Научная статья на тему 'К вопросу о текущем развитии процессов преподавания дисциплин "концепции современного естествознания" и "Философия" в технических вузах'

К вопросу о текущем развитии процессов преподавания дисциплин "концепции современного естествознания" и "Философия" в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилевский И. В.

В статье указывается на необходимость корректировки ныне действующих программ преподавания научных концепций, посвященных функционированию человеческой психологии, из-за отсутствия в них интенсивно развивающегося в последние пятнадцать лет направления, ориентированного на использование для объяснения функционирования психологии человека квантовой механики. Подчеркивается необходимость отказа от некритического рассмотрения в образовательных программах ряда положений широко распространенного междисциплинарного научно-философского течения, известного как «синергетика», в связи с доказанной в ряде работ возможностью наступления, при использовании данных положений, катастрофических последствий при проектировании технических и, в частности, энергетических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on current development of teaching processes in disciplines Conceptions of modern natural science and Phylosophy at technical higher educational institutions

The article deals writh the necessity of correcting the now acting teaching programs of scientific conceptions, dedicated to functioning the human psychology. The programs should be corrected because of lack in them the intensively developing during the last 15 years trend, aimed at use of quantum mechanics for explanation of functioning the human psychology.

Текст научной работы на тему «К вопросу о текущем развитии процессов преподавания дисциплин "концепции современного естествознания" и "Философия" в технических вузах»

[ЛУЧНО-МЕТОДИЧЕСК! ОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИК!

УДК 378.126

К ВОПРОСУ О ТЕКУЩЕМ РАЗВИТИИ ПРОЦЕССОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» И «ФИЛОСОФИЯ» В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

И. В. ДАНИЛЕВСКИЙ Казанский государственный энергетический университет

В статье указывается на необходимость корректировки ныне действующих программ преподавания научных концепций, посвященных функционированию человеческой психологии, из-за отсутствия в них интенсивно развивающегося в последние пятнадцать лет направления, ориентированного на использование для объяснения функционирования психологии человека квантовой механики. Подчеркивается необходимость отказа от некритического рассмотрения в образовательных программах ряда положений широко распространенного междисциплинарного научно-философского течения, известного как «синергетика», в связи с доказанной в ряде работ возможностью наступления, при использовании данных положений, катастрофических последствий при проектировании технических и, в частности, энергетических систем.

Совершенствование процесса образования в вузах, в частности входящих в обязательный государственный стандарт дисциплин «Концепции современного естествознания» и «Философия», предполагает использование в программе обучения наиболее перспективных направлений развития современных научных теорий.

В течение последних пятнадцати лет и особенно в настоящее время переживают период своего подъема так называемые квантовые модели человеческой психики. Данный подъем во многом был вызван выходом в свет публикаций известных, как в нашей стране, так и за рубежом, физиков, посвященных философским вопросам сознания и квантовой механики (Р. Пенроуз -[5], [6], М.Б. Менский - [2], [3], и др.). В вышеупомянутых публикациях, именно это составляет суть всех «квантовых моделей» - связывались воедино происходящие на микроуровне физические процессы в человеческом мозге и особенности функционирования сознания. Однако при этом публикации - посвященные как тщательному обоснованию необходимости довести до сведения студентов и аспирантов факт существования таких концепций, включая их содержательный характер, так и проецирующие подобные взгляды на анализ социальнопсихологической реальности, практически отсутствуют.

В наиболее системном на сегодняшний день виде анализ приложений квантовых моделей человеческой психики (однако не столько сознания, которое в настоящее время вряд ли поддается адекватному физическому или же квазифизическому моделированию) к социально-психологическим явлениям был осуществлен автором в монографии «Структуры коллективного бессознательного: © И. В. Данилевский Проблемы энергетики, 2006, № 1-2

Квантовоподоная социальная реальность» [1]. Ряд ее положений могут быть сформулированы следующим образом. Человеческое бессознательное, особенно бессознательное коллективное, есть квантовый, а точнее, квантовоподобный объект. Его нелокальность, подобная той, что фиксируется в физических экспериментах с объектами микромира, ответственна за выполнение закона, известного как закон Ципфа-Парето, в экономике, политике, интеллектуальном поиске и других сферах человеческой деятельности. Механизмом, обеспечивающим вышеуказанный характер функционирования бессознательного, является просчитывание человеческим бессознательным астрономически большого числа возникающих при этом вариантов - в первую очередь или же исключительно (в зависимости от гипотезы) нейронами, действующими как своего рода квантовые компьютеры (гипотезы Е. Либермана и др. - см., например, [4], [6] или [12]).

В связи с вышесказанным хотелось бы особо отметить следующее: господствующая ныне в учебной литературе копенгагенская интерпретация квантовой механики нуждается в преподавании хорошо известных и разработанных альтернатив ей. Это важно и для дисциплины «Концепции современного естествознания», которая значительно обедняется в своем содержании, и для подраздела курса философии «Теории сознания», чему в монографии «Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность» [1] уделено немало страниц. То же самое можно сказать и в связи с освещением такого раздела дисциплин «Концепции современного естествознания» и «Философия», как концепции времени, - в вышеупомянутой монографии подчеркивается, что для обладающего квантовоподобной природой человеческого бессознательного могут оказаться характерными нетипичные по своему характеру процессы протекания времени, не исключающие временной обратимости.

И, наконец, так же, как демонстрацию связи теорий и гипотез естественнонаучного и философского характера, нуждающихся в освещении в рамках учебных курсов «Концепции современного естествознания» и «Философия», стоит отметить и глубинные изъяны, присущие модному на сегодняшний день междисциплинарному направлению, уже во многом ставшему парадигмой для образовательных программ и известному под названием «синергетика». Синергетика, претендующая на место ведущей парадигмы как современного естествознания, так и гуманитарных дисциплин, включая философию и педагогику, в своих методологических и мировоззренческих аспектах, по мнению ряда авторов (см., например, [9], [10], [11] или [7]), часто основана на подмене понятий и потому способствует формированию неадекватных представлений о мире. Вкрапления истинностных утверждений в ее концептуальные построения создают эффект ее правдоподобия, который, однако, чреват серьезными, в том числе катастрофическими, последствиями при проектировании технических, в том числе и энергетических систем. Впервые в науке на данный факт было обращено внимание профессором Санкт-Петербургского государственного университета Ю. П. Петровым [7], после публикации [8] которого принцип минимума производства энтропии в стационарном состоянии любой открытой системы, введенный в научный оборот одним из основоположников синергетического направления, перестал применяться при проектировании технических систем. От вышеуказанного принципа свободны концепции, в том числе концепции сознания, основанные на квантовой механике, и данное обстоятельство нуждается в подчеркивании в учебно-образовательных программах курсов «Концепции современного естествознания» и «Философия».

© Проблемы энергетики, 2006, № 1-2

Выводы

1. Дальнейшее совершенствование и образовательных, и собственно научных концепций связано как с усилением внимания к наиболее перспективным направлениям научно-технического развития - новейшим квантовым технологиям и философскому осмыслению факта их появления, так и с критикой устоявшихся, но, тем не менее, ошибочных положений, к которым относится ряд положений синергетического междисциплинарного направления.

2. Квантовая механика, особенно в лице своих неортодоксальных интерпретаций, может являться очень действенным инструментом познания и осмысления не только физического, но и психологического, и социальнопсихологического мира, что должно найти отражение в действующих курсах «Концепции современного естествознания» и «Философия».

Summary

The article deals writh the necessity of correcting the now acting teaching programs of scientific conceptions, dedicated to functioning the human psychology. The programs should be corrected because of lack in them the intensively developing during the last 15 years trend, aimed at use of quantum mechanics for explanation offunctioning the human psychology.

Литература

1. Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного: Квантово-подобная социальная реальность.- Казань: Изд-во КГЭУ, 2004. - 436 с.

2. Менский М.Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов//УФН.- 2000.- Т. 170.- Вып. 6.- С. 631-648.

3. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики//УФН.- 2005.- Т. 175.- Вып. 4.- С. 424-435.

4. Митина С.В., Либерман Е.А. Входные и выходные каналы квантового биокомпьютера//Биофизика.- 1990.- Т. 5.- Вып. 1.- С. 132-135.

5. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Часть II. Новая физика, необходимая для понимания разума.- Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005.- 430 с.

6. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум/Пер. с англ.- М.: Мир, 2004.- 191 с.

7. Петров Ю.П. К вопросу о принципе минимума скорости возрастания энтропии в стационарном режиме//Биофизика.- 1966.- №5.- С.926-928.

8. Петров Ю.П. Возможности анализа сложных систем на основе вариационных принципов//Известия вузов.- Энергетика.- 1989.- №9.- С. 52-54.

9. Урманцев Ю.А. Девять плюс один этюд о системной философии. Синтез мировоззрений.- М.: Институт Холодинамики, 2001.- 160 с.

10. Штеренберг М.И. Синергетика и биология//Вопросы философии.- 1999.-№2.- С. 95-108.

11. Яковленко С.И. Внешняя стохастизация макросистемы и дискретность состояний микрообъектов//Вопросы философии.- 1993.- №11.- С. 152-158.

12. Frohlich H. Theoretical physics and biology//In.: Biological Coherence and Response to External Stimuli; Ed. By H. Frohlich. N. Y.: Spring-Verlag, 1988. P. 130-150.

Поступила 10.01.2006

© Проблемы энергетики, 2006, № 1-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.