Научная статья на тему 'К вопросу о сущности сознания и его структуры'

К вопросу о сущности сознания и его структуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3741
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ДУХ / CONSCIOUSNESS / SELF-CONSCIOUSNESS / SOUL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Тригубенко Ф. А.

В статье описывается и осмысливается сознание человека что является, прежде всего, получением знания, предполагающим стремление к истине, то есть наличие когнитивного начала. Но этим началом сущность сознания не исчерпывается. Сознание представляет собой единство психического состояния и функцию человеческого мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes and comprehend the mind of man that is, above all, knowledge, implying the pursuit of truth, that is, the presence of cognitive start. But this is the beginning of the essence of consciousness is not exhausted. Consciousness is the unity of mental status and function of the human brain.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности сознания и его структуры»

УДК 159.923.2

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ И ЕГО СТРУКТУРЫ

ТО A QUESTION ABOUT THE NATURE OF CONSCIOUSNESS

AND ITS STRUCTURE

С.И. Некрасов 1, Н.А. Некрасова 2, Ф.А. Тригубенко 3 S.I. Nekrasov, N.A. Nekrasova, F.A. Trigubenko

1 Московский государственный технический университет гражданской авиации.

Россия, 125493 Москва, Кронштадтский б-р, 20

2 3 Московский государственный университет путей сообщения, Россия 127994, г. Москва, ул. Образцова, д 9, стр. 9

1 Moscow State Technical University of Civil Aviation. Russia, 125493 Moscow, Kronstadt Boulevard, 20 23 Moscow State University of Railway Engineering, Russia 127994, Moscow, st. Obraztsova, d 9, p. 9

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье описывается и осмысливается сознание человека - что является, прежде всего, получением знания, предполагающим стремление к истине, то есть наличие когнитивного начала. Но этим началом сущность сознания не исчерпывается. Сознание представляет собой единство психического состояния и функцию человеческого мозга.

Resume. The article describes and comprehend the mind of man - that is, above all, knowledge, implying the pursuit of truth, that is, the presence of cognitive start. But this is the beginning of the essence of consciousness is not exhausted. Consciousness is the unity of mental status and function of the human brain.

Ключевые слова: сознание, самосознание, дух.

Key words: consciousness, self-consciousness, soul.

Сознание представляет собой единство психического состояния и функцию человеческого мозга. Сущность этого явления заключается в связывании вновь поступившей информации с прежним опытом, где человек выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя этому миру как субъект объекту, наделяя этот мир эмоциональной оценкой и созданием предварительного мыслительного образа о том, что происходит в окружающем материальном и в собственном духовном мире.

Таким образом, сознание есть знание о внешнем окружающем мире и своём внутреннем мире, которое совместно вырабатывается с другими людьми в форме языка. Вне знания нет сознания, но знание - это гносеологическая категория, а сознание - более широкое явление, охватывающее гносеологическую, психологическую, нравственную и другие сферы человеческой жизнедеятельности. Но человеком осознаётся не всё, что попадается на глаза, а лишь то, что является предметом его потребностей и интересов, чтобы ориентироваться в мире. Он воспринимает лишь то, смысл чего понимает и что ему сейчас необходимо для удовлетворения его интереса (то есть в контексте реальных событий). Осознать явление - значит включить его в систему своих знаний и соотнести их с определённым классом предметов. Познание же, в отличие от сознания, направлено на выявление сущности объекта, а то время как сознание - это осмысление значимости этого объекта для человека в данный момент.

Эмпирически сознательно-духовная деятельность предстаёт как непрерывный поток осмысления изменяющихся чувственных и умственных образов. Сознание — это целостность особого рода, где в виде внутреннего опыта возникают и проносятся единичные состояния, образы, мысли, впечатления, предвосхищая деятельность.

Сознание - это диалектическое единство Я и не-Я (внешняя действительность, объективная реальность, вплоть до своего тела и собственного Я), это такая динамическая система, где всякий психический акт соотнесён и взаимосвязан с внешним внеположенным бытием.

Сфера сознания - это единая конструкция внутри нашего умозрения (она не есть реальный объект), это единое пространство бытия - сознания, которое представлено в виде символов. Иначе, сфера сознания - это сфера символов, то есть семантическая сфера. При этом данные символы

должны быть поняты другими людьми, а это возможно только при возникновении определённого состояния сонастроенности, когда помимо словеснознаковых форм рождается особое поле понимания, когда в процессе коммуникации происходит «слияние» разных людей, то есть осуществляется взаимотождественность их сознания. В результате этого состояния рождается понимание.

Понимание - это не обязательно знание. Понимание - это бытийственная сторона знания. Знания всегда должны быть кем-то поняты. Но при взаимопонимании важно, что прогресс знаний заключается в том, что другой поймёт их иначе, найдёт в них новый ракурс и займёт в результате этого собственную уникальную позицию. Понять - значит найти своё место в мире, когда моё понимание становится составной частью этого мира. Любое состояние понимания человеком чего-то или себя самого рождает мысль. Поэтому в мире должно существовать некое предпонимание, подготавливающее акты мира, и человек может что-то понимать, когда есть бытийность понимаемого: не имея понимания языка, мы не способны обнаружить действие его механизма. Понимание вовсе не следует отождествлять с познанием.

Своей диалектической противоположностью сознание имеет бессознательное. Как сознание, так и бессознательное являются психическими актами. При этом понятие «психическое» шире понятия «сознание». Сознание включает в себя три пласта: низкий, основной и высший. Сознательные и бессознательные акты представляют собой основной пласт сознания. Низший его пласт составляют предсознание (свойственный новорожденным) и подсознание (самый глубинный его пласт, где хранится родовая человеческая информация). Высший же его пласт - это самосознание и сверхсознание. Психическое включает в себя все сознательные акты, но рассмотренные только как внутренние состояния человека, то есть психическое - это совокупность всех внутренних состояний сознания человека. Человек, как и другие биологические существа животного мира, отражает изменения внешнего мира в форме психических образов, создавая первоначальную чувственную модальность.

Противоположностью сознания мы считаем не психическое, а бессознательное. Вместе они (сознание и бессознательное) составляют диалектическую пару, ибо не существуют друг без друга, взаимодополняют одно другое и взаимопереходят друг в друга. Бессознательное отнюдь нельзя рассматривать как нечто низшее по отношению к сознанию. Для этого прежде всего надо проанализировать основные трактовки этого феномена, а затем определить его сущность.

Ещё Платон вводит понятие «анамнесис» для обозначения такого состояния человека, когда он припоминает в здешнем мире то, что ранее видел в мире потустороннем. Видимо, этим термином Платон и хотел описать процесс бессознательного, так как искать можно только то, что предварительно в человеке было заложено. Идея бессознательного обратила на себя внимание уже в Древней Греции. Но о том, что в человеческой натуре есть скрытые неосознаваемые знания, о наличии которых он сам может и не предполагать, начинают говорить только в эпоху Нового времени. Так, у Лейбница мы находим концепцию «неощутимых восприятий» («малых перцепций», которые обеспечивают непрерывность психической жизни и всеобщей взаимосвязи процессов), а Кант признавал наличие области тёмных представлений. Лейбницу и Канту противопоставили свои воззрения Декарт и Локк. Так, Декарт в истолковании бессознательного считал его явлением негативным, как выродившееся качество, то есть такое психическое явление, которое утратило качество сознаваемости. Локк же считал бессознательное положительным моментом психики человека, но не подлежащим активному осознанию.

Особую роль бессознательному как могущественной, антагонистической сознанию иррациональной силе отводил 3. Фрейд, считая, что только с помощью техники психоанализа бессознательное можно поставить под контроль сознанию. Но если у Фрейда основой бессознательных процессов является «либидо» - энергия сексуальных влечений, то у Юнга «либидо» - это уже весь поток витальнопсихической энергии, которому подчинена вся жизнедеятельность человека (как бессознательная, так и сознательная).

Такое же разное понимание мы находим и в оценке бессознательного. Если Фрейд представляет бессознательное как всё дурное, несовместимое с требованиями культуры и нашего сознания, Юнг - как символ Бога и источник откровения, то Фромм полагал, что обе эти оценки односторонни, и утверждал, что бессознательное - это всего лишь то, что мы отождествляем с нашим внутренним Я, то есть то, что исключено из внешнего, организованного и осознанного Эго (оно может быть и хорошим, и плохим). По Э.Фромму, бессознательное — это и не дракон, но и не Бог.

Новую лепту в понимание бессознательного внёс Д. Узнадзе, введя понятие «неосознаваемой психической установки» [4], согласно которой все поступки и мысли человека зависят от особого психического состояния - готовности к данному процессу. Именно она играет роль направленности человека на активность, являясь состоянием общей предрасположенности к действию. Установка имеет сложную структуру, которая состоит из эмоциональных, смысловых и поведенческих элементов. Он экспериментально доказал, что установка как неосознаваемая психическая деятельность является составным элементом акта сознания и любого человеческого действия. Поэтому сознание и бессознательное - это реальные стороны психики человека, которые обеспечива-

ют её единство [3]. Дух проявляет себя в человеке как сознательное и бессознательное, причём человеку в трансцендировании открывается именно духовное бессознательное - непостижимое и неосознаваемое при сохранении самопознания своего бытия. «Слой подсознательной духовности,

— по мнению В. Франкла, - содержит источники и корни всего сознательного. Другими словами: мы знаем и признаём не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в нём видим несущую основу всей сознательной духовности. «Я» не находится во власти «Оно», но дух покоится на бессознательном» [5, с. 96]. Он считает, что духовность - это не результат культуры, пришедшей извне. Духовное - это проявление природы человека, дремлющей в глубинах бессознательного и «подсознательного Бога».

Бессознательные процессы выполняют разгрузочную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, храня основной запас информации за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все доступные ему воздействия окружающего мира, но далеко не все из них становятся фактом сознания. Большинство информации автоматически закладывается в его память и также автоматически даёт о себе знать, когда эта информация необходима.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом. Процессу формирования самосознания предшествовал процесс формирования осознания родовым коллективом самого себя как единичного целого, сущность которого заключается в том, что человек мысленно не выделяет себя из него как особый центр интересов, а сливается с ним. Таким образом, первоначально не отдельный индивид, а род выделил себя из мира и противопоставил себя ему и другим людям. Отдельный человек выступал здесь как индивидуальное выражение общности коллектива. Самосознание у человека родового общества находится в зародыше и развёртывается в действительное самосознание лишь в период формирования классового общества, когда индивидуальная личность выделилась из общества, противопоставив ему себя как имеющая свои собственные потребности и интересы. Таким образом, личное самосознание формируется через противопоставление общественному самосознанию.

Самосознание своим предметом имеет сознание, а значит, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Его результатом является знание субъектом самого себя. Если сознание - это субъективное ориентирование человека в мире, то самосознание - это ориентировка личности в самой себе, в своих действиях, чувствах, мыслях, мотивах поведения, интересах. Если сознание есть знание о другом, то самосознание - это своего рода духовный «свет, обнаруживающий и себя в другом» [1, с. 201]. Самосознание - это способность человека взглянуть на себя со стороны, то есть критически осознать свои мысли и действия, а также противопоставить себя остальному миру. Но самосознание выглядит скорее не как монолог сознания с самим собой, а как диалог личности со своим опытом. Поэтому самосознание включает в себя и самопознание, и самоконтроль.

Самосознание - это осознание собственного Я: своего облика, мотивов поведения и идеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа. Его основой являются: выделение себя из круговорота событий и образ жизни, требующий от человека самоконтроля и принятия личной ответственности за свои поступки и действия, критерием которых являются другие люди, поэтому по своей сути самосознание диалогично: оно осуществляется через феномен другого сознания. И если сознание - это, прежде всего, знание, ибо предполагает, что объект знания свободно существует вне Я, то самосознание - это знание, которое не имеет свободы существовать помимо Я, внутри и вокруг Я. В своём сознании человек может себя спрашивать, исправлять ошибки, отвечать на вопросы. Поэтому благодаря возможности давать ответ самому себе и другим человек становится ответственным существом.

Самосознание всегда проявляется в двух основных модусах - самопознания и саморегуляции. Иногда же модусы сливаются, что проявляется в общении с самим собой.

Человек - единственное в мире существо, способное к трансцендированию, то есть выходу за пределы реальности. Но если человек не может стать элементом мира, из которого выросло сообщаемое ему знание, то он и не может его понять, и человек как бы «зависает» над неизвестным ему миром, поэтому познавательные структуры человека строятся как отвлечение от действий трансцендентального сознания от эмпирического бытия: мир не может породить не понимающее его существо. Эти структуры способны индуцировать эмоциональное, энергетическое и духовное поле, которое Мамардашвили называет «понимающей материей».

Кант предполагал существование особых устройств, которые могут производить опыт, но которые не рождены природой. Иначе, внутри разума появляются органы, которые не являются ни физическими, ни психическими устройствами, но, тем не менее, порождающие сам опыт. «Мы,

- пишет Мамардашвили, - познаём органами, которые не даны природой, но которые возникают и даны в пространстве мысли, переводящем человека в космическое измерение, которое прорезает всякое различие и протяжение культур и связывает - помимо этой горизонтали - по вертикали человеческое существо с возможностями Вселенной» [2, с. 306].

Особенностью личности, по мнению А.А. Ухтомского, является её способность самостоятельно создавать органы своей жизнедеятельности, которые непосредственно не связаны с биоло-

гическими и природными процессами. Он их назвал «функциональными органами», так как это такие новообразования материального субстрата, которые человек создаёт как инструмент своего развития сам. Л.О. Выготский называет их аффектно-смысловыми образованиями. С их помощью человек может мыслить и жить как духовное существо. К таким формам относятся: мышление, приёмы запоминания, воображение, построение образа, использование знака и т.п., а то, что они производят, М. Мамардашвили назвал «превращенными формами», потому что они, «являясь продуктом превращённых связей системы, в то же время самостоятельно бытийствуют в ней в виде качественно идеального явления «предмета» наряду с другими» [2, с. 269-270].

Феномен «превращённых форм» объясняет существование многих явлений, в частности, символические конструкции, иррациональные проявления, синкретизм и др. Они возникают в сознании человека в процессе синтеза целого комплекса ценностно-смысловых переживаний и содержатся в ментальности человека как бы в снятом виде. Взаимодействуя с эмпирическими явлениями, функциональные органы проявляют себя в виде потенциальной трансценденции, входя в механизм духовной деятельности, сами являясь объективно существующим психическим механизмом. Они как бы усиливают психические переживания, создавая энергетическое духовное поле личности. Функциональные органы позволяют человеку настраиваться на восприятие трансцендентальных форм, взаимодействовать с ними, генерировать энергию, необходимую для трансцендирования.

Учение Платона об идеях приводят к размышлению о наличии сверхчувственной реальности, стоящей над эмпирической. Для понимания сущности этой реальности необходимо рефлективное схватывание человеком в себе трансцендирующего его мира. Ухватить эту трансцендирую-щую силу можно только косвенно - через форму сознания. Удвоение человеком своего собственного отношения к миру происходит, с одной стороны, в опыте в виде предмета, а с другой - в виде сущности, идеи.

Поток сознания порождает в нас результаты, которые мы именуем нашими мыслями, чувствами, переживаниями. Мы уверены, что породили их сами, благодаря нашим естественным способностям и силам. Но, как пишет Мамардашвили, их породили особые явления - артефакты, которые выполняют роль усилителей к нашим естественным возможностям. То есть третьи предметы, так как это и не физические явления, и не феномен сознания, а рождаемые предметами действия понимания. Волей или сознанием мы не можем производить эти действия: они производятся в нас этими предметами. Через них человек оказывается в пространстве порождённых мыслей. Без прохождения через эти артефакты, мысли не могли бы родиться.

Человек понимает мир при помощи артефактов (при этом он может и не понимать сами предметы). Артефакты - это искусственные образования, возникшие в нашей мыслительной деятельности, которая М.К. Мамардашвили называет органами, так как их особенность заключается в том, что они производят действие (и при этом не обязательно должны иметь особое устройство). Артефакты - это особые усилительные приставки к нашим ментальным и другим возможностям, благодаря которым мы оказываемся в пространстве порождённых нами же мыслей.

Человеку необходимо «рефлексивное схватывание» в себе трансцендирующего его мира, в результате чего происходит удвоение отношения к этому миру: есть предмет в виде опыта и есть предмет в виде идей (сущность). Появление этих идей рождает представление о сверхчувственной реальности, которая стоит над эмпирической реальностью. Но трансцендирование осуществляется не сверхчувственным образом, а через форму нашего сознания, поэтому в идее Платон описывает «жизнь сознания». Идея Платона - это особый текст сознания, результатом его прочтения выступают наши чувства, наши переживания. Но их породили не мы, с помощью наших естественных способностей и природных сил, а благодаря артефактам.

Таким образом, метасознание - сознание и символы в единстве порождают «функциональные органы», которые можно определить как особый психический механизм, возникающий на основе ценностносмыслового понимания явлений (потенциально заложенный в её ментальности, но проявляющий себя в трансценденции при взаимодействии с конкретным эмпирическим материалом), который способен изменить исходное содержание сознания и усилить эмоциональные переживания, становясь орудием её духовной деятельности.

Функциональные органы, появляясь, создают особые состояния и существуют внутри своей конструкции и только в момент своей реализации, поэтому в сознании нет ничего бывшего. Всё совершается только сейчас, когда всё только и имеет смысл. Таким образом, наше сознание - это такое временное пространство, где действуют особые усилители (артефакты) к нашим естественным возможностям.

Итак, мы приходим к следующим выводам. Во-первых. Дух, как многообразная субъективность человеческого бытия проявляет себя в разных формах сознания, на разных уровнях его развития и существования. Субъектом личность становится только в условиях социальной (то есть совместной с другими людьми) жизнедеятельности и основное её отличие от других живых существ - это способность создавать свой собственный субъективный мир. Эта способность могла сформироваться только при помощи «сознания», которое позволило личности выделить себя из окружающего мира в качестве субъекта и противопоставить себя этому миру, став личностью со

своим внутренним миром, не похожим на мир реальный. Во-вторых. Бессознательное является диалектической противоположностью сознания. Как сознание, так и бессознательное являются психическими актами. В-третьих. Самосознание своим предметом имеет сознание, а значит, противопоставляет ему самого себя. Но сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. В- четвёртых. Сознание порождает особые функциональные органы, которые способны изменять исходное содержание сознания и усиливать эмоциональные переживания, становясь орудием её духовной деятельности.

Список литературы References

1. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. - М., 1977.-Т.З.

Hegel G.W.F. Philosophy of soul / / Encyclopedia of Philosophy. - M., 1977.-T.Z.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992.

Mamardashvili M.K. As I understand the philosophy. - M., 1992.

3. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966.

Uznadze D.N. Psychological research. - M., 1966.

4. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии. - Тб., 1961.

Uznadze D.N. Experimental Foundations of Psychology. - Tb., 1961.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Frankl V. Man in search of meaning. - M., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.