Научная статья на тему 'К вопросу о типах активного словообразования в современном английском языке'

К вопросу о типах активного словообразования в современном английском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / ПРОДУКТИВНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СТИЛЬ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ МНОЖИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салиева Сурайё Мансуржоновна

В статье рассматриваются два типа активного словообразования: словослияние и аббревиация. Анализу подвергаются семантические и формальные факторы широкого распространения словообразовательных типов в английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о типах активного словообразования в современном английском языке»

утверждается, как язык, на котором пишется все больше и больше текстов, в том же XVI веке ,благодаря книгопечатанию и реформаторской деятельности дьякона Кореси.

В следующем веке румынский литературный язык продолжит свое развитие. Можно сказать, что уже в 1643 году румынский язык переживает следующий этап - этап "отбора" с выходом в свет " Казаний" Дософтея. Можно предположить, что этап "нормализации" будет представлен и в работах многих известных летописцев 17 века - Николая и Мирона Костин, Иона Никульчи и другими.

Однако хотелось бы отметить, что именно XVI век является поворотным в процессе формирования румынского литературного языка.

Список литературы

1. Репина Т.А. История румынского языка С.-Петербург, 2002.

2. Репина Т.А. Теоретическая грамматика румынского языка. С-Петербург, 2003.

3. Capidan T., Limba si cultura, Bucuresti, 1943.

4. Carageani I. Studii istorice asupra românilor din Peninsula Balcanica. Bucuresti, 1929.

5. Dic^ionarul ortografic, ortoepic §i morphologic al limbii române. Bucuresti, 1982.

6. Саzacu В. Pagini de limba §i literatura romîna veche. Bucuresti, 1964.

7. Cazacu B. Studii de dialectologie româna, Bucuresti, 1966.

8. Chalcocondil I. Expuneri istorice. Пер. на рум. Vasile Grecu. Bucuresti, 1958.

9. Cvasnîi - Cätänescu M. Limba romîna - Origini §i dezvoltare. Bucuresti, 1996.

10. Densuseanu O. Istoria limbii române, I, Originile, Bucuresti, 1961.

11. Grosu M. Texte de literatura veche Româneasca. Bucuresti, 1957.

12. Haçdeu T. Carole poprane ale românilor în secolulu al XVI-lea cu literature poporana cea nescrisa. Bucuresti, 1984.

13. Mihailä G. Cultura §i literatura româna veche în context European: studii §i texte. Bucuresti, 1979.

14. Manoliu Manea M. Sistematica substitutelor din româna contemporana standart. Bucuresti, 1968.

15. Mazilu D.H. Varlaam §i Ioasaf: Istoria unei câr^i. Bucuresti, 1981.

16. Rosetti A. Istoria limbii române. Bucuresti, 1974.

17. Papahagi T. Din epoca de forma^iune a limbii române, Probleme fonetice §i morfologice. Bucuresti, 1985.

18. Simedrea T. „Pripealele" lui Filofei monahul. Romanoslavica. Bucuresti, 1970.

К ВОПРОСУ О ТИПАХ АКТИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Салиева С.М.

Салиева Сурайё Мансуржоновна — старший преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются два типа активного словообразования: словослияние и аббревиация. Анализу подвергаются семантические и формальные факторы широкого распространения словообразовательных типов в английском языке. Ключевые слова: слово, продуктивность, модель, стиль, семантический множитель.

Со второй половины ХХ века многие языки мира значительно расширили свои словарные составы. В среднем ежегодно словарь современного английского языка увеличивается на 15-20 тысяч лексических единиц. Известно, что английский язык является языком-донором для других языков в процессе бурного расширения вокабуляра. Сам же язык-донор в основном прибегает к словообразовательным и семантическим ресурсам, заложенным в нем самом. В описаниях словообразовательной системы современного английского языка модели словообразования выделены и всесторонне описаны как в отечественной, так и в зарубежной лингвистической литературе. Однако развитие языка во второй половине ХХ века вносит некоторые поправки в наши привычные представления о том, как и по каким моделям создаются новые лексические единицы. Наряду с традиционно выделяемыми типами словообразования (суффиксация, словосложение, усечение и конверсия) все большее распространение получают слова, образованные с помощью аббревиации, слияния морфем, их частей и различные смешанные типы лексических единиц. Помимо того, что увеличивается количество слов, образованных по относительно новым моделям, происходит и своего

рода перераспределение значимости различных словообразовательных типов в системе. Если в первой половине ХХ века слова-слитки исчислялись единицами, и поэтому сам способ словослияния являлся экзотическим и направленным на создание стилистического эффекта, то к концу века количество слов, образованных слиянием, настолько возросло, что они стали привычными и не воспринимаются как остроумный и забавный способ выразить свои мысли [1, с. 17]. Новые словообразовательные модели по разным причинам оказываются более активными, а, следовательно, и более продуктивными в формировании определенных стилистических пластов и регистров современного английского языка. Наиболее активно развивающимися стилями и регистрами речи являются, прежде всего, научный стиль, стиль рекламы и публицистический стиль.

В начале XXI века вполне понятны внеязыковые причины бурного развития этих стилей и регистров. Также понятны и требования к новым языковым единицам: краткость в передаче информации, сжатость самой информации, удобное произношение, а также способность участвовать в словоизменительных парадигматических отношениях и построении речевых произведений. Наиболее удовлетворяют этим требованиям лексические единицы, образованные словослиянием и аббревиацией.

Словослияние - это процесс соединения двух и более слов без учета их морфологической структуры и основанный большей частью на созвучии или благозвучии соединяемых частей.

Аббревиация - это процесс образования слов путем соединения сокращенных начальных элементов (букв, слогов или морфем) словосочетания.

Словослияние рассматривается многими лингвистами как редкий тип словообразования, объединяющий словосложение и сокращение [2, с. 206]. Словосложение и сокращение до нескольких букв позволяет получать слова, отвечающие двум требованиям языка к номинации: цельнооформленности и компактности языковых средств (основной характеристике сокращенного слова).

Следует отметить, что данный тип словообразования не является таким уж редким в современном английском языке, хотя и сохраняет некоторую необычность и непредсказуемость, что способствует использованию слов-слитков в целях привлечения внимания и создания экспрессии речевого произведения. Большое распространение они приобрели в технике, в медицине и некоторых других областях науки, где важна компактная передача информации. Семантика слов-слитков складывается из семантики обоих компонентов, то есть смысловая структура слова отражает структуру логико-смысловых отношений, которые существуют между соединяемыми понятиями.

В словарных дефинициях слов-слитков повторяются семантические множители, прямо указывающие на сложный характер нового понятия. Однако семантические отношения между частями вновь образованного слова не ограничиваются лишь значением «смесь», «комбинация» чего-либо. Существуют и слова-слитки, в которых один компонент является определением другого, при этом определяемый компонент расположен обычно в постпозиции к определяющему.

Такое расположение определяемого и атрибута вполне соответствует законам современного английского языка.

Список литературы

1. Marchand H. The Categories and Types of Present Day English Word Formation // Readings in Modern

English Lexicology. M.: MCU, 1973. 141 p.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 605 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.