Научная статья на тему 'К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина'

К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3397
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ергашев Е. Р.

Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина одна из основных задач органов прокурорского надзора. В тоже время сохраняется дискуссионность проблемы предмета прокурорского надзора за соблюдением данных прав и свобод. Реализация данной проблемы одно из мероприятий, клонящихся к построению правового государства. Правильно выбранное направление деятельности позволит обеспечить не только полному реализации функции прокуратуры, но и оптимальность ее результатов, сосредоточение усилий на решение самых насущных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

Ергашов Е.Р.

К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и

свобод человека и гражданина

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре РФ» одной из основных целей, стоящих перед органами прокуратуры, является защита прав и свобод человека и гражданина, поскольку без этого невозможно построение правового государства. Однако до настоящего времени остается дискуссионным вопрос о предмете прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

К основным положениям, характеризующим правовое государство, относятся гарантирование, охрана, защита и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Регламентированные Конституцией РФ основы правового статуса человека и гражданина включают в себя гражданство, конституционные принципы правового положения личности, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, то есть гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, а также их гарантии.

В действующей Конституции Российской Федерации указываются как права, так и свободы человека. Данные понятия, справедливо отмечает В.С. Шадрин, соотносятся между собой лишь как разные стороны одного и того же явления. Если акцентировать внимание на свободе, понимая под ней возможность человека распоряжаться собой по своему усмотрению, принадлежать самому себе, то это всегда предполагает пределы поведения индивида, обусловленные его пребыванием в человеческом обществе и необходимостью считаться со свободой других людей. Когда же речь идет о праве человека, то на первый план выходит объем допустимого поведения индивида, при котором он без умаления его человеческого достоинства может реализовать себя как свободная личность [1, с. 23-24].

К аналогичному выводу приводит и анализ международных документов о правах человека, в наименовании которых говорится только о правах, хотя в их тексте наряду с правами фигурируют и свободы человека.

Дефиниция права человека включает в себя возможности свободного самоопределения и жизнедеятельности человека в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Анализируя исследуемое понятие, А.В. Коровников приходит к выводу, что под правами человека следует понимать охраняемые государством, узаконенные возможности гражданина, его свободы что-либо делать, осуществлять [2, с. 22]. В литературе встречаются и иные суждения. Отдельные авторы под правами человека понимают: выраженные в норме права и закрепленную в ней свободу поведения индивида; его возможность пользования определенными благами; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, а также возможность обратиться в суд для защиты нарушенного права [3, с. 48]. В любом случае права человека выступают своеобразным «мерилом», основным критерием оценки качества государственности, степени его демократичности, приверженности правовым началам, нравственности, общечеловеческим ценностям, а прокурорский надзор за соблюдением данных прав и свобод выступает в качестве одной из публичных гарантий их реализации.

В теории российского конституционного права права и свободы человека и гражданина принято разграничивать на три основные группы.

Первую составляют личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение этой группы прав граждан имеет большое значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.

Во вторую входят политические права и свободы граждан. С их их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, а также их влияние на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, избирательные права и др.

К третьей группе относятся экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К их числу относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, включая право частной собственности на землю; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. [4, с. 140].

Именно соблюдение все трех групп прав и свобод составляет предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе преобладает суждение о том, что органы прокуратуры, осуществляя надзорные и ненадзорные функции, обеспечивают именно защиту прав и свобод человека и гражданина [5; 13; 14]. Представляется, что подобное суждение достаточно спорно. При исследовании данного аспекта необходимо обратить внимание на то, что в литературе термины «обеспечение», «охрана» и «защита» прав и свобод человека и гражданина получили различное толкование, в связи с чем возникает необходимость уточнения их содержания. Понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита». Оно включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование человеком социальными благами. Понятия «охрана» и «защита» чаще всего рассматриваются либо как тождественные [6, с. 95], либо «защита» понимается как более узкое понятие по сравнению с «охраной», либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием [7, с. 77-92].

Более правильной представляется позиция, в соответствии с которой «защита» понимается как составляющая понятия «охрана». Исходя из данного суждения под охраной следует понимать: с одной стороны, «взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушения прав, на устранение причин, их порождающих, и способствующих нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод», с другой - «принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке конкретными органами в целях восстановления нарушенного права» [8, с. 111]. Охрана прав и свобод человека и гражданина осуществляется в ходе деятельности органов и учреждений российской прокуратуры, а также других государственных органов.

Наиболее результативным способом охраны прав и свобод человека и гражданина является обращение в суд. Как действия, так и решения органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суде. Даже тогда, когда уже исчерпаны все внутригосударственные средства правовой охраны, лицо в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ вправе обратиться за защитой своих прав и свобод в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека в соответствии с международными договорами нашего государства.

В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ право обращаться в межгосударственные органы ограничено двумя условиями:

1. Соответствием этих действий международным договорам России.

2. Исчерпыванием внутригосударственных средств правовой защиты.

Анализ указанных норм Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что система охраны состоит из трех видов средств:

а) внутригосударственных;

б) внегосударственных;

в) межгосударственных.

Внутригосударственные средства включают в себя: судебное разбирательство, прокурорский надзор и правоохранную деятельность прокуратуры, административные действия органов исполнительной власти, деятельность Уполномоченного по правам человека и др. При этом под государственной охраной понимается деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, по выявлению и привлечению к ответственности виновных в нарушениях путем использования предусмотренных законом средств, методов, процедур.

Внегосударственная охрана включает деятельность неправительственных правозащитных организаций, а также самозащиту граждан путем обжалования неправомерных действий, нарушающих права и свободы, в судебном, административном порядке, прокурору либо путем обращения в неправительственные организации.

Межгосударственные средства предполагают деятельность международных организаций, одной из которых является Европейский суд по правам человека, призванных рассматривать жалобы по поводу нарушения прав на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу выражения своего мнения, на свободное передвижение и выбор места жительства и некоторых других [9, с. 4-7].

Важнейшую правовую категорию, характеризующую структуру, содержание и пределы деятельности органов прокуратуры, по защите прав и свобод человека и гражданина, представляют ее функции.

Функция прокуратуры - это обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг (вид) ее специфической деятельности, предопределенный социальным предназначением прокуратуры, с определенным предметом ведения и способами воздействия [10].

Деятельность прокуратуры направлена на решение задач по соблюдению Конституции РФ, исполнению законов и охраны прав и свобод человека и гражданина; она требует использования присущих данному органу полномочий и правовых средств. Названные элементы находятся в строгой взаимосвязи.

Основные направления деятельности прокуратуры определяются в ходе практической работы ее органов и учреждений, а затем находят свое отражение в решениях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

В совокупности правильно избранные направления деятельности позволяют обеспечить не только полноту реализации функций прокуратуры, но и оптимальность ее результатов, сосредоточение усилий на решении самых насущных проблем.

Изложенные в Федеральном законе «О Прокуратуре РФ» приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на охрану прав и свобод человека и гражданина. Однако это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены, прежде всего, в законах [11, с. 2].

Цель участия органов прокуратуры в правоохранительной деятельности - достижение того результата, на который направлена указанная деятельность. Анализ норм и положений Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать заключение о том, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор и, прежде всего, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры [12, с. 55].

Из вышеизложенного следует, что целью надзорно-охранительной деятельности прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина является своевременное выявление нарушений законности и адекватное реагирование на выявленные нарушения. Иначе говоря, органы прокуратуры при осуществлении данного вида надзорной деятельности имеют следующие цели:

1) выявление нарушений закона о защите прав и свобод человека и гражданина;

2) принятие действенных мер для восстановления законности;

3) принятие необходимых мер по профилактике выявленных правонарушений.

Таким образом, деятельность прокуратуры по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина основывается как на общих (свойственных всем направлениям деятельности прокуратуры), основополагающих началах, так и на специальных положениях, характерных только для данного направления деятельности прокуратуры, принципах, выражающих характер и направленность действий прокуроров, участников надзорно-охранительной деятельности.

К общим принципам относятся: законность, единство и централизация, независимость деятельности прокуратуры, внепартийность прокурорских работников, гласность.

К специальным - принципы непосредственного действия прав и свобод; максимального использования профилактических мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина при осуществлении надзора; равенства всех перед законом, невмешательства в административно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и подмены органами прокуратуры иных государственных органов; широты охвата поднадзорных субъектов; обоснованности проведения проверок; максимального применения правовых средств; опосредованного характера реализации властных полномочий прокуратуры.

Литература

1. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000.

2. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995.

3. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений. М., 1999.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.

5. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. М.: Проспект, 2006.

6. Боброва Н.А. Гарантия реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984.

7. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

8. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.

9. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельность. М., 2001.

10. Ергашев Е.Р. Функциональная характеристика современной Российской прокуратуры в теории прокурорского надзора // Вестник Оренбургского госуниверситета. 2006. № 9. Приложение.

11. Комментарий к Федеральному закону «О Прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 1996.

12. Мелкумов В.Г. Деятельность прокуратуры: функции, задачи, основные направления, стадии. Свердловск, 1981.

13. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. М.: МНЭПУ, 2000.

14. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. М.: Норма, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.