Научная статья на тему 'К вопросу о сущности политического экстремизма'

К вопросу о сущности политического экстремизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / КОНФЛИКТ / НАСИЛИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / РОССИЯ / СЕПАРАТИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарунова Нина Нурмагомедовна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, признаками политического экстремизма, как неизменного спутника современных обществ, обладающего всеобщими на глобальном уровне, особенными на российском уровне и единичными на дагестанском уровне свойствами, признаками и формами проявления. На примере Дагестана дан анализ причин возникновения экстремизма на Северном Кавказе, акцентировано внимание на факте, что, помимо чисто экономических, возникновению экстремистских настроений в дагестанском обществе способствовал и ряд других факторов. Как правило, экстремизм имеет место в том обществе, в котором складывается экстраординарная ситуация: резкое падение социально-экономического уровня жизни населения, безработица, миграционные проблемы и связанные с этим резкая социально-политическая дифференциация и поляризация сил в обществе. Отмечены факторы, способствующие преодолению конфликтогенного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гарунова Нина Нурмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности политического экстремизма»

УДК 323.284

Гарунова Нина Нурмагомедовна

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ХХ-ХХ1вв Дагестанского государственного университета garunovanina@mail. ru Nina N. Garunova

Doctor of historical sciences, professor of the

history of Russia in the ХХ-ХХ^ Dagestan State University

garunovanina@mail. ru

К вопросу о сущности политического экстремизма1 On the essence of political extremism

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, признаками политического экстремизма, как неизменного спутника современных обществ, обладающего всеобщими на глобальном уровне, особенными на российском уровне и единичными на дагестанском уровне свойствами, признаками и формами проявления. На примере Дагестана дан анализ причин возникновения экстремизма на Северном Кавказе, акцентировано внимание на факте, что, помимо чисто экономических, возникновению экстремистских настроений в дагестанском обществе способствовал и ряд других факторов. Как правило, экстремизм имеет место в том обществе, в котором складывается экстраординарная ситуация: резкое падение социально-экономического уровня жизни населения, безработица, миграционные проблемы и связанные с этим резкая социально-политическая дифференциация и поляризация сил в обществе. Отмечены факторы, способствующие преодолению конфликтогенного потенциала.

Ключевые слова: экстремизм, конфликт, насилие, общественный диалог, гражданское общество, Северный Кавказ, Россия, сепаратизм

Annotation. The problems associated with the entity attributes of political extremism as the invariable companion of modern societies is universally globally , especially in the Russian level and single -level properties on Dagestan , signs and forms of manifestation . On the example of Dagestan data analysis of the causes of extremism in the North Caucasus , also focused on the fact that in addition to purely economic, the emergence of extremism in Dagestan society and contributed to a number of other factors. Extremism usually takes place in a society which develops an extraordinary situation : a sharp drop in the socio-economic standard of living , unemployment, migration problems and the associated sharp socio- political

1 Работа выполнена при финансовой поддержке госзадания № 2014/33 Министерства образования и науки России в сфере научной деятельности

differentiation and polarization of forces in society. Marked factors contributing to overcoming conflict potential .

Keywords: extremism, conflict, violence, social dialogue, civil society, the North Caucasus, Russia, separatism

В последние годы сложилась сложная ситуация, когда общество, государство, наука оказались неспособными решительно и эффективно отреагировать на всплеск проявлений экстремизма. Конец ХХ- начало ХХ1 века ознаменовались стремительным распространением различных форм социального насилия, среди которых особую угрозу представляет экстремизм во всех своих разновидностях и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Политический экстремизм — сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков, одно из следствий ненормального развития человеческой цивилизации. Мы встречаемся с различными его проявлениями: от бытовой неприязни — до террористических актов, от кухонных разговоров до псевдонаучных публикаций. На наш взгляд, классифицировать и выделять причины экстремизм сложно, так как нередко различные виды экстремизма трансформируются один в другой.

Как указывает к.полит.н., редактор журнала «Право и политика» В.И. Даниленко, «можно, в принципе, говорить о политическом, религиозно-идеологическом, национально-этническом, социально - экономическом и ином экстремизме. Четкую грань между вышеуказанными видами экстремизма провести очень сложно, поскольку различные проявления экстремизма и их причины порой могут действовать в совокупности, как это зачастую бывает с этническим и религиозным экстремизмом. В таких случаях два и более фактора не только взаимодополняют друг друга, но и усиливают действие друг друга». В то же время этнический и религиозный экстремизм часто, по сути, является политическим. Основным критерием при классификации различных форм и проявлений экстремизма, по всей видимости, является причина его возникновения и цели, которые ставят перед собой лица, пропагандирующие идеи экстремизма в каждом конкретном случае. Особенно важно это учитывать при выделении политического экстремизма, так как из конструкции составов преступлений, квалифицирующихся как проявления политического экстремизма, следует, что целями субъектов политического экстремизма, как правило, служат стремление насильственного захвата власти в отдельном регионе или в целом по стране, свержение или изменения конституционного строя. Причем порой представители политического экстремизма маскируют свои истинные цели и представляют свою деятельность и идеологию как, к примеру, национальную или идеологическую платформу. Тем не менее, основной отличительной чертой политического экстремизма всегда является наличие политических целей, присутствие борьбы за власть и политическое влияние[1].

Очень важно понять, что экстремистским действиям предшествует обработка сознания. Согласие, как и толерантность, не насаждается сверху, по

распоряжению. Это, прежде всего, душевное состояние человека, готовность видеть в другом равного себе. Ни один человек не рождается с ненавистью к окружающим. Эта ненависть, неприятие других, не таких, как ты, воспитывается. Сегодня по отношению к выходцам с Кавказа в России используются стереотипы вражды, существующие в межэтнических отношениях длительное время, используются экономические противоречия между старожильческим населением и приезжими, обостряющиеся в условиях роста миграции. На Кавказе остро стоят свои проблемы (например собственности на землю, водные и иные ресурсы).

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, считая, что преодоление экстремизма возможно через общественный диалог, отмечает, что появилась новая тенденция, идущая вопреки нашим исконным российским традициям, направленная на размежевание и противопоставление этносов. Однако многие российские этносы поглощены поисками своей национальной идентичности. И происходит это в ущерб интегрирующей российской идентичности, хотя только на базе такой общей идентичности может быть найдена новая формула российской государственности, способов совместного сосуществования, органичного соединения различных культур, традиций, конфессий в едином геополитическом пространстве. В этих условиях молодежь отдаляется от русской, а по сути общероссийской культуры, разрушаются вековые связи. И происходит это буднично, без революционных лозунгов. Такой подход активно навязывается в Северо-Кавказском регионе деструктивными силами, не останавливающимися перед провокациями и использующими любой конфликтогенный потенциал[2].

Следует отметить несколько важных факторов:

-полиэтничность и многоконфессиональность, которые, зачастую, принято считать проблемами на Кавказе, скорее являются положительными факторами, так как через диалог культур можно прийти к национальному взаимопониманию и согласию;

-проблема северо-кавказского общества не столько в законах, сколько в общей культуре наших сограждан, в духовно-нравственном состоянии общества;

- попытка лишить народы их своеобразия, как и радикальная реакция на эту попытку — в равной степени порождают угрозу все новых конфликтов, и в результате мир сталкивается с вызовами экстремизма и терроризма;

- общество на Кавказе значительно отличается от российского общества в целом. Здесь во многом сохранились традиционные институты, характерные для патриархального уклада жизни. Это непростая система, с которой считались и при царской, и при советской власти. Значение традиционных социальных структур на Северном Кавказе тем более велико, что они являются последовательными противниками идеологии терроризма, национального и религиозного экстремизма, сепаратизма. Учет и уместное использование потенциала этих структур может стать одной из основ для формирования эффективного гражданского общества в регионе[2].

- на протяжении нескольких столетий русская культура выполняла на Кавказе две очень важные функции. Прежде всего, служила объединяющим фактором через русский язык, как язык межнационального общения. Также русская культура была мостом между местными культурами и мировой культурой[2].

В этой связи, на наш взгляд, спорным выглядит мнение доктора педагогических наук, профессора М.Б. Рамазанова: «непонимание российскими властями сущности горского менталитета, имеющего древние демократические корни, стремление силовыми методами навязать дагестанцам российский иерархический стиль мышления, встроить их в российскую «вертикаль власти» в качестве безропотных винтиков гигантской государственной машины не могли не вызвать жесткой ответной реакции у людей, генетически вобравших в себя принципы демократии и свободы» [3].

После1813 г. Северный Кавказ превратился как бы в составную часть России, что впервые было признано в Гюлистанском мирном договоре с Ираном, положениями которого край рассматривался уже «навечно» в качестве неотъемлемой её территории» [4]. В свое время Василий Осипович Ключевский в колонизации видел основной фактор русской истории. Он подчеркивал, что «история России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширяется вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней» [5]. В то же время, исследователь Стецюра Ю.А. со ссылкой на Миронова Б.Н. указывает, что Россия не может быть колониальной державой в полном смысле этого слова. Российская империя держалась в решающей степени на династическом и сословном принципе, а не на этническом и религиозном самосознании русских. В силу указанных особенностей, а также вследствие большого разнообразия религиозного, культурного, социального, экономического и политического положения народов, входивших в состав России, «ярлык «колониальной державы» не соответствовал ее сущности [6].

В России не было типичного для многонациональных западных империй разделения на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию в качестве донора. Наоборот, колониальный характер расширения Российской империи способствовал формированию системы центр - провинция - пограничье [7]. Как правило, пассионарные люди концентрировались не в заморских колониях, а в столицах и на динамической границе государства (фрондир, «засечные» и другие укрепленные линии) [8]. Поэтому, на наш взгляд, видеть в истории присоединения Кавказа одну из причин роста современного экстремизма и терроризма весьма спорно.

М.Б. Рамазанов отмечает, что сложность, многофакторность, региональная специфичность экстремистских проявлений побуждает нас рассмотреть некоторые аспекты экстремизма в ключевом регионе Юга России — Республике Дагестан, так как именно в «Дагестане он отличается наибольшим полиморфизмом, здесь тесно переплетены практически все составляющие этого грозного явления — религиозные, политические,

этноклановые, культурологические, экономические. Дагестан, в силу своей беспрецедентной полиэтничности, особого геополитического положения и самого высокого в пределах России уровня религиозности населения, представляется уникальным природным полигоном для отработки политических технологий в условиях разновекторности интересов различных групп населения». Обзор аналитических материалов, посвященных ситуации в Дагестане, создает впечатление, что события последних двух десятилетий интерпретируются обозревателями явно односторонне. В большинстве случаев в статьях прослеживается весьма упрощенная причинно-следственная связь явлений: развал экономики — безработица — отсутствие жизненных перспектив для молодежи — вовлечение молодежи в экстремистские религиозные группы — участие в террористических акциях (за финансовое вознаграждение) — гибель или тюремное заключение [3].

В реальной жизни все далеко не так просто и однозначно. Никоим образом не умаляя существенной роли экономических факторов, в частности безработицы и вынужденной миграции в нагнетании социальной напряженности, следует, тем не менее, учитывать и другие пласты причин, породивших, на наш взгляд, радикализм суждений и экстремизм действий молодых людей в Дагестане. Следует особо отметить, что далеко не всегда причиной их ухода к «лесным братьям» являются религиозные убеждения, требующие якобы перманентного «джихада» против неверных. Еще полвека назад национализм и Дагестан были понятиями, совершенно несовместимыми, но уже сегодня можно говорить, что атмосфера всеобщей этноконфессиональной толерантности, характерная для Дагестана в обозримой ретроспективе, неожиданно быстро (по историческим меркам) изменилась. Явно обозначились появления этнокланового и этнического противостояния, перерастающие порой в требования федерализации Дагестана и даже в сепаратистские лозунги отделения Дагестана от России [3].

Можно утверждать, что, помимо чисто экономических, возникновению экстремистских настроений в дагестанском обществе способствовали следующие факторы:

1. Российские власти во взаимоотношениях с Дагестаном не всегда учитывали в истории сложившуюся сетевую модель общественного устройства дагестанского общества.

2. Явно прослеживаются попытки центральных средств массовой информации навязать новым поколениям дагестанцев комплекс собственной этнокультурной неполноценности.

3. Федеральные власти не обеспечивают дагестанцам гражданских прав и полноценных возможностей для реализации личностного потенциала в других регионах страны, поэтому молодежь Дагестана за его пределами испытывает серьезный психологический дискомфорт.

4. Общероссийский правовой нигилизм принял особо уродливые формы в правоохранительной системе Республики Дагестан. Систематически нарушаются права человека, судебная власть насквозь коррумпирована,

поэтому у большинства молодых людей, испытавших на себе произвол властей и беззаконие, возникает внутренняя установка: мстить обществу через террор.

5. Коррупция, достигшая в последнее десятилетие во властных структурах Дагестана грандиозных масштабов, возбуждает среди наиболее пассионарной части молодых людей жесткий протест и желание перейти к шариатским нормам управления обществом.

6. Активно пропагандируемые телевидением, прессой и российским шоу-бизнесом безнравственность, жестокость, низменные вкусы крайне негативно воздействуют на дагестанскую молодежь и вызывают у значительной ее части духовный протест, что также побуждает ее обращать свои взоры к нормам шариата.

7. В последние годы российская кинематография, СМИ активно обыгрывают тему поведения кавказцев в России, возбуждая в русском обществе кавказофобию и подогревая сепаратизм на Кавказе.

По справедливому замечанию доктора пол. наук, профессора Дибирова А.З., современный политический экстремизм хорошо оснащен как интеллектуально, так и инструментально. Высокий интеллектуальный уровень как признак экстремизма не является чем-то новым, родившимся только в условиях Интернета и информационной глобализации. Отцами идеологии экстремизма всегда были неординарные и даже выдающиеся люди. Можно вспомнить Прудона, Бакунина, Кропоткина, Троцкого, Муссолини, Мао, Че Гевара, Маркузе и т.д. Молодежные бунты шестидесятых годов ХХ века в западных странах прошли под знаком трех «М» — Маркс, Мао, Маркузе [9].

В этих условиях неизбежна постановка вопроса о необходимости формирования мирового гражданского общества. Гражданское общество в национальных границах демократических государств изначально выступало и выступает сегодня, с одной стороны, как главный ограничитель своеволия и произвола со стороны государства — главной управляющей подструктуры общества, а с другой — как главный независимый от государства носитель легитимной идеи национальной государственности. Хотя разрыв между бедностью и богатством и сегодня является главной причиной социальных конфликтов, тем не менее, идеологическое позиционирование на социально-классовой основе сегодня отодвинуто на второй план. Именно в этом смысле можно говорить о правоте Ф. Фукуямы с его теорией «конца идеологии». Безусловно, главная причина этого в том, что во второй половине ХХ века был дискредитирован в глазах угнетенных и обездоленных людей и народов коммунистический вариант социалистической идеологии, олицетворявшей в глазах сотен миллионов людей на протяжении многих десятилетий перспективу более справедливого и более безопасного мира. Но идеология не умерла, да и никогда, наверное, не умрет. Идеи, а не знания сами по себе, лежат в основе всех достижений человечества. Цивилизация — это мир воплощенных идей. Идеи, а не знания, властвуют над нами. Мы не властны над идеями, идеи владеют нами, мы же владеем лишь знаниями, являющимися только средством реализации идей. Поэтому конец идеологии равнозначен концу развития. Кризис традиционных идеологий, создав на время определенный

идеологический вакуум, который так и не смог заполнить торжествующий западный либерализм, тем не менее, не мог остановить извечный поиск проектов справедливого общественного устройства. Идеология возвращается, но возвращается уже на иной, культурно-ценностной и культурно-этнической, основе [9].

Прежде всего, нам нужно вернуть людям высший смысл жизни, дать им возможность вновь обрести прочное духовное и нравственное основание для дружбы, любви, созидания, добрых дел. Только уважение традиций друг друга способно на деле объединить нас в служении благу людей, в разрешении проблем современного мира. Общество не может жить без общепризнанных и поддерживаемых законом этических норм.

Литература:

1. Даниленко, В.И. Основные виды политического экстремизма //Политический экстремизм и терроризм [Электронный ресурс] http://sweb.ru/

2. Феофан, Архиепископ Ставропольский и Владикавказский . Преодолеть экстремизм через общественный диалог //Этнический экстремизм и терроризм [Электронный ресурс] http://sweb.ru/

3. Рамазанов, М.Б. Трансформация ценностной парадигмы как базисный фактор проявлений экстремизма в Дагестане // Экстремизм и терроризм в современной России. [Электронный ресурс] http://sweb.ru/

4. Матвеев, В.А. Исторические особенности утверждения геополитических позиций России на Кавказе/ Под ред. В.Б. Виноградова. -Армавир; Ростов-н/Д., 2002. - С.8.

5. Ключевский, В.О. Русская история. -М., 2005. - С.765.

6. Стецура, Ю.А. «Этническая толерантность» и межнациональный мир (попытка концептуального осмысления)//Этническая толерантность и межнациональный мир на Северном Кавказе. - Армавир, 2012. - С.32

7. Гарунова, Н.Н. «Заметки на полях» ( к статье Клычникова Ю.Ю. «О некоторых дискуссионных проблемах Северокавказской истории глазами исследователей Научно-педагогической школы В.Б. Виноградова) //Российский Северный Кавказ: проблемы социально-политического развития и исторического выбора. Материалы 18-го семинара Кавказоведческой школы В.Б. Виноградова. -Армавир; Ставрополь, 2013.- С.10-15

8.Матвеев, В.А. Исторические особенности утверждения геополитических позиций России на Кавказе/ Под ред. В.Б. Виноградова. -Армавир; Ростов-н/Д., 2002. - С.8.

9. Дибиров, А.-Н.З. Многоликость содержания и разнообразие форм проявления современного политического экстремизма //Политический экстремизм и терроризм [Электронный ресурс] http://sweb.ru/

References

1. VI Danilenko The main types of political extremism / / Political extremism and terrorism [electronic resource ] http://sweb.ru/

2 . Theophanes , Archbishop of Stavropol and Vladikavkaz . Overcome extremism through public dialogue / / Ethnic extremism and terrorism [electronic resource ] http://sweb.ru/

3 . Ramazanov, MB Transformation of value paradigm as basic factor of extremism in Dagestan / / Extremism and terrorism in modern Russia. [Electronic resource ] http://sweb.ru/

4 . Matveev, VA Historical features of approval Russia's geopolitical position in the Caucasus / Ed. VB Vinogradov. - Armavir; Rostov- N/ A. 2002 . - Р.8 .

5 . Klyuchevskii, VO Russian history . - Moscow, 2005 . - Р.765 .

6. Stetsura, YA "Ethnic Tolerance " and interethnic peace (attempt conceptual understanding) / / Ethnic tolerance and inter-ethnic peace in the North Caucasus . -Armavir, 2012. - Р. 32

7. Garunova, NN " Field Notes " ( the article Klychnikova YY "On some problems of the North Caucasus controversial history through the eyes of researchers Scientific -pedagogical school Vinogradov VB ) / / Russian North Caucasus: the problems of socio - political development and historic choice . Proceedings of the 18th Seminar Kavkazovedcheskoy school VB Vinogradov. - Armavir ; Stavropol, 2013. - Р10 -15

8.Matveev, VA Historical features of approval Russia's geopolitical position in the Caucasus / Ed. VB Vinogradov. - Armavir; Rostov- N/ A. 2002 . - Р.8 .

9. Dibirov, A.-N.Z. Diversity of content and the variety of forms of contemporary political extremism / / Political extremism and terrorism [electronic resource ] http://sweb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.