Научная статья на тему 'К вопросу о судебном контроле законности и обоснованности производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности'

К вопросу о судебном контроле законности и обоснованности производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4851
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ЗАЩИТА / ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / PROVISION OF INDIVIDUAL RIGHTS / INTERNATIONAL LAW / PROTECTION / PRINCIPLES OF CRIMINAL PROCEDURE / LIMITATION OF A RIGHT / JUDICIAL REVIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифорова Х. П.

Судебный контроль в уголовном судопроизводстве - это многофункциональная уголовно-процессуальная деятельность органа судебной власти, осуществляемая в установленных законом процессуальных формах, направленная на претворение в жизнь конституционной дефиниции судебной защиты. В настоящей статье рассматривается одна из форм судебного контроля -судебный контроль за законностью и обоснованностью производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что осуществление судебного контроля за производством отдельных следственных действий является необходимым звеном в механизме защиты прав, свобод и законных интересов личности. Предлагаем ст. 165 УПК РФ дополнить частью 5.1 следующего содержания: «случаи, не терпящие отлагательства - это ситуации, возникающие в связи с необходимостью незамедлительного пресечения или предупреждения совершения преступления, а также создающие убежденность следователя, дознавателя в том, что промедление с производством следственного действия может привести к уничтожению, повреждению, исчезновению или сокрытию объектов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, изменению их свойств и качеств под воздействием определенных лиц или природных явлений, при отсутствии возможности обеспечения их сохранности». часть 5 ст. 165 УПК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В постановлении следователя, дознавателя мотивируется невозможность проведения следственного действия в порядке, предусмотренном частями 1-4 настоящей статьи. (далее по тексту)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никифорова Х. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT OF JUDICIAL CONTROL OVER THE LEGALITY AND VALIDITY OF INVESTIGATIVE ACTIONS, LIMITING CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS

Сontrol in the criminal court proceedings is a multifunctional criminal procedure of the judicial authority, carried out in the statutory procedural forms, aimed at implementing the constitutional definition of judicial protection. This paper considers one form of judicial control judicial control of the legality and validity of investigative actions limiting constitutional rights and freedoms of the individual. The study concluded that the implementation of judicial control over the production of certain investigative actions is an essential issue in the protection of the rights, freedoms and legitimate interests of an individual. We offer to supplement article 165 of the Code of Criminal Procedure with paragraph 5.1 as follows: «The cases of urgency should be considered as the situations arising as a result of the need to promptly stop or prevent the commission of the crime, as well as creating the conviction of the examining magistrate and the investigator that the delay in the conduct of investigations may lead to destruction, damage, disappearance or concealment of objects having probative value in a criminal case, a change in their properties and qualities under the influence of certain persons or natural phenomena, in the absence of opportunities to ensure their safety». Part 5, Article 165 of the Code of Criminal Procedure should be reworded as follows: «In exceptional cases, when home inspection, search and seizure in the dwelling, body search and seizure of the thing pledged or deposited in the pawnshop, distraint specified in the Section 104.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, is urgent, these investigations can be made on the basis of the examining magistrate’s decision or investigator’s decision without court decision. The decision of the examining magistrate and the investigator motivate the impossibility of conducting investigations in the manner prescribed by parts 1-4 of this article.(hereafter referred to as)».

Текст научной работы на тему «К вопросу о судебном контроле законности и обоснованности производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности»

УдК 343.102:343.13(470+ 510)

Никифорова Х.П.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СУДЕБНОМ КОНТРОЛЕ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Судебный контроль в уголовном судопроизводстве - это многофункциональная уголовно-процессуальная деятельность органа судебной власти, осуществляемая в установленных законом процессуальных формах, направленная на претворение в жизнь конституционной дефиниции судебной защиты. В настоящей статье рассматривается одна из форм судебного контроля -судебный контроль за законностью и обоснованностью производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности.

В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что осуществление судебного контроля за производством отдельных следственных действий является необходимым звеном в механизме защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Предлагаем ст. 165 УПК РФ дополнить частью 5.1 следующего содержания: «Случаи, не терпящие отлагательства - это ситуации, возникающие в связи с необходимостью незамедлительного пресечения или предупреждения совершения преступления, а также создающие убежденность следователя, дознавателя в том, что промедление с производством следственного действия может привести к уничтожению, повреждению, исчезновению или сокрытию объектов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, изменению их свойств и качеств под воздействием определенных лиц или природных явлений, при отсутствии возможности обеспечения их сохранности».

Часть 5 ст. 165 УПК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В постановлении следователя, дознавателя мотивируется невозможность проведения следственного действия в порядке, предусмотренном частями 1-4 настоящей статьи. (далее по тексту)».

Ключевые слова: обеспечение прав личности, международно-правовые нормы, защита, принципы уголовного процесса, ограничение права, судебный контроль.

Уже довольно длительный период в российской уголовно-процессуальной науке пристальное внимание уделяется судебному контролю за производством следственных действий. Это связано с тем, что несмотря на определенный прогресс, достигнутый законодателем в области приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствиес положениями Конституции РФ и нормамимеждународных документов, существует ряд дискуссионных вопросов, которые приводят к серьезным затруднениям в правоприменительной деятельности. В соответствии с полномочиями суда, предусмотренными положениями ч. 2 ст. 29 УПК РФ, суд наделен исключительной компетенцией принятия решения о производстве тех следственных действий, которые прямо посягают на охраняемые государством права и интересы.

Принимая решение о производстве того или иного следственного действия, суд опре-

деляет незримую грань между защищаемыми уголовно-процессуальным законом интересами потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и необходимостью вторжения в сферу охраняемых Конституцией РФ прав и интересов личности для получения доказательств, подтверждающих или опровергающих виновность последнего.

Познанию сущности судебного контроля, формам его осуществления, достоинствам и недостаткам законодательного закрепления и практической реализации, посвящены многочисленные исследования. Ученые неоднозначно оценивают данный институт применительно к российской действительности.

Так, В.В. Кальницкий выступает против судебного порядка получения разрешения на производство следственных действий, считая суд лишним звеном в механизме принятия решений о производстве следственных действий. Автор пишет: «Чем иным, если не

этим можно объяснить более чем странное положение, когда в большинстве случаев судья не формулирует итоговое постановление самостоятельно, а подписывает, как правило, некачественный его «проект», предложенный следователем. Полагаем, не следует втягивать суд туда, где выводы делаются на вероятностном уровне, где суду надо проявлять несвойственную ему инициативу в решении частных вопросов, «запутываясь» в мелочах и участвуя косвенно в уголовном преследовании» [7]. В.М. Быков полагает, что с помощью анализируемой процедуры создаются искусственные правовые преграды для своевременного осуществления следственных действий, что понижает результативность предварительного расследования в целом [5].

А.В. Солодилов же, в свою очередь, считает, что судебный контроль за проведением следственных действий обеспечивает соблюдение принципов уголовного судопроизводства [11]. Аналогичной позиции придерживается А.П. Фоков, по мнению которого, судебный контроль в стадии предварительного расследования необходим, т. к. является гарантией соблюдения всех без исключения прав и свобод участников уголовного судопроизводства [13].

Г.П. Химичева отмечает безусловное преимущество судебного контроля перед другими формами контроля и надзора, в связи с тем, что судья имеет особый правовой статус и наличие особой судебной процедуры, но несмотря на это, по ее мнению, неограниченное установление судебного контроля на стадии предварительного расследования впоследствии вызывает усиление пристрастности суда при последующем рассмотрении и разрешении уголовного дела по существу [14].

Мы, соглашаясь, в ряде случаев, со взглядами вышеперечисленных ученых, полагаем, что, правовое регулирование судебного контроля за производством следственных действий в современном российском уголовно-процессуальном законодательстве не лишено серьезных недостатков. Тем не менее, осуществление судебного контроля за производством отдельных следственных действий является необходимым звеном в механизме защиты прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Это выражается

в том, что правовой статус судьи, а также его функции не связаны с качеством предварительного следствия, не предполагают ответственности за раскрываемость преступлений.

Выполнение судами норм Конституции РФ при реализацииполномочий по судебному санкционированию есть проявления конституционной законности - принципа, который выступаетядром общеправового принципа законности ввиду признания за Конституцией высшей юридической силы в системе законодательства РФ [1].

Полагаем, что судебный контроль в уголовном судопроизводстве представляет собой многофункциональную уголовно-процессуальную деятельность органа судебной власти, осуществляемую в установленных законом процессуальных формах, направленную на претворение в жизнь конституционной дефиниции судебной защиты в целях обеспечения доступа к правосудию и восстановления нарушенных прав и законных интересов личности при производстве по уголовному делу.

Судебное санкционирование производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, характерно не для всех развитых государств. Так, Уголовно-процессуальный кодекс Китая предусматривает такие следственные действия: осмотр трупа, вещей, места совершения преступления; допрос подозреваемого, свидетеля и потерпевшего; личный досмотр; сбор доказательств; обыск; экспертиза; установление личности; объявление в розыск [12]. Но, согласно УПК КНР на производство следственных действий не требуется разрешения суда. Профессор Всекитайского народного университета права и политики Лиу Мей отмечает, что полномочия полиции в этой части очень велики. Освобождение суда от контроля за производством следственных действий критикуется многими китайскими учеными, однако, этот вопрос до сих пор не решен [8]. Л.П. Ширеторова также пишет о том, что основные конституционные права личности в российском уголовном процессе ограничиваются только на основании судебного решения независимого суда. В КНР же по-прежнему такие процессуальные действия санкционируются народной прокуратурой, что в меньшей

степени гарантирует соблюдение прав и свобод личности [16].

Но и анализ правовых норм УПК РФ, регламентирующих порядок судебного санкционирования, позволяет утверждать, что они не в полной мере гарантируют законность и обоснованность проведения следственных действий. Так, например, допускаются ограничения прав граждан при производстве следственных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в то время как закон не содержит перечнята-ких случаев. Это приводит к тому, что данные следственные действия часто совершаются без судебного решения при отсутствии на то достаточных оснований. Отсутствие в УПК РФ дефиниции понятия «обстоятельства, не терпящие отлагательства» позволяет субъекту правоприменения достаточно «вольно» толковать многие ситуации как таковые. В итоге, по личному усмотрению правоприменителя допускаются определенные отступления от общеустановленного порядка производства соответствующих процессуальных действий.

Считаем, что решение данного проблемного вопроса не сводиться к созданию «исчерпывающего» списка обстоятельств, не терпящих отлагательств, поскольку криминалистические ситуации настолько многочисленны и различны, что предусмотреть все подобные случаи не представляется возможным и целесообразным.

Существуют различные мнения относительно определения вышеуказанного понятия. Так, А.Н. Ильин отмечает, что к случаям, не терпящим отлагательств следует отнести погодные условия, которые могут уничтожать следы, условия освещения в ходе осмотра (промедление осмотра может привести к осуществлению следственных действий при отсутствии освещения), реальная возможность утраты следов, а также, если обстановка на месте происшествия может угрожать жизни людей, либо обстановка места происшествия может возбудить нездоровый интерес у посторонних, и сохранение ее в данном виде противоречит нравственным и этическим нормам [6].

Можно согласиться с В.В. Шабариным, который видит решение проблемы определения понятия «случаи, не терпящие отлагательства» в дополнении ст. 5 УПК РФ: «Случаи, не

терпящие отлагательств - это достоверно установленные или непосредственно создавшиеся обстоятельства, формирующие убежденность следователя, дознавателя в том, что отложение проведения следственного действия приведет к уничтожению, повреждению, передаче третьим лицам, а равно порче, изменению свойств и качеств, исчезновению объектов, имеющих значение для уголовного дела, изменению местонахождения трупов или разыскиваемых лиц» [15]. Данным определением автор справедливо подчеркивает, что существует опасность утраты информации не только в случаях уничтожения, изменения или повреждения объектов, имеющих доказательственное значение, так как в этом случае, данное понятие будет неотличимо от «неотложных следственных действий».

В каждой ситуации решение правоприменителя о признании ситуации исключительной должно быть им мотивировано в соответствующем процессуальном акте. Только это определит возможность проверки обоснованности принятого субъектом усмотрения о таком характере сложившейся ситуации и его действиях по ее разрешению. Рассмотрим ситуации, когда судьи признавали проведение обысков незаконными.

Так, Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга 06.08.2011 г., оставленным без изменения в кассационном порядке, признан незаконным обыск, произведенный в жилище гр-на С., т. к. в постановлении дознавателем не мотивирована безотлагательность произведенного обыска, который был произведен через 17 часов после задержания подозреваемого [3].

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга 08.09. 2012 г. признал обыск в жилище гр-на К. незаконным, в связи с тем, что следователь не указал в постановлении о производстве обыска, что данное следственное действие не терпит отлагательств. Более того, в постановлении следователя не указан адрес, где обыск был фактически произведен, а также следователь не предоставил документов, свидетельствующих о проживании гр-на К. в той квартире, где был произведен обыск [4].

В связи с этим, в материалах должны содержаться не только документы, указанные в ч.

5 ст. 165 УПК РФ, но и документы, подтверждающие наличие достаточных оснований для проведения следственных действий, в случаях, не терпящих отлагательства. Также следует в уведомлении обосновать исключительность ситуации, сформировавшей убежденность следователя, дознавателя о необходимости проведения следственного действия в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ.

С учетом вышеизложенного мы считаем, что ст. 165 УПК РФ необходимо дополнить частью 5.1 следующего содержания: «Случаи, не терпящие отлагательства - это ситуации, возникающие в связи с необходимостью незамедлительного пресечения или предупреждения совершения преступления, а также создающие убежденность следователя, дознавателя в том, что промедление с производством следственного действия может привести к уничтожению, повреждению, исчезновению или сокрытию объектов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, изменению их свойств и качеств под воздействием определенных лиц или природных явлений, при отсутствии возможности обеспечения их сохранности».

А часть 5 ст. 165 УПК РФ следует изложить в следующей редакции: «В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В постановлении следователя, дознавателя мотивируется невозможность проведения следственного действия в порядке, предусмотренном частями 1-4 настоящей статьи. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия....».

Отсутствие правового закрепления «случаев, не терпящих отлагательства», характерно не только для российского законодательства. В Уголовно-процессуальном кодексе

Китая сказано, что при проведении обыска необходимо предъявить обыскиваемому лицу ордер на обыск. При заключении под стражу, задержании лица, в случае чрезвычайных обстоятельств, обыск может быть проведен при отсутствии ордера на обыск (ст.111). Но также как и УПК РФ УПК КНР не разъясняет, что следует понимать под «чрезвычайными обстоятельствами».

Обыск и выемка являются одними из следственных действий, которые в наибольшей степени ущемляют права личности и их проведение требует особо строгого соблюдения правовых предписаний и этических норм.

Следует обратить внимание на необходимость указания судами в постановлении о производстве обыска или выемки в жилище, фамилий лиц, в жилищах которых планируется проведение данных мероприятий, а также адреса самого жилища. Согласно ч. 11 ст. 182 УПК РФ, при производстве обыска необходимо присутствие лица, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Кроме этого, в соответствии с ч. 5 ст. 177 УПК РФ необходимо судебное разрешение на производство осмотра жилища, если проживающие в нем лица возражают против этого. В связи с этим, у органа, возбуждающего ходатайство перед судом возникает обязанность устанавливать, проживающих в данном жилище лиц и указывать их в ходатайстве. На практике выполнение данного условия не всегда выполняется [10].

Так, Определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 23.09.2012 г. отменено с направлением дела на новое судебное рассмотрение постановление судьи Ленинского районного суда от 17.08.2012 г. о разрешении производства обыска в жилище П., т. к. органом предварительного следствия не представлено никаких сведений о месте проживания данного лица, а также о собственнике жилища, где предполагалось произвести обыск [2].

Особую сложность при решении вопроса о даче разрешения на производство обыска вызывает оценка достаточности оснований для производства данного следственного действия. В соответствии с ч. 1 ст. 182 УПК РФ основанием для производства обыска являет-

ся наличие достаточных причин полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находится орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.Данная информация может содержаться в протоколах допроса, очной ставки подозреваемого (обвиняемого), свидетелей, потерпевшего, в заключениях экспертиз, в рапортах должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Полагаем, что к ходатайству о необходимости проведения следственного действия, стоит прикладывать надлежащим образом заверенные ксерокопии таких документов, а также постановление о возбуждении уголовного дела. Органам предварительного расследования в ходатайствах о производстве следственных действий не следует ограничиваться лишь перечислением указанных обстоятельств. Простая их констатация не может являться основанием для принятия судом положительного решения по ходатайству.

Изучение судебных материалов свидетельствует о том, что в ряде случаев, органы предварительного расследования ходатайствуют о производстве обыска или выемки в жилище, не имея к тому оснований, так сказать «на всякий случай». К сожалению, на практике, судьи дают разрешение на производство обыска и выемки, хотя достаточной информации о возможном нахождении в жилище предметов, имеющих значение для расследования по уголовному делу, им не представлено [9].

На практике, в качестве одного из оснований отказа в даче разрешения на производ-

ство обыска или выемки судьи указывали, что лица, на обыск в жилище которых ходатайствует следователь (дознаватель), не являются по уголовному делу ни подозреваемыми, ни обвиняемым. Такие постановления в кассационных инстанциях были отменены, т. к. процессуальное положение лица по делу не имеет значения для производства обыска или выемки.

Итак, в результате проведенного исследования некоторых проблемных вопросов судебного контроля зазаконностью и обоснованностью проведения следственных действий, мы пришли к следующему выводу: несмотря на то, что институт судебного контроля характеризуется серьезными пробелами в законодательном регулировании, тем не менее, является перспективным правовым институтом. Одним из основных устремлений судебной реформы России в сфере уголовно-процессуального законодательства, является постепенное совершенствование процессуальной регламентации мер, направленных на оптимизацию института судебного контроля. Так, необходимо законодательно расшифровать понятие «случаи, не терпящие отлагательства»; четко регламентировать в законе процедуру рассмотрения судом уведомления о проведении следственных действий без судебных решений в случаях, не терпящих отлагательства; достаточность оснований для производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности, должна тщательным образом исследоваться судом.

30.01.2015

Список литературы:

1. Адильшаев, Э.А. Судебное санкционирование как форма реализации правосудия в уголовном судопроизводстве России: монография /Э. А. Адильшаев, И. В. Жеребятьев, А. А. Шамардин. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013.- С. 181.

2. Архив Оренбургского областного суда 2012 г. Дело № 3-111 по обвинению П. по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

3. Архив Ленинского районного суда г. Оренбурга 2011 г. Дело № 2-162 по обвинению С. по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

4. Архив Ленинского районного суда г. Оренбурга 2012 г. Дело № 3-12 по обвинению К. по ч. 1 ст. 158 УК РФ.

5. Быков, В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства / В.М. Быков. Казань: Познание, 2008. - С. 210.

6. Ильин А. Н. Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении/ А. Н. Ильин - М. -2009. - С.129. - ISBN: 9785-93295-744-8.

7. Кальницкий, В.В. «Санкционирование» и проверка судом законности следственных действий в ходе досудебного производства не эффективны / В.В. Кальницкий // Уголовное право- 2004.- №1. -С.73

8. Козубенко, Ю.В. Уголовное судопроизводство в КНР и США / Ю.В. Козубенко // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. - 2011. - № 3 (78). - С. 191- 196

9. Курченко, В.Н. Основные ошибки судей при рассмотрении ходатайств о производстве обыска и выемки / В.Н. Курченко // Уголовный процесс. - 2012. - № 4. - С. 55.

10. Никифорова, Х.П. «Международная защита права личности на неприкосновенность жилища в уголовном судопроизводстве» / Х.П. Никифорова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010.- № 3. - С. 129.

11. Солодилов, А.В. Судебный контроль за проведением следственных действий и решениями прокурора и органов расследования, ограничивающими конституционные права и свободы граждан в уголовном процессе России: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук /А.В. Солодилов. - Томск, 1999. - С. 23.

12. Уголовно-процессуальный кодекс Китайской Народной Республики // Принят на II сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 1 июля 1979 г. с изм. от 17 марта 1996 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:М1р:// asia-business.ru/law/law1/criminal/proceduraИaw/

13. Фоков, А.П. Проблемы судебного контроля за исполнением законов на стадии предварительного расследования (сравнительный анализ российского и французского законодательства): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / А.П. Фоков. - М.: НИИ Генпрокуратуры России, 2000. - С. 16.

14. Химичева, Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности / Г.П. Химичева. - М., 2003. - С. 302.

15. Шабарин, В.В. Соблюдение принципа неприкосновенности жилища при производстве следственных действий / В.В. Ша-барин //ВестникСанкт - Петербургского Университета. - №3. - 2012. - С. 81

16. Ширеторова, Л.П. Уголовно-процессуальные гарантии прав обвиняемого по законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики / Л.П. Ширеторова // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы международной научно-практической конференции (г. Улан-Уде, 15-16 июня 2007 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.ун-та. - 2007. - С. 132- 134

Сведения об авторе:

Никифорова Христина Павловна, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук

460000, г Оренбург, пр. Победы 13, ауд. 20925, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.