Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МАСТЕР-ПЛАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рассохина Т.В.

Проведен анализ проблем и противоречий, возникших в терминологическом аппарате исследований пространственного развития туризма в свете принятия в Российской Федерации новых нормативных стратегических документов. Предложено введение в понятийный аппарат экономической науки нового расширенного понятия туристской территории, которое является актуальным на современном этапе развития научной теории и практики в сфере туризма и рекреации. Обосновано соотношение понятий «туристская территория», «туристская дестинация» и «территориальная туристско-рекреационная система».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рассохина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ESSENTIAL UNDERSTANDING OF TOURIST TERRITORIES

The article analyzes the problems and contradictions that have arisen in the terminological apparatus of research on the spatial development of tourism in the light of the adoption of new regulatory strategic documents in the Russian Federation. It is proposed to introduce a new extended concept of “tourist territory” into the conceptual apparatus of economic science, which is relevant at the present stage of development of scienti c theory and practice in the eld of tourism and recreation. The correlation of the concepts of tourist territory, tourism destination and territorial tourist and recreational system is justi ed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 338.48

Т.В. РАССОХИНА

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Проведен анализ проблем и противоречий, возникших в терминологическом аппарате исследований пространственного развития туризма е сеете принятия е Российской Федерации новых нормативных стратегических документов. Предложено введение в понятийный аппарат экономической науки нового расширенного понятия туристской территории, которое является актуальным на современном этапе развития научной теории и практики в сфере туризма и рекреации. Обосновано соотношение понятий «туристская территория», «туристская дестинация» и «территориальная турист-ско-рекреационная система».

Ключевые слова: туристская территория, туристская дестинация, территориальная ту-ристско-рекреационная система, стратегическое пространственное развитие, мастер-план.

The article analyzes the problems and contradictions that have arisen in the terminological apparatus of research on the spatial development of tourism in the light of the adoption of new regulatory strategic documents in the Russian Federation. It is proposed to introduce a new extended concept of "tourist territory" into the conceptual apparatus of economic science, which is relevant at the present stage of development of scientific theory and practice in the field of tourism and recreation. The correlation of the concepts of tourist territory, tourism destination and territorial tourist and recreational system is justified.

Keywords: tourist territory, tourism destination, territorial tourist and recreational system, strategic spatial development, master plan.

В 2020-2021 годах российский туризм, как и многие другие сферы экономической деятельности, находится в условиях трансформации и поиска новых решений, которые должны привести к реализации стратегических задач, определяемых государством в лице Президента и Правительства Российской Федерации. Сейчас туристская индустрия находится в начале нового этапа развития, который определяется «Стратегий развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» и Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства». Эти отраслевые стратегические документы являются частью национального процесса стратегиро-

© Рассохина Т.В., 2021

вания, который определяется указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», «Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2035 года» и иными документами.

В этих условиях одной из проблем, которые могут возникнуть, является несогласованность понятийного аппарата, принятого в научной среде при исследовании вопросов развития туризма. За многие годы сложилось множество понятий в рамках экономического и географического научного дискурса, которые дублируют друг

128 ВЕСТНИКРМАТ№ 3 • 2021

друга и иногда даже вступают в противоречие [2, 3, 10]. В науке сохраняется достаточно много понятий, которые возникли еще в контексте плановой экономики СССР и в современных условиях сложны в применении, требуют многочисленных допусков и условий. Терминология туристских дестинаций, принятая в англоязычной научной исследовательской среде и достаточно активно использовавшаяся в российских научных исследованиях последних 20 лет, так и не нашла единого понимания среди ученых и не была использована в нормативных документах [8, 9, 10, 12-14].

Понятие территориальных ту-ристско-рекреационных систем, зародившись и развившись в условиях географического дискурса, налагает некоторые ограничения при его употреблении в экономических исследованиях [4, 5, 7]. И оно не соответствует современной терминологии нормативных документов. При этом суть, заложенная в понятие территориальной туристско-рекреационной системы и всесторонне исследованная в географическом и экономическом научном дискурсе, безусловно, должна быть сохранена и трансформирована в новом сущностном понимании туристских территорий.

В современных документах стратегического планирования всех уровней основным термином, определяющим экономическое пространство как управляемую систему в определенных границах, стал термин «территория».

«Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года» является одним из ключевых государственных стратегических документов. Она содержит определения понятий «геостратегическая территория» и

«сельская территория». В развитие этой Стратегии Правительством Российской Федерации утвержден «План реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В этом плане в качестве одного из мероприятий (№ 21) обозначена «разработка федеральной схемы развития туризма, содержащей в том числе схему транспортного обеспечения развития приоритетных туристских территорий». Таким образом, концептуальная система ведущей стратегии Российской Федерации включает в себя понятие «туристская территория», но не дает его определения.

Понятие «туристская территория» впервые вводится в качестве одного из основных понятий в стратегический нормативный документ национального уровня в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденной 20 сентября 2019 года (далее - Стратегия). Оно определяется как «физическое пространство (муниципальное образование или группа муниципальных образований), которое характеризуется наличием общего туристского продукта». По мнению автора, это определение, вводя нужное и важное понятие, в расшифровке содержит очень серьезное внутреннее противоречие, предполагает исходное различие в толкованиях и не отвечает современным требованиям экономических и управленческих процессов. Так, говоря о «физическом пространстве», определение уточняет его как «муниципальное образование». При этом муниципальное образование - это часть социально-экономического пространства. Вводя в определение понятие «физическое пространство», авторы Стратегии, вероятно,

имеют в виду геосистему, являющуюся основой территории, что по сути верно, но прописывают это неудачно. Понятие «группы муниципальных образований» вызывает еще больше вопросов и непонимания. Такого термина нет ни в нормативной базе, ни в научной литературе. Привязка определения к понятию «туристский продукт» содержит еще одну серьезную ошибку с позиций нормативного регулирования, так как противоречит Федеральному закону «Об основах туристской деятельности».

Но Стратегия содержит еще и понятие «мастер-план развития туристской территории», которое по замыслу разработчиков документа должно уточнить понимание туристской территории, но, по мнению автора, только еще больше запутывает понятийный аппарат туристской сферы. Из определения в том числе следует, что мастер-план предполагается и регионального уровня, что важно для понятийного аппарата туристских территорий. Но концепция мастер-планов традиционна для градостроительства и архитектуры [6]. Они, конечно, важны, но не могут являться основным стратегическим документом развития туризма на территории. Они должны быть вторичны по отношению к стратегиям и программам устойчивого развития туристских территорий.

Таким образом, автор считает, что введение в понятийный аппарат экономической науки нового расширенного понятия «туристская территория» является необходимым и актуальным на современном этапе развития научной теории и практики в сфере туризма и рекреации. Приведенные противоречия вызвали необходимость в научном обосновании термина «туристские территории». При формировании нового

понятийного аппарата автор стремится заложить в теоретические подходы следующие принципы:

1. Принятие приоритетности социально-экономического подхода при определении туристских территорий.

2. Преемственность научного знания и применение в новом определении туристских территорий значимых закономерностей, которые были выявлены при исследовании территориальных туристско-рекре-ационных систем и туристских де-стинаций. Эти понятия не противоречат друг другу, но дополняют и уточняют.

3. Согласованность с понятийным аппаратом стратегических и иных регулирующих государственных документов, так как в условиях институциональной экономики именно они определяют практическое применение научных разработок.

Исходя из этих принципов, а также базируясь на теоретических подходах, проанализированных нами в более ранних работах [1, 8, 9], предлагаем следующее научное определение понятия: туристская территория - это территориальная социально-экономическая система, управляемая на определенном уровне регионального или муниципального управления, обладающая туристскими ресурсами и туристской инфраструктурой и формирующая условия для удовлетворения потребностей туристов и экскурсантов.

Ключевыми признаками туристской территории являются следующие параметры:

• Туристская территория является частью геосистемы (поверхности суши либо акватории) с границами, определяемыми государственным/

130 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2021

региональным/муниципальным территориальным планированием/ разграничением.

• Туристская территория обладает туристским ресурсным потенциалом, который складывается из комплекса природных, культурных, инфраструктурных и человеческих ресурсов, необходимых для удовлетворения туристских потребностей. Ресурсный потенциал определяется природными факторами, ходом культурно-исторического развития и особенностями экономического пространства территории, определяющими ее культурную идентичность, экологическую емкость и уровень социально-экономического развития.

• Туристская территория является управляемой системой, имеющей определенные органы государ-ственного/регионального/муници-пального и общественного управления, определяющие общую политику развития, формирующие инвестиционный климат, регулирующие правила перемещения туристских потоков.

• Туристская территория неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и для его потребления туристы должны физически присутствовать на территории.

• Туристская территория формирует условия для удовлетворения туристских потребностей не только туристов и экскурсантов, но и местного населения (рекреантов), тем самым влияя на качество жизни местного сообщества. При этом при избыточном и нерациональном распределении туристских потоков в системе могут возникать и нега-

тивные социальные и экологические последствия.

В понимании концепта туристской территории важным является установление соотношений этого понятия с предшествующими. По мнению автора, любая туристская территория является территориальной туристско-рекреаци-онной системой (ТТРС), при этом понятие ТТРС несколько более широкое и может включать системы, находящиеся в меньшей зависимости от административных границ, например особо охраняемые природные территории, имеющие особый статус федерального подчинения и находящиеся на территориях нескольких муниципальных образований. Или эти системы могут формироваться при развитии межрегиональных проектов, таких как «Золотое кольцо» или «Боспорское царство».

Понятие туристской дестинации в последние годы в российской науке [8, 9] все больше стало приобретать маркетинговое значение. В этом контексте экономическое понятие туристской дестинации определяется нами как территориальная туристско-рекреаци-онная система и/или туристская территория, обладающая сложившимся туристским продуктом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающим туристские потоки. Любая туристская дестинация является туристской территорией и обладает следующими специфическими характеристиками: выраженная конкурентоспособность на рынке туристских услуг, привлечение стабильных туристских потоков (возможно, сезонных), сложившаяся система управления, значимая роль в социально-экономическом развитии территории и осознанное принимающее сообщество. Но при этом далеко не

всякая туристская территория и/или ТТРС в своем развитии достигла уровня туристской дестинации.

Таким образом, сформированный в статье новый подход к пониманию термина «туристская территория» позволит более эффективно интегриро-

вать экономические исследования в области развития туризма в решение практических задач, которые стоят перед российскими региональными и муниципальными органами управления туризмом в свете решения стратегических задач.

^Ш ЛИТЕРАТУРА

1. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В. Концептуальный подход к созданию и внедрению системы управления устойчивым развитием территориальной туристско-рекреационной системы субъекта РФ (на примере Московской области) //Вестник РМАТ. 2019. № 4. С. 29-36.

2. Зигерн-Корн Н.В. Теоретическое обоснование государственной политики пространственного развития сферы туризма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». 2019. № 2. С. 30-39.

3. Котляков В.М., Кружалин В.И., Мажар Л.Ю. Теоретические основы развития туризма на межрегиональном уровне // Туризм и региональное развитие. 2020. № 1. С. 17-31.

4. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Кружалин К.В. Теоретико-методологические подходы к туристско-рекреационному проектированию // Вопросы географии. Вып. 139: Теория и практика туризма. М.: Кодекс, 2014. С. 100-121.

5. Кусков А.С., Домов Р.Г. Оптимизация пространственной картины российского внутреннего туризма в условиях реализации программно-целевого подхода // Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, социальный, правовой, экономический и экологический аспекты: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного педагогического университета, 2019. С. 125-130.

6. Малинова О.В. О реформировании территориального планирования в Российской Федерации в целях комплексного и устойчивого развития территории // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 4. С. 5-10.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Методологические подходы к проектированию и созданию мастер-планов туристской территории // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды XVМеждунар. научно-практ. конф. /под общ. ред. В.И. Кружалина. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. С. 47-56.

8. Рассохина Т.В. Пространства туристских дестинаций: экономический и маркетинговый концепт// Архитектура и строительство. 2017. № 1. С. 63-68.

9. Рассохина Т.В. Управление устойчивым развитием туристских дестинаций: теория и методология: монография. М.: Креативная экономика, 2018.320 с.

10. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации / Т.М. Валькова, В.И. Кружалин, К.В. Кружалин и др. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». 2019. № 2. С. 9-29.

11. Трофимов Е.Н. Развитие этнографического туризма в России//Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 3 (81). С. 9-17.

12. Christian M. Tourism global production networks and uneven social upgrading in Kenya and Uganda// Tourism Geographies. 2016. Vol. 18, № 1. P. 38-58.

13. The conceptual basis of the tourism and hospitality industry's development/ E.E. Konovalova, E.V. Yudina, Yu.M. Lagusev et al. //Journal of Environmental Management and Tourism. 2019. Vol. 10, № 4 (36). P. 864-868.

14. Tolle A. National planning systems between convergence and incongruity: implications for crossborder cooperation from the German-Polish perspective // European Planning Studies. 2013. Vol. 21, No. 4. P. 615-630.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.