Научная статья на тему 'К вопросу о техническом обслуживании и ремонте техники в машинно-тракторных станциях Восточной Сибири в 1930-е гг'

К вопросу о техническом обслуживании и ремонте техники в машинно-тракторных станциях Восточной Сибири в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / MACHINE-TRACTOR STATIONS / MACHINE-TRACTOR WORKSHOPS / РЕМОНТ ТЕХНИКИ / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EAST SIBERIA / ТРАКТОРЫ / TRACTORS / TECHNOLOGY REPAIRING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шулбаев Олег Никитович

В статье рассматривается проблема формирования и развития ремонтно-технической базы машинно-тракторных станций Восточной Сибири в 1930-е гг. Обращается внимание на основные вопросы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка машинно-тракторных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Technical Service and Repair of Machinery in MTS in East Siberia in the 1930-s

The article examines the problem of forming and development of repair and technical basis of MTS of East Siberia in the 1930 s. Attention is paid to principal questions of technical service and repair of the MTS machine-tractor park.

Текст научной работы на тему «К вопросу о техническом обслуживании и ремонте техники в машинно-тракторных станциях Восточной Сибири в 1930-е гг»

Подведём итоги. Важнейшим фактором интеграции науки и производства является обеспечение научной обоснованности рекомендаций, что достигается постоянным вниманием учёных к методологическим и методическим проблемам аграрной науки. Использование административных подходов в организации внедренческой деятельности неоднократно в прошлом приводило к насаждению в сельскохозяйственную практику приёмов, ведущих к снижению экономических показателей. Напротив, достижения были обусловлены перенесением в государственной политике акцентов с административных на экономические методы.

Библиографический список

1. Вестник сельскохозяйственной науки. - 1958. - № 9. - С. 6.

2. Государственный архив Алтайского края. Ф. 181. Оп. 4. Д. 307. Л. 12-13.

3. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7486. Оп. 9. Д. 6. Л. 230.

4. Вестник сельскохозяйственной науки. - 1965. - № 5. - С. 104.

5. Архив Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Оп. 1. Д. 285. Л. 1-2.

6. Сборник научных работ, посвященных 170-летию Сибирской аграрной науки. В 2-х т. Т. 2. Селекция и семеноводство, механизация / СибНИИСХ. - Омск: Фрактал, 1998.

7. Трейси, М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику; пер. с англ. / М. Трейси. - СПб.: Экономическая школа», 1995. - 431 с.

8. Вавилов, Н. И. Организация сельскохозяйственной науки в СССР: Избранные статьи и выступления. - М.: Агропромиздат, 1987. -384 с.

9. Рычков, А. В. Научно-внедренческая «эквилибристика» Т. Д. Лысенко / А. В. Рычков // Омский научный вестник. - 2013. - № 4 (121). -С. 16-20.

© Рычков А. В., 2015

УДК 94 (47). 084.6

К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТЕХНИКИ В МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1930-е гг.

О. Н. Шулбаев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается проблема формирования и развития ремонтно-технической базы машинно-тракторных станций Восточной Сибири в 1930-е гг. Обращается внимание на основные вопросы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка машинно-тракторных станций.

Ключевые слова: машинно-тракторные станции, машинно-тракторные мастерские, ремонт техники, Восточная Сибирь, тракторы.

Отечественная историография располагает значительным количеством научных статей и монографий, освещающих различные аспекты работы машинно-тракторных станций (далее - МТС) Восточной Сибири. В том числе достаточно полно изучены и освещены деятельность политотделов МТС в 1933-1934 и 1941-1943 гг., специфика формирования механизаторских кадров и производственных взаимоотношений между МТС и колхозами и др. В то же время такие аспекты деятельности МТС, как подготовка кадров ремонтных рабочих, развитие ремонтно-технической базы по обслуживанию тракторов и сельскохозяйственной техники, не получили достаточной разработки и требуют дополнительного изучения и осмысления. В связи с этим актуальным является освещение основных вопросов технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка МТС Восточной Сибири в 1930-е гг.

Отправной точкой создания МТС В Восточной Сибири, функционировавших в виде специальных государственных предприятий, стало начало 1931 года, когда «было организовано 11 МТС с общим числом тракторов 349 единиц» [1, с. 40]. На начало 1939 года в основных районах Восточной Сибири - Бурят-Монгольской АССР, Иркутской области, Красноярском крае, Читинской области - уже функционировали 244 МТС [2, с. 68].

Техническую базу первых МТС составляли в основном импортные тракторы таких марок, как «Катерпил-лер», «Интернационал», «Кейс» и др. Уязвимой стороной использования этой техники было отсутствие должного количества запасных частей, плохое качество узловых деталей и дефекты сборки. Вскоре на смену им поступили в эксплуатацию отечественные тракторы марок СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ. И уже в 1935 году удельный вес тракторов отечественного производства в общей численности тракторного парка МТС Восточно-Сибирского края составил 93,4 %, Красноярского края - 93,1 % [3, с. 680]. Но, несмотря на новое поступление техники в МТС, количество поломок и выхода её из строя не уменьшилось.

Эффективная эксплуатация тракторов и их обслуживание во многом зависели от уровня квалификации трактористов. Как показала практика, большинство из них владело лишь элементарными навыками управления и основами материально-технического обслуживания техники. К примеру, в 1931 году «одна треть тракторного парка МТС Восточно-Сибирского края, проработавшего всего один год, в среднем 2 100 часов, потребовала капитального ремонта. Основными причинами выхода из строя техники были варварское обращение с тракторами и плохая подготовка кадров» [4, с. 25-27]. Последнее было вызвано высокой текучестью кадров трактори-

стов, которая, по данным Ю. В. Арутюняна, «в летнее время 1931 г. в Восточной Сибири достигала 30 %» [5, с. 28]. В целом, по стране «до 1933 г. из МТС ежегодно выбывала почти половина механизаторов, в последующий период (1934-1939) в течение года выбывала примерно четверть механизаторов» [5, с. 47].

Наряду с этим руководство МТС выделяло и такие причины, как «неудовлетворительная организация полевого ремонта и профилактического осмотра. Старшие механики, разъездные механики, ремонтные бригады в ряде МТС плохо выполняли свои обязанности по организации технического ухода и надзора за эксплуатацией техники, не проводили вовремя инструктаж, выступая в качестве сторонних наблюдателей...» [6, с. 13-14]. Между тем перед директорами и инженерно-техническим составом МТС «ставилась задача делать упор на проведение текущего и среднего ремонта, а не капитального, увеличение плана которого, как правило, они требо-вали»1.

Крупным недостатком при создании новых МТС являлось то, что уделялось мало внимания созданию производственной инфраструктуры. Ремонт техники в МТС производился в различных временно приспособленных помещениях, как то: «часовнях, материальных складах, конюшнях, амбарах, сараях. Примитивные мастерские не были обеспечены оборудованием, не хватало фрезерных, строгальных станков, электросварочных аппаратов. Зачастую МТС не имели цехов по ремонту моторов и их силовым испытаниям, а также по проведению электросварочных и вулканизационных работ»2. Таким образом, осуществлять качественный ремонт в таких условиях было достаточно сложно.

В связи с этим одной из первоочередных задач для МТС, не располагавших значительным числом техники, было создание собственных ремонтных мастерских. На базе последних в 1934 года началось строительство машинно-тракторных мастерских (далее - МТМ) для осуществления капитального и среднего ремонта техники. К началу 1935 года в системе МТС Восточной Сибири имелась 71 МТМ [3, с. 679].

Важно подчеркнуть, что введение в строй новых МТМ из-за переходящего из года в год строительства значительно отставало от темпов роста технического парка МТС. Это привело к тому, что машинно-тракторный парк МТС Восточной Сибири не был обеспечен соответствующей сетью МТМ. Например, в 1938 году в Красноярском крае доля МТС, не располагавших мастерскими для проведения текущего и капитального ремонта, составляла 51,7 % от их общего числа, в Иркутской области - 40,7 %, в Читинской области - 86,4 %3 [7, с. 3].

Ярким примером может служить ремонтная база МТС Иркутской области, которая состояла «в 1938 г. из 8 хозрасчётных МТМ и 27 мастерских текущего ремонта при МТС, рассчитанных на обслуживание 61 МТС»4. Так, «при подготовке к осенне-зимнему ремонту 1938-1939 гг. выяснилось, что в мастерских при МТС нет достаточного количества оборудования, в частности, не хватало 16 токарных и сверлильных станков, 3 испытательных стендов, 15 автогенных аппаратов. Наряду с этим, остро возник вопрос с финансированием, то есть вместо запланированных на 4-й квартал 1464 тыс. руб. было выделено 550 тыс. руб. В результате к февралю 1939 года план капитального ремонта тракторов был выполнен на 67,2 %, а текущего на 38,2 %. В итоге непосредственно перед уборкой урожая в 1939 г. из 709 комбайнов по области было отремонтировано только 330 или 45,8 %»5. Из приведённого примера видно, с какими трудностями сталкивались МТС при проведении ремонта техники.

Одним из важных вопросов деятельности МТС являлось налаживание работы по организации и проведению осенне-зимнего ремонта машинно-тракторного парка. Особенно это касалось сроков и качества выполнения ремонтных работ. Например, «в сводке об итогах ремонта и состоянии тракторного парка Восточно-Сибирского края за весну 1933 года указывалось, что ряд директоров МТС, МТМ и работников Трактороцентра не осуществили своевременный и качественный ремонт тракторов и предоставили неверные сведения о ремонтных работах»6. Это свидетельствовало о том, что в большей части МТС затягивались сроки проведения ремонтных кампаний, основной причиной которых являлись неподготовленность мастерских и оборудования к осенне-зимнему ремонту. Это, в свою очередь, вело и к вынужденным простоям в работе ремонтных рабочих.

Часто вина за неподготовленность к ремонтным работам ложилась на руководителей МТС, которые основное внимание уделяли выполнению плана уборочных работ, отодвигая тем самым начало ремонта техники на более поздние сроки. Нередко срывы по ремонту тракторов, плохое качество запасных деталей списывались на происки и вредительство со стороны кулаков. Так, «в Нерчинской МТС Читинской области была вскрыта и ликвидирована контрреволюционная вредительская группировка в составе: заведующего МТМ, старшего механика, заведующего складами МТС и МТМ, которая своими действиями вызвала порчу дефицитных импортных деталей на сумму 100 тыс. руб. по государственным ценам» [8, с. 692-693]. В Колмаковской МТС Красноярско-

1 Национальный архив Республики Бурятии (НАРБ). Ф. Р.-1145. Оп. 1. Д. 24. Л. 46, 47.

2 Национальный архив Республики Бурятии (НАРБ). Ф. Р.-1145. Оп. 1. Д. 24. Л. 46, 47.

3 ГАЧО. Ф.П-3. Оп. 1. Д. 153. л. 117-118; Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 1. Д. 117. Л. 35,41.

4 ГАЧО. Ф.П-3. Оп. 1. Д. 153. л. 117-118; Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 1. Д. 117. Л. 35,41.

5 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 117. Л. 35,41; Д. 177. Л. 236, 449; Д. 181. Л. 322, 324-325.

6 ГАНИИО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 483. Л.14.

го края «в марте 1933 г. за вредительство (порча трактора, лезвий лемехов плуга) были арестованы 6 человек, в том числе механик, кузнец МТС» 1.

Следует отметить, что в МТС Восточной Сибири стоимость капитального ремонта тракторов на 100 га условной пахоты в среднем составляла 76 руб. 15 коп., в то время как по РСФСР она равнялась 56 руб. 70 коп. [9, с. 91-93]. Это говорит о повышенных расходах в МТС на капитальный ремонт, вызванных как объективными (большие транспортные издержки по доставке запасных частей), так и субъективными причинами (завышение плана ремонта техники в МТС). Например, «директора МТС требовали увеличения плана капитального ремонта за счёт снижения среднего. В результате по отдельным МТС Бурят-Монгольской АССР план ремонта к наличию тракторов был завышен от 60 % до 80 %»2.

Другой важной задачей было комплектование МТМ квалифицированными кадрами ремонтных рабочих. К 1937 году в МТС Восточной Сибири доля постоянных рабочих в ремонтных мастерских составляла в среднем 11,2 % от общего числа работников МТС [9, с. 91-93]. Исходя из того, что «в 1936 г. в СССР на одну МТС средних размеров приходилось по 400 человек, в том числе 40 квалифицированных ремонтников», в Восточной Сибири ремонтные мастерские МТС были укомплектованы согласно штатному расписанию [10, с. 372]. Однако, по мнению Ю. В. Арутюняна, в начале 1930-х гг., «квалификация ремонтных рабочих была невысокой. Ежегодно из МТС увольнялось до 40 % ремонтников. На их место приходилось брать новых, только обученных. В результате большая часть рабочих не имела опыта работы» [5, с. 20-21]. Вследствие этого ремонт в чаще всего выполнялся не штатными ремонтниками, а трактористами, которые до конца полевых работ находились в тракторных бригадах. Естественно, это отражалось на качестве ремонтных работ.

В связи с этим в МТС была введена так называемая «ликвидация обезлички», то есть «закрепление каждого тракториста, на период проведения ремонта, за тракторами, на которых они работали или будут работать в следующем сезоне. При этом директорам МТС запрещалось перемещать трактористов с одного трактора на другой»3. Острую потребность МТС испытывали и в руководящих инженерно-технических кадрах. Например, в Красноярском крае в 1938 году «на 100 МТС имелось всего 88 старших механиков, из которых 13 имели специальное техническое образование, а остальные - с краткосрочными курсами и выдвиженцы, вовсе не имеющие технической подготовки» [7, с. 3].

Важное значение имела и слаженная работа МТС с МТМ и системой государственного снабжения сельского хозяйства - «Сельхозснабом». МТМ и «Сельхозснаб» осуществляли снабжение ремонтных мастерских МТС необходимыми запасными частями и оборудованием. В некоторых случаях руководство МТС указывало на неудовлетворительную работу этих организаций. К примеру, «значительная часть запасных частей, полученных Саянской МТС от Березовской МТМ, оказалась недоброкачественной; что привело к тому, что МТС не имела запасных поршней, колец, баббита, свечей... Директора МТС также отмечали, что, при наличии на складах «Сельхозснаба» запасных частей к технике, МТС испытывали в них большую потребность»4.

Нередко возникали ситуации, когда МТС «в результате перерасхода средств на текущий ремонт и недофинансирования со стороны Народного Комиссариата Земледелия СССР не имели возможности выкупить запасные части в период проведения капитального ремонта»5. Перебои в централизованном снабжении запасными частями и их дефицит заставляли государственно-партийные органы изыскивать резервы на местах. К примеру, СНК Бурят-Монгольской АССР обязал предприятия местной промышленности осуществить ускоренными темпами изготовление новых и реставрацию старых деталей для МТС. Кроме того, «состоялся переучёт наличия запасных частей в МТС республики с целью выявления излишков и их перераспределения. В некоторых МТС была произведена разборка складов хранения выбракованных деталей и отобраны детали, годные для реставра-ции»6.

В конце 1930-х гг. в Бурят-Монгольской АССР начинает внедряться комплексный технический уход за тракторами в период эксплуатации, то есть своеобразная профилактика по предотвращению серьёзных поломок. В частности, «в каждой МТС создавались 2-3 тракторные бригады, которые комплектовались из лучших трактористов-стахановцев. Для этих бригад по линии «Сельхозснаба» выделялись специальные наборы инструментов для полевых мастерских. Таким образом, эти бригады становились опорными пунктами в МТС для популяризации лучших методов эксплуатации тракторного парка»7. И всё же, несмотря на ряд предпринятых мероприятий, вопросы по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка МТС не были сняты с повестки дня.

Необходимо отметить, что проведение технического обслуживания и ремонта техники в МТС зависело от множества факторов, которые, накладываясь друг на друга, усугубляли существующее положение в этой сфере. По сути дела, возникал своеобразный замкнутый круг, иначе говоря, некачественно проведённый осенне-зимний ремонт вёл к поломке и простоям техники в посевную и уборочную кампании. В свою очередь, теку-

1 Архив города Минусинска (АГМ). Ф. Р - 497. Оп.2. Д.36. Л.57.

2 НАРБ. Ф. Р. - 1145. Оп. 1. Д. 24. Л.44.

3 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 177. Л.449; Д. 181. Л. 322, 324.

4 ГАНИИО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 483. Л.14.

5 НАРБ. Ф. Р. - 1145. Оп. 1. Д. 24. Л. 49.

6 НАРБ. Ф. Р - 1145. Оп. 1. Д. 63. Л.1-3.

7 НАРБ. Ф. Р - 1145. Оп. 1. Д. 110. Л. 29.

щий и средний ремонт в тракторных бригадах проводили наспех ввиду лимита времени, так как требовалось выполнить обязательства по тракторным работам. В итоге техника МТС быстро изнашивалась и требовала проведения капитального ремонта, на который у МТС в результате незапланированных расходов на текущий ремонт порой не хватало средств и квалифицированных кадров.

Практически на всём протяжении 1930-х гг. положение с обслуживанием техники в МТС оставалось крайне неудовлетворительным. Так, Народный комиссар земледелия СССР И. А. Бенедиктов в своей речи 27 мая 1939 года отмечал, что «до сих пор в значительном количестве МТС игнорируется технический уход за машинами, чем наносится ущерб государству, так как это вызывает перерасход запасных частей, перерасход средств на ремонт, на горючее и недовыполнение плана тракторных работ» [11, с. 85].

В заключение отметим, что с увеличением машинно-тракторного парка МТС всё большую значимость приобретало его техническое обслуживание и поддержание в рабочем состоянии. Низкая квалификация трактористов, нехватка инженерно-технических кадров, недооценка технического ухода и игнорирование профилактических мероприятий по обслуживанию техники приводили к частым авариям и увеличению затрат на внеплановые ремонтные работы. Как показывает исследование вопроса, в Восточной Сибири существовал целый комплекс проблем, связанных с проведением текущего и особенно капитального ремонта машинно-тракторного парка. Часть из них была обусловлена несвоевременной подготовкой мастерских МТС и МТМ к проведению ремонта. Большинство МТМ испытывало нехватку оборудования, ремонтных материалов, запасных частей, инструментов, постоянных кадров ремонтных рабочих. Возникали перебои по обеспечению МТС запасными частями и инструментами по линии «Сельхозснаба». В результате большинство МТС не справлялись с выполнением плана осенне-зимнего ремонта в отведённые сроки. Всё это свидетельствует о том, что в течение 1930-х гг. развитие инфраструктуры ремонтных мастерских МТС и МТМ происходило непропорционально росту количества тракторов и сельскохозяйственных машин в МТС. В этих условиях охватить качественным ремонтом и сервисом машинно-тракторный парк МТС Восточной Сибири было практически невозможно.

Библиографический список

1. Сельское хозяйство Восточно-Сибирского края за 1932 и 1933 гг. - М.; Иркутск: ОГИЗ, 1934. - 213 с.

2. Сельское хозяйство Союза ССР (статистический справочник) / под ред. И. В. Саутина. - М.: Госпланиздат, 1939. - 225 с.

3. Сельское хозяйство СССР. Ежегодник 1935 / отв. ред. А. И. Муралов. - М.: Сельхозгиз, 1936. - 1467 с.

4. Маненков, Д. МТС Востсибкрая / Д. Маненков. - M.; Иркутск: ОГИЗ, 1932. - 52 с.

5. Арутюнян, Ю. В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929-1957 гг. (Формирование кадров массовых квалификаций) / Ю. В. Арутюнян. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 341 с.

6. Дорофеев, П. От победного сева - к победной уборке / П. Дорофеев // За победную уборку урожая [Сборник статей работников политотделов МТС Восточносибирского края]. - М.: Иркутск, 1934. - С. 3-38.

7. Образцово отремонтировать тракторный парк // Красноярский рабочий. - 1938. - 27 ноября.

8. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. В 5 т. 1927-1933 гг. Т. 3. Конец 1930-1933 гг. / под ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л. Волы. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. - 1008 с.

9. МТС во второй пятилетке: Статистические материалы. - М.-Л.: Госпланиздат, 1939. - 132 с.

10. История социалистической экономики СССР. В 7 т. Т. 4. Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР. 1933-1937 гг. / АН СССР, Ин-т экономики; ред. В. А. Виноградов [и др.]. - М.: Наука, 1978. — 519 с.

11. Бенедиктов, И. А. Речь Народного Комиссара Земледелия Бенедиктова И. А. (27 мая 1939 г.) / И. А. Бенедиктов // Третья сессия Верховного Совета СССР. 25-31 мая 1939 г. Стенографический отчёт. Издание Верховного Совета СССР, 1939. С. 80-88. [Электронный ресурс]. - URL: http://doc20vek.ru/node/3025 (дата обращения: 18.12.2014).

© Шулбаев О. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.