Научная статья на тему 'Стенограмма заседания отделения психологии и возрастной физиологи РАО 15 апреля 2009 г. Доклад Валерии Сергеевны Мухиной "концепция феномена личности"'

Стенограмма заседания отделения психологии и возрастной физиологи РАО 15 апреля 2009 г. Доклад Валерии Сергеевны Мухиной "концепция феномена личности" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / STRUCTURE OF SELFCONSCIOUSNESS / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОБОДА / FREEDOM / СВОБОДА ВОЛИ / FREE WILL / ВЕЛИКОЕ ИДЕОПОЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / GREAT IDEOLOGY FIELD OF SOCIAL CONSCIOUSNESS / РЕАЛЬНОСТИ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / REALITIES DETERMINING DEVELOPMENT OF PERSONALITY / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / MECHANISMS OF EXISTENCE AND DEVELOPMENT OF PERSONALITY / ИДЕНТИФИКАЦИЯ-ОБОСОБЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОБОСОБЛЕНИЯ / INTERACTION OF IDENTIFICATIONSEPARATION/ INDIVIDUALIZATION / AUTONOMY / IDENTIFICATIONSEPARATION/INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

Анализируются условия, предпосылки и механизмы развития и бытия личности, структура самосознания и внутренняя позиция личности. Показано как в недрах идеополя общественного сознания формируются и трансформируются мифы и реалии представлений о человеке как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is can be found an analysis of conditions, prerequisites and mechanisms of existence and development of personality, structure of self-consciousness and internal position of personality. This work presents the formation and transformation of myths and conceptions about human being as personality in ideology field of social consciousness

Текст научной работы на тему «Стенограмма заседания отделения психологии и возрастной физиологи РАО 15 апреля 2009 г. Доклад Валерии Сергеевны Мухиной "концепция феномена личности"»

Научная дискуссия

стенограмма заседания отделения психологии и возрастной физиологии рао 15 апреля 2009 года

Доклад академика РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой психологии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Валерии Сергеевны Мухиной

концепция феномена личности

Аннотация. Анализируются условия, предпосылки и механизмы развития и бытия личности, структура самосознания и внутренняя позиция личности. Показано как в недрах идеополя общественного сознания формируются и трансформируются мифы и реалии представлений о человеке как личности.

Ключевые слова: личность; самосознание; структура самосознания; система ценностных ориентаций; самостоятельность; свобода; свобода воли; Великое идеополе общественного сознания; реальности, определяющие развитие личности; механизмы развития и бытия личности: идентификация-обособление; взаимодействие идентификации и обособления.

Annotation. There is can be found an analysis of conditions, prerequisites and mechanisms of existence and development of personality, structure of self-consciousness and internal position of personality. This work presents the formation and transformation of myths and conceptions about human being as personality in ideology field of social consciousness.

Key-words: personality; self-consciousness; structure of self-consciousness; system of value orientations; autonomy; freedom; free will; Great ideology field of social consciousness; realities determining development of personality; mechanisms of existence and development of personality; identification- separation/individualization; interaction of identification-separation/individualization.

Актуальность темы: Проблема исторического происхождения феномена личности, особенностей его развития в реальности внутреннего психического пространства человека и сущностные особенности личности, выражаемые в философии и психологических науках как объективно существующие и как мифологически представленные, является актуальной как для всех заинтересованных областей знаний, так и для каждого обыденного человека, стремящегося развить в себе «подлинно всеобщее» и «подлинно уникальное».

Разработанность и состояние проблемы: Концепция феномена развития и бытия личности разрабатывалась с 1960-х годов и разрабатывается поныне. В рамках этой проблемы мной опубликовано более 200 научных статей и около 50 изданий монографий и учебников на русском, на языках стран СНГ (прежде - союзных республик), а также на английском, арабском, болгарском, бенгали, греческом, испанском, маратхи, немецком, японском и др. языках мира. По учебникам (издаваемым с 1975 г. по настоящее время), ориентированным на проблемы развития и бытия личности, учатся студенты пединститутов и университетов многих регионов России.

Концепция лежит в основе практической работы по оказанию психологической помощи в экстремальных условиях (Около 15 лет работала с детьми и подростками детских домов СССР и России; руководила группой психологов при оказании психологической помощи в Армении: Спитакское землетрясение - 1988-1989 гг. - при содействии Советского Детского фонда; руководила группой психологов: оказание психологической помощи, исследовательская работа и обучение психологов в регионах пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС - с 1986 г. по 1998 г.; работала с детьми, пострадавшими при теракте в Буденовске - 1995 г.; руководила группой психологов при оказании психологической помощи детям Бесла-на - 2004-2005 гг. - при содействии Российского Детского фонда; руковожу работой по оказанию психологической помощи пожизненно осужденным - с 2001 по настоящее время - при содействии Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации). Кроме того, я работаю с отдельными индивидуальными случаями.

Область научных интересов: Психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Основными теоретическими позициями являются следующие концептуальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных

отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 - генотипа, врожденных особенностей; 2 - внешних условий; 3 - внутренней позиции. При характеристике личности человека на этапах онтогенеза, учитываются особенности социальной ситуации - бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия). Сюда же следует причислить и внутреннее пространство личности. Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания. Механизмы развития и бытия человека как личности - идентификация и обособление. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от особенностей индивидуального развития личности, ее внутренней позиции и социального окружения; звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции - культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а так же его индивидуальные позиции в мире.

Работа над концепцией осуществлялась с начала 70-х годов ХХ столетия. Научному анализу подлежали многие отрасли знаний заинтересованные в познании феномена человека (философия, психология, история, этнография, этнопсихология, культурология, этика, богословие, литература, живопись и др.). Эмпирические исследования осуществлялись: во многих регионах СССР и России (исследовались: малочисленные народности Севера и Дальнего востока; русские на Дальнем Востоке, о. Сахалин, в Архангельской обл.; народы Дагестана, Армении, Белоруссии, Украины, народы Молдавии, Казахстана, а также народы Болгарии, Испании, Китая, Индии, Монголии, Кореи, Вьетнама, Израиля, Колумбии, Кубы, Анголы, Бенина, Намибии, Чада, Нигерии, Конго, Мали, Сан-Томе и др. странах).

Личность - концептуальное видение социальной и индивидуальной сущности человека в его феноменологической представленности. Личность рассматривается в общекультурном полотне, в широком философском и духовном контексте.

Понятие «личность» требует определения единичного существа через его самосознание, систему ценностных ориентаций, свободу воли, самостоятельность и готовность к самостоянию.

Личность как феноменологическая сущность исторического развития человека может быть понята через анализ: условий развития и бытия личности; социальных ожиданий от человека как личности; внутренней позиции самой личности.

Условия развития и бытия личности представлены в концепции реальностей, развивающихся в процессе истории человечества. В моей теории представлены пять реальностей на пересечении которых развивается человеческая личность. Речь идет о реальностях: 1 - предметного мира; 2 - образно-знаковых систем; 3 - природы; 4 -социально-нормативного пространства; 5 - внутреннего пространства личности.

Концепция развития реальностей выстраивалась с помощью метода реконструкции значимых для меня теорий, отражающих идеи определяющие специфику условий развития и бытия личности.

Сюда были отнесены идеи Г.В.Ф. Гегеля о человеке как части всеобщей субстанции духовного. Отсюда вырастали сопоставимые мысли К. Маркса и Ф. Энгельса.

Сюда были отнесены идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что: «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов <...> различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой <...> физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествующими поколениями производительные силы и формы общения.». Идеи, сформулированные классиками философии дали основание рассматривать природу человека в двуе-динстве ее исторически сложившихся сущностей: человек как социальная единица и как уникальная личность.

Теоретическому анализу кроме того подлежали: идеи В.И. Вернадского о ноосфере; идеи Н. Винера об Управлении и связи в животном и машине; идеи Л.Н. Гумилева об историческом развитии этносов: этногенез и биосфера земли; идеи К. Поппера о трех мирах или универсумах - и целый ряд других идей и теорий, объясняющих путь человека к своей феноменологической сущности.

В результате долговременных исследований и трудоемких размышлений каждая реалия получила объяснительную презентацию в рамках целостной концепции феномена личности.

I — Презентация выявленных реальностей

1 - Реальность предметного мира

Создаваемый человеком предметный мир вывел его на исторический путь развития, обеспечив новые условия его развития и бытия, расширив потенциал его возможностей (развитие: высших психических функций, высших чувств и личностных качеств).

Реальность предметного мира как творение человечества - это особенная форма существования человеческой сущности, особые условия движения человека к себе как личности. Создание предметов, использование их по

функциональному назначению, моральные константы в отношении «человек - вещь - человек», духовно-эстетическое отношение к вещи, переживания красоты вещи и др. отношения к вещи развивают в человеке его сущностные особенности, создают условия для развития потенциала личности.

Однако, создавая предметный мир, человек творил и продолжает творить в поле общественного сознания амбивалентное отношение к вещам. Вещь обеспечивает и определяет бытие и расширяет возможности человека, при этом вещь может негативно влиять на человека и превратить его в быдло, покорное насилию предмета.

Предмет может встать над позитивными достижениями человека в отношении к вещи, поработить отдельного человека и большую часть общества.

Человечество должно одолеть зависимость от вещей, должно научиться сохранять баланс отношения к вещи между двумя тенденциями: 1 -ценностным, бережным и духовно-эстетическим отношением к вещи; 2 -зависимой от вещи позицией, когда вещь управляет эмоциями и поведением человека.

2 - Реальность образно-знаковых систем

Реальность образно-знаковых систем сформировалась в истории человеческого рода не только как условие, содействующее взаимодействию людей, обеспечивающее коммуникативную, сигнификативную, экспрессивную и прочие функции в их открытом предназначении, не только как некая концептосфера, не только как потенциально беспредельные условия для вариативности человеческого поведения, но и как условие организации и контроля за взаимодействиями людей внутри человеческих сообществ и за их пределами.

Реальность образно-знаковых систем - это потенциально бесконечные условия для вариативности человеческого поведения, но это и проницательное, взыскующее око общественного самосознания человечества.

Реальность образно-знаковых систем, безусловно, выступает как условие психического развития человека на всех его возрастных этапах. Эта реальность может стать средством заявления человека о себе как о личности. Речь идет не о пафосе провозглашения себя в качестве личности, а о том содержании монологической или диалогической речи, в котором проясняется позиция конкретного человека в отношении к другому человеку, к миру людей в целом, к самому себе. Тогда слушающие слышат, смотрящие видят и верят, что этот человек не сойдет с избранного пути, ему достанет силы духа, чтобы не изменить тому, о чем он так убедительно говорит.

Реальность образно-знаковых систем представляет собой сложившееся в истории многообразие условий развития и бытия человека, которое вращено в Великое идеополе общественного сознания. Реальность образно-знаковых систем, при всей исключи-тельности ее позитивного значения для человека (она - орудие психической деятельности; она -условие развития и бытия в максимальной бесконечности трансцендент-

ности; она - концентрированный способ хранения значений и смыслов более частных реальностей; она - кладезь потенциальных возможностей к творчеству; она - сущностная основа для развития личности и др.), может обратиться к человеку и негативной своей стороной.

Все виды образов и знаков отрабатываются в сознании человека в условиях игры, фантазирования и реального взаимодействия с другими людьми - в искусстве и обыденной жизни.

Реальность образно-знаковых систем позволяет человеку осознавать присущие ему субъектность и объектность. Эта реальность по своей феноменологической сути такова, что может возвышать человека до бесконечных пределов и низвергать его в тартар.

Реальность образно-знаковых систем как продукт развития и творчества человечества - это особенная форма существования человеческой сущности, особые условия движения человека к себе как личности.

3 - Природная реальность

Для развития человеческой духовности очень важно помнить о многообразии значений природы, которые сложились в истории человеческой культуры, а также о том, что человек - часть природы.

Для развития человеческой духовности столь же важно не забывать о предтечах нашего антропоморфного мифологического отношения к природе, когда природа воспринималась как субъект. Стихийно создававшееся антропомифологическое поле общественного сознания становилось составной частью Великого идеополя общественного сознания. Это поле сознания не только обусловило направление развития мышления и речи на определенных этапах становления человека, но и продолжает влиять на научное, художественное и обыденное сознание людей. В истории человечества антропомифологическое поле общественного сознания человека органично соединилось с самой природной реальностью. Природа, бывшая изначально до человека, сегодня может пониматься и как особая форма существования человеческой сущности.

В то же время выдающиеся умы человечества в веках истории, философствуя и размышляя о бытии, об условиях развития человека, ткут непростую, но чрезвычайно захватывающую внимание, мысль и дух человечества ткань идеополя общественного сознания в контексте отношения к природе. Речь идет об идеях, теориях, системах, классификациях, конструктах, отражающих и объясняющих природный мир посредством специального тезауруса. Объясняющих, в частности, природную реальность как явление и как условие развития и бытия человека, которые требуют от человека его объективного и субъективного отношения к природе.

Подобно тому как постепенно формировалась материально-энергетич еская структура планеты, называемая исследователями «цефализация», «психозойская эра», «ноосфера», формировались и новые составляющие идеополя общественного сознания.

Определив позицию отношения к природе не только как к объекту, но и как к субъекту и следуя этой позиции, человек может проявлять себя как личность. Реальность природного мира амбивалентна - она божест-

венное Творение, она результат эволюции. Она - хрупка и зависима от деятельности человека. В то же время она агрессивна и непобедима для человека. Соприкасаясь с явлениями и предметами природы - играя, мифологизируя и практически используя природу, человек приближается к постижению ее сокровенной сущности.

Реальность природного мира - это особенная форма существования человеческой сущности, особые условия движения человека к себе как личности.

4 - Реальность социально-нормативного пространства

Реальность социально-нормативного пространства, по существу, системообразующее понятие, которое включает в себя не только составляющие настоящий контекст обсуждения, но и представленные выше реальности: предметного мира, образно-знаковых систем и природы.

Реальность социально-нормативного пространства - живая жизнь человечества в его истории, сегодняшнем дне и будущем - определяет как развитие самих реальностей предметного мира, образно-знаковых систем, природы, так и развитие рефлексий на них самого человека, который постигает сущностные особенности социально-нормативного пространства через разнообразные способы присущей ему активности: игру, фантазирование, искусство и опыт обыденной жизни.

Реальность социально-нормативного пространства, таким образом, сопряжена с идеополем общественного сознания в перипетиях его развития во все исторические периоды, в том числе в настоящем и - в форме футуристических гипотез, утопий и антиутопий - в будущем.

Мы живем в тот исторический период, когда нам открылось объективное существование идеологического поля общественного сознания как феноменологическое явление, созданное человеческой культурой. Отсюда сверхзадачей современной психологии должно стать обращение к человеку, который сознательно развивает у себя высшие уровни реальности внутреннего пространства личности, сообразуясь с идеологическим полем общественного сознания, в котором он ищет опоры для утверждения своей внутренней позиции.

Реальность социально-нормативного пространства как продукт исторического развития человечества - это особая форма существования человеческой сущности, особые условия движения человека к себе как личности.

5 - Реальность внутреннего пространства

Реальность внутреннего пространства личности выступает как одно из условий творческой деятельности человека, как одно из условий развития реальности образно-знаковых систем отдельного человека, как одно из условий развития реалий Великого идеополя общественного сознания.

Реальность внутреннего пространства имеет две стороны: одна -зависимая от сознания, управляющая нашими намерениями, другая -произвольно протекающая независимо и вопреки сознанию (прилоги,

видения и др.). Обе эти стороны могут находиться в борении друг с другом. Человеку подчас вовсе нелегко дается самоопределение в отношениях со своим внутренним миром.

Образно-символический язык живописи, музыки, прозы и поэзии создает бесконечность нетрафаретного внутреннего пространства личности. Проживая свои чувства, образы и мысли, творец нового видения сущностных образов ищет способы их передачи другим людям. Конкретный человек как творец привносит во внешнюю реальность образно-знаковых систем свои исключительные образы и символы и тем самым восполняет и развивает реальность образно-знаковых систем Великого идеополя общественного сознания.

И все возвращается на круги своя: реальность образно-знаковых систем общественного сознания задает потенциал развивающейся личности, которая создает свое индивидуально неповторимое внутреннее пространство - образно-символический язык. Индивидуально неповторимый образно-символический язык творца уходит к людям, встраиваясь в уже существующую реальность образно-знаковых систем общества, порой давая обществу революционно новые способы замещений и знаковых выражений предметов и явлений.

Реальность внутреннего пространства человека как продукт исторического развития человечества - это особая форма существования человеческой сущности, особые условия движения человека через игру воображения, через рациональное планирование и через стихию чувств к себе как личности.

Феномен человека удивителен тем, что людям свойственно обмениваться своими внутренними мирами: в общении существуют обратимые связи, когда человек раскрывает свой внутренний мир другому человеку, а тот в ответ раскрывает свой мир.

На пересечении пяти реальностей формируется структура самосознания личности.

II — Презентация структуры самосознания и внутренней позиции личности

Условиями, определяющими ориентиры человека при развитии его самосознания, являются социальное окружение и пространство культурных слоев в виде знаний и чувств. Знания и чувства суммируются в Великом идеополе общественного сознания, в практическом опыте человечества и существуют в качестве внешних условий развития и бытия личности. Эти внешние условия влияют на формирование индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья самосознания, общие для всех и каждого по наименованию и культурному образу, но уникальные по их значениям и смыслам для каждого отдельного человека.

Структура самосознания, ложась в основу позиции человека в отношении к себе и другим, есть совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Исследуя десятки лет представителей разных культур, работая в качестве практикующего психолога с разными проблемами человека в возрасте от младенчества до глубокой старости, с людьми разных полов, в разных жизненных обстоятельствах, а также упорно изучая этнографические, психологические, философские и другие сопряженные с познанием человека труды (теории и эмпирические исследования), я пришла к выводу о том, что наше человеческое самосознание структурировано следующими основными его звеньями: имя; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время; социально-психологическое пространство. Эти звенья самосознания преломлены в сознании человека индивидуальным, но одновременно типическим образом. Структура самосознания детерминирована общими тенденциями развития человечества - она неизменна, но содержательное ее наполнение имеет свои особенности у разных народов в разные исторические периоды их развития.

Считаю правильным перейти к обсуждению феноменологии каждого из перечисленных звеньев.

II (1) — Структура самосознания

1 - Имя: социальный знак и индивидуальное значение

Имя нерасторжимо с местоимением «я», с физическим обликом, с индивидуальной духовной сущностью. Имя выступает как кристалл, который наращивает на себя другие звенья структуры самосознания личности. Каждый человек глубинно идентифицирован со своим именем вкупе со своей личностью. Каждый человек хотел бы сделать себе имя в соответствии с социальными ожиданиями. Человек обычно дорожит своим именем, как и своей честью. Но человек может и потерять свое имя вместе с потерей своего места в обыденной, нормированной общественными ожиданиями жизни.

У современного взрослого человека, как правило, уже нет той языческой привязанности к имени, которая наблюдалась у родового и средневекового человека. Однако в норме обыденной жизни человек научен дорожить своим именем.

Имя - первое звено структуры самосознания человека, которое позволяет иметь не только социальный знак, выделяющий и индивидуализирующий его среди других людей, но и глубоко интимную эмоциональную связь со своими телесными, психическими и социальными особенностями.

Имя презентирует человека в мире как принадлежащего к определенной культуре, выпестованного в истории его страны, верования, мифов и реальных событий, которые зафиксированы в историческом времени Великого идеополя общественного сознания.

Мы можем судить о ментальности личности по тому, какую позицию занимает человек по отношению к именам своего этноса, своей культуры, а также по отношению к именам людей, принадлежащих к иным культурам. Отношение к именам людей, живущих в мире, характеризует сущностные особенности человека.

2 - Притязания на признание

Притязание на признание - одна из основных категорий психологии личности. Мы можем судить о типе личности по тому, какую позицию занимает человек по отношению к месту среди людей, по отношению к пониманию им ожиданий от самого себя в мире, по отношению к избранному жизненному пути, когда социальное «пора» станет стимулирующим «пора» самого человека по отношению к своим амбициям и пониманию необходимости разумного контроля над ними.

Притязание на признание движет человека к достижениям в социальном пространстве и во внутреннем, духовном плане, но оно же глубоко травмирует в случае неуспеха, безынициативности, лености. Негативные страсти лишают человека способности дерзать и достигать желаемого. Но помнить об этом выше сил многих и многих людей.

Притязание на признание - второе звено структуры самосознания человека, которое позволяет ему развиваться в пространстве социальных отношений людей, реагировать на свой индивидуальный путь и осуществлять личностный рост в физическом, психическом и духовном отношении.

Человеческое бытие неотторжимо от социальных отношений людей и от притязаний на общественное признание.

Особенности притязаний на признание высвечивают сущностные соц иально-психологические характеристики человека.

3 - Половая идентификация: социальные ожидания и индивидуальные воплощения

Индивидуальное воплощение половой идентификации зависит от многих составляющих: от степени соответствия физического, телесного облика идеальному облику мужчины или женщины; от потенциала либи-дозной энергии и психологической готовности пользоваться ею в сексуальных отношениях; от социальных условий, окружавших человека в детстве и отрочестве; от образцов идентификации; от психического, социального и духовного склада личности мужчины или женщины; от внутренней позиции человека по отношению к себе как представителю пола; от внутренней позиции человека по отношению к своим жизненным целям; от отношения человека к семье и своим детям и др.

Половая идентификация - третье звено структуры самосознания человека, которое позволяет ему развиваться в пространстве социальных отношений людей, адекватно реагировать на свой индивидуальный путь и осуществлять личностный рост в физическом, психическом и духовном отношении.

Индивидуальное воплощение половой идентификации - динамически развиваю-щаяся сущностная характеристика человека как мужчины или как женщины.

Половая идентификация - чрезвычайно сложный процесс и личная деятельность самовоспитания самого человека. Здесь взаимодействуют: 1 - природно и генетически передаваемые особенности высокого или низкого, сильного или слабого сексуального потенциала человека; способы реагирования на сексуальный объект и психическая сензитивность;

2 - социальное окружение с его многообразием внешних культурных влияний, с его охваченностью историческим временем Великого идеопо-ля общественного сознания; 3 - позиция самого человека в отношении пути собственной половой идентификации - от внешних образа и поведения до идеалов, которые он выбирает для себя в качестве образца.

Мы можем судить о типе личности по тому, какую позицию занимает человек по отношению к проблеме половой идентификации, какие отдельные вопросы пола локализуют его внимание, как он интерпретирует те или иные факты индивидуальных проявлений человека и социальные ситуации как таковые, что привлекает его внимание в наибольшей мере.

Особенности половой идентификации человека характеризуют его сущностные черты. Мужчина - прежде всего тип личности. Женщина -прежде всего тип личности.

4 - Психологическое время личности

Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физи-ческого и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни в контексте субъективного восприятия временной непрерывности индивидуальной жизни.

Вместе с тем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и общечеловеческую культуру.

Время творимой человеческой истории и открываемой им истории Космоса пульсирует в самосознании человека. Как культура динамична в своей истории (ее настоящее существует через трансформации прошлого и через прогнозы будущего), так и психологическое время личности динамично в зависимости от значимых для нее обстоятельств: настоящее может изменять интерпретации прошлого и будущего, трансформируя прежние образы.

Соотнесение себя с культурными образами прошлого и будущего -естественная для бытия и развития человека позиция. Именно это дает возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей и отдаленной перспективе.

Психологическое время личности - четвертое звено структуры самосознания человека, которое позволяет ему стремиться осознавать свой уникальный путь индивидуальной жизни, стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях на всех этапах жизни.

Безусловно, человеческое бытие неотторжимо от времени. Но бытие не сводится только ко времени. Для временного существа, каковым является человек, оценка им времени своего индивидуального существования зависит от многих субъективных факторов. Когда человек стремится приблизиться к Великой истине, он создает множество картин и теорий о времени.

Психологическое время может быть сужено пределами отдельных событий, фактов, иллюзий индивидуальной жизни или расширено потенциалом мифологического, религиозного, большого исторического времени или лич-

ных переживаний человека, которые обладают протяженностью не только в прошлое, но и в будущее и которые придают особый окрас переживанию настоящего. Психологическое время при этом носит не только обратимый характер, но обладает возможностью выходить за пределы линейного времени.

Мы можем судить о типе личности по тому, какую позицию занимает человек в отношении к проблеме времени: в отношении мифологического, религиозного и научного постижения времени, а также в отношении Большого времени, связанного с историей человечества, родины, своего рода, и в отношении времени собственной жизни, входящих в Великое идеополе общественного сознания.

Психологическое время человека характеризует сущностные особенности его личности и определяет его типологию как личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 - Психологическое пространство личности

Психологическое пространство личности - индивидуальное переживание себя во всех сущностях пространства бытия: в пространстве природных, предметных, образно-знаковых и социальных реалий, а также в реальности внутреннего пространства.

Психологическое пространство человека как личности - это не столько внешние, физические условия его жизни и деятельности, сколько внутренний мир, построенный благодаря Великому полю общественного сознания в Большом времени, обусловленном историей человечества, а также благодаря собственной внутренней позиции человека по отношению к этим условиям, к миру и самому себе.

Психологическое пространство человека как личности строится на основе внутренней позиции, которая складывается в результате неких идеальных представлений о себе в обществе, на основе личного жизненного опыта и стремления отстаивать эти представления в проблемных ситуациях. Я убеждена, что устойчивым психологическим пространством обладает личность, контролирующая свои позиции не только в стабильном и определенном социуме, в межличностных отношениях, но и в экстремальных обстоятельствах природных катаклизмов и социальных катастроф. Безусловно, здесь нет полярных различий между людьми -многообразие различного и типического в социаль- ном пространстве людей создает неповторимую человеческую общность с бесчисленной вариативностью внутренних психологических пространств.

Психологическое пространство личности - пятое звено структуры само сознания человека, которое позволяет ему стремиться адекватно воспринимать свой уникальный путь индивидуальной жизни.

Структурные звенья самосознания, которые изначально лежат в поле общественного сознания, обусловленного большим историческим временем человечества, выстраиваются во внутреннем психологическом пространстве в соответствии с позицией самого человека.

Индивидуально-неповторимым образом у человека формируется отношение: к своему имени; к своим мечтам, жизненным целям через свои притязания; к реализации своей половой идентификации; к своему психологическому времени жизни; к своему психологическому пространству.

Психологическое пространство личности - это пульсирующая сущность самосознания человека; она может сужаться как шагреневая кожа в зависимости от объективных обстоятельств и субъективной позиции человека. Однако психологическое пространство личности может расти и расширяться вопреки обстоятельствам, когда человек субъективно заинтересован в этом и когда у него есть потенциал к наращиванию своего психологического пространства. Речь идет о жизнеспособной личности, ответственной за свою представленность в мире и причастной к жизни людей прошлого, настоящего и будущего.

Психологическое пространство человека характеризует его сущностные особенности и определяет его типологию как личности.

II (2) — Внутренняя позиция и чувство личности

Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях.

Структура самосознания личности — совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы - той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность.

Личность традиционно рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обусловленный конкретно-историческими условиями жизни общества. В то же время личность индивидуальна. Поэтому личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений.

Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла своего поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций. Личность создает индивидуально окрашенные ценностные ориентации, которые складываются у человека в его жизненном опыте, которые определяют выбор линии поведения и которые он проецирует на свое будущее. Внутренняя позиция, направленная на поиск своего места в мире и на развитие собственной личности, пробуждает дух.

В индивидуальном всегда просматривается всеобщее для человеческого рода. Всеобщее определяется закономерно возникающими в любых общественных отношениях людей ценностными ориентациями, формирующими содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Самосознание лич-

ности представляет такое в самом себе понятное единство, которое находит выражение в каждом из пяти вышерассмотренных звеньев структуры самосознания через контекст культурно-исторических условий бытия человека.

Личность - безусловно индивидуальное бытие общественных отношений. Личность всегда имеет свои собственные ориентиры в жизни - ценности, которые определяют ее внутреннюю позицию и ее поступки. Личность должна обладать способностью к свободе выбора, к самостоянию.

Личность, - при всей значимости условий ее развития и бытия, при всей значимости врожденных особенностей, - является творением самого человека, результатом его самосозидания.

Самосозидание - слово хотя и отсутствующее в словарях русского языка, но совершенно понятное русскому уху и русскому сердцу. Может быть, оттого, что в Новом Завете речь идет о созидании самого себя в любви (Еф. 4:16), может быть, оттого, что в русском языке так много сложных слов, первая составная часть которых - «само» - обозначает направленность действия на самого себя.

Система значений и смыслов, заложенных в языке и вообще в социальных ожиданиях людей, выступала и выступает сегодня как условие, побуждающее человека быть личностью и побуждающее к развитию чувства личности.

Однако возжелание, стремление быть личностью и реальная возможность человека проявлять себя в качестве личности - две разнящиеся линии сущностных его особенностей. Проявляя себя как личность, представ в общественном мнении как личность, человек порой проявляет слабость и, под напором обстоятельств, острой усталости или других причин, начинает поддаваться внешним влияниям и действовать спонтанно или конформно.

Быть личностью, по-моему, - неустанно трудиться душевно и духовно, стремиться созидать свой мир ценностей, сообразуя его с ценностями Великого идеополя общественного сознания, стремиться свободно и упорно их отстаивать в помыслах и поступках.

Быть личностью - созидание самого себя, творческая, ответственная, нескончаемая работа души и духа.

Быть личностью - способность к онтологическому переживанию бытия. Эта способность природно и духовно дана человеку: онтологическое переживание направлено на соединенность личностного бытия с общекосмическим бытием, в том числе с Великим идеополем общественного сознания.

Полагаю, что личность, где бы то ни было - в любой деятельности, проявляет себя через творчество: через самосозидание и созидание материализованных во всех известных реальностях творений.

Анализ особенностей реальности внутреннего пространства личности показывает нам восхитительную бесконечность внутреннего мира индивидуального человека.

Начиная с образов, выстроенных в нашем внутреннем плане, от телесных макро- и микродвижений, от природно и исторически сформировавшихся органов чувств до сложных образно-символических систем родно-

го и чужого языка, устной и письменной речи, языка прозы и языка поэзии, языка изобразительного искусства, языка музыки и многих других языков, человек создает в себе самом уникальное, внутренне ему присущее пространство. Внутреннее и внешнее взаимосвязаны.

Реальность внутреннего пространства не является застывшей структурой, раз и навсегда сложившейся. Реальность внутреннего пространства и состоит в том, что представляет собой живой, пульсирующий в своей возможной изменчивости мир, который имеет бесконечный потенциал к изменениям, развитию, творчеству и сохранению достигнутого.

III — Презентация механизмов развития и бытия личности

1 - Механизм идентификации: От подражания к рефлексирующей

личности

Я полагаю, что идентификация прежде всего обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Кроме того, идентификация содействует развитию таких позитивных качеств, как сопереживание, сорадость, толерантность.

Идентификация, имея происхождение из глубин природно обусловленных форм, отождествления внутри вида (особенно у социальных животных), развивается затем как социально-исторически обусловленный механизм присвоения, отождествления, подчинения и др. Идентификация развивается также и как способ сознательной регуляции развития и бытия конкретного человека как личности.

В качестве механизма отождествления человека по образу и подобию других людей идентификация определяет типологизацию человека референтными для него группами.

2 - Механизм обособления: От отчуждения к самостоянию личности

Я полагаю, что обособление прежде всего обеспечивает защиту индивидуально присущих человеку его личностных свойств, которые он усвоил через присвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения. Кроме того, обособление содействует развитию таких позитивных качеств, как самостояние и защита своих мировоззренческих позиций.

Обособление, имея происхождение из глубин эволюции, развивается затем как социально-исторически обусловленный механизм обособления и отчуждения. Обособление развивается также и как способ сознательной регуляции развития и бытия конкретного человека как личности.

В качестве механизма индивидуализации человека как личности обособление определяет внутреннюю позицию самого человека, его ценностные ориентации на себя как на социальную единицу и уникальную личность, способную к самоконтролю и к пониманию себя как свободной личности.

Идентификация и обособление имеют общее происхождение из глубин эволюции социально-исторических условий, которые пестуют, обучают и направляют развитие этих механизмов и способов бессознательного и сознательного взаимодействия людей друг с другом.

В качестве механизмов индивидуализации человека типология идентификации и обособления зависит от его генотипа и условий развития. В качестве механизмов индивидуализации человека как личности типология идентификации и обособления определяется внутренней позицией самого человека, его ценностными ориентациями на себя как социальную единицу и уникальную личность, его способностью к самоконтролю и его субъективным пониманием самовыражения себя как свободной личности.

3 - Нерасторжимые противоположности: Взаимодействие идентификации и обособления

Если я сочла правомерным рассматривать идентификацию и обособление раздельно друг от друга, то это не была дань традиционному анализу этих механизмов каждого самого по себе - в философии, психологии и других заинтересованных отраслях знаний. Я должна была презентиро-вать каждый из этих феноменов - идентификацию и обособление - в отдельной их ипостаси, в отдельных, присущих только им свойствах.

В том контексте, в каком я рассматриваю идентификацию и обособление, эти механизмы не разделены: они взаимодействуют друг с другом как две нерасторжимые противоположности.

Когда мы говорим об идентификации и обособлении, то здесь совсем другая шкала измерения - каждый из этих механизмов дает свои плюсы и свои минусы.

Идентификация и обособление в своих взаимодействии и взаимозависимости могли бы подлежать измерению особого прибора, если бы этот прибор показывал позитивную продуктивность или негативный провал, стоящие за тем или иным проявлением как идентификации, так и обособления.

В этой части работы я рассматриваю идентификацию-обособление как парный механизм развития и бытия личности. Механизм, который имеет как позитивные, так негативные стороны во всем диапазоне идентификации и обособления.

В то же время я глубоко заинтересована в том, чтобы показать, что иде нтификация-обособление могут на высшем уровне своего развития предстать перед нами в очаровании своего воздействия на человека в своих полетных, высших проявлениях в процессе создания художественных образов, в философствовании и в научных достижениях, а также в процессе их воздействия на человека как читателя, зрителя, слушателя и др. Иде нтификация-обособление, действующие во внутреннем плане личности, -те мощные факторы, которые определяют интенсивность психических процессов, качество самого творчества и высшие человеческие чувства.

Я полагаю, что феномен механизмов идентификации и обособления проявляет себя в контексте генотипа, условий и позиции самого человека.

Совершенно правомерно рассматривать развитие и функционирование механизмов идентификации и обособления в контексте биологических и социальных факторов, при этом следует иметь в виду и внутреннюю позицию человека по отношению к самим этим механизмам и к тому, как можно управлять ими.

Способность к элементарным идентификации и обособлению, безусловно, заложена в генотипических основах поведения живых организмов. Особенно отчетливо это проявляется у детенышей высших животных и у младенца - вплоть до взросления.

Весьма быстро через врожденную идентификацию, выраженную в ориентировочном подражании, а также через врожденное обособление, выраженное защитными реакциями, названные механизмы начинают интенсивно развиваться, подстегивая друг друга, под воздействием гено-типических оснований и условий жизни. Именно здесь мы можем наблюдать воссоединенность биологических и социальных факторов.

Особое место в развитии врожденных предтеч механизмов идентификации и обособления занимает социальное научение. Перестраиваясь и приобретая новые свойства, врожденные предпосылки идентификации и обособления вырастают в высшие, собственно человеческие механизмы развития и бытия личности, а также в осознаваемые способы и технологии идентификации и обособления.

Развиваясь в социальных условиях, вместивших в себя всю историю человечества, развиваясь в предметных, природных, образно-знаковых и социально-нормативных реалиях, создаваемых в процессе приспособления человека и овладения им миром, человек в своей индивидуальной истории бессознательно и сознательно проходит путь освоения механизмов (особых функциональных систем) идентификации и обособления. Эти механизмы могут снижать его до уровня примитивного создания в человеческом обличье, но могут и возвышать до высочайших проявлений на личностном уровне. Все зависит от того, сколь тонко рефлексирует отдельный человек на ситуации, на способы спонтанных и разумных побуждений к реагированию на эти ситуации. Все зависит от того, насколько способен человек управлять самим собой.

Идентификация-обособление - механизм развития и бытия личности, который содействует не только реальным взаимоотношениям людей в обыденной жизни, но и их фантазиям, видениям и эскапизму; не только обыденным отношениям людей, но и созданию произведений искусств писателями, художниками, музыкантами; не только играм и карнавалам людей, но и их способности лицедействовать и наслаждаться искусством лицедейства профессиональных актеров.

Идентификация и обособление в своей особой форме выразительности выступают в искусствах: как особые способы и техники актера - выразительности внешних и внутренних состояний изображаемых образов героев; как особые способы и техники рефлексии актера на свои собственные чувства, мысли, мотивы; как особое сценическое состояние отождествления себя с персонажем и обособление от него; как особое состояние публики (зрительское, созерцательное, музыкальное и др.), которая через опыт своих идентификаций и отчуждений проникается силой искусства до высоких чувств, восхищения, понимания и катарсиса.

Сегодня мы наблюдаем выраженную тенденцию новых проявлений человека: быть личностью постепенно становится осознаваемой и заявляемой ценностью нового поколения землян - не только в России, Европе и Америке, но и в Африке и Азии.

Быть личностью может стать целью.

Но в тоже время настойчивым рефреном звучит вопрос: а может, быть личностью - новый миф?

(Рецензии на справку к докладу и дискуссию по докладу читайте в следующих номерах)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.