Научная статья на тему 'К вопросу о структуре современного спорта: анализ понятийного аппарата профессионального образования в области физической культуры и спорта'

К вопросу о структуре современного спорта: анализ понятийного аппарата профессионального образования в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
932
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ (УНИВЕРСИТЕТСКИЙ) СПОРТ / ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПОРТ ИНВАЛИДОВ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ / СТРУКТУРА СПОРТА / SPORTS / MASS SPORTS / HIGH PERFORMANCE SPORTS / PROFESSIONAL SPORTS / OLYMPIC SPORTS / AMATEUR SPORTS / STUDENT (UNIVERSITY) SPORTS / SCHOOL SPORTS / YOUTH SPORTS / SPORTS FOR PEOPLE WITH DISABILITIES (SPORTS FOR THE DISABLED) / PROFESSIONAL AND APPLIED SPORTS / SPORT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышев А.И., Солдатова М.А.

В статье рассматривается классификация видов спорта в зависимости от цели соревновательной деятельности. На основе кросс-анализа международных договоров, нормативно-правовых актов стран ближнего и дальнего зарубежья, а также публикаций в отечественной периодической печати и сети Интернет определена структура современного спорта. В исследовании применялись ретроспективный анализ, сравнительно-исторический метод, аксиоматический метод, контент-анализ, классификацияThe article discusses the classification of sports depending on the purpose of competitive activity. The modern sports structure has been determined on the basis of cross-analysis of international treaties, legal acts of the countries of near and far abroad, as well as publications in the national periodical press and the Internet. The study uses a retrospective analysis, comparative historical method, axiomatic method, content analysis, classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре современного спорта: анализ понятийного аппарата профессионального образования в области физической культуры и спорта»

УДК 796

А. И. Малышев, М. А. Солдатова

К вопросу о структуре современного спорта: анализ понятийного аппарата профессионального образования в области физической культуры и спорта

В статье рассматривается классификация видов спорта в зависимости от цели соревновательной деятельности. На основе кросс-анализа международных договоров, нормативно-правовых актов стран ближнего и дальнего зарубежья, а также публикаций в отечественной периодической печати и сети Интернет определена структура современного спорта. В исследовании применялись ретроспективный анализ, сравнительно-исторический метод, аксиоматический метод, контент-анализ, классификация.

The article discusses the classification of sports depending on the purpose of competitive activity. The modern sports structure has been determined on the basis of cross-analysis of international treaties, legal acts of the countries of near and far abroad, as well as publications in the national periodical press and the Internet. The study uses a retrospective analysis, comparative historical method, axiomatic method, content analysis, classification.

Ключевые слова: спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, Олимпийский спорт, любительский спорт, студенческий (университетский) спорт, школьный спорт, детско-юношеский спорт, спорт для лиц с ограничением жизнедеятельности (спорт инвалидов), профессионально-прикладной спорт, структура спорта.

Key words: sports, mass sports, high performance sports, professional sports, Olympic sports, amateur sports, student (university) sports, school sports, youth sports, sports for people with disabilities (sports for the disabled), professional and applied sports, sport structure.

В настоящее время в специальном научно-методическои литературе наблюдается довольно противоречивое толкование понятий «спорт высших достижений», «профессиональный спорт», «любительский спорт», «массовый спорт». В большинстве случаев авторы не дают точных определений, не ставят задачу установить взаимосвязь между ними, предпринимаются лишь отдельные попытки определения родовидовых связей между понятием «спорт» и понятиями, характеризующими его различные направления. В связи с этим представляется целесообразным упорядочить терминологический аппарат по данному вопросу, что, несомненно, важно для формирования профессионального мировоззрения будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

© Малышев А. И., Солдатова М.А., 2019

В последней четверти XIX столетия спорт сформировался в качестве общественно-культурного феномена, что в дальнейшем послужило импульсом развития теоретических, педагогических, медико-биологических, социальных, управленческих и экономических основ спорта, подготовки спортсменов, спортивной тренировки. На сегодняшний день спорт является неотъемлемой частью общественной жизни и межгосударственных отношений между странами с различным общественно-политическим строем [1, с. 14].

К концу XX столетия в связи с развитием спортивных отношений, повышением интереса к спортивным соревнованиям со стороны спонсоров, международных и национальных корпораций [20, с. 28], а также во многом благодаря средствам массовой информации [19, с. 40], спорт превратился в индустрию, один из видов коммерческой и профессиональной деятельности, что позволяет говорить о нём как о социально-экономическом феномене. Разумеется, что данные изменения не могли не сказаться на его структуре. Очевидно, что современный этап развития спорта отличается двойственностью его природы, которая обусловлена различием целевых установок в процессе спортивной деятельности. С одной стороны, спорт нашёл широкое применение в сфере образования, досуга, восстановительного лечения, с другой -сформировался в качестве одного из видов профессиональной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным на основе процессуальной и результативной стороны спортивной деятельности определить структуру современного спорта, его виды, а также различия между ними в зависимости от целевых мотивов и состава субъектов спортивной деятельности.

Методика исследования предполагала теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, международных договоров и нормативно-правовых актов. В качестве источников информации выступили публикации отечественных и зарубежных специалистов в периодической печати, интернет-ресурсы и др. Основными методами исследования явились ретроспективный анализ, сравнительно-исторический метод, аксиоматический метод, контент-анализ, классификация.

Ретроспективный анализ данных научно-методической литературы показал, что большинство отечественных авторов при рассмотрении структуры спорта выделяют две его части в зависимости от цели спортивной деятельности. Так, Л.П. Матвеев отмечал наличие массового (ординарного, общедоступного) спорта и спорта высших достижений (большого спорта) [21, с. 439-442; 22, с. 61-68]. В составе массового спорта им были выделены следующие модификации: школьный спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт, а в составе спорта высших

достижений - супердостиженческий спорт (некоммерческий) и профессионально-коммерческий спорт. Схожая точка зрения в отношении структуры спорта наблюдается в современных публикациях некоторых специалистов [33, с. 30-33; 28].

Данный подход к классификации обоснованно подвергнут критике в статье «О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов», авторами которой являются И.И. Переверзин и Ф.П. Суслов. По мнению авторов, современный спорт высших достижений отличается неоднородностью состава субъектов спортивной деятельности. Часть его участников составляют спортсмены-любители, а часть - спортсмены-профессионалы, содержанием деятельности которых является участие в соревнованиях и подготовка к ним, для чего они используют большую часть своего времени и получают материальное вознаграждение.

В связи с этим представляется целесообразным в составе спорта высших достижений в зависимости от участников спортивной деятельности, их социально-правового статуса выделять любительский и профессиональный спорт [1, с. 17-19; 25; 6, с. 21].

Следует также отметить, что в последние десятилетия в научных публикациях широко применяется термин «олимпийский спорт», который приобрёл относительную самостоятельность [2; 5; 26].

Для выявления структуры современного спорта, его частей и определения взаимосвязи между ними был проведён контент-анализ международных договоров и отраслевых нормативно-правовых актов стран СНГ и ближнего зарубежья.

Согласно преамбуле Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой 21 ноября 1978 г. в Париже на Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры, «физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать сближению, как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей». В Хартии также утверждается роль спорта в качестве средства образования и культуры, содействия сохранению здоровья, проведения досуга, укрепления общественных отношений [23].

В рамках Спортивной хартии Европы, принятой министрами по спорту государств Европы 14-15 мая 1992 г., спорт рассматривается в качестве разнообразных форм «физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие, направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней». Статья 6 «Совершенствование системы

вовлечения в спорт» Спортивной хартии Европы предусматривает, что занятия спортом осуществляются «с целью проведения досуга или получения удовольствия, укрепления здоровья или повышения спортивного мастерства» [31].

Для дополнения и расширения принципов ст. 5 «Об основах физической подготовленности» Спортивной хартии Европы 17-18 мая 1995 г. в Лиссабоне был принят Европейский манифест «Молодые люди и спорт». В данном международном договоре занятия спортом рассматриваются в качестве способа развития психических, физических и социальных качеств, обучения этическим ценностям, воспитания уважения к себе и окружающим, пропаганды здорового образа жизни и др. [8].

В рассмотренных международных соглашениях спорт предстаёт в качестве неотъемлемой части общественной жизни, образования и культуры, организации досуга широких слоёв населения, что с учётом коннотации позволяет считать его спортом для всех или, другими словами, массовым спортом.

На Ассамблее Совета Европы в 1996 г. была принята рекомендация «Молодежь и спорт высших достижений» №1292, что было обусловлено обеспокоенностью фактом занятий спортом высших достижений в детском возрасте. Отметив, что элитный спорт «ориентирован только на спортивные достижения высочайшего уровня» и может иметь неблагоприятные последствия для физического и психического состояния подрастающего поколения Ассамблея рекомендовала Комитету министров «предложить всем правительствам в сотрудничестве со спортивными клубами и федерациями четко различать спорт для молодежи («спорт для всех») и элитный спорт («спорт высших достижений)» [29].

Резюмируя сказанное, можно заключить, что в существующих международных и региональных договорах предметом регулирования являются спорт для всех (массовый спорт) и спорт высших достижений (элитный спорт).

С изменением социально-экономических условий, развитием спортивной индустрии в Российской Федерации (РФ) и странах ближнего зарубежья появилась насущная необходимость правового регулирования данной сферы социальных отношений, вследствие чего активизировалась законотворческая деятельность в области физической культуры и спорта. В настоящее время основой для регулирования правоотношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта на национальном уровне, являются отраслевые законы. Изучение понятийного аппарата, представленного в отраслевых законах стран ближнего зарубежья, позволил определить структуру спорта, уточнить его видовой состав, выявить противоречия в трактовке одних и тех же понятий (табл.).

Таблица

Перечень наименований спорта в зависимости от целевых мотивов и состава субъектов спортивной деятельности в отраслевых нормативно-правовых актах стран СНГ и ближнего зарубежья в порядке их упоминания

Нормативно-правовые акты Термины, используемые в нормативно-правовых актах

ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 27.12.2018), ст.2, ст.29, ст.31 Детско-юношеский спорт Массовый спорт Профессиональный спорт Спорт высших достижений Студенческий спорт Школьный спорт Служебно-прикладной и военно-прикладной спорт Спорт инвалидов (адаптивный спорт)

Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 г. №125-З (ред. от 09.01.2018), ст.1, ст.52, ст.55 Спорт высших достижений Студенческий спорт Школьный спорт Спорт инвалидов Профессиональный спорт

Закон Украины «О физической культуре и спорте» от 24 декабря 1993 г. №3808-Х11 (ред. от 28.02.2018), ст.1, ст.14, ст. 33, ст.34, ст.35, ст.36, ст.36-1, ст.38 Массовый спорт (спорт для всех) Неолимпийский спорт Олимпийский спорт Спорт лиц с инвалидностью Студенческий спорт Детский спорт Детско-юношеский спорт Резервный спорт Спорт высших достижений Служебно-прикладной и военно-прикладной спорт Профессиональный спорт

Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» от 3 июля 2014 г. № 228-V (ред. от 01.04.2019), ст.1, ст.16, ст.13-1, ст.16, ст.33 Любительский спорт Массовый спорт Спорт высших достижений Профессиональный спорт Школьный спорт Студенческий спорт Служебно-прикладной и военно-прикладной спорт Спорт инвалидов

Закон Республики Армения «О физической культуре и спорте» от 10 июля 2001 г. №ЗР-196 (ред. от 22.04.2011), ст.2 Любительский спорт Профессиональный спорт

Закон Республики Кыргызстан «О физической культуре и спорте» от 21 января 2000 г. №36 (ред. от 16.02.2018), ст.3, ст.22 Спорт высших достижений Профессиональный спорт

Закон Республики Азербайджан «О физической культуре и спорте» от 30 июня 2009 года №847-1110 (ред. 29.03.2019 г. №1552-У0й), ст.1, ст.16, ст.23 Массовый спорт Профессиональный спорт Спорт высших достижений Спорт инвалидов Детско-юношеский спорт

Закон Республики Таджикистан «О физической культуре и спорте» от 5 марта 2007 г. №243, (ред. от 16.04.2012), ст.1, ст.26, ст.29 Массовый спорт Любительский спорт Профессиональный спорт Спорт высших достижений

Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» от 14 января 1992 г. п 513-хи (ред. от 04.09.2015), ст.3, ст.15, ст.31 Массовый спорт Профессиональный спорт Любительский спорт Адаптивный спорт

Закон Республики Молдовы «О физической культуре и спорте» от 25 марта 1999 г. №330-Х1У (ред. от 30.11.2018), ст.1, ст.15 Массовый спорт Спорт высших достижений Спорт инвалидов

Контент-анализ показал, что наиболее полное представление о структуре современного спорта создаёт закон о физической культуре и спорте Украины. В различных статьях выявлено определение 11 наименований спорта. Сравнивая представленный в законе Украины перечень наименований спорта с определениями, которые упоминаются в научно-методической литературе, следует признать его наиболее полным среди отраслевых законов стран, ранее входивших в состав СССР.

Вместе с тем законы Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Молдовы содержат лишь два наименования спорта, в каждом законе в разном сочетании: в законе Республики Армения - любительский спорт и профессиональный спорт, Кыргызской Республики -спорт высших достижений и профессиональный спорт, Республики Молдовы - массовый спорт и спорт высших достижений.

Следует отметить, что в отраслевых законах о физической культуре и спорте Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдовы, Украины, Республики Азербайджан, несмотря на отсутствие определений, имеются статьи и пункты, предусматривающие нормативно-правовое регулирование спорта инвалидов (адаптивного спорта), профессионально-прикладного спорта и студенческого спорта.

Так, в законе Республики Беларусь отсутствует определение спорта инвалидов, тем не менее, содержание ст.52 «Направления спорта инвалидов», где, в частности, указано, что направлениями спорта инвалидов являются паралимпийский спорт, дефлимпийский спорт и специальный олимпийский спорт позволяет заключить о наличии законодательного регулирования данной части спорта в Республике Беларусь [9].

В законе Республики Казахстан о физической культуре и спорте, несмотря на отсутствие в нём определения спорта инвалидов, в п.1, п.3, п.6 ст.13-1 «Национальное паралимпийское движение. Национальный паралимпийский комитет Республики Казахстан», используется термин «спортсмен-инвалид». В указанных выше разделах закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» содержится информация о порядке регулирования подготовки и участия спортсменов Казахстана в соревнованиях, проводимых в рамках Паралимпийского, Сурдлимпий-ского и Специального олимпийского движения. Кроме того, ст.33 закона Республики Казахстан предполагает, что «В целях создания равных состязательных условий на спортивных соревнованиях по паралимпий-ским видам спорта организаторы обеспечивают проведение классификации спортсменов-инвалидов, заявленных на участие в соответствующих соревнованиях, по уровню их функциональных возможностей» [11].

В законе Республики Казахстан отсутствует понятие профессионально-прикладного спорта. Вместе с тем ст.16 «Развитие военно-прикладных, служебно-прикладных и других видов спорта в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах Республики Казахстан» предусматривает привлечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов к регулярным занятиям спортом, создание условий для осуществления учебно-тренировочного процесса, подготовку к участию в спортивных соревнованиях, медицинское обеспечение и др. [11].

В законе о физической культуре и спорте Республики Молдовы наряду с законами Республики Беларусь и Казахстана отсутствует прямая интерпретация спорта инвалидов. Однако п.1 ст.15 «Физическая культура и спорт инвалидов» прямо указывает на содействие участию инвалидов в спортивных соревнованиях со стороны физкультурно-спор-тивных объединений и клубов, национальных федераций, а п.3 ст.15 -на обеспечение подготовки и участия спортсменов-инвалидов в Пара-лимпийских играх и международных соревнованиях. Кроме того, в заключительных положениях п.3 ст.15 сказано, что «В целях финансирования развития физической культуры и спорта для инвалидов из государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц выделяются субсидии» [16].

В законе о физической культуре и спорте Республики Узбекистан ст.31 указывается, что «Адаптивный спорт направлен на физическую реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями. Развитие адаптивного спорта инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом» [15].

Закон Республики Азербайджан в рамках ст.16 «Паралимпийское движение, дефлимпийское движение, специальное олимпийское движение. Паралимпийский комитет, Дефлимпийский комитет, Специальный олимпийский комитет» наряду с вышеупомянутыми отраслевыми законами Республики Молдовы, Беларусь, Казахстан и Узбекистан устанавливает порядок регулирования подготовки и участия спортсменов с ограничениями жизнедеятельности этой страны в международном спортивном движении инвалидов [17].

В законе о физической культуре и спорте Украины отсутствует определение студенческого спорта, однако наличие ст.14 «Центры студенческого спорта высших учебных заведений» предполагает его существование и развитие в качестве составной части спорта Украины [10].

Завершая анализ понятийного аппарата отраслевых законов стран ближнего зарубежья, можно констатировать, что определение спорта высших достижений имеется в законах всех стран, за исключением Армении и Узбекистана, профессионального спорта - за исключением Молдовы, массового спорта - Беларуси, Армении, Кыргызстана. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что понятие любительского спорта содержится в отраслевом законе Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Республики Армения.

Согласно п.13 ст.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт высших достижений является частью спорта, направленной на «достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях» [32].

Исходя из содержания п.19 ст.1 закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» спорт высших достижений - область спорта, которая предусматривает «достижение спортсменами максимально высоких спортивных результатов или побед на спортивных соревнованиях» [11].

Закон Кыргызской Республики определяет спорт высших достижений в качестве сферы деятельности, которая обеспечивает «раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных показателей, установление рекордов» [13].

Таким образом, трактовка понятия «спорт высших достижений» предполагает:

a) достижение спортсменами высоких спортивных результатов;

b) достижение побед на официальных соревнованиях национального и международного уровня;

c) установление рекордов.

Также отметим, что в отраслевых законах стран СНГ, в частности Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, наблюдается модель правового регулирования, предполагающая разграничение профессионального и любительского спорта, аналогичная зарубежному законодательству о спорте согласно исследованию И.В. Понкина и А.И. Редькиной [27, с. 18].

Так в законе Республики Казахстан под профессиональным спортом понимается «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивно-зрелищных мероприятий (соревнований), за подготовку и участие в которых спортсмены, избравшие спорт в качестве профессиональной деятельности, получают вознаграждение в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан» [11].

В законе Республики Армения находим следующее определение: «Профессиональный спорт - деятельность, преследующая получение прибыли в области спорта, в которой участвуют профессиональные спортивные организации (лиги, клубы, команды), спортсмены, избравшие спорт в качестве профессии» [12].

Профессиональный спорт согласно ст. 55 отраслевого закона Республики Беларусь - «часть спорта, включающая предпринимательскую, трудовую и иную не запрещенную законодательством деятельность, направленную на достижение высоких спортивных результатов и связанную с получением вознаграждений (доходов) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них». В ст.56 «Субъекты профессионального спорта» под профессиональным спортсменом понимается «спортсмен, для которого занятие профессиональным спортом является основным видом деятельности, осуществляющий деятельность на основании трудового, гражданско-правового договора или в качестве индивидуального предпринимателя и получающий заработную плату и (или) вознаграждение (доход) за спортивную подготовку, участие в спортивных соревнованиях и достигнутые спортивные результаты» [9].

В соответствие со ст.22 «профессиональным спортсменом в Кыргызской Республике признается лицо, занимающееся спортом высших достижений в качестве основного вида деятельности и получающее за подготовку к соревнованиям и участие в них заработную плату или вознаграждение» [13].

Профессиональный спорт согласно п.11 ст.2 в ред. Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЭ (ред. от 29.07.18) рассматривается, как «часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований». Следует отметить, что рассмотренное понятие не отражает реальной картины социально-правовых и социально-экономических отношений, сложившихся на современном этапе развития профессионального спорта. Представляется ошибочным исключение в

нынешней редакции Федерального закона той части определения профессионального спорта, где говорилось о том, что за участие в соревнованиях и подготовку к ним «в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату». Несомненно, признак возмездности спортивной деятельности является важным критерием отнесения её субъектов к категории спортсмена-профессионала [18; 24; 34]. Однако не менее важным представляется, и тот факт состоит ли спортсмен в трудовых отношениях, поскольку их признаком согласно ч.1 ст.129 ТК РФ является получение заработной платы. Очевидно, что полноценным спортсменом-профессионалом может считаться то лицо, для которого спортивная деятельность является основным источником дохода и регулируется трудовым договором (контрактом) или договором гражданско-правового характера [3; 7; 34].

Контент-анализ отраслевых законов стран СНГ и ближнего зарубежья позволяет тем самым выделить следующие критерии профессионального спорта:

a) наличие трудовых отношений между спортсменом и работодателем;

b) возмездный характер спортивной деятельности (получение заработной платы);

c) спортивная деятельность является основным видом деятельности и основным источником дохода.

Наряду с рассмотренными выше трактовками спорта высших достижений и профессионального спорта представляется целесообразным определить черты любительского и массового спорта.

Согласно Всемирной хартии любительского спорта, принятой 3 августа 2017 г. в Риме на заседании Международного совета любительского спорта, любительский спорт - это спортивная деятельность физического или юридического лица, участвующего в спортивных соревнованиях не для извлечения прибыли, с целью достижения высоких спортивных результатов, путём сопоставления физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности. Любительские соревнования в трактовке хартии представляют собой мероприятия, проводимые под эгидой национальных советов любительского спорта, любительских спортивных организаций и иных организаций с целью достижения высоких спортивных результатов.

Следует также отметить, что в данном правовом акте представлено определение спортсмена-любителя, подразумевающее физическое лицо, для которого занятия спортом являются не основным видом деятельности, осуществляются без заключения трудового договора и не предусматривают получение вознаграждения (заработной платы) за подготовку к спортивным соревнованиям, участие в них и достигнутые результаты.

Таким образом, в рамках вышеназванной хартии любительский спорт означает все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие, направлены на совершенствование показателей физического и умственного развития и достижение высоких спортивных результатов.

Обратимся к законотворчеству наших соседей и партнёров по СНГ. Закон Республики Армения «О физической культуре и спорте» содержит следующее понятие любительского спорта: «любительский спорт -массовая спортивная деятельность, составляющая часть физического воспитания, средство выявления одаренных и перспективных личностей в разных видах спорта по предпочтению» [12].

В законе Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» п.2 ст.1 гласит: «любительский спорт - массовое спортивное движение, дающее физическим лицам возможность совершенствовать спортивное мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта» [11].

В ст. 3 закона Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» находим следующее определение: «Любительский спорт -часть спорта по укреплению здоровья людей посредством вовлечения населения в массовый спорт на добровольных основах» [15].

В определённой степени охарактеризовать любительский спорт позволяет анализ понятия «спортсмен-любитель» вследствие его прямого закрепления в законодательных актах. Так согласно ст. 1. закона Республики Таджикистан о физической культуре и спорте «спортсмен-любитель - спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий добровольное участие в спортивных соревнованиях или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой спортивной классификации или республиканским нормативам комплекса «Физическая культура и здоровье» [14].

Таким образом, разграничение спорта высших достижения на любительский и профессиональный спорт обусловлено особенностями правового статуса и социально-трудовых отношений, характером взаимодействия и социального партнёрства субъектов спортивной деятельности.

Подводя итоги анализа понятия «любительский спорт» следует выделить его специфические черты:

a) совершенствование спортивного мастерства;

b) раскрытие потенциальных возможностей человека;

c) выявление одаренных и перспективных спортсменов;

ф достижение высоких спортивных результатов.

Отдельно следует отметить, что представленные выше определения любительского спорта по своей коннотации отчасти содержат черты, присущие массовому спорту (спорту для всех). Для сравнения рассмотрим некоторые определения массового спорта в научной литературе и нормативно-правовых актах.

Массовый спорт, по мнению И.В. Понкина и А.И. Редькиной, представляет собой «сегмент сферы спорта, не относящийся напрямую к спорту высших достижений (хотя и сопряженный с ним) и характеризуемый массовостью вовлеченности в него заинтересованных лиц с самыми разными параметрами спортивной подготовленности, вовлеченности в участие в спорте, организованности таких спортивных занятий» [27].

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» массовый спорт является частью спорта, направленной на «физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» [28].

Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» определяет массовый спорт как «спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения» [11].

Массовый спорт (спорт для всех) согласно Закону Украины «О физической культуре и спорте» рассматривается как «деятельность субъектов сферы физической культуры и спорта, направленная на обеспечение двигательной активности людей во время их досуга для укрепления здоровья» [10].

В законе Республики Узбекистан находим следующее определение: «массовый спорт - часть спорта по физическому воспитанию, оздоровлению, развитию и вовлечению населения к занятиям физической культурой и спортом посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также физкультурно-массовых и спортивных мероприятий» [15].

Однако, на наш взгляд, отождествлять любительский спорт и массовый спорт неправомерно. Отличительной чертой массового спорта является доступность широкому кругу населения, тогда как любительский спорт содержит все атрибуты профессионального спорта - отбор спортсменов для комплектования сборных команд, участие в соревнованиях национального и международного уровня, достижение рекордов и др., за исключением правового статуса спортсмена-профессионала по причине отсутствия трудовых отношений с работодателем и получения заработной платы.

Так, например, Алина Загитова - заслуженный мастер спорта, победитель Олимпийских зимних игр 2018 г. в Пхёнчхане в соревнованиях по фигурному катанию на коньках в одиночном катании, серебряный

призёр в командных соревнованиях, чемпионка мира 2019 г. и чемпионка Европы 2018 г. - имеет статус спортсмена-любителя, как бы странно не звучало данное утверждение. Несмотря на то что фигуристка, по сути, ведёт образ жизни профессионального спортсмена, она, тем не менее, не состоит в трудовых отношениях с работодателем, её спортивная деятельность не регулируется трудовым договором. Вместе с тем Загитова является школьницей, учится в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» Департамента спорта и туризма города Москвы, а её тренировочный процесс осуществляется на отделении «Хрустальный» [35].

В подтверждение сказанного отметим, что все вышеперечисленные титулы Алина Загитова завоевала на соревнованиях, проводимых под эгидой Международного союза конькобежцев (13и). Согласно Конституции 13и все соревнования под его эгидой проводятся с целью развития и популяризации фигурного катания. Следует также добавить, что !ви является общественной некоммерческой организацией, которая осуществляет свою деятельность не для извлечения прибыли, а для удовлетворения потребностей граждан и общества в спортивной деятельности.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» «профессиональные спортивные соревнования - спортивные соревнования по командным игровым видам спорта, участие в которых направлено на получение дохода и одним из условий допуска спортсмена к которым является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом, если иное не установлено организатором таких соревнований для отдельных категорий их участников. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований» [32].

Таким образом, в зависимости от целевых мотивов спортивной деятельности спортивная подготовка Алины Загитовой и участие в соревнованиях по фигурному катанию на коньках проходят в рамках спорта высших достижений. Характер взаимодействия спортсменки с другими субъектами спортивной деятельности - тренером, Федерацией фигурного катания на коньках России, Центром спорта и образования «Самбо-70» и др. является формой социального партнёрства, а её социально-правовой статус можно определить как статус спортсмена-любителя или - в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» - как статус спортсмена высокого класса (п.23 ст.2): «спортсмен высокого класса - спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов» [32].

235

В заключение следует отметить, что в составе массового спорта в зависимости от особенностей социально-демографических групп можно выделить следующие конкретно-исторические виды: детский спорт, детско-юношеский, школьный, резервный, студенческий (университетский), рекреативно-оздоровительный спорт, спорт для лиц с ограничениями жизнедеятельности (спорт инвалидов), профессионально-прикладной спорт, спорт ветеранов [19, с. 42; 30, с. 19; 33, с. 31].

В свою очередь студенческий (университетский) спорт и спорт инвалидов, в зависимости от субъектного состава спортивной деятельности, целевых мотивов участников спортивных состязаний и уровня их спортивного мастерства, статуса соревнований, в которых они участвуют, можно в равной степени отнести к спорту высших достижений.

Например, спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта (FISU), в одинаковой мере следует отнести к студенческому (университетскому) спорту и спорту высших достижений. В силу последнего утверждения говорит наличие критериев отбора при формировании спортивных сборных команд, достижение спортсменами высоких спортивных результатов, установление рекордов, присвоение спортивных званий по итогам выступления на Всемирной летней и Всемирной зимней универсиаде и др.

Список литературы

1. Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: учеб. для студ. вузов / под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. - 687 с.

2. Булатова М. Мультикультурализм и олимпийский спорт / Наука в олимпийском спорте. - 2018. - № 2. - С. 4-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Васькевич В.П., Мигунова Е.С., Михайлова А.В., Челышев М.Ю. Договоры в сфере профессионального спорта и спорта высших достижений / под общ. ред. В.П. Васькевича, М.Ю. Челышева. - М.: Советский спорт, 2012. - 156 с.

4. Всемирная хартия любительского спорта [Электронный ресурс]. - URL: https://icas.world/ru/about/documents/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8% D1%8F%D0%A0%D1%83%D1%81.pdf, (дата обращения: 30.09.2019).

5. Высочина Н. Методология проведения психодиагностических исследований в олимпийском спорте // Наука в олимпийском спорте. - 2017. - № 1. - С. 82-90.

6. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 448 с.

7. Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2013. - 95 с.

8. Европейский манифест «Молодые люди и спорт» [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1543, (дата обращения: 14.07.2019).

9. О физической культуре и спорте: закон Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. №125-З (ред. от 09.01.2018) [Электронный ресурс]. - URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm, (дата обращения: 16.07.2019).

10. О физической культуре и спорте: закон Украины от 24 дек. 1993 г. №3808-Х11 (ред. от 28.02.2018) [Электронный ресурс]. - URL: https://kodeksy.com.ua/ka/o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm, (дата обращения: 16.07.2019).

11. О физической культуре и спорте: закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 228-V (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс]. - URL: https://kodeksy-kz.com/ka/o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm, (дата обращения: 16.07.2019).

12. О физической культуре и спорте: закон Республики Армения от 10 июля 2001 г. №ЗР-196 (ред. от 22.04.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=25204, (дата обращения: 16.07.2019).

13. О физической культуре и спорте: закон Кыргызской Республики от 21 янв. 2000 г. №36 (ред. от 16.02.2018) [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30248077, (дата обращения: 16.07.2019).

14. О физической культуре и спорте: закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. №243, (ред. от 16.04.2012) [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.parlament.tj/zakon-i-postanovlenie/zakon-respubliki-tadzhikistan-o-fizicheskoj-kulture-i-sporte/, (дата обращения: 16.07.2019).

15. О физической культуре и спорте: закон Республики Узбекистан от 14 янв. 1992 г. n 513-xii (ред. от 04.09.2015) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx/show_doc.fwx?rgn=79037, (дата обращения: 16.07.2019).

16. О физической культуре и спорте: закон Республики Молдовы от 25 марта 1999 г. №330-XIV (ред. от 30.11.2018) [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/service/doc.aspx?doc_id=30522835, (дата обращения: 16.07.2019).

17. О физической культуре и спорте: закон Республики Азербайджан от 30 июня 2009 г. №847-IIIQ (ред. 29.03.2019 г. №1552-VQD) [Электронный ресурс]. -URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30619843#pos=0;0, (дата обращения: 19.09.2019).

18. Леонов А.С. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития: дис...канд. юрид. наук. - М., 2009. - 210 с.

19. Леднев В. Как и на чём зарабатывают в индустрии спорта / Вестник РМОУ.

- 2014. - №4. - С. 38-49.

20. Мастерман Г. Спортивный маркетинг: красота спорта и энергичная деловая среда / Вестник РМОУ. - 2013. - №1. - С. 26-29.

21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

22. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

23. Международная хартия физического воспитания и спорта [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900833, (дата обращения: 14.07.2019).

24. Овчинникова Н.А. Правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации (общеправовой анализ): дис.канд. юрид. наук. - М., 2008.

- 204 с.

25. Переверзин И. И., Суслов Ф.П. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретический журн. - 2002. - № 5. - С. 63-69.

26. Платонов В., Есентаев Т. Организационно-управленческие модели подготовки спортсменов высокой квалификации в условиях политизации и коммерциализации олимпийского спорта // Наука в олимпийском спорте. - 2015. -№ 2. - С. 19-26.

27. Понкин И.В., Редькина А.В., Соловьёв А.А., Шевченко О.А. Государственное управление в сфере спорта: учеб. для магистров / науч. ред.: д.ю.н, проф. И.В. Понкин; предисл.: к.ю.н., доц. Д.И. Рогачёв. - М.: Буки Веди, 2017. - 485 с.

28. Починкин А. В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2007. - 52 с.

29. Рекомендация «Молодежь и спорт высших достижений» [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1544, (дата обращения: 14.07.2019).

30. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учеб. / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башаева. - М.: Советский спорт, 2013. - 464 с.

31. Спортивная хартия Европы. [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1542, (дата обращения: 14.07.2019).

32. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 04 дек. 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2019) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/12157560/, (дата обращения: 16.07.2019).

33. Шамардин А.И., Фискалов В.Д., Зубарев Ю.А., Черкашин В.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением: учеб. пособие / под общ. ред. В.Д. Фискалова. - М.: Советский спорт, 2013. - 464 с.

34. Шевченко О.А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути её реализации в России: моногр. - М.: Проспект, 2015. - 224 с.

35. Официальный сайт ГБОУ города Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» [Электронный ресурс]. URL: http://самбо-70.рф/sport/zapas/Khrystaln/sportsmen, (дата обращения: 16.07.2019).

Статья поступила: 11.10.19. Принята к печати: 30.10.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.