Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕПЛОВОМ СОСТОЯНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ И ВЕСЕННЕЕ ВРЕМЯ'

К ВОПРОСУ О ТЕПЛОВОМ СОСТОЯНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ И ВЕСЕННЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕПЛОВОМ СОСТОЯНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ И ВЕСЕННЕЕ ВРЕМЯ»

■наблюдается также повышение исходного коэфициента устойчивости ясного видения, что является вполне законемерным.

Результаты исследования производительности труда приведены в табл. 2. Из рассмотрения этих данных можно заключить, что с улучшением осветительных условий наблюдается рост производительности труда, особенно значительныйАпри варианте III, когда были созданы наилучшие осветительные условия.

Таблица 2

Производительность труда при различных вариантах освещенности

Освети-i ел ьн ь вариант Характеристика условш освещенности Процент выполнения нормы выработки

н ность на основной поверхност] отношение нимальной освещенное тн к макси-мадьной наблюдаемая

К. В. Е. Б.

I п ш 200 400 650—700 1:60 1 :12 1:3 104,0 108,5 115,9 109,4 105,4 110,3 113,3 114,5 * 121,0 125.8 126.9 129,3

Как и следовало ожидать, улучшение осветительных условий привело и к улучшению качества продукции, так как стало возможным различать многие дефекты, которые раньше не были различимы.

На основе выполненных исследований можно заключить, что для браковки суровой пряжи наиболее благоприятным следует считать вариант III, при котором на основном рабочем участке освещенность была порядка 700 лк, а отношение минимальной освещенности к максимальной 1 : 3.

По нашему предложению администрация комбината установила на рабочих местах браковки суровой пряжи люминесцентную установку III варианта, которая действует до настоящего времени и получила благоприятные отзывы работниц.

Поступила 14/1Х 1954 р.

К ВОПРОСУ О ТЕПЛОВОМ СОСТОЯНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ И ВЕСЕННЕЕ ВРЕМЯ

Кандидат медицинских наук Е. Т. Смирнова

Из отдела гигиены научно-исследовательского педиатрического института Министерства здравоохранения РСФСР

Оздоровительный эффект прогулок в детских учреждениях оказывается наибольшим в том случае, если прогулки не ведут ни к чрезмерному охлаждению, ни к перегреву детей. Мы поставили задачу определить тепловое состояние детей Дошкольного возраста во время прогулок в зимнее и весеннее время. Наблюдения проводились над 12 детьми в воз-

расте 5—6 лет. Все дети практически здоровые, среднего физического развития.

Температура наружного воздуха за время наших наблюдений колебалась: зимой (январь—февраль) от —18° до 0° и весной (март— апрель—май) от —6° до +22°. Уличная одежда детей зимой состояла из рейтуз, теплой кофточки, мехового или на вате пальто, платка ситцевого, шапки, шарфа, валенок, галош. Весной одежда изменялась (различно у отдельных детей). Учет теплового состояния детей производили путем исследования кожных реакций.

Рис. 1. Средние данные температуры кожи у детей во время прогулки зимой (через каждые 15 минут от начала прогулки).

1—грудь; 2—лоб; 3—стопа; 4—рука.

Методика наблюдений заключалась в следующем: перед прогулкой (в помещении) у детей производили измерение температуры кожи на лбу, груди, стопе и руке и потоотделение на лбу и груди (при помощи прибора конструкции проф. Мищука). Измеряли температуру тела, подсчитывали частоту пульса и дыханий. После этого горячий спай термопары фиксировали на груди ребенка (укрепляли резинкой), а концы провода— один с холодным спаем, а другой со штепсельной вилочкой — выводили наружу и вкладывали с специальный мешочек, висевший у ребенка через плечо. Затем ребенок надевал верхнюю одежду и выходил на прогулку.

На прогулке через каждые 15 минут производили измерения температуры кожи. Температуру кожи на лбу и кисти руки измеряли обычной термопарой. Для измерения температуры кожи на груди из мешочка, висевшего на плече ребенка, вынимали холодный спай фиксированной на его груди термопары и штепсельную вилку и присоединяли их к прибору. Кроме того, производили опрос о самочувствии детей (тепло, холодно). Исследование ребенка продолжалось недолго (5 минут) и не нарушало прогулки, игр. На рис. 1 представлены средние показатели температуры кожи на разных точках у детей зимой через каждые 15 минут от начала прогулки при различной температуре наружного воздуха.

Мы видим, что в пределах наблюдавшейся нами температуры наружного воздуха (от 0° до —18° при относительной влажности от 30 до 60%) у детей в возрасте 5—6 лет в обычной зимней одежде во время пребывания их на прогулке температура кожи на груди остается почти на одном уровне. На других участках тела — на лбу, руке и стопе — зимой за время прогулки происходит резкое снижение температуры кожи, особенно заметное в первые 15 минут. Температура кожи лба, например, в первые 15 минут после выхода на прогулку снижалась, по средним данным, на 7,2—8,8°. Температура кожи на тыле кисти в первые 15 минут прогулки, по средним данным, также давала резкое снижение. На изменение температуры кожи руки большое влияние оказывала степень тренированности рук к холоду, а также наличие или отсутствие перчаток и их состояние (шерстяные или бумажные, сухие или влажные, одна или две пары).

Температура кожи на стопе при температуре наружного воздуха от 0° до — 18° к концу прогулки колебалась от 16,7° до 32,1°. Снижение температуры кожи на стопе к концу прогулки при различной температуре воздуха составляло по средним данным от 3,5° до 5°, а у отдельных детей это снижение достигало 12,7°. Очень низкая температура кожи на стопе совпадала с дискомфортным состоянием детей. Это подтверждалось указаниями самих детей. При температуре наружного воздуха от 0° до —9° жаловался на холод лишь один ребенок. При снижении температуры наружного воздуха ниже —9° жалобы на озябшие ноги заметно участились. Так, из 12 исследований (у 11 детей) при температуре воздуха от —9° до —12° четверо детей жаловались, что «замерзли ноги». Эти жалобы появились после 60 минут прогулки. Температура кожи на стопе при этом у разных детей колебалась от 18,7° до 25°, температура кожи на руке — от 16,2° до 24,1°. На груди температура кожи в одном случае не изменилась, а в трех случаях снизилась. При дальнейшем снижении температуры наружного воздуха (от —12° до —15°) из 15 исследований (у 9 детей) в 6 исследованиях (у 6 детей) чувство холода в ногах и руках появилось после 45 минут прогулки, у двух детей — после 60 минут прогулки. Температура кожи на стопе у них колебалась от 16,4° до 20°, температура кожи на руке — от 13,8° до 22°.

При снижении температуры наружного воздуха до —18° в 6 исследованиях из 8 (у 6 детей) жалобы на холод в ногах и руках появились после 30 и 45 минут прогулки. Температура кожи на стопе и руке у этих детей была очень низкой.

На тепловое состояние детей оказывает большое влияние характер занятий во время прогулки. Так, например, зимой во время прогулки при температуре наружного воздуха —4,5° у девочки М. Н. температура кожи на стопе снизилась на Ь\Т, на руке — на 12,1°, на груди — на 1,1°. На вопрос о самочувствии девочка жаловалась, что «замерзли ноги». Девочка очень мало двигалась. В другой раз эта же девочка при таких же метеорологических условиях и такой же одежде не жаловалась на холод. Температура кожи на стопе к концу прогулки была в этом случае 28 3°. снизившись всего на 2,8°. Отмечено потоотделение. Всю прогулку девочка была очень активна, много бегала, каталась на льду.

Влияние характера занятий подтвердилось и на других детях. Если дети были мало подвижны, то жаловались, что «замерзли ноги и руки». Температура кожи на стопе при этих условиях колебалась от 16,4° до 22,2°; на руке — от 12° до 22°. Активность детей на прогулке предохраняет их от значительного снижения температуры кожи (в частности, на стопе) и появления чувства холода.

На тепловое состояние и самочувствие детей во время прогулки при низкой температуре наружного воздуха большое влияние оказывает температура кожи на стопе до прогулки. Жалобы на холод чаще появляются там, где была низкая исходная температура кожи на стопе. Например, при температуре наружного воздуха от —12° до —18° из 8 детей, жаловавшихся на то, что холодно ногам, у 7 температура кожи на стопе перед выходом на прогулку была крайне низкая (от 21,4° до 25,7°).

На тепловое состояние детей во время прогулки оказывают влияние и индивидуальные особенности детей, в частности, степень привычки к низким температурам. Например, дети-близнецы Л. М. и Л. П., всегда как в помещении, так и на прогулке одетые менее тепло, чем другие наблюдаемые нами дети, никогда не жаловались на холод даже в тех случаях, когда были сравнительно мало активны на прогулке и когда температура кожи на стопе у них была достаточно низкой (20,5°; 21,5°; 21,8°). Это может свидетельствовать о том, что предварительная адаптация детей к низкой температуре способствует сохранению хорошего теплового самочувствия во время прогулки детей в холодное время года.

Представляло интерес проследить за тепловым состоянием детей во время прогулки не только зимой, но и в переходное время года, в частности, весной. Так как весна в наших исследованиях определялась не по метеорологическим данным, а по календарю (март, апрель и май), то температура наружного воздуха давала очень широкие колебания: от —6° до 22° и выше. Исследования реакций детей во время прогулки весной проводили так же, как это описано выше. Кроме того, проводили исследование потоотделения на лбу и на груди. Наши наблюдения показали, что как и зимой, температура кожи на исследуемых участках тела изменялась по-разному (рис. 2).

Так, температура кожи на груди, по средним данным, изменялась очень незначительно, температура же кожи на лбу с изменением температуры наружного воздуха изменялась очень заметно. Чрезвычайно характерно изменяется температура кожи конечностей в весеннее время. При температуре наружного воздуха от —6° до 10° температура кожи на руке в первые 15 минут после выхода на прогулку резко падает (по средним данным на 4,8—6,6°). В дальнейшие 15-минутные отрезки времени температура кожи на руке изменяется меньше. При температуре воздуха от 10° до 20° температура кожи на руке в первые 15 минут также снижается, но меньше; при температуре же наружного воздуха 20° и выше температура кожи на руке от начала к концу прогулки повышается. Примерно такие же изменения отмечены и в температуре кожи лба. Это находит свое объяснение в том, что температура 20° является температурой воздуха помещения, т. е. постоянным температурным раздражителем открытых участков тела (лоб, рука). Поэтому по выходе на прогулку при температуре наружного воздуха 20° и выше температура кожи на открытых участках (лоб, рука) оставалась без изменений или даже повышалась (при большой двигательной активности детей на прогулке).

Очень наглядцы изменения температуры кожи на стопе (см. рис. 2). При температуре воздуха от —6° до 10° температура кожи на стопе за время прогулки резко падает. При температуре наружного воздуха от 10° до 15° температура кожи на стопе вместо неуклонного понижения, как это имело место при более низкой температуре наружного воздуха, от начала к концу прогулки начинает повышаться. С дальнейшим повышением температуры наружного воздуха повышение температуры кожи на

стопе увеличивается. Если при температуре воздуха от 10° до 15° температура кожи на стопе, по средним данным, от начала к концу прогулки повысилась на 3,2°, то при температуре воздуха 15°—20° это повышение равнялось 4,4°, а при температуре воздуха от 20° и выше температура кожи на стопе повысилась на 6,8°, превысив температуру кожи на груди.

Интересно отметить, что при температуре наружного воздуха от —6° до 10° имели место случаи, при которых наблюдалось некоторое расхож-

Рис. 2. Средние данные температуры кожи у детей во время прогулки весной (через каждые 15 минут от начала прогулки).

1—грудь; 2—лоб; 3—стопа; 4—рука.

дение между отдельными показателями теплового состояния детей, наличие резко выраженного потоотделения на лбу и на груди при низкой температуре кожи на стопе, а в отдельных случаях даже при жалобах, что «замерзли ноги». Это может быть объяснено иногда за счет индивидуальных особенностей ребенка (повышенная потливость, вызванная вегетативными неврозами или другими причинами). Чаще же решающая роль в этом принадлежит характеру одежды детей во время прогулки ранней весной.

Так, например, при температуре наружного воздуха от —6° до 0° дети во всех исследованиях были в полной зимней одежде. При этих условиях даже при малой двигательной активности детей в трех случаях (из 12) отмечено потоотделение на лбу и на груди. Температура кожи на стопе у этих детей была высокой. У одного ребенка, имевшего низкую температуру кожи на стопе (21°) и пожаловавшегося, что «замерзли ноги», на лбу также обнаружен пот. При температуре наружного воздуха от 0° до 5° у детей было два вида одежды: у б детей (в 11 исследованиях) одежда была зимней. При этом в большинстве наблюдений (6 из 11) у детей отмечено значительное потоотделение.

У 7 детей (в 11 исследованиях) при этой же температуре воздуха и зимней одежде валенки были заменены ботинками с ботами или кало-

шами. У 3 из этих детей (в 4 исследованиях) отмечено потоотделение Двое ответили, что им «жарко». Пожаловался на холод («замерзли > ноги») один ребенок, у которого до прогулки температура кожи на стопе была очень низкой (23,8°) и во время прогулки снизилась еще

Из этого видно, что оба указанных варианта одежды (зимняя и зимняя без валенок) при температуре воздуха от 0° до 5° весной для многих детей являются мало пригодными, так как при двигательной активности их выбывает перегрев (появление потоотделения, повышение температуры кожи на груди, самочувствие «жарко»).

Следовательно, весной при температуре наружного воздуха от —6" до 5° одежду детей во время прогулки нужно индивидуализированно облегчать. На практике же облегчение верхней одежды во время прогулки ранней весной хотя и имеет место, но идет не в должном направлении. Его следует начинать не со смены зимней обуви (как это имело место в наших наблюдениях), а с облегчения верхней одежды детей. Обувь же на этот период должна оставаться еще утепленной, так как наши исследования показали, что температура кожи на стопе при температуре наружного воздуха до 10° весной почти во всех наблюдениях у всех детей от начала к концу прогулки снижается и притом довольно значительно (см. рис. 2).

При температуре наружного воздуха от 5° до 10° встречались два вида одежды детей: демисезонное пальтб и зимнее пальто без валенок (в ботинках и в ботах или галошах). Из 7 детей, одетых в демисезонное пальто (или летнее с шерстяной кофточкой), ботинки и боты или галоши, при разной двигательной активности трое оказались потными. Двое из них на вопрос о самочувствии отвечали «жарко». У 4 из этих 7 детей не отмечено резких изменений в самочувствии. Из 7 детей, при этой же температуре воздуха'одетых в зимнее пальто, ботинки, боты (или галоши), в 6 исследованиях отмечено потоотделение и самочувствие «жарко». Только у 4 детей в 5 исследованиях изменения в самочувствии не отмечалось.

Как указано выше, при температуре воздуха от 10° до 15° отмечен перелом в изменении температуры кожи за время прогулки на всех точках и особенно на конечностях. Начиная с этой температуры воздуха, за время прогулки температура кожи повышалась. Большинство наблюдаемых детей (6 из 7 уха были в летнем пальто,

у 5 детей отмечено значительное потоотделение, 3 из них ответили, что им «жарко», расстегивали пальто или стремились его снять. У всех 7 детей во всех случаях температура кожи, в частности, на стопе, зна-- чительно повысилась (на величину до 10,1°).

Очевидно, при температуре наружного воздуха от 10° до 15° даже летнее пальто уже оказывалось излишне теплым для детей. Это происходило потому, что обычно к летнему пальто прибавляют другие виды теплой одежды (теплые трико, кофточки и т. п.). Весной при температуре наружного воздуха от 10° до 15 наличие на детях летнего пальто должно исключать другие виды теплой одежды (кофточки, трико, рейтузы и т. п.).

При температуре воздуха 15—20° 9 детей были в летнем пальто, 2 — в летнем пальто и шерстяных кофточках, один — в демисезонном пальто, один — в джемпере, 4 детей были совсем без пальто, в той одежде, в которой они обычно бывают в помещении. Всем этим детям было жарко. Это подтверждается тем, что в 17 исследованиях из 19 у детей отмечено интенсивное потоотделение; в 10 исследованиях дети отметили «жарко». Температура кожи на всех точках резко повысилась. На основании этих данных можно считать, что при температуре наружного воздуха 15—20° весной на прогулке дети могут быть без верх-

на 2,8°.

один ребенок в

двигательной активности

ней одежды. Эта температура является достаточно близкой к температуре воздуха помещений, и всякая дополнительная одежда при этих условиях вызывает у детей нарушение теплового равновесия в сторону перегрева.

Выводы

1. На основании исследований температуры кожи и потоотделения, а также самочувствия детей можно установить, что зимой во время прогулки хорошее тепловое состояние сохранялось почти у всех детей при температуре наружного воздуха до —9°. При температуре воздуха от —9° и ниже в отдельных случаях отмечено значительное снижение температуры кожи на конечностях, появлялись жалобы на холод.

2. Тепловое состояние детей во время прогулки чрезвычайно зависит от их двигательной активности, а также от температуры кожи на стопе до прогулки. Жалобы на чувство холода в ногах были отмечены у детей, которые либо перед выходом на прогулку имели очень низкую температуру кожи на стопе, либо были мало подвижны во время прогулки.

3. На тепловое состояние детей цо время прогулки в холодное время года большое влияние оказывают индивидуальные особенности ребенка, в частности, степень тренированности к низким температурам.

4. Наблюдения за детьми в весеннее время года показали, что у детей достаточно часто отмечались явления перегрева (в частности, появление потоотделения, жалобы детей: «жарко»). Это объясняется тем, что одежда детей не соответствовала изменившимся метеорологическим условиям.

* 5. Воспитателям и медицинскому персоналу детских садов необходимо внимательно наблюдать за тепловым состоянием детей во время прогулки и вносить соответствующие изменения в одежду детей, а также регулировать их двигательную активность во избежание охлаждения детей в холодное время года и перегревания их в теплые дни.

Поступила 1954 г.

О МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ'

Проф. А. М. Мерков (Москва)

Заболеваемость рассматривается как отражение влияния условий окружающей среды на здоровье населения.

Систематические наблюдения за изменениями уровня и состава заболеваемости дают возможность оперативно следить за характером сдвигов, происходящих в здоровье населения, оценивать эффективность проводимых оздоровительных мероприятий, выявлять и своевременно устранять факторы, нарушающие народное здоровье. Однако эти теоретически правильные положения не всегда находят свое осуществление в практике работы органов здравоохранения. Отдельные частные разделы статистики заболеваемости (статистика эпидемических заболеваний, туберкулеза, злокачественных новообразований, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и др.) используются при организации соответствующих оздоровительных (противоэпидемических, противораковых и др.) мероприятий, статистика же общей заболеваемости почти не на- * •

1 Печатается в порядке обсуждения. Р е д.

;ЧА-1

&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.