих изделий из камня не отрицают, а даже предполагают возможность бытования в тарьинской культуре украшений из разнообразных органических материалов.

Все осмотренные лабретки изготовлены на от-щепах или сколах, исходных заготовок в виде но-жевидных пластин не отмечено. После ретуши применялась шлифовка. Ее качество и соотношение площади шлифованной и ретушированной поверхности определено субъективно.

Так же как и большинством исследователей, за основу для выделения типов рассмотренной коллекции взята общая форма в плане. Подтипы выделены по форме основания, которая, возможно, определяла место ношения (размещения и крепления) на лице.

Для каждой лабретки дано ее изображение с номером, соответствующим краткому описанию в таблице. На рисунках все лабретки расположены единообразно: выступающая часть или головка — вверху, база или плечики — внизу. Определить, где «лицевая» сторона, а где тыльная, или, «лево — право» у относительно симметричных изделий не представляется возможным. Наличие неглубокого желобка для губы также не позволяет это определить. Совершенно неясно, примыкал ли он к нижней части губы или противоположному краю отверстия.

Тип I встречается чаще всего, имеет наиболее «стандартизированный» облик. Этот тип количественно преобладает не только в осмотренной коллекции, но и среди обнаруженных ранее на Камчатке, поэтому его можно принять за основу.

Исследователи называют такие лабретки «Т-образными» или «шпильками». Схема измерения и описания их выделяемых частей представлена на рисунке 2.

Еще одна, более детальная схема («дерево») описания, применимая для всех типов лабреток (рис. 3), дополнительно проиллюстрирована рисунком 4. Эту схему можно продолжить и расширить, но это сделает ее слишком громоздкой. На основе различий формы оснований в анфас в типе I выделяется три подтипа — с вогнутым, плоским и выгнутым. Радиус основания (рис. 2) не имеет решающего значения, его трудно измерить с необходимой точностью. Он указан на схеме измерений, чтобы подчеркнуть вогнутость основания.

Для изделий I типа он составляет 5-7 см, для типа III — немного больше.

Внутреннюю поверхность (плоскость) основания можно проследить только в профиль или при взгляде «снизу». Почти у всех осмотренных лабреток она плоская или округлая (затупленная). Ее форма указана в «примечании» в таблице описания первой, затем дана форма в анфас. Острие у этого типа можно назвать дистальным концом, так же как зарубежные исследователи, а базу — загубником.

Рис. 3. Схема описания частей лабреток. Тип I («шпильки», Т-образные)

Рис. 4. Элементы описания лабреток. А — вид анфас; Б — вид в профиль

Выступающая часть этого типа лабреток незначительно утончается от базы к острию (и в анфас и в профиль), основание — чаще вогнутое, реже прямое или выгнутое; плечики — в основном ост-

рые. Чтобы не делать обширного описания с многочисленными повторами, после иллюстраций соответствующего типа дана краткая информация о каждом предмете в форме таблицы.

Рис. 5. Лабретки, тип I (подтип с вогнутым основанием)

Описание к рисунку 5

№ Сохранность Материал Длина, см Размер базы (max ширина и толщина), см Размер выступающей части (max ширина и толщина), см Техника обработки Примечание

1 Целая Обсидиан 5,05 2,1 х 0,5 0,7 х 0,5 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание плоское, вогнутое. Углубление для губы (шейка боковая) в основании плечиков шириной 0,35 см, глубиной 0,09 см

2 Целая Обсидиан 3,55 1,85 х 0,4 0,6 х 0,4 Ретушь и шлифовка (97 %) Основание плоское, вогнутое

3 Целая Аргиллит темно-серого цвета 3,9 1,6 х 0,45 0,6 х 0,35 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание округлое, вогнутое; затуплены все края.

4 Целая Аргиллит темно-серого цвета 3,5 2,1 х 0,4 0,55 х 0,4 Шлифовка (100 %) Основание округлое, вогнутое; слабозаметные углубления в основании плечиков

5 Целая Халцедон 3,13 1,09х 0,3 0,48 х 0,35 Ретушь и шлифовка (98 %) Основание округлое, прямое

б Целая Халцедон 2,85 1,8 х 0,3 0,45 х 0,35 Ретушь и шлифовка (97 %) Основание плоское, вогнутое

7 Целая Обсидиан 3,0 1,9 х 0,3 0,7 х 0,35 Шлифовка (100 %) Основание плоское, вогнутое

S Целая Обсидиан 3,2 2,1х 0,55 0,6 х 0,5 Ретушь и шлифовка (75 %) Основание затуплено, вогнутое

Длина, см Размер базы Размер высту- Техника обработки

№ Сохранность Материал (max ширина (max ширина и толщина), см Примечание

и толщина), см

9 Целая Обсидиан 3,4 2,3 х 0,45 0,7 х 0,5 Ретушь (100 %) Основание острое, вогнутое

10 Обломан конец выступающей части аргиллит 3,5 1,7 х 0,3 0,6 х 0,3 Шлифовка (100 %) Основание округлое, вогнутое

11 Частично обломана выступающая часть Обсидиан 1,85 2,0 х 0,4 0,6 х 0,4 Шлифовка (100 %) Основание округлое, вогнутое

12 Частично обломана выступающая часть Обсидиан 2,1 1,8 х 0,5 0,8 х 0,65 Ретушь и шлифовка (85 %) Основание округлое, вогнутое

13 Обломан конец плечика Обсидиан 3,5 1,65 х 0,4 0,95 х 0,45 Ретушь и шлифовка (70 %) Основание затуплено, вогнутое. Зона для губы пришлифована.

14 Целая Обсидиан 2,4 1,55 х 0,4 0,6 х 0,35 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание округлое, вогнутое

15 Обломано плечико Обсидиан асфальтовый (?) 3,2 1,8 х 0,3 0,5 х 0,3 Шлифовка (100 %) Основание округлое, вогнутое

16 Обломан конец выступающей части, концы плечиков Обсидиан 4,3 1,6 х 0,5 0,8 х 0,4 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание округлое, вогнутое

17 Обломано плечико; другое обломано, его кончик пришлифован Обсидиан 2,25 0,6 х 0,4 0,45 х 0,3 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание округлое, вогнутое

18 Частично обломана выступающая часть, кончик плечика Обсидиан 1,9 1,3 х 0,35 0,5 х 0,3 Ретушь и шлифовка (100 %) Основание плоское, вогнутое

19 Обломано плечико и край головки Обсидиан 2,85 1,5 х 0,6 0,6 х 0,45 Ретушь (100 %) Заготовка; основание острое, вогнутое; все края острые

20 Обломано плечико Обсидиан с включениями серого цвета 3,0 1,3 х 0,5 0,7 х 0,53 Ретушь и шлифовка (80 %) Основание округлое, вогнутое

21 Частично обломаны кончики плечиков и выступающая часть Обсидиан 1,5 1,1 х 0,35 0,55 х 0,3 Ретушь и шлифовка (90 %) Основание затуплено, вогнутое; место излома выступающей части пришлифовано

22 Частично обломаны выступающая часть и плечико Обсидиан 1,5 1,4 х 0,4 0,6 х 0,4 Шлифовка (100 %) Основание округлое, вогнутое

23 Частично обломаны выступающая часть, кончики плечиков Обсидиан 1,76 1,2 х 0,4 0,8 х 0,4 Ретушь (100 %) Основание вогнутое, острое

24 Целая Обсидиан 2,5 1,7 х 0,45 0,7 х 0,5 Ретушь и шлифовка (60 %) Основание округлое, вогнутое(волнистое)

Рис. 6. Лабретки, тип I (1-4 — с вогнутым основанием; 5-12 — подтип с прямым основанием; 13-15 — подтип с выпуклым основанием; 16-17 — обломки выступающих частей)

Описание к рисунку 6

№ Сохранность Материал Длина, см Размер базы (max ширина и толщина), см Размер выступающей части (max ширина и толщина), см Техника обработки Примечание

1 Целая Обсидиан 4,0/3,85 3,05 х 0,8 1,5 х 0,7 Ретушь и шлифовка (90 %) Выступающая часть клиновидная; основание плоское, немного вогнутое

2 Целая Обсидиан с включениями 0 до 0,25 3,3 2,5 х 0,5 1,2 х 0,5 Ретушь (90 %) и шлифовка Основание затуплено, вогнутое

3 Целая Кремнистый сланец темно-серого цвета 1,9/1,8 2,5 х 0,6 0,75 х 0,55 Ретушь и шлифовка (80 %) На выступающей части выделен заостренный конец.

4 Целая Обсидиан асфальтовый 1,95 1,3 х 0,4 0,95 х 0,5 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание затуплено, вогнутое; затуплены все края.

5 Целая Обсидиан асфальтовый б,9 1,3 х 0.45 0,9 х 0,7 Ретушь (100 %) Основание острое, прямое. Заготовка (?)

б Целая Обсидиан 3,3 2,4 х 0,7 0,9 х 0,6 Ретушь и шлифовка (70 %) Основание округлое, прямое, все края затуплены шлифовкой

7 Обломан конец плечика Аргиллит 3,б 1,3 х 0,4 0,7 х 0,5 Ретушь и шлифовка (95 %) Основание затуплено, прямое

S Целая Обсидиан 3,2 1,4 х 0,4 0,6 х 0,35 Ретушь и шлифовка (65 %) Основание затуплено, прямое; затуплены все края.

9 Частично обломана выступающая часть Обсидиан 2,0 1,3 х 0,4 0,7 х 0,4 Ретушь (80 %) и шлифовка Основание затуплено, прямое

№ Сохранность Материал Длина, см Размер базы (max ширина и толщина), см Размер выступающей части (max ширина и толщина), см Техника обработки Примечание

10 Целая, Алевролит 2,8 0,9 х 0,03 0,5 х 0,3 Шлифовка Основание округлое, прямое; вся поверхность эродирована

11 Частично обломана выступающая часть и плечико Окремненная порода темно-серого цвета 2,8 1,0 х 0,35 0,5 х 0,35 Шлифовка (100 %) Основание округлое, прямое

12 Обломаны концы плечиков Обсидиан 2,52 1,1 х 0,3 0,6 х 0,3 Ретушь и шлифовка (90 %) Основание затуплено, прямое

13 Обломаны и пришлифованы концы плечиков и шпильки Обсидиан 2,85 1,2 х 0,45 0,7 х 0,35 Ретушь и шлифовка (70 %) Основание округлое, выгнутое

14 Частично обломана выступающая часть Окремненная порода темно-серого цвета 2,0 1,2 х 0,3 0,85 х 0,35 Ретушь (90 %) Основание затуплено, выгнутое; затуплены все края.

15 Частично обломана выступающая часть Обсидиан асфальтовый 2,25 1,7 х 0,7 0,9 х 0,6 Ретушь (100 %) Основание острое, волнистое; все края острые (заготовка?) вся поверхность покрыта серым налетом

16 Обломана база Обсидиан 2,53 - 0,6 х 0,35 Шлифовка (100 %)

17 Обломана база Алевролит 2,5 - 0,7 х 0,35 Шлифовка (100 %)

Условная «ось симметрии» или соотношение «база — выступающая часть» может быть смещена (рис.7.1), отклоняться под углом (рис. 7.2), высту-

пающая часть может быть изогнутой (рис. 7.3). Такое смещение возможно не только в анфас, но и в профиль.

Рис. 7. Варианты соотношения выступающей части и плечиков

Преобладающим материалом для этого типа является обсидиан — 30 шт. (73 %). Незначительное количество занимает аргиллит — 4 шт. (9,8 %), халцедон — 2 шт. (4,9 %), алевролит — 2 шт. (4,9 %), окремненная порода темно-серого цвета — 2 шт. (4,9 %), кремнистый сланец — 1 шт. (2,5 %).

Тип II — также «Т-образные», но «плоские» в профиль, потому что ширина выступающей части значительно больше толщины. Выступающая часть немного расширяется или имеет параллельные стороны, уплощенно-овальная в сечении, конец прямоугольный в плане; основания чаще прямые (см. рис. 8, 9).

Рис. 8. Лабретки. Тип II

Описание к рисунку 8

№ Сохранность Материал Длина, см Размер базы (max ширина и толщина), см Размер выступающей части (max ширина и толщина), см Техника обработки Примечание (размеры в см)

1 Целая Окремненная порода черного цвета с желтовато -серыми включениями 4,4 1,55 х 0,45 0,95 х 0,45 Шлифовка

2 Целая Окремненная порода серовато-коричневая с черными включениями 3,1 1,7 х 0,5 1,4 х 0,45 Шлифовка Углубление для губы (шейка) опоясывающее - 0,1 см, шириной - 0,7 см

3 Целая Окремненная порода светло-серого цвета с серыми включениями, 2,95 1,8 х 0,45 1,1 х 0,3 Шлифовка Заметны грани шлифовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Целая Светло-серый кварц, полупрозрачный 2,45 1,7 х 0,4 1,2 х 0,3 Шлифовка Негатив скола на базе

5 Частично обломана выступающая часть Окремненная порода светло-серого цвета с серыми включениями 1,9 1,7 х 0,4 0,8 х 0,4 Шлифовка Углубление для губы (шейка) опоясывающее - глубиной 0,05 см, шириной - 0,3 см

б Целая Окремненная порода светло-серого цвета с черными включениями 1,2 1,1 х 0,3 0,8 х 0,35 Шлифовка Слабо намечена шейка на одной, плоской, плоскости, противоположная - выпуклая

l Частично обломана выступающая часть и плечико Сланцевая порода серовато-коричневого цвета. На изломе - темнее, хорошо заметна слоистость в плоскости лабретки. 2,15 1,6 х 0,3 1,0 х 0,25 Шлифовка Вся поверхность корродированна (шероховатая)

ширина и.к'ч и ков

Рис. 9. Части лабреток. Тип II («плоские»)

По материалу лабретки распределяются следующим образом: окремненная порода — 5 шт., сланцевая порода — 1 шт., кварц — 1 шт. Все изделия тщательно шлифованные, следов (негативов) сколов или ретуши ни на одном изделии не отмечено, также, как у лабреток типа III.

Тип III массивные, все имеют индивидуальные отличия в деталях (рис. 10).

Уникальность каждой лабретке придает объемная оригинальная головка — выступающая часть, имеющая устойчиво «короткую» и утолщенную форму и ее широкая внешняя поверхность. В данной коллекции у 4 из 9 изделий на внешней поверх-

ности есть дополнительные декоративные детали — выступы, орнамент и гнездо для «ювелир-ной»вставки.

Шейка выделяется не у всех изделий а если она намечена, то заметен и желобок для губы. В этом случае остается неясным, примыкал желобок к нижней части губы или наоборот, лабретка носилась желобком вниз (рис. 11).

Все основания — вогнутые, широкие, плоские. Вторая длина измерялась от центра вогнутой части базы, что показывает ее глубину. Схема измерений основных размеров такая же, как у лабреток I типа.

Рис. 10. Лабретки. Тип III

Описание к рисунку 10

№ Сохранность Материал Длина, см Размер базы (max ширина и толщина), см Размер выступающей части (max ширина и толщина), см Техника обработки Примечание (размеры в см)

1 Целая Окремненный туф коричневого цвета 3,б / 2,85 5,9 х 1,4 4,3 х 1,6 Шлифовка средняя По бокам и с одной стороны (вогнутой) шейка глубиной 0,1 см, шириной 0,65 см; на выступающей части -выступ в форме клина с продольным основанием 1,5 х 0,7, высотой 1,1 см.

2 Целая Окремненный песчаник коричневого цвета 2,б/1,9 5,05 х 1,05 3,9 х 1,15 Шлифовка тонкая Выступ 0,5 х 0,3, высотой 0,55, с 2-мя поперечными насечками. Шейка выделена по бокам.

3 Целая Яшмоид светлосерого цвета с темными включениями 1,б/1,3 4,3 х 1,2 3,2 х 1,3 Шлифовка тонкая Концы плечиков выделены; на поверхности выступающей части 3 поперечных желобка шириной 0,3, глубиной 0,09; на выступах между ними нанесены насечки. По бокам и с одной стороны (вогнутой) шейка глубиной 0,05 см, шириной 0,35 см;

4 Целая Окремненный песчаник серовато- коричневого цвета 1,8/1,4 4,3 х 1,0 2,8 х 1,75 Шлифовка Выделена шейка с одной стороны и по бокам глубиной 0,1, шириной 0,5

5 Целая Аргиллит коричневого цвета 1,9 / 1,45 4,55 х 1,1 3,2 х 0,9 Шлифовка Выступ прямоугольный высотой 0,1 см

б Обломано плечико Окремненный песчаник серовато- коричневого цвета 1,8 / 1,45 3,6 х 1,15 3,1 х 1,2 Шлифовка По бокам и с одной стороны шейка глубиной 0,1 см, шириной 0,6 см; в центре выступающей части коническое углубление 0 0,5, глубиной 0,5 см

7 Целая Алевролит 1,55 / 1,3 3,35 х 1,1 2,0 х 1,0 Шлифовка тонкая Поверхность выступающей части слегка вогнута и пришлифована

S Целая Окремненный туф красновато-коричневого цвета, темно-серый внутри 2,3 / 2,1 3,2 х 1,0 1,8 х 1,3 Шлифовка грубая и средняя (загубная часть) Поверхность выступающей части грубо зашлифована

9 Концы плечиков обломаны Окремненный песчаник коричневато-серого цвета 2,4 / 2,1 3,95 х 0,85 3,7 х 1,1 Шлифовка тонкая Поверхность выступающей части плоская

I мн III

анфас

профиль

Рис. 11. Части лабреток. Тип III

Для этого типа характерен следующий материал: окремненный песчаник — 4 шт., аргиллит — 1 шт., окремненный туф — 2 шт., яшмоид — 1 шт., алевролит — 1 шт.

Из описания материала в целом для всех украшений видно, что обсидиан характерен только для лабреток I типа.

По способу крепления шпильки (тип I), предположительно, носились «свободно», что объясняется длиной выступающей части, а лабретки типа III, видимо, прилегали к лицу гораздо плотнее.

Все известные мне лабретки в других камчатских музейных и частных коллекциях и выставлен-

ные на разных сайтах, укладываются в выделенные три основных типа.

Яркая, или, наоборот, скрытая индивидуальность и уникальность каждой лабретки не позволяет создать единую, универсальную типологию. Любая схема будет по-своему несовершенна. Но какие-то общие черты формы и пропорций этих оригинальных украшений, надеюсь, мне удалось выявить и предлагаемая упрощенная типология описанных лабреток юго-восточной Камчатки будет востребована другими исследователями.

Библиографический список

1. Васильевский Р. С. Лабретки в культурах северотихоокеанского региона. Археология, этнография и антропология Евразии № 2, 2002. — С. 71-78.

2. Диков Н. Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. — М.: Наука, 1977. — 392 с.

3. Диков Н. Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. — М., 1979. — 352 с.

4. Дикова Т. М. Лабретки Южной Камчатки. // Новейшие данные по археологии Севера Дальнего Востока (материалы Северо-Восточно-Азиатской комплексной археологической экспедиции). — Магадан, 1980. — С. 56-63.

5. Дикова Т. М. Археология южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов. — М., 1983. — 232 с.

6. Классификация в археологии. СПб.: ИИМК РАН, 2013 — 251 с.

7. Малюкович В. Н. Исследование неолитической стоянки. // Новейшие данные по археологии Севера Дальнего Востока (материалы Северо-Восточно-Азиатской комплексной археологической экспедиции). — Магадан, 1980. — С. 42-50.

8. Пономаренко А. К. Новые стоянки неолита Камчатки // Экономические и исторические исследования на Северо-востоке СССР. Труды СВКНИИ, вып. 67. — Магадан, 1976. — С. 183-193.

9. Пономаренко А. К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки. — М.: Наука, 1985. — 216 с.

10. Пономаренко А. К. Тарьинская культура неолита Камчатки. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. — 254 с.

11. Cybulski, J.S. Chapter XI: Labrets and Teeth on the Northwest Coast. // In The Crescent Beach Site and the Place of the Locarno Beach Phase, ed. R.G. Mat-son, 22 p. Available at http://hdl.handle.net/ 2429/39218.

12. Keddie, Grant. 1981. The Use and Distribution of Labrets on the North Pacific Rim. Syesis 14: 59-80.

13. Keddie, Grant. Symbolism and context: the world history of the labret and cultural diffusion on the pacific rim // Paper presented at the Circum-Pacific Prehistory Conference Session VIII Prehistoric TransPacific contacts. — Seattle Washington, U.S.A. — August 1-6, 1989.

14. Keddie, Grant. Labrets in the collection of the Royal B. C. Museum. — 2007.

15. La Salle, Marina J. Beyond lip service: An analysis of labrets and their social context on the Pacific Northwest coast of British Columbia. — BA, Simon Fraser University, 2006. — 197 p.

16. La Salle, Marina J. Labrets and Their Social Context in Coastal British Columbia // BC Studies, no. 180, Winter 2013/14/ — p. 123-153.

17. Nakayama E.J. Excavation at Ust'-Kamchatsk, Western Coast of Kamchatka // The Journal of the Anthropological Society of Tokyo, 48-2, 1933. — pp. 63-72 (на яп. языке).

18. Nakayama E.J. Artifacts of Stone Age from the Western Coast of Kamchatka // The Journal of the Anthropological Society of Tokyo, 49-10, 1934. — pp. 1-14 (на яп. языке).

19. Rorabaugh, Adam N. & Shantry, Kate A. From La-brets to Cranial Modification: Credibility Enhancing Displays and the Changing Expression of Coast Salish Resource Commitments // The Journal of Island and Coastal Archaeology. — p. 1-18, 2016.

20. Schnell I. Prehistoric finds from the Island World of the Far East, now preserved in the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm. — 1932. — pp. 15-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.