Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ'

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВО / НАУКА / ТЕХНИКА / СУБКУЛЬТУРА / ПРОИЗВОДСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИСКУССТВО / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алишерова Чолпон Базарбековна, Мамырбаева Нургуль Канатбековна

В статье рассмотрена структура пространства культуры с точки зрения ученых исследователей таких как: П.Флоренского, А.Я.Флиера, У.Зелинского. Отмечается многообразность, многоликость продуктов человеческой активности, которые создают разные виды пространства культуры. Также выделяются виды человеческой деятельности, охарактеризован деятельностный подход к проблеме структурированности культуры. Предложены культурологами различные варианты рассмотрения структурированности пространства культуры. В статье немалое место занимает концепция рассмотрения структурированности пространства культуры У.Зелинского в рамках классификации культуры на артефакты, социофакты и ментифакты. Изложена характеристика каждого вида классификации. Дано в изучении философии культуры - рассмотрение пространства культуры делением его на материальную и духовную культуру. Также говорится о сущности человека, включающего в себя природные и материальные свойства и качества. Упоминается о состав материальной культуры Влияние глобализации на пространство природы. Также изложен материал о духовной культуре, материально-производственной деятельности как ведущей области общественного бытия. Дается подразделение самого пространства на политическое, художественное, информационное, пространство досуговой деятельности. Выдвигается дальнейшая разработка данной проблемы как особая и важная задача ориентироваться в пространстве в современном техногенном мире и предвидеть пути постепенного развития пространства культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE STRUCTURE OF THE CULTURAL SPACE

The article examines the structure of the cultural space from the point of view of scholars such as: P. Florensky, A. Y. Flier, U. Zelinsky. The diversity, many-sidedness of the products of human activity, which create different types of cultural space, is noted. Also, the types of human are highlighted, the activity approach to the problem of structured culture is characterized. Culturologists have proposed various options for considering the structuredness of the cultural space. For example, ordinary culture, mastered by a person in the process of socialization, mass culture, which, in turn, was subdivided into subcultures.. The characteristics of each type of classification are stated. Given in the study of the philosophy of culture - consideration of the cultural space by dividing it into material and spiritual culture. It also talks about the essence of man, which includes natural and material properties and qualities. The conditionality of material culture by a variety of forms of matter, energy and information used by a person is considered. The inclusion of various means of material production in the composition of material culture is noted: energy and raw materials of inorganic or organic origin, geological, hydrological technologies of material production. It also presents material about spiritual culture, material production activities as the leading area of social life. The subdivision of the space itself into political, artistic, informational, and the space of leisure activities is given. The further development of this problem is put forward as a special and important task of orienting oneself in space in the modern technogenic world and foreseeing the ways of the gradual development of the cultural space

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК:130.2(04).

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ

Алишерова Чолпон Базарбековна

кандидат философских наук, доцент кафедры «Общественные науки» Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов им. У.Асаналиева Мамырбаева Нургуль Канатбековна преподаватель кафедры «Общественные науки» Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов им. У.Асаналиева

ON THE QUESTION OF THE STRUCTURE OF THE CULTURAL SPACE

Alisherova Cholpon Bazarbekovna

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences Kyrgyz State University of Geology, Mining and Natural Resources Development named after U.Asanaliev

Mamyrbaeva Nurgul Kanatbekovna teacher of the Department of "Social Sciences" Kyrgyz State University of Geology, Mining and Natural Resources Development named after U.Asanaliev

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена структура пространства культуры с точки зрения ученых исследователей таких как: П.Флоренского, А.Я.Флиера, У.Зелинского. Отмечается многообразность, многоликость продуктов человеческой активности, которые создают разные виды пространства культуры. Также выделяются виды человеческой деятельности, охарактеризован деятельностный подход к проблеме структурированности культуры. Предложены культурологами различные варианты рассмотрения структурированности пространства культуры. В статье немалое место занимает концепция рассмотрения структурированности пространства культуры У.Зелинского в рамках классификации культуры на артефакты, социофакты и ментифакты. Изложена характеристика каждого вида классификации.

Дано в изучении философии культуры - рассмотрение пространства культуры делением его на материальную и духовную культуру. Также говорится о сущности человека, включающего в себя природные и материальные свойства и качества. Упоминается о состав материальной культуры Влияние глобализации на пространство природы.

Также изложен материал о духовной культуре, материально-производственной деятельности как ведущей области общественного бытия. Дается подразделение самого пространства на политическое, художественное, информационное, пространство досуговой деятельности. Выдвигается дальнейшая разработка данной проблемы как особая и важная задача ориентироваться в пространстве в современном техногенном мире и предвидеть пути постепенного развития пространства культуры.

ANNOTATION

The article examines the structure of the cultural space from the point of view of scholars such as: P. Florensky, A. Y. Flier, U. Zelinsky. The diversity, many-sidedness of the products of human activity, which create different types of cultural space, is noted. Also, the types of human are highlighted, the activity approach to the problem of structured culture is characterized. Culturologists have proposed various options for considering the structuredness of the cultural space. For example, ordinary culture, mastered by a person in the process of socialization, mass culture, which, in turn, was subdivided into subcultures.. The characteristics of each type of classification are stated.

Given in the study of the philosophy of culture - consideration of the cultural space by dividing it into material and spiritual culture. It also talks about the essence of man, which includes natural and material properties and qualities. The conditionality of material culture by a variety of forms of matter, energy and information used by a person is considered.

The inclusion of various means of material production in the composition of material culture is noted: energy and raw materials of inorganic or organic origin, geological, hydrological technologies of material production. It also presents material about spiritual culture, material production activities as the leading area of social life. The subdivision of the space itself into political, artistic, informational, and the space of leisure activities is given. The

further development of this problem is put forward as a special and important task of orienting oneself in space in the modern technogenic world and foreseeing the ways of the gradual development of the cultural space.

Ключевые слова: культура, пространство, наука, техника, субкультура, производство, цивилизация, искусство, философия культуры, ресурсы.

Keywords: culture, space, science, technology, subculture, production, civilization, art, philosophy of culture, resources.

Введение

Деятельность человека многообразна, многолики продукты человеческой активности, в связи с чем создаются разные виды пространства культуры. Исследователи по-разному

рассматривают его. Приведем точки зрения некоторых из них.

Так, П. Флоренский выделяет три вида человеческой деятельности: практическую, теоретическую, литургическую. По нему: «В одном случае, это пространство наших жизненных отношений, и тогда соответствующая деятельность называется техникой. В других случаях, это пространство «мыслимое», и тогда мы имеем дело с философией и наукой. Наконец, третий разряд случаев лежит между первыми двумя. Пространство или пространства его наглядные, как пространства техники, и не допускают жизненного вмешательства как пространства науки и философии. Организация таких пространств называется искусством» [1].

Каждый вид имеет свои исходные «координирующие» понятия, которые влияют на «деятельность организации пространства: практическая деятельность выражает себя в производстве машин - орудий материальной культуры, теоретическая деятельность - в производстве понятий концептов, литургическая деятельность - в производстве орудий культа -святынь (Таинст.обрядов). Каждый вид обладает своими орудиями и пользуется ими в соответствии с целями. Соответственно виды пространства Флоренский называет пространством «техники», пространством «науки и философии» и на третье место он ставит «искусство».

Интересный вариант структурированности культуры предложил доктор философских наук А.Я. Флиер в своей работе «Очерки культурологии» [2]. В строении культуры он выделяет две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями занимает массовая культура.

В свою очередь, массовую культуру ученый подразделяет на субкультуры, число которых соотносит с «числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий)». В частности, им выделена субкультура сельских производителей (связанная с производством продуктов питания, традициями, верованиями, обрядами), субкультура

городских производителей (включающая производство орудий труда, предметы обихода, энергию, транспорт, связь, науку, медицину, эстетические ценности), элитарная субкультура (право, власть, армия, религия, философия, политическая мысль), криминальная субкультура (воровские притоны, места заключения, публичные дома, революционное подполье, тоталитарные секты, террористические бандформирования и т.д.).

Свою концепцию структурирования пространства культуры предложил представитель теории культурной географии США У.Зелинский. Он предлагает классифицировать культуру с учетом пространственного подхода на артефакты, социофакты и ментифакты. [3].

Артефакты — это те элементы культуры, которые напрямую связаны с жизнедеятельностью или, если говорить более обобщенно - вся обеспечивающая ее технология. Иными словами, это все инструменты, орудия и другие объекты антропогенного происхождения, производство во всех его аспектах; система поселений; транспортная система; системы собственности и землевладения; медицина, производство еды и питья, одежда и многие другие феномены.

Социофакты - это те элементы культуры, которые наиболее тесно связаны с межличностным общением: система семьи, политические институты, образование, социальный этикет, добровольные организации, рекреационное поведение и т.д.

Ментифакты - это в основном психологические и социально-психологические компоненты культуры, включающие религию и идеологию; основную систему этических и эстетических ценностей, философские концепции, язык, музыку, танец и другие виды искусства, фольклорные традиции. Ментифакты, по мнению У.Зелинского, - наиболее существенный сегмент культуры, связывающий воедино всю культурную массу.

В философии культуры в настоящее время общепринято следующее структурирование пространства культуры. [4]. При рассмотрении культуры в широком плане культура включает в себя как материальные, так и духовные реальности, созданные творческим трудом человека. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством. В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он создает и потребляет как

материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дорого и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство.

В материальную культуру можно отнести артефакты разнообразных типов и форм трансформированные, превращенные в вещь т.е. предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека.

Как известно, что в материальную культуру входят разнообразные результаты материального производства. К ним можно перечислить энергетические и сырьевые ресурсы в различных видах происхождения: органическом,

неорганическом. Также геологические, гидрологические атмосферные составляющие технологии.

Нельзя не отнести к разнообразным средствам материального производства орудия труда от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов, различные средства потребления и продуктов материального производства, разнообразие видов материально-производственной, практической деятельности человека. В вышеуказанный вид культуры считаем также нужно отнести производственные отношения в сфере технологии производства.

В состав материальной культуры входят также все виды материальных ценностей -архитектурные, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты, памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т.п.

Совокупность результатов духовной деятельности с одной стороны, саму духовную деятельность с другой, считаем назвать духовной культурой. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания, то есть все продукты интеллектуальной, духовной

деятельности человека.

Все виды жизнедеятельности субъектов вместе с их более или менее развитой материально-вещественной инфраструктурой воплощаются в материальной и духовной культуре. Во всех разновидностях пространства человеческой деятельности не только внешняя, но и внутренняя, содержательная форма во многом зависит от специфических свойств той сферы деятельности, которая в конечном счете порождает эти формы. В соответствии с этим можно, на наш взгляд, пространство культуры структурировать следующим образом.

Ведущей областью общественного бытия является материально-производственная

деятельность, осуществляющаяся в

производственном пространстве.

Производственные отношения включают неисчислимое множество производственных процессов, каждый из которых характеризуется собственной пространственной локализацией. Соединяясь сложными взаимосвязями эти конкретные пространственные структуры образуют производственное пространство. В свою очередь, на наш взгляд, производственное пространство включает в себя экономическое пространство, технологическое пространство, пространство быта.

Пространство духовной культуры можно подразделить на политическое пространство, художественное пространство, образуемое произведениями искусства литературы, а также информационное пространство, пространство досуговой деятельности.

Выводы. Пространство культуры, пройдя ряд этапов в своем развитии, к настоящему времени все больше глобализируется, все больше тесня и сокращая пространство природы. Происходит это в результате человеческой деятельности. В зависимости от ее вида, пространство культуры необходимо структурировать следующим образом: материальная культура, духовная культура - и далее, по видам деятельности. В современную эпоху, когда проблемы глобального масштаба, затрагивающие глубинные основы человеческой цивилизации, выдвинулись на первый план, анализ проблем освоения человеком пространства приобретает особую значимость. В связи с этим возникает необходимость дать следующее определение пространства культуры: понятие пространства культуры включает в себя единство материального и духовного субстрата общества, отражает как материальную, так и духовную сторону жизнедеятельности общества, отражает пространственный аспект функционирования и развития общества. Понятие «пространство культуры» отражают пространственную сторону развития общества, связанную как с вещным и предметно-деятельным его существованием, так и с его духовным развитием.

Дальнейшая разработка данной проблемы является важной задачей, так, как позволит быстро, точно адекватно ориентироваться в пространстве современной техногенной цивилизации и предвидеть пути дальнейшего развития пространства культуры.

Использованная литература:

1. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. -М.,2003. -С.55.

2. Флиер А.Я. Очерки культурологии //Наука о культуре: итоги и перспективы.Вып.2. -М.,2009.

3. Мордюков П. Культурная география (общественная потребность и опыт

развития)//Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -М.,2006. -вып.3.-С.72.

4. Культурология / Под ред. А. Радугина. -М.: Центр,2010. -с.65.

5. Гуревич Н.С. Философия культуры. -М. Нота Бене,2011. -352с.

6. Наука о культуре: Итоги и перспективы: Информационно-аналитический сб.-М.,2016

7. Юм Д. трактат о человеческой природе //Сочинения. -Т.1-М.,2004. -С.131.

8. Лейбниц Г.В. Труды по философии науки. -М.,2010. -С.126.

9. Хайдеггер М. Бытие и время /Пер. с нем. В.В.Бибихина. -М.,2010. -87с.

10. Философский энциклопедический словарь /Ред.сост.Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А. Лутченко.-М.,2007.-С.336.

11. Гуссерль Э. Логические исследования.Т.2.-М.,2001.-С.97.

12. Потемкин В.К., Симаков А.Л.Пространство в культуре мира.-Новосибирск,2001.-С.14-15.

УДК 101

ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ХРИСТИАНСТВА

Надеева М.И.

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

Россия, 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68

BASIS OF THE MORAL AND ETHICAL DOCTRINE OF CHRISTIANITY

Nadeeva M.I.

Kazan State University, 68 K. Marks St, Kazan, 420015, Russia

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются истоки развития христианских этико-философских традиций. Показывается, что морально-этическая проблематика занимает одно из главных мест среди ценностей христианства. Основы христианской этики, писанные в Библии, имеют характер вечных ценностей и воздействуют на духовную жизнь людей во все дальнейшие исторические эпохи. Христианство сформировало смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской, в том числе русской культуре.

ABSTRACT

The origins of the development of Christian ethical and philosophical traditions are considered. It is shown that moral and ethical issues occupy one of the main places among the values of Christianity. The foundations of Christian ethics, written in the Bible, have the character of eternal values and influence the spiritual life of people in all subsequent historical epochs. Christianity formed the meanings of nature and human existence. These meanings were based on the justification of human creativity and freedom, which could not but affect the entire European, including Russian, culture.

Ключевые слова: христианская философия, морально-этическое учение, традиция, культура, духовные ценности.

Keywords: christian philosophy, moral and ethical doctrine, tradition, culture, spiritual values.

Истоки морально-этического учения христианства содержатся в Священном Писании и Священном Предании, в трудах отцов церкви, в работах христианских мыслителей, которые стали основным источником данной статьи.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Личность основателя имеет огромное значение для христианской религии. Гораздо более чем в остальных религиях, у истоков которых стоят известные исторические персонажи. Отличие это фундаментально уже потому, что Христос является не просто пророком, посланцем Бога, лучшим из людей, а самим Богом.

Христианскую версию о жизни, деятельности и учения Иисуса Христа мы узнаем из трех видов источников. Первый вид - это канонические книги Нового Завета. Они называются каноническими потому, что их текст был признан «богодухновенным» (то есть написанным под диктовку Бога) и утвержден на Трулльском соборе (692 г.). Неканонические сочинения не считаются «богодухновенными», но и не отвергаются христианскими церквами. Это «Евангелие от Никодима», «Первоевангелие Иакова - еврея»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.