Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ДИФФАМАЦИЯ / СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ / ПОДРЫВ АВТОРИТЕТА / ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ЧЕСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяченко Наталья Николаевна

На основе системного анализа научной и справочной литературы, ведомственных нормативных актов предлагается определение понятия дискредитации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях как явления, препятствующего выполнению органами внутренних дел своих функций в сфере борьбы с преступностью, и в том числе выявления и раскрытия преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE TERMINOLOGY IN THE SPHERE OF PROTECTING POLICE OFFICERS FROM DISCREDITING

Based on systematic analysis of scientific and referral literature, departmental normative acts, a definition of the notion ‘discrediting police officers’ in the contemporary conditions as a phenomenon impeding the carrying out law enforcement functions in the sphere of combating crime, including detecting and clearing up crimes, is suggested.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ»

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ДЬЯЧЕНКО,

кандидат юридических наук, оперуполномоченный по особо важным делам Управления стратегического развития в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции ГУСБ МВД России

К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ

На основе системного анализа научной и справочной литературы, ведомственных нормативных актов предлагается определение понятия дискредитации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях как явления, препятствующего выполнению органами внутренних дел своих функций в сфере борьбы с преступностью, и в том числе выявления и раскрытия преступлений.

Ключевые слова: дискредитация, компрометирование, диффамация, органы внутренних дел, собственная безопасность, заведомо ложные сведения, подрыв авторитета, честь, достоинство и деловая репутация.

N.N. Dyachenko, PhD (Law), Operative Officer for Special Affairs Russia MI Agency of Strategic Development in the Sphere of Internal Security and Counteracting Corruption; e-mail: pilokarpos@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-65-75.

To the question of the terminology in the sphere of protecting police officers from discrediting.

Based on systematic analysis of scientific and referral literature, departmental normative acts, a definition of the notion 'discrediting police officers' in the contemporary conditions as a phenomenon impeding the carrying out law enforcement functions in the sphere of combating crime, including detecting and clearing up crimes, is suggested.

Key words: discrediting, compromising, defamation, law enforcement units, internal security, deliberately false information, undermining reputation, honour, dignity and professional reputation.

Положение о Главном управлении собственной безопасности МВД России1 в качестве одной из основных задач закрепляет организационно-методическое обеспечение деятельности ПСБ территориальных органов МВД России и координацию их деятельности по защите территориальных органов от дискредитации (подп. 10.9), а среди основных функций и полномочий ГУСБ МВД России называет анализ и координацию деятельности структурных подразделений территориального органа МВД России, подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне, а также подразделений и организаций, созданных для реализации задач и обеспечения деятельности территориального органа, по защите их должностных лиц от дискредитации (подп. 16.37).

Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Концепция)2 прямого указания на защиту от дискредитации не содержит, однако закрепляет в качестве одного из основных направлений деятельности по обеспечению собственной безопасности в области защиты чести и достоинства сотрудников и граж-

данских служащих системы МВД России на ведомственном уровне проверку материалов, опубликованных в средствах массовой информации и распространенных в сети Интернет, дискредитирующих систему МВД России и ее сотрудников.

Одновременно к внешним угрозам собственной безопасности системы МВД России Концепция относит деятельность организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленную на компрометирование органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, их сотрудников, гражданских служащих и работников, а также лиц, оказывающих содействие органам внутреннихдел (подп. 9.1).

Таким образом, Концепцией и иными документами, закрепляющими основы деятельности в сфере обеспечения собственной безопасности, вводятся в служебный оборот термины «дискредитация» и «компрометирование». Однако при этом указанные понятия ни в Концепции, ни в иных источниках не раскрыты, их сущность не

X н

и

х <

<

X X

X а Ы

О

со

<

а С и О X

да <

$

и и и э о а X

О X со

О <

О

1-, ^

и О X со

О <

О и

определена, что является не только несомненным пробелом нормативного регулирования, но и затрудняет их практическое понимание и использование. Формулирование четкого понятия дискредитации является принципиально важным, поскольку от того, насколько юридически грамотно оно будет выстроено, насколько полно охватит основные черты изучаемого антисоциального явления, напрямую зависит результативность противодействия ему со стороны правоохранительной системы.

Для любой отрасли знания принципиально важным является терминологический инструментарий, включающий в себя слова и их сочетания, которым оперирует данная наука с целью точного определения специальных, только ей присущих, понятий. «Terminus» (лат.) означает «предел, граница», что указывает на роль терминологии в разграничении смежных отраслей знания. Согласно философскому словарю термин - это имя с оттенком специального научного его значения, уточняемого в контексте какой-либо теории или знания3.

На принципиальное значение терминологии указывают многие ученые и практики. Так, Э.А. Васильев акцентирует внимание на большом теоретическом и прикладном значении четкого разграничения различных терминов и понятий, обозначающих явление или определенный вид деятельности, поскольку разночтение в определении важного понятия является причиной дезориентации, не способно обеспечить единого научно обоснованного подхода исследователей при определении элементов рассматриваемого понятия4.

По этому поводу также Л.М. Васильев пишет: «В юриспруденции, как и в любой науке, задача определения (дефиниции) как логической операции над понятиями заключается в том, чтобы раскрыть содержание этих понятий путем указания на основные, существенные признаки изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений»5.

Иными словами, аксиомой является то, что каждому объекту (отношению, предмету) должно соответствовать собственное, только ему присущее, определение и, следовательно, единственное понятие. Определение как логический прием позволяет, во-первых, сформулировать критерии отличия исследуемого объекта от всех иных и, во-вторых, либо сформулировать вновь вводимое выражение, либо уточнить значение уже имеющегося.

С целью определения понятия дискредитации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях как явления, препятствующего выполнению органами внутренних дел своих

функций в сфере борьбы с преступностью, и в том числе выявления и раскрытия преступлений, необходимо рассмотреть этимологию термина «дискредитация».

Термин «дискредитация» широко используется известными общественными деятелями, политиками, сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов, он звучит в выступлениях высших должностных лиц государства. О возможных последствиях дискредитации институтов исполнительной власти, среди которых органы внутренних дел являются одним из самых мощных инструментов обеспечения стабильности общества и внутренней безопасности государства, предупреждал Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин: «...Нельзя дискредитировать институты, которые тебе же нужны, потому что завтра эти дискредитированные институты перестанут работать, а послезавтра ты окажешься в среде, лишенной всяческой институциональности, и будешь растерзан возмущенными толпами, которые породило твое желание подрывать доверие к тому, что тебе не нравится, - к тому или иному институту, государству в целом и так далее...»6.

Системный анализ научной литературы показывает, что рассматриваемый термин существует во многих языках мира, например, во французском «discréditer» означает «подрывать доверие», в латинском «discredo» можно перевести как «не верю». Происхождение слова «дискредитация» различные справочные издания связывают с французским «discret» или немецким «diskret», а также латинским «discretus», что означает «раздельный»7.

Обращение к словарям позволяет увидеть, что понятие «дискредитация» определяется широким кругом источников. Так, толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет его как «умаление, утрату значения, авторитета». Аналогично толковые словари под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой раскрывают слово «дискредитировать» как «подрывать доверие к кому-, чему-нибудь, умалять чей-нибудь авторитет». Данной позиции придерживаются и авторы юридического словаря8.

Современный словарь иностранных слов понимает дискредитацию как «лишение доверия к кому-, чему-нибудь, подрыв, умаление авторитета»; словарь русского языка - как «ущерб, нанесение урона чести, подрыв репутации»9.

Большой академический словарь предлагает целый спектр понятий, в том числе - «дискредитация, т.е. подрыв авторитета, умаление значения кого-, чего-либо; дискредитирование, дискредитировать - подрывать доверие к кому-, чему-

либо, умалять чей-либо авторитет, достоинство, значение»10.

Таким образом, большинство справочных энциклопедических изданий сходятся на том, что дискредитация являет собой подрыв доверия и умаление авторитета; наравне с ними при характеристике предмета наносимого ущерба используются категории чести, достоинства и репутации, которые находят отражение и в юридической терминологии при конструировании отдельных составов правонарушений, имеющих непосредственную связь с дискредитацией.

Определение дискредитации в экономике происходит через добавление оттенка умысла, что указывает на придание деянию большей степени общественной опасности.

Так, Современный экономический словарь и Большой экономический словарь определяют дискредитацию как «умышленные действия, направленные на лишение экономического субъекта доверия к нему, на подрыв его доверия, имиджа»11. Статья 249 Уголовного кодекса Республики Беларусь озаглавлена как «Дискредитация деловой репутации конкурента», под которой понимается распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента12.

Согласно Юридическому энциклопедическому словарю дискредитирование власти представляет собой посягательство на нормальную деятельность и авторитет органов власти, государственных и общественных учреждений и организаций13.

Схожее с рассматриваемым термином значение имеет термин «компрометация» (от франц. «compromettre»), который означает «подрыв репутации, опорочение». Соответственно «компрометировать» согласно словарю Д.Н. Ушакова означает «вредить кому-нибудь, набрасывать тень на чье-нибудь доброе имя, чью-нибудь репутацию». В словаре иностранных слов «компрометировать» определяется как «вредить кому-либо в чьем-либо мнении; подрывать чью-либо репутацию, доброе имя, порочить»14. Словарь синонимов русского языка перечисляет в числе синонимов слова «дискредитировать» «компрометировать, опозорить и позорить, опорачивать, портить репутацию, пятнать имя и проч.»15.

Если обратиться к историческому контексту, то можно видеть, что уголовному законодательству дореволюционной России было известно такое понятие, как «диффамация», т.е. распро-

странение в печати порочащих сведений о физическом либо юридическом лице. Сам по себе термин «диффамация» имеет латинское происхождение - «diffamatio», от «fama» - «репутация». От него образовалось английское слово «defame», что в переводе означает «порочить». Согласно ст. 1039 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных «диффамация» есть «оглашение в печати о частном или должностном лице или обществе или установление такого обстоятельства, которое могло повредить их чести, достоинству или доброму имени»16. При этом для привлечения к ответственности не имело значения, соответствовали ли разглашенные сведения действительности (достоверная диффамация) или же являлись ложными (недостоверная диффамация).

На Западе диффамация исторически рассматривалась либо как преступление против законодательства о печати (французская система), либо как частный случай клеветы (германская система). Сегодня термин «диффамация» по-прежнему сохраняется в большинстве стран ро-мано-германского и англо-американского права. Этим термином фактически обозначается лишь «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, т.е. клевета»17.

Интерес представляет подход законодателя к определению самих распространенных сведений. Если в гражданском праве используются такие термины, как «порочащие честь, достоинство и деловую репутацию» (ст. 152 ГК РФ), «не соответствующие действительности порочащие сведения», «недостоверные порочащие сведения» (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»), «не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство сведения» (ст. 43 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»)18, то позиция уголовного права более жесткая. Так, в ст. 128.1 УК РФ говорится о «заведомо ложных сведениях, порочащих честь и достоинство», рассмотренной выше ст. 249 УК РБ устанавливается ответственность за распространение «заведомо ложных сведений», в ст. 306 УК РФ речь идет о «заведомой ложности доноса».

Из проведенного анализа можно видеть, что ложность или заведомая ложность указывает на более высокую степень общественной опасности деяния, тем самым отграничивая преступные посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию от непреступных.

S H

и

s <

< X

s s s a

О

СО

<

a С и О X

да <

$

и и и э о a X

О X со

О <

О

I-, ^

и О X со

О <

О и

s ь и S

5

X S

S а Ы

о

СО

<

а С ш

0 X л

1

и и ш

э

О а

с:

о х

PQ

О <

о

ш о

X

PQ

о <

о

U,

С учетом изложенного дискредитацию сотрудников ОВД следует определять как способ противодействия преступных формирований и отдельных лиц, преступивших закон, деятельности правоохранительных органов по выявлению и привлечению их к ответственности путем публичного распространения в отношении них ложных порочащих сведений, а также совершения иных действий, направленных на подрыв доверия и умаление авторитета сотрудников ОВД как представителей власти в глазах третьих лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частично предложенное определение воспроизводит положения Концепции собственной безопасности об угрозе компрометирования, однако при этом расширяет круг лиц, компрометирование со стороны которых несет угрозу собственной безопасности, добавляя к участникам организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и иных лиц, преступивших закон.

Подобное определение важно для отграничения широкого круга лиц, деятельность которых, хотя и отвечает признакам дискредитации, однако представляет гораздо меньшую общественную опасность, так как не имеет под собой цели маскировки совершенных или планируемых преступлений (журналистов и блогеров, размещающих «громкую», порочащую сотрудников ОВД, информацию для привлечения к себе внимания и создания себе определенной репутации, самих сотрудников ОВД, недовольных деятельностью руководства, а также их родственников и др.).

1 Утверждено приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 679.

2 Утверждена приказом МВД России от 2 января 2013 г.

№ 1.

3 Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 681.

4 Васильев Э.А. Теория и практика борьбы с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов: Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2013. С. 95.

5 Васильев Л.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М., 1976. С. 86.

6 Выступление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина, посвященное Дню российского парламентаризма. 333 заседание Совета Федерации 27 апреля 2013 г. URL: Council.gov.ru/media/ files/41d45ee91cfde7922ffa.pdf

7 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН; Институт русского языка им.

B.В. Виноградова / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2011. С. 200.

8 Ушаков Д.Н. Толковый словарь. С. 1935-1940; Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Юридический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. - М.: Институт новой экономики, 2014. С. 134.

9 Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1988. С. 168.

10 Большой академический словарь русского языка. - М.; СПб.: Наука; РАН; Институт лингвистических исследований, 2006. Т. 5. С. 117.

11 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2011.

C. 108; Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2010. С. 185.

12 URL: http://law.bymedia. net/index. php?option=com_ content&task= view&id= 172 &I temid=104

13 Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 107.

14 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч.; Ушакова. Д.Н. Словарь терминов. Толковый словарь; Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1988. С. 242.

15 Словарь синонимов русского языка: Практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Рус. яз. - Медиа; Дрофа, 2010. С. 105, 348.

16 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1886 г. с дополнениями по 1 декабря 1881 г. - СПб., 1882. С. 513.

17 URL: http://www.allpravo.ru/library/doc101p/instrum 3668/item4716.html

18 Подобную позицию, в частности, занимают и разработчики приказа МВД России от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.