Научная статья на тему 'Квантовые модели психологии как новая парадигма анализа традиционных проблем науки и образования'

Квантовые модели психологии как новая парадигма анализа традиционных проблем науки и образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилевский И. В.

В статье рассматривается возможность смены парадигмы анализа традиционного круга проблем, связанных с функционированием человеческой психологии, и устоявшегося способа изложения этих проблем в учебной литературе. Показывается перспективность вышеуказанной смены за счет привлечения междисциплинарного направления, получившего в англоязычной литературе название «Quantum Mind».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantum models of psychology as new paradigm of traditional problems analysis of education and science

In the article are examined the opportunity of a paradigm change of a traditional circle problems analysis, which are connected to functioning of human psychology, and the settled way of a statement of these problems in the educational literature. Perspectivity of the above-stated change is shown due to attraction of the interdisciplinary direction which has received in the English-speaking literature the name « Quantum Mind ».

Текст научной работы на тему «Квантовые модели психологии как новая парадигма анализа традиционных проблем науки и образования»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

УДК 378.126+140.8

КВАНТОВЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА АНАЛИЗА ТРАДИЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ И

ОБРАЗОВАНИЯ.

И. В. ДАНИЛЕВСКИЙ Казанский государственный энергетический университет

В статье рассматривается возможность смены парадигмы анализа традиционного круга проблем, связанных с функционированием человеческой психологии, и устоявшегося способа изложения этих проблем в учебной литературе. Показывается перспективность вышеуказанной смены за счет привлечения междисциплинарного направления, получившего в англоязычной литературе название «Quantum Mind».

Использование в программах обучения вузов наиболее перспективных направлений развития современных научных теорий является неотъемлемой составляющей совершенствования процесса высшего образования. Это относится, в частности, к таким входящим в обязательный государственный стандарт дисциплинам, как «Концепции современного естествознания» и «Философия», а также дисциплины «Психология» - при подготовке выпускников

соответствующих специальностей.

Примером одного из таких наиболее перспективных направлений могут служить так называемые квантовые модели человеческой психики. Публикации известных как в нашей стране, так и за рубежом физиков, посвященные философским вопросам сознания и квантовой механики (Р. Пенроуз - [1], [2], Г. Фрёлих, Д. Чалмерс, Г. Стапп, Ст. Хамерофф и другие зарубежные ученые [3-4], из отечественных исследователей - М.Б. Менский [5], [6]; Е. Либерман [7]),

привлекли к себе большое внимание. В вышеупомянутых публикациях - именно это составляет суть всех «квантовых» моделей - связывались воедино происходящие на микроуровне физические процессы в человеческом мозге и особенности функционирования сознания. Однако, во-первых, данное междисциплинарное направление, получившее в англоязычной литературе название «Quantum Mind», не уделяло достаточного внимания той критике физикалистских и функционалистских концепций сознания (т.е. концепций, прямолинейно сводящих мыслительные процессы к физическим процессам или физическим состояниям мозга), которая давно известна в философско-методологической литературе - не только зарубежной, но и российской. И, во-вторых, при этом публикации, посвященные как тщательному обоснованию необходимости довести до сведения студентов и аспирантов сам факт существования таких концепций, включая их содержательный характер, так и

© И. В. Данилевский

Проблемы энергетики, 2006, № 7-8

анализирующие возможность проекции подобных взглядов на анализ социальнопсихологической реальности, практически отсутствуют.

Отталкиваясь от хорошо известной и во многом весьма справедливой критики любых физических или же квазифизических моделей сознания, автором данной статьи было осуществлено приложение квантовых моделей человеческой психики не к сознанию, что отличает предложенный авторский вариант от абсолютного большинства схожих концепций, а к бессознательному, причем прежде всего - к так называемому «коллективному бессознательному», впервые концептуализированному швейцарским психологом, психиатором и культурологом К.-Г. Юнгом. В монографии «Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподоная социальная реальность» [8] автор данной статьи указал, что последние годы творчества Юнга были отмечены сотрудничеством с одним из создателей квантовой механики В. Паули и недвусмысленными попытками связать открытые Юнгом явления «синхронистичости» (смысловых совпадений событий, не связанных между собой причинно-следственными связями) с открытиями квантовой теории. Основные положения работы автора [8] также неразрывно связаны с едва начатой в середине прошлого века Юнгом работой по трансформации теории коллективного бессознательного на основе достижений квантовой физики. В частности, в ней подчеркивается, что один из основных предметов исследования Юнга - мифология, а также психологически труднообъяснимая привязанность к некоторым играм, обычаям и обрядам у различных народов - поддается интерпретированию с помощью подходов, применяемых направлением «Quantum Mind». Указывается, и это актуально в отношении подготовки специалистов

психологического профиля, что только квантовыми моделями бессознательного можно объяснить факт синхронности заболевания шизофренией в самых несхожих между собой странах мира на протяжении 70 лет (с учетом имеющегося статистического материала). Известные в психолингвистике закон Ципфа (резко асимметричное распределение использование слова в тексте в зависимости от его ранга), а также закон Юла (количество смысловых значений слова в тексте изменяется как корень квадратный из его ранга) недвусмысленно указывают на математическое «просчитывание» в автоматическом режиме бессознательным человека словоупотребления в тексте, что указывает на определенную правомерность известных на сегодняшний день «компьютерных» метафор психики, однако здесь, во-первых, надо уточнить, что они должны применяться именно к бессознательному, поскольку сознание, как убедительно доказывает Р. Пенроуз, работает неалгоритмически (следовательно, некомпьютерным образом),

а, во-вторых, ряд соображений, приведенных в работе [8], свидетельствуют о том, что бессознательное человека (по крайней мере, его часть) - это не привычный цифровой, а именно квантовый компьютер. На квантовоподобный характер функционирования бессознательного указывает и известный в психоанализе феномен «трансфера».

Какие можно было бы подыскать наиболее подходящие на сегодняшний день пути естественно-научного и математического моделирования функционирования бессознательного (следовательно, моделирования прежде всего на основе неких универсальных, а не индивидуализированных подходов)-вот вопрос, который относится к числу наиболее актуальных в наши дни для исследователей психологии. В работе [8] демонстрируется, что этими путями для неиндивидуализированного, принадлежащего всему человечеству коллективного бессознательного являются так называемые «многомировая» интерпретация

© Проблемы энергетики, 2006, № 7-8

квантовой механики и интерпретация с использованием «нелокальных скрытых параметров», разработанная Д. Бомом, и также показываются преимущества и недостатки такого возможного моделирования. Однако ничему из вышесказанного не уделяется достаточного внимания ни в курсах эмпирических наук, - таких, например, как «Психология высшей нервной деятельности», ни даже в курсах дисциплин, которые могли бы себе позволить отход от устоявшихся ортодоксальных теорий - например, в курсе дисциплины «Философия». У нас нет сомнений в том, что центральная идея книги [8] - человеческое бессознательное, особенно бессознательное коллективное, - есть квантовый, а точнее,

квантовоподобный объект, и именно его нелокальность, подобная той, что фиксируется в физических экспериментах с объектами микромира, ответственна за выполнение закона, известного как закон Ципфа-Парето, в экономике, политике, интеллектуальном поиске и других сферах человеческой деятельности,

- заслуживает самого пристального внимания не только со стороны философов, но и со стороны специалистов в области позитивных эмпирических наук (психологии, в частности), и со стороны тех, кто формирует сегодня учебные программы по вышеобозначенным дисциплинам. Не случайно «квантовый» аспект рассмотрения необычных для сознания феноменов является практически обязательным для такого направления в психологической науке, как трансперсональная психология (С. Гроф, А. Минделл и др.). Студенты должны знать о возможных перспективах развития в ближайшие десятилетия науки психологии, в том числе психологии бессознательного.

Выводы

1. Междисциплинарное научное направление, получившее в англоязычной литературе название «Quantum Mind», в настоящее время является наиболее разработанной и перспективной альтернативой существующим ныне традиционным подходам к анализу проблем, связанных с функционированием человеческой психики.

2. Подходы вышеуказанного направления должны получить адекватное его

значению освещение в образовательной литературе как философско-методологического характера, так и связанной с дисциплинами, основанными на данных эмпирических наук, - в частности, концепциями современного

естествознания и психологией.

Summary

In the article are examined the opportunity of a paradigm change of a traditional circle problems analysis, which are connected to functioning of human psychology, and the settled way of a statement of these problems in the educational literature. Perspectivity of the above-stated change is shown due to attraction of the interdisciplinary direction which has received in the English-speaking literature the name « Quantum Mind ».

Литература

1. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Часть II. Новая физика, необходимая для понимания разума. - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. - 430 с.

2. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. /Пер. с англ. - М.: Мир, 2004. - 191 с.

© Проблемы энергетики, 2006, № 7-8

3. Frohlich H. Theoretical physics and biology // In.: Biological Coherence and Response to External Stimuli; Ed. By H. Frohlich. N. Y.: Spring-Verlag, 1988. P. 130-150.

4. Quantum Mind-2003. http://www.consciousness.arizona.edu/quantum-mind2

5. Менский М. Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов // УФН. - 2000. - Т.170. - Вып. 6. - С. 631-648.

6. Менский М. Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики // УФН.

- 2005. - Т.175. - Вып. 4. - С. 424-435.

7. Митина С. В., Либерман Е. А. Входные и выходные каналы квантового биокомпьютера // Биофизика. - 1990. - Т.5. - Вып. 1. - С. 132-135.

8. Данилевский И. В. Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность. - Казань: Изд-во КГЭУ, 2004. - 436 с.

Поступила 30.06.2006

© Проблемы энергетики, 2006, № 7-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.