Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕРАПИИ ДЕПРЕССИЙ: ТРАНСКРАНИАЛЬНАЯ МАГНИТНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ТЕРАПИИ ДЕПРЕССИЙ: ТРАНСКРАНИАЛЬНАЯ МАГНИТНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕРАПИИ ДЕПРЕССИЙ: ТРАНСКРАНИАЛЬНАЯ МАГНИТНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Неврология, нейрохирургия и вопросы расстройств поведения

Результаты показали, что у опытных групп крыс на момент 4 недели (произошла замена глюкозы на воду) существенно увеличился уровень тревожности. Повысилось время нахождения в темных рукавах «Приподнятого-крестообразного лабиринта», увеличилось и время нахождения в темной камере в тесте «Темно-светлая камера» и значительно снизилась локомоторная активность в тесте «Открытое поле» по сравнению с их величинами у животных контрольных групп. Количество стоек, заглядываний в норки в «Открытом поле» значительно уменьшилось, такую же картину можно было заметить и в «Приподнятом крестообразном лабиринте», в котором количество свешиваний также снизилось или отсутствовало вовсе, что указывает на уменьшение исследовательской активности у опытных групп крыс.

Таким образом, под воздействием отмены глюкозы в пищевом рационе крыс на 4 неделе существенно повышается уровень тревожности, с одновременным проявлением реакций снижения исследовательской активности.

ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВА ЮМОРА У ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Завадская Ю., Самигулина И.Р.

Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия Научный руководитель: Орлов Г.В., канд. мед. наук

Введение. Издавна известно, что юмор - это неотъемлемая часть культуры, отражающая особенности мироощущения, занимающая значительное место в духовной жизни индивида социальных общностей любого уровня.

У человека юмор закладывается с рождения, и начинает проявляться и развиваться с раннего детства под влиянием среды, окружающей его. Чувство юмора считается компонентом здоровья и психологического благополучия. Способность шутить и воспринимать юмор как правило страдает при наличии различных психических заболеваний.

В нынешнее время многие клиницисты придерживаются мнения о наличии определенной специфики чувства юмора при заболеваниях на психическом уровне. Механизмы его нарушения при различных видах психопатологии до сих пор находится на начальном этапе изучения. Именно это позволяет говорить об актуальности данной темы для дальнейшего исследования.

Цель исследования: изучение показателей юмора в качестве инструмента клинической диагностики.

В качестве инструментов в работе были использованы тесты-опросники:

Опросник Р. Мартина для оценки адаптивных и дезадаптивных стилей юмора, который был переведен и апробирован на российской выборке.

Опросник, предложенный для тестирования известными учеными-психологами Гансом Айзенком и Гленном Вильсоном, с изучением реакции человека на различные виды шуток.

Цветовой тест Люшера - тест, используемый для диагностики внутреннего состояния человека, его психофизиологии и коммуникативных способностей.

Вывод: данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что у пациентов с шизофренией изменяется и нарушается понимание юмора, у больных депрессией и тревожными расстройствами снижается способность смеяться и получать удовольствие от юмора, характер психопатологии определяет симпатию и антипатия к различным приемам комизма и его тем. Следующим этапом необходимо создать диагностические методики, основанные на использовании юмора.

К ВОПРОСУ О ТЕРАПИИ ДЕПРЕССИЙ: ТРАНСКРАНИАЛЬНАЯ МАГНИТНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

И ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Котикова И.А., Медведева Д.В.

Научный руководитель: Шмилович А.А.

Актуальность. В общей структуре аффективных нарушений адинамические депрессивные расстройства занимают особое место. Такие состояния ассоциируются с неблагоприятным прогнозом, выраженным нарушением социального и профессионального функционирования, повышенным риском развития деменции, ухудшением соматического здоровья и высоким уровнем обращаемости за медицинской помощью. Поэтому разработка эффективных и доступных методов лечения представляет собой важную задачу для улучшения здравоохранения. Сейчас все более актуальными становятся немедикаментозные неинвазивные технологии, которые направлены на стимуляцию активности нейронов, к ним относятся транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и технологии виртуальной реальности (ВР).

Цель исследования: определение эффективности метода комплексной терапии с применением ТМС, технологий ВР и психофармакотерапии (ПФТ) по сравнению с монотерапией лекарственными средствами при адинамических депрессиях.

Материалы и методы. Выборка из 85 человек была разделена на 4 статистически однородные группы: группа №1 (ТМС+ВР+ПФТ) - 19 человек; группа №2 (ТМС+ПФТ) - 19 человек; группа №3 (ВР+ПФТ) - 23 человека; контрольная группа (ПФТ) - 24 человека. До и после терапии проводилась психометрическая оценка при помощи шкалы депрессии Бека, Гамильтона и шкалы поведенческой активации при депрессии. Все пациенты получали ПФТ в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Процедура ТМС проводилась при помощи магнитного стимулятора МадРго Я30 в

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

течение 30 дней. Воздействие с использованием технологий виртуальной реальности осуществлялось на нейротрена-жере виртуальной реальности «Ривайвер» также на протяжении 30 дней.

Для анализа полученных данных использовались методы непараметрической статистики: тест Манна - Уитни и тест суммы рангов Вилкоксона. Различия считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты. Во всех группах наблюдения отмечалось достоверное снижение (р < 0,05) параметров по используемым психометрическим шкалам в исходе проведенной терапии. Сравнение результатов лечения группы №1 с контрольной группой, группами №2 и №3 по всем используемым шкалам показало на порядок большую эффективность комбинированной терапии (ТМС+ВР+ПФТ) с высокой статистической достоверностью (р < 0,05). При сопоставлении результатов терапии у пациентов группы №2 с данными пациентов контрольной группы наблюдались статистически значимые отличия (р < 0,05), что подтверждает антидепрессивныи эффект ТМС. При сравнении результатов терапии у пациентов группы №3 с данными пациентов контрольной группы наблюдались статистически значимые отличия (р < 0,05), что говорит о наличии антидепрессивного эффекта также и у технологий виртуальной реальности.

Выводы. Таким образом, транскраниальная магнитная стимуляция и технологии виртуальной реальности представляют собой перспективный и безопасный метод терапии адинамических депрессий. Дальнейшее изучение действия ТМС и технологий ВР на нейрофизиологические процессы и внедрение метода в клиническую практику позволят открыть новую страницу в терапии психических заболеваний.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Михайлова Д.К.

Высший медицинский колледж города Усть-Каменгорск, Усть-Каменгорск, Казахстан

Стресс - состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов. Стрессоустойчивость определяется состоянием при котором человек способен оставаться уверенным в себе в любой жизненной ситуации, несмотря на внешние раздражители.

Актуальность исследования: современные студенты 21 века в процессе обучения в учебных заведениях испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные перегрузки, связанные с низкой адаптацией к обучению. Это ведет к снижению психического здоровья и как следствие истощению.

Цель исследования: изучить стрессоустойчивость у студентов медицинского колледжа города Усть-Каменогорск.

Материалы и методы исследования: студенты 1 -4 курса медицинского колледжа города Усть-Каменогорск - 64 человека (1 курс - 16 человек, 2 курс - 16 человек, 3 курс - 16 человек, 4 курс - 16 человек). Мужского пола - 32, женского пола - 32 человека соответственно. Возраст испытуемых 18-21 год.

Методы исследования: методологический анализ психологических и педагогических научных источников по изучаемой проблеме. Психодиагностические методы: методика «Уровень тревожности» (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин).

Гипотеза: на основе анализа литературных источников было предположино, что студенты старших курсов характеризуются более высоким уровнем стрессоустойчивости по сравнению со студентами 1 курса.

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов тестирования опрошенных показывает, что у обучающихся на втором и третьем курсе почти одинаковые показатели ситуативной тревожности и личностной тревожности - 37 % и 39 % соответсвенно. А у студентов 1-го курса выявлен самый низкий результат ситуативной тревожности - 30 % при самом высоком показателе личностной тревожности - 50 %. У студентов 4-го курса зафиксирован самый высокий показатель ситуативной тревожности - 49 % при самом низком уровне личностной тревожности - 30 %

Анализ результатов анкетирования свидетельствуют о том, что стрессоустойчивость студентов является свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения.

Выводы. Результаты исследования показали, что проблема стрессоустойчивости актуальна до настоящего времени. Низкий уровень стрессоустойчивости в первом году обучения говорит о не адоптированной среде для студентов первого года обучения. Также высокий показатель ситуативной тревожности среди студентов старшего курса, говорит о волнениях перед сдачей государственных экзаменах. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача в первую очередь самих студентов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.