УДК 130.2:316.32
Л.В. ПОЛУШИНА
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Ключевые слова: межкультурная философия, философия освобождения, диалог культур, глобальные проблемы; глобализация, межкультуральность, историезация. Исследованы взгляды философов из стран Европы и Латинской Америки на сущность межкультурной философии. Актуален также аспект роли межкультурной философии в поиске решений глобальных проблем.
L.V. POLUSHINA
TO THE ISSUE OF THE ESSENCE OF THE INTERCULTURAL PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF GLOBAL PROBLEMS
Key words: intercultural philosophy; philosophy of liberation; dialogue of cultures; global problems; globalization; interculturality; historization.
The article is devoted to the study of scientific opinions of European and Latin American philosophers on the essence of the intercultural philosophy. The issue of the role of the intercultural philosophy in the search of solutions of global problems is also actual.
Исследования глобальных проблем современности высвечивают новый аспект разногласий между акторами международных отношений, которые находятся в плоскости экономических, культурных, религиозных, национальных отношений. На первый план выдвинулись культурно-цивилизационные различия стран и народов, которые и предопределяют различные подходы к пониманию современных мировых процессов. Российские учёные предлагают классифицировать данные подходы на западный, евразийский, восточный и т.п. [5, с. 142].
Философский подход к анализу комплекса глобальных проблем характеризуется стремлением выявить закономерности появления и тенденции их развития. К извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим вопросам философии современность внесла и принципиально новую, ранее неизвестную тему - что такое глобализация, которую с философской точки зрения можно определить как вопрос о единой судьбе человечества и сохранения жизни на Земле [5, с. 147].
Системный мировоззренческий подход к осмыслению глобальных проблем способствует определению содержания конструктивной деятельности человека и нацеливает на понимание объективного процесса противоречивого развития человеческой истории. Культурологическая функция философии способствует знакомству с культурами разных народов, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих перед обществом, не может быть решена [5, с. 149].
Извечное стремление людей достичь гармонии в современных противоречиях глобализации и локализации проявляется на различных уровнях и, прежде всего, в диалоге культур. Представляется, возможность достижения гармонии в международных отношениях находится на уровне межкультурного диалога.
Вопрос о сущности межкультурной философии представляет интерес с точки зрения понимания философии современных международных отношений, в результате которых и происходят, помимо всего прочего, взаимодействие и взаимовлияние культур различных народов. Общеизвестно, что глобализация привела к чрезвычайной интенсификации контактов между людьми и их социальными сообществами, представляющими различные культуры и национальные интересы. Как и любое взаимодействие, взаимоотношения на международном уровне отличаются своими специфичными особенностями. Следствием данных социальных отношений является возникновение у философов потребности осознания и объяснения новых социальных явлений. В силу отсутствият культур в чистом виде, соответственно и не существует единственного алгоритма развития, присущего той или иной культуре. По сути, культура в течение дли-
тельного промежутка времени формировалась как устойчивый образ жизни в результате взаимодействия человека с природой и другими культурами.
Проблемы взаимоотношений между народами волновали философов с глубокой древности. Значительный вклад в объяснение данных взаимоотношений внесли Гуго Гроций, Иммануил Кант, Эрнест Кассирер. Современные философии Р. Форне-Бетанкур (Латинская Америка), Франц М. Виммер (Австрия), Рэм А. Малл (Германия) и ряд других занимаются глубокими исследованиями феномена межкультурной философии. В России межкультурная философия развивается преимущественно в контексте исследования культурного фактора глобальных процессов и поиска межцивилизационного согласия. Имена В.В. За-гладина, И.Т. Фролова, А.С. Панарина, А.Н. Чумакова, В.А. Лося, А.И. Уткина, Е.Ф. Молевича известны своими исследованиями в области глобалистики.
Философия является духовной основой культуры и поэтому сущность межкультурной философии можно понять, исходя из высших достижений культурного наследия. Как отмечает Р. Форне-Бетанкур, для современного периода взаимодействия культур, философий, религий и политических взглядов характерно то, что неевропейские участники из Азии, Африки и Латинской Америки участвуют в диалоге, выражая свой специфичный взгляд на мир с постановкой волнующих их проблем. По мнению Р.А. Малла [9, с. 2-3], новый способ коммуникации является четырёхмерным. В первую очередь это понимание Европы самой Европой, которая подвергаясь воздействию множественных внешних факторов, будучи неоднородной в культурном плане, тем не менее представляет себя неевропейскому миру в едином образе. Во-вторых, попытка Европы понять неевропейские культуры, религии и философии. С третьей стороны, коммуникация представлена сферами неевропейской культуры, которые также представляют свой взгляд на самих себя. И, в-четвёртых, понимание Европы как участника неевропейских культур. В этом многоголосье логично возникает вопрос о нахождении наилучшего способа для взаимопонимания. «Стремление понять и желание быть понятым идут вместе и составляют две стороны одной медали герменевтики», пишет Р.А. Малл в своём труде «Концепция межкультурной философии» [9, с. 3].
Для достижения взаимопонимания между народами, как носителями разных культур, герменевтика предлагает несколько моделей. В соответствии с первой моделью, неизвестное можно постичь в рамках известного, что практически равнозначно абсурду, так как в этом случае буддист сможет понять только буддиста, христианин только христианина, платонист - платониста, гегельянец - гегельянца [9, с. 3]. Самодостаточная герменевтика абсолютизирует различия до их полной несовместимости, что приводит к невозможности устного общения. «Аналоговая герменевтика», присущая межкультурной философии, исходит из существующих частичных совпадений, благодаря которым и происходит коммуникация. При этом совпадения не являются автономными, а воспроизводятся участниками коммуникации, они включены в жизнь, зависят от контекстов происхождения, методов,взглядов, ценностей, интересов и толкований.
Понимание сущности межкультурной философии можно попытаться постичь, отвечая на вопрос: в чём и каким образом проявляется межкультурная философия?
По мнению Малла, межкультурная философия не является просто наименованием отдельного философского направления. Межкультурной философии присуща транслокальность, несмотря на то, что можно выделить различные центры философских традиций. Межкультурная философия не является эклектикой различных философских традиций и простой абстракцией, которая определяет себя средствами формальной логики, равно как не является простой реакцией на существующий плюрализм в философском знании в контексте различных культур. Иными словами межкультурную философию не следует сводить к политической конструкции, созданной из простой необходимости. Меж-
культурная философия не означает «транскультурная философия» как явление внешнее и стоящее над разнообразными философскими традициями.
Чем же тогда является межкультурная философия?
Она идентифицируется с ментальным и философским отношением, которое сопровождает, словно тень, все специфические конфигурации культур и предотвращает их от абсолютизации самих себя, преследуя цель гармонизации концепций. Этим межкультурная философия вносит значительный вклад в дискурс философии освобождения. Философия освобождения Игнасио Эллакуриа и исследования в области межкультурной философии Рауля Форне-Бетанкура [10] предлагают новый способ философских рассуждений, превосходя ограничения современных философий, включая пост-модернизм, герменевтику и дискурсивную этику. Эллаку-риа предлагает способ философских рассуждений, ориентированных на историческое, фактическое и конкретное, пытаясь применить историческую герменевтику к современности. Эллакуриа убежден, что назначение, практикуемое историезацией посредством идеологической критики, само по себе недостаточно для того, чтобы эффективно сопровождать освободительный процесс, и поэтому он настаивает на необходимости для философии также осуществлять созидательную функцию, предлагая перспективы и теории, вырисовывая модели, теоретически обосновывая приемлемые и современные решения, способные поддержать альтернативу цивилизации капитала. В частности, Эллакуриа обосновывает необходимость разработать новую критику человеческого разума и знания (гносеологию); общую теорию действительности (метафизику); открытую и критическую теорию человека, общества и истории (антропологию); теорию ценностей и смысла вещей (этику) и философское отражение трансцендентального (феноменологию).
Р. Форне-Бетанкуру принадлежат рассуждения о приоритете теории человека, или альтернативной антропологии, способной ответить и нейтрализовать антропологическое изменение, в «духе» неолиберальной глобализации как руководящего принципа, который основан на примате экономически-рентабельно-го, на центральном положении рынка. Принципиальная разница между предложениями Эллакуриа и Форне-Бетанкура состоит в том, что последний предлагает создание контекстуальной антропологии межкультурного характера, которая берет в свой арсенал и озвучивает разнообразие форм культурного понимания человека. Он предоставляет особое место в этом диалоге критическим и либеральным традициям, замалчиваемым в контексте современной глобализации.
Межкультурная философия обращает внимание на существующие конфликты в тандеме с притязаниями на собственность и власть. Причины конфликтов кроются в игнорировании, отсутствии понимания и даже подавления отдельных видов культур вследствие невежества, высокомерия и других факторов, чуждых философии.
Межкультурная философия подразумевает необходимость создания нового концептуального построения истории философии с учётом многочисленных рас, культур и языков. Поэтому межкультурная философия предопределяет тенденцию глобального распространения философий, культур, религий и политических взглядов. Межкультурная философия выступает за единство без единообразия. При этом не следует принимать за межкультуральность транскультурную природу формального, технологического и научного концептуального аппарата. Частью неотъемлемой природы межкультурной философии является чувство умеренности в своих эпистемологических, методических, метафизических, этно-моральных, политических и религиозных подходах к единому миру [9, с. 6].
Межкультурная философия раскрывает природу философского знания исходя из философских вопросов, а не ответов, поэтому она стремится избежать монокультурного центризма.
Межкультурная философия актуализирует изучение философских, теологических, политических и педагогических идей [9, с. 6]. Межкультурная философия
считает неверным определять философскую истину исключительно исходя из частной традиции одной из культур Запада или Востока. Межрелигиозность является ещё одним аспектом межкультуральности, которая проявляется в способности воспринимать другие религии, что позволяет преодолевать соблазн фундаментализма. С политической точки зрения, межкультуральность является названием для распространения республиканско-демократических убеждений. Педагогический аспект в определённом смысле является наиважнейшим, восходит к практической попытке учиться и учить взгляду на жизнь с трёх других вышеназванных сторон. Только применяя такой подход можно противостоять фундаментализму, в какой бы сфере он ни возникал.
Уже в начале ХХ в. Э. Кассирер предпринял анализ символических форм, обеспечил философию межкультурной ориентации необходимой гибкостью. Он предостерегал от опасного господства в философских школах, многообразных культурах и мировых религиях однозначных идей в пользу одной философии, культуры или религии. В целях развития межкультурного диалога может быть востребован вариант этического универсализма, разработанный Э. Кассирером [6]. Этический универсализм Кассирера основан на универсализации обмена между единичными понятиями, что даёт ключ к пониманию связей между разнообразным культурами. По нашему мнению, философские идеи Э. Кассирера способствуют утверждению в международных отношениях культурно-цивилизационной парадигмы, которая должна прийти на смену идеологическим, политическим и отчасти экономическим моделям общественного развития, которые предусматривают, по меньшей мере, противостояние между народами.
Существенным вопросом является понимание задач межкультурной философии. Роль межкультурной философии состоит в улучшении мира, который мы сами творим в условиях нашего исторического времени. Ее важнейшей задачей является когнитивное признание всех культурных традиций. Распространение межкультурной философии требует процесса взаимного обмена разнообразных философских традиций. Она предотвращает исчезновение альтернативных философских опытов. Благодаря межкультурной философии появляется возможность оперативно реагировать на все обстоятельства и вызовы, когда социальные и культурные ножницы всё дальше отдаляют друг от друга народы и культуры.
Разумная задача межкультурной философии состоит в том, чтобы вскрыть ошибочный вывод сторонников однополярной глобализации и показать, что примирение между людьми будет достигнуто не через глобализацию одной модели, а через универсальность, которая произрастает из свободного обмена между культурами народов.
Вклад в достижение взаимопонимания между людьми в мире, отягощённом глобальными проблемами, межкультурная философия может внести, занимаясь развитием идей плюрализации моральных основ прав человека или теорий демократии, а также через универсальную критику фундаментализма, включая западный фундаментализм [8, с. 243]. Межкультурная философия является фундаментально новой ориентацией и одновременно составным элементом и целью философского осмысления действительности с точки зрения межкультуральности. Теория межкультуральной философии, разрабатываемая Э. Кассирером, Р. Мал-лом, исходит из частично совпадающей и универсальной, тем не менее локально находящейся рациональности вечной философии (philosophia perennis). Это восходит к изменению парадигмы, которая позволяет как теоретическим, так и практическим разделам философии видеть, учить и исследовать с точки зрения межкультуральности.
Литература
1. Глобалистика. Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: Радуга, 2003. 1327 с.
2. Загладин В.В. Глобальные проблемы современности. Научный и социальный аспекты I В.В. Загладин, И.Т. Фролов II М.: Международные отношения, 1981. 240 с.
3. Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке I А.С. Панарин II М.: Русский мир, 2005. 432 с.
4. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление I А.И. Уткин II М.: Логос, 2002. 256 с.
б. Чумаков А.Н. Истоки и тенденции развития глобалистики I А.Н. Чумаков II Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. Вып. 2. М.: Макс-пресс. 2009. С. 131-1б7.
6. Cassirer E. Naturalistische und humanistische Begrundung der Kulturphilosophie I Е. Cassirer II Erkenntnis, Begriff, Kultur I Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1993. P. 249.
7. Forner-Betancour R. Interculturalidad: asugnatura pendiente de la filosofia latinoamericanaIInter-culturalidad y filosofia en America Latina I R. Forner-BetancourII Concordia (36), Aachen, 2003. P. 130.
8. Fornet-Betancourt R. Intercultural Philosophy from a Latin-American Point of View (Die interkul-turelle Philosophie aus einer lateinamerikanischen Perspektive) I R. Fornet-Betancour II XXII World Congress of Philosophy: Rethinking philosophy today. Seoul National University, 2008. P. 226-244.
9. Mall R.A. The Concept of an Intercultural Philosophy I R.A. MallII http:them.polylog.orgI1Ifmr-en.htm.
10. Samour H. Liberation and Interculturality I H. Samour II XXII World Congress of Philosophy: Rethinking philosophy today. Seoul National University, 2008. P. 268-280.
11. Wimmer F.M. Is Intercultural Philosophy a New Branch or a New Orientation in Philosophy? I F.M. WimmerII Interculturality of Philosophy and Religion II Bangalore: National Catechetical and Liturgical Centre, 1996. P. 4б-б7.
ПОЛУШИНА ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА - доцент кафедры международных отношений и связей с общественностью факультета международных отношений, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
POLUSHINA LARISA VITALIEVNA - senior lecturer of international and public relations chair of faculty of foreign relations, Mary State University, Russia, Yoshkar-Ola.